Дешевая-обувь.рф

2. Принципы спортивной тренировки. Принципы тренировки


2. Принципы спортивной тренировки

16

ОСНОВЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТА

План

1. Основные понятия и термины

2. Принципы спортивной тренировки

3. Средства спортивной тренировки

4. Методы спортивной тренировки

5. Стороны спортивной тренировки

6. Особенности спортивной тренировки

7. Воспитательная работа со спортсменами

8. Планирование тренировочного процесса

9. Контроль тренировочного процесса

10. Тренировочное занятие - основная форма ор­ганизации

тренировочного процесса

11. Организационно-правовые разновидности спорта

1.Основные понятия и термины

В сфере каждой профессии существуют специфические термины и понятия. Знание и правильное их использование является показателем уровня квалифицированности специалиста. В связи с этим необходима всеобщая унификация и однозначное толкование основных профессиональных терминов и понятий.

Спортивная трениров­ка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).

Спортивная трениров­ка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).

Спортивная трениров­ка - специализированный про­цесс всестороннего физического воспитания, обеспечивающий достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта (Б.А.Ашмарин, 1979).

Спортивная трениров­ка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).

Цель спортивной тренировки – подготовка спортсменов для выступлений в соревнованиях и достижения в них как можно более высоких (или, у других авторов, запланированных) результатов (Л.С.Дворкин, 1995).

Суммарный эффект спортивной тренировки условно выража­ется понятиями тренированность, подготовленность и спортив­ная форма.

Тренированность понимается как степень биологиче­ского приспособления организма к тренировоч­ным нагрузкам, которая появляется в результате систематиче­ских физических упражнений. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена.

Подготовленность - это комплексный результат физи­ческой, тех­нической, тактической и психической подготовки. Термин «подготовленность» мо­жет относиться и к каждой из перечисленных сторон подготовки, отражая тем самым частный результат. В этом смысле говорят о физической, технической или другой подготовленно­сти.

Все стороны подготовленности взаимозависимы и опираются на достигнутую меру тренированности. Например, уровень технической подготовленности обусловлен мерой развития двигательных качеств, и наоборот.

Спортивная форма – такое состояние спортсмена, когда достигается оптимальный уровень взаимоотношения физических, психических и технических возможностей на том или ином этапе подготовки и реализованный в условиях соревнований (Л.С.Дворкин, 1995).

Спортивная форма отражает объективное и субъек­тивное состояние наивысшей для данного цикла готовности спортсмена к спортивным достижениям. Она ха­рактеризуется наивысшей мерой тренированности и подготов­ленности спортсмена к участию в основных соревнованиях (Б.А.Ашмарин, 1979).

Спортивная тренировка рассматривается как способ регулирова­ния или управления развитием спортивной формы.

Спортивная тренировка - это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Она является специализированной составной частью физического воспитания и подчиняется всем его законам.

Достижение высоких спортивных результатов требует продолжительной многолетней тренировки, которую принято делить на три основных этапа: начальная специализация (базовая подготовка), углубленное совершенствование и спортивное долголетие. Естественно, что лишь первый из них и часть второго могут приходиться на школьный возраст.

На уроках физического воспитания в общеобразователь­ной школе должны использоваться некоторые эле­менты спортивной тренировки (методы и методиче­ские приемы, формы организации занятий и пр.). Однако уроки в школе принципиально отличаются от уроков спортивной тре­нировки и по содержанию и по методике проведения.

Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель — достижение максимального спор­тивного результата.

Прин­цип прогрессирования — наращивание нагрузок до максимальных величин.

Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.

Принцип доступности и индивидуализации — выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, макси­мально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступ­ления на соревнованиях.

Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива — создание новых компо­зиций, новой техники выпол­нения упражнений и т. д.

Принцип систематичности - непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при кото­ром стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направ­ленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и ин­тенсивности тренировочных нагрузок.

Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность — это относительно за­конченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с час­тичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копиро­ванием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали.

В зависимости от протяженности цикла во времени различа­ют малые циклы, или микроциклы (например, недельные), средние циклы, или мезоциклы (например, месячные), и большие циклы, или макроциклы (например, годовые).

Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает разви­тие различных двигательных качеств, овладение богатым арсе­налом двигательных действий, которые могут быть использо­ваны не только в спортивной, но и в других видах деятельности.

Однако общая подготовка должна быть подчинена избран­ному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует рос­ту спортивных результатов.

Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.

Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях. Например, в спарринг-партнеры надо подбирать спортсменов, имеющих сходную с ожидаемыми соперниками тактику ведения спортив­ных поединков. Кроме того, применительно к соревнователь­ной деятельности адекватность тренировочного процесса состоит в адаптации спортсмена к психическому напряжению.

Мера соотношения общей и специальной подготовки опре­деляется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую до­лю времени должна занимать специальная подготовка. В тре­нировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.

studfiles.net

Принципы спортивной тренировки — SportWiki энциклопедия

Принципы спортивной тренировки[править]

Запомните: Принципы тренировки представляют собой основу теории спортивной тренировки и рассматриваются как общие рекомендации[1]. Независимо от этого существуют противоречивые толкования значения принципов тренировки и их места в теории спортивной тренировки.

Это приводит, помимо всего прочего, и к тому, что описывают разное количество принципов и категорий. Некоторые авторы называют 9 принципов тренировки, которые они разделяют по значению на следующие группы:

  • принципы стимулирования явлений адаптации;
  • принципы поддержания адаптации; и
  • принципы специфического управления адаптацией[2].

Другой автор описывает 14 принципов, которые разделяются им на четыре категории[3]:

  • принципы нагрузки;
  • принципы установления циклов;
  • принципы специализации; и
  • принципы установления пропорциональности.

Также существует описание 25 принципов, которые делятся на:

  • педагогические принципы тренировки;
  • принципы построения и организации тренировки; и
  • принципы содержательно-методического наполнения процесса тренировки[4].

Наша цель — свести все эти принципы тренировки в упорядоченную систему, которая, с одной стороны, будет удобной для использования и поможет в планировании тренировок и, с другой — предотвратит возникновение мнимой противоречивости и дублирования понятий при описании принципов тренировки.

С этим связана и надежда на то, что «путем уменьшения нормативных ограничений можно увеличить свободу действий и широту применения на практике, а также вновь подчеркнуть важность творческой стороны и готовности тренера и спортсмена экспериментировать»[5]

Запомните: Основополагающими среди биологически-ориентированных принципов тренировки являются принцип индивидуальности и принцип вариативности видов тренировочных нагрузок. Они представляют собой базис для дальнейших общих рекомендаций по построению тренировки.

Принцип индивидуальности[править]

Читайте более подробно: Принцип индивидуализации.

Под принципом индивидуальности понимается индивидуальный подход к определению тренировочной нагрузки на основе индивидуальных особенностей спортсмена. В центре при планировании тренировки находится личность спортсмена, а также учитываются педагогические аспекты. Данный принцип заключается в «определении тренировочного раздражения, которое соответствует психофизической выносливости, индивидуальному восприятию и конкретным потребностям того или иного спортсмена»[3].

Индивидуальные возможности спортсмена имеют очень важное значение при определении интенсивности тренировок. В случае, если установленная степень того или иного вида раздражения для спортсмена оказывается слишком слабой, желаемый эффект не достигается. Это приводит в данном случае к недостаточному напряжению функциональных систем организма, что противоречит необходимому условию адаптации. Если величина интенсивности раздражения находится слегка выше индивидуального эффективного рабочего порога того или иного спортсмена, то это раздражение имеет функцию поддержания и обеспечения стабильности имеющейся спортивной работоспособности. Аналогично этому (сильное) надпороговое раздражение может привести к значительному повышению спортивной работоспособности, в то время как слишком сильный надпороговый раздражитель может нанести ущерб определенным функциям. Индивидуальные качества спортсмена отражаются прежде всего на степени раздражения, которая представляет собой для него (высокий) надпороговый раздражитель. Поэтому при силовой тренировке в целях управления интенсивностью нагрузки используются процентные характеристики максимального силового воздействия или показатели восприятия нагрузки спортсменом, что дает возможность учесть его индивидуальные физические возможности. При тренировке выносливости играют важную роль не только управление интенсивностью и индивидуальное восприятие нагрузки, а также, например, процентные характеристики максимального потребления кислорода.

