Дешевая-обувь.рф

Как правильно бегать: бег для начинающих. Что такое эстафетный бег


Эстафетный бег

Эстафетный бег

История эстафетного бега

Эстафета - название, заимствованное из итальянского языка, где слово «staffa» означает «стремя». Легко понять, что в прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставлять донесения, гонцам приходилось менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», - это позволяло сохранить максимальную скорость передвижения.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые эстафетный бег был включен в программу Игр IV Олимпиады (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции - 200+200+400+800 м. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.) спортсмены разыгрывали медали уже в двух классических эстафетах - 4x100 и 4x400 м. Победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с). В дальнейшем золотые награды в эстафетном беге на Олимпийских играх обычно завоевывали американские спортсмены. Успешно выступали в эстафете и советские бегуны. На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4x100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) - победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед.

Эстафетный бег 4x100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4x400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4x100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр. В 1993 г. сборная команда России на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) заняла первое место, а на Олимпийских играх в Пекине (2008 г.) наши девушки сенсационно завоевали золотые медали (42,31 с).

Еще более успешно наши легкоатлетки выступают в эстафете 4x400 м, которая впервые была проведена на Олимпийских играх 1972 г. Советские спортсменки побеждали в этой дистанции эстафетного бега на Играх 1980 и 1988 гг. и чемпионате мира 1991 г., а российские бегуньи выиграли чемпионат мира 1999 и 2005 гг. Установленный нашими спортсменками на этой дистанции мировой рекорд (3.15,17 с, Сеул) остается непревзойденным уже более 25 лет.

На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) у мужчин в эстафете 4x100 м с новым мировым рекордом (36,84 с) победила команда бегунов из Ямайки. В мужской и женской эстафете 4x400 м первыми были представители США. Наша женская команда стала второй, а мужская - пятой.

Техника эстафетного бега

Техника эстафетного бега: А - держание эстафетной палочки на старте; Б - стартовые положения бегунов, принимающих эстафету; В - момент передачи эстафеты; Г - передача эстафетной палочки: 1) прием эстафеты «сверху-вниз»; 2) прием эстафеты «снизу-вверх»

Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Классические эстафеты - 4х100м и 4х 400 м -проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Наряду с эстафетным бегом по дорожке стадиона эстафетные соревнования проводятся по улицам города с этапами разной длины.

Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4x100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.

Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона (зона передачи). Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием - в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания - когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку. Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий - четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.

Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.

Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.

Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.

Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.

Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.

Ошибка, часто встречающаяся у принимающего, - поиск палочки рукой. Следует по команде передающего вытянуть руку назад и держать ее четко, без каких-либо движений.

Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.

При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий - точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.

Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.

Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4x100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.

Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.

Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках - 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем - 130, на четвертом - 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).

Последовательность решения задач при обучении технике эстафетного бега и их методическую направленность

Задача 1. Ознакомить с эстафетным бегом и создать у занимающихся представление о технике передачи эстафеты

Применяемые средства

Методические указания

а) Краткая характеристика видов эстафетного бега

Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России

б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки

Показать технику передачи на различной скорости.

Показ сопровождать анализом техники с использованием видео

Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя

Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.

По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом

б) То же, но по сигналу передающего

Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи

в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге

Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно

г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя

Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему

д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего

Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися

Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету

Применяемые средства

Методические указания

а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация

Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего

б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой

Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком

в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот

Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.

Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища

г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки

Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь

Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах

Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек

б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи

Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме

в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи

Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости

г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего

Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу

Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств

При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем - 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III - наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу

б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне

Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи

в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий

Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра

г) Командный бег «на результат»

Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)

Уметь правильно держать и передавать (снизу и сверху) эстафетную палочку на месте и в движении.

  1. Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
  2. Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
  3. Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

  1. Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
  2. То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
  3. Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
  4. Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
  5. Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
  6. Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
  7. Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их исправления

Ошибки

Способ устранения

1. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафеты

Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища

2. Передающий бежит с палочкой в вытянутой руке

Вытягивать руку только после того, как есть убежденность в готовности принимающего принять эстафету. Команду «Хоп» подавать при приближении на 1-1,3 м

3. Принимающий эстафету не фиксирует опущенную для приема руку, а передающий неточно вкладывает палочку в руку партнера

Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.

Имитировать передачу на месте или в медленном беге

4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку

Проводить больше тренировок в условиях стадиона, по стандартным разметкам «коридора»

5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу

Уточнить контрольную отметку, сделать несколько пробежек в парах без эстафетной палочки

Читайте также

sportguardian.ru

"Эстафетный бег" доклад - физкультура, прочее

В работу входят:

1)Понятие эстафетного бега.

2) История 

3) Виды эстафетного бега

Просмотр содержимого документа «"Эстафетный бег" доклад»

«Эстафетный бег»

Эстафетный бег - определение.

Эстафетный бег – один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один спортсмен, а команда из нескольких спортсменов.

Конечный результат зависит от слаженности и подготовки спортсменов в команде. Как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды - вот основная задача каждого из членов команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных и пронесет эстафетную палочку от старта до финиша. Иногда вместо палочки используется эстафетная лента.

История.

Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в IXX веке. Он был включен в программу уже IV Олимпийских игр. Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят не только на Олимпиаде, но и на менее крупных соревнованиях.

Виды эстафетного бега:

Официальные эстафеты для женщин и мужчин:

4 на 100,

4 на 400,

4 на 800 м;

  • Официальная эстафета для мужчин – 4 на 1500 м;

  • Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;

  • «Шведская эстафета» – 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;

  • Любительские, школьные эстафеты – дальность этапов выбирается организаторами.

В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей беговой дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Существуют такие эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке.

Эстафетная палочка

Одной из главных задач бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости.

Палочки могут быть деревянные или металлические. Длина палочки достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку.

Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Расстояние между бегущими во время передачи эстафеты равняется длине вытянутых рук принимающего и передающего палочку. Палочка может передаваться или снизу вверх или сверху вниз. Участник, принимающий эстафету, стартует с низкого или высокого старта. Скорость, синхронность шагов, степень разгона, ритмичность бега, слаженность передачи палочки участниками, все это залог победы команды.

kopilkaurokov.ru

Что такое спортивная эстафета? Легкая атлетика. Виды спорта :: SYL.ru

Спортивная эстафета - это соревнование в виде совокупности определенных командных дисциплин. Характерная ее особенность — прохождение участниками поочередно этапов с передачей от одного к другому очереди перемещения по дистанции.

