Дешевая-обувь.рф

Детские возрастные кризисы. Миф или реальность? Детские кризисы возраста


Кризисы развития ребенка, кризисы детского возраста

Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.

Что характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное. Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более “плавающий” момент наступления кризиса.

– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

– Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт. Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение. Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема – папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать». Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью. Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра. Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники. Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое “горячо”: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать. Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Раздраженный воспитатель не воспитывает,  раздражает

Объяснение должно быть доступным – по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит “не тем местом”. Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!

Читайте также:Кризис среднего возраста — враг или друг?Подросток и религия

www.pravmir.ru

Кризисы детского возраста: Детские кризисы, на заметку

КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

кризис одного года; кризис 2-х лет; кризис 3-х лет; кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

www.baby.ru

Нормативные кризисы детского возраста.

Ранее считалось, что кризисные периоды бывают только у взрослых людей. На слуху у нас "кризис среднего возраста". Однако и в детском возрасте, в процессе роста и развития - ребенку приходится преодолевать кризисные периоды. И в этом им нужна ваша помощь. Кто, как ни родители в состоянии это сделать?

Возрастные кризисы в развитии ребенка.

Первый кризис: новорожденность.

Возможно вы уже знакомы с данной терминологией, возможно вы удивитесь, но первый возрастной кризис связан с рождением, с появлением ребенка на свет. В утробе матери ребенку было тепло, комфортно, безопасно. Он питался, рос и развивался. Но пришла пора заявить всем о своем появлении. Во время самого процесса родов и в первые месяцы после рождения малыш чувствует сильнейший дискомфорт, страх и беспомощность. Поэтому современные специалисты в области перинатальной психологии рекомендуют выбирать роддом с палатами "мать и дитя". Между прочим состояние дискомфорта, страха, нервозности человек может испытывать всю свою жизнь. Психоаналитики, "погружая" с помощью специальных техник пациентов в период младенчества, утверждают, что тревожные и неврастеничные личности в первый месяц жизни чувствовали страх, горе и одиночество. Видимо, матери не очень-то баловали их вниманием и заботой: когда младенцы рыдали - не подходили, "воспитывая" таким образом характер; когда детки хотели есть - не кормили, выдерживая паузы, успокаивая себя тем, что это для его же блага.А ведь новорожденному ребенку жизненно необходимо материнское тепло, ласка, внимание. Для его здоровья это ничуть не менее важно, чем сухой памперс или анатомическая соска. Современными учеными уже доказано, что недоношенные младенцы лучше развиваются и набирают вес, если их часто берут на руки. Если их поглаживают, целуют, по доброму, с душевной теплотой с ними общаются - это действует еще благотворнее: малыш становится спокойнее, и например могут исчезнуть болевые симптомы колик.Постарайтесь подольше сохранять грудное вскармливание. По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что дети, которых кормили грудью, лучше учились в школе и показывали более высокий коэффициент умственного развития, чем их сверстники, питавшиеся молочными смесями.

Второй кризис: кризис одного года или полутора лет.

Будьте морально готовы к тому, что ребенок будет проявлять исследовательский интерес ко всему. Он может откусить бампер от своей игрушечной машинки - и это не значит, что у вас растет вандал. Также на зуб может быть опробована компьютерная мышь и впоследствии она будет отправлена куда-нибудь за диван. А как она летела!.. Ребенок пробует себя в различных начинаниях. Он может достать крупы из кухонного шкафчика, высыпать их на пол, перемешать и залить водой из лейки, которая стояла на подоконнике... А с каким звуком падают цветочные горшки с подоконника, и в земельке можно поковыряться... Столько всего интересного вокруг!!! Родителей же вся эта деятельность нервирует и злит. Уверенность ребенка в собственных силах во многом зависит от того, насколько свободно мама с папой позволяют ему исследовать мир, как относятся к его экспериментам. Если взрослые то и дело ограничивают малыша: сажают в манеж, запрещают трогать все подряд, заставляют спокойно стоять или сидеть на одном месте, ругают за испорченные вещи, он очень скоро поймет, что его активность - зло, и будет бояться проявлять свою любознательность и инициативу. Легко догадаться, как это аукнется во взрослой жизни.