Возраст спортсмена и уровень его физического развития — это также факторы, отражающие его индивидуальные возможности. Поэтому необходимость такого построения тренировки, которое будет соответствовать возрасту и уровню развития спортсмена, «состоянию его биологических двигательных функций и, естественно, также интеллектуальнопсихическому уровню»[6], может рассматриваться как ориентировка на индивидуальные возможности спортсмена. Подобным образом при построении системы тренировки мужчин и женщин следует учитывать специфические половые различия, что также представляет собой специальный аспект индивидуальности.

Принцип вариативности тренировочных нагрузок[править]

Читайте более подробно: Принцип вариативности или Принцип разнообразия.

Принцип вариативности тренировочных нагрузок, как и принцип индивидуальности, можно отнести к основополагающим биологически-ориентированным принципам тренировки[5]. При этом важно правильно понимать значение понятия «вариативность», которое охватывает все без исключения изменения нагрузок, т. е. изменения интенсивности нагрузки, ее режима и видов самой нагрузки.

  • Вариативность в интенсивности нагрузок — то, что понимается как абсолютная интенсивность, — необходима хотя бы потому, что биологическая адаптация спортсмена к определенной нагрузке ведет к повышению его работоспособности. Благодаря этому будет постоянно повышаться порог раздражения, имеющий сильное тренирующее воздействие. Неменяющиеся тренировочные нагрузки с течением времени превращаются в раздражители, находящиеся только слегка над порогом раздражения, и имеют тенденцию переходить в категорию подпороговых раздражителей, которые уже не могут обеспечить желаемое улучшение работоспособности спортсмена. Исходя из этого, рекомендуется планировать тренировки с учетом плавного повышения или прогрессии нагрузки.

Нагрузочные раздражения увеличивать можно только постепенно, что особенно важно при работе с молодежью или начинающими. Это правило распространяется и на профессиональный спорт до тех пор, пока не будут исчерпаны резервы спортивной работоспособности. В методических целях сначала увеличивается частота тренировок, затем объем и уже в заключение интенсивность тренировок[3]. Резкое увеличение нагрузки можно также понимать как проявление принципа вариативности, уместное, однако, только при тренировке спортсменов особо высокого уровня.

  • При анализе процесса тренировки на протяжении одного года часто обнаруживается периодизация, т. е. разбиение на определенные фазы с различными задачами. В этом отношении здесь также можно увидеть «вариативность», на этот раз в плане содержания, или по расстановке приоритетов. Несмотря на то что такая периодизация прежде всего играет значительную роль для спортсменов, которые участвуют в соревнованиях и зависят от разных специфических условий того или иного вида спорта, в общем процессе тренировок часто используются такие понятия, как «подготовительная фаза», «соревновательная фаза» и, наконец, «переходный период»[6].

Во время подготовительной фазы определяются и формируются основные аспекты спортивной работоспособности. В период соревнований в центре внимания находится прежде всего достижение спортивных результатов в течение определенного времени. В переходный период спортсмен отдыхает и расслабляется, что приводит к некоторой потере формы. Таким образом, годовое планирование тренировок, с одной стороны, обеспечит то, что пик спортивной работоспособности спортсмена будет достигнут к моменту начала соответствующих соревнований, и, с другой — позволит избежать состояния перетренированности и опасности возникновения синдрома «перегорания» (или истощения — англ, burn-out).

Рис. 2 График суперкомпенсации: Н — нагрузка; В — восстановление; Ск — суперкомпенсация
  • Кроме того, вариативность наблюдается в видах тренировочной нагрузки, зависящих от возраста спортсмена. Содержание тренировок будет различным у начинающих, опытных и профессиональных спортсменов. Если при тренировке начинающих в центре внимания находятся общие аспекты, то позже, на более продвинутых этапах, особую важность при выборе видов нагрузки приобретают упражнения, направленные на совершенствование общей физической подготовленности и координации и затем используются уже специальные упражнения на развитие координации и техники[3]. Рост специализации, таким образом, представляет собой многолетний процесс, который в большой степени оказывает влияние на различные аспекты тренировки.
Рис. 3 Оптимальное соотношение нагрузки (тренировки) и отдыха. К моменту наступления суперкомпенсации появляется новый тренировочный раздражитель: Н — нагрузка

В случае силовой тренировки и тренировки выносливости особое значение имеет оптимальное соотношение нагрузки и отдыха. При этом «отдых» может рассматриваться как особый вид нагрузки — а именно ее отсутствие.

