Дешевая-обувь.рф

Православие и спорт. Христианство и спорт


Православие и спорт | Азбука здоровья

(13 голосов: 4.62 из 5)

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.  У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство…  Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило.  Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё  в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула».  Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием.  И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни.  Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других».  Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

azbyka.ru

Православие и спорт. Христианство за сильный дух в здоровом теле.

Поделиться с друзьями в социальных сетях. ОБНОВИТЬ САЙТ - F5

Есть поговорка "в здоровом теле здоровый дух".

Тренируй тело, береги душу!

В самом низу статья про спорт с христианской точки зрения.

На этой страницы мы будем размещать новости и события связанные с Православием и спортом.

Боец ММА Федор Емельяненко в студии программы Парсуна на ТВ канале Спас. Видео. 50 минут.

Патриаршья комиссия по вопросам физической культуры и спорта.

Боксер Тайсон Фьюри осудил нетрадиционные ценности современного общества.

Святые покровители воинов, солдат, защитников, бойцов.

Илья Курзанов, боец полулегкого веса, прихожанин Никольского храма п. Добринка.

Праздник "Православие и спорт" 11-13 сентября 2015 г.

Церковь о спорте. Патриарх Кирилл. Видео 5 минут.

Религия и спорт. Митрополит Иларион Алфеев и хоккеист Владимир Третьяк. Видео 25 минут.

Физкультура и спорт. Неравнодушный разговор. Федор Емельяненко. - 38 минут.

Патриарх Кирилл в Сочи - 2014 г.

Поветкин проиграл Кличко бой из-за язычества!

Федор Емельяненко является православным человеком, который не просто в душе верит в Бога, но и ходит молиться в Церковь.

Встреча Патриарха Кирилла с выдающимися спортсменами России в 2012 году.

Александр Емельяненко ушел из монастыря и вернулся на ринг.

Боевые искусства - документальные фильмы.

Федор Емельяненко возвращается на ринг в 2015 году.

Христианские авторы I-IV веков о спорте

Как христианин должен относиться к спорту? Где провести грань между физическим здоровьем и спортом как способом зарабатывания денег? Как относились к спортивным соревнованиям античности святые отцы первых веков христианства?

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело не богоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, с

порт первых веков христианства и спорт современный — вещи всё-таки разные.

В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными ἀγώνοι, что буквально переводится соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об ихначале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis — зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis. В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего «хлеба и зрелищ», эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение ἀγώνοι и spectaculis, разумеется, противоречило основам христианской веры. Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на «совете нечестивых» сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»…

Убийство — смертный грех. Участие в убийстве — грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не

 должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: «<…> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства».

Осуждая языческую сущность ἀγώνοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного.Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего.  Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание ἀγώνοι и spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов — победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду — венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие — главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание «быть великим» здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины — к допингу…

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Пономарев Филипп

Богослов.Ru

На фото: Артем Чернышев занимается на турнике около Никольского храма п. Добринка.

Фотограф Дмитрий Адоньев.

Тренируй тело, береги душу!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

pravera.ru

ГРЕШНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ - Станислав КРАЕВОЙ

Как сказал герой одного известного советского фильма: «Все люди во что-то верят. Одни верят, что Бог есть, другие, что его нет». Но когда в жизни случаются затруднения, либо человек очень хочет достичь какой-то цели, он обращается к Богу. Спортсмены в этом смысле не исключение. Даже те, кто не посещает храм по воскресеньям, как это предписано каждому православному христианину, перед серьезными стартами приходят на службу и просят у Батюшки благословения.

В олимпийской сборной России есть свой духовник - Клирик Ярославской епархии архимандрит Сильвестр, призванный окормлять спортсменов. Как утверждают многие спортсмены, именно они чаще других молятся Богу. С другой стороны, очень часто можно услышать мнение, что спорт и Православия – вещи несовместимы. Мол, большой спорт с его допингами, фанатами, мордобоями и прочими негативными явлениями – дело грешное во всех отношениях. Сегодняшняя тема – «Грешно ли заниматься спортом? Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о своей душе».

Православная церковь о спортеДля начала узнаем официальную точку зрения Русской православной церкви по этому поводу. В свое время Архиерейским Собором РПЦ был принят документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

В параграфе XI «Здоровье личности и народа» в частности говорится: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

А вот, что сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь… Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту».

