Дешевая-обувь.рф

Что такое оптимистичный нигилизм – Зожник. Оптимистический нигилизм


Философия «оптимистичного нигилизма» или как обрести смысл жизни в бессмысленной Вселенной

Но с экзистенциалистской точки зрения истинный ужас заключается не в том, что у нас возможно слишком мало свободы, а в том, что её у нас может быть слишком много. Что на самом деле мы можем обладать полной свободой, как сознательные существа, появившиеся во Вселенной непрошено и случайно, по ошибке, и способные сами для себя определять, какую форму и направление примет наше существование.

Таковы были ранние взгляды Жана-Поля Сартра. «Мы остались одни, без оправданий», – чётко написал философ в своём эссе 1946 года «Экзистенциализм – это гуманизм». «Это то, что я имею в виду, когда говорю, что человек осуждён на свободу». Свобода – это бремя; без богов, без дьяволов или инженеров-программистов, виновных в наших действиях или любом заранее определённом курсе действий. Каждый из нас в одиночку несёт полную ответственность за свою жизнь и свой выбор.

Простившись с утешительным заблуждением, будто бы человечество – центр Вселенной, осознав, что жизнь наша коротка и лишена заранее определённой цели, мы приходим к экзистенциальному ужасу. Канал Kurzgesagt предлагает справляться с ним с помощью философии «оптимистичного нигилизма», о чём рассказывает в своём новом видео «Optimistic Nihilism». Ниже расшифровка.

«Человеческое существование пугает и сбивает с толку. Несколько сотен тысяч лет назад мы стали разумными, и поняли, что мир вокруг странный. Он был наполнен другими созданиями. Некоторых можно съесть. Некоторые могут съесть нас. Там была жидкая штука, которую мы могли пить, вещи, с помощью которых мы могли сделать другие вещи. В дневном небе висел маленький жёлтый шарик, согревавший нашу кожу. Ночное небо заполняли красивые огоньки. Очевидно, это место было сделано для нас.

Что-то наблюдало за нами. Мы были дома. Из-за этого было не так страшно и непонятно. Но чем старше мы становились, тем больше узнавали о мире и нас самих. Мы поняли, что чудесные огоньки чудесно сияют не для нас. Они просто есть. Мы поняли, что мы не центр того, что сейчас называем «Вселенной», и что она гораздо старше, чем мы думали.

Мы поняли, что мы сделаны из множества маленьких мёртвых штуковин, из которых получаются не мёртвые большие штуковины. И что мы всего лишь очередная временная ступень истории, продолжающейся уже миллиард лет.

В целом мы поняли, что живём на влажном кусочке пыли, вращающемся вокруг звезды средних размеров в тихом районе одного из спиральных рукавов галактики средних размеров, которая является частью галактической группы, которую мы никогда не покинем. И эта группа всего лишь одна из тысяч, вместе формирующих галактический суперкластер. Но даже наш суперкластер всего лишь один из тысяч, из которых состоит так называемая «Наблюдаемая Вселенная».

Вселенная может быть в миллионы раз больше, но мы никогда этого не узнаем. Мы можем говорить о двухстах миллиардах галактик или о триллионах звёзд или о базиллионе планет. Но эти числа ничего не значат. Наш мозг не может справиться с этими концепциями. Вселенная слишком велика. Её чересчур много.

Но размер – не самая затруднительная концепция, с которой нам приходится сталкиваться. Это время. А если точнее, сколько у нас его имеется. Если вам повезёт дожить до ста лет, в вашем распоряжении есть 5200 недель. Если сейчас вам 25, то у вас осталось 3900 недель. Если вы умрёте в 70, то у вас осталось 2340 недель. Времени достаточно, но не так уж и много. И что дальше? Ваши биологические процессы разрушатся и активная модель (то есть вы) перестанет быть такой уж активной. Она раствориться пока «вас» не останется.

Некоторые верят, что в нас есть часть, которую мы не можем увидеть или измерить. Но мы никак этого не узнаем. Эта жизнь может быть всем, что у нас есть. И может так получиться, что мы останемся мёртвыми навсегда. На самом деле, это не так страшно, как звучит. Если вы не помните 13 750 000 000 лет, прошедших до вашего существования, значит триллионы, триллионы и триллионы последующих лет пролетят незаметно, как только вы умрёте.

Закройте глаза. Посчитайте до одного. Вы почувствовали вечность. И, насколько мы знаем, в конце концов, сама Вселенная умрёт и ничего никогда больше не поменяется.

Наши видео вызывают экзистенциальный ужас у многих людей и последняя пара минут вряд ли помогла. Так что мы хотим предложить другую точку зрения. Ненаучную и субъективную. Философию Kurzgesagt, если хотите. Пожалуйста, не принимайте наши слова на веру. Мы знаем о человеческом существовании столько же, сколько и вы. Мы относимся к экзистенциальному ужасу с «оптимистичным нигилизмом». Что мы имеем в виду? Если обобщить, то вряд ли 200 триллионов триллионов звёзд были созданы для нас. Это похоже на жестокую шутку мироздания – мы обрели сознание только для того, чтобы понять, что эта история не про нас. Конечно, классно знать об электронах и митохондриях. Однако наука ничего не делает, чтобы нас воодушевить. Ок, и что дальше?

В жизни у вас есть всего одна попытка, что немного пугает, но в тоже время освобождает. Если Вселенная погибнет «теплосмертью», любые унижения когда-либо перенесённые вами будут забыты, все ошибки не будут ничего значить, всё то плохое, что вы сделали, исчезнет.

Если наша жизнь – всё, что нам дано испытать, значит это единственное, что по-настоящему имеет значение. Если во Вселенной нет правил, значит, мы сами можем создавать эти правила. Если у Вселенной нет цели, значит, мы сами можем её диктовать.

В какой-то момент люди обязательно прекратят своё существование. Но пока этого не случилось, мы можем исследовать себя и мир вокруг. У нас есть возможность чувствовать, наслаждаться едой, книгами, рассветом и друг другом. Сам факт, что мы можем даже думать об этом, уже невероятен.

Достаточно легко считать себя отделёнными от всего, но это неправда. Мы такая же часть Вселенной, как и нейтронная звезда или чёрная дыра, или туманность. Даже лучше, мы её думающая и ощущающая часть. Орган чувств Вселенной.

Мы невероятно свободны на детской площадке размером с Вселенную. Так что мы можем стремиться быть счастливыми и попытаться создать утопию среди звёзд. Не то чтобы мы узнали всё что можно узнать. Мы не знаем, почему правила Вселенной такие, какие они есть. Как возникла жизнь? Что такое жизнь? Мы не знаем, что такое сознание, и одни ли мы во Вселенной. Но мы можем попробовать найти ответы.

Есть миллиарды звёзд, которые мы можем посетить, болезней, которые нужно излечить, людей, которым можно помочь, счастливых чувств, которые нужно ощутить, и видеоигр, которые нужно закончить. Можно столько всего сделать!

Подводя итоги: Вы, скорее всего, потратили довольно большую часть отпущенного вам времени. Если это наша единственная возможность побыть живыми, значит, нет никаких причин, по которым мы не можем веселиться и жить настолько счастливо, насколько возможно. Бонусные очки, если вы сделаете жизнь других людей лучше. Больше бонусных очков, если вы поможете построить галактическую человеческую империю. Делайте то, что вам нравится. Вы сами выбираете, что это значит для вас».

Озвученная в видео мысль о том, что у Вселенной нет цели, и мы сами можем её диктовать, опять-таки созвучна Сартру. Практически то же самое он выразил в теории «атеистического экзистенциализма», добавив: «Реальность лишь в действии.... человек есть не что иное, как его цель, он существует лишь постольку, поскольку реализует себя». Сартр писал, что мы не только определяем свою цель, но и должны это сделать, а иначе вообще нельзя говорить о существовании.

В этой пугающей радикальной свободе Сартр увидел элементарную возможность: сделать себя таким, каким хочешь быть. Но эта головокружительная перспектива может откинуть нас обратно к заготовленным утешительным иллюзиям смысла и цели. Насколько страшно принять для себя тот факт, что цели во всей Вселенной нет?

В конце концов, чтобы придать существованию смысл, Сартр обратился к ортодоксальному марксизму, ставящим во главу угла зависимость от неопровержимых фактов материального положения, а не от безграничных абстракций разума.

Возможно, мы свободны, как минимум, для того, чтобы принять мировоззрение, которое развеет наш экзистенциальный ужас. Мы также вольны принять идеи марксиста Антонио Грамши, который признался в чём-то вроде собственного «оптимистичного нигилизма». Только он назвал его «пессимизмом интеллекта» и «оптимизмом воли». Этот подход признаёт суровые социальные и материальные ограничения, на которые нас обрекает наше короткое, часто многострадальное, казалось бы, бессмысленное существование в этом материальном мире, которое, тем не менее, стремится к невозможным идеалам.