Как это выглядит

Переход между этапами происходит везде по-своему. Например, легкая атлетика предполагает передачу эстафетной палочки либо ленты, лыжный спорт — быстрое физическое прикосновение рук атлетов смежных этапов. В водных видах спорта - это касание пловцом бортика бассейна. Общий смысл эстафеты, соблюсти который стремится команда, — добраться до финиша быстрее всех.

Само слово "эстафета" французского происхождения. Связано оно со скорой конной почтой (посылкой нарочных гонцов). В наши дни это отдельный зрелищный вид спорта, пользующийся огромной популярностью. Эстафета является составной частью программы соревнований спортсменов-профессионалов в плавании, биатлоне, конькобежном спорте и спортивном ориентировании. Ну и легкая атлетика, конечно же, держит здесь пальму первенства. Помимо того, очень популярны спортивные мероприятия в виде эстафеты, проводимые на любительском уровне как для взрослых, так и для детей.

Более ста лет подряд эстафета связана с олимпиадами. С 1900 года проводятся олимпийские соревнования в виде эстафеты по плаванию, с 1908 года — по легкой атлетике, с 1936 года - по лыжному спорту. Рассмотрим подробнее различные виды эстафет.

Бег - эстафета

Легкоатлетическая эстафета — захватывающее зрелище. Чаще всего ею завершают программу соревнований. Происходит она, как правило, на стадионе и вызывает настоящий шквал эмоций.

Легкоатлетическая эстафета - отличное средство укрепления командного духа и сплочения спортсменов. Любой, кто хоть однажды участвовал в ней (например, на школьных уроках физкультуры), навсегда запомнит непередаваемое чувство бурлящего адреналина. В таких условиях спортсменам особенно важно уметь сохранять выдержку и дисциплину полностью в течение этапа.

Эстафеты бывают разными. Классические дистанции для большинства соревнований — 4 х 100 м и 4 х 400 м. Если соревнуются любители, организаторы вправе выбирать дистанцию самостоятельно. Таким образом, спортсмены могут соревноваться как на отрезках 4 х 60 метров, так и на этапах 4 х 800 метров.

Другая разновидность эстафет именуется шведской. Ее отличие — в прохождении участниками этапов разной длины. Чаще всего длина дистанции уменьшается от этапа к этапу, например, она может быть в виде отрезков длиной 800, затем 400, затем 200 и 100 метров.

В уличных эстафетах, которые устраиваются в связи с каким-либо праздником (чаще всего 9 Мая), жестких дистанций не существует. Этапы там обычно привязаны к длине и расположению улиц и зависят от маршрута, разработанного организаторами.

Правила бега в эстафете

Спортивная эстафета всегда бывает организована по четко регламентированным правилам. Ключевой момент эстафетного бега — передача палочки. Если спортсмен случайно выронит ее, ему придется обязательно ее поднять и передать следующему участнику. Как правило, зона или участок, на котором происходит передача эстафетной палочки, имеет протяженность около 20 метров. Ее чаще всего выделяют белой линией. Соревнующиеся спортсмены начинают разгоняться за десяток метров до начала обозначенного коридора.

В ходе официального соревнования в дисциплине 4 по 100 метров от участников требуется строго придерживаться своей дорожки. В легкоатлетической эстафете на более длинную дистанцию (400 метров) разрешается соблюдать это правило только на протяжении первого круга и начального виража (т. е. первых 100 метров) второго. В случае перехода спортсмена на чужую дорожку дисквалифицируют всю команду.

Помогать друг другу спортсменам запрещается. Уронивший эстафетную палочку должен поднять ее обязательно сам. Пробежавшему свою дистанцию атлету не разрешается покидать дорожку до окончания пробега всей своей команды.

Азы эстафетной техники

К ним относятся приемы передачи эстафетной палочки, что делается в одном из двух вариантов. Либо спортсмен на протяжении дистанции перекладывает палочку в ту руку, в которой ему удобнее ее держать, либо неизменно несет ее в одной и той же руке — в той, в которую вложил палочку участник предыдущего этапа. Так чаще всего поступают при беге на короткие дистанции, чтобы сэкономить время.

Другой ключевой момент, который спортсменам требуется тщательно отработать для успешного выступления — определение точного места для начала разгона. Оттачивание данного важного навыка происходит на протяжении немалого числа тренировок.

Вытягивать руку с эстафетной палочкой бегун начинает уже в середине своего этапа. Он может предупредить принимающего голосом. Ожидающий приема палочки спортсмен должен держать руку отведенной назад с опущенной кистью и направленным к бедру большим пальцем. Только в этом случае у передающего получится удачно вложить эстафетную палочку в ладонь принимающего.

При передаче ее важно соблюдать оптимальную скорость, которая должна быть примерно одинакова у того и другого спортсмена в зоне передачи.

Спортивная эстафета невозможна без активного участия тренера, главной задачей которого для обеспечения успеха служит правильный подбор участников в эстафетную команду. Выбирая спортсменов для участия в соревнованиях, опытный тренер учитывает личные показатели каждого из них, умение достичь согласованности бегунов между собой, хорошую отработку техники при передаче палочки и наличие командного духа. Победу способна дать лишь слаженная работа всех участников легкоатлетической четверки.

Эстафета в плавании

Плавание необычайно популярно у спортсменов-профессионалов и любителей. Существует множество его видов и техник. Плавание может быть спортивным, оздоровительным, игровым, фигурным (синхронным или художественным), а также подводным. Спортивное плавание предполагает участие в состязаниях, организованных по утвержденным правилам. Классический вид состязаний по плаванию — преодоление стандартной дистанции бассейнов в 25 или 50 метров.

Само плавание ведется строго определенным стилем — кролем на груди или спине, брассом или же баттерфляем. Эти способы различаются по скорости и технике исполнения. Под вольным стилем подразумевается, что пловец может выбрать любой из имеющихся стилей и даже менять его во время прохождения дистанции. На практике все спортсмены выбирают кроль на груди как самый быстрый и результативный из стилей.

Дистанции в соревнованиях по плаванию могут быть самыми разными — от 50 до 800 метров для женщин и до 1500 метров для мужчин. Существует и комплексное плавание, заключающееся в прохождении поочередно одинаковых дистанций различными стилями в строго определенной последовательности.

