Дешевая-обувь.рф

Зачем нужно учиться? Для чего мы учимся? Почему учение является одним из важнейших занятий человека


Процесс обучения - важное составляющее человеческой жизни

Есть такая пословица: «Век живи – век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.

Процесс обучения – система, изучением которой занимается особая наука – дидактика. В числе ее главных задач – закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и движущих сил. Процесс обучения как целостная система – это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:

  1. Желание и намерение. Любое обучение всегда начинается с внутреннего толчка к познанию нового. Если человек желает и хочет открыть для себя что-то новое, ему легче это постигнуть. Чем больше его желание, тем больше он может узнать.
  2. Осознанность также входит в процесс обучения. Думать, реально оценивать то, что происходит вокруг, наблюдать за движением окружающих людей, слышать и осознанно воспринимать то, о чем они говорят. Осознанность – это чувство направления, которое помогает понять, что хочется или чего еще не удалось узнать, что от тебя, как от личности, может понадобиться другим людям.
  3. Информация. Благодаря осознанности человек получает самую разнообразную информацию.
  4. Действие. Чтобы хорошо усвоить полученную информацию, мало только ее услышать, прочитать. Важно действовать – учить, применять полученный опыт на практике и никогда о нем не забывать.
  5. Итоговые результаты. Пройдя через все этапы обучения, в конечном итоге человек получает следующее: удовлетворенность от изученного, воплощение изученного в реальность, желание и готовность поделиться полученными знаниями с другими.

Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.

Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа – это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и найти стимул для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность.  И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.

fb.ru

Стремление обучать других людей - откуда оно?

Я всегда мечтал учить людей. Такая вот хорошая детская мечта.

После 11 класса я целенаправленно поступил на математический факультет Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, который через 5 лет с отличием и закончил. На первом курсе я представлял, как буду обучать студентов и стану седовласым профессором, несущим знания в массы.

Но во время обучения мечта трансформировалась под воздействием изменений, которые происходили в стране и в системе образования в частности. Я понял (на улице 2001 год), что преподавательский труд не принесет мне столько денег, чтобы обеспечить семью. Особенно здесь, в Республике Беларусь.

Было принято решение переехать в Россию, чтобы зарабатывать больше денег. Первые 2 года я работал учителем информатики и математики в школе и понял, что работать с детьми и обучать мне нравится. Не нравится только система оплаты труда и поэтому через 2 года я ушел системным администратором в ИТ-компанию.

Затем последовали 5 лет работы в этой компании, 6 месяцев без работы (самый продуктивный период в плане познания себя) и теперь уже почти 3 года в газовой отрасли.

Но детская мечта и предназначение не дают спокойно работать и смотреть. Примерно 1,5 года назад я снова начал преподавать, только уже на взрослой аудитории. Я провожу тренинги, семинары и мастер-классы. Кроме того, я понял, что умею и мне нравится коучинг. Как оказалось, я обладаю знаниями и могу давать консультации людям по построению своего дела, организации своей деятельность и времени.

И тут однажды я задался вопросом: «А что же побуждает нас обучать других людей?» В поисках ответов на этот вопрос проанализировал свои мотивы, прочитал мысли других людей и сейчас готов поделиться наработками.

Мы обучаем других людей, потому что хотим…

Поделиться знаниями

Прочитанная где-то фраза: «Будь центром компетенций, а не тупиком информации» очень точно соответствует моему пути. Когда ты обладаешь знаниями, которых нет у людей рядом с тобой, то недостаточно просто быть умником; хочется еще и передать свои знания.

Желание делиться знаниями развито на уровне инстинктов, ведь от рождения до смерти мы учимся жить, и познаем жизнь. Мы учимся сотрудничать с людьми, осваиваем профессии и специальности, приобретаем опыт и мудрость. Инстинктивно понимаем, что для того, чтобы остаться жить дальше, необходимо делиться наработанным и учить других.

Разобраться в вопросе/проблеме

Вы знаете, что во время обучения учитель чаще приобретает больше своих учеников?

Этому способствуют как минимум три причины:

  1. Мы должны подробно изучить и понять информацию, которую хотим донести до людей. Мало того, мы должны ее передать доступным для восприятия языком.
  2. Мы должны уметь ответить на вопросы и иметь терпение объяснять, что переводит нас на следующий уровень знания в области.
  3. Обучая людей, мы получаем разные мнения по данному вопросу и проблеме, что позволяет нам обобщать полученные знания, строить новые теории и разрабатывать практические инструменты.

Получить опыт работы с людьми

На мой взгляд, навык общения с людьми сегодня является наиважнейшим для тех, кто стремится к развитию своей карьеры.

Через обучение других, мы учимся быть интересным и привлекательным собеседником, вызывать интерес и стимулировать к познанию. Кроме того, во время выступлений тренируется мимика, управление голосом и жестикуляция.

Мотивировать людей на действия

Как тренера, меня радуют практические результаты моих слушателей. Информация без действия не имеет силы. Поэтому интересно наблюдать и провоцировать изменения в мире и в людях, которые приводят к лучшему для них результату.

