Дешевая-обувь.рф

Роль мировоззрения в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура. Как мировоззрение влияет на поведение человека


Влияние религии на мировоззрение: malexej

Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей, это своеобразный командный пункт личности, напрямую влияющий на мышление.По своей сути религия это вера в высшие силы, при отказе от критического анализа, логического мышления, прогнозирования будущего и т.п. Религиозное мировоззрение вредит независимому мышлению, которое является основой для нестандартного мышления. Обе крайности, и абсолютный атеизм, и беспросветная набожность, по моему мнению, ошибочны. Я считаю, и ум, и физические силы, должны служить для получения нами максимально ценного жизненного опыта, без отрыва от общества и реальности.

С одной стороны, религия объединяет людей, поддерживает взаимодействия у людей с общим мировоззрением, культурными и моральными нормами. С другой стороны, религию часто используют как средство отчуждения. Общественные группы и отдельные люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

На мой взгляд, многие требования несут в себе противоречия, например, подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать "до седмижды семидесяти раз", не разводиться. Нередко эти нормы верующими признаются лишь на словах. Бывает, что из противоречивых правил, верующие выбирают только одно, забывая о наличии другого, прямо противоположного указания. Однако, важны не только формулировки, но и их разъяснения. "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф., 19:19 и др.). Любить ближних значит помогать им, а ближними являются все люди, нуждающиеся в помощи.

Примеры однозначно позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др. "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (Ап. Павел, 2Фес 3:10). "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матфей, 7:12).

Религию можно рассматривать как своеобразную форму психотерапии. Она помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. В трудных ситуациях вера дает людям утешение, надежду и наставления. Это важная положительная сторона. Если отрицательные эмоции, такие как страх, горе, отчаяние, долго и глубоко переживаются, то человеческий организм "ломается". Психологические факторы имеют влияние на все аспекты жизнедеятельности и на физиологическое состояние человека. Истинная вера творит чудеса, она помогает выполнить, то на что человек без веры просто не способен. При этом надо отметить, что вера может быть не обязательно в чудесную божественную помощь, это может быть вера в науку и технологии, медицину или собственные силы. Атеисты часто приводят в пример советские времена, забывая при этом, что коммунизм имеет все атрибуты и признаки своеобразной религии.

Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы лидеров движений или их образов в виде литературных героев. Для христиан это образ Иисуса, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. Неверующие также нуждаются в героях, общепризнанных в мировом общественном мнении. Такой реальный человек не безупречен во всех отношениях, но, несмотря на отдельные ошибки и недостатки, он больше других способствует утверждению добра в жизни общества.

malexej.livejournal.com

Как мировоззрение человека влияет на его жизнь

    Лазарев Сергей Николаевич —  широко известный российский парапсихолог, исследователь, писатель, автор 16 книг, переведённых на многие языки мира — «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания».

Писатель Сергей Лазарев видит причинно-следственную связь между мировоззрением человека и событиями происходящими с ним в жизни. «Посеешь мысль — пожнешь действие, посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»  — эта поговорка предупреждает каждого из нас: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для тебя, и оказывает решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.

Невероятно интересные случаи, описанные Лазаревым в его книгах и объяснения, в которых автор связывает все процессы происходящие в вашем внутреннем мире с теми событиями, которые происходят в вашей жизни. Приводим самые интересные цитаты Сергея Лазарева.

1. Я раньше не понимал, почему в культуре существует негласное правило, запрещающее чтение во время еды. Оказывается, еда с книгой, перед экраном телевизора, за обсуждением политических и семейных проблем может травмировать душу человека, потому что во время еды информация свободно проходит в подсознание.

2. Любое заболевание, будь то нарушение на уровне органики или функциональное, тормозит развивающуюся в душе агрессию.

3. Знаете, почему вы пьете? Человек должен любить окружающий его мир, а если он любви к миру не испытывает, у него в душе развивается состояние дискомфорта, начинается душевная мука. Человек пытается приглушить душевную боль с помощью хоть каких-то средств. Это приводит к наркомании, алкоголизму, различным видам токсикомании. Истинная причина наркомании и алкоголизма — это пониженный уровень любви в вашей душе. А возникает такое состояние из-за сильных обид, из-за подавления любви к людям.