Этот важный подход, заключающийся в планировании отдыха в качестве рабочей единицы, основывается прежде всего на способности организма к адаптации. Соответствующая нагрузка в виде регулярных тренировок оказывает влияние на нервно-мышечную систему и систему энергетического обмена, что приводит к дефициту их функциональности. Организм видоизменяет свои функциональные системы так, что постепенно изменяется характер функционирования нервно-мышечной системы и увеличивается объем энергетического потенциала[2]. Такое изменение действия функциональных систем организма происходит преимущественно в периоды отдыха, когда говорят об «избыточной регенерации», так называемой суперкомпенсации[3].

На Рис. 2 изображена модель суперкомпенсации. Тренировки в соответствии с этим графиком должны быть возобновлены тогда, когда процесс регенерации достигнет уровня выше исходного, наблюдавшегося до начала тренировок, т. е. непосредственно во время суперкомпенсации.

Если тренировка возобновлена в правильный момент, то результатом будет повышение спортивной работоспособности (Рис. 3).

Рис. 4 Изменение уровня работоспособности при коротких фазах отдыха: Н — нагрузка; НВ — неполное восстановление

Если же время для этого было выбрано неверно, то воздействие нагрузки оказывается или слишком ранним, или слишком поздним. В первом случае, когда повторный цикл тренировок проводится слишком рано, функциональные системы организма находятся на более низком уровне, чем исходный, и еще не готовы к соответствующему восприятию нового тренировочного раздражителя. Поэтому при этом не удается добиться повышения спортивной работоспособности и общим результатом является снижение уровня физических показателей. Период отдыха оказался в данном случае недостаточно продолжительным для организма, что является препятствием для адаптации. На Рис. 4 проиллюстрирован процесс снижения работоспособности. Данная концепция тренировки может в течение длительного времени быть успешной только тогда, когда сразу по окончании применения такой суммарной нагрузки наступает фаза отдыха, имеющая большую продолжительность. Данный метод может применяться в массовом спорте или оздоровительных спортивных мероприятиях только при определенных условиях.

Рис. 5. Неизменяющийся уровень работоспособности при длительных фазах отдыха: Н — нагрузка; В — восстановление; Ск — суперкомпенсация

Во втором случае, когда тренировки возобновлены слишком поздно, суперкомпенсация организма также «подавляется», чем определяется отсутствие тех функциональных возможностей, характеристики которых превосходили бы по уровню имевшиеся ранее, на исходном этапе. Проведение тренировок в это время в лучшем случае может служить сохранению спортивной работоспособности, но не повышению ее. Данный процесс представлен на Рис. 5.

Читайте основную статью: Суперкомпенсация

Модель суперкомпенсации — упрощенное отображение реальной ситуации, и поэтому она может вызвать некоторые возражения[4]. В связи с упрощением реальных обстоятельств и самих механизмов изменения работоспособности такое наглядное представление данных не может полностью отразить все подробности процесса. Кроме того, данная схема, которая изначально была направлена на исчерпание и последующее пополнение запасов гликогена после физической нагрузки, используется сейчас довольно часто во многих процессах тренировки в спорте. В результате такого переноса данной схемы на другие сферы использования возникает целый ряд проблем и тем для критики[7].

Одна из проблем заключается, например, в том, что при использовании данной схемы в течение длительного или очень длительного времени не предусмотрено никаких ограничений роста работоспособности при условии, что в каждом случае «вовремя» применяется последующий раздражитель. Однако это противоречит реальности, т. к. в спорте речь не идет о безграничном повышении спортивной работоспособности.