Заработать денег

Если бы каждому желающему учить не надо было думать об обеспечении своего существования, то мы бы учили бесплатно. Но так не происходит.

Поэтому причина «заработать денег» является немаловажной в списке. Существует множество путей заработать денег на обучении. Например, вы можете проводить «живые» тренинги и мастер-классы; продавать книги, консалтинг, DVD-диски; продавать рекламные места на своих тренингах; рекламировать и продавать свой товар.

Развить уверенность в себе

Скажите честно, вам страшно выступить перед большой аудиторией? Мне вначале было страшно. Поэтому я шел и выступал.

Борьба со страхами (не обязательно только «страхом выступления») одна из причин публичных выступлений. Тренировка уверенности в себе, своих возможностях и способностях может явиться одной из важнейших причин для обучения людей.

Заработать/повысить репутацию

Для некоторых людей важны их репутация и статус. Они хотят, чтобы к их мнению прислушивались, чтобы им доверяли. Этого невозможно добиться, ничего не делая. Необходимо показать, что вам можно верить и что вы приносите пользу окружающим.

Если мы вспомним историю, то у советников короля всегда были репутация, статус и доверие. Благодаря полезным советам, которые они давали.

Расширить круг знакомств

Во время посещения тренингов и мастер-классов вы попадаете в атмосферу, наполненную близкими по духу и идеями людьми. На таких мероприятиях все активно общаются и завязывают новые знакомства и партнерства. Ведь в дальнейшем людям намного легче взаимодействовать, когда имеются сходные интересы.

Получить интересные идеи

В процессе обучения нередко возникают ситуации, когда кто-то формулирует или своим поведение наталкивает на идею бизнеса или инструмента. Часто бывают ситуации, что кто-то задаст совершенно сумасшедший вопрос, на который никто не знает ответа. В том числе и сам тренер.

Но из таких вопросов и идей часто вырастают новые конкурентные бизнесы или видоизменяются существующие.

Итог

Каждый день мы играем несколько ролей, в том числе роль «Учитель» и «Ученик». Это происходит вольно или невольно. Обучение есть неотъемлемая часть нашей жизни. Давайте обучать друг друга полезным и результативным навыкам, и делать процесс обучения приятным.

[ Кстати, если вам нравится пост — поделитесь с друзьями. Мне нравится такая форма комплимента 😉 ]

← Global Management Challenge 2012 Россия. Итоги Полуфинала Регистрационная палата: Срочно улучшать сервис →

alexstoma.com

Зачем нужно учиться? Для чего мы учимся?

Зачем нужно учиться? Если вы задаетесь этим вопросом, то видимо вы еще учитесь в школе, и вас мучают какие-то внутренние противоречия. Задумываясь над этим, вы порой становитесь в некую оппозицию из-за того, что вам попросту не хочется учиться, или вы просто устали. Давайте же разберемся, зачем нужно учиться, и почему знания так важны в нашей жизни.

Для чего люди учатся, и зачем им это нужно?

Многие дети часто слышат от своих родителей, что обязательно нужно учиться, что без знаний в жизни невозможно чего-либо добиться. Порой вы не понимаете, почему они на этом так настаивают, и какое им до этого вообще дело. В первую очередь, хочется отметить, что образованные люди комфортнее себя чувствуют в обществе, нежели неучи. Чем объясняется эта тенденция?

Попробуйте ответить себе на вопрос, можно ли доверить серьезную задачу необразованному человеку? Можно ли на него положиться, если речь идет об узконаправленном деле, в котором нужны руки специалиста и только? Ответ очевиден – нет. Ведь великие дела решают умные люди, которые в период своей жизни "грызли гранит науки", ради блага своего будущего и не только. Исходя из этого, можно сделать несложный вывод, что учиться нужно для того, чтобы что-то уметь и иметь представление о том, что делают другие.

Мы учимся ради того, чтобы …

Не говоря уже о том, что учиться нужно ради банальных навыков чтения, правописания красивой речи, еще нужно учиться ради конкретной цели, которую вы преследуете в своей жизни. Человек, который мечтает стать врачом, ежедневно трудится и пополняет запасы своих знаний в области медицины. Он прекрасно знает, кем хочет стать, поэтому рьяно преследует эту цель, не задавая себе глупых вопросов из серии «зачем нужно учиться?». Параллельно с ним, другие люди, которые хотят стать адвокатами, педагогами либо программистами, действуют точно таким же образом. То есть они знают, чего хотят и, соответственно, изучают: один юриспруденцию, другой воспитательные науки, а третий все нюансы кодинга. Так нужно ли учиться или нет? Ответьте…

Если у вас есть мечта или цель, которая связанна с вашей профессией, то вы прекрасно знаете, что для этого нужно делать – учить ту отрасль науки, с которой будет связана ваша деятельность, арифметика проста. Однако если вы не знаете, кем хотите стать, то вполне вероятно, что ваши душевные терзания приведут к извечному для вас вопросу «зачем нужно учиться?».