Превью: Владимир Антощенков.

По материалам статьи доктор философии Джоша Джонса.

 

Смотрите также:

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Что такое оптимистичный нигилизм – Зожник

Если чувство собственной важности раздулось до неприличия, то посмотрите скорее это прекрасное видео (или же прочитайте его расшифровку). Если кратко, то: всё тлен, мы все довольно скоро умрём, так что давайте созидать и веселиться. 

Человеческое существование пугает и сбивает с толку. Несколько сотен тысяч лет назад, мы стали разумными и поняли, что мир вокруг — странный. Он был наполнен другими созданиями. Некоторых можно съесть, некоторые могут съесть нас. Там была жидкая штука, которую мы могли пить. Вещи, с помощью которых мы могли сделать другие вещи. В дневном небе висел маленький желтый шарик, согревавший нашу кожу. Ночное небо было заполнено красивыми огоньками.

Очевидно, это место было сделано для нас. Что-то наблюдало за нами. Мы были дома. Из-за этого было не так страшно и непонятно, но чем старше мы стали, тем больше мы узнали о мире и нас самих. Мы поняли, что мигающие огоньки чудесно сияют не для нас. Они просто есть!

Мы поняли, что мы не центр того, что сейчас мы называем «Вселенная» и что она гораздо, гораздо старше, чем мы думали. Мы поняли, что мы сделаны из многих маленьких мёртвых штуковин, из которых получаются немёртвые большие штуковины. И что мы всего лишь очередная временная ступень истории, продолжающейся уже миллиард лет.

В целом, мы поняли, что живём на влажном кусочке пыли, вращающемся вокруг звезды средних размеров в тихом районе одного из спиральных рукавов галактики средних размеров, которая является частью галактической группы, которую мы никогда не покинем.

И эта группа всего лишь одна из тысяч, вместе формирующих галактический суперкластер. Но даже наш суперкластер всего лишь один из тысяч, из которых состоит так называемая «Наблюдаемая Вселенная».

Вселенная может быть в миллионы раз больше, но мы никогда этого не узнаем. Мы можем говорить о двухстах миллиардах галактик, или о триллионах звёзд. или о базиллионе планет. Но эти числа ничего не значат. Наш мозг не может справиться с этими концепциями. Вселенная слишком большая, её чересчур много.

Но размер — не самая затруднительная концепция, с которой нам приходиться сталкиваться. Это время, а, если точнее, сколько у нас его имеется. Если вам повезёт дожить до ста лет, в вашем распоряжении есть 5200 недель. Если сейчас вам 25, то у вас осталось 3900 недель. Если вы умрёте в 70 лет, то у вас осталось 2340 недель.

Достаточно времени, но не так уж и много. И что дальше? Ваши биологические процессы разрушатся и активная модель (то есть вы) перестанет быть такой уж активной.

Она растворится, пока не останется «вас». Некоторые верят, что в нас есть часть, которую мы не можем увидеть или измерить, но мы никак этого не узнаем.

Эта жизнь может быть всем, что у нас есть и может так получиться, что мы останемся мёртвыми навсегда. На самом деле, это не так страшно, как звучит. Если вы не помните 13.750.000.000 лет, прошедших до вашего существования, значит триллионы, триллионы и триллионы последующих лет пролетят незаметно как только вы умрёте.

Закройте глаза. Посчитайте до одного. Вы почувствовали вечность. И, насколько мы знаем, в конце концов сама Вселенная умрёт и ничего никогда больше не поменяется.

Наши видео вызывают экзистенциальный ужас у многих людей и последняя пара минут вряд ли помогла. Так что мы хотим предложить другую точку зрения. Ненаучную и субъективную. Философия Kurzgesagt, если хотите. Пожалуйста, не принимайте наши слова на веру, мы знаем о человеческом существовании столько же, сколько и вы.

Мы относимся к экзистенциальному ужасу с «Оптимистичным Нигилизмом«. Что мы имеем в виду? Если обобщить, то вряд ли 200 триллионов триллионов звёзд были сделаны для нас.Это похоже на жестокую шутку мироздания — мы обрели сознание только для того,чтобы понять, что эта история не про нас. Конечно, классно знать об электронах и митохондриях, однако, наука ничего не делает, чтобы нас воодушевить.

Ок, и что дальше? В жизни у вас есть всего одна попытка, что немного пугает, но в то же время освобождает. Если вселенная погибнет «теплосмертью», любые унижения когда-либо перенесенные вами будут забыты, все ошибки не будут ничего значить, всё то плохое, что вы сделали, исчезнет. Если наша жизнь — всё, что нам дано испытать, значит это единственное, что по-настоящему имеет значение.

Если во вселенной нет правил, значит мы можем сами создавать эти правила. Если у вселенной нет цели, значит мы сами можем её диктовать. В какой-то момент люди обязательно прекратят своё существование. Но пока этого не случилось, мы можем исследовать себя и мир вокруг. У нас есть возможность чувствовать, наслаждаться едой, книгами, рассветом и друг другом.

Сам факт, что можем даже думать об этом уже невероятен. Достаточно легко считать себя отделёнными от всего, но это неправда.  Мы такая же часть Вселенной, как и нейтронная звезда или черная дыра, или небула. Даже лучше — мы её думающая и ощущающая часть Орган чувств Вселенной.

Мы невероятно свободны на детской площадке размером со Вселенную. Так что мы можем стремиться быть счастливыми и попытаться создать утопию среди звёзд. Не то чтобы мы узнали всё, что можно узнать. Мы не знаем почему правила Вселенной такие, какие они есть.

Как жизнь начала своё существование? Что такое жизнь? Мы не знаем, что такое сознание или одни ли мы во вселенной, но мы можем попробовать найти ответы. Есть миллиарды звёзд, которые мы можем посетить. Болезней, которые нужно излечить, людям, которым можно помочь, счастливых чувств, которые нужно ощутить и видеоигр, которые нужно закончить. Можно столько всего сделать!

Подводя итоги, вы скорее всего потратили довольно большую часть данного вам времени. Если это наша единственная возможность побыть живыми, значит нет никаких причин, по которым мы не можем веселиться и жить настолько счастливо, насколько возможно.

Бонусные очки, если вы сделаете жизнь других людей лучше. Больше бонусных очков, если вы поможете построить галактическую человеческую империю.

Делайте то, что вам нравится. Вы сами выбираете, что это значит для вас. 

Читайте и смотрите на Зожнике: 

Почему надо покончить со стереотипами и принять свое тело

Как опыт ранних лет записывается в ДНК

Эпитафия высоким каблукам

Рэй Курцвейл: «Будьте готовы к гибридному мышлению»

Как бег повлиял на эволюцию человека

Расскажите друзьям:

note.taable.com

Нигилизм — Lurkmore

«

Нигилизм — тяжелая форма скептицизма.

»
— некто Андрей Стёпин
Отличное оправдание собственной ущербности

Нигилизм — основа мировоззрения циников 80 лвла. Очередная депрессивная философская система, заставляющая верить в то, что верить не во что; наследие умственной работы многих философов, среди которых особенно выделяется Ницше, но относить его к нигилистам — спорно. Заболевание нашей эпохи, кстати, весьма распространённое в этих наших интернетах.

N.B.

Трушный нигилист циник Задолго до исторического материализма и рождества Христова в Древней Греции от учеников Сократа отпочковалась группа философов, называемых киниками (в позднелатинской транскрипции — циники). У этих товарищей было своеобразное представление о благе для души, заключалось оно в подавлении своих естественных потребностей и отрицании морали окружающего их общества, всё ради освобождения разума и уподоблении себя богам, которым чужды человеческие страсти и вкусы. Чтобы добиться желаемого, они вытворяли натуральный эпатаж: ходили в рванье, бомжевали на площадях, гадили на ковры мажорных сограждан etc. Из-за выбранного ими образа жизни их школа и получила прозвание кинической, то есть собачьей, но киники не считали такое высказывание о них чем-то плохим. Когда некий афинский аристократ во время пира кинул Диогену кость со стола, последний покорно принял её, подполз к тому господину и, задрав ногу, поступил с ним по-собачьи. Если ранние циники были, ко всему прочему, чрезвычайно образованными и могли себе позволить подобные шалости, то всего сто лет спустя кинизм из философского учения выродился в тупой угар над такими-как-все, но уж люди, называвшие себя последователями школы, ничем, кроме отвязного поведения, от простого быдла не отличались. В такой выхолощенной форме цинизм понимается сейчас.