Что касается физкультуры, то тут все понятно. А вот на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, да еще к спорту профессиональному, однозначно ответить сложно. И тут противники большого спорта часто приводятся слова Апостола Павла: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим.4,8). Но тот же Павел в другом месте пишет: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6,20). Тут нет никакого противоречия, ибо фраза: «мало полезно» - не означает совсем бесполезно. Здесь еще надо понимать, что 2000 лет назад, когда писались эти строки, подавляющее число людей добывали себе на пропитание физическим трудом. И многим было не до спорта. Ныне, в эпоху офисов, компьютеров, смартфонов, городского транспорта и автоматизации всех процессов, человеку катастрофически не хватает движения.

И уже если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то становимся обузой своей семье и обществу. Больной человек ничего не производит, а только потребляет. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не докучать родных своим болячками.

Святые отцы о спортеДавайте посмотрим, что по этому поводу говорили Святые Отцы. Знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего».

Святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть».

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому, - писал священник Георгий Рябых. - Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Обычно, когда у священника спрашивают, какими видами спорта можно заниматься, а какими – нет, те отвечают, что единого мнения нет. Как правило, в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание, поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес и бодибилдинг – целая индустрия, бизнес, зарабатывающий на культе красивого тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Занятия боксом и другими единоборствами могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства. И так далее…

Профессиональные бойцы и ПравославиеВ тоже время в этих видах спорта есть прямо противоположный пример - Федор Емельяненко. Наш земляк, родившийся в Рубежном, четырехкратный чемпион мира по ММА в тяжелом весе по версии «Pride FC», двукратный - по версии «RINGS», двукратный - по версии «WAMMA» (бои без правил), четырехкратный чемпион мира и семикратный чемпион России по боевому самбо. Это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвовал. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. Он часто приводит слова полководца Суворова, которые стали для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».

Несмотря на то, что Емельяненко, стал легендой в мире единоборств, первым номеров в рейтинге по всем классификациям смешанных единоборств и турнирных таблиц «боев без правил», его главной отличительной чертой является скромность. «У меня никогда нет злости по отношению к сопернику. Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг» - признавался Федор.

Друга сторона медали - профессиональный спорт, как шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовую истерию. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий свист и безобразный мат-перемат. Последний такой пример, мы видели на финале Кубка Украины по футболу.

Для самого же спортсмена, большая опасность состоит в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников говорит: «Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть».

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мноюИ тут снова можно вспомнить Апостола Павла, который писал в послании к Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры.

Духовник олимпийской сборной России архимандрит Сильвестр, побывавший по благословению патриарха Кирилла на Олимпийских играх в Лондоне, рассказывал: «Спортсмены – живые люди со своими страхами, бедами, проблемами. И на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, им особенно нужна поддержка в духовных вопросах. Потому что спорт невозможен без духовитости. Мое благословение не означает, что человек непременно выиграет. Но моя помощь, надеюсь, дает возможность человеку показать то, на что он способен. Многое решает воля Бога. Даже полное поражение – это не конец, это только начало пути. Я об этом часто говорю спортсменам. Много обсуждаем, что делать после спорта, ведь карьера скоротечна. Для многих та Олимпиада – последняя. Сегодня ты чемпион, к тебе особое отношение, а через какой-то год – обычный гражданин. Нужна новая цель, новая мотивация. Это сложный период в жизни. И атлеты не могут об этом не думать. Это не уныние, ибо уныние грех, а здравое отношение к жизни. Если мы не будем развивать спорт, то получим проблемы с наркоманией, пьянством, другими пороками. У молодежи должны быть ориентиры. Спорт их дает».

Разумеется, с вышеприведенными точками зрения можно спорить, можно полемизировать по поводу совместимости профессионального спорта и Православия.

Опубликовано в газете «Спортивное обозрение»

st-kraevoy.livejournal.com

Профессиональный спорт и христианство - tatiana

http://www.ambon.ru/?p=877

О природе спорта

А теперь рассмотрим профессиональный спорт, как социальное явление, которое имеет в своей глубинной сущности антихристианскую направлен­ность. Что говорит православие о цели человеческой жизни? Вспомним изречение великого подвижника и молитвенника Земли Русской преподобного Серафи­ма Саровского. Он говорил, что цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа. Верующему человеку понятно, что обогащение благодатию Божией не совершается без усилий с его сторо­ны. Чтобы стяжать благодать, необходим труд и непрестанное упражнение в христианских добродетелях.