В таком виде спорта, как плавание, эстафета существует в виде прохождения командой пловцов четырех дистанций по сто или по двести метров. Каждый из четырех пловцов проходит поочередно по одинаковому отрезку в 100 либо 200 м вольным стилем. Если же речь идет о комбинированной эстафете, пловцы поочередно демонстрируют один из четырех способов в строго определённой последовательности.

Эстафета начинается стилем кроль на спине, продолжается брассом, после него баттерфляем и заканчивается вольным стилем.

Всемирная летняя эстафета - Универсиада, проходившая в июле 2013 года в Кванджу (Южная Корея), продемонстрировала всему миру успехи российских спортсменов в эстафете по плаванию. Женская команда российских спортсменок в комбинированной эстафете заняла четвертое место.

Мужская эстафета особенно порадовала болельщиков. Наша команда мужчин-пловцов обошла американцев и японцев. Успех принесла спортсменам комбинированная эстафета 4 по 100 м.

Плавание и бег - не единственные виды спорта, где можно выступать группой.

Биатлон: эстафета

Командные состязания — непременная составляющая этого вида спорта. Входят в команду биатлонистов, которой предстоит эстафета, женщины, мужчины, юноши и девушки — юниоры и юниорки, и состоит она из четырех или трех человек. Каждому из спортсменов предстоит пройти свой собственный этап, на котором расположены два огневых рубежа.

Какие же дистанции имеет в таком виде спорта, как биатлон, эстафета? Мужчины проходят расстояние 7,5 километра, для женщин оно равно 6 километрам. На старт выходят одновременно по представителю каждой команды. После прохождения своего этапа они отдают эстафету следующему спортсмену. На первом огневом рубеже биатлонистам предстоит вести стрельбу из лежачего положения, на втором — стоя.

Места возле мишеней распределяются по стартовым номерам. У всех спортсменов на каждую стрельбу имеется по 3 запасных патрона. При преждевременном их расходе за незакрытые мишени положен штрафной круг протяженностью 150 метров.

Олимпийские соревнования в биатлоне

В биатлоне эстафетные состязания являются старейшими. Впервые олимпийские игры, в которых принимали участие мужчины-биатлонисты, состоялись в 1968 году. Женщины участвуют в олимпийских эстафетах по биатлону с 1992 года.

Данное командное состязание в биатлоне именуется "смешанная эстафета". Ее включают в программу чемпионатов и Кубка мира, в том числе и по летнему биатлону.

Но это не только спорт. Эстафета необычайно популярна у любителей всех возрастов — от детей до пенсионеров. Для подростков и молодёжи существует великое множество разновидностей спортивных эстафет. Многие из них взяты на вооружение тренерами спортивных школ, учителями физкультуры, организаторами спортивных мероприятий в летних оздоровительных лагерях.

Любительские эстафеты

Как же можно организовать веселые и увлекательные соревнования-эстафеты для детей и подростков? Например, в летнем лагере? Такие командные соревнования, имеющие частью игровой, частью спортивный характер, носят обычно название «веселых стартов». Участвуя в них, дети имеют возможность продемонстрировать ловкость, быстроту и физическую силу. На таких соревнованиях обычно царит здоровый дух соперничества и бушуют нешуточные эмоции.

Для детей помладше, как правило, бывают организованы сюжетно-тематические эстафеты. Группе игроков или отдельному участнику выдается определенное задание. Состязание проходит в игровой форме, чаще всего в виде поединков разной степени сложности.

Если планируется детская спортивная эстафета, организаторы комплектуют команды от двух игроков и более, подбирая для них равное число участников, а также стараясь распределить поровну девочек и мальчиков. Каждая команда получает яркое запоминающееся название.

Подготовка к эстафете в летнем лагере

Готовится площадка и нужный инвентарь (речь идет о скакалках, мячах, кеглях, обручах). Заранее требуется пригласить или назначить судей, помощников, договориться о правилах состязаний, критериях оценки и штрафных очках. Понадобится изготовить табло, транспаранты и лозунги для болельщиков, а также награды чемпионам и утешительные призы аутсайдерам.

На торжественном открытии эстафеты команды выходят и строятся в заранее определенном порядке. После обращения главного организатора соревнований командами произносится приветствие, затем представляют арбитров. Важным элементом церемонии открытия эстафеты в летнем детском лагере является подъем флага и по возможности процесс зажжения "олимпийского" огня.

После показательного выступления профи (как правило, это опытные спортсмены постарше) участникам объясняют правила будущих состязаний, затем команды под бурные приветствия болельщиков выходят на старт и строятся. Удачным ходом со стороны организаторов будет бодрящее музыкальное сопровождение, зажигательные с юмором комментарии, характерные для каждой команды детали костюмов и, конечно же, активная поддержка игроков болельщиками.

Инструкторам, подготавливающим летний лагерь к эстафете, можно посоветовать для экономии времени заранее обозначить на стендах правила, приготовить нужные знаки и таблички, нанести на площадку постоянную разметку в виде линий, кругов, квадратов. Заранее следует позаботиться об исправности инвентаря, особенно мячей.

Игровых команд следует организовывать как можно больше, чтобы были задействованы все участники. Никто не должен остаться стоять в стороне. Хороший инструктор найдет способ побудить детей к сотрудничеству и поднять командный дух.

Как правильно организовать эстафету

Следует заранее договориться о том, какие знаки и команды будут использоваться. Например, поднята левая рука — требование тишины. Резкая трель свистка — старт либо финиш. Используйте махи рукой или заранее оговоренные жесты. Маршрут эстафеты должен быть спланирован заранее и проходить по открытому пространству (не вдоль стен). Игрокам должно хватать места, чтобы вернуться с дальнего конца дистанции.

Если в команде набралось слишком много участников, следует разделить ее на две группы поменьше. Игроков нужно периодически менять местами друг с другом. Если участвует нечетное количество детей, кому-то из меньшей команды придется бежать дважды.

Сами эстафеты организуются с различными предметами и без таковых. Они могут быть простыми и сложными. Сложность и дистанция целиком и полностью зависят от возраста и уровня спортивной подготовки игроков. К простым относятся те, в которых все игроки выполняют одинаковое задание, например, ведение мяча, бег на нужную дистанцию, перетаскивание какого-либо груза. В сложных эстафетах вариантов заданий более двух, а также может присутствовать полоса препятствий.