Третий кризис: кризис трех лет. "Я сам"

Про кризис трех лет много уже написано, но родители характеризуют поведение своего ребенка так: "Он качает права!". К этому возрастному периоду ваш малыш действительно начинает "качать" права. Он понимает, что есть мама, есть папа, есть "Я". "Я" - есть самостоятельная личность. "Я" могу действовать сам. Если раньше вы ему показывали его фото - он говорил: "Это Слава", то сейчас, глядя на это же фото - ребенок скажет: "Это Я". У него появляются свои желания и свои нежелания. Его желания могут идти вразрез с вашими.Как же вести себя родителям, когда поведение ребенка изменяется с возрастом? Можно конечно надавить и заставить ребенка поступить так, как хочется взрослым. Давление, подкрепленное криками, или наказанием в углу, сделает свое дело. Но это далеко не самый гуманный вариант и "работает" он до определенного возраста. Намного разумней предложить ребенку самому принять решение, сделать выбор: "Ты сейчас будешь есть суп или котлету с картошкой?", или "Ты сейчас оденешь джинсы или вот эти брюки?". Большой выбор предоставлять не надо, а выбрав ребенок уже принимает часть ответственности за свои действия, за свой выбор.

В то же время позволяйте ему проявлять свое "Я" там, где это разумно и не принесет ущерба здоровью ребенка и окружающих. В таком возрасте эффективен принцип пряника: нужно поощрять хорошие поступки и указывать на плохие. Но не нужно забывать про поощрение, а то у нас все очень увлекаются нравоучениями, забывая про все хорошее.

Четвертый кризис: кризис 7 лет.

Естественно, как и любой другой кризисный период - кризис 7 лет не наступит ровно в семь лет. Он может наступить чуть раньше или чуть позже, здесь все индивидуально.

Этот кризис совпадает с поступлением ребенка в первый класс. В этом возрасте ребенок пытается вписаться в общество. Для него становится важным не только признание близкого окружения, но и сверстников. А как добиться успеха у сверстников - хорошо учиться и быть душой коллектива. Так что при выборе школы - учитывайте способности своего ребенка. Если он проявляет успехи в спорте - может вам стоит подумать о спортивной школе или хотя бы о спортивной секции (для поднятия самооценки у ребенка). Выясните у ребенка или понаблюдайте за ним, что ему интересно - и выбирайте дополнительные занятия и кружки по его интересам (а не то, что вам хотелось в детстве).

Пятый кризис: кризис подросткового возраста.

Этого периода с ужасом ожидают многие родители, опасаясь, что ребенок будет неуправляемым. Но некоторые подростки наоборот становятся замкнутыми и молчаливыми.

В подростковом возрасте происходит гормональный взрыв в организме. Поэтому многие подростки ведут себя громко, вызывающе, истерично, буйно. В этом поведении есть призыв к родителям, призыв о помощи. Сами подростки в этом конечно никогда не признаются, но анонимные опросы дают интересные результаты. Большинство подростков хотят, чтобы родители знали и понимали, что с ними происходит, помогали бы решать их личные и школьные проблемы, но так чтобы об этом не знали друзья, сверстники.

И в этом возрасте ваша поддержка очень актуальна! Если у вашего сына-, дочери-подростка не складываются отношения с ребятами, можно перенаправить его активность в общение с другими детьми, предложить заняться творчеством: игрой на гитаре, рисованием, записаться в театральную студию и т.д. Давить в этом возрасте на подростка не стоит и скорее всего давлением вы ничего не добьетесь, кроме как отторжения. Отнеситесь с уважением к его проблемам.

И не думайте, что ваше внимание уже никому не нужно. Даже если ребенок уже выше вас на голову, а дочь уже обзавелась кавалерами - в душе у них еще очень много детского. В душе они очень ранимы. В этом то и заключается весь дисбаланс подросткового возраста: подросток стремится к самостоятельности и в тот же момент еще нуждается в вашей поддержке и внимании.

www.psyworld.ru

Кризисы детского возраста

Сегодня рассмотрим какие кризисы детского возраста бывают. Все знают, что в 12-15 лет ребенок испытывает переходный возраст. На самом деле таких переходных периодов на протяжении жизни у ребенка несколько, и после каждого из них он меняется.

Кризисы возрастов – явление нормальное, и родители должны знать о них, чтобы быть готовыми оказать помощь ребенку. Ведь для него любые перемены, в том числе и возрастные, глубочайший стресс.

Детские психологи выделяют следующие кризисные периоды, которые наступают до подросткового возраста: 1 год, 3 года, 5-7 лет.