Посмотрим теперь на спорт не как на обществен­ное явление, а как на образ жизни со строгим распо­рядком дня, в котором человек уже не принадлежит себе и должен четко выполнять указания тренеров, врачей, диетологов, психологов. Спортсмен, желая достичь высоких результатов, упражняется ежеднев­но по нескольку часов. Такой труд превращается в многолетний тренировочный процесс, в котором только усердием достигаются высокие результаты.

Легко можно заметить, что христианство и спорт схожи в том, что касается кропотливой будничной работы для духовного (или физического) совершенствования. Только неглубокого ума человек будет утверждать, что в деле христианского подвижничества нет необходимости много и усердно трудиться: Хри­стианство — это не увлечение, не философия, это — подвиг всей человеческой жизни. Ведь когда речь идет о вечной участи бессмертной и богоподобной души, которая, по слову Самого Спасителя, дороже целого мира, человек только и должен делать, что заботить­ся о ее спасении. Каждому из нас надо не только за­ботиться, но и жить так, как заповедует Святое Еван­гелие.

Люди изначально призваны к благочестию и свя­тости. Их задача — создать из своей души храм Бо­жий, где будет обитать Дух Святой. Наукой из наук, и искусством из искусств называли святые отцы дело правильного устроения духовной жизни. Мысли вся­кого человека должны быть заняты духовным. Буду­щее блаженство в вечности — это богообщение. Но уже здесь, в земной жизни, христиане должны при­общиться, насколько каждому возможно, к этому бла­годатному делу. «На земле человеку нужно научить­ся жить по-небесному», — вот золотое правило хри­стианства. Но путь к этой жизни, святой и богоподоб­ной, лежит через непрерывную борьбу со страстями. Успех в борьбе с духами злобы поднебесной, с диаволом, который «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), будет возможен лишь тогда, когда христианин вооружится благодатными орудиями спасения. Но такое «вооружение» произой­дет, только в том случае, если человек будет полно­правным и полноценным членом Святой Православ­ной Церкви, которая подобно любящей матери обе­регает своих духовных чад от различных соблазнов, падений и искушений.

Для успешного и плодотворного шествования по пути духовного совершенствования православному христианину необходимо принадлежать ко Святой Церкви, не только считать себя, но и быть верным и послушным Ее чадом, всегда повиноваться ее материн­скому гласу. Недаром говорит свт. Иоанн Златоуст: «Кому Церковь не мать, тому Бог — не Отец». А быть верным чадом Святой Церкви можно только тогда, когда особым образом устраивается жизнь человека — и внешняя, и внутренняя. Для этого необходимо воцерковить свою жизнь. Подобно тому, как жизнь солдата во всех ее проявлениях оговорена в Воинском Уставе, регламентирована и жизнь христианина.

Известно, что Церковь стоит на послушании, а послушание предполагает наличие дисциплины. И здесь христианина можно сравнить со спортсменом. Как для достижения успеха в спорте требуется следование строгому распорядку дня, так и христиани­ну для духовного совершенствования необходим осо­бый режим жизни, который называется церковным укладом, или уставом. Но, при внешнем сходстве жизни атлета и христианского подвижника, внутрен­няя организация и характер ее противоположны.

В чем же заключается это различие между спортив-1 ной идеологией и христианской? Сущность спорта можно выразить словами известного изречения: «В здоровом теле — здоровый дух». (Может быть не все знают, что это высказывание звучало так: «Молись о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух»). Очевидно, что забота о теле и его развитии — главная цель спорта. Спорт — это своеобразным культ тела. Автор этих строк не понаслышке знаком со спортом, и сам много лет жизни отдал спортивным занятиям. Поэтому, раскрывая антихристианскую природу спорта, мы дерзаем утверждать, что невоз­можно быть одновременно профессиональным спорт­сменом и христианином, слишком разные цели у спорта и христианства.

«Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его и все остальное приложится вам» (Мф. 6, 33), — сказанные Господом слова, на основании которых можно смело утверждать, что для человека самыми важными в жизни являются ценности духовные. Ду­ховная жизнь первична по отношению к жизни теле­сной. Тело в послушании у души, а душа подвластна духу — как высшей богоподобной силе. Тело — это кроткий и смиренный ослик, на котором восседает воз­ница — душа, движимая в своем бытии высшими Евангельскими запросами.