Собственно нигилизм был простой ересью, за которую светлая средневековая инквизиция с любовью карала заблудшие умы. Эти жалкие отщепенцы верили всего лишь в то, что Христос не содержал в себе человеческих примесей, был чистым божественным созданием без страстей и слабостей. Таких мыслей с головой хватало для того, чтобы привлечь внимание церковников.

Но потом настало Новое время, пришли всякие умные дядьки и все испортили. Особенно вот этот. Русская интеллигенция с реформами Александра v.2.0 массово подсела на нигилизм, что крайне не понравилось православным высшим священникам — ведь шибко умные русские нигилисты поголовно презирали церковь и ее обряды, не любили Царя-Батюшку™ и Священную Русь™.

Шаблонный образ шокирующего почтенную публику нигилиста-революционера был создан И. С. Тургеневым в увековеченном школьной программой романе «Отцы и дети». Классику удалось потроллить как сабж, так и антагонистов. Цитаты часто используют в спорах. Знаменитое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» — с легкостью выводит из себя экологов и прочих любителей зверюшек. А все потому что нигилисты не чужды технофашизма, даром что в большинстве своем гуманитарии, но любят индустриальный/постиндустриальный мир по мере необходимости.

Нигилисты из фильма «Большой Лебовски»

Все не так уж сложно:

  • У человека нет смысла жизни, абсолютно нету. Он живет просто потому, что его отец однажды трахнул его мать.
  • Культура, религия, любовь, этика и мораль — не нужны. Все это есть социальные инструменты, юзаемые Системой для контроля человеческого стада.
  • Ты сам себе авторитет и никто тебе не указ.

Естественно, что при поверхностном восприятии этих принципов, нигилизм можно принять за идеальное мировоззрение для всяких циничных ублюдков и просто тех, кто хочет взять от жизни все, прийти к успеху невзирая на каких-то там соседей, родных, близких и, конечно же, Б-га.

Отличный способ оправдать свои уродливые комплексы и извращения — стать адептом нигилизма. Но заразиться им можно просто от безнадежности или разочарования в жизни. Когда у тебя нет работы, девушки, семьи, нормальной крыши над головой, новой мобилы, видеокарты или тачки, власть тебя беззастенчиво дрючит, тебя выселили на мороз дабы построить на твоем участке очередной супермаркет (нужное подчеркнуть) ты вполне можешь стать нигилистом (при наличии развитого межушного ганглия и минимальной теоретической базы).

Также в группы риска входят впечатлительные юноши и девушки с суицидальными наклонностями, ну или те, кому просто никто не дает. Но не обольщайся: если ты просто решишь пойти мстить всем с дробовиком в руках или сесть за бронетрактор — это не обязательно сделает тебя нигилистом. Скорее ты лишь прослывёшь мизантропом, социопатом или просто долбоёбом. Нигилизм, как философия, вещь обоюдоострая — те же принципы необходимо применять и к себе. Придётся пожертвовать не только общественными нормами, но и личными. Привычки, привязанности и прочие установки «теряют смысл и терпят неуспех», всё должно подвергнуться строгой ревизии. «Цель оправдывает средства» — один из жизненных принципов нигилизма. То есть, если для достижения поставленной цели тебе потребуется лишить морального и материального комфорта не только других, но и себя, тебя это не должно останавливать. Можно, если нужно, не только воровать@убивать, но и спать на гвоздях, жрать говно, долбиться в жопу и т. д., притом открыто глядя в глаза окружающим и испытывая чувство внутренней правоты. Немного найдётся людей, готовых на такое подписаться, и ещё меньше тех, кто пойдёт на это сознательно, понимая, что будет происходить с их психикой потом.

А потом и есть самое интересное: лишённое тормозов бессознательное начинает бить через край, а сознание, без точки опоры, перестаёт контролировать этот процесс. Практически у поциента развивается психическое расстройство, которое он сможет наблюдать со стороны, не вовлекаясь в процесс. Начинающему Ъ-нигилисту светят кошмары ночью, депрессия днём и «общий подавленный статус» круглосуточно. А что делать если цель достигнута, ориентиров нет, и к тому же ты поел фекалий? Вот если этот кризис тебе удаётся пережить, тогда ты взаправду становишься истинным™ луркоёбом нигилистом.

[править] Такой разный нигилизм

[править] Точка зрения нигилиста

Макс Штирнер. Идейно близок.

Нигилизм есть Свобода с большой буквы, читатель. Вверяя себя учению нигилизма ты освободишься от того, что сковывало тебя всю твою жизнь. Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает, мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный.

Но не все способны выдержать абсолютную свободу, большинство людей СЛАБЫ, да и Ты тоже, и чуть что, сразу бегут под эгиду дешевых протезов в виде этики, морали и веры. Вас всех, ваши судьбы, не моргнув глазом, может уничтожить любой нигилист, лишь был бы повод. Только поводов у него немного, а точнее, всего один: ваша несознательность и неосознанность, которой вы ставите себя на одну доску с неживой природой, и даже ниже — ведь у вас есть возможность выбора. Нигилист такой возможностью пользуется, дорожит ею, несмотря на то, что это приводит к разрушению его уютного внутреннего мирка. Разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок и, возможно, жестокий ангст — далеко не полный список того, что, возможно, придётся испытать тебе на пути к нигилизму. Именно опыт подобных переживаний ставит нигилиста в стороне от общей массы, в одиночестве, отдельно от тех, кто этого не испытывал (во всяком случае не нарывался на это сознательно). Именно эта дистанция позволяет ему проявлять столь своеобразное отношение к окружающим людям и явлениям жизни. Дистанция, оплаченная собственными слезами, кровью, соплями и др. жидкостями жизнедеятельности, но добровольно выбранная именно им и никем иным. Нигилист — сверхчеловек в силу своей силы воли и свободы разума, а ты, разумеется — задрот!

Само собой, истинный нигилист сам себя нигилистом никогда не назовет. Ибо тегодроч и развешивание ярлыков есть удел тварей дрожащих.

[править] С позиции быдла

Примерно так…

Не стоит забывать о консервативной, сдерживающей роли религии и морали в обществе. Нигилизм часто связан с атеизмом и подсознательным желанием человеков безнаказанно трахать, воровать, убивать и выпячивать собственное Я до масштабов Вселенной. Но такие желания неожиданно неодобрительно встречаются государственной машиной, которая, что бы там на нее ни клеветали всякие асоциальные хикки и задроты, нужна, важна и полезна, как и религия для общества в целом. Нигилизм же — идеология одиночек; тот, кто берётся отвечать за благополучие и жизнь других людей, не захотел бы оказаться в окружении подобных отморозков.

Нигилисты в большом количестве — крайне опасные существа, опасные для любого государственного строя, будь вы хоть Владимир Владимирович или Дональд Фредович. Из таких, например, коммуняками вербовались разрушители церквей, убиватели царей, и, частично, политруки. Да, маньяки и диктаторы тоже отличные из них выходят, только никому это не говорите.

Исходя из этого — любой зараженный нигилизмом должен быть незамедлительно изолирован от социума в комфортабельных палатах или камерах под присмотром опытных врачей или надсмотрщиков с длительным курсом прогрессивного лечения и выбивания дури из зараженного головного мозга.

С другой стороны, беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Каждая новая «свобода» оплачена многолетней травлей изгоев, то, что сейчас является нормой, не так давно вело на костёр палача. Вероятно, нравственные (как и физические) мутации полезны для человечества в целом, если не превышают критического порога, за которым начинается энтропия и распад.

А вот для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Например: если узнав, что бога нет, вы не броситесь рубить тёщу топором, а озадачитесь природой веры человека в сверхъестественное, то будут вам новые откровения. Только до этого надо дойти своими мозгами, а не вычитать в умной книжке. Тот путь, который приведёт к таким выводам, не способствует резким действиям и даже высказываниям, так что непременная опасность нигилистов для общества — просто очередной предрассудок большинства. Нелепо представить себе Будду, машущего топором. Подытожим: в рамках отдельной личности идею можно развивать, а в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда.