Я не знаю, кем хочу стать, что мне делать?

Многие подростки, которые вот-вот окончат общеобразовательную школу, не знают, кем хотят стать в жизни. В наше время это довольно распространенная тенденция, которая объясняется некоторыми факторами. В первую очередь – это лень! Человек, который предпочитает провести время, лежа на диване и смотря телевизор (а ныне бывает чаще за компьютером), зачастую не знает, какую бы профессию хотел освоить.

А все дело в том, что в большинстве случаев ему не из чего выбирать. Он привык к безделью и не задумывается над серьезными вопросами. Его интересы направлены только на отдых и развлечение, он зациклен на тех вещах, которые противоречат силе воли, стремлению. Поэтому нужно найти выгодное для себя занятие, и если оно будет не по душе, то не останавливаться и искать следующее. Попробовав множество сфер и отраслей той или иной области, вы поймете, что вам ближе и уже сами определите свои дальнейшие действия, которые будут связаны с учебой.

Тесты на знания

В ином случае может быть такое, что человек прилежно учился в школе (либо в институте), познавал множество наук и заинтересован в обучении. Но он тоже не знает, кем хочет быть в жизни. В его голове переплетается множество мыслей, порождающее многоэтажные противоречия по поводу будущего. Зачастую, такие люди просто слишком амбициозные, они боятся ступить на неверный путь, тем самым все глубже и глубже закапывая себя в яму неопределенности. В этом случае могут помочь тесты на знания!

В интернете есть множество тестов и опросников, которые исходя из ваших знаний и интересов, могут дать достойный ответ, кем бы вы могли работать. Результат, сформированный из ваших ответов, покажет вам приоритетную лестницу из множества сфер в процентном соотношении – от большего к меньшему. Далее вы уже сами рассматриваете ту или иную сферу деятельности, в которой подыскиваете себе вакантную профессию. Дать стопроцентный ответ вам, конечно же, никто не сможет, потому как залезть в вашу голову невозможно. Вы сами кузнец своего счастья, поэтому прислушайтесь к своему сердцу и сделайте правильный выбор в пользу вашего будущего.

Знания – это тропа в мир открытий

Сколько нужно учиться? Ответить на этот вопрос можно пословицей «век живи, век учись». Естественно, что всего на свете знать попросту невозможно, потому как совершенству нет предела. Знания раскрывают глаза на многие вещи, которые происходят в мире. Да что там говорить, весь мир – это сплошное знание!

Учиться никогда не поздно, нужно всего-то иметь желание, и как только вы начнете побеждать собственные страхи – вашему наслаждению не будет предела. Первый положительный результат, достигнутый упорным трудом, является сильнейшей мотивацией и тягой к новым открытиям! Жить учась, значить жить в свое удовольствие, то есть счастливой жизнью. «Ученье – свет, а неученье – тьма», так давайте же не будем сидеть во тьме ереси и невежества, а будем нежиться в лучах света и счастья.

fb.ru

Читать книгу Обществознание. 5 класс Т. И. Никитиной : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

А. Ф. Никитин, Т. И. НикитинаОбществознание. 5 класс

От авторов

Дорогие ребята!

Курс, который вам предстоит изучать в 5–9 классах, называется обществознание. Он поможет вам понять, что такое общество, кто такой гражданин. Какими качествами он обладает? Каким должен быть? Что любит? К чему стремится?

Легче всего критиковать недостатки окружающего мира. Труднее помогать ему становиться лучше. Каждый человек – и вы тоже – это часть мира. Станете лучше вы, и мир хотя бы немного изменится к лучшему.

В этом учебнике вы найдёте много добрых советов. Но они будут бесполезными, если вы сами не будете стараться всегда поступать по совести, честно и вести себя достойно.

Работа с учебником потребует от вас самостоятельности и инициативы. Вам многое предстоит сделать.

Как работать с учебником

Прежде всего вам надо прочитать и изучить материал параграфа. Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Проверить и укрепить свои знания вы сможете, выполняя самостоятельно дома или коллективно на уроке задания следующих рубрик, приведённых в конце каждого параграфа.

• Вопросы и задания к параграфу. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, вспомнив пройденный ранее материал, а также составить небольшие таблицы.

• Прочитайте, перескажите, обсудите. В этой рубрике приведены небольшие рассказы. Вы должны, прочитав их, пересказать и обсудить на уроке (или подготовиться дома к обсуждению) – выделить основную мысль и выводы автора, привести своё обоснованное мнение, сравнения, примеры из жизни.

• Закончите рассказ. Здесь вы найдёте истории, у которых есть начало, а окончание вы должны придумать сами.

• Поработайте с рисунками. Вы должны составить маленькие рассказы по приведённым рисункам. Сюжеты их могут быть самыми разными, но всегда вам надо высказать своё отношение.

• Подберите родственные слова. Здесь вам надо к каждому слову подобрать одно или несколько родственных слов. (Вспомните из курса русского языка, что такое родственные слова и как они образуются.)