Они могут делиться на произвольные и эстафеты со строгими правилами. По виду передвижения игроков эстафеты могут быть встречными, линейными, круговыми. Игроки могут выполнять задание по цепочке, шеренгами или колоннами. Также они делятся на коллективные и индивидуальные. В последних каждый участник выполняет нужное действие по очереди. В коллективных движение происходит группами и успех зависит от слаженности действий команды в целом.

Какими бывают эстафеты для детей

Вариантов веселых эстафет существует великое множество. Рассмотрим некоторые из них.

Встречная эстафета

Каждая из двух команд игроков делится пополам. Участники строятся лицом к лицу за размеченными линиями. Те, кто возглавляет противоположные команды на одной из сторон, получают эстафетные палочки или небольшие мячики. По сигналу они начинают обегать шеренгу игроков, передавая эстафету крайнему игроку своей команды, стоящему напротив. Затем - следующему и т. д. Окончанием эстафеты служит момент, когда обе команды займут место друг друга. Побеждает команда, оказавшаяся самой быстрой.

Круговая эстафета

Несколько команд (от трех до пяти) выстраиваются в виде лучей солнца или спиц колеса по кругу лицом в одну и ту же сторону. Крайние от центра колеса держат эстафетные палочки. По свистку они начинают бегать по кругу, передавая эстафету ожидающим их крайним игрокам своей команды, а сами становятся в свою шеренгу с другого края (в середину круга). При этом вся шеренга делает полшага наружу от центра. Заканчивает эстафету каждая команда в тот момент, когда начавший игру вновь окажется с внешнего края и поднимет эстафету вверх.

Большая эстафета

В ней участвуют три команды. В центре площадки ставится большой флаг, по четырем углам - флажки поменьше. Команды выстраиваются в колонны рядом с линией старта. По свистку игрок обегает каждый из четырех флажков и снова бежит на старт. Побеждает команда, чей завершающий раньше всех обежит флажки. Затем он направляется к центральному флажку и стучит по нему эстафетной палочкой.

Эстафета с мячом

Две параллельные колонны игроков, стоящих в одном-двух шагах друг от друга, передают из рук в руки мяч определенным образом от начала к концу и обратно. Таких повторений происходит несколько. Выигрывает команда, раньше другой закончившая передачу.

Поезд

Колонны игроков также строятся параллельно друг другу, метрах в 10 от них ставятся стойки. По команде первые игроки бегут к стойкам, огибают их, возвращаются к старту и бегут мимо своей команды. Обогнув колонну сзади, они возвращаются к стойкам, но на уровне стартовой черты их обхватывают за пояса вторые игроки, на следующем витке к ним присоединяются третьи и т. д. То есть вся группа - поезд с вагончиками. Побеждает команда, последний вагончик которой раньше других пересечет стартовую линию.

www.syl.ru

Эстафетный бег » все о беге на begayou.ru

Самый зрелищный вид на всех легкоатлетических турнирах, состязание, объединяющее группу людей и поднимающее командный дух, тот вид бега, когда адреналин в крови зашкаливает, — все это про эстафету. Кто хоть раз в жизни бегал ее, неважно, на уроках физкультуры либо крупных соревнованиях, навсегда запомнит свое состояние. Но эмоции здесь могут оказать плохую услугу – прежде всего, требуется точно соблюдать правила эстафетного бега, показывая безупречную технику.

Виды эстафетного бега

Традиционными эстафетными дисциплинами считаются 4х100 м, а также 4х400 м – именно они входят в программу практически всех официальных соревнований. На некрупных, любительских или, к примеру, школьных стартах, длина дистанции может меняться в любых пределах: 4х60, 4х200, 4х800 – вариантов масса.Существует еще одна разновидность командного состязания, проводимая на дорожках стадиона, — шведская эстафета. Ее суть сводится к прохождению дистанций разной протяженности. Чаще всего изменение идет в сторону уменьшения. Наиболее известная «шведка» — 800 м + 400 м + 200 м + 100м.В последнее время часто встречаются эстафеты, проводимые по улицам города. Обычно они организуются в честь какого-либо памятного события или городского праздника. Количество этапов и их протяжность в этом случае сугубо индивидуальны – все зависит от протяженности улиц и фантазии организаторов.

Правила эстафетного бега

Все внимание в этой дисциплине лежит на эстафетной палочке. Легкоатлет обязан донести ее в целости до коллеги, бегущего следующий этап. Если передающий потерял палочку, он обязан поднять ее, оставаясь в пределах своей дорожки.Протяженность зоны передачи эстафетной палочки равна 20 м. Она ограничена на стадионе белыми линиями, проходящими поперек дорожек. Бегуну, который палочку принимает, правила разрешают начать разгон на расстоянии 10 м от данной зоны.В эстафете 4х100 м, равной одному кругу стадиона, спортсмены бегут по своим дорожкам. На дистанции 4х400 м легкоатлеты обособленно пробегают лишь начальный круг, а также один вираж (100 м) второго этапа. Переход со своей на чужую дорожку исключается. В случае нарушения вся команда дисквалифицируется.В процессе передачи палочки бегунам строго запрещается каким-либо образом друг другу помогать. Атлету, пробежавшему свой этап, нужно оставаться на своей дорожке, пока не освободятся остальные.

Техника эстафетного бега

Обучение эстафетному бегу потенциального члена команды тренеры всегда начинают с азов – изучения техники передачи эстафетной палочки. Имеют место варианты, когда она перекладывается во время прохождения дистанции в удобную руку и когда она остается в той, которой легкоатлет принимал палочку. Последний метод применяется в коротких эстафетах, когда скорость спортсмена достаточно высока, и любое лишнее движение может украсть драгоценные десятые и сотые доли секунды.Чтобы передача осуществилась в пределах коридора, от спортсмена требуется точно рассчитать отметку, с которой он начнет разбег. Как правило, на это уходит ни одна тренировка. Контрольная метка служит ориентиром, при приближении к которому одного бегуна второму необходимо начать движение.Добежав до середины, спортсмены должны приблизиться друг к другу на расстояние вытянутых рук и осуществить передачу палочки. Услышав голосовой сигнал от напарника, принимающий должен отвести руку назад, чтобы ладонь была направлена вниз, а большой палец — к бедру. В это время первый сам вкладывает палочку в его руку.Спортсмены должны пробегать коридор с примерно одинаковой скоростью, иначе, либо передающий начнет обгонять принимающего, мешая ему схватить палочку, либо принимающий убежит от передающего, выйдя за ограничительную черту.