[править] Ницше и нигилисты

Вопреки распространенному мнению, Ницше не только не был нигилистом, но и относился к нигилистам с презрением. Современному человеку, не знакомому с трудами Фридриха Вильгельмовича, может показаться странным и удивительным, что к нигилистам Ницше причислял как христиан и буддистов, так и просто моралфагов. Чем не взаимоисключающие параграфы? На самом деле, если читатель внимательно прочтет хотя бы две книжки Ницше, все станет на свои места. По Ницше христианство и буддизм - отрицающие жизнь религии, культивирующие в человеке презрительное отношение к собственной жизни (и к жизни вообще), что становится довольно очевидным и без Ницше, если внимательно вслушиваться в то, что проповедуют и христиане, и буддисты. Чем более "удачной" формой объективации воли к мощи будет тот или иной человек, тем сильнее он будет стремиться к экстенсивному и интенсивному развитию своих жизненных аффектов, а значит, тем больше он будет отвергать как нигилизм в целом, так и его конкретные проявления в виде христианства и буддизма. Короче, чем длиннее и сложнее жизнь, тем лучше. Сверхчеловек же по Ницше - это такой эльф 80-го уровня с точки зрения этой борьбы за экспансию, в котором жизнь бурлит настолько сильно, что он не только отвергает всякий нигилизм, но и создает новые ценности взамен старым, нигилистическим. Поэтому когда вы увидите школьника-ницшеанца, который будет вам говорить, что Ницше был нигилистом и он сам нигилист, знайте: это плохой, негодный ницшеанец. Вообще же нигилистическая тенденция в европейской культуре восходит еще к Сократу. Вспомним известное изречение Ницше: «Христианство - платонизм для народа».

[править] С позиции кастанедафагов

«

Воин, как учитель, прежде всего, должен обучить своего ученика одной возможности — способности действовать, не веря, не ожидая наград

»
— Дон Хуан
«

Единственно возможный для воина курс — это действовать неуклонно

»
— Дон Хуан

Нигилизм — это попытка освободиться от собственных дурацких иллюзий, внутренних оков и наивной веры во что-либо. Насколько она будет успешна — зависит лишь от самого человека. Слабые после этого скатываются в цинизм и скептицизм. Более сильные духом люди лишь получают больше возможностей. Какой смысл грабить\убивать\насиловать, если всего этого можно добиться вполне обычными методами, всего лишь оторвав свою жопу от дивана и выбросив на помойку свое охуенно важное мировоззрение, которое порождает нытье и мотивирует сваливать вину за то, что ты нищеброд и омега на родителей, общество etc, тормозя развитие личности человека?

[править] Школьный нигилизм

«

Нигилист — злобный глист!

»
— Михалок

Когда у мальчика начинает происходить кое-что интересное в штанишках при виде симпатичной девочки, данная философия, в силу естественных причин, имеет склонность поражать отдельных представителей вида хомо гимназистус. Но ввиду неразвитого МНУ и, как следствие, весьма поверхностного восприятия предмета статьи, является весьма опасной идеей в их неокрепших головах. Проявляется это в том, что наивный ребенок, проникнувшись слоганами типа «ништо ни истинно фсе пазволино» и «я сам сибе хазяин!!1» начинает самодовольно посылать на хуй родителей, учителей и дядю участкового, убегать из дому и заниматься мелким хулиганством, что в особо тяжелых случаях перерастает в криминал и «плохие компании». Осложниться это может тем, что некоторые отроки открывают для себя работы старины Ла Вея, и на выходе мы имеем совершенно неконтролируемое существо, которым движет желание выделиться и быть не таким как все, показушно испражняясь на «взрослую» мораль и социальные устои. В русскоговорящих интернетах подобных личностей, выпячивающих свой нонконформизм, именуют школоивелами и школоциниками.

Впрочем, для большинства поциентов диагноз более-менее благоприятный: с завершением периода гормонального роста агрессия и желание воевать с мамкой проходит, и вчерашний школоивел находит для себя более терпимое к окружающему его мировоззрение. Ну или более глубоко познает нигилизм и мутирует в обычного битарда. В отдельных тяжелых случаях детский тупизм не желает проходить, но и он имеет собственную градацию, от мелких бытовых подлянок окружающим до пальбы в общественных местах во имя Великой Идеи. Повторимся, что таких индивидов — меньшинство, и в большинстве своем их успевают отловить добрые дяди в белых халатах до свершения чего-нибудь скверного.

[править] Вместо заключения

Дорогой друг, если ты еще не принял сабж, но таки дочитал до этого места — не торопись запоем читать немецких философов и ебать систему в рот. Помни, что нигилист — человек в первую очередь думающий. Да, о себе любимом, но все же думающий. И прежде чем самозабвенно послать КЕМ общечеловеческие ценности и религиозную мораль, знай, что иногда для достижения той или иной цели тебе необходимо будет принять некоторые параграфы (а иногда и целиком) тех идеологий, которые обычно адептами нигилизма игнорируются. Знай, что от недумающего быдла тебя отличает в первую очередь осознанный и добровольный выбор любых идей и направлений, и если стреднестатистический обыватель не устраивает джихад своим врагам обычно из побуждений вида «бохнакажэт» и страха перед тюрячкой, то нигилист знает, что это не способствует удовлетворению его текущих запросов. Или еще что-нибудь, но принятое добровольно и с полным пониманием «зачем» и «почему», а не потому что так надо.

[править] Погрузиться в БЕЗДНУ и не вынырнуть

«Нигилизм — опиум для народа!»
Нигилист — это такое быдло такой типаж.

lurkmore.to

Бытует примитивное представление о нигилизме как о злостном отрицании всяких правил. Одни откровенно его презирают, другие затаенно восхищаются.

В чем отрицание нигилистов?

«Нигилист! Злобный глист!» - поет «Ляпис Трубецкой», рассказывая жуткую историю о «стремном мизантропе», ослепшем от злости и оглохшем от ярости, любящем гробы и принимающем людей за «поганые грибы». Забавная песенка, но вряд ли она поможет понять, что отрицают нигилисты.

Для начала обратимся к непредвзятым лингвистам. С точки зрения этимологии слово «нигилист» пришло к нам из латыни, где означало «ничто». Современные толковые словари называют нигилистами людей, которые:

• отрицают смысл человеческого существования;

• свергают с пьедесталов общепризнанные авторитеты, в том числе и Бога;

• отвергают прописные истины и общепризнанные духовные ценности.

Что отрицают нигилисты на Западе?

Впервые нигилизм показал миру свое бунтарское лицо в средние века. Именно тогда, в 1179 году, возникло движение еретиков, поставивших под сомнение человеческую суть Иисуса Христа. Однако, этим богоборческим настроениям не удалось овладеть умами. Они были пресечены на корню благодаря стараниям папы Александра III, предавшего их анафеме.

Термин «нигилизм» воскрес в XVIII веке с легкой руки немецкого философа Ф. Якоби. Затем, уже в следующем столетии, его подхватили такие мыслители, как Ф.Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, О. Шпенглер, М. Хайдеггер.

Что отрицали нигилисты XIX века? Главный выразитель их взглядов Фридрих Ницше своей знаменитой фразой «Бог умер!» похоронил как христианскую веру в небесного царя, так и идею прогресса как религиозную версию. По его мнению, христианство – это покушение на жизнь, клевета на нее. Нигилизм он считал логикой всей европейской истории, своего рода «антижизнью», ставшей жизнью культуры еще со времен эллинского рационализма и иудейского христианства.

Шопенгауэру принадлежит нигилистическая концепция «буддийского» безучастия и презрительного равнодушия к миру. Шпенглер называл нигилизмом «закат» «старческих форм» европейской культуры. Хайдеггер считал нигилизм проектом новой эпохи с ее доктриной господства автономного, «самозаконодательствующего», человека.

Что отрицают нигилисты на Западе в новое время? Философы 60-70-х годов прошлого столетия, в частности Т. Адорно и Г. Маркузе, поддержали фрейдистскую идею изначальной свободы природного «я» от гнета подавляющей его «репрессивной культуры».

Современный австрийский мыслитель В. Краус считает, что в наши дни нигилизм приобрел три формы: социально-политическую, философскую и психолого-невротическую. Все они связаны с избавлением человека от личной ответственности в эпоху научно-технического прогресса. Это привело к искажению внутреннего мира индивида – недостаточному влиянию на него высшего «Я» как защиты от безудержных желаний. Усиление нигилистических веяний, по мнению Крауса, представляет угрозу для душевного развития человека.

Благодаря популярности этих философов, слово «нигилизм» прочно вошло в язык просвещенных умов всего мира. Постепенно оно обросло целым рядом сопутствующих понятий: критицизм, скептицизм, цинизм, эгоизм, материализм, анархизм, идеализм, аморализм, агностицизм, атеизм, шовинизм, нацизм. Обычно все эти «измы» противопоставляются позитивизму, консерватизму, стабильности, лояльности.

Что отрицают нигилисты в России?

В лексиконе большинства русских людей слово «нигилизм» стало популярным благодаря «Отцам и детям» И. С. Тургенева. Живя долго во Франции, автор романа узнал черты западных отрицателей в отечественных разночинцах-радикалах второй половины XIX века. Их представителем в книге стал Евгений Базаров. Тургенев показал его как «нового человека», революционера.