4. Как появляется болезнь? Человек понемножку нарушает заповеди и нравственные законы. Он привыкает подавлять любовь, отказываться от неё и управлять ею. Этот процесс происходит в душе, и человек ничего не чувствует. Но поскольку вселенная едина не только в пространстве, но и во времени, все наши поступки тоже связаны воедино. И если мы сеем семена разрушения, разрушение мы и получаем. Хотите, я дам вам совет, как быть здоровой и долго жить? Никогда ни к кому и ни к чему не предъявляйте претензий. Ни к судьбе, ни к Богу, ни к прошлому, ни к людям. Внешне ведите себя как угодно, но внутри — любая ваша претензия есть программа уничтожения того, к кому вы её предъявляете. Клетка не может предъявлять претензии к организму, исходя из своих личных интересов. Не может, ибо это программа распада организма. Такая клетка отторгается, заболевает. Болезнь — не зло, которое нужно уничтожить и с которым следует бороться, а помощь, данная свыше.  «Цель всех скорбей — вразумить маловера, открыть его духовные очи, чтобы он отыскал свои страсти и пороки и очистил душу от всякой скверны». Болезни и несчастья, писали святые отцы, — это знак, что терпение Господа закончилось. Это знак, что нужно возвращаться к праведности, стать добрее к самому себе и к окружающим.

5. В быту мы часто позволяем себе плохо отзываться о людях, о самих себе, о своей судьбе. Оказывается, эта привычка разрушает у человека…зубы.

6. Мы всегда подсознательно первыми обижаем того, кто потом своим поведением наносит нам обиду.

7. Заповеди Христа обращены не к форме действия, а к его содержанию, к нашим эмоциям. «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую…, но не дай ударить» – это не есть отрицание физической защиты. Это означает, что внутри вас не должно быть ответной агрессии.

8. Реально изменить ситуацию вокруг себя можно, только меняя себя. Первое, что надо сделать: отказаться от желания управлять ситуацией. Понять, что ситуация, в мелочах работая против, в главном работает на Вас. Мы ведь все Божественны по своей сути. Но мы приходим в этот мир, испытываем счастье обладания этим миром. Наши душа, сознание, тело наполняются удовольствиями, — и мы постепенно забываем о своём Божественном происхождении. Тогда Бог начинает спасать нас, отнимая материальное, духовное и душевное счастье. И чем больше человек боится и упорствует, тем жестче выглядит помощь свыше.

9. Отношения с человеком — средство для развития любви, и сами отношения — не цель. Представьте, что вы познакомились с прекрасной женщиной, и ваша душа рвется к ней, и вы готовы рыдать от счастья, и когда думаете о ней, у вас все дрожит внутри, и в душе появляется чувство необъяснимой и невыразимой красоты, И вы чувствуете, что начинаете меняться, душа становится добрее и красивее. И вы считаете, что это любовь, но это не любовь это пол-любви. А теперь представьте, что любимая женщина оскорбила вас или предала, или недостойно себя повела. И если все эти чувства, которые вы испытали вначале, вы сумели сохранить, то вот это уже настоящая любовь. Настоящее познание мира начинается не столько с удовольствия и боли, а вернее, с преодоления её. Высшую боль может выдержать тот, кто может выдержать высшее счастье.

10. Начинайте с ощущения, что каждую секунду всё, что есть вокруг Вас, может исчезнуть, что любимый человек каждую секунду может предать, уйти, оскорбить или умереть. Что каждую секунду можете умереть и Вы. Тогда понемногу претензии уйдут, а любовь останется. Ваше чувство любви ни от чего не должно зависеть.

11. Умение прощать, не жалеть о прошлом и не бояться будущего — это путь к спасению души. Никогда не следует держать претензии в себе, нужно быть искренними друг с другом, иначе претензии уйдут внутрь и станут уже претензиями к Богу, что впоследствии приведет к болезням. Божественной милостью нельзя управлять своим ожиданием. «Богу нужно доверять полностью, а не только тогда, когда тебе удобно». Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.

12. Нельзя молиться тому, кого ненавидишь. Оказывается, любое прямое недовольство Богом проходит в душу и остается там. И затем в критической ситуации человек начинает молиться, но его молитва не срабатывает. Кроме прямых претензий к Богу, есть косвенные. Они идут через три момента. Первый недовольство Богом через окружающий мир, общество, государство, группу людей. Второй претензии к Богу через родителей, любимых и близких людей. Третий претензии к Богу через недовольство ситуацией, собой, своей судьбой. Любое длительное недовольство собой или ситуацией есть подсознательная обида на себя, на судьбу и на Бога.

13. Любой метод лечения, не опирающийся на духовное развитие человека, ведёт к деградации.

14. Когда человек искренне просит прощения, его душе может быть очень больно, потому что это изменение. Конечно, легче молиться и выпрашивать что-то у Бога, чем соблюдать заповеди, воздерживаться, прощать и жертвовать. Молитва — это возможность ощутить своё единство с Творцом, возможность благодарить Бога за то, что мы существуем, за то, что получаем от Него любовь.

15. Замкнутость, нежелание и неумение общаться с людьми — это один из признаков высокой гордыни. Поскольку одно из проявлений гордыни — это превосходство над другими, многие люди ошибочно считают, что если подавить себя, отказаться от всех своих желаний, удалиться от мира, то гордыня будет преодолена. Но самоуничтожение, пассивность, ощущение своей ничтожности и греховности — все это также проявления гордыни. Нет необходимости презирать свое тело, отказываться от внешнего благополучия, посыпать голову пеплом… Любить своё тело и заботиться о благополучии своей семьи — это естественно! Но нужно понимать, что это — не самое главное в жизни, это не должно быть абсолютной целью.