• Поиграйте (Разыграйте сценку). Эта рубрика приглашает вас принять участие в играх и сценках, придумать себе роли, поступки, диалоги, монологи.

• Составьте таблицу или Заполните схему. Выполняя задания этих рубрик, вы научитесь систематизировать пройденный материал в виде схемы или таблицы.

• Размышляем над пройденным. В этой рубрике приведены обобщающие вопросы и задания по параграфу.

Наиболее сложные вопросы и задания отмечены звёздочкой (*).

Для закрепления материала и контроля знаний в учебник вошло пять практикумов.

Желаем вам успехов.

Глава I. О человеке
§ 1. Как первобытный человек стал разумным?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда. Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого. Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности. Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества, то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3*. Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.

§ 2. Человек – часть природы и член общества

Задача урока. Уметь объяснять понятия: природа, общественные отношения, учение, общение, игра.

Многие из вас знают сказку английского писателя Редьярда Киплинга о смелом индийском мальчике Маугли. Совсем маленьким он попал в волчью стаю, где воспитывался как один из детёнышей. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.

В основу сказки положены настоящие события. Известны случаи, когда дикие животные уносили детей в лес, в джунгли. Иногда спустя годы этих детей находили. И что же? Дети, вернувшиеся к людям, были похожи на «воспитавших» их животных. Они не умели говорить, не знали, как пользоваться миской и ложкой, ползали на четвереньках. Почему?

Человек не может стать человеком, если он не живёт среди людей. Для воспитания человека нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрёнками, братишками, сверстниками и др.), воспитания и обучения человеческий детёныш вырастает маленьким зверьком.

Человека окружают природа и общество.

Растения, животные, горы, воздух, вода – это природа, живая и неживая (вспомните курс «Окружающий мир»). Когда-то дикая, а теперь – освоенная человеком.

Сам человек – часть природы. Он вышел из природы. Он – дитя природы. Постепенно человек стал умным, мыслящим существом. Но в нём осталось много природного: потребность в пище, свежем воздухе, тепле, продолжении рода…

Люди составляют общество. Их отношения друг с другом называют общественными, или социальными отношениями.

В коллективе себе подобных человек развил свой мозг, свой язык (вспомните, о чём читали на прошлом уроке). Его чувства стали тонкими и сложными. Он научился жалеть себя и других, плакать, радоваться, мечтать. Он приобрёл способность к творчеству.

По словам французского учёного Б. Паскаля, человек – это «мыслящий тростник»: он слаб и хрупок, как всё в природе, но он больше, чем часть природы. Человек живёт в обществе.

Дел у него много. Главное его занятие – труд. Самый интересный труд – творческий.

Второе важнейшее занятие человека – учение.

Общение – третье важное занятие людей. Человеку в одиночку не прожить. Люди постоянно общаются друг с другом. Круг общения любого из вас широк: родственники, товарищи по классу и школе, по двору, знакомые в кружках, спортивных секциях.

Игра – четвёртое важное занятие человека. Все любят играть. Игр много – спортивных, учебных, творческих, интеллектуальных (тех, которые развивают умственные способности). Нужно только помнить народную мудрость: «Делу – время, потехе – час».

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Кто такой Маугли – герой сказки Р. Киплинга?

2. Что происходило с детьми, когда они попадали к диким зверям? Сравните их с детьми, которые воспитываются в семье.

3. Вспомните уроки окружающего мира и скажите, что относится к природе живой и неживой.

4. Что окружает человека, кроме природы?

5. Способно ли животное работать подобно человеку? Обоснуйте свой ответ.

6. Каковы самые важные занятия в жизни человека? Охарактеризуйте их. Составьте таблицу.

Прочитайте, перескажите, обсудите

Собака и волк

Встретились однажды возле леса собака и волк. Драться не решились: шкуру жалко, да и голодные были. И тут на дорогу вышла овца. Наверное, заблудилась, отбившись от стада.

Волк и говорит собаке: «Давай съедим овечку. И тебе, и мне достанется вдоволь».

Собака немного подумала и ответила: «Э-э, нет. Не дам я тебе овечку есть. Отгоню-ка я её в деревню хозяевам».

«Вот и глупо, – стал уговаривать её волк. – Ты же голодная. Есть хочешь. Делай, как тебе хочется!»

На это собака сказала: «Не можешь ты меня понять. Это для тебя твоё желание – закон! А я живу среди людей. У них свои правила. С ними считаться нужно».

«Ну и оставайся ты голодной со своими правилами!» – в сердцах крикнул волк.

«А вот и нет, – возразила собака. – Пригоню я овечку, хозяева не только погладят меня, но и накормят как следует. И им будет хорошо, и мне. Так живут среди людей. И мне это нравится».

И собака погнала овечку в деревню. А волк остался на поляне, задумавшись над словами собаки.

Подберите родственные слова

Игра. Общество. Природа. Учение.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и поместите каждого персонажа в соответствующую ему обстановку.

