Дешевая-обувь.рф

Видео: Типы склонов и горнолыжных трасс. Горные лыжи андроновка


Типы склонов и горнолыжных трасс

Типы склонов и горнолыжных трасс.

В этом видео речь пойдет, как ни странно, не о лыжах или велосипедах. Сегодня мы поговорим о снеге! Точнее о том снеге(в различных местах и его состояниях), по которому мы с вами будем кататься на горных лыжах

Итак. Первое с чем сталкивается лыжник – это горнолыжная трасса. Трассы различаются не только по рельефу и сложности (зелёные, желтые, синие, красные, чёрные), но и по состоянию снега на самой трассе.

Трасса, подготовленный склон. Это, можно сказать идеальные условия (тепличные) для лыжников. Как правило, это состояние склона мы застаём с утра, когда спецтехника (ратраки и снеговые пушки) трудились всю ночь, чтобы подарить нам несколько часов идеального «вельвета» (вельветом называется снег, который только что был подготовлен ратраком и с виду, благодаря мелкой полоске, действительно напоминает вельветовую ткань).

Трасса, разбитый склон. Довольно часто встречающееся состояние трассы (особенно весной), когда большое количество катающихся на трасе лыжников к середине дня превращает вельвет в разного размера бугры. Причём между буграми может быть как достаточно рыхлый снег, так и голый лёд. Именно в таких условиях (в большей или меньшей степени) приходится кататься большинству лыжников, предпочитающих катание по трассам курорта фрирайду.

Сноу-парк. Это специальное место на горнолыжном курорте, оборудованное искусственно созданными, фигурами для тренировки и исполнения элементов фристайла и различных трюков. Сноу парк, как правило, включает в себя несколько линий трамплинов различной величины и сложности, а так же элементы джиббинга, имитирующие городской рельеф (различные периллы, трубы, ступени, грани, стены и т.п.)

Отдельным элементом сноу парка можно считать Халф-пайп (от англ. Half Pipe - половина трубы). Это специальное сооружение из снега в виде большого наклонного желоба, для выполнения трюков на лыжах или сноуборде.

Отсутствие трассы/вне трасс. Некоторые называют это фрирайд. Считаю это не правильным. Т.к. речь сейчас идёт о месте катания (локации), а фрирайд – это процесс катания вне трасс. Не нужно путать эти термины. Собственно отсутствие подготовленной трассы – это те места в горах, куда не ездит техника для подготовки склонов. Эти места никак не отмечены специальными знаками, или отмечены знаком «СТОЙ, ЛАВИННАЯ ОПАСНОСТЬ». В связи с этим катание вне трасс несёт в себе потенциальную угрозу для жизни и здоровья лыжника. Состояние снега за пределами трасс может быть совершенно разным (от ровного мягкого снега до ледяных бугров и заструг) и на пути лыжника могут встречаться препятствия в виде камней, деревьев, резких перепадов рельефа и т.п.

И наконец бывает такое состояние склона за пределами трасс, которое называется английским словом POWDER, что в переводе означает «пудра, порошок». Это состояние склона вне трассы после обильного снегопада. Характерно глубоким, мягким снегом, не имеющим твёрдой «подложки».

Для чего всё это Вам нужно знать? Для того, чтобы лучше разобраться в вопросе различия лыж по типу склона. Для всех вышеперечисленных мест и условий существуют лыжи, которые наилучшим образом подойдут для тех или иных мест и условий катания.

Комментарии В Контакте

Комментарии в Facebook

mountainpeaks.ru

Австрийский миф о современной технике горнолыжного спорта

12.05.2014

Не бывает пророков без чести, разве что в отечестве своем (Матфей)

Предлагаемый критический анализ так называемой австрийской школы современной техники горнолыжного спорта стал результатом тесного общения с моим старым товарищем, Иваном Феликсовичем Уймоненом. В течение последних пяти лет это общение сопровождалось регулярными тренировками, наблюдением за тем, как он работает с детьми, молодыми спортсменами, ветеранами.

Иван, в 60 - 70-е годы прошлого века, сам отличался замечательной техникой катания. Много лет тренировал, как в СССР, так и в Финляндии. 27 Чемпионов СССР были им либо выращены с нуля, либо какое-то время тренировались у него, либо стали победителями, стартуя в командах, которые он выставлял на первенство Союза. С начала 90-х он живет Финляндии, где его зовут Juho Uimonen. До недавнего времени Juho тренировал детей, множество его воспитанников, включая двух дочерей, регулярно выигрывали первенство Финляндии в различных детских возрастных категориях. Тонкое понимание техники поворота, выработанное десятилетиями, позволило ему создать методы обучения, основанные на фундаментальных законах работы лыж. Несмотря на многолетнее непонимание коллег в период доминирования австрийской школы карвинговой техники, Иван Феликсович учил и продолжает учить технике универсальной, позволяющей любой лыже скользить на кантах и достигать максимальной скорости.

В последние годы, когда он оставил активную тренерскую работу, время от времени помогает спортсменам, искалеченным слепым увлечением австрийской школой. Удивительным образом через одну - две недели тренировок эти ребята из третьего десятка перебирались на подиум самых различных соревнований. Помимо уникальных методических приемов обучения, Juho отличает знание психологии спортсменов, умение найти индивидуальный подход к каждому из них.