Главная задача тренера – грамотно подобрать участников команды. Шансы на победу появятся только тогда, когда будут соблюдены следующие условия:

  • высокие индивидуальные достижения спортсмена на конкретной дистанции;
  • согласованность всех участников;
  • идеальная техника передачи палочки;
  • общность и целостность коллектива.

Только когда группа людей станет настоящей командой, все члены которой отвечают друг за друга, придут реальные победы, и успех не заставит себя ждать.

begayou.ru

Анализ техники эстафетного бега

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

· эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4х400 м — это классические виды, входящие в состав Олимпийских Игр;

· эстафеты на дистанции 4х200м, 4х800м, 4х1500м и более, а также шведские эстафеты, например100м+200м+300м+400м;

· эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка — все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

— показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

— надежность передачи эстафетной палочки;

— согласованность действий партнеров команды;

— целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4 х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II — 130 м, на III 130 м, на IV — 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15 метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80—1,90 секунд у мужчин и 2,05 – 2,15 секунд у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15 — 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1—0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 1). Для того, чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Рис. 1. Держание эстафетной палочки при низком старте

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу — вверх и сверху—вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу—вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 2).

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху—вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 3).

Рис. 2. Передача эстафетной палочки снизу

Рис. 3. Передача эстафетной палочки сверху

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты.

После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке, и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т. е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу (рис. 4).

Рис. 4. Бег в зоне передачи эстафеты

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты, не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 5).

Рис. 5. Положение бегунов, принимающих эстафету на старте

Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки — как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Рис. 6. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 6). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

В эстафетном беге 4х400 м чаще всего передают палочку из правой в левую руку, а во время бега по дистанции спортсмен перекладывает палочку из левой руки в правую. Принимающий обычно стоит левым боком к передающему, вытянув навстречу бегущему партнеру левую руку с повернутой вверх кистью.

mykonspekts.ru

Тренировка по легкой атлетике

Наиболее распространенными спринтерскими эстафетами являются 4x100м, 4x200м, 4x400м. Эстафетный бег — это командное соревнование. Успех команде приносит не только умение пробежать дистанцию с высокой скоростью, но и правильно передать, эстафетную палочку, не снижая скорости. От правильной передачи эстафетной палочки во многом зависит успех выступления команды.

Эстафета 4х100 м трудна тем, что палочка передается на очень высокой скорости. Так, победитель токийской Олимпиады 1964 г. команда США пронесла эстафету на дистанции 4х100м за 39,0 сек., со средней скоростью на 100-метровых отрезках 9,75 сек.

Мировой рекорд в спринтерской эстафете 4х100м установлен мужчинами из Ямайки, которые преодолели дистанцию за 37,04 секунды 4 сентября 2011 года в г. Тэгу, Южная Корея.

Участнику эстафетного бега на первом этапе дается палочка (металлическая или деревянная, длиной не более 30 см, весом не менее 50 граммов, с длиной окружности 12 см), которую в конце этапа он передает следующему участнику. Так последовательно палочку передают из рук в руки и доносят до финиша.

Для передачи эстафеты на дистанции указываются «зоны передачи». Один бегун может передать палочку другому бегуну только в пределах этой зоны (20 м). Передача палочки вне зоны ведет к дисквалификации команды, хотя принимающий может начинать бег до линии зоны.

Техника эстафетного бега не отличается от обычного спринтерского бега по дистанции.Наиболее совершенен способ передачи эстафетной палочки снизу без перекладывания палочки в другую руку

.

Бегун принимает старт на повороте, так же как и в беге на 200 м. Палочку он держит в правой руке тремя пальцами так, чтобы большой и указательный пальцы были свободны для опоры о землю. Палочка, направленная вперед, находится над стартовой линией.

Принимающий эстафету занимает стартовое положение и следит за приближающимся бегуном. Как только передающий наступил на контрольную отметку, принимающий начинает бег и стремится достичь высокой скорости к 15—18-метровой зоне передачи. Поскольку скорость бега передающего выше, чем у принимающего, то во второй половине зоны передачи он догоняет принимающего. Когда до конца зоны остается около 4—5 м, скорости бегунов почти совпадают и происходит передача эстафетной палочки.

Стартовое положение принимающего напоминает высокий старт с опорой на одну руку: Рука, в которую он будет принимать палочку, поднята, голова повернула налево (на 3-м этапе вправо), чтобы видеть приближающегося бегуна и контрольную отметку.

Передающий бегун (1-й этап), войдя в зону передачи, должен бежать возле внутренней бровки, а принимающий—возле наружной. Когда передающий приближается к принимающему на длину вытянутой руки с палочкой, он произносит «Хоп!» До этой команде принимающий палочку вытягивает левую руку назад (кадр 1). Большое значение имеет положение кисти руки принимающего — четыре пальца должны быть соединены вместе и направлены вниз, а первый отведен в сторону. Вытягивать руку назад надо мгновенно; передающий движением руки вперед вкладывает палочку в ладонь принимающего и, убедившись, что тот надежно держит палочку, отпускает ее (кадр 3). При приеме и передаче необходимо вплотную сближать кисти рук, чтобы между ними на палочке не оставалось свободного места. Это позволит последующим бегунам не поправлять палочку и облегчит ее прием.

На третьем этапе принимающий стоит у внутренней бровки и поворачивается направо, ожидая эстафетную палочку; палочку он принимает в правую руку из левой руки бегуна 2-го этапа. Он бежит у внутренней бровки и передает эстафетную палочку бегуну 4-го этапа из правой руки в левую. Стартовая поза бегуна на 4-м этапе аналогична старту бегуна 2-го этапа.

Таким образом, на 1-м этапе бегун несет эстафетную палочку в правой руке, на 2-м — в левой, на 3-м — в правой, на 4-м — в левой.При тренировке эстафетных команд основное внимание уделяется технике передачи. Принимающий начинает бег, когда передающий пересек контрольную отметку. Расстояние от контрольной отметки до места старта принимающего определяется опытным путем.

Для этого нужно определить скорость принимающего со старта и передающего с хода (в конце этапа) на отрезке от 15—18-метровой зоны передачи, т. е. от места, где происходит передача, до места начала бега. Этот отрезок принимающий бегун проходит со старта, а передающий — с хода. Например, результат с хода—.2,0 сек., а со старта — 2,8 сек. разница 0,8 сек. Если передающий развивает скорость 10 м/сек., то контрольная отметка располагается в 8 м от места старта принимающего.Более точно это расстояние определяется в процессе подготовки.