Содержание статьи:

Кризис одного года

Да-да, годовалый малыш тоже испытывает все прелести переходного возраста. Сложность для родителей состоит в том, что они не понимают, что именно происходит с их ребенком. Капризы? Но это в годовалом возраст норма. На самом деле меняется характер капризов по сравнению с тем, какой он был пару-тройку месяцев назад. Теперь малыш четко представляет, чего он хочет, и идет к достижению цели. Но никаких других путей, кроме крика и плача к достижению желаемого он не знает, а на отказы взрослых по-другому реагировать не умеет.

Кризис трехлеток

Следующий кризис наступает в 3 года плюс-минус полгода. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя, как личность. Он понимает, что некоторыми манипуляциями может изменять мир вокруг себя. Но родители не дают проявлять абсолютную самостоятельность и не идут на поводу, да этого и нельзя разрешать, иначе вырастают законченные эгоисты. В итоге ребенок начинает делать назло взрослым, закатывать истерики. Они могут сопровождаться катаниями по полу и криками, случаются не только дома, но и в общественных местах.

Психологи настоятельно рекомендуют родителям вести себя в момент истерик абсолютно слаженно. Если один из них не реагирует на крики, пережидая острый момент, а другой бросается успокаивать и выполнять желания чада, лишь бы он замолчал и не позорил родителей перед посторонними людьми, в семье начнется разлад. Трехлетний ребенок будет манипулировать более слабым из родителей и добиваться желаемого и не поймет, что не все в жизни зависит от его настроения и желаний.

Кризис старшего дошкольного возраста

Этот период может наступать у одних детей в 5 лет, у других в 6-7. Он самый длительный из всех, и может растянуться на 2-3 года. Ребенок начинает грубить родителям, дразниться, кривляться, истерить. Со стороны кажется, что ему нравится доводить всех вокруг до белого коленья. Но опытный психолог сразу заметит, что от такого поведения больше всех страдает сам маленький строптивец. Он просто не может справляться со своей реакцией.

Особенно внимательными к ребенку родители должны стать с наступлением школьной поры. Для него это адаптационный период, привыкание к новым порядкам, режиму, окружающим людям. Он должен показать себя в коллективе сверстников, занять определенную позицию. Если это удастся не сразу, ребенок может столкнуться с гонениями и оскорблениями со стороны одноклассников.

Переживания ребенка формируют его внутренний мир. И родители должны помочь ему, чтобы этот мир был светлым и радостным, а не мрачным. Нужно настраивать первоклассника на доверительный лад, чтобы он делился с мамой и папой всеми переживаниями, как хорошими, так и плохими.

Резюмируя вышесказанное

Возрастной кризис миновать невозможно. Да и не нужно делать этого, ведь любой кризис – это развитие личности, большой шаг вперед. Есть дети, у которых переходный возраст незаметен со стороны. Но это не значит, что у них его нет вообще. Возможно, эти проявления происходят глубоко в душе, и не факт, что они пройдут бесследно, не травмируют психику и не повлияют на выстраивание отношений с окружающими.

Если родителям кажется, что ребенок не испытал переходный возраст, радоваться рано. Нужно более внимательно взглянуть на него и его поведение, постараться выявить произошедшие изменения. В переходные периоды всегда нужно быть на чеку.

Видео по теме:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

lirunet.ru

Детские возрастные кризисы: бороться или переждать?

Здравствуйте, дорогие родители!

Психологи делят детство ребенка на отдельные периоды, в каждом из которых происходит свой переломный момент, приходит осознание и понимание или неприятие тех или иных понятий окружающего мира.

Детские возрастные кризисы носят временный характер, но иногда протекают не столь гладко, как хотелось бы. Почему это происходит и как вести себя родителям?

О детских кризисах

Формирование психики ребенка протекает неравномерно, скачками. И между этими скачками и происходит момент, который принято считать кризисным.

Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. У одного ребенка могут протекать кризисные периоды равномерно и плавно без каких-то характерных изменений и никак не проявляется в его поведении.

У других же детей, напротив, эти периоды будут ярко названы переломными и кризисными.

В любом случае, наличие таких моментов в жизни ребенка свидетельствуют о том, что идет плановое развитие.  Каждый проходит через это.

Не нужно их боятся или стараться избежать, это не болезнь и не психическое расстройство, это всего лишь перестройка нервной системы и переход ее на новый уровень.

Психологи так же утверждают, что чем сильнее происходит протекание того или иного кризисного момента, тем сильнее и крепче становится нервная система ребенка. Но здесь немаловажную роль играет отношение именно окружающих, их отношение и взаимодействие с ним.