Материал этот - дань благодарности Ивану, который и меня, в солидном возрасте, вернул из глубины карвинговых заблуждений на путь чистого скольжения и побед в различных стартах Мастерс. В то же время это результат многолетнего изучения и старательных попыток применения на практике техники, описанной в публикациях Грега Гуршмана. Его огромный труд объективно отразил тенденции развития горнолыжной техники начала 2000-х. Благодаря этому работа Грега дает уникальную, возможность сравнительного анализа техники ведущих спортсменов от Торино 2006 до Сочи 2014.

Завершен еще один виток спирали развития техники горных лыж, пришло время делать выводы, "собирать камни". Очень хотелось бы заставить задуматься о будущем наших детей, юных российских дарований, которые, один за другим сгорают, как только отрываются от вырастивших их тренеров и попадают под опеку европейских специалистов. Будь то "Школа Райха", будь то восточноевропейские специалисты "числом поболее, ценою подешевле", результат на протяжении многих лет один и тот же.

Обращаясь к товарищам по Санкт-Петербургскому клубу ветеранов горнолыжного спорта, хочу внушить оптимизм тем непреложным фактом, что в отличие от спортсменов олимпийского возраста, век наш долог. Чем лучше освоена техника, чем тоньше понимание ее сути, тем легче покрывать неизбежные недостатки физической подготовки и, невзирая на возраст, на равных соревноваться с молодежью. И тем досаднее в какой-то момент обнаружить, что долгие годы проведены во тьме заблуждений и бесплодных усилий.

С самыми искренними пожеланиями успехов и достижений в сезоне 2014/15. Геннадий Венедиктов, Председатель Клуба Ветеранов Горнолыжного Спорта Санкт-Петербурга с 1996 по 2006 годы

На рубеже третьего тысячелетия в горных лыжах произошла революция - были созданы карвинговые лыжи, которые в начале 2000-х годов полностью вытеснили классику. Эти лыжи открыли миллионам любителей и начинающих спортсменов путь к чистому резаному скольжению на кантах. Раньше это был удел мастеров экстра-класса.

Резаный поворот известен более полувека. Если абсолютно прямую лыжу согнуть и поставить на кант, то она будет скользить по дуге. Проблема в том, что прогнуть классическую лыжу без бокового проскальзывания умели только избранные. Легенды горнолыжного спорта, такие как Томба, Кьюс, Грюниген на лыжах длиной 200 - 210 см умели оставлять на трассе такой же след, как и современные мастера на карвинговых лыжах с радиусом поворота 14 - 18 метров. Их техника катания и стала главным мотивом создания карвинговых лыж.

Альберто Томба, Микаел фон Грюниген, Лассе Кьюс на лыжах длиной 205 - 210 вырезали чистые повороты, ускоряя лыжи в каждом из них.

Если классическую лыжу надо прогнуть для того, чтобы она скользила по дуге на канте, то лыжу с боковым дугообразным вырезом достаточно просто закантовать. Научиться ездить на кантах стало гораздо легче. Скорости увеличились, достижимые радиусы поворотов уменьшились. Когда спортсмены окончательно перешли на карвинговые лыжи, поиски пошли в направлении укорочения лыж, уменьшения их естественного радиуса поворотов. В процессе приспособления спортсменов к новому инвентарю - короткой лыже с радиусом поворота, доходившим до 8-и метров, - появилась идеология новой техники: езда на двух ногах, широкое ведение лыж, запрет на заднюю стойку и пр. Апогеем этих поисков стал 2006-й год, а главным героем - Олимпийский чемпион Торино 2006 Бенджамин Райх.

В результате, сформировался миф о новой технике катания. Горнолыжный мир повернул в тупик, создав методы обучения, подменившие фундаментальные законы работы лыжи в повороте, попытками максимально использовать конструктивные особенности карвинговых лыж. Возник порочный круг: инженеры создали лыжи, ориентируясь на технику, освоенную лидерами, а тренеры и лыжники стали создавать новую технику, базирующуюся на заманчивых возможностях этих лыж.

Основы австрийской карвинговой техники подробно изложены в книге Грега Гуршмана "Пьянта Су" и на его сайте YOUCANSKI.COM. Эти материалы, опубликованные в 2004-2005 гг., - плод большой работы. Автор скрупулезно изучил и привел в систему методы работы ведущих тренеров тех лет, дал собственный комплексный подход к освоению техники поворотов. Новые материалы, правда, автор довольно давно не публикует, быть может, за 10 минувших лет он изменил свои взгляды.

Далее цитируем Гуршмана:

Австрийская система – общее описание. Это общее описание фундаментальных основ Австрийской тренерской системы было предоставлено моим (Гуршмана) коллегой и другом, тренером из Австрии Клаусом Бучеггером. Несмотря на то, что этот материал даёт лишь общие описания, я считаю, что он может рассматриваться как основа, на которой строятся принципы эффективного использования самой успешной тренировочной системы в мире.

Характеристики спортивной техники (независимо от радиуса поворотов)

  • Открытая стойка с широким ведением лыжi
  • Основная стойка в общем остаётся постоянной (незначительно меняется в соответствии с рельефом склона)
  • Отсутствуют шаги или шаговые движения
  • Корпус держится в выпрямленном положении с небольшим наклоном вперёд.
  • Положение корпуса не должно меняться (разгибаться или выпрямляться) при сопротивлении давлению, возникающему в повороте.
  • Лыжи ведутся параллельно. В стадии инициации поворота должно создаваться давление на внешней лыже. Давление слегка увеличивается по входе в линию падения склона.
  • Основная стойка должна оставаться неизменной и быть более выпрямленной.
  • Нужно избегать подсаживания назад.
  • Внутренняя лыжа используется и несёт на себе часть веса.
  • Выруливание из линии падения склона выполняется путём плавного выпрямляюще-растягивающего движения с внешней лыжи на внутреннюю (новую внешнюю) лыжу
  • Разгрузка лыж выполняется с помощью плавного распрямления-перетекания от внешней лыжи ко внутренней.
  • Фаза разгрузки – корпус остаётся в нейтральном положении, лыжи (ноги / колени) проходят под телом в новый поворот (эффект маятника)
Что-то в этом духе в исполнении Грега Гуршмана

Великий Бенджамин Райх стал одновременно и творцом, и жертвой возникших заблуждений. Вот как он "перетекает" на внутреннюю ногу в конце поворота. Красиво, но загрузка внутренней ноги приводит к торможению, а окончание поворота на загруженных носках вызывает боковой снос лыж.