Закончите рассказ

Шёл мальчик по пустынной дороге. Вдруг видит: стоит небольшая тележка, а на ней десяток клеток с певчими птицами – щеглами, канарейками, дроздами. Мальчик подошёл к тележке…

Поиграйте

Представьте в ролях сценку из сказки Р. Киплинга о Маугли «Книга джунглей».

Размышляем над пройденным

1. Где существуют более жестокие отношения – в природе или в обществе? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры из жизни.

2*. Сравните способность говорить у человека и у попугая. В чём состоит главное отличие?

3. Почему учение является одним из важнейших занятий человека? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры из личного опыта.

Заполните схему

Перед вами солнышко. В каждом его лучике – какое-то качество человека. Назовите эти качества, а также те, которыми обладал Маугли.

§ 3. Что такое «Я»?

Задача урока. Уметь объяснять понятие: внутренний мир.

Попробуем понять, что такое «Я». Известно латинское выражение alter ego (альтер эго). На русский язык оно переводится так: «второе я». Что это значит? А где «первое я»?

…Перед вами человек. Он среднего роста или высокий. Белокурый или черноволосый. Голубоглазый или кареглазый. Широкоплечий или не очень. Полный или худой. Хорошо или плохо одет. Всё это вы сразу же замечаете. Потому что это внешние признаки человека.

А как увидеть его внутренний мир? Каковы его качества?

…Идут двое мальчиков по улице. И видят, как их одногодок-хулиган пристаёт к девочке. Оскорбляет, говорит грубые слова. Один мальчик испуганно прижимается к забору, а другой бросается защищать девочку…

Поведение мальчиков говорит об их внутренних качествах. Второй мальчик смел, справедлив, решителен. Он не может спокойно смотреть, как издеваются над другим человеком. Скорее всего, повзрослев, он будет защищать слабых, обиженных. Таков его внутренний мир, его «Я».

А первый мальчик? Он осторожен, нерешителен, труслив, боится всего. Помощи от него в опасную минуту не жди. Это качества его внутреннего мира, его «Я».

Значит, «Я» – это то, что есть внутри человека и что отличает его от других людей.

Узнать, что представляет собой «Я» того или иного человека, очень трудно. Нужен большой жизненный опыт, много знаний. А ещё помогает наука, изучающая духовную организацию человека, его психику (от греческого слова «душа»), – психология. Каждый человек должен быть хоть немного психологом, чтобы не ошибиться в оценке людей и себя самого. Это очень важно в жизни. Нужно научиться оценивать собственные поступки, способности, знания и умения, а также свои возможности.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Что означает латинское выражение альтер эго?

2. Что такое «Я»?

3. Сравните качества двух мальчиков. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Приведите свои примеры из жизни.

4*. Какая наука изучает внутренний мир человека, человеческое «Я»? Как возникло название этой науки? Пользуясь словарём или Интернетом, дайте её определение.

Прочитайте, перескажите, обсудите

Кто держит нос кверху

Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой – торчмя торчит?»

«Который колос полон, – отвечал отец, – тот к земле гнётся; а который пустой, тот и торчит кверху».

(К. Д. Ушинский)

Трусливый Ваня

Замесила мать Вани тесто в кастрюле и поставила киснуть, а сама ушла к соседке.

В сумерках пришёл Ваня домой, окликнул – никого дома нет. Вдруг слышит – кто-то пыхтит (это тесто подходило, выпуская пузыри воздуха). «Видно, домовой!» – подумал Ванюша. Он затрясся от страха и пустился бежать. Впопыхах наступил на совок, тот ударил его по ноге. «Ай, помогите, помогите!» – ещё громче закричал Ваня. У него развязались шнурки от ботинок, один застрял в щели между дверью и косяком. Ванюша дёрнул и со всего маху растянулся на полу. «Ай, спасите, помогите, – кричал он, – держит меня домовой, не отпускает!»

На крик прибежала мама, она успокоила Ваню. Но потом они долго смеялись над тем, как Ваня испугался теста в кастрюле, совка на полу и шнурка на своей ноге.

(К. Д. Ушинский)

По одежде и по уму

Несколько веков назад испанские студенты из идейных соображений ходили в рваных плащах. Идея состояла в том, что человека украшают не вещи, а учёность и высокие стремления души.

Массами эта идея не овладела. На годы и годы восторжествовала житейская мудрость: по одежде встречают. Провожают, конечно, по уму, но встречают всё-таки по одежде…

…Внешность свою человек не выбирает. Красив – нет его заслуги. Невзрачен – нет его вины. Рядовому наблюдателю внешность обычно не говорит о человеке почти ничего. Потому и не значит при знакомстве почти ничего.

Одежда – дело другое. В ней, хоть и в ограниченном объёме, – индивидуальность человека. И вкус его, и характер, и даже иногда какие-то взгляды на жизнь. Аккуратен или неряшлив, неглуп или болван, трезво оценивает себя или самовлюблён сверх меры – это и кое-что другое видно по одежде.