Отсутствие  же кризисных моментов должно насторожить родителей и может свидетельствовать об отставании в развитии.

Кто предупрежден, тот вооружен.  Поэтому родителям важно просто знать о наличии таких периодов.

Быть готовыми  и не округлять глаза при нехарактерном поведении ребенка в тот или иной период его жизни.

Во время кризиса ребенок за короткий промежуток времени быстро меняется. Глобально: его поведение, черты характера, его отношение к предметам и людям.

Кажется, ребенка словно подменили, еще вчера спокойный и уравновешенный, сегодня буян и плакса.

Так же можно отметить, что кризисы могут циклически проходить в дестком организме. Наиболее критические моменты сменяются более спокойными периодами.

Каждый период может протекать у ребенка по — разному, но возрастные особенности которых учитывать просто необходимо. Длительность каждого периода опять же индивидуальна, все зависит от окружения и среды, в которой ребенок находится.

Если люди, с которыми он взаимодействует правильно отнесутся к его поведению, смогут понять и принять в должной мере, то все пройдет быстрее и легче как для самого ребенка, так и для окружающих.

Почему так происходит?

Так как ребенок физически растет: прибавляет в росте, весе. Нервная система тоже должна развиваться.

Но с приобретением новых навыков, таких как: научился ходить, кушать ложкой и прочие, а так же таких новых факторов: как мама вышла на работу или поход в садик —  могут очень сильно подорвать ее.

Поэтому мы наблюдаем эти кризисные моменты. Это своего рода адаптация нервной системы и психики ребенка к новым жизненным обстоятельствам. Таким образом происходит ее становление, чтобы в будущем получить уравновешенную и адекватную личность.

Как проявляются

Общие признаки поведения, характерные в периоды кризиса:

  • Не действуют на ребенка раннее использованные меры, не работает ни похвала, ни наказание, кажется что он полностью не управляем;
  • Становится очень чувствительным  и раздражительным;
  • Без особой причины вступает в конфликты с окружающими;
  • Не слышит и не хочет слышать окружающих;
  • Излишне возбужден или наоборот слишком подавлен;
  • Не уступает, настаивает на своем;
  • Снижается успеваемость, нежелание чем-либо заниматься;
  • Не уравновешен;
  • Плохо и беспокойно спит или не может самостоятельно заснуть;
  • Частые истерики.

Но это не означает, что они обязательно должны быть у каждого ребенка!

Можно выделить несколько основных кризисных моментов, они обусловлены этапами развития нервной системы ребенка.

Кризис рождения 

Может длиться до двух или трех месяцев. Ребенок появился на свет. Это его первый переломный момент.  Характерные признаки: большая потеря в весе.

Малыш становится отдельным целым, отдельным от мамы. У него идет перестройка организма в целом: он дышит воздухом, он пьет молочко, он чувствует новые запахи и видит новые элементы. Он полностью зависим, и не может никак передавать свои желания и чувства, только как посредством плача.

Если мама и другие члены семьи ласковы и терпеливы к плачущему комочку, нежно разговаривают с ним, своевременно удовлетворяют его потребности, то малыш легче проходит первый в жизни опыт. Начинает осознанно улыбаться, узнавать людей, хорошо кушать и пытаться играть.

Кризис первого года жизни

Может быть связан с тем, что мама всегда была рядом, но вдруг начала отдаляться.

У нее оказывается есть другие дела, не связанные с ним! В этот период ребенок старается как можно чаще липнуть к маме, чтобы она постоянно была рядом, ее присутствие необходимо для него.

На этой почве могут появляться первые страхи.

Так же, многие детки в это период начинают самостоятельно ходить и начинать говорить первые слова и взрослый уже понимает их, происходит общение.

Что вызывает сильное напряжение со стороны нервной системы. Желательно просто переждать этот период.

Кризис 2 лет

В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».

Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!

Родителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные  вещи.

В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?

Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.

Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.

Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.

Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.

Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!

Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.

Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.

Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.

Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.

В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.

Кризис 3 лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что все люди самостоятельны сами по себе, особенно, он делает вывод о взрослых членах семьи.

И ребенок хочет тоже быть самостоятельным и сам хочет решать, когда ему спать, когда кушать.

Нередко в этот период можно столкнуться с таким поведением, как: не хочу вставать, не хочу умываться и прочие.

Но в силу своей неопытности малыш не может смириться с тем, что он на самом деле не самостоятелен и вновь и вновь обязан прибегать к чьей — либо помощи.