Все без исключения виды повышения спортивной работоспособности не имеют линейного характера, который, как может показаться, представлен на графике модели суперкомпенсации. Кроме того, в организме существуют различные циклы восстановления энергетических систем, с чем связана неоднозначность рекомендаций, касающихся продолжительности фазы отдыха. Данную схему не так легко применить на практике еще и потому, что действие раздражителя в комплексе (при различной интенсивности, разных методах и т.д.) пока еще полностью не изучено. Кроме того, недостаточно внимания здесь уделено функциональной, нейронной и когнитивной адаптации, а так же генетической предрасположенности, специфическим особенностям пола, возраста и индивидуальной тренированности[7].

Тем не менее модель суперкомпенсации — это наглядное представление, в основе которого лежат биологические принципы. Кроме того, она является первой попыткой объяснения, с чем связаны успехи тренировки.

Описанные принципы тренировки, и в особенности оптимальное соотношение нагрузки и отдыха, являются основными аспектами, на которых базируется организация и, соответственно, планирование тренировки.

Внимание: Модель суперкомпенсации — это объяснение того, как осуществляется рост спортивной работоспособности в процессе тренировки. Наряду с ней существуют и другие теории тренировки, как, например, теория работоспособности и утомления[8], метамодель потенциала работоспособности[9][10], а также определенные соображения относительно функционального объема и функциональных резервов[7], в которых процессы тренировки иногда представлены по-разному.

Специализация[править]

Современный спорт требует, чтобы спортсмены были приспособлены именно к своему виду и были высоко мотивированы к достижению главной цели долгосрочной подготовки - спортивного совершенства. Можно выделить, по крайней мере, три аспекта подобной специализации:

  • специализация в обществе;
  • специализация в пределах различных видов спорта;
  • специализация в определённом виде спорта.

Сегодняшнее общество даёт возможности для развития индивидуума в различных сферах. Современный спорт широко признан в мире как важное социальное явление. Это явление существует в рамках высокоспециализированной сферы интересов, правил, норм, знаний и даже терминологии. Все, кто вовлечен в него (и особенно высококвалифицированные спортсмены и тренеры), выполняют свои чёткие и очень специфические функции. Исторически спорт высоких достижений развился в результате социальной и функциональной специализации. Фактически он существует как высокоспециализированный раздел сферы человеческого творчества и самосовершенствования.

Разнообразие доступных видов спорта позволяет членам общества выбрать тот, в котором их личные интересы и амбиции наиболее полно соответствуют их личностным, физическим и умственным наклонностям. В отличие от обычной физкультуры и рекреационных занятий, где любители занимаются различными видами спорта для разностороннего развития, спорт более высокого уровня и, особенно, спорт высших достижений требуют концентрации на ограниченных, высокоспециализированных действиях.

На ранних стадиях развития олимпийского спорта атлеты были способны заниматься несколькими видами одновременно. Некоторые из них принимали участие в летних Олимпийских играх как велосипедисты, а на зимних играх - как конькобежцы. Герои 1900-1924 годов выступали в тяжёлой атлетике и борьбе, гребле и лыжном спорте, лёгкой атлетике и спортивных играх. Сегодняшняя ситуация несколько иная. Естественное развитие соревновательного спорта уничтожило эту универсальность. Уровень мастерства, требуемый для успешного выступления в соревнованиях, стал тем барьером, который могут преодолеть только высокоспециализированные спортсмены.

Третий аспект специализации касается функциональной дифференциации видов спорта и дисциплин в рамках отдельного вида. Это особенно характерно и важно для новичков и молодых спортсменов, которые должны выбрать наиболее подходящую дисциплину, соответствующую их личной предрасположенности. Пример такой специализации - сознательный выбор надлежащей легкоатлетической дисциплины: бега, прыжков, метаний и т.д.

Взаимодействие нагрузок[править]

Вообще говоря, тренировочный процесс может быть представлен как последовательность тренировочных нагрузок. Реакция спортсмена на несколько отдельных тренировочных нагрузок определяется следующими факторами:

  • влиянием специфической нагрузки;
  • взаимодействием этого влияния с влиянием предыдущих нагрузок.