(Л. Жуховицкий)

Поработайте с рисунками

1. Составьте маленькие рассказы по рисункам.

2. Что вы можете сказать о каждом из персонажей? О его профессии? Дайте характеристику каждой профессии.

Подберите родственные слова

Внутренний. Мир. Психология. Человек.

Закончите рассказ

На детской площадке весело играли дети. Лишь одна девочка стояла в стороне и не принимала участия в общей игре. Я подошёл к ней и спросил: «Может быть, с тобой что-то случилось? Могу я тебе помочь?» Она внимательно посмотрела на меня и спросила: «Почему ты думаешь, что со мной что-то случилось?» Я подумал и ответил…

Поиграйте

Психолог ведёт приём. Он должен объяснить детям, которые пришли к нему, почему они испытывают те или иные затруднения в жизни. Для этого он задаёт пациентам множество вопросов.

Среди записавшихся на приём те, кто:

• поссорился с хорошим другом;

• очень хочет завести собаку, но родители не разрешают;

• боится темноты;

• потерял книгу, взятую почитать у товарища.

Размышляем над пройденным

1. Как вы понимаете выражение «Чужая душа – потёмки»? Что оно означает?

2*. Объясните, что такое внутренний мир. Назовите его качества. Охарактеризуйте свой внутренний мир.

3. Каковы внешние признаки человека и как они связаны с внутренним миром?

Составьте таблицу*

Прочитайте параграф и сравните качества внутреннего мира двух мальчиков.

§ 4. Как человек познаёт самого себя?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: знания, умения, поступки.

«Кто ты такой?» – иногда слышит человек обращённый к нему вопрос. Нередко он спрашивает себя сам: «Кто я такой?»

И чем старше становится человек, тем труднее ему ответить на этот вопрос, потому что он должен оценить самого себя.

Но надо ли себя оценивать? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Нужно только помнить, что правильное мнение о себе – это важное условие успеха в жизни, возможность прожить её интереснее, с толком.

Давайте учиться познавать себя. Начнём с простых вроде бы вопросов. Старайтесь ответить сами.

Первый вопрос: Во что я верю?

Это очень важный вопрос. Мы вернёмся к нему позже. Бывает так, что человек вообще ни во что не верит. Это плохо. Но обычно мы во что-то верим: в Бога, добро, маму, папу, людей, любовь, дружбу, будущее нашей Родины. Некоторые верят в силу денег, связей или оружия.

Второй вопрос: Что я знаю и что умею делать?

Мы живём во время, которое можно назвать временем знаний, временем умелых людей. Образование – это одна из основных ценностей в жизни человека. Когда человек много знает и много умеет, его ценят очень высоко. Прекрасно, если он правильно говорит и ясно выражает свои мысли. Но наличие знаний и умений ещё не означает, что человека можно считать хорошим.

Третий вопрос: Что я делаю, как я веду себя?

Здесь нужен очень честный и точный ответ. В деле, в поступках – весь человек. Он может обманывать на словах, но в поступках обмануть очень трудно.

Четвёртый вопрос: Кем я хочу стать в будущем?

Обычно ребята задумываются об этом ближе к окончанию школы. Но многие ясно видят своё будущее уже в детские годы. Один мечтает стать моряком, другой – врачом, а кто-то – дипломатом или моделью, столяром-краснодеревщиком или депутатом, шофёром или инженером, открыть собственное дело…

Обдумав свои ответы на эти вопросы, вы получите портрет своего «Я».

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Зачем нужно самим себя оценивать?

2*. Почему правильная оценка себя – это важное условие успеха в жизни? Обоснуйте свой ответ.

3. На какие вопросы должен ответить человек, познающий самого себя?

4. Попробуйте самим себе задать приведённые выше вопросы. Заполните таблицу и, оценив ответы, охарактеризуйте портрет своего «Я».

Прочитайте, перескажите, обсудите

Хворосту воз

Витя Брюквин по прозвищу Это Самое выскочил из класса и весело помчался вниз по лестнице, перескакивая сразу через три ступеньки. У входа в гардероб он чуть не сбил с ног худого человека с узкой, длинной бородой. Витя мельком взглянул на него и замер:

– Ой, извините! Не может быть! Неужели вы, это самое, как его, ну, в общем, этот, как говорится, классик?

– А вы разве, юноша, меня знаете? – недовольно спросил незнакомец.

– А как же! – обрадовался Витя. – Вы ещё на портрете – прямо как живой! Ну, портрет, который у доски висит, между этим, как его, ну, Гоголем и этим, ну, Крыловым. Да, мы же как раз вас сейчас проходим: «Дед Мазай» и эти, как их, «зайцы»! Потом «Мужичок», это самое, «с ноготок»! Я только вчера учил ваши стихи! Хотите прочту?