Отсюда и вытекает кризисное поведение. Так сказать, конфликт с самим собой.  Для этого периода характерны частые истерики, нежелание что-либо делать, смена настроения.

Этот кризисный момент довольно похож на предыдущий и его можно назвать пиком самостоятельности « Я сам!».

Он все хочет решать сам и все делать сам!  Если у него не получается, начинается дикий вопль — вы протягиваете руку помощи, он ее отталкивает.

Это происходит оттого, что ребенок пытается сам себе доказать, что он уже повзрослел. Здесь мы можем наблюдать, как он несет большой пакет, пыхтит и несет, катит сам коляску или санки, подражая взрослому.

Меняется отношение ребенка к любимой игрушке или любым другим игрушкам. То он ее обнимает, то тут же ее швыряет на пол и тут же плачет, чтобы она опять была с ним.

Не хочет соблюдать все принятые режимные моменты. Не хочет ложится спать, идти кушать со всеми за столом.

Требование, чтобы мама сидела у кроватки, хотя малыш уже давно самостоятельно в ней засыпал.

Как быть взрослым

Детям тяжело осмыслить о наличии кризисного момента в своей жизни, да что говорить не каждый взрослый знает об этом. Поэтому задача родителей, как можно терпеливее отнестись к капризам  ребенка и тем самым сократить этот неблагоприятный период.

  • Не следует кричать и наказывать ребенка, это лишь продлит кризисный период или негативно скажется на психике ребенка.
  • Не стоит просто наблюдать за капризами  и истериками ребенка, нужно научиться с ними договариваться и отвлекать ребенка
  • Не нужно все разрешать ребенку. Нужно разрешить ему больше, чем всегда, чтобы он приобрел свой опыт.
  • Дети в период кризиса отличаются настырностью и желанием все сделать по-своему и  самому. Предоставьте им такую возможность, но в определенных рамках.
  • Помните, режим прежде всего. Не пренебрегайте им.
  • Старайтесь максимально все превратить в игру. Так ребенок будет думать, что его понимают и его мнение тоже имеет вес. Так он будет легче соглашаться с вами и идти на выполнение каких-либо заданий или поручений.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Пишите комментарии и подписывайтесь на обновления блога!

Пока, пока!

 С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Развитие детской психологии. Кризисы, проблемы и методы детской психологии на Medside.ru