16. Эмоция, противоположная страху, — это смирение. Оно позволяет направить энергию не на тело, не на внешнюю борьбу с ситуацией, а на глубинные изменения. Насколько мы внутренне принимаем любую ситуацию, настолько она становится нашей частью. И меняя себя, мы меняем ее. Любая ситуация имеет Божественный смысл и в ней отражены высшие законы Вселенной. Снаружи бороться можно, изнутри бороться нельзя, потому что любая ситуация на тонком плане неразрывно соединена с нами. Пытаясь убить ситуацию, мы убиваем себя. И наоборот, меняя себя, мы меняем ситуацию. Почувствуйте абсолютную внутреннюю беззащитность. Отбросьте все, кроме любви.

17.  Всё начинается с души — душа появляется первой. Потом развивается дух, сознание, затем формируется тело. Поэтому вполне естественно, что дети живут душой, чувствами. Это приближает их к Богу и к любви. Поэтому Христос и призывал к тому, чтобы люди уподоблялись детям и не ставили дух, сознание на первое место.

18. Если кто-то проявляет агрессию ко мне, значит, у меня в душе есть аналогичная программа. Я её убираю, и атака прекращается автоматически. Любая форма агрессии невозможна, если в моей душе нет аналогичной программы. Вы притягиваете к себе то, во что вы верите!

19. Что такое характер человека? Это совокупность реакций на окружающий мир. Эти реакции определяются тем, как мы себя воспринимаем. Если я беззащитный, я стараюсь на любую ситуацию реагировать любовью и добродушием. Если я сильный и защищенный, я выдаю агрессию. Если я большой начальник, на обиду я реагирую гневом и раздражением.  Если я маленький ребёнок, на обиду я реагирую плачем. Если я — это любовь, на обиду я реагирую любовью. Если хоть на мгновение Божественное «я» становится для нас реальностью, агрессивные эмоции исчезают. Значит, очень важно ощущать себя материализовавшейся любовью. Тогда любые наши жесткие внешние действия будут  воспитанием и помощью, а не уничтожением другого человека.

20.  У добродушного, любящего человека повышенное единение с Богом и окружающим миром, и агрессивные эмоции от него отлетают. Чем добродушнее человек, тем опаснее на него обижаться, его обижать или его осуждать.

Источник

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

Влияние религии на формирование мировоззрения молодёжи

Идеи, изложенные в религиозных учениях, не могут не оказывать своего влияния на формирование мировоззрения людей, и в первую очередь такой восприимчивой к новым веяниям социальной группы, как молодежь. Складывающаяся ситуация непосредственно влияет на религиозность как одну из основополагающих частей мировоззрения и во многом объясняет те сдвиги, которые происходят в молодежном сознании в этой сфере.

Проблема религиозности молодежи Беларуси весьма значима. Ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции белорусского общества.

Это и понятно, так как у нее происходи т становление ориентаций. Для молодежи резко изменились социальные условия «вхождения в жизнь», существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления; ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации.

Свое место в этом ряду активно занимает Православная церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее им неведомое.

Православие в Республике Беларусь - доминирующее на сегодняшний день вероисповедание, и до 80 % молодежи нашей страны в целом причисляют себя к нему. Общее количество верующей молодежи, идентифицирующей себя с другими вероисповеданиями и религиями, не превышает 6 % от общего числа опрошенных.

Религия теперь не только воспринимается как феномен духовной культуры, сыгравший огромную роль в становлении всемирной культуры вообще и белорусской в частности, но и признается некоторыми молодыми людьми основой духовной жизни личности. Характерным для современной молодежи является подчеркивание в религии морального аспекта, а порой и отождествление се с нравственностью. Одновременно снизился авторитет атеизма. Нельзя не отметить и такую новую черту современной молодежи, как проявление терпимости к людям противоположных мировоззренческих установок.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что в возрасте до 30 лет число людей, декларирующих свою приверженность религии, составляет почти треть от общего количества опрошенных (30,4 %), колеблющихся между верой и неверием - 41 %, утверждающих свою не религиозность - 23 %, и только 4,6 % признают себя убежденными атеистами. 11%- чем верят в Бога с убеждением, что он существует, 28,4 % молодых респондентов; верят в Бога, но иногда сомневаются, что он существует, 18 %; не веря т в персонифицированного Бога-личность, но верят в существование высшей духовной силы 24,1 % 3, с. 524. Таким образом, четвертая часть белорусской молодежи придерживается нетрадиционных религиозных представлений, причем доля таких мировоззренческих ориентаций по мере плюрализации социальной и культурной жизнедеятельности в современном обществе возрастает.