Многовековой опыт христианской жизни показы­вает, что телесные потребности человека должны на­ходиться в узде воздержания и умеренности. Тело — не обнажается, не приукрашивается, не нежится. Ему отводится суровая и строгая участь. Оно подобно уз­нику или слуге. А что делать?.. Слишком глубокие и серьезные последствия достались человеческому роду it удел после грехопадения прародителей. Наша за­дача попытаться с Божией помощью, хоть в самом ма­лом подобии восстановить ту дивную гармонию, которая была в человеке до грехопадения. А эта гармо­ния состояла в том, что все силы души человека на­ходились в строгой и стройной иерархии и напоми­нали собой пирамиду, вершина которой — высшие запросы человеческого духа, а основание — телесные (негреховные) потребности. Однако, после грехопа­дения исцеляя и спасая свою душу человеку надо держать в «ежовых рукавицах» тело, удовлетворяя лишь самым необходимым безгрешным его запросам.

В спорте все эти понятия поставлены «с ног на го­лову». Само возникновение спорта было продуктом падшего человеческого разума. После грехопадения, лишая Свое создание счастливой жизни в раю, Господь дал человеку заповедь — трудиться на земле в поте лица, добывая себе хлеб. Таким образом, труд, именно физический труд, стал для человека своеобразным лекарством, которое должно было врачевать пораженную грехом душу. Труд — это созидание. Он помогает человеку преодолевать житейские невзгоды. Через взаимный труд люди исполняют заповедь о любви друг к другу.

В отличие от труда, спорт не создает никаких ценностей, поэтому он не преобразует человека духовно. За время своего существования спорт превратился в мощную и широко разветвлен­ную индустрию зрелищ. Именно этой «зрелищной стороной» спорт, как гигантский спрут, притягивает к себе миллионы людей. Его воздействие на душу че­ловека через СМИ подобно наркотическому действию. Когда возникает устойчивое привыкание к наркотику, жизнь без него кажется невыносимой.

Хорошо известно, сколько времени сами спортсмены уделяют тренировочному процессу. Ежедневно от двух до семи часов, и это при высокой физической нагрузке, иногда с риском для здоровья. Но воспитание в спортсменах некоторых профессиональных качеств, в первую очередь, духа соперничества, губительно для спасения души. «Ты должен быть лучше других!» «Тебе необходимо его (ее) победить любой ценой!», «Цель (победа) — оправдывает любые средства (даже самые греховные)», — такие слова приходилось слы­шать любому спортсмену за несколько минут до на­чала состязания. С такими «наставлениями» обраща­ется обычно тренер к своим питомцам. Для христи­анина опасность таких слов очевидна. В душах спортсменов насаждается страсть гордости, тщесла­вия — основной причины нашего нравственного па­дения. Вспомним мудрое святоотеческое изречение: «Где совершилось падение, там предварила гордость». Естественно, ни о каком смирении и ни о какой кро­тости в спортивном мире речи быть не может.

С самого раннего возраста молодым и даже совсем юным воспитанникам спортивных секций внушаются мысли о том, что наивысшая цель для человека раз­вивать и тренировать свое тело. Так у ребенка проис­ходит формирование ложных ценностей, которые очень трудно будет развенчать в зрелом возрасте. Телесную красоту воспитывать и создавать всегда легче, ибо этот труд подпитывается самолюбовани­ем и зиждится на тщеславии. А если еще появят­ся (и обязательно появятся!) поклонники и почитате­ли? Как трудно бывает в таком «возвышенном» состо­янии снизойти вниз, на нашу грешную землю, и взгля­нуть на себя не через призму лести и восхищений, а через неподкупное и строгое око своей совести, через призму Евангельских заповедей! И такой самоанализ для многих спортсменов почти невозможен. Слишком закрутила их жизнь, привычка жить особым «спортив­ным» образом (поездки, сборы, соревнования) превра­тилась в навык, а изменять ничего не хочется.

Для всякого христианина обязательным является исполнение церковного устава. Как мы уже говорили выше, жизнь православного человека довольно строго организована, требует соблюдения необходи­мых для блага души заповедей. К ним относятся: чтение утренних и вечерних молитв, соблюдение по­стных дней, многодневных постов, участие в воскрес­ных и праздничных богослужениях, подготовка к бла­годатным таинствам Покаяния и Святого Причаще­ния. Отдельно следовало бы сказать о подвиге всей христианской жизни, сущность которой состоит в непрестанном «внутреннем делании», в борьбе с бо­гопротивными помыслами, в стяжании в своем серд­це благодатного мира и тихой радости. Внешнее де­лание (молитвы, посты и т.п.) не есть цель христиан­ской жизни, но оно необходимо и обязательно, спортсмену бывает трудно и неудобно выполнять даже эти внешние церковные предписания. Если трудно уп­ражняться в средствах, служащих спасению души, тс что говорить о целях христианской жизни?