Читайте нас и будьте здоровы! Пользовательское соглашение о портале обратная связь
  • Врачи
  • Болезни
    • Кишечные инфекции (4)
    • Инфекционные и паразитарные болезни (20)
    • Инфекции, передающиеся половым путем (6)
    • Вирусные инфекции ЦНС (2)
    • Вирусные поражения кожи (5)
    • Микозы (9)
    • Гельминтозы (3)
    • Злокачественные новообразования (8)
    • Доброкачественные новообразования (4)
    • Болезни крови и кроветворных органов (3)
    • Болезни щитовидной железы (5)
    • Болезни эндокринной системы (12)
    • Недостаточности питания (1)
    • Психические расстройства (25)
    • Воспалительные болезни ЦНС (2)
    • Болезни нервной системы (17)
    • Двигательные нарушения (4)
    • Болезни глаза (16)
    • Болезни уха (3)
    • Болезни системы кровообращения (8)
    • Болезни сердца (4)
    • Болезни артерий, артериол и капилляров (7)
    • Болезни вен, сосудов и лимф. узлов (6)
    • Болезни органов дыхания (17)
    • Болезни полости рта и челюстей (13)
    • Болезни органов пищеварения (25)
    • Болезни печени (1)
    • Болезни желчного пузыря (5)
    • Болезни кожи (27)
    • Болезни костно-мышечной системы (30)
    • Болезни мочеполовой системы (10)
    • Болезни мужских половых органов (8)
    • Болезни молочной железы (3)
    • Болезни женских половых органов (26)
    • Беременность и роды (5)
    • Болезни плода и новорожденного (3)
    • Врожденные аномалии (пороки развития) (10)
    • Травмы и отравления (8)
  • Симптомы
    • Амнезия (потеря памяти)
    • Анальный зуд
    • Апатия
    • Афазия
    • Афония
    • Ацетон в моче
    • Бели (выделения из влагалища)
    • Белый налет на языке
    • Боль в глазах
    • Боль в колене
    • Боль в левом подреберье
    • Боль в области копчика
    • Боль при половом акте
    • Вздутие живота
    • Волдыри
    • Воспаленные гланды
    • Выделения из молочных желез
    • Выделения с запахом рыбы
    • Вялость
    • Галлюцинации
    • Гнойники на коже (Пустула)
    • Головокружение
    • Горечь во рту
    • Депигментация кожи
    • Дизартрия
    • Диспепсия (Несварение)
    • Дисплазия
    • Дисфагия (Нарушение глотания)
    • Дисфония
    • Дисфория
    • Жажда
    • Жар
    • Желтая кожа
    • Желтые выделения у женщин
    • ...
    • ПОЛНЫЙ СПИСОК СИМПТОМОВ>
  • Лекарства
    • Антибиотики (211)
    • Антисептики (122)
    • Биологически активные добавки (210)
    • Витамины (192)
    • Гинекологические (183)
    • Гормональные (156)
    • Дерматологические (258)
    • Диабетические (46)
    • Для глаз (124)
    • Для крови (77)
    • Для нервной системы (385)
    • Для печени (69)
    • Для повышения потенции (24)
    • Для полости рта (68)
    • Для похудения (40)
    • Для суставов (161)
    • Для ушей (14)
    • Другие (308)
    • Желудочно-кишечные (314)
    • Кардиологические (149)
    • Контрацептивы (48)
    • Мочегонные (32)
    • Обезболивающие (280)
    • От аллергии (102)
    • От кашля (137)
    • От насморка (91)
    • Повышение иммунитета (123)
    • Противовирусные (114)
    • Противогрибковые (126)
    • Противомикробные (144)
    • Противоопухолевые (65)
    • Противопаразитарные (49)
    • Противопростудные (90)
    • Сердечно-сосудистые (351)
    • Урологические (89)
    • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Справочник
    • Аллергология (4)
    • Анализы и диагностика (6)
    • Беременность (25)
    • Витамины (15)
    • Вредные привычки (4)
    • Геронтология (Старение) (4)
    • Дерматология (3)
    • Дети (15)
    • Другие статьи (22)
    • Женское здоровье (4)
    • Инфекция (1)
    • Контрацепция (11)
    • Косметология (23)
    • Народная медицина (17)
    • Обзоры заболеваний (27)
    • Обзоры лекарств (34)
    • Ортопедия и травматология (4)
    • Питание (46)
    • Пластическая хирургия (8)
    • Процедуры и операции (23)
    • Психология (10)
    • Роды и послеродовый период (35)
    • Сексология (9)
    • Стоматология (9)
    • Трав

medside.ru

Детские возрастные кризисы. Миф или реальность?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверно, каждому из вас, если вы родитель, знакомо понятие детских возрастных кризисов. Мой сын сейчас как раз переживает кризис трёх лет, и если сравнивать его с дочкой в этом же возрасте, то у неё этот кризис мало себя проявил или прошёл очень незаметно для нас родителей. Зато сын даёт нам сейчас понять, что детские возрастные кризисы это не миф, а реальность, которую мы сейчас переживаем вместе с ним, и порой это очень непросто.

Несмотря на то, что каждый ребенок - это яркая неповторимая личность, между развитием всех детей прослеживаются определенные параллели. Например, возрастных кризисов вряд ли удалось избежать хоть одному малышу; правда, время их наступления может сильно варьироваться. Кризисы являются переломными моментами, и они совершенно необходимы для дальнейшего гармоничного развития человека.

Что такое детские возрастные кризисы?

По сути, кризис - это период, в который личность претерпевает значимые изменения, формирующие в итоге новые черты характера. Временные границы возможных кризисов являются весьма условными, но почти всегда период сопровождается проблемным поведением - вспыльчивостью, плаксивостью, стремлением делать всё наперекор. Родителям приходится запасаться терпением, чтобы не сломать подрастающую личность, но и не прогнуться под нее.

Кризис новорождённости

Впервые этот процесс описал советский психолог Л.С.Выготский. Ребенок совершает переход от пребывания внутри утробы к жизни снаружи. Конечно, все существование ребенка кардинально изменяется как в физическом, так и в психологическом плане. Новый способ получения пищи, новый способ дыхания, новый температурный режим. При этом психика новорожденного ребенка является лишь набором безусловных рефлексов.

Основные признаки того, что малыш переживает данный кризис - он путает день и ночь, совершает неконтролируемые движения, резко переходит от возбуждения к торможению и наоборот. Почти всё время новорожденный погружен только в себя, очень мало внимания обращая на окружающий мир. Он лишь прислушивается к дискомфорту, вызванному голодом либо другими физическими раздражителями, и неосознанно выдает сигналы, позволяющие взрослым решить проблему.