Что отрицает нигилист Базаров? Ярый проповедник атеизма и материализма, тургеневский герой протестует, прежде всего, против религиозной идеологии и социальных устоев. Но не только это не устраивает его. Он – враг всего прекрасного, но бесполезного: поэзии, любви, красоты природы. По сути, он крушит всю прежнюю метафизику, переоценивает все ценности. Новую жизнь он собирается строить с основательного разрушения старого уклада, с нуля, на фундаменте под названием «ничто».

Естественно, что консервативное русское общество было шокировано тургеневским романом. В самых черных красках предстали нигилисты в последующих за ним произведениях Лескова-Стебницкого, Авенариуса, Клюшникова, Крестовского. Их герои были нечесаными, патлатыми, неопрятными молодыми людьми и утратившими женственность коротко стриженными девицами. Они не только отрицали основные правила этикета, но и не чурались воровства, шантажа и даже убийства.

Позднее Достоевский в своих «Бесах» резко выступил против «нигилятины», представив «модное безверие», как идеологию, глубоко чуждую русскому народу. Что отрицали нигилисты, по мнению Достоевского? Саму жизнь – ни больше ни меньше. Герой книги – инженер Кириллов, – увлеченный идеей нигилистической революции, видит ее начало в своем самоубийстве.

Стоит отметить, что история западного нигилизма действительно знает отказы от жизни по философским убеждениям. Что отрицали нигилисты - самоубийцы? В 1876 году свел счеты с жизнью Филипп Майнлендер. Он решил, что остывающая вселенная – не что иное, как тело умершего Создателя и не пожелал жить в трупе. А в 1903 году наложил на себя руки Отто Вейнингер. Он отрицал существование евреев и женщин и, обнаружив в себе черты тех и других, предпочел путешествие в мир иной.

Нигилизм и отрицание: мнение психологов

Наука о душе рассматривает нигилиста как человека, отчаявшегося в поисках причин своего пребывания на земле. Реальный мир совсем не такой, каким люди хотели бы его видеть. Человеческая личность разрывается между потребностью в свободе и стремлением принадлежать к социуму. Чем свободней индивид, тем он более одинок.

Это несовпадение, по мнению Э. Фромма, и вызывает желание разрушить мир и себя через отрицание. Таким образом, нигилизм – это «бегство от свободы», своего рода защитный механизм человека неспособного адаптироваться к земной жизни и не знающего, как избавиться от апатии.

По мнению другого психолога В. Райха, такие демонстративные признаки нигилиста, как горькая ухмылка, дерзкое поведение, ироничные высказывания, являются закрепленными в прошлом защитными реакциями. Только теперь они стали не ситуативными, а постоянными чертами невротического характера.

Таким образом, нигилизм – это не дразнилка и не страшилка, а образ жизни и способ действий миллионов современных людей. Осознать это невозможно без некоторой парадоксальности мышления и знания человеческой истории.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

За нигилизмом / Православие.Ru

Из книги иеромонаха Серафима (Роуза) "Человек против Бога", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Описанный на этих страницах образ «нового человека» был исключительно отрицательным, и многие из изучающих современное состояние человека, признавая истинность некоторых наших наблюдений, непременно отвергнут их как «односторонние». Поэтому справедливости ради нам следует рассмотреть другую, «позитивную» сторону.

И действительно, не вызывает никакого сомнения, что параллельно с описанными нами порождаемыми нигилизмом отчаянием, разочарованием, ачеловечностью развивается направление оптимистично-идеалистическое, произведшее на свет своих собственных «новых людей». Среди них молодые люди, идеалисты и практики одновременно, с готовностью решающие трудные проблемы сегодняшнего дня, стремящиеся распространить американский или советский или какой-либо более универсальный идеал, стоящий над ними, на «отсталые» страны. Это ученые-энтузиасты, сметающие все возможные «преграды» в процессе проводимого сегодня «волнующего» поиска и эксперимента. Это пацифисты и идеалисты ненасилия, борющиеся за мир, братство, мировое единство и преодоление вековой ненависти. Это «сердитые» молодые писатели, ратующие за справедливость и равенство и несущие в этот печальный мир настолько успешно, насколько и доступно новое «благовестие» о радости и творчестве. Сюда относятся и те художники, чье изображение современного человека мы так безжалостно критиковали выше, потому что они стремятся обличить мир, который его произвел, и таким образом указать ему на иной путь. Это и большое число обычных молодых людей, которые счастливы жить в столь «восхитительное» время: они честны, добропорядочны, с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, где мир по меньшей мере узнает счастье вместо горя. Старшее поколение, слишком изломанное той эрой нигилизма, через которую оно прошло, чтобы разделять энтузиазм этих молодых людей, возлагает на него все свои надежды. Так может ли случиться, что, если тому будет благоприятствовать дух века сего, их мечты станут реальностью?

Прежде чем ответить на этот вопрос, зададим себе другой, более фундаментальный: какова природа веры и надежды, воодушевляющих подобные мечты? Ответ очевиден: эти вера и надежда целиком и полностью принадлежат миру сему. Художественные и научные новинки, благосостояние и комфорт, исследование новых миров, «мир», «братство» и «радость» в том значении, в каком их понимает общественное сознание, — вот блага мира сего, которые приходят и которые, если стремиться к ним с той преданностью, с какой делает это оптимистично настроенный «новый человек», являются духовно вредными. Настоящий и вечный дом человека не в этом мире. Истинные мир, любовь и радость во Христе, которые верующий узнает уже в этой жизни, относятся к абсолютно иному порядку, нежели их мирские пародии, которые «новый человек» наполняет пустыми надеждами.

Существование этого «нового человека», чьи вера и надежда ориентированы исключительно на этот мир, является еще одним доказательством успеха нигилистической программы. Фотография этого «нового человека» в его, так сказать, «позитивной форме» сделана с негатива того самого недочеловека, которого мы описывали выше. На негативе мы видим его побежденным бесчеловечным миром, с измененными природными свойствами. Пессимизм и отчаяние, выраженные в этом образе, являются последним слабым протестом против деятельности нигилизма, и в том состоит его единственное позитивное значение и в то же время свидетельство его успеха. На позитиве «новый человек» приготовился изменить мир, пусть и несовершенный, но единственный известный ему. В этом образе уже больше нет конфликта, потому что человек зашагал по пути переформирования и переориентации, в результате чего он должен полностью «приспособиться» к новому миру. Оба эти образа едины, так как оба они отражают смерть того человека, который жил до сих пор, а именно странника на этой земле, вглядывающегося в небеса, как в свой истинный дом, и в то же время свидетельствуют о рождении «нового человека», принадлежащего единственно этой земле, не знающего ни надежды, ни отчаяния, находящихся вне мира сего.

Расположенные между этими двумя образами, позитивные и негативные отпечатки-образы «нового человека» составляют картину состояния современного человека — человека, в котором обмирщенность победила веру. В то же время они являются знаком перехода, предзнаменованием основного изменения «в духе века сего». На негативе отпадение от христианской истины, являющееся основной характеристикой современности, кажется, достигло своего критического предела: Бог «мертв», человек, сотворенный по Его образу, утратил свою природу и ниспал в недочеловечество. С другой стороны, на позитиве видно начало нового движения: человек открыл свою новую природу, природу земной твари. Век отрицания и нигилизма, содеяв максимально, на что способен, закончился: «новый человек» настолько равнодушен к христианской истине, что даже не отрицает ее, все его внимание обращено к этому миру.

Новый век, который многие называют «постхристианским», есть одновременно и век, следующий «за нигилизмом», — это определение отражает одновременно и реальный факт в настоящем, и надежду на будущее. Реальный факт состоит в том, что нигилизм, негативный по своему содержанию, хотя, возможно, и позитивный по своим устремлениям, всю свою энергию черпающий из страсти к разрушению христианской истины, достигает цели своей программы в тот момент, когда производит механизированную «новую землю» и дегуманизированного «нового человека». Здесь уничтожается влияние христианства на человека и общество, и теперь нигилизм должен отойти в сторону и уступить место другому, более «конструктивному» движению, способному действовать на основе автономных и позитивных мотивов.

Это движение, которое мы будем описывать под именем анархизма, перенимает у нигилизма эстафету революции и должно будет довести до логического завершения то, что начал нигилизм.