Выжав из "новой" техники все, что можно, Бенни прочно переместился во второй десяток на кубковых стартах.

Первый теперь занимают те, кто осознали, что предел скорости достигнут и стали искать способы эффективно ускорять лыжи в поворотах. Для этого им пришлось заново вспоминать приемы классической техники.

Марио Матта, ровесника и товарища Райха по сборной команде, быть может, спасла травма. Апогей карвинговой идеологии он пропустил и поехал по-новому (т.е. по-старому) к олимпийскому золоту в Сочи. Судя по езде и успехам Хиршера, трезвые головы в Австрии уже пошли по другому пути. В США, где больше свободы, такие диссиденты, как Боде Миллер, давно проложили путь к старому, только заново осмысленному. Отсюда, видимо, и родилась плеяда суперчемпионов: Вонн, Лигети, Шифрин.

Вот как Боде ездил во времена расцвета карвинговой идеологии.

Здесь, кроме параллельных лыж, нет ничего из австрийских наставлений. Грег в своих трудах утверждает, что результатов Миллер добивается не благодаря, но вопреки своей технике. А ведь Миллер первый из профессионалов, кто встал на карвинг.

Вот, что пишет о нем Гуршман:

"Метод сгибания ног и выталкивания лыж вперёд из-под тела, зачастую характеризуют как элемент техники, изобретённый Миллером. Я никак не могу с этим согласиться. Данный элемент техники был «изобретён» уже очень и очень давно. Он был подробно описан французским тренером Жоржем Жубером в начале семидесятых. То, что делает Миллер, это не что иное, как пресловутый авальман с подхлёстом лыж1, используя Жуберовскую терминологию. Этот приём в чистом виде давно не используется спортсменами, по причине возросших скоростей. Ускорение за счёт подхлестка явно не оправдывает себя в сравнении с риском вылететь с трассы при его выполнении. Более того, резание чистых дуг обеспечивает более чем достаточную скорость. В большинстве случаев проблемой является не увеличение скорости между поворотами, а стабильная своевременная перецентровка, способствующая наиболее чистому сопряжению поворотов."

Такой взгляд на технику Миллера может извинить только всеобщая эйфория от возможностей новых лыж, захлестнувшая Европу, и не позволившая разглядеть отличие между авальманом и скольжением на загруженной пятке лыжи, имеющим очень отдаленное сходство с "подхлестом". Именно эта техника скольжения дала Боде возможность вернуться за Олимпийской медалью Сочи 2014. Самый старший по возрасту спортсмен после травм, полутора лет отсутствия на кубковых стартах, в течение которого ему сопутствовала бурная личная жизнь, с блеском проводит первый же сезон после возвращения. Лучше поздно задуматься, чем никогда.

К сожалению, в российском (и не только) детском спорте завезенная карвинговая эйфория приобрела массовый характер. Такие мастера как Бенни являются активными творцами техники. Своими достижениями они увлекают массы спортсменов, которые, естественно, копируют стиль и приемы лидеров. Неудивительно, поэтому, что целые поколения спортсменов воспитаны на базе австрийской школы, а тренеры большей частью и поныне остаются её приверженцами.

Ксения Алопина – лидер сборной России в слаломе хорошо демонстрирует австрийскую систему.

Очень трудно устоять перед соблазном облегчить тренировочный процесс и быстрее добиваться успехов, прочитав такой раздел из Гуршмана:

"На этой кинограмме изображён не кто иной, как Олимпийский Чемпион и неоднократный обладатель Кубка Мира, американец Фил Маре. На протяжении последних 10 лет Фил проводил на лыжах достаточно много времени. Он по-прежнему может делать на лыжах абсолютно всё на любом склоне и на любой скорости. На раскадровке великолепно видно, что Фил Маре, катаясь на новых лыжах, использует старую технику 10-12 летней давности. Причём это не просто демонстрация старой техники, а я бы сказал, близкий к идеалу пример её применения.

Сразу бросается в глаза узкое ведение лыж, согнутая внешняя нога и закантовка коленями и бедром. Один из элементов техники прошлого, от которого Фил отказался на новых лыжах, это ярко выраженное контругловое положение. В остальном это именно та техника, которая принесла ему победы на Кубке Мира и Олимпийскую медаль. На мой взгляд, она весьма сложна и требует филигранного равновесия. Спортсмен балансирует наканту внешней лыжи на протяжении большей части поворота. При этом он всегда заканчивает дугу на внешней лыже. Нужно отметить, что Фил демонстрирует закантовку коленями, при которой ему удается сохранять практически весь вес на канту внешней лыжи. Это крайне непросто.

Внутренняя лыжа продвигается вперёд для незаметного «шажка» в новый поворот. В принципе техника Маре по-прежнему динамична и смотрится весьма элегантно в исполнении этого великого мастера.