Большинство из этих признаков сходят на нет к годовалому возрасту, когда зрение, слух и другие навыки становятся более развитыми. Существует так называемый "комплекс оживления". Самый первый его признак - улыбка при виде улыбающегося лица мамы. Это некая точка, символизирующая переход от младенчества к поре стабильного психологического развития и заинтересованность в общении со взрослыми.

Самый главный период в становлении взаимной привязанности между мамой и ребенком - это первые полтора часа после родов. Совместное пребывание новорожденного и матери называется бондингом и играет огромную роль не только для малыша, но и для женщины, запуская ее материнский инстинкт. Количество и качество тактильного контакта отвечает за то, какими отношения будут на протяжении следующих нескольких месяцев.

Кризис трёх лет. Его особенности

К трехлетнему возрасту у малыша уже появляются собственные желания, часто идущие вразрез с желаниями взрослых. Если такое случалось и раньше, то ребенка легко было отвлечь, переключить его внимание. А в три года желания обретают устойчивость и определенность. Резко возрастает стремление к независимости и самостоятельными действиям. Существует четыре основных симптома кризиса трех лет:

  1. Негативизм. Это желание сознательно делать всё наперекор указаниям взрослых. К примеру, ребенок отказывается идти на прогулку, хотя очень это любит. Но, стоит лишь перестать его уговаривать, моментально меняет решение. Такое же отрицание наблюдается во всех сферах - ребенок может утверждать, что трава синяя, а небо зеленое, но как только взрослый соглашается, сразу начинает говорить обратное.
  2. Упрямство. Когда ребенок настойчиво что-то просит, это не упрямство. Но, если он просит это не потому что ему хочется, а только чтобы добиться своего, укрепить власть, то это упрямство.
  3. Строптивость. Можно сказать, что это основной признак данного кризиса. Не следует путать его с негативизмом, потому что строптивость - безлична, направлена не против определенного человека, а в целом против образа жизни. Ребенок отказывается от всех действий, даже привычных - чистки зубов, ходьбы за ручку.
  4. Своеволие. Ребенок стремится к самостоятельности; при этом он еще мало что умеет, в результате случаются истерики из-за неспособности выполнить действие и нежелания принять помощь от взрослых.

Как же пережить этот непростой период? Конечно, мама не железная, она тоже человек и может сорваться. Но лучше всё-таки перед тем, как прикрикнуть на ребенка, осознать, что ему сейчас еще тяжелее, чем вам. Просто потому что он маленький и пытается освоиться в этом мире. Кроме того, не всегда капризы связаны именно с кризисом - возможно, ребенок приболел, но не может об этом сказать.

Как же правильно вести себя в сложившейся ситуации? Не стоит стыдить малыша за его плач, говорить, что он уже взрослый (ведь это ложь). А упреки делают ему еще больнее. Лучше посочувствуйте, а потом отвлеките. Разумеется, нельзя ругать и наказывать за плач, эта жестокость сделает только хуже. И еще - приучайте ребенка к юмору, учите переводить всё в шутку и искать положительные стороны.

Немалую роль играет индивидуальный подход к ребенку - каждой маме виднее, как лучше успокоить своего малыша. Например, некоторые дети гораздо быстрее приходят в себя, если их оставить в одиночестве. А другим, напротив, требуется контакт, вроде тесных объятий. Кстати, уход в другую комнату поможет успокоиться и матери, благодаря чему она удержится от крика или шлепка. Когда оба остынут, пойти на примирение будет намного легче. Устранив истерику, дайте ребенку попить воды и спокойно разберитесь в ситуации, укажите, в чем он был неправ, но и признайте свою вину в случае необходимости.

Кризис не имеет четких границ, он может начаться в два года, закончиться в пять, или же продлиться всего пару месяцев. Многое зависит как от характера самого малыша, так и от грамотных действий родителей.

Характеристика кризиса 7 лет

Данный переломный момент связан в основном с поступлением ребенка в школу. Первоклассник впервые чувствует ответственность за свои поступки и оценки. В этот период обычно появляется чувство совестливости (его сила напрямую зависит от воспитания). Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность, наблюдается несколько наигранное поведение, попытки подражать взрослым.

Следует отнестись к этому кризису как можно серьезнее - пренебрежение может отразиться как на успеваемости ребенка, так и на его отношении к родителям. Отсутствие понимания приводит к понижению самооценки и стрессу, вплоть до невроза. А вот помощь и поддержка принесут неоценимую пользу.