Это, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Разжиганию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература, пользующаяся повышенным спросом особенно среди молодежи и женщин.

Отмечен рост религиозности молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х гг. верующими себя называли 44,6 % студентов и столько относили себя к колеблющимся (в Гродненском госуниверситете считают себя верующими 63,3 % студентов).

Вера для молодых людей приобретает многозначимый смысл: это и признаки групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремления защититься от суровой действительности. Видимо, многоаспектность феномена веры и обусловила такой высокий процент молодежи, признающей значимость религии в своей жизни.

Значительная часть не только верующих, по и неверующих молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, скажем, православие или ислам воспринимается не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (русский - поэтому православный, татарин - поэтому мусульманин).

Появилась оценка некоторых молодых людей своей религиозности как православных атеистов. Речь, видимо, идет о том, что, будучи сами неверующими, люди признают важность и необходимость религии, особенно как средства социального контроля. Так идентифицировали себя молодые люди, преимущественно мужчины, хорошо представляющие проблемную ситуацию общества.

Страх и надежда заставляют людей верить во что угодно и кому угодно.

Сегодняшнее состояние общественного сознания демонстрирует кризис прошлой веры. В этом проявляется прежде всего слабость социальных институтов, призванных помочь людям адаптироваться к новой жизни.

Усиление верований разного толка - это нарастание чувств зависимости, неудовлетворенности, эмоционального восприятия окружающего мира, множества его проблем, стремление человека к познанию мира, выработке определенного взгляда на него. В то же время в обозначенном процессе видится рост психической неустойчивости человека, его стремление уйти от действительности, ее жестокости и неприглядности.

Социологический анализ религиозности молодежи вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценки респондентов. Существует ряд показателей, позволяющих реально оценить степень и характер верований молодых людей. Это знакомство с религиозной литературой, знание основных догматов какого-либо вероучения, соблюдение определенных требований, канонов церкви.

Слабая институционализация религиозной веры может быть связана с рядом факторов: незнанием новообращенными требований конфессиональной дисциплины, декларативным характером веры, спецификой религии. В частности, наиболее высоким уровнем дисциплины отличаются протестанты, а наименьшим - православные.

Молодые верующие, в отличие от носителей других типов мировоззрения, чаще ищу т в религии не то, что она может дать обществу, а то, в чем она способна помочь индивиду, личности. К религиозной вере обращается та часть молодежи, сознание которой достаточно многослойно и рефлексивно, для которой поиски смысла жизни являются органичной составляющей ее духовной активности. Это, разумеется, не означает, что любой духовный поиск такого рода заканчивается приходом в храм. Очевидно, здесь играют роль и специфика определенного душевного склада, и особенности личностного психотипа, и т. д. Результаты исследования показывают, что религия и религиозная вера играют сегодня существенную роль в жизни молодых людей. Так, независимо от личной веры или неверия, две трети опрошенных считают, что религия нужна современному человеку, и лишь 7,3 % думают иначе [4,с.20].

Исследования, проводимые белорусскими социологами, показывают, что большинство молодежи, относясь положительно к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.

Если сопоставить интенсивность богоискательских устремлений с демографическими и социокультурными характеристиками респондентов, то окажется, что доля верующих в нечетко определенные сверхъестественные силы существенно возрастает по мере продвижения от старших возрастных когорт к младшим. Среди людей старше 60 лет только 9 % опрошенных придерживаются религиозных представлений, но не персонифицируют объект их веры с Богом-личностью, а среди самой молодой возрастной группы (16-17 лет) доля религиозно ориентированных людей, но не верящих в библейские представления о Боге, достигает 36 %. Та же тенденция прослеживается и в отношении культурно-образовательного уровня верующих: чем он выше, тем значительнее среди них удельный вес людей, не разделяющих традиционные христианские представления о Боге.

Молодежь более активно, чем люди старших возрастов, включается в процесс трансформации традиционных религиозно-мировоззренческих систем. Эта тенденция проявляется в быстром распространении в последние годы в Беларуси, как и во многих других странах, новых нетрадиционных культов - последователей кришнаизма, дзен-буддизма, саентологии, сатанизма.

В исследованиях, проведенных в Военной академии Республики Беларусь в 2011-2012 гг., шкала религиозности была несколько иная: на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?» 3 1 % ответили, что они верят в Бога, еще 10 % - в сверхъестественные силы, заявили, что они не верующие 18,5 %, не смогли ответить однозначно 40,5 %.

Одновременно 55 % опрошенных при ответе на вопрос «Относите ли вы себя к какой-либо конфессии?» отметили, что относятся к православной, 4,5 % -- к католической, 4,25 % - к христианству в целом и 0,75 % - к иным религиям.

В предшествующий период при опросах также было выявлено, что лишь от 35 % до 40 % военнослужащих относят себя к верующим и одновременно 55-60 % всех опрошенных считают себя православными.