Определенное значение имеет расстановка бегунов на этапах. На 1-й этап, как правило, ставят бегуна, умеющего хорошо стартовать и бежать по виражу. Бегуна, имеющего второй результат в команде в беге на прямой с хода, ставят на 2-й этап, на 3-м этапе бежит спортсмен, умеющий хорошо пробегать поворот с хода. Самого сильного спринтера, умеющего хорошо финишировать, ставят на последний — 4-й этап.

В эстафетном беге 4x200 и 4X400 м скорость передающего к концу этапа значительно снижается. Поэтому в этих эстафетах только хорошо подготовленные спортсмены делают контрольные отметки и определяют начало бега. Начинающие спортсмены должны просто привыкнуть к своему партнеру по команде, чувствовать скорость приближающегося бегуна и в соответствии с этим начинать свой бег.

В этих эстафетах при приеме палочки разрешается смотреть на приближающегося бегуна, при этом принимающий бегун продвигается вперед и соразмеряет свою скорость со скоростью передающего.

www.rosatletika.ru

Эстафетный бег (из опыта работы )

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Благодаря использованию разнообразных эстафетных игр на уроках физической культуры, учащиеся увлеклись легкой атлетикой, посещают школьную спортивную секцию.

Передаем эстафету

Пожалуй, нет более зрелищного и увлекательного вида легкой атлетики, чем эстафетный бег.

В наше время эстафетный бег принял самые разнообразные формы: на школьном уроке физкультуры, на детской спортивной площадке, детском празднике – эстафетный бег с передачей различных предметов, преодолением возможных препятствий – одно из лучших средств физического воспитания. На бульваре, в парке, на городских улицах – это одна из лучших форм массовых спортивных соревнований.

Наконец, на беговой дорожке стадиона, с передачей эстафетной палочки,- это один из самых популярных видов легкоатлетического спорта, включаемый в программу различных соревнований, начиная от первенства коллектива физкультуры и кончая олимпийскими играми.

В эстафете 4 x 100 м больше, чем в каком-либо другом виде эстафетного бега, результат зависит от сыгранности, слаженности действий спортсменок. Хочу рассказать об опыте тренировки девушек в этом виде легкой атлетики. Известно, что в эстафете бег проводится по отдельным дорожкам. На первом этапе спортсменка начинает бежать с низкого старта. На остальных этапах передача происходит с ходу. Трудность заключается в том, что эстафета передается на высокой скорости в ограниченной зоне – 20 м. Для разгона на втором, третьем и четвертом этапах к этой зоне добавлены 10-метровые отрезки, на которых спортсменка может начинать разбег еще до зоны передачи, в которую она, таким образом, выходит, имея достаточно высокую скорость.

Для приема эстафеты бегуны на втором, третьем и четвертом этапах принимают положение, близкое к низкому старту, опираясь одной рукой на грунт и повернув голову на право или на лево ( в зависимости от того, какая нога стоит впереди) и смотря через плечо на приближающегося партнера. Эстафету желательно передавать, когда обе спортсменки достигли достаточно высокой скорости. Для этого в нескольких метрах от 10-метрововой зоны разбега делается контрольная отметка.

Когда передающая эстафету достигает контрольной отметки, принимающая начинает бег. Когда же спортсменки приближаются на расстоянии вытянутой руки, что должно происходить ближе к концу передачи, и скорость их бега уравнивается, передающая подает команду “Гоп!”, по которой принимающая вытягивает назад руку с раскрытой ладонью и отведенным в сторону большим пальцем. Когда рука в этом положении зафиксирована, передающая снизу вкладывает в ладонь эстафетную палочку. Так происходит на втором, третьем и четвертом этапах. Естественно, что все эти движения должны быть доведены до автоматизма и выполняться на возможно большой скорости.

Здесь я изложил только общую схему эстафетного бега. В действительности практика требует от тренера и спортсменок решения целого ряда вопросов. Например, какое же расстояние приходится пробегать каждой участнице эстафеты? Вопрос на первый взгляд кажется неуместным, но в действительности, учитывая 20-метровую зону передачи и 10-метровую зону разбега, получается, что команда пробегает не 400, а 490 м. На первом этапе участница пробегает расстояние, равное 110 м, на втором – 130 м, на третьем – 130 м и на четвертом – 120 м. Как это получается, легко понять, посмотрев схему.

Учитывая разную длину этапов и разный их характер (первый и третий этапы спортсменки должны бежать по повороту, второй и четвертый – по прямой), нужно подбирать участниц для отдельных этапов. На первый этап следует ставить спортсменку, обладающую уверенным и быстрым стартом, умеющую бежать по повороту.

До сих пор существует неписаный закон, по которому в эстафетную команду включают четыре участника, занявшие четыре первых места на первенстве города, школы. Такое решение не всегда бывает правильным. Из первых четырех безошибочно можно выбрать лишь участника на первый этап: ведь все они бежали с низкого старта. Здесь же, в эстафете, на трех этапах главным является искусство передачи эстафетной палочки. Я считаю, что не каждый хороший спринтер может стать хорошим участником эстафетного бега. Нередки случаи, когда для освоения техники передачи требуется долгие месяцы тренировок.

Совершенствовать передачу

Прежде чем начинать тренировать команду в передаче эстафеты, нужно правильно установить допуск – отметку, определяющая начало бега спортсменки, принимающей эстафету. Когда бегунья, несущая эстафету, пробегает эту отметку, принимающая начинает бег с тем расчетом, чтобы достигнуть оптимальной скорости в месте, намеченном для передачи (обычно 14 – 16-й метр зоны передачи). Естественно, что определить допуск можно лишь в результате многократных повторений, при регулярных совместных тренировках, контролируя допуск в процессе соревнований. Поэтому нужно почаще участвовать в прикидках, контрольных соревнованиях по эстафетному бегу. Так как скорость спортсменок в течении года не бывает постоянной, то время от времени, а перед ответственными соревнованиями обязательно, необходимо контролировать эту скорость и вносить в расстановку спортсменок соответствующие поправки. Необходимо учитывать, что установление допуска при разгоне в 40 - 50 м, как это делается обычно на тренировках, не будет точным. Ведь при пробегании 110 – 120 м, как это бывает на соревнованиях, скорость передающего будет иная.