Надежда, содержавшаяся в определении «за нигилизмом», наивна, ее духовный и исторический смысл состоит в том, что новому веку предстоит увидеть не только устарение, но и преодоление нигилизма. Бог нигилизма, ничто, — это пустота, вакуум, который жаждет быть заполненным; те, кто жили в этом вакууме и признавали нечто своим богом, не могут не искать другого бога, надеясь, что он выведет их из века и из-под власти нигилизма. Такие люди пытаются увидеть в сложившейся ситуации некий позитивный смысл. Не желая верить, что прошедший век был абсолютно бесплодным, они и сочиняют оправдания, в которых нигилизм, каким бы зловещим он ни был, предстает как необходимое средство к достижению цели, лежащей за его пределами, подобно как разрушение предваряет перестройку, а темнота предшествует рассвету. Если настоящая темнота, неуверенность и страдание и неприятны, то они — продолжается оправдание — все-таки полезны и очистительны: лишенные иллюзий, среди «темной ночи» сомнения и отчаяния, мы должны перетерпеть все эти испытания и остаться «открытыми» и «восприимчивыми» к тому, что может принести всемогущее будущее. Нигилизм, следует вывод, это апокалипсическое знамение приближения нового, лучшего века. Эта апология почти универсальна, ее можно приспособить к бесчисленным современным представлениям. Крайним примером подобного приспособления может служить приведенное выше высказывание Геббельса о «позитивном» значении национал-социализма. Другие, более духовные его варианты повсеместно встречаются со времени кризиса мысли, вызванного французской революцией. Поэты, «пророки», оккультисты и люди более прозаические, на которых они оказали влияние, безумно страдая от беспорядков их времени, находят утешение в мысли, что на самом деле это есть замаскированное богословие. И снова можно процитировать Йейтса, чье отношение весьма типично: «Дорогие хищные птички, готовьтесь к войне... Любите войну за ее ужас; веру можно изменить, цивилизацию обновить... Вера происходит от потрясения... Вера постоянно обновляется перед ужасом смерти».

Подобное же отношение порождает надежды, связанные с Советским Союзом. Большинство людей, «будучи реалистичными», принимают социальные, политические, экономические преобразования, производимые марксизмом, резко осуждая при этом его насильственные методы и экстремистскую идеологию.

Исполненные оптимизма и надеющиеся на изменения к лучшему, они приветствовали «оттепель», явившуюся со смертью Сталина, ожидая вскоре увидеть первые признаки далеко идущего марксистского идеала. От «сосуществования» легко перейти к сотрудничеству, а от него и к гармонии. Подобные идеи — результат глобального непонимания природы современной революции. Нигилизм — лишь одна из ее сторон. Насилие и отрицание, разумеется, только подготовительный этап более обширного плана, чья цель обещает быть не то чтобы лучше, но несравненно хуже, чем век нигилизма. Если в наше время мы видим признаки того, что эра насилия и отрицания проходит, то это совсем не потому, что нигилизм «преодолен» или «исчерпал себя», но потому, что задача его практически завершена и в нем нет более нужды. Возможно, революция переходит из фазы злобной в фазу более «милостивую» — но не потому, чтобы она изменила свое направление и стремления, а потому, что она уже приближается к достижению своей главной цели, от которой никогда не отказывалась, и, упоенная успехом, она приготовилась расслабиться и насладиться этой целью.

Последняя надежда современного человека оказывается лишь еще одной иллюзией; надежда на новый век, следующий за нигилизмом, представляет собой формулировку последнего пункта в программе революции.

И марксизм вовсе не единственный способствует осуществлению этой программы. Сегодня не существует ни одной крупной державы, чье правительство не было бы «революционным», не найдется ни одного облеченного властью или влиянием лица, чья критика марксизма шла бы дальше предложения более удачных средств для достижения не менее «революционной» цели. Отказаться от идеологии революции в современном «интеллектуальном климате» слишком явно означало бы обречь себя на политическое безвластие. Что еще яснее может доказать антихристианский характер нашего века? (Глубинное антихристианство есть, несомненно, то псевдохристианство, которое является целью революции.)

Сам нигилизм, подходя к завершению своей программы, указывает на цель, лежащую за ней, в этом-то и состоит реальное значение нигилистической апологии Йейтса и других. И снова именно у Ницше, этого причудливого «пророка», знавшего о нигилизме все, кроме его главного смысла, эта идея выражена с наибольшей силой:

«При определенных обстоятельствах возникновение экстремальных форм пессимизма и действительного нигилизма может служить признаком того, что идет процесс чрезвычайного роста и человечество переходит в совершенно новые условия существования. Вот что я понял».

«За нигилизмом будет происходить “переоценка ценностей”: в этой формуле находит выражение некоторое контрдвижение, являющееся таковым по своему принципу и миссии; в отдаленном будущем оно сменит совершенный нигилизм, который оно рассматривает, однако, как необходимый шаг на пути к собственному приходу, необходимый как логически, так и психологически, и оно, это движение, может наступить только как его кульминация и выход из него».

Достаточно странно, но та же мысль выражена в абсолютно ином контексте у Ленина, когда после восторгов по поводу нигилистической идеи вселенской «фабрики» он продолжает: «Но эта “фабричная” дисциплина, которую победивший капиталистов и свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для той радикальной очистки общества от гнусностей и мерзостей капиталистической эксплуатации для дальнейшего движения вперед».

Вот это-то «движение вперед», которое Ницше и Ленин описывают как «совершенно новые условия существования», и является главной целью революции. Эта цель, поскольку она находится «за нигилизмом» и представляет собой обширную тему для разговора, требует отдельного рассмотрения. В заключение настоящей главы и нашего разговора о нигилизме определим еще его природу, трехчастный вывод нигилистической мысли.

Эту задачу можно рассматривать как, вопервых, вывод из нигилистического уничтожения старого порядка — это идея «нового века» — «нового» в абсолютном, а не в относительном смысле. Этот начинающийся век не просто последний или даже величайший из всех веков, он есть вступление в совсем иное время, противопоставленное всему, что было прежде. В 1884 году Ницше писал в одном из писем: «Быть может, я первый говорю сейчас об идее, которая разделит историю человечества надвое», следствием ее будет то, что «все, кто родится после нас, будут принадлежать более высокой истории, чем вся предшествующая история». Конечно, Ницше был ослеплен гордостью — он не сделал никакого «открытия», а лишь облек в слова то, что уже какое-то время «витало в воздухе». Та же самая мысль была высказана Достоевским еще двенадцатью годами раньше устами Кириллова, наиболее крайнего представителя «бесов»: «Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое... Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения Бога и от уничтожения Бога до... перемены земли и человека физически».

Здесь заложен уже второй вывод нигилистической мысли. Нигилистический бунт и антитеизм, ответственные за «смерть Бога», дали жизнь идее, которая должна открыть этот «новый век», а именно: идее преобразования самого человека в бога.

«Все боги мертвы, — говорит Заратустра Ницше, — теперь мы желаем, чтобы жил суперчеловек». «Убийство» Бога слишком серьезная драма, чтобы человек мог оставаться в прежнем состоянии: «Не следует ли нам опять стать богами, чтобы быть достойными этого?» У Кириллова же суперчеловек есть человекобог, потому что, по его логике, «если Бога нет, то я сам бог».

Именно эта концепция суперчеловека лежит в основе и вдохновляет идею «преобразования человека» как в реализме Маркса, так и в витализме бесчисленных оккультистов и художников. Разнообразные концепции «нового человека» есть не что иное, как наброски суперчеловека, как ничто, бог нигилизма, — это пустота, ожидающая быть заполненной откровением «нового бога»; так же и «новый человек», которого нигилизм лишил формы и характера, умалил, оставил без веры, без ориентации, — этот «новый человек», независимо от того, оценивают ли его положительно или отрицательно, стал более «подвижным» и «гибким», «открытым» и «восприимчивым», он — пассивный материал, ожидающий нового открытия или откровения и приказа, который бы облек его в его окончательную форму.

Наконец, вывод из нигилистического уничтожения власти и порядка представляет собой присутствующую во всех мифах «о новом порядке» идею об абсолютно новых видах порядка — порядка, который его наиболее яростные защитники без колебания называют «анархией». По марксистскому мифу, нигилистическое государство должно «отмереть», оставив мировой истории уникальный мировой порядок, который без преувеличения можно будет назвать «тысячелетним царством».