Однако, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что, с точки зрения резания дуги, техника Маре несостоятельна. В чём это выражается? Я бы сказал, что прежде всего в том, что внешняя лыжа по настоящему не режет большую часть поворота даже на идеальном снегу. В обоих поворотах лыжа врезается лишь на последнем кадре после пересечения линии падения склона. Это связано в основном с методом закантовки. Фил смещает колено внешней ноги внутрь. При этом неизбежно происходит вращение стопы и естественно лыжи. Таким образом лыжа не врезается, а как бы «выруливается» на кант. Этот процесс занимает в среднем пол-поворота. Внутренняя лыжа не несет никакого веса и всё давление сконцентрировано на внутреннем канту внешней лыжи, что приводит к чрезмерному врезанию на укатанном снегу и, зачастую, к сносу на жёстком. Естественно, что всё это будет влиять на скорость, особенно на современных трассах с более круглыми законченными поворотами.

Я очень рад, что нам больше не нужно учить этой элегантной и сложной технике прошлого, требующей равновесия канатоходца или фигуриста, выписывающего фигуры на одном ребре."

Пагубность последней максимы доказали, немногие пока, спортсмены, использующие классические технические приемы, которые в прямом смысле громят своих конкурентов. Особенно это проявилось после введения FIS регламента на геометрию лыж. Настала пора осмыслить природу побед новых чемпионов, понять, что в горнолыжном спорте уже давно идет "карвинговая контрреволюция".

Так как же надо ездить? Где искать истину в условиях, когда основная масса тренеров питается австрийскими мифами?

К счастью, немногие из могикан устояли перед соблазном и являются уникальными носителями знаний о технике поворота и методах обучения. Один из них - Juho Uimonen.

Основная идея (заповеди Juho2) состоит в том, что лыжа, будь она классической или карвинговой, работает в повороте по одним и тем же законам. Чтобы скользить по заданной дуге лыжа должна быть закантована и прогнута, задача лыжника обеспечить эти условия. Кроме того, лыжник должен создавать условия для скольжения по оптимальной траектории и ускорения за счет использования энергии, накапливаемой при прогибе лыж, и инерции движущихся масс при перемещениях центра тяжести относительно точки опоры. Карвинговая лыжа лишь облегчает эту задачу лыжнику: меньше требует усилий и времени для прогиба, дает возможность быстрее выполнять технические приемы, сокращать траекторию прохождения трассы.

Это означает, что необходимо использовать все достижения классической техники, но при этом максимально эффективно реализовывать возможности карвинговой лыжи.

Боде отделяет от неизвестного героя в шляпе намного больше полувека, а как они похожи.

Вот основные заповеди Juho - ключ к максимальной скорости:

  • скольжение по всей дуге поворота - только на внешней лыже, смена ног (кантов) делается как можно быстрее3
  • загрузка внутренней лыжи приводит к торможению, ухудшает баланс, является причиной схода с трасс и травм; одну лыжу гораздо легче и быстрее можно прогнуть, нежели две лыжи одновременно
  • лыжа должна ускоряться от начала к концу поворота
  • должна использоваться вся длина лыж: в начале поворота загружается и прогибается носок, затем загружается и прогибается пятка лыжи
  • давление на ботинок передает голень, поэтому переход передняя/задняя стойка делается перемещением ног, но не корпуса
  • загрузки носка лыжи длится не более 1/4 длины поворота, чем большую часть поворота удается провести на загруженной пятке, тем чище скольжение
  • выход из поворота - на загруженной и прогнутой пятке лыжи, которая, разгибаясь при разгрузке, "катапультирует" лыжника
  • переход к давлению на носок делается максимально быстро при смене ног
  • повороты: "с ноги на ногу, вперед-назад" - это как ходьба4
  • ездить надо быстро5

Как видим, эти заповеди близки к технике классической и большей частью противоречат приведенной ранее австрийской системе. В последней цветом выделены положения, которые являются принципиально ошибочными. Конечно же, к базовым принципам Juho прилагается большой арсенал приемов, без которых их невозможно реализовать. Но это уже относится к индивидуальному методическому багажу тренера.

Что касается методики обучения, то система, описанная Грегом, ввела в практику огромное количество упражнений (зачастую мучительных и бесполезных, а иногда вредных), направленных на отработку отдельных элементов. Юные спортсмены или начинающие лыжники, как правило, не понимают их смысл. Поворот собирают как мозаику. Это обилие упражнений имеет и то негативное следствие, что на поэлементное обучение требуется гораздо больше времени. В практику вошло большее количество дней на снегу. Количество и продолжительность сборов в течение года непосильным грузом ложится на неподготовленные к этому физически и психологически детские организмы. Зачастую, излишняя силовая физическая подготовка приводит к потере реакции и т.п.

Упражнения Juho всегда имеют целью совершенствование динамики поворота. Они понятны, логичны, быстро приводят к результату. При этом правильные статические положения (корпуса, плеч, бедер, рук и т.п.), которые в первом случае отрабатываются многочисленными специальными упражнениями, в системе Juho приобретаются естественным путем в процессе освоения поворота.

Посмотрим на кинограмму Тэда Лигети (яркого представителя "контрреволюции") - и попробуем сравнить его с Райхом.

Тэд заканчивает левый поворот на загруженной и, поэтому, прогнутой пятке внешней лыжи. Он продолжает продвигать ноги из-под корпуса, оставаясь в выраженной задней стойке и смещая, таким образом, центр тяжести внутрь поворота. Разгруженные лыжи разгибаются и "выстреливают" лыжника, придавая ускорение ногам, с такой силой, что носки лыж отрываются от снега. Поворот начинается на внешней закантованной лыже.