В современном спорте, где нагрузка на организм достигает критических величин, требуется точно ис­полнять рекомендации спортивных врачей и тренеров. Но они в один голос скажут, что любому спортсмену для полноценного физического развития и повышения тренированности требуется полноценное питание, состоящее в основном из мясной и молочной пищи. «На постной пище можно и ноги протянуть», — скажет с важным видом какой-нибудь преуспевший лыжник или баскетболист. Здесь интересно отметить тот факт, что Церковь снисходительно относится к тем, кто по роду профессиональной деятельности или состоянию здоровья не может поститься строго по ycтаву. Мы имеем в виду тех, кто проходит воинскую службу и не может говеть; пост послабляется для путешествующих и болящих; снисхождение в постном подвиге требуется людям, занятым тяжелым или вредным физическим трудом (шахтерам, металлургам, по­лярникам, космонавтам). Но все они по необходимо­сти исполняют свой профессиональный долг, и труд их приносит обществу определенную пользу. А о спор­те, даже профессиональном, этого сказать нельзя по двум причинам: во-первых, спортом люди занимают­ся добровольно и могут в любое время прекратить за­нятия; во-вторых, спорт, как продукт падшего чело­веческого сознания, не создает никаких духовных и материальных ценностей. Поэтому можно смело зая­вить, что природа и сущность спорта паразитичны.

А если говорить о молитвенном настроении, то спортсмену достичь его почти невозможно. Напомним, что молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Чтобы наши молитвы доходили до Господа и были Ему угодны, требуется соответствующее состояние. А спорт, с его духом соперничества и азарта, просто не может обеспечить человеку такого состояния души. Но нам могут возразить: спортивные телеоператоры не раз показывали зрителям, как мировые «звезды» футбо­ла и хоккея крестились перед началом матча или пос­ле успешного его окончания! Это так. Но не будем лукавить: многие делают это напоказ, совершенно не оценивая той могучей духовной силы, которой обла­дает крестное знамение. Осенять себя крестом не­обходимо с чувством глубокого благоговения и страха Божия. Но о наличии в душе таких чувств трудно го­ворить в условиях спортивных соревнований. Посеще­ния Храма Божиего в воскресные и праздничные дни для спортсменов также затруднительно. Выходные и воскресные дни – это время, когда устраиваются со­ревнования и турниры, в которых участвует множество спортсменов и зрителей.

И, наконец, нельзя не сказать несколько слов о христианской нравственности. Церковь заповедует людям не только иметь веру в Бога, не только испол­нять церковный устав, но и вести нравственную жизнь. Это требование основано на словах Спасите­ля, Который говорил Своим верным последователям: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Поэтому с момента основа­ния Церкви настоящие христиане проводили и про­водят чистую, богоугодную жизнь. Но чтобы нрав­ственно и духовно совершенствоваться, требуется иметь перед глазами достойный пример для подража­ния. Православные люди, общаясь друг с другом, назидая себя советами и наставлениями отцов духов­ных, читая святоотеческие изречения, стремятся ра­ботать над своим нравственным обликом. Особым «стимулом» является ожидание блаженной вечнос­ти — как самой главной награды за понесенные тру­ды ради спасения своей души.

Вспоминается русская пословица: «С кем поведе­шься, от того и наберешься». Более глубоко и возвы­шенно звучит изречение святого пророка и псалмопев­ца Давида: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши; и со из­бранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26 — 27). Всякому человеку для чистой нравственной жизни необходимы условия и среда. Даже в природе самые красивые и нежные ра­стения вырастают не на пустырях и задворках, а в теплицах и оранжереях, где есть соответствующий микроклимат и уход.

Душа наша тоже подобна цветку. Она требует к себе самого заботливого и ответственного отношения. Для нее также необходимы определенные условия. Православие и создает такие условия. И в подтверж­дение этих слов можно обратиться к истории нашей Церкви: открыть жизнеописания святых угодников Божиих и подвижников благочестия и увидеть, как каждый из них в меру своих сил и дарований укра­сил свою душу христианскими добродетелями. Душа по праву именуется невестой Христовой. Так вот, души святых были, образно говоря, в несказанной красоте и сиянии, ибо все грязное и нечистое (грехи, страсти, пороки) было омыто, а все доброе и чистое расцвело и приумножилось. Это стало возможным, потому что Сам Господь неведомым для нас образом, видя труды и подвиги святых, как Премудрый Жи­вописец украшал их души Своей небесной славой. Важно еще сказать, что истинное подвижничество, благочестие и святость возможно только в лоне Свя­той Православной Церкви, так как она через святых отцов, через их творения создала и открыла верным чадам те законы и правила духовной жизни, знание и исполнение которых определит в конечном итоге преуспеяние в подвижнической жизни. Там, где нет соблюдения этих законов духовности или где они ис­кажены, процесс духовного и нравственного совер­шенствования невозможен.

В спортивном мире очень тяжело человеку, желаю­щему бороться с грехом и творить добрые дела. Пусть поверит нам читатель в том, что нравственная жизнь современных спортсменов слишком далека от того идеала, о котором возвещает людям Святое Еванге­лие. Отрыв человека от Церкви, как ветви от лозы, лишает многих молодых людей, с одной стороны, понимания нравственных и духовных ценностей, а с другой — не дает сил противостоять злу и нечестию.

Часто спортивные журналисты, движимые духом лести, даже гнусные слабости «спортивных звезд» выдают за норму жизни. Но известно, что человек, многократно одерживая малые победы над своей во­лей, через них укрепляется в добре, совершенствует­ся в добродетелях и благочестии. А, допуская малые поражения, — нравственно и духовно деградирует. И, наверное, потребуется чудо, действие всемогущей силы Божией, чтобы воззвать человека из состояния паде­ния и поставить его на путь спасения души. Такие чудеса совершаются не часто, ибо Господь никого не хочет спасать насильно, оставляя человеку в любом по­ложении свободу выбора между добром и злом.

Длительные занятия спортом изменяют человека настолько, что ему трудно найти себя в иной области общественной деятельности. Особыми случаями, печаль­ными и даже страшными, является преждевременная кончина, наступившая во время спортивного поединка. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь. И, как страшно умереть в объятиях блудницы или не­раскаянным богоборцем, так же страшно предать душу Господу, обезображенную страстями, которые заботливо взращивались спортом, прямо на спортивной арене.

Особая скорбь возникает в душе, когда видишь на центральной аллее Ваганьковского кладбища памят­ник знаменитому тренеру. За свои труды в области спорта он стал именоваться «великим», но над моги­лой известного, кажется, всему миру человека возвы­шается… хоккейная клюшка. Не святой крест, а клюшка стала для почившего образом, которому он служил и поклонялся всю жизнь.

Каждый человек свободен в своих действиях. Мы будем благодарны Богу, если кто-нибудь, читая эти строки, задумается над своей жизнью, над ее целью и смыслом. И хочется с любовью сказать всякому про­фессиональному спортсмену: Спорт для тебя заменил Бога и Церковь. Но он не дал тебе долгожданного мира и покоя. Ибо вне Бога ничего по-настоящему светлого быть не может. Так возвращайся скорее в Отчий Дом, в Святую Церковь, где тебя ждут и встре­тят с великой радостью! Вспомни слова из Евангелия, где говорится о том, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о де­вяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).

tatiana2011.livejournal.com

Святые отцы о спорте - Десять Слов

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный – вещи всё-таки разные.

В первые века христианства, Олимпийские игры были самыми известными, что буквально переводится соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об их начале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis – зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis. В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего хлеба и зрелищ , эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков[1].

Идоложертвенное происхождение и spectaculis, разумеется, противоречило основам христианской веры. Надо пояснить, что в Римской империи христиане были, по сути, единственными, кто по-настоящему верил в римских богов. Для римских граждан языческая религия была формальной традицией, которую нельзя было нарушать, так как она была одной из основ римской государственности. Верил римлянин в того, кому приносил жертву или нет, никого не волновало. Но христиане знали, что идолы – это бесы, жаждущие погубить душу человека, а потому отказывались приносить им жертвы и участвовать в языческих мистериях. Если мы отреклись от идолопоклонства, – писал Тертуллиан, – то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб идол был чем-то значимый, как говорит апостол (1 Кор. 8, 4; 10, 19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов [2].

Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на совете нечестивых сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Ментальная зависимость от орущей толпы, жаждущей кровавых зрелищ – с подобной психологической атакой мог справиться разве что человек великих духовных дарований. Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач [3]. Он сравнил подобное поведения с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: Если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я [4], – строго предупреждал святитель.

Убийство – смертный грех. Участие в убийстве – грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: <...> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства [5].

Разумеется, среди христиан находились такие, кто стремился оправдать греховные пристрастия и даже обосновывали свои утверждения с богословской точки зрения. Среди любителей скачек был популярен ветхозаветный образ пророка Илии – Возницы Израилева. Опираясь на соответствующие места Священного Писания, некоторые из карфагенских христиан оправдывали приходящих на трибуны, утверждая, что наслаждение зрелищами ни только не возбраняется, но способствует успокоению души .

Подобные утверждения осуждал Карфагенский епископ Киприан. На это я сказал бы – писал священномученик, – что подобным людям гораздо лучше вовсе не знать писания, чем понимать его таким образом; потому что выражение и примеры, которые представлены для поощрения к евангельской добродетели, обращаются ими к защите пороков, – тогда, как они изложены в писании не для того, чтобы приохотить к зрелищам, но чтобы чрез них душа наша воспламенилась большим стремлением к предметам полезным, припоминая подобные стремления у язычников к предметам безполезным [6]. По его мнению, Священное Писание запрещает все виды зрелищ, поскольку корнем их является грех идолопоклонничества.

Осуждая языческую сущность ?????? и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного. Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Так, например, святой Климент Римский называл мученически пострадавших апостолов Петра и Павла ближайшими подвижниками нашего поколения , а мученицу Перпетую подвижницей веры . И в том и в другом случае он использовал существительное ???????, в значении подвижник, что буквально означает спортсмен, атлет, борец.

В таком же смысле слово ??????? использовал Игнатий Богоносец. В письме священномученику Поликарпу Смирнскому он увещевал своего друга: Будь же бдителен, как подвижник Божий... Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать [7]. Похожие тексты есть в трудах святителя Григория Богослова: Итак, поприще открыто; вот и подвижник благочестия! С одной его стороны Подвигоположник – Христос, вооружающий борца Своими страданиями ... [8]

Тертуллиан проводит аналогию между временной победой на арене Колизея и небесным подвигом мученичества за веру. Христианам, осужденным на смерть и ожидающим день казни в темнице, он советует как воинам Христовым закалять тело и дух и готовится к предстоящей битве с врагом невидимым. Если собравшиеся в день их казни на трибуны стадиона язычники увидят только неистовую, кровавую расправу, то им уготован невидимый бой. Вам предстоит прекрасное состязание, устроитель которого – Бог Живой, распорядитель – Святой Дух, а призами служат вечная жизнь, ангельское обличье, небесная обитель и слава во веки веков. И вот, ваш наставник Иисус Христос, который умастил вас Святым Духом и вывел на эту борцовскую площадку, пожелал, чтобы вы накануне состязания подвергли себя определенным ограничениям для укрепления сил. <...> Так будем же тюрьму считать площадкой для тренировок, откуда нас выведут подготовленными на старт: ведь мужество в испытаниях крепнет, тогда как роскошь его расслабляет [9].

Разница между подвигами языческих спортсменов и подвигами христиан, которую подчеркивал Тертуллиан, заключалась в целях подвижничества. Атлет искал земной славы, победы на соревнованиях. Целью христианина была жизнь вечная, неоскудевающая награда на небесах. К подобной метафоре прибегал сам апостол Павел. В послании к Коринфянам он писал: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор. 9:24-27) Словом подвижники в русском тексте переводится греческое причастие, что также переводится как соревнующиеся , состязающиеся , борющиеся .

Поражало упорство, с каким атлеты двигались к победе: все новые и новые формы тренировки, бесконечное совершенствование приемов. И всё это из-за лаврового венка, со временем высыхающего и превращающегося в пыль. Подобного упорства часто не хватает нам христианам в достижении целей куда более важных и великих. Святитель Василий Великий, указывая юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона[10], которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. Ужели же нам, – вопрошал святитель, – которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою? [11]

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом Педагоге писал: Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья – лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. <...> Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу [12].

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов – победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду – венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие – главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание быть великим здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины – к допингу...

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

[1] Оно называется долг или повинность , что, в сущности, одно и то же. Зрелище это впоследствии становилось тем приятнее, чем было жесточе, и для вящей забавы людей стали отдавать на растерзание хищникам. Умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников. Но жертва эта – не что иное, как идолопоклонство; ведь всякое почитание предков есть идолопоклонство: то и другое служит мертвым, а в изображениях мертвых обитают демоны . Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 288.

[2] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 287.

[3] Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 6. Ч. 2

[4] Там же.

[5] Святитель Феофил Антиохийский. Послания к Автолику. М., 2000.

[6] Священномученик Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891. С. 354.