Подобные расхождения (31 % верующие и 55 % относят себя к православию) можно объяснить следующим: для большей части юношей религия не выступает как культ или совокупность догматов, в данном случае она проявляется как предпосылки, как система культурных и бытовых штампов. Таким образом, православие проявляется не как религия в традиционном смысле, а как идеология: иными словами подавляющее большинство молодых людей идентифицируют себя с восточно-православным социокультурным архетипом (даже не в полной мере осознанно).

Это исследование подтверждает результаты проведенного ранее изучения религиозной ситуации во внутренних войсках МВД Республики Беларусь: религия находится в системе ценностей армейской молодежи далеко не на первом месте, а те, кто считает себя верующим, скорее отдают дань определенной моде. Так, регулярно посещали богослужения лишь 0,75 % опрошенных, 44 % - изредка, 54 % - не посещали вообще. При этом на вопрос «Участвовали ли вы в совершении религиозных обрядов?» опрашиваемые ответили следующим образом: регулярно-- 1,5 %, изредка --27,5 % не участвовали - 70,5 %.

Ответы на вопрос «Как вы относитесь к религиозным конфессиям?» показали, что большая часть военнослужащих не знакома с новыми духовными объединениями, 41 % относится к ним безразлично, а положительно относятся к новым религиозным движениям лишь около 2 %. Вместе с тем сознание молодежи не подготовлено к объективному восприятию и негативной оценке деструктивных сект. Отмечается определенная дезориентация мировоззрения молодых людей. Среди опрошенных 44 % верят в ворожбу, порчу и сглаз, 39 % - в астрологию, 30,5 %-в НЛО и космических пришельцев, 26,5 %- в экстрасенсов, 14 %-в переселение душ.

В сознании молодежи сохраняется значительный пласт «внецерковной» религиозности. Речь идет о вере в вещие сны, приметы, колдовство и магию, в которые верили и во времена господства атеизма. На сегодняшний день вещим снам доверяет 73,5 % молодежи, в колдунов и ведьм вериг 46,3 % опрошенных

За последнее время количество верующих в колдунов и ведьм среди православной молодежи несколько выросло. Причем далеко не все ее представители разделяют мнение церкви о магии и колдовстве, которая однозначно их осуждает. Данную установку церкви в 2004 г. поддерживали 52,9 % молодежи.

Могут представлять определенный интерес факторы, которые воздействуют на убеждения молодых людей. Так, почти каждый пятый считает, что вера помогает справиться с различными житейскими трудностями. Некоторые пришли к вере вследствие каких-то трагических событий (смерть близких, друзей), кто-то - из-за общей неуверенности в завтрашнем дне, в результате размышлений о смысле жизни, под влиянием знакомств, прочитанной литературы и т. д. Интересны также причины, приводящие к ослаблению религиозных настроений. Каждый четвертый указал на несоответствие своих представлений о служителях культа с реальным жизненным опытом. Характерно, ч то одинаковые жизненные трудности (личные трагедии, взросление и определение своего места в жизни, которое, как известно, часто мучительно) порождают разное отношение к религии: у одних религиозные настроения укрепляются, у других - ослабевают. Это указывает на тот факт, что религиозность зависит от темперамента, воспитания, наследственности и т. д., является выражением личностного восприятия мира, фактором субъективным, а не объективным.

Судя по всему, у нынешних религиозных организаций существуют проблемы с верующей молодежью, которая хоть и исповедует некоторые воззрения, близкие к религиозным, по не всегда придерживается традиционных, не стремится укрепить контакты с приходами. Все это дает основание считать, что «религиозное возрождение» современного белорусского общества - явление временное. Тем не менее, этот социальный феномен нельзя не учитывать.

В целом же духовные искания современной молодежи идут в двух направлениях - приближение к Богу и открытие для себя религиозной традиции. Однако количество придерживающихся традиционных форм религии, хотя и возросшее в сравнении с прошлыми годами, в целом небольшое. Другое направление - пантеистическое, представлено разнообразными группами, в том числе члены которых называют себя язычниками. Все они объединены поиском высшего разума, растворенного во Вселенной, между объектами которого существует энергоинформационный обмен. Представители этого направления стремятся получить из Космоса энергетический импульс для стимуляции организма, широко используя медитацию, психотехнику и т. п. Их идейным фундаментом являются восточные учения, языческие верования и др.

В наше переломное время трудно прогнозировать, в каком направлении преимущественно будет развиваться религиозность молодежи, какой мировоззренческий выбор сделает подрастающее поколение, потому что это будет определяться различными факторами, в том числе влиянием светской культуры (одним из компонентов которой является религиоведческое образование), воздействием проповедей западных и восточных миссионеров, развитием самосознания молодежи, а также системы религиозного образования и воспитания.