И, не дожидаясь ответа, Витя быстро стал декламировать:

– Однажды, в студёную, это самое, зимнюю пору я из лесу, ну, значит, вышел. Был, это самое, в общем, сильный мороз. Гляжу, это самое, поднимается, это самое, медленно, это самое, в гору, это самое, ну, как его, лошадка, везущая, это самое…

– Извольте сейчас же прекратить! – сердито прервал Витю классик. – Что вы сделали с моими стихами? Вы что, издеваетесь? Не хворосту воз, а целый воз словесного мусора! Безобразие! Как зовут? Как фамилия?

– Брюк-вин… Вик-к-ктор… – стал заикаться Витя.

– Брюквин! Виктор! – вдруг послышался над ухом голос учительницы Людмилы Аркадьевны. – Ты что, заснул? Третий раз к тебе обращаюсь! Стихи выучил? Иди отвечать!

– Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»! – начал Витя. – Поэта Некрасова Н. А., – добавил он и незаметно покосился на портрет. Классик смотрел в сторону.

 Однажды, в студёную зимнюю пору,Я из лесу вышел; был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в гору… 

И тут весь класс с удивлением услышал, как Витя Брюквин по прозвищу Это Самое прочёл без запинки весь отрывок. Без всяких посторонних словечек. Он ни разу не сказал ни «это самое», ни «как его». И даже ни разу не сказал «ну»! Нет, одно «ну» он всё же сказал:

 «Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка басом,Рванул под уздцы и быстрей зашагал. 

(Л. Каминский)

Подберите родственные слова

Вера. Знания. Поступки. Умения.

Закончите рассказ

Серёжа с интересом прочитал роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Несколько дней ходил под сильным впечатлением от книги: обыкновенный человек смог выжить один на пустынном острове. А через неделю ему приснился сон: он сам волшебным образом попал на необитаемый остров. Огляделся и стал размышлять: «Чтобы выжить, я должен что-то делать: построить жилище, вырастить полезные растения, сшить себе одежду и т. д. Что же я умею делать?»

Поработайте с рисунками

Составьте маленькие рассказы по рисункам.

Поиграйте

Игра называется «Рассказы о профессиях». Выберите профессию и подготовьте интересный рассказ о ней. Постарайтесь рассказывать увлекательно, так, чтобы слушателям захотелось стать тем, кого вы представляете. Выделите основные характеристики этой профессии, качества, которыми должен обладать человек, занимающийся ею. Сравните с другими профессиями, выделив её достоинства.

Размышляем над пройденным

1. Что означает утверждение «Надо быть, а не казаться»?

2. Может ли человек познать самого себя? Как это сделать? Как вы это понимаете? Приведите примеры.

3. Стараетесь ли вы познать себя? Каковы ваши результаты?

4. Почему иногда говорят, что со стороны виднее? Так ли это? Обоснуйте свой ответ. Что для человека важнее – самооценка или мнение окружающих?

5*. Можно ли поставить знак равенства между «быть образованным человеком» и «быть хорошим человеком»? Говорят ли знания и умения человека о том, что он добрый, честный, заботливый? Как можно судить о качествах человека?

6. Почему надо обладать опытом и знаниями, чтобы оценивать других людей? Аргументируйте свой ответ.

Заполните схему*

Составьте портрет своего «Я».

iknigi.net

5 причин, почему нужно всю жизнь учиться и развиваться

Главная > Саморазвитие > Сознание > 5 причин, почему нужно всю жизнь учиться и развиваться

Учиться — идти в ногу со временем

Любой работающий человек может сказать, то, что много раз сталкивался с неизвестной задачей на работе, когда надо было изучить что-то новое, чтобы выполнить и осуществить её. Ведь наш мир не стоит на месте и развитие, как технологическое, так и информационное, происходит постоянно. В связи с этим мы должны успевать за временем, чтобы идти с ним в ногу.

Обязательное условие нашего времени — чтобы вырасти в своём обществе и преуспеть в своём деле или на работе, нужно постоянно развиваться, изучать что-то новое и неизведанное. А, ведь, беда в том, что нам постоянно не хватает времени, того самого, в ногу с которым нам положено идти. Не хватает, даже на самые важные и серьёзные дела, откуда же тогда взять желание на такую ерунду, как постоянная учёба? А может в этом и кроется наша проблема, то что процесс развития и самосовершенствования мы считаем незначительным? Отстал от прогресса — не освоил компьютер — не успел на работе во время закончить отчёт — поздно приехал домой — времени хватило только лечь спать. А завтра всё сначала. Пожалуй, для того, чтобы везде и всегда успевать, надо изменить своё отношение учёбе.

Время сущность очень обидчивая, поначалу мы убиваем его, потом оно нас, а где-то по середине, нам его просто катастрофически не хватает, а оно летит и не хочет останавливаться, возможно вам будет интересно узнать:

Есть множество причин, которые не дадут нам остановиться в обучении, и мы будем совершенствоваться постоянно. Давайте немного задумаемся, для чего еще стоит постоянно учиться.