Опыт подсказывает, что начинать тренировку в передаче эстафеты лучше с небольшого допуска – в пределах 5 м. Это позволит принимающему приобрести уверенность в том, что он может принять эстафету уже в начале зоны. Лишь постепенно отметку допуска можно будет отнести на 6 – 7 м, добиваясь, чтобы передача происходила на 14 – 16-м метре. Если же с первых тренировок добиваться передачи в конце зоны, то скорость передающего будет падать, появятся такие неправильные навыки, как торможение бега, поиски рукой эстафетной палочки, оглядывание на передающего.

В некоторых учебных пособиях рекомендуется выполнять передачу на последних двух м зоны. С этим нельзя согласиться. У спортсмена, уже пробежавшего 120 м, скорость с каждым метром снижается. У принимающего же она с каждым метром растет. В итоге один лишний шаг, и спортсмен может нарушить правила – выйти из зоны передачи, не получив эстафеты.

Эстафетный бег

Современные легкоатлетические эстафеты – единственный командный вид легкой атлетики (особенно в спринте), который отличается очень высокой скоростью бега и зрелищностью.

Особые требования, предъявляемые к каждому бегуну и всей команде, выделяют спринтерскую эстафету в отдельный вид программы легкой атлетики, требующий как специальной методологии подготовки, так и системы отбора спортсменов – участников интереснейшего соревнования. Измерение скорости бега в эстафетах свидетельствует, что в условиях жесточайшей соревновательной борьбы на отдельных этапах спринтеры очень часто показывают такую скорость бега, которую в индивидуальных забегах многим развивать так и не удается. Чем объяснить этот интересный факт? Во-первых, психологическими причинами. Нельзя не отметить общее чувство ответственности за общее дело и “командную настройку” на выступление – факторы, способствующие более эффективной реализации физических возможностей бегуна. Во-вторых, определенной двигательной настройкой , присущей этим соревнованиям. Как правило, в эстафетном беге складывается такая ситуация, где почти каждому спринтеру на этапе приходится догонять соперника.

В индивидуальных соревнованиях, как правило, нет такой реальной цели. Чтобы увеличить скорость, спортсмены мысленно пытаются давать себе приказы: “Быстрее, прибавь еще…” и т.д. Не всегда в этом случае скорость увеличивается, бывает, что в работу активно включаются мышцы, не принимающие участие в беге, и спортсмен бежит с “включенными тормозами”. В эстафетном беге таких явлений не бывает.

Конечно, нельзя не сказать и о чрезвычайно высоком эмоциональном фоне всего соревнования в эстафетном беге. За 10 – 30 с ожидания на этапе, когда разматывающийся клубок эстафеты катится по дорожке, спринтер “загоняет” себя на такой эмоциональный уровень, что ему под силу решить любые, порой, казалось бы, невозможные, задачи. Правда, такое сверхвозбужденное состояние может подавить функцию управления, из-за чего и происходят случаи, заканчивающиеся “выяснением отношений” вне зоны передачи. Это требует от настоящих эстафетчиков наличия целого комплекса психологических качеств, определяющих надежность спортсмена в самых острых соревновательных ситуациях. Кроме того, спортсмены должны постоянно тренироваться, что позволит им сделать прочным навык приема и передачи эстафетной палочки. Надежность спринтера в процессе приема и передачи эстафеты определяется не тем, что спортсмен никогда не допускает нарушений правил соревнований на своем этапе, - многие зачастую перестраховываются и, обеспечивая надежный прием, много теряют в процессе передачи. Надежность спринтеров высокого класса заключается в том, что они всегда работают на пределе, не допуская ошибок в самых острых ситуациях соревновательной борьбы. При внешне вполне удовлетворительной передаче на этапе можно потерять от 0,1 до 0,3 с. Обычно в крупных соревнования в этот временной интервал попадают как победители, так и аутсайдеры. На олимпийских играх первые четыре-пять команд финишируют с интервалом 0,2 – 0,5 м. А если учесть, что возможность потерь на каждом этапе может составлять до 0,5 с, то можно понять особую значимость действий каждого члена эстафетного коллектива.

Специальные исследования эффективности передачи эстафеты, показали, что при передаче эстафетной палочки на 15-м метре взаимодействие бегунов происходит при наибольших различиях в скорости бега между ними: у передающего – 10,23 м/с, у принимающего 8,93 м/с, так как в стартовом разгоне он пробегает лишь 15 м. В этом случае потеря времени при прохождении эстафетной палочки в 20-метровой зоне достигнет 0,03 с (расчетное время). Однако величина потери на практике будет значительно больше, так как передача эстафетной палочки происходит в условиях “набегания” передающего на принимающего. В этом случае не используется такие два момента, как быстрота передачи и расстояние между бегунами в момент передачи, обусловленное наклоном туловища и оптимальной длиной вытянутых рук, которая достигает величины 1 – 1,3 м.

При передачи эстафеты на 25-м метре соотношение скоростей бегунов является наиболее близким – у передающего 10,20 м/с, у принимающего 10,00 м/с, тем самым создаются наилучшие условия для быстроты передачи и реализации расстояния между бегунами во время передачи.

Таким образом, внешне почти удачная передача на самом деле таит в себе такие потери времени, которые невозможно выполнить бегом на дистанции. Очевидно, к каждому члену эстафетной команды предъявляют очень жесткие требования. Промчаться вдвоем по дорожке на максимальной скорости, балансируя на грани потери 0,2 -0,3 с, - высшее искусство, доступное очень немногим. Основная нагрузка, конечно, ложится на спортсмена, принимающего эстафету. Ему нужно уметь видеть только своего партнера и реагировать только на его действия. Успех выступления спринтерского квартета зависит от того, насколько каждый член коллектива чувствует ответственность, как он собран, дисциплинирован и внимателен.

Решающим фактором успеха эстафеты является согласованность при передаче эстафетной палочки. Командная тренировка в эстафете служит, помимо всего прочего, одним из лучших средств индивидуальной подготовки, особенно в детском и юношеском возрасте. Тренировка в передачи эстафетной палочки является прекрасным скоростным упражнением, которое выполняется в постоянно меняющихся условиях, когда роль контроля за своими действиями особенно важна. Это позволяет на самых ранних этапах подготовки спринтера учить его точно оценивать свои действия при максимально интенсивности упражнений – способность, которой многие даже очень квалифицированные спортсмены не всегда полностью владеют.

Кроме этого, эстафета – командное соревнование и, следовательно, игра является поэтому самым эффективным методом тренировки юных спортсменов.