В условиях трансформации социально-экономической и политической системы, быстрого распространения информационного плюрализма, который на протяжении последних десятилетий стал мощнейшим фактором мировоззренческой ориентации людей, из широких кругах общества, в первую очередь молодежи, начинает превалировать готовность к изменению своих жизненных позиций в зависимости от обстоятельств. Нередко религиозность среди молодежи является показной, данью моде, а не следствием глубокого внутреннего убеждения.

Религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих среди молодых людей выявляется значительная часть (более 50 %) не определившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Религиозный тип мировоззрения присущ значительному числу молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей и при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями не готова в настоящее время к их изменению.

studfiles.net

Роль мировоззрения в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура

Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?

Характеристика мировоззрения

Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.

Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные трактовки

В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.

Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Мысли материальны?

Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.

В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».

Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. В философии эти понятия получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.

Право на мнение

Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.

Понятие, типы, уровни

Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.

Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.

Мироощущение

Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.

И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.

И вот такой момент нахождения комфортности – это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.

Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.

Мировосприятие

Компонент нашего мировосприятия – это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, – совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.

Миропонимание

Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.

Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.

Элементы мировоззрения

В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, житейские знания, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).

Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.

Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.

Еще одна составляющая формирования мировоззрения - это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика - критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.

Виды мировоззрения

В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.

Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.

Типы мировоззрения

Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.

Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, - это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).

Мифологический тип

Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.

Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.

Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.

Религиозный тип

Второй тип – это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.

Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.

Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.

Философский тип

Третий тип мировоззрения – философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.

Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.

Можно ли поменять мировоззрение?

Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение - как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.

Мировоззрение в ХІХ веке

После распада СССР многие люди испытали мировоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: "Жизнь - удовольствие". Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.

Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения – залог понимания информации.

fb.ru

Мировоззрение что это такое (типы)

Что такое мировоззрение и для чего оно необходимо современному человеку? В чем состоит сущность мировоззрения? Менялось ли на протяжении истории мировоззрение и его роль в жизни человека?

В век, когда достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос, есть ли необходимость заглядывать внутрь себя, чтобы дать правильную оценку того, что мы собой представляем и какими глазами смотрим на мир?

Мировоззрение личности обусловливает ее поведение, стереотипы мышления, влияет на определение моральных ценностей и личностных качеств. Это видение человеком себя в мире и восприятие им мира вокруг себя. Между понятиями «философия» и «мировоззрение» часто не видят различия. Между тем характеристики мировоззрения гораздо шире.

Философия – это установки, идеи, которые становятся базой для мировоззрения. Формирование личности и ее поведения, определение идеологических и психологических рамок деятельности людей, выстраивание критериев для взаимоотношений с миром – это функции мировоззрения.

Что и как влияет на процесс формирования

Система тесно связанных между собой ценностей, эмоций, идеалов и действий формирует целостную личность. Именно поэтому понятие мировоззрения занимало ученые умы с давних времен. Мировоззрение человека формируется из общепринятых в его кругу норм и представлений о жизни и мире, о людях и природе, о науке и культуре.

Можно выделить пути формирования мировоззрения, т.е. несколько кругов влияния:

  • В первую очередь это семья – именно здесь человек получает первое определение того, кто он и каков мир вокруг.
  • Вторым слоем влияния является ближайшее окружение – друзья и люди, обладающие авторитетом, с которыми происходит непосредственное общение.
  • Третий слой – авторитеты, с которыми нет непосредственного общения, но мнение и воззрения которых человек может узнавать через книги, СМИ и т.д.
  • К четвертому слою влияния можно отнести общие идеологические нормы и принципы, существующие в его государстве или принятые в мире в целом.

Мы видим, что формирование мировоззрения происходит под влиянием большого количества факторов. Каждый из указанных слоев работает на определение и выработку качеств личности, на формирование его взглядов, идеалов, на его эмоциональный уровень, создает стереотипы, устанавливает внутренние правила и требования – «часы», по которым человек живет всю жизнь.

Рекомендуем: Что такое конформизм?

Особенно важным в формировании мировоззренческой позиции личности является период детства и юношества. В то время, когда авторитет родителей и взрослых велик и является безоговорочным, необходимо не только прививать ребенку бытовые навыки, но и обязательно объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Если ребенок с детства погружен в определенную мировоззренческую среду, то и в дальнейшем он будет искать окружение, где люди живут по таким же критериям. Если же с детства не заложены четкие мировоззренческие принципы, в подростковом возрасте ребенок не сможет принимать правильные и безопасные решения, давать адекватную оценку людям и событиям.

Подростки с большим недоверием относятся к миру взрослых и часто самоутверждаются через отрицание тех ценностей, которые им навязывают. То есть если ближний круг не сформировал в личности устойчивых принципов, то повлиять на его мировоззренческую позицию может любой авторитетный лидер той социальной группы, в которой человек оказался. Именно поэтому люди попадают в секты или иные радикальные группы.

Рекомендуем: Идеализация — это

Как же защитить себя и близких, что необходимо знать? В первую очередь давайте разберемся, из чего же состоит мировоззрение и какие его компоненты наиболее уязвимы для стороннего негативного влияния.

Компоненты мировоззрения, оказывающие наибольшее влияние на формирование личности:

  • Знания, полученные личностью.
  • Эмоции, т.е. реакции людей на определенные события или среду.
  • Правила, которые люди применяют в жизни.
  • Поступки и действия.

Знания личность получает через общение и через чтение. Это два важных источника информации, которые в свою очередь порождают эмоциональные реакции на окружающий мир и те правила жизни, которые личность принимает и в соответствии с которыми совершает определенные действия.

Таким образом, в основе всего лежит знание или информация. Люди принимают и реагируют на разную информацию по-разному. Если человека поместить в среду, где будет однотипная негативная информация, человек изменится, поменяется его поведение и эмоции, он станет более агрессивным, озлобленным. Если же человек будет получать позитивную информацию – он преобразится в лучшую сторону. Подумайте, какую информацию получаете вы и каков ваш круг общения.

Сказка – ложь, да…

В ходе развития человечества сформировалось несколько типов мировоззрения, которые принято связывать именно с историческими эпохами. Такой подход не является абсолютно верным, поскольку в наше время можно обнаружить все три типа и даже их комбинации.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, мы найдем отличия компонентов, составляющих их.

Первый тип – мифологический. Знания, которые получает человек, обладающий мифологическим мировоззрением, переданы устно и направлены на получение им ограниченной и искаженной картины мира. Мифологическое сознание отводит деятельности человека второстепенное значение.

Главные вопросы в жизни людей решают боги или их земные представители. При этом эмоции и поступки людей по отношению к миру четко регламентированы – ведь все в руках богов. Из такого же постулата исходят правила поведения и действия самого человека.

Рекомендуем: Жизненный путь человека

В наше время типичным примером мифологического сознания можно считать религиозные секты. В них человек и вся его деятельность полностью подчиняется лидеру, который провозглашает себя «богом» и устанавливает нормы и правила поведения, регулирует эмоции своих последователей и навязывает им свои знания о мире.

Второй тип – религиозный. В отличие от первого типа, знания содержатся в религиозных книгах, поэтому создается видимость того, что человек сам нашел эти знания в процессе чтения. Таким образом повышается их ценность. Кроме того, в религиозном мировоззрении четко отделен мир земной от мира духа.

Правила и нормы хотя и менее жесткие, но основываются на авторитете религиозных лидеров. Адепты религиозного мировоззрения живут ради получения каких-то благ не в земном мире, а в сакральном, мире, который будет после смерти. Данный тип мировоззрения присутствует в любой религиозной конфессии.

Третий тип – философский или научный. Человек сам ищет и находит знания, имеет возможность анализировать и проверять их на практике. На основе полученных знаний о мире он формирует свою картину мира и представление о человеке. Нормы поведения такого человека основаны на принципах гуманизма. Его эмоции и действия подчинены его знаниям о том, что хорошо для мира и человечества.

К сожалению, третий тип встречается реже, чем религиозное или мифологическое сознание. Ведь заявить о своей индивидуальности и искать свой путь в мире гораздо сложнее.

Рекомендуем: Житейская психология

Основные типы мировоззрения с точки зрения того, какие знания положены в его основу: житейское (основывается на бытовых познаниях), религиозное (получено из религиозной литературы), научное (основано на изучении теории и опытах) и гуманистическое (основано на ценности человека).

Кризис – что делать

Мы видим, насколько важно, чтобы вопрос, что такое мировоззрение и какова роль мировоззрения в жизни человека, не оставался лишь темой для научных дискуссий. В деятельности людей именно мировоззрение становится фундаментом и точкой опоры.

При разрушении системы ценностей в жизни человека может произойти мировоззренческий кризис. Он может быть краткий или долговременный, чаще всего случается в возрасте 40-44 лет. Такие периоды характеризуются, как правило, сменой мировоззрения личности или серьезной его корректировкой.

Главное – не паникуйте. Кризис – это возможность пересмотреть то, до чего не доходили руки долгие годы, заняться тем, за что вы не решались взяться и откладывали на потом. Ищите то, что вам по душе, меняйте то, что вам не нравится, что тяготит.

Рекомендуем: Возрастные кризисы

Смените круг общения, найдите тех, кого объединяют с вами общие интересы. Оградите себя от любой негативной информации и вечно недовольных людей – ведь мы с вами пришли к выводу о том, что именно информация является основой нашей мировоззренческой системы.

Однако если кризис оказался глубок и вы не можете самостоятельно справиться с затянувшимся состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если раньше никогда этого не делали. Прозреть по отношению к самому себе – вот что самое важное в жизни. И тогда все встанет на свои места. Автор: Руслана Капланова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была зачитана на Трезвом слёте в Таганроге в мае 2017 года.