«Новый век», управляемый анархией и населенный «суперлюдьми», — вот революционная мечта, которая вдохновила невероятные драмы современной истории. Это апокалиптическая мечта, и правы те, кто видят в ней странное извращение христианского ожидания Царства Небесного. Но этим нельзя оправдать того «сочувствия», которое вызывают, у многих по крайней мере, наиболее «честные» и «благородные» из революционеров и нигилистов; вот одна из ловушек, о которых, мы считаем, необходимо предупредить сразу. В мире, балансирующем на краю благонамеренных, но наивных людей, большим искушением служит желание избрать некоторых наиболее ярких представителей, населяющих современный интеллектуальный ландшафт, и, в неведении истинных критериев правды и духовности, сделать из них «духовных гигантов», чье слово было хотя и «неправославно», но «зажигательно». Однако реальность и этого, и будущего мира слишком сурова, чтобы можно было позволить себе подобную неопределенность и либерализм. Благие намерения слишком легко попадают мимо цели, гений и благородство слишком часто извращаются, развращение лучших производит не лучших, так сказать, второго сорта, но худших. Нельзя отказать в талантливости, ревности и ладе, некотором благородстве таким, как Маркс, Прудон, Ницше, но их благородство — это благородство Люцифера, некогда первого из Ангелов, который, желая стать бо/льшим, чем он был, ниспал с такой высоты в бездну. Их видение, которое некоторые принимают за род более глубокого христианства, есть видение правления антихриста, сатанинское извращение и подделка Царства Божия. Все нигилисты — и прежде всего наиболее гениальные и обладающие наибольшей широтой видения — пророки диавола, отказывающиеся отдать свой талант на смиренное служение Богу. «Они воюют против Бога Его же дарами».

Вряд ли можно отрицать (и это подтверждает трезвый взгляд на все преобразования, происшедшие с миром и человеком за последние века), что война врагов Божиих оказалась успешной, ее окончательная победа представляется весьма близкой. Но что за «победа» может быть в такой войне? Какого рода «мир» ждет человечество, столь долго обучавшееся насилию? Мы знаем, что в христианской жизни средства и цели находятся в гармонии. Через молитву и благочестивую жизнь, через Таинства Церкви христианин изменяется благодатью Божией, все более уподобляясь своему Господу и становясь достойным участия в том Царстве, которое Он приготовил всем, следующим Ему в истине. Тех, кто Его, узнают по плодам их: терпению, смирению, кротости, послушанию, миру, радости, любви, доброте, прощению, — эти плоды одновременно и готовят к этому Царству, и делают уже причастными Его во всей полноте. Цель и средства едины; начатое в этой жизни совершенствуется в будущей. Подобным же образом и в деяниях диавола есть, если можно так выразиться, «гармония»: характер «добродетелей» его служителей соответствует целям, которым они служат. Ненависть, гордость, бунтарство, несогласие, насилие, необузданная власть — все эти свойства не смогут вдруг чудесным образом исчезнуть, когда, наконец, революционное царство осуществится на земле.

Они, напротив, скорее углубятся и разовьются. Если революционная цель, стоящая «за нигилизмом», и описывается в абсолютно противоположных терминах, если нигилисты и видят в ней царство «любви», «мира» и «братства», то это потому, что диавол — обезьяна Бога, и даже в своем отрицании он вынужден признать источник этого отрицания; или, что ближе к нашей теме, люди, упражняющиеся в нигилистских «добродетелях» и принявшие нигилистическое преобразование мира, настолько изменились, что уже начинают жить в революционном царстве и видеть все глазами диавола, то есть противоположно тому, как видит это Бог.

То, что стоит «за нигилизмом» и о чем мечтали величайшие его «пророки», является не преодолением нигилизма, но его кульминацией. «Новый век», будучи произведением нигилизма, на деле будет мало чем отличаться от той нигилистической эпохи, которая нам известна. Думать иначе, искать спасения в каком-то новом «развитии», будь оно результатом неизбежного «прогресса» или «эволюции», или некоей романтической диалектики, или даром из сокровищницы будущего, перед которым в суеверном ужасе предстоит человечество, — думать так — значит пасть жертвой чудовищного заблуждения. Нигилизм представляет собой духовный беспорядок, и преодолеть его можно только духовными средствами, в современном же мире не было сделано ни одной попытки применить эти средства. Очевидно, что нигилистической болезни предоставлено развиваться до самого своего конца. Цель революции, бывшая первоначально галлюцинацией нескольких лихорадочных умов, ныне стала целью всего человечества. Люди устали, Царство Божие слишком далеко, православный христианский путь слишком узок и труден. Революция проникла в «дух века сего», и противиться этому мощному напору современный человек не в состоянии, потому что для этого ему нужны две вещи, целиком и полностью уничтоженные нигилизмом: истина и вера.

Закончить наш разговор о нигилизме на этой ноте — значило бы подвергнуться обвинениям в том, что у нас есть свой собственный нигилизм: наш анализ, может быть сказано, чрезмерно «пессимистичен». Категорично отрицая почти все, что современники считают ценным и истинным, мы как бы находимся в той же полноте отрицания, что и самые крайние нигилисты. И христианина действительно в определенном смысле можно назвать «нигилистом», потому что для него мир — ничто, а Бог — всё. Такая позиция, конечно, прямо противоположна тому нигилизму, который мы здесь рассматривали; там Бог — ничто, а мир —всё. То есть нигилизм исходит из бездны, а христианский «нигилизм» исходит из полноты. Настоящий нигилист верит в вещи приходящие и оканчивающиеся ничем: оптимизм на подобной основе тщетен. Отвергая всю суетность, христианин верит в то единственное, что не проходит, — в Царство Божие.

Тому, кто живет во Христе, могут быть даны многие блага мира сего, и он может наслаждаться ими, даже осознавая их мимолетность, но он не нуждается в них, они для него ничего не значат. С другой стороны, тот, кто не живет во Христе, уже живет в бездне, и все сокровища мира не могут заполнить его пустоты.

Впрочем, мы используем лишь литературный прием, когда называем нищету и нестяжательность христианина «нигилизмом». На самом деле они есть полнота, изобилие, радость паче всякия радости. И только обладающий этим изобилием может мужественно смотреть в лицо бездне, в которую ведет людей нигилизм. Самый крайний отрицатель, самый разочарованный из всех людей может существовать, только если сбережет от своего разрушительного анализа хотя бы одну иллюзию. Вот в чем психологический корень «нового века», на который возлагают надежду наиболее последовательные нигилисты. Тот, кто не верит во Христа, неизбежно должен будет уверовать в антихриста.

Но если историческим концом нигилизма должно стать царство антихриста, его духовный конец лежит за пределами этого последнего дела сатаны на земле, его духовный конец — ад, и именно там нигилизм ждет его окончательное поражение. Нигилист должен быть побежден не только потому, что его мечта о земном рае ведет к вечной погибели, так как последовательный нигилист, в отличие от своего «оппонента» — антихриста, слишком разочарован, чтобы действительно верить в этот рай, если он когда-нибудь наступит. Нигилист должен быть побежден скорее потому, что ад доказывает всю бесплодность его заветного желания — сведения на нет Бога, Его творений и себя самого. Хорошо выразил Достоевский опровержение нигилизма словами умирающего старца Зосимы:

«О, есть и во аде пребывшие гордыми и свирепыми, несмотря уже на знание бесспорное и на созерцание правды неотразимой; есть страшные, приобщившиеся сатане и гордому духу его всецело. Для тех ад уже добровольный и ненасытимый; те уже доброхотные мученики. Ибо сами прокляли себя, прокляв Бога и жизнь. Злобною гордостью своей питаются, как если бы голодный в пустыне кровь собственную свою сосать из своего же тела начал. Но ненасытимы во веки веков и прощение отвергают, Бога, зовущего их, проклинают. Бога Живого без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога жизни, чтобы уничтожил Себя Бог и все создание Свое. И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти...»

Великая и непобедимая истина христианства состоит в том, что нет уничтожения, нигилизм тщетен. С Богом можно бороться, и в этом состоит содержание современной эпохи, но Его нельзя победить и от Него никуда нельзя скрыться: Его Царство будет длиться вечно, и все, кто отвергает призыв к Его Царству, должны будут вечно гореть в адском пламени.

Поэтому, естественно, основным стремлением нигилизма было исключить ад и страх ада из сознания людей, в чем он явно преуспел; для большинства сегодняшних людей ад превратился в глупость, предрассудок, если не в «садистскую» фантазию. Даже те, кто еще верят в либеральные «небеса», не оставляют в своей вселенной места для ада. Как ни странно, однако современному человеку гораздо больше знаком ад, чем небеса; само слово и понятие, которое за ним стоит, занимает значительное место в сегодняшнем искусстве и мысли. Ни от одного внимательного наблюдателя не может укрыться тот факт, что в нигилистическую эпоху более чем когда-либо люди превратили землю в подобие ада, и те, кто понимают, что живут в бездне, без колебаний называют свое состояние адским. Мука и беды этой жизни есть предвкушение ада, равно как радости христианской жизни — радости, которые нигилист и представить себе не может, так далеки они от него — это предвкушение рая.