Центр тяжести лыжника (в зоне солнечного сплетения) движется по хорде, стягивающей дугу поворота (т.е. по более короткому пути, чем точка опоры – стопа внешней ноги), поэтому к началу нового поворота лыжник легко оказывается в передней стойке. Используя инерцию от перемещения центра тяжести при переходе из задней стойки в переднюю, голенью левой ноги Тэд резко давит на язык ботинка (в то же время корпус не подается излишне вперед). При этом носок лыжи изгибается, задавая траекторию нового поворота. На 4-м кадре он, все еще находясь в передней стойке, уже начал "отпускать" лыжи, загружая пятку, которая, прогибаясь, ведет траекторию поворота без малейшего сноса. Это хорошо видно по характеру прогиба левой лыжи. Внутренняя лыжа практически не загружена. Далее цикл повторится, лыжник примет положение, как на кадре 1.

Сомнения нет - продемонстрированы все заповеди Juho, а тень Боде Миллера витает за спиной товарища по команде.

Для сравнения посмотрим еще раз на прохождение крутого и короткого слаломного поворота Райхом. Он заканчивает поворот с опорой на внутреннюю ногу, вызывая боковой снос лыж, что видно по шлейфу снега. Так как для захода в следующий поворот мало места и времени, то, в отличие от ранее приведенной кинограммы, он пропускает лыжи под корпусом. При этом на короткое время пятки загружаются и этого оказывается достаточно для того, чтобы прекратился боковой снос лыж, а затем пятки, разгибаясь, придали лыжнику ускорение, приводящее к отрыву лыж, напоминающее тот же эффект на кинограмме Тэда. Начав поворот с внешней ноги, Бенни сознательно "перетекает" на внутреннюю ногу. Если бы кинограмма была продолжена, а следующий поворот оказался бы таким же крутым как пройденный, то мы опять увидели бы боковой снос и торможение вместо ускорения.

С появлением юного дарования Микаелы Шифрин, все вопросы о победителе в слаломе у женщин отпали. Как такое стало возможным? Похоже, что в Америке появилась школа, которую до сих пор не могут, как следует, осмыслить в Европе. На кинограмме Микаела скользит на внешней ноге, в каждом повороте демонстрирует переход вперед-назад. Справедливости ради отметим, что заднюю стойку она использует менее решительно, чем Лигети или Хиршер, иногда дольше, чем следует, грузит внутреннюю ногу. Но и этого достаточно для стабильных побед над авторитетными соперницами. А уж сход с трассы для Микаелы и вовсе исключительное явление.

Объект постоянной критики последователей австрийской школы 2000-х годов - использование задней стойки, в которой они видят лишь подсаживание назад.

Вот как эту проблему описывает Гуршман:

"До недавнего времени слаломисты использовали прямые длинные (197 –203 см) лыжи с жёсткими пятками. Получение дополнительного ускорения за счёт сильной загрузки пяток являлось важным элементом техники слалома. Для входа в новый поворот требовалось значительное смещение давления с пяток лыж на носок новой внешней лыжи... Попытки подобным образом загрузить задники новых коротких лыж приведут к падению или ощутимой потере равновесия, скомпенсировать которую в рамках одного поворота крайне сложно".

Как видим, обладатель Кубка мира последних лет австриец Марсель Хиршер, в отличие от старшего коллеги по команде Райха, регулярно загружает пятки и так же регулярно выигрывает кубки.

Райх - великий мастер, если задумается над успехами Марселя и Марио, он еще себя покажет. А пока, глядя на фото Марселя (выше) и Бенни (ниже), почувствуйте разницу.

Для сомневающихся прокомментируем распространенное заблуждение: задняя стойка, якобы, требует очень мощных ног, на крутых леденистых склонах она вообще невозможна.

Чем больше амплитуда движения вперед-назад, тем меньше устаёт четырехглавая мышца: нет статической нагрузки, мышцы регулярно расслабляются (на кадре 2 кинограммы Тэда его ноги просто отдыхают).

Чистое скольжение с ускорением возможно только при достаточно большой амплитуде перехода "вперед-назад" в каждом повороте: загруженная пятка внешней лыжи при продольном продвижении лыжи из-под корпуса легко врезается в лед, в то время как при сколько-нибудь значительной опоре на внутреннюю лыжу и загрузке носков, снос разгруженных пяток гарантирован6.

Как уже упоминалось, инженеры чутко следуют за тенденциями техники. Именно поэтому последние модели лыж отличаются экспериментами, в первую очередь, с конструкцией пяток. Самый наглядный из них - KERS7, внедренный фирмой HEAD. Пьезопластина, встроенная в пятку лыжи, преобразует механическую энергию при сгибании лыжи в электрическую. При разгибании электрическая энергия вновь преобразуется в механическую, ускоряя разгибание лыжи и, следовательно, разгоняя лыжника. Явный плод сотрудничества HEAD и Теда Лигети.

Мудрый Матт не только не отстает от Хиршера, но и превосходит его филигранностью техники. За плечами 35 лет, победа на ЧМ 2001, тяжелая травма. Золотая медаль Олимпийских Игр в Сочи 2014 - яркое доказательство того, что не только ноги у него выдающиеся, но и голова светлая.

Отличить Марио от Марселя здесь можно только по комбинезонам. Оба заканчивают поворот в выраженной задней стойке, оба на внешней ноге.