Как известно, в соответствии с правилами эстафетного бега, палочка должна передаваться из рук в руки спортсменов в коридоре длиной 20 м. Бегуну принимающему эстафету, разрешается начинать стартовый разгон за 10 м до начала зоны передачи. При оптимальном использовании зоны передачи скорость эстафетной палочки всегда должна соответствовать максимальным скоростным возможностям бегунов. При хорошей технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,5 – 3,0 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из ее участников. Этот показатель часто используют для оценки степени подготовленности команды.

Существует несколько способов преодолении дистанции в эстафетном беге, отличающихся друг от друга тем, какой рукой передают спортсмены эстафетную палочку и как выполняют эту передачу.

В настоящее время большинство сильнейших команд применяют так называемую смешанную передачу, при которой бегуны на повороте несут эстафетную палочку в правой руке, а на прямой – в левой. При этом передача эстафетной палочки, как правило, осуществляется движением руки снизу вверх. Многолетняя практика эстафетного бега показывает, что именно такой способ является самым эффективным и, следовательно, в начале обучения, взяв его за основу, необходимо стремиться к тому , чтобы спринтеры владели такими навыками.

Подготовка спортсменов к эстафетному бегу складывается из индивидуальной тренировки, работы в парах и пробегания эстафетной дистанции всем составом. Обучение техники приема эстафетной палочки целесообразно начинать с разучивания старта и стартового разбега на этапах эстафеты. Принимающий спортсмен принимает положение низкого старта с опорой на одну руку. Бегуны второго и четвертого этапов стоят у внешнего края дорожки, опираясь на нее правой рукой и немного развернув плечи влево. Бегун третьего этапа опирается о поверхность беговой дорожки левой рукой, соответственно разворачиваясь вправо. В таком положении спринтер должен чувствовать себя устойчиво, с тем чтобы начало бега проходило строго по соответствующему краю беговой дорожки (на прямой – по внешнему, на повороте – по внутреннему). После усвоения стартового ускорения необходимо приступать к старту по визуальному сигналу. На расстоянии 7 – 8 м от стартующего на дорожке делается хорошо различимая метка. Лучше обозначить ее двумя-тремя линиями, так, чтобы она занимала ширину 20 – 25 см.

Отработка техники передачи в парах начинается с изучения этого элемента на месте. Бегуны стоят друг за другом на расстоянии 1,5 м таким образом, чтобы им было удобно передавать палочку из правой руки в левую и наоборот. По команде передающего партнер отводит правую или левую руку назад с раскрытой ладонью и выпрямленными пальцами. При этом большой палец находится ближе к телу спортсмена, принимающего эстафету. Передающий вытягивает вперед руку и движением снизу-вперед и слегка вверх точно вкладывает эстафету в руку принимающего. Следующее упражнение – выполнение этого же действия, но с имитацией движений рук при беге. Далее спортсмены осваивают навык передачи в медленном беге в парах или всей командой. При выполнении этого упражнения чаще всего встречаются две ошибки, которые впоследствии могут принести значительный вред при передаче на этапах.

Основная ошибка передающего, когда после команды он сразу же начинает передавать палочку своему партнеру, не выдержав достаточной паузы. Оба спортсмена делают встречное движение руками, и палочка при этом очень часто оказывается на земле. Передающий спортсмен после своей команды должен обязательно четко увидеть вытянутую руку партнера и, сделав беговой шаг, точно выполнить передачу. Ошибка, тоже часто встречающаяся при приеме, - поиск палочки рукой. По команде передающего бегуна спортсмен должен вытянуть назад руку и держать ее твердо, без каких-либо движений.

Наиболее распространенное тренировочное упражнение участников эстафетных команд – передача эстафеты в парах с максимальной скоростью. Передающий спортсмен разбегается за 50 – 60 м от начала зоны передачи. Принимающий занимает стартовую позицию так, чтобы видеть партнера и контрольную отметку. Пока эстафета находится достаточно далеко от принимающего ее спортсмена, он занимает положение, сходное с положением спринтера в колодках по команде “На старт”. Когда партнер приближается к отметке 50 – 60 м, стартующий отрывает колено от земли, поднимая таз. Для каждой пары контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий спортсмен к концу дистанции, а также способности к стартовому ускорению принимающего. Определив оптимальное расстояние до контрольной метки, необходимо точно его измерить стопами. В соревнованиях и тренировках при расчете форы желательно промерить ее два раза – от места старта и обратно. Это исключает возможность ошибки, стоимость которой в эстафете безмерно велика.

При работе в парах следует обращать внимание принимающего бегуна на важность своевременного и быстрого ухода на дистанцию. Спортсмен, фиксируя свое внимание на приближающемся бегуне, должен мгновенно начинать бег, как только его партнер пересечет линию форы. Далеко не всегда спортсмен наступает на нее – этот момент уловить не так сложно, часто он может оказаться над отметкой в фазе полета. Для более успешной подготовки спортсмена, принимающего эстафетную палочку, можно рекомендовать следующий методический прием. Необходимо над линией форы построить воображаемую дверь и начинать бег только тогда, когда партнер пройдет через ее створ.

Во время тренировок и соревнований необходимо обратить внимание на следующую психологическую деталь. Часто при своевременном и быстром уходе принимающего передающий спортсмен где-то на 5 – 7-м метре зоны еще слишком далек от своего партнера и может растеряться и поверить в безуспешность благополучной передачи. Надо приучить себя никогда не теряться в этом случае, стараясь достать коллегу по комнате во что бы то ни стало.

Дальнейшее совершенствование техники передачи эстафеты проводят в условиях, максимально приближенных к соревновательным – передача эстафеты несколькими парами одновременно с определением сильнейшей пары, эстафетный бег 4x50 м и так далее.

Для контроля за качеством передачи желательно фиксировать время нахождения эстафетной палочки в двадцатиметровой зоне.

Как правило, на первый этап ставят спортсмена, у которого хорошо получается стартовый разгон или он недостаточно подготовлен в приеме палочки. Финишный этап предоставляется самому опытному бегуну, обладающему наибольшим соревновательным опытом и бойцовскими качествами. Специалисту бега на повороте отдается третий этап. В процессе длительной тренировки и выступлений в соревнованиях постоянный состав эстафетной команды может добиться очень высокой синхронизации движений.

Самым лучшим методом совершенствования эстафетного бега является участие в спортивных соревнованиях первенства школы, района области.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai