Дешевая-обувь.рф

Курс лекций РПП. Предмет и метод пп Наука пп Принципы пп Источники пп. Источники пп


Курс лекций РПП - Предмет и метод пп Наука пп Принципы пп Источники пп

Лекция 1. Понятие предпринимательского права.
  1. Предмет и метод пп
  2. Наука пп
  3. Принципы пп
  4. Источники пп
  5. Хозяйственные п/о.
  6. История становления пп.
  1. Понятие пп м. рассматриваться в 3-х значениях:
ПП как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука пп познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на накопленную информацию, направления развития.

ПП как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о пп как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

ПП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно связанные с ними иные, в т.ч. некоммерческие, отношения, а также отношения по гос. регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.Предмет отрасли пп – общественные отношения, урегулированные нормами пп, в предмет отрасли входят пп как наука, пп как учебная дисциплина, пп как отрасль права. В предмет отрасли включаются:

  • Коммерческие отношения между предпринимателями (горизонтальные)
Основной группой п/о выступают предпринимательские отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления ПД.

Предпринимательская деятельность (ст.2 ГК) – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки ПД:

  1. Имущественная и организационная самостоятельность (у предпринимателя есть собственное обособленное имущество в качестве экономической базы деятельности; организационная самостоятельность – возможность принятия самостоятельных решений в процессе ПД, начиная с принятия решения заняться ПД, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей).
  2. ПД сопряжена с риском, предпринимательский риск является стимулом к успешной работе предпринимателя.
  3. ПД направлена на систематическое получение прибыли, но четких количественных критериев систематичности законодательство не содержит.
  4. Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Этот признак является некорректным по отношению к ряду видов ПД (сдача в аренду –реализация правомочия распоряжения; извлечение прибыли патентообладателем в связи с предоставлением другим лицам права пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности).
  5. Особые субъекты ПД – лица, зарегистрированные в этом качестве.
  • Некоммерческие – отношения предпринимателей с органами управления, сертификации, лицензирования (вертикальные): создание и прекращение деятельности предприятий, лицензирование, сертификация, проведение экологической экспертизы, деятельность товарных и фондовых бирж, которые формируют соответствующий рынок)
  • Отношения, возникающие в процессе гос. регулирования ПД.

Метод пп – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

К методам, используемым в ПП можно отнести следующие:

- сочетание императивных и диспозитивных предписаний (права и обязанности)

- метод согласования намерений с контрагентами в п/о

- метод рекомендаций

Метод обязательных предписаний (н-р, антимонопольный орган дает свои предписания, обязательные для выполнения)

- метод запретов (защита окружающей среды)Система пп – структурированное и логическое расположение норм и институтов пп, во взаимосвязи друг с другом.

Общая часть включает в себя нормы, определяющие понятие, методы, принципы, систему, источники пп, С-ов, О-ов пп, особенности и содержание типовых хозяйственных договоров, банкротство, юридическую ответственность за правонарушения в сфере пп.

Особенная часть – правовое регулирование расчетов и кредитования, виды кредитов, правовое регулирование инвестиционной деятельности, аудиторской, антимонополистической, правовое обеспечение качества работ, услуг, продукции (сертификация, лицензирование, стандартизация, защита прав потребителей), правовое регулирование отношений в области рекламы, биржевой торговли.

  1. Наука ПП – система знаний о ПП, представления ученых о предмете, методе, источниках, месте в системе отраслей права.
ПП получило свое активное развитие после 1917г., когда экономическая и политическая ситуация в стране изменилась коренным образом. При этом наука хозяйственного права (ПП) неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования советского государства.В 1920-х годах, в период Нэпа, берет свое начало «двухсекторная теория». Основоположник – П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в экономике секторов (социалистического и частного) первому предстоит развитие и упрочнение, а второму- исчезновение. Данное положение базировалось на постулате В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Следовательно, должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор. Данная теория ошибочно связывала гражданское право лишь с производственными отношениями экономики, и переставало рассматривать гражданина и его имущественные потребности. В 1930-е годы наука стала рассматривать вопрос о хозяйственном праве и его оформлении, упорядочении, введении в обиход правовых начал хозяйствования, возникла проблема: куда поместить гражданина с его домом и другим имуществом, наймом жилого помещения и наследованием. Появляется

новая школа единого хозяйственного права, в соответствие с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Все имущественные отношения должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать Хозяйственный кодекс. Основоположники данной школы – Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис считали хозяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса, закона о планировании. Хозяйственное право должно было включать гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Школа закончила свое существование вместе с авторами. Именем СССР хозяйственная концепция была объявлена вредительской, а ее авторы – репрессированы. Основной причиной гонения явилось то, что хозяйственная концепция пыталась обосновать необходимость правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной системе. Под влиянием лидера правоведения того времени А.Я. Вышинского регулирования хозяйственных отношений было решено рассредоточить в отраслях гражданского и административного права. Зародился дуалистический подход к регулированию экономики.

Хозяйственно-правовая мысль возродилась после 20 съезда КПСС. В 1960-е годы получила развитие третья школа хозяйственного права, концепция которой была представлена в работах академика В.В. Лаптева, В.К. Мамутова. Гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных отношений с участием граждан. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности, так и при руководстве ею. Предпосылки данной теории состояли в том, что существующие в обществе товарно-денежные отношения находятся под влиянием планового начала, имеющего властный характер. Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. Был создан проект Хозяйственного кодекса, но принят он не был, т.к. это не входило в планы бюрократического аппарата.

В 1990-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной. Придание законного статуса ПД, многообразие форм собственности, появление различных организационно-правовых форм ПД, возведение свободы договора в ранг принципов потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы хозяйственного ПП стал профессор В.С. Мартемьянов.

  1. Основы предпринимательской деятельности – основополагающие конституционные нормы, которые формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности, предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления, обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти нормы закрепляют конституционные принципы, определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы.
Принципы ПП- основополагающие начала правового регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности:
  • Свобода ПД (ст. 8,34 К РФ)
  • Признание многообразия форм собственности, юридическое равенство форм собственности (ст. 8 К РФ)
  • Принцип единого экономического пространства (ст. 8, 74 К РФ)
  • Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 К РФ)
  • Государственное регулирование ПД
  • Принцип законности
  • Самостоятельность и независимость ПД
  • Личная ответственность предпринимателя за результаты деятельности
  • Личная экономическая заинтересованность
  1. Источники пп:
  1. К РФ
  2. Кодексы (ГК, НК, БК, УК, КоАП)
  3. Федеральные законы (о рынке ц/б, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об АО, о ООО, о ФПГ, об инвестиционной деятельности, о рекламе, о банках, об оценочной деятельности, о биржах, о лицензировании)
  4. Подзаконные акты (Указы президента, ПП РФ, акты субъектов РФ, хозяйственно-правовые акты органов м/с)
  5. Обычаи делового оборота (ст.5 ГК)
  6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (Конвенция о международном финансовом лизинге, евразийская патентная Конвенция)
  7. Локальные н.а. (устав, положение о филиале, представительстве, установление режима коммерческой тайны, приказ об учетной политике предприятия)
  1. Хозяйственные правоотношения - урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления ПД, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности (свои С-ы, О-ы, содержание: права и обязанности).
В хозяйственных п/о участвуют С-ы, ведущие ПД, государство и муниципальные органы.

О-ми хоз. п/о м.б.:

Вещи, включая ц/б

Действия обязанных С-ов

Собственная деятельность С-а права

Неимущественные блага, используемые при ведении ПД (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна)Содержанием п/о является совокупность прав и обязанностей С-ов, с этой т.з. п/о делятся:

Абсолютные п/о – С-у права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права (право организации на принадлежащее ей имущество, ведение б/у, формирование себестоимости продукции).

Относительные п/о - правам одного С-а корреспондируют обязанности другого С-а ПД (такие п/о возникают в силу заключенных предпринимательских договоров).Основанием возникновения хоз. прав и обязанностей являются юр. факты:

СОБЫТИЯ (реже, и только в качестве правопрекращающих и правоизменяющих обстоятельств, н-р, страхование имущества и предпринимательских рисков).

ДЕЙСТВИЯ делятся на:

правомерные неправомерные
Делятся на:
  1. Акты-предписания (предписания антимонопольного органа)
  2. Акты-соглашения (договоры)
  3. Акты разрешения
  4. Акты одностороннего характера (АС применяется исковая давность)
Указания органа государства, данные с превышением компетенции

Классификация хоз. п/о по содержанию:

  • Абсолютные вещные п/о (отношения собственности)
С-т в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим меру возможного поведения по владению, пользованию, распоряжению (п.с.)
  • Абсолютно-относительные вещные п/о
С-т права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими С-ами, он владеет, пользуется, распоряжается имуществом «абсолютно», не согласуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном п/о (хозяйственное ведение, оперативное управление).
  • Абсолютное п/о по ведению собственной хозяйственной деятельности
У С-а, осуществляющего хоз. деятельность по установленным законом правилам, нет обязанных лиц. Все др. С-ы дол. Считаться с возможностью ведения ПД данным С-м и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях – содействовать ей. При несоблюдении законнх требований, либо при вмешательстве в деятельность третьих лиц, п/о становится относительным (С-т получает право устранить незаконное нарушение его прав или обязано по требованию уполномоченного С-а, прекратить нарушение закона).
  • Неимущественные абсолютные хоз. п/о
Складываются по поводу использования фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, коммерческой тайны. Никто кроме С-а-носителя прав, без его разрешения не может использовать данные нематериальные блага.
  • Обязательственные хозяйственные п/о
Когда один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий, а обязанный С-т обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия С-ов ПД они обслуживают, подразделяются на:
  1. Хозяйственно-управленческие порождаются актами гос органов (издание антимонопольным органом акта о разделении хозяйствующего С-а, издание акта налоговым органом)
  2. Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих С-ов, а также по вертикали между ними и самой организацией, устанавливаются в силу актов хозяйственного руководства в адрес своих подразделений и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.
  3. Территориально-хозяйственные отношения территориальных С-ов между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне (согласно заданию или договору, хозяйствующий С-т обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг).
  4. Оперативно-хозяйственные возникают между несоподчиненными С-ами в силу хозяйственных договоров (директивное планирование, применяемое в отношении казенных предприятий).
  1. История становления предпринимательского права (продолжение второго вопроса).
Концепция пп не является новой. Она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами.

В 20-е годы появляется теория двухсекторного права: гражданского - для частных лиц и хозяйственного - для социалистических организаций.

В начале 30-х годов формируется концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время упраздняется как наука и учебная дисциплина.

В 50-е годы дискуссия о концепции хозяйственного права возобновляется. Во время новой кодификации советского законодательства высказываются предложения принять хозяйственный кодекс.

В 90-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы - к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Такова монистическая концепция единого предпринимательского (или хозяйственного) права. Однако против нее можно привести следующие доводы.

Во-первых, легальное определение предпринимательской деятельности, а также основные принципы правового положения предпринимателей закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Во-вторых, за пределами Гражданского кодекса находится большое число нормативных актов, специально направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием. Однако это обстоятельство само по себе не доказывает образование наряду с гражданским правом самостоятельной отрасли предпринимательского права.

В-третьих, система российского права - это объективно присущая ему структура, выражающаяся в его делении на определенные отрасли. Существование пп и выделение его в качестве отдельной отрасли российского права не должно связываться лишь с наличием законодательства по вопросам предпринимательской деятельности (законодательство в регламентирует самые различные вопросы, связанные не только с экономикой или предпринимательством, но и с обороной, культурой, наукой, искусством, это не означает, что каждая подобная ветвь законодательства воплощает в себе соответствующую отрасль права). Отрасль права определяется предметом ее регулирования, т.е. совокупностью тех общественных отношений, которые лежат в ее основе и объективно обусловливают необходимость ее существования.

В-четвертых, в системе юридического образования имеются такие учебные дисциплины, которые вообще не совпадают с какой-либо отраслью права. Например, криминалистика, криминология, юридическая психология и пр.

В-пятых, комплексное изучение и исследование связанных между собой юридических норм, которые относятся к различным отраслям права, является вполне допустимым.

пп не может считаться самостоятельной отраслью современного российского права, так же как и самостоятельным направлением научных исследований.

topuch.ru

Лекция: Источники природоресурсного права (ПП).

Количество просмотров публикации Лекция: Источники природоресурсного права (ПП). - 46

1. Понятие, система и виды источников ПРП.

2. Конституционные основы природоресурсного законодательства

3. Законные и подзаконные НПА, как источники природоресурсного права.

4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.

1.Понятие, система и виды источников ПП.

Источники права - особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательной.

ИП – НА государства, кот содержит всœеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Международные акты бывают: мягкие

Главная особенность:

· Находится в совмесном ведении РФ и суб РФ

· Комплесный характер источников ( есть собственные источники природоресурсного права; заимствованный из других отраслей права)

· Отсутсвует единого кодифицированного акта͵ но есть отраслевые (н-р: ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ и т.д.)

Международные правовые акты – согласно конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры включены в систему Российского законодательства (ст 15 ч.2) если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора. Согласно ПП ВС РФ от 31.10.1995ᴦ. № 8 разъяснено, что речь идёт о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме ФЗ (ᴛ.ᴇ. международные договоры явл только те источники, кот ратифицированы) ПП ВС РФ от 2005 в число общепризнанных принципов международного права включены только императивные нормы и соответственно из Российской правовой системы исключены принципы, носящие рекомендательный характер. Размещено на реф.рфРФ подписано более 70 международных актов (н-р: "Конвенция о водно-болотных угодьяхʼʼ и т.д.).

Классификация:

По юр силе:

:

Материальные

Процессуальные

По предмету регулирования:

Общие/специальные

Кодефицированны/некодифицированные

2.Конституционные основы природоресурсного законодательства.

Конституция основной источник РФ.

Группы конституционных норм:

Конституционные норм в области охраны окр ср

Конституционные нормы в области природопользования

Ч.2 ст.36 К РФ, ст. 58 К РФ п.д.к.ст. 72 К РФ

Природопользования (ч.2 ст.36, ст.9, п. в.д.к. ст.72 ч.2 ст.74 К РФ)

3.Законные и подзаконные НПА , как источники ПП.

Главным источником будет считаться ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ, до этого действовал Закон РСФСР ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ

Новеллы:

ü Внесены определённые понятия и термины

ü Введены новые и более чётко сформулированы принципы охраны окружающей среды (н-р: платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, преоретет сохранения экологических систем)

ü Более чётко и конкретно урегулированы полномочия между ФОИВ и суб Рф

ü Отдельно введён институт формирования эколог культуре, отдельно разработан экологический контроль, конкретизированы права граждан

ü Отдельная глава по гос экологическому мониторингу

ü Впервые установлены нормы по осуществлению воздействия на окружающую среду

Все законы крайне важно классификацию по видам природопользования:

В области водных объектах (ВК РФ, ʼʼО территориальных моряхʼʼ и т.д.) (самостоятельно)

ФЗ ʼʼО газоснабжении в РФʼʼ ʼʼО водоснабжении и водоотведении в РФʼʼ (заимствованные НПА)

Указы президента РФ

ʼʼО системе и структуре ФОИВʼʼ от 12.05.2007 № 724 ʼʼВопросы и системы ФОИВʼʼ от 27.08.2010 № 1074 ʼʼО ФО лесного хозяйстваʼʼ.

Стратегии развития в РФ: Указ президента от 04.02.1994ᴦ. № 236 ʼʼО гос стратегии РФ по охоане окружающей среды и обеспечению устойчивого развития УП от 21.04.1996 № 449 ʼʼО концепции перехода кРФ к устойчивому развитиюʼʼ

Постановления Правительства РФ:

ПП утверждающие положения об отдельных органов управления от 23.09.2010 № 736 ʼʼОб утверждении положения ФОИВ лесного хозяйстваʼʼ

ПП об отдельных функциях (О маниторинге)

ПП, утверждающие федеральные целœевые программы (ПП от 12.09.2008 № 606 ʼʼО ФЦП повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбо - хозяйственного комплекса в 2009-2012гᴦ.ʼʼ ПП от 22.12.2010ᴦ. №1092 ʼʼО ФЦП чистая вода 2011-2017гг)

Распоряжения Правительства от 27.09.2009г № 235-р ʼʼВодная стратегия РФ на период до 2009ᴦ.ʼʼ РП от 17.12.2009 № 1662.

Ведомственные НПА, органов специальной компетенции (примеры)

Технические акты (санпины, госты, формы статистического наблюдения и т.д.)

Региональные НПА:

Законы Вол обл от 08.12.2010ᴦ. № 2428-ОЗ ʼʼОб утверждении программы соц-эк развития Вол обл на 2011-2013ггʼʼ (ключевые проблемы – выбросы в атмосферы и сбросы сточных вод, ставится цель – создать благоприятную обстановку. Закон от 06.06.2009г ʼʼОб обеспечении плодородия земель с\х назначенияʼʼ. Закон Вол обл от 12.01.2007г №1551- ОЗ ʼʼОб установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка и заготовки не древесных л ресурсов, пищевых и сбора лекарственных растений на территории Вол обл гр для собственных нуждʼʼ по вопросам управления ведения и разграничения полномочия по охране окружающей среды: Закон Вол обл от 10.01.2007ᴦ. № 1539-ОЗ ʼʼО разграничении полномочий гос власти в сфере лесных отношенийʼʼ З от 10.12.2003 № 1927-ОЗ ʼʼО разграничении полномочий между органами гос власти области в сфере использования и охраны окружающей средыʼʼ по водным отношениям, по лесным тоже существуют.

Постановления губернатора утверждаются административные регламенты, выполнения функций гос управления (н-р: постановление от 27.09.2011 № 419 ʼʼОб утверждении административного регламента исполнения департаментом лесного комплекса Вол обл гос функции по контролюи надзору лесного комплекса)

Постановление Правительства Вол обл

Утверждающие положения об органе управления: от 29.01.2007 136 ʼʼОб утверждении положения о департаменте лесного комплексаʼʼ от 05.04.2010 № 1032 ʼʼО департаменте природных ресурсов и охране окружающей среды вол обл)

Утверждающие ЦП и стратегии от 06.05.2008 № 934 ʼʼО стратегии и развитии рыбного хоз Вол обл до 2020ᴦ.)

ПП по отдельным пунктам управления

ПП классифицировать по отдельным природным ресурсам (ПП Вол обл от 11.09.2003 № 536 ʼʼ об утверждении положения проведения пользования участками недрʼʼ)

Акже принимают НА отдельные департаменты № 623 ʼʼ об утверждении лесохозяйственного ведения …ʼʼ

4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.

1 т.з. (Баглай, Эбзеев, Ветрух) Постановление КС РФ ставят выше актов парламента и Президента

2 т.з. (Лазарев, Корешков) решения судов сочетают в себе всœе признаки, как правоприменительного так и правоприменяющие

3 т.з. (петров) не могут служить образцом источником для принятия решения другого дела

Вывод: формально источники не явл источниками право, но иногда к ним тоже образаются для решения делœе.

referatwork.ru

Лекция: Источники природоресурсного права (ПП).

Экология Лекция: Источники природоресурсного права (ПП).

просмотров - 28

1. Понятие, система и виды источников ПРП.

2. Конституционные основы природоресурсного законодательства

3. Законные и подзаконные НПА, как источники природоресурсного права.

4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.

1.Понятие, система и виды источников ПП.

Источники права - особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательной.

ИП – НА государства, кот содержит всœеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Международные акты бывают: мягкие

Главная особенность:

· Находится в совмесном ведении РФ и суб РФ

· Комплесный характер источников ( есть собственные источники природоресурсного права; заимствованный из других отраслей права)

· Отсутсвует единого кодифицированного акта͵ но есть отраслевые (н-р: ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ и т.д.)

Международные правовые акты – согласно конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры включены в систему Российского законодательства (ст 15 ч.2) если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора. Согласно ПП ВС РФ от 31.10.1995ᴦ. № 8 разъяснено, что речь идёт о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме ФЗ (ᴛ.ᴇ. международные договоры явл только те источники, кот ратифицированы) ПП ВС РФ от 2005 в число общепризнанных принципов международного права включены только императивные нормы и соответственно из Российской правовой системы исключены принципы, носящие рекомендательный характер. РФ подписано более 70 международных актов (н-р: "Конвенция о водно-болотных угодьях» и т.д.).

Классификация:

По юр силе:

:

Материальные

Процессуальные

По предмету регулирования:

Общие/специальные

Кодефицированны/некодифицированные

2.Конституционные основы природоресурсного законодательства.

Конституция основной источник РФ.

Группы конституционных норм:

Конституционные норм в области охраны окр ср

Конституционные нормы в области природопользования

Ч.2 ст.36 К РФ, ст. 58 К РФ п.д.к.ст. 72 К РФ

Природопользования (ч.2 ст.36, ст.9, п. в.д.к. ст.72 ч.2 ст.74 К РФ)

3.Законные и подзаконные НПА , как источники ПП.

Главным источником будет считаться ФЗ «Об охране окружающей среды», до этого действовал Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

Новеллы:

ü Внесены определённые понятия и термины

ü Введены новые и более чётко сформулированы принципы охраны окружающей среды (н-р: платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, преоретет сохранения экологических систем)

ü Более чётко и конкретно урегулированы полномочия между ФОИВ и суб Рф

ü Отдельно введён институт формирования эколог культуре, отдельно разработан экологический контроль, конкретизированы права граждан

ü Отдельная глава по гос экологическому мониторингу

ü Впервые установлены нормы по осуществлению воздействия на окружающую среду

Все законы крайне важно классификацию по видам природопользования:

В области водных объектах (ВК РФ, «О территориальных морях» и т.д.) (самостоятельно)

ФЗ «О газоснабжении в РФ» «О водоснабжении и водоотведении в РФ» (заимствованные НПА)

Указы президента РФ

«О системе и структуре ФОИВ» от 12.05.2007 № 724 «Вопросы и системы ФОИВ» от 27.08.2010 № 1074 «О ФО лесного хозяйства».

Стратегии развития в РФ: Указ президента от 04.02.1994ᴦ. № 236 «О гос стратегии РФ по охоане окружающей среды и обеспечению устойчивого развития УП от 21.04.1996 № 449 «О концепции перехода кРФ к устойчивому развитию»

Постановления Правительства РФ:

ПП утверждающие положения об отдельных органов управления от 23.09.2010 № 736 «Об утверждении положения ФОИВ лесного хозяйства»

ПП об отдельных функциях (О маниторинге)

ПП, утверждающие федеральные целœевые программы (ПП от 12.09.2008 № 606 «О ФЦП повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбо - хозяйственного комплекса в 2009-2012гᴦ.» ПП от 22.12.2010ᴦ. №1092 «О ФЦП чистая вода 2011-2017гг)

Распоряжения Правительства от 27.09.2009г № 235-р «Водная стратегия РФ на период до 2009ᴦ.» РП от 17.12.2009 № 1662.

Ведомственные НПА, органов специальной компетенции (примеры)

Технические акты (санпины, госты, формы статистического наблюдения и т.д.)

Региональные НПА:

Законы Вол обл от 08.12.2010ᴦ. № 2428-ОЗ «Об утверждении программы соц-эк развития Вол обл на 2011-2013гг» (ключевые проблемы – выбросы в атмосферы и сбросы сточных вод, ставится цель – создать благоприятную обстановку. Закон от 06.06.2009г «Об обеспечении плодородия земель с\х назначения». Закон Вол обл от 12.01.2007г №1551- ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка и заготовки не древесных л ресурсов, пищевых и сбора лекарственных растений на территории Вол обл гр для собственных нужд» по вопросам управления ведения и разграничения полномочия по охране окружающей среды: Закон Вол обл от 10.01.2007ᴦ. № 1539-ОЗ «О разграничении полномочий гос власти в сфере лесных отношений» З от 10.12.2003 № 1927-ОЗ «О разграничении полномочий между органами гос власти области в сфере использования и охраны окружающей среды» по водным отношениям, по лесным тоже существуют.

Постановления губернатора утверждаются административные регламенты, выполнения функций гос управления (н-р: постановление от 27.09.2011 № 419 «Об утверждении административного регламента исполнения департаментом лесного комплекса Вол обл гос функции по контролюи надзору лесного комплекса)

Постановление Правительства Вол обл

Утверждающие положения об органе управления: от 29.01.2007 136 «Об утверждении положения о департаменте лесного комплекса» от 05.04.2010 № 1032 «О департаменте природных ресурсов и охране окружающей среды вол обл)

Утверждающие ЦП и стратегии от 06.05.2008 № 934 «О стратегии и развитии рыбного хоз Вол обл до 2020ᴦ.)

ПП по отдельным пунктам управления

ПП классифицировать по отдельным природным ресурсам (ПП Вол обл от 11.09.2003 № 536 « об утверждении положения проведения пользования участками недр»)

Акже принимают НА отдельные департаменты № 623 « об утверждении лесохозяйственного ведения …»

4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.

1 т.з. (Баглай, Эбзеев, Ветрух) Постановление КС РФ ставят выше актов парламента и Президента

2 т.з. (Лазарев, Корешков) решения судов сочетают в себе всœе признаки, как правоприменительного так и правоприменяющие

3 т.з. (петров) не могут служить образцом источником для принятия решения другого дела

Вывод: формально источники не явл источниками право, но иногда к ним тоже образаются для решения делœе.

oplib.ru

1. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права

Лекция 1. Понятие предпринимательского права.

  1. Предмет и метод пп

  2. Наука пп

  3. Принципы пп

  4. Источники пп

  5. Хозяйственные п/о.

  6. История становления пп.

  1. Понятие пп м. рассматриваться в 3-х значениях:

ПП как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука пп познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на накопленную информацию, направления развития.

ПП как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о пп как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

ПП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно связанные с ними иные, в т.ч. некоммерческие, отношения, а также отношения по гос. регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предмет отрасли пп – общественные отношения, урегулированные нормами пп, в предмет отрасли входят пп как наука, пп как учебная дисциплина, пп как отрасль права. В предмет отрасли включаются:

Основной группой п/о выступают предпринимательские отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления ПД.

Предпринимательская деятельность (ст.2 ГК) – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки ПД:

  1. Имущественная и организационная самостоятельность (у предпринимателя есть собственное обособленное имущество в качестве экономической базы деятельности; организационная самостоятельность – возможность принятия самостоятельных решений в процессе ПД, начиная с принятия решения заняться ПД, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей).

  2. ПД сопряжена с риском, предпринимательский риск является стимулом к успешной работе предпринимателя.

  3. ПД направлена на систематическое получение прибыли, но четких количественных критериев систематичности законодательство не содержит.

  4. Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Этот признак является некорректным по отношению к ряду видов ПД (сдача в аренду –реализация правомочия распоряжения; извлечение прибыли патентообладателем в связи с предоставлением другим лицам права пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности).

  5. Особые субъекты ПД – лица, зарегистрированные в этом качестве.

  • Некоммерческие – отношения предпринимателей с органами управления, сертификации, лицензирования (вертикальные): создание и прекращение деятельности предприятий, лицензирование, сертификация, проведение экологической экспертизы, деятельность товарных и фондовых бирж, которые формируют соответствующий рынок)

  • Отношения, возникающие в процессе гос. регулирования ПД.

Метод пп – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

К методам, используемым в ПП можно отнести следующие:

- сочетание императивных и диспозитивных предписаний (права и обязанности)

- метод согласования намерений с контрагентами в п/о

- метод рекомендаций

Метод обязательных предписаний (н-р, антимонопольный орган дает свои предписания, обязательные для выполнения)

- метод запретов (защита окружающей среды)

Система пп – структурированное и логическое расположение норм и институтов пп, во взаимосвязи друг с другом.

Общая часть включает в себя нормы, определяющие понятие, методы, принципы, систему, источники пп, С-ов, О-ов пп, особенности и содержание типовых хозяйственных договоров, банкротство, юридическую ответственность за правонарушения в сфере пп.

Особенная часть – правовое регулирование расчетов и кредитования, виды кредитов, правовое регулирование инвестиционной деятельности, аудиторской, антимонополистической, правовое обеспечение качества работ, услуг, продукции (сертификация, лицензирование, стандартизация, защита прав потребителей), правовое регулирование отношений в области рекламы, биржевой торговли.

  1. Наука ПП – система знаний о ПП, представления ученых о предмете, методе, источниках, месте в системе отраслей права.

ПП получило свое активное развитие после 1917г., когда экономическая и политическая ситуация в стране изменилась коренным образом. При этом наука хозяйственного права (ПП) неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования советского государства.

В 1920-х годах, в период Нэпа, берет свое начало «двухсекторная теория». Основоположник – П.И. Стучка считал, что из двух существовавших в экономике секторов (социалистического и частного) первому предстоит развитие и упрочнение, а второму- исчезновение. Данное положение базировалось на постулате В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Следовательно, должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор. Данная теория ошибочно связывала гражданское право лишь с производственными отношениями экономики, и переставало рассматривать гражданина и его имущественные потребности. В 1930-е годы наука стала рассматривать вопрос о хозяйственном праве и его оформлении, упорядочении, введении в обиход правовых начал хозяйствования, возникла проблема: куда поместить гражданина с его домом и другим имуществом, наймом жилого помещения и наследованием. Появляется

новая школа единого хозяйственного права, в соответствие с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Все имущественные отношения должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать Хозяйственный кодекс. Основоположники данной школы – Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис считали хозяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса, закона о планировании. Хозяйственное право должно было включать гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Школа закончила свое существование вместе с авторами. Именем СССР хозяйственная концепция была объявлена вредительской, а ее авторы – репрессированы. Основной причиной гонения явилось то, что хозяйственная концепция пыталась обосновать необходимость правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной системе. Под влиянием лидера правоведения того времени А.Я. Вышинского регулирования хозяйственных отношений было решено рассредоточить в отраслях гражданского и административного права. Зародился дуалистический подход к регулированию экономики.

Хозяйственно-правовая мысль возродилась после 20 съезда КПСС. В 1960-е годы получила развитие третья школа хозяйственного права, концепция которой была представлена в работах академика В.В. Лаптева, В.К. Мамутова. Гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных отношений с участием граждан. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности, так и при руководстве ею. Предпосылки данной теории состояли в том, что существующие в обществе товарно-денежные отношения находятся под влиянием планового начала, имеющего властный характер. Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. Был создан проект Хозяйственного кодекса, но принят он не был, т.к. это не входило в планы бюрократического аппарата.

В 1990-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной. Придание законного статуса ПД, многообразие форм собственности, появление различных организационно-правовых форм ПД, возведение свободы договора в ранг принципов потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы хозяйственного ПП стал профессор В.С. Мартемьянов.

  1. Основы предпринимательской деятельности – основополагающие конституционные нормы, которые формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности, предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления, обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти нормы закрепляют конституционные принципы, определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы.

Принципы ПП- основополагающие начала правового регулирования коммерческой (предпринимательской) деятельности:

  • Свобода ПД (ст. 8,34 К РФ)

  • Признание многообразия форм собственности, юридическое равенство форм собственности (ст. 8 К РФ)

  • Принцип единого экономического пространства (ст. 8, 74 К РФ)

  • Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 К РФ)

  • Государственное регулирование ПД

  • Принцип законности

  • Самостоятельность и независимость ПД

  • Личная ответственность предпринимателя за результаты деятельности

  • Личная экономическая заинтересованность

  1. Источники пп:

  1. К РФ

  2. Кодексы (ГК, НК, БК, УК, КоАП)

  3. Федеральные законы (о рынке ц/б, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об АО, о ООО, о ФПГ, об инвестиционной деятельности, о рекламе, о банках, об оценочной деятельности, о биржах, о лицензировании)

  4. Подзаконные акты (Указы президента, ПП РФ, акты субъектов РФ, хозяйственно-правовые акты органов м/с)

  5. Обычаи делового оборота (ст.5 ГК)

  6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (Конвенция о международном финансовом лизинге, евразийская патентная Конвенция)

  7. Локальные н.а. (устав, положение о филиале, представительстве, установление режима коммерческой тайны, приказ об учетной политике предприятия)

  1. Хозяйственные правоотношения - урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления ПД, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности (свои С-ы, О-ы, содержание: права и обязанности).

В хозяйственных п/о участвуют С-ы, ведущие ПД, государство и муниципальные органы.

О-ми хоз. п/о м.б.:

Вещи, включая ц/б

Действия обязанных С-ов

Собственная деятельность С-а права

Неимущественные блага, используемые при ведении ПД (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна)

Содержанием п/о является совокупность прав и обязанностей С-ов, с этой т.з. п/о делятся:

Абсолютные п/о – С-у права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права (право организации на принадлежащее ей имущество, ведение б/у, формирование себестоимости продукции).

Относительные п/о - правам одного С-а корреспондируют обязанности другого С-а ПД (такие п/о возникают в силу заключенных предпринимательских договоров).

Основанием возникновения хоз. прав и обязанностей являются юр. факты:

СОБЫТИЯ (реже, и только в качестве правопрекращающих и правоизменяющих обстоятельств, н-р, страхование имущества и предпринимательских рисков).

ДЕЙСТВИЯ делятся на:

правомерные

неправомерные

Делятся на:

  1. Акты-предписания (предписания антимонопольного органа)

  2. Акты-соглашения (договоры)

  3. Акты разрешения

  4. Акты одностороннего характера (АС применяется исковая давность)

Указания органа государства, данные с превышением компетенции

Классификация хоз. п/о по содержанию:

С-т в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим меру возможного поведения по владению, пользованию, распоряжению (п.с.)

С-т права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими С-ами, он владеет, пользуется, распоряжается имуществом «абсолютно», не согласуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном п/о (хозяйственное ведение, оперативное управление).

У С-а, осуществляющего хоз. деятельность по установленным законом правилам, нет обязанных лиц. Все др. С-ы дол. Считаться с возможностью ведения ПД данным С-м и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях – содействовать ей. При несоблюдении законнх требований, либо при вмешательстве в деятельность третьих лиц, п/о становится относительным (С-т получает право устранить незаконное нарушение его прав или обязано по требованию уполномоченного С-а, прекратить нарушение закона).

Складываются по поводу использования фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, коммерческой тайны. Никто кроме С-а-носителя прав, без его разрешения не может использовать данные нематериальные блага.

Когда один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий, а обязанный С-т обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия С-ов ПД они обслуживают, подразделяются на:

  1. Хозяйственно-управленческие порождаются актами гос органов (издание антимонопольным органом акта о разделении хозяйствующего С-а, издание акта налоговым органом)

  2. Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих С-ов, а также по вертикали между ними и самой организацией, устанавливаются в силу актов хозяйственного руководства в адрес своих подразделений и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

  3. Территориально-хозяйственные отношения территориальных С-ов между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне (согласно заданию или договору, хозяйствующий С-т обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг).

  4. Оперативно-хозяйственные возникают между несоподчиненными С-ами в силу хозяйственных договоров (директивное планирование, применяемое в отношении казенных предприятий).

  1. История становления предпринимательского права (продолжение второго вопроса).

Концепция пп не является новой. Она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами.

В 20-е годы появляется теория двухсекторного права: гражданского - для частных лиц и хозяйственного - для социалистических организаций.

В начале 30-х годов формируется концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время упраздняется как наука и учебная дисциплина.

В 50-е годы дискуссия о концепции хозяйственного права возобновляется. Во время новой кодификации советского законодательства высказываются предложения принять хозяйственный кодекс.

В 90-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы - к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Такова монистическая концепция единого предпринимательского (или хозяйственного) права. Однако против нее можно привести следующие доводы.

Во-первых, легальное определение предпринимательской деятельности, а также основные принципы правового положения предпринимателей закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Во-вторых, за пределами Гражданского кодекса находится большое число нормативных актов, специально направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием. Однако это обстоятельство само по себе не доказывает образование наряду с гражданским правом самостоятельной отрасли предпринимательского права.

В-третьих, система российского права - это объективно присущая ему структура, выражающаяся в его делении на определенные отрасли. Существование пп и выделение его в качестве отдельной отрасли российского права не должно связываться лишь с наличием законодательства по вопросам предпринимательской деятельности (законодательство в регламентирует самые различные вопросы, связанные не только с экономикой или предпринимательством, но и с обороной, культурой, наукой, искусством, это не означает, что каждая подобная ветвь законодательства воплощает в себе соответствующую отрасль права). Отрасль права определяется предметом ее регулирования, т.е. совокупностью тех общественных отношений, которые лежат в ее основе и объективно обусловливают необходимость ее существования.

В-четвертых, в системе юридического образования имеются такие учебные дисциплины, которые вообще не совпадают с какой-либо отраслью права. Например, криминалистика, криминология, юридическая психология и пр.

В-пятых, комплексное изучение и исследование связанных между собой юридических норм, которые относятся к различным отраслям права, является вполне допустимым.

пп не может считаться самостоятельной отраслью современного российского права, так же как и самостоятельным направлением научных исследований.

Лекция 2. Право на осуществление ПД (самостоятельно)

  1. Содержание права на осуществление ПД

  2. Организационно-правовые формы ПД

  3. Виды и формы гос. регулирования ПД

  4. Система требований, предъявляемых к ПД.

Лекция 3. Общие положения о субъектах пп.

  1. Понятие, признаки субъектов пп

  2. Создание субъектов пп: понятие, виды.

  3. Порядок и этапы создания Субъектов пп.

  4. Лицензирование ПД.

  5. Реорганизация субъектов пп.

  6. Ликвидация субъектов пп.

Субъект предпринимательского права -лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.

Признаки С-а пп:

I ) регистрация в установленном порядке или легитимация иным образом;

2) наличие хозяйственной компетенции;

3) наличие обособленного имущества для осуществле­нии предпринимательской деятельности;

4) самостоятельная имущественная ответственность.

Первый признак. Легитимация ПД осуществляется посредством ее гос. регистрации. С момента регистрации возникают ЮЛ либо ИП приобретает хозяйственную компетенцию, у него появляется возможность осуществлять ПД от своего имени. ПД без регистрации является правонарушением. Доходы, полученные от такой деятельности, под­лежат изъятию в доход бюджета.

Правосубъектность регионов связана с устава­ми краев, областей, которые на основании ст. 66 К РФ при­нимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется пу­тем разработки ими своего устава, который принимается представи­тельным органом м/ с или непосредственно на­селением и подлежит гос. регистрации.

Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта хо­зяйственного права государство, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики. В соответствии с К РФ, Конституциями республик, входящих в РФ, они имеют самостоятельную имущественную базу и компетен­цию для ведения хоз. деятельности и руководства ею.

Второй признак. Хозяйственная компетенция- совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некото­рых случаях - на основании лицензии. Это - возможность осуществ­ления субъектом определенных видов ПД, совершения сделок. Виды:

  1. общая хоз. компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осу­ществления любых видов ПД, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерчес­кие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, оговоренных законом (ст. 49 ГК РФ).

  2. субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах, речь идет об ограниченной компетенции.

  3. Специальная компетенция, т.е. С-ы могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией облада­ют унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

  4. Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодате­лем установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ», страховщиками признают­ся юридические лица любой организационно-правовой формы, со­зданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть про­изводственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организа­ций и др.

Унитарные предприятия, некоммерческие организации, а также некоторые коммерческие организации, в отношении которых зако­ном предусмотрена специальная или исключительная правоспособ­ность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и пред­мету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Хозяйственная компетенция субъектов ограничивается сложив­шейся практикой лицензирования. В соответствии со ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только после получе­ния специального разрешения (лицензии).

Третий признак. Наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обо­собления являются п.с., право хоз. ведения, оперативного управления. Обособлен­ное имущество учитывается субъектом на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

Четвертый признак. Самостоятельная имущественная ответственность оз­начает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имущест­вом перед контрагентами и государством. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. (Ис­кл.- по обязательствам товариществ субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом не­сут полные товарищи ; участники ОДО несут субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов; Уставом производственного кооператива мо­жет быть предусмотрена субсидиарная ответственность членов коо­ператива по его обязательствам; РФ несет субси­диарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества; В соответствии со ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возло­жена субсидиарная ответственность по его обязательствам).

Предприниматели и организации, ведущие предприниматель­скую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принад­лежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), то есть предусматривается полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяй­ственной деятельностью. Ранее действовавшее законодательство устанавливало иные правила. Так, в соответствии со ст. 98 Граждан­ского кодекса РСФСР, взыскание по претензиям кредиторов не мог­ло быть обращено на здания, сооружения, оборудование и другое имущество государственных организаций, относящееся к основным средствам.

studfiles.net

Лекция: Источники природоресурсного права (ПП).

Экология Лекция: Источники природоресурсного права (ПП).

просмотров - 29

1. Понятие, система и виды источников ПРП.

2. Конституционные основы природоресурсного законодательства

3. Законные и подзаконные НПА, как источники природоресурсного права.

4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.

1.Понятие, система и виды источников ПП.

Источники права - особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательной.

ИП – НА государства, кот содержит всœеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Международные акты бывают: мягкие

Главная особенность:

· Находится в совмесном ведении РФ и суб РФ

· Комплесный характер источников ( есть собственные источники природоресурсного права; заимствованный из других отраслей права)

· Отсутсвует единого кодифицированного акта͵ но есть отраслевые (н-р: ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ и т.д.)

Международные правовые акты – согласно конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры включены в систему Российского законодательства (ст 15 ч.2) если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора. Согласно ПП ВС РФ от 31.10.1995ᴦ. № 8 разъяснено, что речь идёт о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме ФЗ (ᴛ.ᴇ. международные договоры явл только те источники, кот ратифицированы) ПП ВС РФ от 2005 в число общепризнанных принципов международного права включены только императивные нормы и соответственно из Российской правовой системы исключены принципы, носящие рекомендательный характер. РФ подписано более 70 международных актов (н-р: "Конвенция о водно-болотных угодьях» и т.д.).

Классификация:

По юр силе:

:

Материальные

Процессуальные

По предмету регулирования:

Общие/специальные

Кодефицированны/некодифицированные

2.Конституционные основы природоресурсного законодательства.

Конституция основной источник РФ.

Группы конституционных норм:

Конституционные норм в области охраны окр ср

Конституционные нормы в области природопользования

Ч.2 ст.36 К РФ, ст. 58 К РФ п.д.к.ст. 72 К РФ

Природопользования (ч.2 ст.36, ст.9, п. в.д.к. ст.72 ч.2 ст.74 К РФ)

3.Законные и подзаконные НПА , как источники ПП.

Главным источником будет считаться ФЗ «Об охране окружающей среды», до этого действовал Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

Новеллы:

ü Внесены определённые понятия и термины

ü Введены новые и более чётко сформулированы принципы охраны окружающей среды (н-р: платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, преоретет сохранения экологических систем)

ü Более чётко и конкретно урегулированы полномочия между ФОИВ и суб Рф

ü Отдельно введён институт формирования эколог культуре, отдельно разработан экологический контроль, конкретизированы права граждан

ü Отдельная глава по гос экологическому мониторингу

ü Впервые установлены нормы по осуществлению воздействия на окружающую среду

Все законы крайне важно классификацию по видам природопользования:

В области водных объектах (ВК РФ, «О территориальных морях» и т.д.) (самостоятельно)

ФЗ «О газоснабжении в РФ» «О водоснабжении и водоотведении в РФ» (заимствованные НПА)

Указы президента РФ

«О системе и структуре ФОИВ» от 12.05.2007 № 724 «Вопросы и системы ФОИВ» от 27.08.2010 № 1074 «О ФО лесного хозяйства».

Стратегии развития в РФ: Указ президента от 04.02.1994ᴦ. № 236 «О гос стратегии РФ по охоане окружающей среды и обеспечению устойчивого развития УП от 21.04.1996 № 449 «О концепции перехода кРФ к устойчивому развитию»

Постановления Правительства РФ:

ПП утверждающие положения об отдельных органов управления от 23.09.2010 № 736 «Об утверждении положения ФОИВ лесного хозяйства»

ПП об отдельных функциях (О маниторинге)

ПП, утверждающие федеральные целœевые программы (ПП от 12.09.2008 № 606 «О ФЦП повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбо - хозяйственного комплекса в 2009-2012гᴦ.» ПП от 22.12.2010ᴦ. №1092 «О ФЦП чистая вода 2011-2017гг)

Распоряжения Правительства от 27.09.2009г № 235-р «Водная стратегия РФ на период до 2009ᴦ.» РП от 17.12.2009 № 1662.

Ведомственные НПА, органов специальной компетенции (примеры)

Технические акты (санпины, госты, формы статистического наблюдения и т.д.)

Региональные НПА:

Законы Вол обл от 08.12.2010ᴦ. № 2428-ОЗ «Об утверждении программы соц-эк развития Вол обл на 2011-2013гг» (ключевые проблемы – выбросы в атмосферы и сбросы сточных вод, ставится цель – создать благоприятную обстановку. Закон от 06.06.2009г «Об обеспечении плодородия земель с\х назначения». Закон Вол обл от 12.01.2007г №1551- ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка и заготовки не древесных л ресурсов, пищевых и сбора лекарственных растений на территории Вол обл гр для собственных нужд» по вопросам управления ведения и разграничения полномочия по охране окружающей среды: Закон Вол обл от 10.01.2007ᴦ. № 1539-ОЗ «О разграничении полномочий гос власти в сфере лесных отношений» З от 10.12.2003 № 1927-ОЗ «О разграничении полномочий между органами гос власти области в сфере использования и охраны окружающей среды» по водным отношениям, по лесным тоже существуют.

Постановления губернатора утверждаются административные регламенты, выполнения функций гос управления (н-р: постановление от 27.09.2011 № 419 «Об утверждении административного регламента исполнения департаментом лесного комплекса Вол обл гос функции по контролюи надзору лесного комплекса)

Постановление Правительства Вол обл

Утверждающие положения об органе управления: от 29.01.2007 136 «Об утверждении положения о департаменте лесного комплекса» от 05.04.2010 № 1032 «О департаменте природных ресурсов и охране окружающей среды вол обл)

Утверждающие ЦП и стратегии от 06.05.2008 № 934 «О стратегии и развитии рыбного хоз Вол обл до 2020ᴦ.)

ПП по отдельным пунктам управления

ПП классифицировать по отдельным природным ресурсам (ПП Вол обл от 11.09.2003 № 536 « об утверждении положения проведения пользования участками недр»)

Акже принимают НА отдельные департаменты № 623 « об утверждении лесохозяйственного ведения …»

4. Роль судебной и арбитражной практики. Регулирование природоресурсных отношений.

1 т.з. (Баглай, Эбзеев, Ветрух) Постановление КС РФ ставят выше актов парламента и Президента

2 т.з. (Лазарев, Корешков) решения судов сочетают в себе всœе признаки, как правоприменительного так и правоприменяющие

3 т.з. (петров) не могут служить образцом источником для принятия решения другого дела

Вывод: формально источники не явл источниками право, но иногда к ним тоже образаются для решения делœе.

oplib.ru

Источники предпринимательского права | Kak-Chto.Info

Источники предпринимательского права — это форма права, т.е. то в чем проявляется право, его внешнее проявление. Другими словами — это совокупность нормативно — правовых актов, в которых содержатся нормы предпринимательского права.

Совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства образуют отрасль предпринимательского законодательства, поэтому перед тем, как перейти к характеристике источников ПП., Необходимо кратко остановиться на истории формирования предпринимательского законодательства.

Данная отрасль законодательства начала формироваться еще в период существования СССР. Первыми актами, которые в то время были прогрессивными, следует считать Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1986), который позволял частную хозяйственную деятельность, но без применения наемного труда и Закон о кооперации (1988), который допустил наемный труд в кооперативах. Важную роль сыграл и Закон СССР «О собственности в СССР» от 6.03.90 (виды: собственность граждан, коллективная и государственная).

Переходим к характеристике современных источников ПП.

Особенностью источников предпринимательского права является то, что они:

— содержатся в нормах различных отраслей права,

— является неупорядоченными и что самое главное

— вызывают в применении правовые коллизии (ситуация когда несколько нормативно — правовых актов регулирующих одни и те же общественные отношения по-разному).

Также следует указать еще на одну проблему, которая назрела сейчас. 16.01.2003 г. Верховной Радой Украины были приняты два больших кодексы — Гражданский и Хозяйственный, в которых содержатся нормы предпринимательского права, но между этими актами уже существуют правовые коллизии. Они регулируют одни и те же общественные отношения (юридические лица, предпринимательские договоры), но несогласованные между собой, нормы их противоречащими друг другу. Авторы Хозяйственного кодекса Украины ( Щербина, Мамутов, Знаменский и др.). Отошли от концепции о публично — правовой характер его норм и поместить целый ряд частноправовых начал, таким образом не только посягнув на предмет регулирования Гражданского кодекса, но и допустили коллизионность обоих нормативных актов. Оба кодекса вступили в силу с 1 января 2004.

В предпринимательском праве можно выделить три блока источников:

І. Конституция Украины от 28.06.1996 г., которая содержит основополагающие принципы на которых строится все предпринимательское право: ст.42 закрепляет право каждого на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом и провозглашает государственную защиту конкуренции в предпринимательской деятельности.