Если в сезоне 2012/13 в слаломе был Хиршер и были все остальные, то нынче жизнь у него стала посложнее. Все больше становится просветленных конкурентов. Такие мастера как Нойройтер, Пинтуро, Кристоферсен, ряд шведских спортсменов вместе со своими тренерами освободились от карвинговых шор, демонстрируют динамичную раскрепощенную езду и время от времени отбирают у Марселя победы. В свою очередь Хиршер и Пинтуро прямо-таки на пятки (нечаянный каламбур) наступают Лигети в гиганте. Австрийский миф совсем скоро станет лишь поучительной историей, этапом бесконечных поисков истины.

P.S. Приношу глубокие извинения Грегу Гуршману, если кому-то покажется, что материалы его труда явились здесь лишь объектом критики. "ПЬЯНТА СУ" встала в один ряд с трудами выдающихся спортсменов и тренеров прошлого: Зайлера, Килли, Жубера, братьев Котелли. Всему свое время. Только истина, как и путь к ней, вечны.

1 У Жубера - "подхлест ног", что не совсем одно и то же. В цитируемых отрезках сохранены терминология и грамматика Грега.

2 Иван очень афористичен в своих наставлениях. Чего стоят его искрометные высказывания типа "Лыжи тебе ничего не должны!". Именно поэтому употреблено библейское слово "заповеди", а далее, в формулировках допущен стиль максим. Такой стиль вполне уместен, так как настоящий материал не является учебным пособием, но попыткой наглядно изложить базовые идеи.

3 Закантованная внутренняя лыжа без отрыва скользит по склону параллельно внешней, лыжник реализует стереотип: еду на внешней - везу внутреннюю, не задумываясь о степени загрузки последней

4 Парадоксально на первый взгляд, но очень доходчиво по мере проникновения в суть.

5 Помимо оптимизма, который вселяет эта заповедь, она имеет сугубо практический смысл: чем быстрее едем, тем большие силы действуют на лыжу и тем эффективнее она работает.

6 Подобно заносу заднеприводного автомобиля при отсутствии пассажиров или груза

7 KERS - Kinetic energy recovery system (система возврата кинетической энергии)

i Пользуясь кинограммой Грега и фотографией Боде Миллера, где он сравнивается с "героем в шляпе", разберем «широкое ведение лыж». Центр тяжести Боде значительно смещен внутрь поворота. При этом стопа внутренней ноги почти касается колена внешней. В то же время лыжи скользят на достаточном расстоянии (ширине) друг от друга. При уменьшении радиусов поворотов на карвинговых лыжах такое положение ног стало характерным. Это естественно: представим человека, стоящего боком на очень крутом склоне. Стопа верхней ноги относительно стопы и колена нижней будет расположена так же, как и у лыжника в крутом повороте. Когда лыжник принимает вертикальное положение при переходах из поворота в поворот, расстояние между коленями увеличивается. Возникает видимый эффект специально контролируемого широкого ведения лыж.

Грег в своих работах этот визуальный эффект описал. В австрийской системе естественно возникающее движение ног в крутых поворотах было сделано объектом специальных тренировок. Для того чтобы при всех условиях приучить вести лыжи на определенной ширине, несчастным ученикам предлагали на тренировках возить вставки между коленями. Это, в свою очередь, ставит лыжника на внутреннюю ногу со всеми вытекающими последствиями. Представьте себе, как бы чувствовал себя Боде в повороте на фотографии с валиком между коленями.

Центр тяжести лыжника на кинограмме сравнительно мало смещается относительно стопы внешней ноги. Широкое ведение лыж в данном случае не дает какого-либо эффекта, кроме загрузки внутренней лыжи. Более узкое ведение было бы более естественным.

Довольно наглядный пример "карвингового" заблуждения. А пример результатов освобождения от него - Марио Матт, который в 2001-м году отличался радикальной шириной ведения лыж, но к Сочи 2014 явно избавился от излишних увлечений. Если сомнения остались - приглядитесь к Феликсу Нойройтеру.

Разумно ноги вести на ширине, комфортной для лыжника, которая зависит как от крутизны поворота, так и крутизны склона. Желательно не более ширины плеч.

Автор: Геннадий Венедиктов

skigu.ru

Основы понимания горнолыжной техники

Эта страничка предлагается для инструкторов и для тех кто собирается им стать. Но любой другой любитель горнолыжного спорта найдет для себя много полезного для понимания элементов горнолыжной техники. Ведь что из себя представляет катание на горных лыжах? Это есть процесс перемещения лыж по снегу с прикрепленным сверху лыжником. Написал и сам ужаснулся тому что написал. Боже какая проза по сравнению с тем феерическим миром эмоций которые ты испытываешь катаясь на лыжах или наблюдая за хорошо катающимся лыжником. Ну да ладно. Из песни слово не выкинешь.

Каким образом лыжи перемещаются вниз по склону?

Они могут скользить, соскальзывать, проскальзывать и резать. Что все это значит?

Скольжение — движение лыж в направлении их носков или в направлении продольной оси. Это может быть прямой спуск или траверс.

Соскальзывание – это движение лыж вниз по склону в направлении поперечной оси или боком.

Проскальзывание – движение лыж в повороте, при котором пятки описывают большую дугу, нежели носки. Это комбинация скольжения и соскальзывания, происходит в большинстве поворотов.

Карвинг – резаный поворот – движение лыж в повороте, при котором пятки и носки лыж пишут одинаковые дуги. Элемент проскальзывания отсутствует.