Пять причин, которые не дадут остановиться в обучении

1. Необходимо всегда стремиться быть лучшим, первым в своём деле

Чтобы оставаться на плаву и не дать своему делу или идеи зачахнуть, нужно постоянно быть информированным новыми идеями развития в этом направлении. Чтобы вас не сместили конкуренты, необходимо лидировать в своей области, для этого надо много знать, и  уметь применять это на практике. Вот почему спустя 1-2 года простоя специалист теряет свою ценность.

2. Всегда делать что-то чуточку лучше, чем могли бы и это вознаградится

Нужно прилагать больше усилий, чем обычно, чтобы быть успешным. Это закон успешных людей, они не сидят сложа руки, эти люди постоянно рискуют, не бояться и приветствуют новые проблемы. Решение этих проблем на пути, становится постоянной практикой в их жизни. Люди добиваются в жизни высот, только тогда, когда не боятся преодолеть себя, свои страхи, и делать чуточку больше, чем хотелось бы, приложить больше усилий.

Однако для того, что бы не бояться трудностей и препятствий, нужно обязательно иметь представление о результате. Представлять  и знать, что будет впереди, а чтобы себе в этом помочь всегда нужны знания. Поэтому подготовившись к своему великолепному шагу, изучив и поняв к какому результату придете, можно смело шагать вперед.

Обязательно прочитайте следующие статьи о том как добиваться своего, нужно ведь не только расшибиться в лепешку, но и правильно распознать свои желания и добиваться их:

3. Быть здоровым долгожителем

Разные исследования по всему миру показали, что, если человек постоянно ведёт активную умственную деятельность, то это становиться ключевым фактором на пути к продолжительной и здоровой жизни. Так же учёными доказано, что люди, которые ведут активную мозговую деятельность намного меньше страдают от потери памяти или от болезней Паркинсона, Альцгеймера. Примером людей такой активности, могут служить театральные деятели — актёры, актрисы. Они постоянно учат сложнейшие тексты для своих выступлений. И до глубокой старости могут работать на любимой сцене, и их ум остаётся светлым и ясным.

Нужно уяснить для себя, что только приложив усилия и выделив на развитие какое-то время из абсолютно каждого дня, можно добиться результата. Если же актерская деятельность не для вас, то можно, к примеру, выучить любой иностранный язык, который всегда пригодиться в путешествии к вашей долгой и здоровой жизни.

Личное здоровье можно разделить на здоровье физическое и здоровье духовное, но не стоит забывать о старинной мудрости: «в здоровом теле — здоровый дух», так что всегда уделяйте внимания обоим аспектам:

4. Быть счастливым и получать удовольствие от знаний

Это тоже важная причина того, чтобы не останавливаться и идти тропой знаний вперёд на пути к своему развитию. Ведь любое дело, которым человек занимается, должно приносить результат, и от того какой он будет, станет ясно, помогли ли приобретённые знания или нет.

Если результат превосходит все ожидания, то это ли не счастье? Ведь если смогли изучить чужой язык и говорить на нем в путешествии, разве вы не будете получать от этого удовольствие? Нужно не забывать о себе и каждый день быть счастливым.

Знания нужны, чтобы оставаться счастливым, любить себя, свою жизнь, всё что нас окружает. Когда нет знаний, нет понимания, отсутствие понимания порождает страх. Начните с любви к себе, но не эгоизма, а уважения и любви:

Чтобы быть счастливым — нужно быть эгоистом

5. Повысит самооценку в разы

Самообразование и обучение в разных направлениях, повысит самооценку любому человеку и придаст уверенности в любом случае. Ведь наша цепочка — которая начинается с обучения, далее происходит работа на основе полученных знаний, и в итоге хороший результат — дадут не только прекрасное настроение, но также мы сможем подняться в глазах не только себя, но и окружающих нас людей. Это будут не только коллеги, друзья, а в первую очередь самые родные и близкие вам люди, которые всегда поддержат и помогут в любых начинаниях.

 

Знания — дорога в мир открытий

Понятно, что всего знать мы не можем, но никогда нет предела совершенству. Ведь знания открывают нам удивительный мир, мир в котором мы живём. Знания позволяют увидеть всё его великолепие. Есть очень хорошая и всем известная пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Не будем же погружаться во тьму ереси  невежества, будем всю жизнь оставаться в лучах света, ведь стоит лишь на мгновение остановиться, как холодные руки безграмотности тянут нас на дно.

Запомните, что учиться никогда не поздно, нужно всего лишь захотеть, и как только вы начнете реализовывать это, то вас уже за уши уже не оттащишь. Ведь каждая новая книга, каждое новое открытие, наблюдение и мысль, на целый шаг приближает вас к счастливой жизни — жизни в своё удовольствие

Обратите внимание, на то, что книги, причем даже бумажные до сих пор остаются очень востребованными, их покупают и дарят, любят и уважают, лишь за то, что они таят в себе кусочек знаний:

Почему книги до сих пор считается отличным подарком

Успехов в борьбе за знания и свет.

Обязательно расскажите о нас друзьям

anotherfinestep.org