Но даже если нигилист и представляет смутно, что такое ад, он не знает его во всей полноте, которую и нельзя постичь в этой жизни. Самые крайние нигилисты, служащие демонам и даже призывающие их, не имеют необходимого духовного видения, чтобы узнать их, как они есть. Сатанинский дух, дух ада всегда скрывается под личиной в этом мире: его ловушки, расставленные вдоль широкого пути, кажутся многим приятными или, по крайней мере, волнующими, а для тех, кто последует его пути, диавол предлагает утешительную мысль и надежду на совершенное умирание. Хотя несмотря на утешение диавола, ни один из его последователей не может быть вполне «счастлив» в этой жизни, хотя в последние дни, предисловием к которым являются бедствия нашего времени, будет «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне» (Мф. 24, 21), все же только в будущей жизни слуги диавола осознают всю горечь безнадежной скорби.

Христианин верит в ад и боится его пламени, — не земного пламени, которым представляет его умник-невер, но пламени бесконечно более жгучего, потому что, как и тела, в которых люди воскреснут в последний день, оно будет духовным и не будет иметь конца. Мир упрекает христианина за его веру в такие неприятные вещи, но не извращенность или садизм, а вера и опыт приводят его к этому. Только тот может полностью поверить в ад, кто полностью верит в небеса и жизнь в Боге, потому что только тот, кто хоть немного представляет себе эту жизнь в Боге, может осознать, что значит ее отсутствие. Для большинства сегодняшних людей жизнь — мимолетный пустяк, не нуждающийся в утверждении или отрицании, облаченный в утешительные иллюзии и надежду на абсолютное ничто в будущем; эти люди ничего не узнают об аде, покуда сами не окажутся в нем. Но Бог слишком любит даже таких людей, чтобы дать им просто «забыть» Себя и «отойти» в ничто, где нет Того, Кто Сам — единственная жизнь человеков. Даже этим людям, сущим в аду, Он предлагает Свою любовь, которая мучит тех, кто в этой жизни не приготовился к ее принятию. Многие испытываются и очищаются в этом пламени, делаясь достойными жизни в Царствии Небесном, но другие вечно пребудут в аду с демонами, для которых он был предуготован.

Даже сегодня, когда люди стали так слабы, что не могут смотреть правде в лицо, не следует смягчать реальность будущей жизни. Тем же, которые осмеливаются считать, что они знают волю Бога Живого, и судить Его за «жестокость» — будь они нигилисты или более сдержанные гуманисты, — можно указать на то, во что все они веруют, — на достоинство человека. Бог призвал нас не к современным «небесам» покоя и сна, но к полной обожествляющей славе сынов Божиих, и если мы, которых Бог считает достойными этого, отвергаем Его призвание, тогда для нас лучше адское пламя, мука, служащая последним и ужасным доказательством высокого призвания человека и Божественной негасимой любви ко всем человекам, чем ничто, на которое уповают нигилисты и маловеры нашей эпохи. Человек достоин только ада — и никак не менее, если он не достоин небес.

www.pravoslavie.ru

кто это такой, взгляды нигилистов

Нигилист – это личность, которая отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных. Понятие «нигилист походит от латинского «nihil» и означает «ничто». Нигилист отметает все принципы, не признает априори авторитетов. Помимо несогласия с общепризнанными ценностями и идеями, он отрицает также и осмысленность человеческого существования. Нигилисты склонны к критическому мышлению и скептицизму.

Кто такой нигилист

В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:

– отрицает смысл существования человека;

– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;

– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.

Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное сознание индивида и мешающие ему правильно жить.

Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – эгоизм, а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.

В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.

В концептуальных положениях Э.Фромма нигилизм преподносится как механизм психологической защиты. Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому конформизму, стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.

В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде «невроза характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.

Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской цинизма. Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.

Взгляды нигилистов

Учение о нигилизме возникло в ХII веке, но вскоре было расценено как еретическое и предано анафеме папой Александром III.

Особенный размах получило нигилистическое движение в XIX веке на Западе и в России. Его связывали с именами Якоби, Ницше, Штирнера, Прудона, Кропоткина, Бакунина и других.

Само понятие «нигилизм» ввел немецкий философ Ф.Г.Якоби. Наиболее ярким представителем нигилизма был Ф.Ницше. Он считал, что истинного в мире нет, а его существование – иллюзия прохристианских мыслителей.

Еще один известный нигилист О.Шпенглер продвигал идею о закате европейской культуры и о разрушении прежних форм сознания.

С.Кьеркегор считал, что причиной распространения нигилистического движения является кризис в христианском вероисповедании.

В России во второй половине ХIХ века появилось больше сторонников нигилизма, отрицающих сложившиеся устои общества. Они высмеивали религиозную идеологию и проповедовали атеизм.

Значение слова нигилист наиболее раскрыто в образе Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Яркий представитель своего времени, он выражал социальные, а также политические изменения, которые происходили тогда в обществе. Он был «новым человеком», бунтарем. Студент Базаров описан Тургеневым как сторонник наиболее «беспощадного и полного отрицания». Прежде всего, он выступал против самодержавия, крепостного права, религии – это всего того, что порождало народную нищету, бесправие, темноту, общину, патриархальную старину, семейный гнёт. Бесспорно, это отрицание носило революционный характер, такой нигилизм был свойственен революционным демократам 60-х годов.

Среди основных видов нигилизма в современном обществе можно выделить несколько.

Правовой нигилизм состоит в отрицании законов. Это может привести к торможению правовой системы, противоправным действиям, а также хаосу.

Причины правового нигилизма могут иметь исторические корни, также он возникает из-за несоответствия законов интересам граждан, несогласия людей со многими научными концепциями.

Моральным нигилизмом называют метаэтическую позицию, которая гласит, что ничто не может быть моральным либо аморальным. Нигилисты предполагают, что даже убийство независимо от его обстоятельств и причин нельзя расценивать как плохой или хороший поступок.

Юношеский нигилизм, так же, как и юношеский максимализм выражается яркими эмоциями в отрицании всего. Подрастающая личность часто испытывает несогласие с взглядами, привычками и жизненным укладом взрослых и стремится защитить себя от негатива реальной жизни. Этот вид нигилизма нередко присущ не только юношам, но и эмоциональным людям всех возрастов и выражается в самых разных сферах (в религии, культуре, правах, знаниях, общественной жизни).

Мереологический нигилизм сегодня довольно распространен. Это философская позиция, которая твердит, что объектов, состоящих из частей, не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Например, нигилист уверен, что лес существует не как отдельный объект, а как множество растений в ограниченном пространстве. И что понятие «лес» создано, чтобы облегчить человеческое мышление и общение.

Географический нигилизм стал выделяться относительно недавно. Его суть в отрицании и неразумении нелогичного использования географических признаков частей света, подмене географических направлений север – восток – юг – запад и географических частей света культурологическим идеализмом.

Эпистемологический нигилизм – это форма скептицизма, которая утверждает сомнение в возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Софисты первыми поддержали скептицизм. Через некоторое время сформировалась школа, отрицающая возможность идеального познания. Тогда уже была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать нужные знания.

Популярный сегодня нигилизм – культурный. Его суть в отрицании культурных направлений всех сфер жизни социума. Руссо, Ницше и другие основоположники контркультуры полностью отрицали всю западную цивилизацию, а также буржуазную культуру. Самая большая критика обрушилась на культ потребительства массового общества и массовой культуры. Нигилисты уверены, что только авангард достоин развития и сохранения.

Религиозный нигилизм – это бунт, восстание против религии, негативное отношение к духовным общественным ценностям. Критика религии выражается в прагматическом отношении к жизни, в бездуховности. Такого нигилиста называют циником, для него ничего святого.

Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Это неприязнь к государственным институтам, реформам, социальные протесты против различных преобразований, новшеств и шоковых методов, несогласие с различными политическими решениями, непринятие нового уклада жизни, новых ценностей и перемен, отрицание западных образцов поведения.

Среди негативных сторон нигилизма невозможность выйти за рамки собственных взглядов, непонимание среди окружающих, категоричность в суждениях, которая часто приносит вред самому нигилисту. Однако позитивно то, что нигилист проявляет свою индивидуальность, отстаивает собственное мнение, ищет и открывает что-то новое.

psihomed.com

Оптимистичный нигилизм: музыка, видео, статистика и фотографии

Похоже, мы не знаем об этом исполнителе! Можешь помочь?

У тебя есть фотографии этого исполнителя? Добавить изображение

Ты знаешь, что это за музыка? Отметь тегом этого исполнителя

Ты что-нибудь знаешь про этого исполнителя? Написать вики-статью

Все время
  • Последние 7 дней
  • Последние 30 дней
  • Последние 90 дней
  • Последние 365 дней
  • Все время
Рейтинг Слушать Любимая Имя композиции Купить Настройки Слушатели
1 Отметить композицию как любимую Kurzgesagt#1

Купить

Больше
  • Эта комозиция - мое увлечение
19 слушателей

Другие композиции

Надоела реклама? Оформи подписку

www.last.fm