Скольжение Соскальзывание Проскальзывание Карвинг

Продолжаю.Итак, лыжи едут вниз по склону, и возникает необходимость изменить направление движения – повернуть Что нужно сделать для того чтобы прикрепленная к вашим ногам лыжа повернула? Ответ очень прост. Надо лыжу сместить в сторону от Вашего центра тяжести или Ваш центр тяжести в сторону от лыжи. О том как это сделать и пойдет речь на этой страничке.

У лыжника стоящего на снегу или летящего вниз по склону возможны четыре типа движений.

  • Движенияпо поддержанию равновесия или баланс
  • Движения для закантовки лыж
  • Вращательные движения
  • Движения по распределению давления

Движения по поддержанию равновесия — это движения поддерживающие Ваш баланс в процессе скольжения

Движения по закантовке — изменяют угол наклона лыжи к поверхности склона (снегу)

Вращательные движения — поворачивают и ведут лыжи

Движения по распределению давления — поддерживают и изменяют давление между лыжами и снегом

Итак давайте рассмотрим равновесные движения или баланс.

Баланс

Он бывает двух видов статический — когда лыжник стоит на месте и динамическим — когда лыжник скользит вниз по склону. В дальнейшем когда мы говорим баланс мы имеем ввиду именно динамический баланс — равновесную стойку в движении вниз по склону.

Что может влиять на баланс?

  • Ширина постановки ног
  • Сгибание и разгибание голеностопов, коленей, бедер и поясницы
  • Перемещение Вашего центра тяжести вперед и назад
  • Наклон корпуса в сторону горы
  • Движения Ваших рук и головы
  • Растяжение и сжатие мышц

Узкая стойка Средняя стойка Широкая стойка

Передняя стойка (носок)Средняя стойка (середина стопы)Задняя стойка (пятка)

Динамическая равновесная стойка — это ключ к успеху в освоении горнолыжной техники. Все остальные навыки лыжника будут зависеть от стойки. Всегда помните об этом при обучении и совершенствовании любых технических элементов

Закантовка

Закантовка лыж или иными словами постановка лыжи на кант позволяет лыжнику:

  • Изменять направление движения
  • Контролировать скорость
  • Менять форму и размер поворота
  • Скользить, соскальзывать и резать (дугу поворота)

Различные углы закантовки для создания и ведения поворота

Закантовка происходит от перемещения центра тяжести и достигается двумя путями

  • Заклоном тела в сторону центра будущего поворота
  • Ангуляцией — образованием углов между лыжами и разными частями тела

Заклон всего корпусаАнгуляция (угловое положение)

Для того чтобы лучше понять что такое наклон корпуса представьте себе велосипедиста на треке или мотоциклиста делающих поворот на высокой скорости при этом держащего плечи параллельно земле Угол заклона зависит от скорости и радиуса поворота. Закантовка создается путем наклона различных частей тела:

  • голеностопов
  • коленей
  • бедер
  • нижней части позвоночника
  • всего тела

Основная мысль: чем выше точка заклона тем больше угол закантовки.

Ангуляция (угловое положение) — образует углы между лыжами и разными частями тела. Говоря о лыжах ангуляция подразумевает сгибание — разгибание в продольном и боковом направлениях и позволяет:

  • изменять величину закантовки без изменения наклона корпуса
  • сохранять равновесную стойку
  • контролировать давление по всей длине лыжи
  • переносить вес с лыжи на лыжу
  • менять ритм и скорость движений
  • менять форму и радиус поворота
  • адаптироваться к изменениям рельефа и состоянию снега

В горных лыжах мы говорим об ангуляции бедер, коленей и голеностопов. Ангуляция бедер (слом в бедре, заклон ) играет основную роль в изменении угла закантовки в то время как голеностопы и колени выполняют более тонкую работу.

Вращательные движения

Вращательными движениями мы называем поворачивание различных частей тела по отношению друг к другу или по отношению к лыжам. Они могут производиться за счет перемещений различных групп мышц (внутреннее) или укол палкой (внешнее). В горных лыжах присутствуют несколько типов вращательных движений которые позволяют менять направление движения лыж, а в сочетании с другими движениями позволяет это делать более эффектно, легко и непринужденно. Начинающие лыжники обычно делают вращательные движения вовлекающие все тело в начале поворота, в то время как опытный лыжник делает тонкие вращательные движения коленями и голеностопами на протяжении всего поворота. Основными вращательными движениями считаются:

  • вращение корпуса (туловища)
  • вращение корпуса (туловища) и ног в противоположных направлениях
  • вращение ног

Вращение корпусом (плечами, грудью и верхней частью спины) — движение очень мощное но очень медленное для поворота лыж, т.к. за движением корпуса следуют бедра, колени и потом голеностопы с лыжами. Кроме этого движение корпуса весьма инерционно. Поворот вращением корпуса обучали много лет назад. В современной технике не применяется и ему не учат.

Вращение корпуса (туловища) и ног в противоположных направлениях (контр — вращение) легко описывается 3 законом Ньютона » на каждое действие существует равное ему противодействие» В данном случае мы говорим что если корпус вращается вправо то ноги и лыжи вращаются влево и наоборот.

Вращение ног — повороты ног заставляющие лыжи поворачивать. В данном случае мы говорим о голеностопах коленях и бедрах. При их относительно малой массе по отношению к корпусу ноги являются самым мощным источником поворота. Не надо забывать и о преподготовке поворота (по английски это называется anticipation но я бы сказал что это раздельное движение верхней и нижней части туловища когда ноги и лыжи двигаются по дуге завершая поворот а корпус руки и плечи уже развернуты вниз в направлении центра следующего поворота.