Влияние информации на человека

Человек в своих решениях и действиях всегда исходит из своего мировоззрения. То, как он представляет себе окружающий  мир, влияет на его поведение. Считаете, что мир жесток и люди в нём злые – будете соответствующим образом относиться к окружающим и получать такую же обратную реакцию. Считаете, что мир – исключительно прекрасное и светлое место, будете всегда ходить с улыбкой на лице, пока не встретите того, кто считает мир злым. Поэтому, конечно, надо сохранять положительный настрой, но обстановку оценивать максимально объективно с учётом как положительных сторон, так и отрицательных. Чем более объективны и целостны будут ваши представления об окружающем мире, тем яснее вы будете представлять последствия ваших действий, а соответственно, и прогнозировать ситуацию сможете с большей степенью достоверности.

Скачать видео

При этом очень многие поступки в нашей жизни мы совершаем не в результате осознанных волевых действий, а, что называется, на автомате. В таких случаях нами управляет наше подсознание, которое опирается на уже сформированные стереотипы и модели поведения, и можно сказать, что в эти моменты мы действуем неосознанно, не задумываясь, а просто отрабатывая привычные поведенческие программы. Но прежде, чем мы начнём разбираться, откуда берутся эти поведенческие программы, давайте дадим определение тому, что значит «жить осознанно».

Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям»

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного. Например, если одна из целей человека – сохранять и укреплять своё физическое и психическое здоровье, то он никогда не станет употреблять алкоголь, табак и другие наркотики. То есть, чтобы жить осознанно – нужно ответить самому себе на вопрос:  «Зачем ты живёшь?», а потом всегда об этом помнить.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Но вернёмся к мировоззрению, которое и определяет поведение каждого человека.

Мировоззрение – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных образов, которые отражают наши представления об окружающем мире. Если мировоззрение адекватно действительности, то есть картинка, сформированная в нашей голове, похожа на реальный мир – то и человек ведёт себя адекватно. Если в голове калейдоскоп и хаос – то и поведение будет в стиле «семь пятниц на неделе».

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы,  которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека:
  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место.  Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства:
  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией  –  это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием, и, когда это уместно, лучше их так и называть.

«На меня не влияет»

Многие скажут: «Ну что вы, я посмотрел выпуск Comedy Club!, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра контента, подобного ТНТ, человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением:
  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.

Скачать презентацию к лекции
По вопросам проведения лекций в вашем городе – обращайтесь в редакцию проекта на почту: [email protected]

whatisgood.ru

Что влияет на мировозрение человека?

На общее мировоззрение человека восновном влияют отдельные события в его жизни и его реакция на них. <br>К примеру, человека постигло несчастье, утрата чего-либо или кого-либо. Конечно это может подорвать его любовь к миру. Он может обозлиться на весь мир и т.д. Тогда мир станет для него "чёрным". <br>Но он может понять, что это событие не случайно и послано ему свыше и будет продолжать жить, стараться видеть во всем позитив... И после этого он станет добродушным, веселым, жизнерадостным. <br>ЗЫ именно от мировоззрения зависят события, которые с нами происходят!

Окружающие его люди!

подростковый возраст )))

Самооценка. Смысл жизни и цели

Окружающий МИР !

окружение, воспитание, самосознание

Образ жизни - обыватели.

Окружающая среда ( люди, атмосфера, природа и т. д.)

Обстоятельства и среда вырабатывают поведение.

Социум и жизненные приоритеты

Очевидный ответ - окружающие люди. Родители, учителя, друзья - при непосредственном общении. Средства массовой информации (ТВ, газеты, радио, Интернет) - как элементы информационной среды. Есть и неочевидные факторы, спорные с научной точки зрения, такие как "подключенность" (ченнелинг), откровения, трансы, иные способы внечувственного контакта с разумом других людей, для верующих - общение с Богом. Но главным всегда будет индивидуальный жизненный опыт, в котором все предыдущее как бы "переплавляется" с учетом генетических особенностей человека.

Человек существо социальное. Поэтому сильное влияние имеет окружение. Однако, на мой взгляд, мировоззрение человека в первую очередь определяет его духовность

Все происходящее вокруг. Это могут быть люди, события, животные, время, цвет облаков - буквальн ВСЕ. С каждым обстоятельством произошедшим в жизни человека, он познает себя, и начинает проявлять эти ново-опознанные качества, поэтому его мировозрение меняется... от всего вокруг.

на моё - исключительно то, <br>насколько широко в данный момент открыты мои глаза. <br>а насколько широко их открыть - решаю только я:))

его внутреннее состояние

То, как на этот мир посмотреть))) <br>На мировоззрение влияет мир - внутренний.

touch.otvet.mail.ru