[7] Писания Мужей Апостольских. Перевод протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. С. 309. [8] Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 1889. С. 205.

[9] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 274.

[10] Милон Кротонский. Ок. 520 г. до нашей эры. Шесть раз становился победителем Олимпийских игр. Изобрел оригинальный способ тренировки: намазывал круглый щит маслом и вставал на него, и таким образом тренировался стоять устойчивей на ногах.

[11] Святитель Василий Великий. Беседы. М., 2001. С. 97.

[12] Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 241."

decalog.livejournal.com

Опасный спорт / Православие.Ru

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.

www.pravoslavie.ru

Илия Алексанкин, прот. Христианство и спорт.

«Гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно».

( Сщмч. Климент Александрийский)

 

Прежде всего, необходимо отметить, что с точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то, же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

Православное мысль всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос. И хотя, может быть, мы не найдем там прямого ответа, те нормы жизни христианина, которые даны Богом, и которые исповедовали святые отцы, всегда будут ориентиром для христиан, помогут определить - что хорошо, а что плохо.

В случае со спортом ситуация как раз такая. Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Это связано с тем, что на заре христианства Олимпийские игры были соревнованиями, которые появившись в далекой Античности как часть языческого культа, сопровождались жертвоприношениями и идолопоклонством. «Если мы отреклись от идолопоклонства,- писал Тертуллиан,- то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб  идол был чем-то значимым, как говорит апостол (1Кор. 8: 4; 10:19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов». Но с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный - вещи все-таки разные.

Олимпийские игры были запрещены в 394 году императором Феодосием Великим, а в 400 году были окончательно прекращены гладиаторские бои. Запрет на проведение Олимпиады в наши дни часто вызывает упреки в адрес христиан: «Это мракобесы… это они идею похоронили на 1500 лет». Однако из приведенных выше источников видно, почему игры были запрещены. Тогда они были не просто «пережитком язычества», но были частью языческого культа. После Медиоланского эдикта Римская империя постепенно становилась христианской. Для поколения, воспитанного в духе христианской нравственности, было естественным отторгнуть все, что связывало с языческой эпохой. И несмотря на то, что этот процесс происходил довольно долго, решение императора Феодосия было логичным и закономерным. Не вызывает сомнений тот факт, что Олимпийские игры, возобновленные в 1896 году, это абсолютно другие соревнования, чем те, которые проводились в далекой Античности.

Основатель олимпийского движения барон Пьер де Кубертен в 1894 году предложил вполне христианское приложение спорта. По его мнению, спорт должен объединять людей, раскрывать для них красоту окружающего мира. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований. Олимпийское  движение получило известный девиз: « О, спорт - ты мир!».  Идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное - увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика - красоте, война – дружбе. Но идеи де Кубертена провалились, поскольку попытка примирить людей, привить им нравственные ценности невозможна, если человек забывает о Том, Кто создал и утвердил нравственный закон.

О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие - главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. Поражает упорство, с каким атлеты двигались к победе: все новые и новые формы тренировки, бесконечное совершенствование приемов. И все это - ради лаврового венка, со временем высыхающего и превращающегося в пыль. Подобного упорства часто не хватает нам, христианам, в достижении целей куда более важных и великих. Святитель Василий Великий, указывая юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона, которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. «Ужели же нам,- вопрошал святитель,- которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою?»

В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь, когда что-то не получается, тренировки оказываются неэффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легким путем, обратится к помощи медицины и допинга. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.

Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. Невозможно было, поприсутствовав на собрании язычников, на «совете нечестивых», сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души, как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал и свт. Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач». Он сравнил подобное поведение с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: «…если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я»,- строго предупреждал святитель. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

Но все, же спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как упорство и усердие.  Спорт воспитывает дисциплину и  организованность, умение настроиться на то, что не нравится, что не по нраву. Целеустремленность, самоанализ, критичность мышления - без этого нетолько в спорте, но и в жизни нельзя.

Таким образом, в начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. « Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2, 14-15). В современной  же действительности спорт деградирует в сторону коммерциализации,  утрачивая свои высокие идеалы. Часто профессиональный спорт наносит ущерб здоровью спортсмена, становится пустым, по отношению к Вечности, времяпровождением, да и не приносит пользы стране и обществу.

Важно понять, что отстаивание чести и достоинства родины и государства заключается не только в  спортивных баталиях, но главным образом в сохранении культурной национальной традиции, морали и исторической святости.

 

www.eparhia-ufa.ru