Предподготовка

В сочетании с закантовкой и движениями по распределению давления вращательные движения являются мощным инструментом современной горнолыжной техники.

Вращение туловища Контр-вращение Вращение ног

Движения по распределению давления

Управление, контроль и манипуляция давлением на лыжи является важнейшим качеством в современном горнолыжном спорте. Эффективный контроль давления предполагает постоянную мышечную работу для осуществления специфических воздействий на лыжи как то: перенос веса с лыжи на лыжу, распределение веса по всей длине лыжи, и контроль давления между лыжами и снегом. Величина давления прикладываемого к лыжам контролируется центром тяжести лыжника или изменением радиуса поворота, скорости, величиной сгибания суставов, изменением угла закантовки или перераспределением веса.

Движения вперед и назад контролируют давление по поверхности стопы и по длине лыжи. Перемещение давления с пятки на середину и вперед позволяет использовать конструкцию лыжи для поворотов и закантовки. Центр тяжести можно переносить двумя путями: наклон всего корпуса или перемещение ног под центром тяжести.

Радиус поворота определяет величину поворота. В горных лыжах обычно говорят о трех типах поворота — короткий, средний и длинный ( слалом, слалом — гигант и супер — гигант).

При коротких поворотах требуется большее давление чем при длинных.

Скорость также влияет на давление, чем выше скорость тем больше давление.

Сгибание — разгибание также оказывают влияние на давление. Скорость сгибания — разгибания определяет продолжительность загрузки Ваших лыж. Если Вы резко согнетесь вниз из высокой стойки то давление на лыжи уменьшится. Как только сгибание прекратиться давление увеличится. При резком разгибании давление сначала увеличивается, а как только разгибание заканчивается давление уменьшается. Если вы двигаетесь с постоянной скоростью то давление постоянное но с увеличением скорости растет.

Сгибание — разгибание

Сгибание позволяет преодолевать неровности рельефа и различные состояния снежного покрова. Кроме того что сгибание поддерживает баланс, оно также дает возможность делать вращательные движения более мощными. Сгибание может быть активным (сокращение мышц, сгибание коленей) и пассивным (при наезде на бугор ноги взлетают вверх)

Угол закантовки — это угол наклона лыж по отношению к горе.

Угол закантовки в конце предыдущего и в начале следующего поворота определяется крутизной склона и позицией центра тяжести, коленей и голеностопов

При увеличении угла закантовки лыжи наклоняются в сторону горы, площадь опоры уменьшается, давление увеличивается. При уменьшении угла закантовки ( лыжи касаются снега всей поверхностью, площадь опоры увеличивается) давление уменьшается.

Давление перераспределяется при смене опорной ноги. в конце поворота Вы переносите вес с нижней лыжи на верхнюю (со старой опорной лыжи на новую опорную лыжу). Во время переноса веса с одной внешней ноги на другую, новая опорная нога (внешняя) распрямляется в то время как новая внутренняя нога сгибается. Эта постоянная работа ног лыжника влечет боковые смещения центра тяжести с одной лыжи на другую. Чем плавнее и мягче Вы производите весь этот комплекс движений тем элегантнее дуга поворота и тем большее Вы получаете удовольствия от катания на горных лыжах

Теперь когда мы разобрали все типы движений, давайте посмотрим динамику их развития в процессе совершенствования лыжника.

Начинающий — основной тип движений вращательный. Лыжник очень часто находиться в задней стойке, лыжи ведутся плоско, закантовка практически отсутствует. Ваша основная задача как инструктора: поставить лыжника в среднюю стойку. Обращайте особое внимание на положение рук и давление голеностопом на язык ботинка. Склоны — только зеленые.

Совершенствующийся — или так называемый средний лыжник. К средним лыжникам относятся те кто может вести поворот проскальзыванием. Этот тип лыжника старается уменьшить величину упора, начинается вертикальная работа (сгибание — разгибание) при этом уменьшается роль вращательных движений, лыжник все больше и чаще ставит лыжу на кант применяя закантовку. Передне — задняя загрузка лыжи (перецентровка) улучшается в процессе совершенствования. Лыжи ведутся узко. Склоны голубые

Хорошо катающийся — лыжник у которого достигается гармония между всеми типами движений. Ширина стойки постепенно увеличивается, поворот боковым соскальзыванием заменяется динамичным резаным поворотом. В этих поворотах вращательное движение практически отсутствует. Основной тип движений передне — заднее равновесие (перецентровка) с заклоном и закантовкой. Величина заклона и соответственно закантовки зависят от крутизны склона, скорости и типа поворота. Склоны любые.

Почему я указываю на тип склонов? В моей практике я неоднократно видел как лыжники с недостаточным уровнем подготовки в силу разных причин лезут на черные, красные и бугристые трассы. Стоит такой торопыга посреди склона и боится пошевелиться. Не обладая необходимым количеством двигательных навыков, не умея контролировать скорость такие лыжники опасны как для себя так и для окружающих. Очень часто лыжник пытающийся проехать по склону который ему явно «не по зубам» натерпится такого страху что дальнейшие попытки постановки на лыжи становятся весьма и весьма проблематичными. Кроме того такой лыжник можете нанести травму окружающим. В США несколько лет назад 17 летний лыжник получил три года тюрьмы за непреднамеренное убийство другого лыжника в результате столкновения. Пожалуйста помните об этом и выбирайте склон соответствующий уровню технической подготовки Ваших студентов.

Всем желаю удачи в освоении горнолыжной техники.

youcanski.com