К признакам кризиса семилетнего возраста можно отнести раздражительность, беспричинные вспышки гнева, повышенная утомляемость, особенно от однообразных занятий. Чтобы облегчить ребенку адаптацию к школе, настоятельно рекомендуется перед этим водить на подготовительные занятия. Из беззаботного и непосредственного малыша человек превращается в более взрослого, способного интеллектуально размышлять о своих и чужих поступках, контролировать и оценивать собственные эмоции, в результате чего должна сформироваться верная самооценка.

С большинством трудностей ребенку предстоит справиться самому, но родители тоже могут сыграть очень важную роль. Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он об этом не просит - все психологи сходятся в том, что невмешательство лучше всякой помощи помогает формированию личности. Первоклассник должен сам прочувствовать связь между определенными действиями (или бездействием) и их последствиями.

Однако, необходимо всегда активно интересоваться успехами ребенка, хвалить за победы и поддерживать в случае поражения. Расспрашивайте о новых друзьях и увлечениях, сосредотачиваясь больше на этом, чем на отметках.

Переход в школьный возраст - это не только глобальное изменение образа жизни, но и изменение распорядка дня и всего жизненного уклада, кардинально отличающегося от того, что был в детском саду. Чтобы помочь ребенку быстрее влиться в новое русло, можно повесить на стене расписание дел на неделю, только составлять его обязательно нужно вместе со своим чадом. Чем подробнее будет план, тем лучше. Особенно важно это для тех детей, которые кроме школы посещают спортивные секции или другие кружки.

Уделяйте много внимания эмоциональному состоянию ребенка. Часто родители грешат тем, что списывают вялость и головную боль ребенка на лень и нежелание учиться, хотя на самом деле он может находиться в очень тяжелом психологическом состоянии. Постарайтесь обеспечить первокласснику много прогулок на свежем воздухе и других развлечений в свободное время (это не должен быть исключительно компьютер или телевизор).

Кризис подросткового возраста

Чем-то напоминает кризис 3 лет с его "Я сам", но теперь в социальной сфере. Характеризуется снижением успеваемости в учебе, понижением работоспособности, острым недовольством собой и окружающим миром. К позитивным моментам можно отнести самопознание и самоутверждение. В легкой форме кризиса подросток может прийти к этому и без особых проблем.

Симптомы кризиса не являются постоянными, скорее носят временный характер, хотя и могут повторяться часто. Психика подростка находится в двойственном состоянии - ему одновременно хочется быть и независимым, и зависимым. Он расширяет рамки дозволенного, но нуждается в этот период в поддержке со стороны родителей. Те, в свою очередь, не должны полностью ущемлять подростка в его желаниях, но постараться уберечь его от неразумных рискованных шагов.

Следует иметь в виду, что окончание кризиса может стать для окружающих не менее сложным моментом, чем сам кризис. Ведь у ребенка сформировались совершенно другие понятия, он осознает себя по-новому, что неизменно приводит к существенным изменениям в жизни.

Кризис ранней юности

Суть этого периода - в конфликте между полноценно сформировавшимися взрослыми качествами и недостатке возможностей их реализации в текущем социальном статусе. Чаще всего это выражается в неспособности выбрать будущую профессию или учебное заведение. Часто в это время человек чувствует себя ненужным, ни на что не способным, постоянно тревожится.

Ключевое значение здесь играют хорошие друзья, которым можно довериться. Отношения с одноклассниками и вообще ровесниками выступают в роли тренировочной площадки, на которой можно опробовать любовь, верность - тактику и стратегию для будущей взрослой жизни. Как правило, кризис взросления настигает человека сразу после окончания учебного заведения. Из-за сильно размытых в последнее время границ детства и юности средний возраст вступления в брак увеличился до тридцати лет.

Для человека крайне важно чувствовать свою нужность и реализовать наклонности, в противном случае наступает личностный застой. В каком бы возрасте не наступил кризис, поддержка родных и близких играет ключевую роль в его успешном преодолении.

Уважаемые друзья, интересно узнать ваше мнение по поводу детских возрастных кризисов, переживали ли их ваши дети, насколько долго по времени мог длиться тот или иной кризис, а может у ваших детей вовсе не было кризисов, поделитесь в комментариях!

Хотите получать уведомление о выходе новых вкусных рецептов, интересных статей, анонсов полезных книг, конкурсах? Подписывайтесь на обновления сайта по электронной почте!

garmoniyazhizni.ru