ІІ. Блок специальных нормативных актов, регулирующих исключительно предпринимательскую деятельность: Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003г ., Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. и др. . (Следует отметить, что потеряли силу Закон Украины «О предпринимательстве» от 07.02.1991 г. и Закон Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.1991р .).

ІІІ. Нормативно-правовые акты, содержащие отдельные нормы предпринимательского права: Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г., Кодекс Украины об административных правонарушениях 1984 г., Закон Украины «О собственности» от 07.02.1991 г., Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.06.1991 г., Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. и др. .

Нормативно-правовые акты, которые являются источниками предпринимательского права размещаются по юридической силе, т.е.:

— нормативный акт, имеющий меньшую юридическую силу должен не противоречить нормативно — правовому акту с высшей юридической силой и приниматься на выполнение последнего.

Если два нормативно — правовых акта противоречат друг другу, то применяется тот, который имеет высшую юридическую силу.

По юридической силе иерархия нормативных актов следующая:

— Конституция Украины.

— Решение Конституционного суда Украины

— Законы Украины :

Кодексы, Основы законодательства, Законы (ХК, который определяет основные принципы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения)

— ратифицированы парламентом Украины международные договоры (в них особая правовая природа — установлено правило, если норма национального законодательства противоречит международному договору, который ратифицирован Верховной Радой Украины, то применяется положение международного договора. Например, Венская конвенция о международном договоре купли-продажи

— Декреты Кабинета Министров Украины (1992-1993 г.) Верховная Рада наделила правительство правом издавать декреты, приравнивались по юридической силе к законам. (Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и контроля» вид19.02.1993 г.).

— Указы Президента Украины: Указ Президента «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.1998 г., Указ Президента «Об утверждении Положения о порядке регистрации отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) от 07.11.1994р . и др. .

— Постановления Кабинета Министров Украины: Постановление КМУ Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий «от 31.12.1992 г.

— Акты министерств ведомств: приказы Министерства экономики и по вопросам экономической интеграции, Антимонопольного комитета, Госкомпредпринимательства.

— Локальные акты, принимаемые самими субъектами предпринимательской деятельности с целью их саморегулирования: уставы, положения, приказы. Эти акты могут регулировать деятельность субъекта в целом (устав), его отдельных структурных частей или обособленных подразделений (Положение о филиале, представительстве), или устанавливать режим коммерческой тайны.

Большое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеет судебная практика его применения. Хотя судебный прецедент (решение суда по конкретному делу, которое применяется при решении подобного дела ) не признается источником права в Украине, однако разъяснения высших судебных инстанций тех или иных правовых норм способствует их эффективному практическому применению. Например, Разъяснение Президиума Высшего хозяйственного суда Украины О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий «от 12.09.1996 г. и др. .

Для правильной ориентации и толкования законодательства о предпринимательстве, важно определить вид соответствующей нормы.

Виды норм ПП

По степени обобщения:

— общие — применяются ко всем или большинству институтов

Нормы, регламентирующие понятие предпринимательства, принципы и условия осуществления предпринимательского права, организационные формы предпринимательства.

— специальные — применяются, как правило, к отдельным институтам данной отрасли, т.е. регулируют не все,  а лишь отдельные виды общественных отношений в сфере предпринимательского права

Нормы «О внешнеэкономической деятельности».

По содержанию:

— материальные — закрепляют права и обязанности сторон

— процессуальные — регламентируют порядок реализации материальных

По методу правового регулирования:

— императивные — обязательные, властные, т.е. содержат правила, которые не могут быть изменены по соглашению участников правоотношений

Нормы, регулирующие регистрацию субъектов предпринимательского права

— диспозитивные — предоставляют субъектам право в установленных законом пределах регулировать отношения по собственному усмотрению

В договорных отношениях (при заключении договоров)

По функциональным направлениям:

— регулятивные — регулируют осуществление предпринимательского права

— охранные — действуют при невыполнении регулятивных и направлены на реализацию санкций.

По характеру воздействия (речь идет о регулятивные):

— уполномочивающие — предоставляют право — п.1 ст.43 ХК (Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность , которая не запрещена законом)

— обязывающие — возлагают обязанность — п.1 ст.49 ХК (Предприниматели обязаны не наносить вред окружающей среде, не нарушать права и законные интересы граждан и их объединений, других субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, права местного самоуправления и государства)

— запрещающие — устанавливают требование воздержаться от определенного поведения — п.5 ст.19 ХК (Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются).

www.kak-chto.info

Источники конституционного права. Понятие и виды. Международные источники по КРФ и ПП ВС РФ от 10.10.2003

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

- Конституция РФ.

- Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

- Федеральные конституционные законы.

- Федеральные законы.

- Указы и распоряжения Президента РФ.

- Постановления Правительства РФ.

- Законодательство субъектов РФ.

- Судебные решения.

- иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.

Нормативные правовые акты - источники конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим.

1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом <*>. До настоящего времени названный правовой акт еще не принимался. Его особенность по сравнению с другими источниками - временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государственной Думы об амнистии (2000 г.).

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта <*>.

В связи с ратификацией 2 января 2000 г. Федеральным Собранием РФ Договора от 8 декабря 1999 г. о создании союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь акты органов Союзного государства, по мере их формирования, содержащие конституционно-правовые нормы, явятся источниками конституционного права.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).

Особого рода источниками конституционного права считаются и постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации <*>.

Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.

Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государственной власти старейшим депутатом. Однако отдельные примеры допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести.

 

Гончаров:

а) конституционные источники – признаются основным законом; включают в себя КРФ, Конституции или уставы субъектов РФ (декларации, пакты, декреты)

б) законодательные источники:

- законы РФ о поправках к КРФ,

- ФКЗ:

ü чрезвычайное положение

ü военное положение

ü принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта

ü изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (не принят)

ü установление государственного флага, герба, гимна

ü порядок назначения референдума

ü Уполномоченный по правам человека

ü порядок деятельности Правительства РФ

ü установление судебной системы РФ

ü полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов (частично принят)

ü созыв Конституционного Собрания (не принят)

Конституционное Собрание – это специальный орган для создания новой Конституции или подтверждения старой

- ФЗ

- законы субъектов РФ

- подзаконные акты

ü акты Президента

ü акты Правительства

ü акты министерств и ведомств

ü акты ЦИК (ЦИК стоит отдельно от ОГВ, чтобы не было никакого воздействия)

- судебные источники

- договорные источники

ü договоры о разграничении полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъекта РФ

ü договоры и соглашения между субъектами

ü соглашения о порядке осуществления части полномочий ОГВ РФ

- международные источники

Принципы – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, их отрицание недопустимо.

Общепризнанные нормы международного права – это правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Договоры – это международные соглашения, заключенные между РФ и иностранными государствами или международными организациями в письменной форме и регулируемые международным правом независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном документе или в нескольких, связанных между собой, а также независимо от их конкретного наименования.

Виды международных договоров:

по субъекту:

ü межгосударственные международные договоры (подписывает Президент РФ)

ü межправительственные международные договоры

ü межведомственные договоры

- локальные (муниципальные) источники

ü Уставы МО

ü НПА ПОМО

ü НПА глав МО

- иные источники

а) конституционные обычаи - правила поведения, не закрепленные в письменной форме и возникшие в результате многократного применения,

б)решения референдумов.

 

cyberpedia.su