Конечно, оба эти фактора зависят от чувствительности спортсменов к выполняемым рабочим нагрузкам. Что касается систематической тренировки, то следует подчеркнуть, что там нет отдельной нагрузки, которая имела бы отдельное влияние на спортсмена - эта нагрузка всегда накладывается на предыдущие. Соответственно, современный специфический принцип спортивной тренировки постулирует, что каждая нагрузка, выполняемая в серии с другими, взаимодействует с ними. Этот эффект зависит от влияния предыдущих тренировок и условий влияния последующих. Такое взаимодействие нагрузок имеет большое значение и для планирования, и для анализа тренировочного процесса. Возможные типы взаимодействия нагрузок рассмотрены в таблице.

Важность взаимодействия нагрузок нельзя недооценивать. По сути, этот фактор определяет процесс адаптации в целом и поэтому имеет непосредственное влияние на эффективность подготовки спортсменов. Важность и сложность этой проблемы особенно очевидны для спортсменов высокого класса, которые обычно выполняют 7-11 тренировок в неделю. Это означает, что каждая тренировка накладывается на след, оставшийся от предыдущей нагрузки. Кроме того, даже отдельная тренировочная нагрузка в некоторых видах спорта может повлиять на комбинацию упражнений, выполненных различными тренировочными методами. Такая комбинация может использовать положительное взаимодействие различных нагрузок. Иногда при планировании тренировочного процесса этот фактор игнорируется, и отрицательное взаимодействие нагрузок сводит усилия спортсменов на нет. Конечно, механизмы различных взаимодействий нагрузок очень сложны. Однако в целом этот фактор может и должен быть принят во внимание.

Различные типы и примеры взаимодействия тренировочных нагрузок

Взаимодействие нагрузок

Суть взаимодействия

Примеры

Положительное

суммирование

Нагрузка суммируется с предыдущей (схожей по способу воздействия) и усиливает накопленный тренировочный эффект

Серия тренировок с достаточными интервалами для восстановления планируется для достижения желаемого накопления нагрузок

Положительное -

облегчение

восстановления

Нагрузка облегчает восстановление после предыдущих тренировок

Небольшая по нагрузке аэробная тренировка улучшает восстановление после очень интенсивной силовой тренировки или тренировки на анаэробную выносливость

Нейтральное

Предыдущая нагрузка не влияет на последующую

Последующая тренировка выполняется после долгого периода восстановления; влияние предыдущей нагрузки незначительно

Отрицательное -

чрезмерная

нагрузка

Последующая нагрузка, суммированная с предыдущими, вызывает чрезмерное утомление

Серия больших нагрузок может вызывать хроническую усталость; высокая мотивация при выполнении этой серии тренировок может вести к чрезмерному утомлению

Отрицательное -

ухудшение

реакции

Последующая нагрузка не совместима с предыдущей; её влияние ухудшает реакцию спортсмена и процесс его адаптации

Нагрузка на выносливость до истощения ухудшает восстановление после предыдущей тренировки, направленной на мышечную гипертрофию, нивелируя её эффект

Циклическое планирование процесса тренировки[править]

Этот принцип касается периодических циклов в тренировке спортсменов. В течение длительного времени множество компонентов долгосрочного тренировочного процесса повторяются, периодически возвращаясь. Этот порядок компилирования программы тренировки называют периодизацией. По крайней мере, четыре главные фактора определяют такие периодические изменения в характере и содержании тренировочного процесса.

Циклическая сущность природы. Вызываемые внешними причинами ритмы являются одним из основных принципов органической жизни; времена года меняются так же, как день и ночь, определяя всю биологическую активность. Месяцы и недели легко делят социальную и экономическую жизнь на исторические и традиционные циклы, составляющие жизнь в целом; недельный ритм, включающий дни отдыха, например, постоянен в течение всей жизни человека. В таком случае нет сомнения, что вся биологическая, социальная и производственная деятельность подчинена внешним природным ритмам. Было бы странно, если бы спорт был исключением.

Адаптация как всеобщий закон. Как уже было отмечено, закон адаптации определяет тренировочный процесс в целом. Следуя этому закону, спортсмены не должны допускать чрезмерную аккомодацию к привычным нагрузкам. Привычное воздействие теряет свою эффективность; чтобы восстановить способность спортсменов к адаптации, необходимо периодически изменять тренировочные программы и режимы выполнения упражнений. Другими словами, слишком стабильные, установившиеся программы ведут спортсменов к срывам адаптации, когда они вынуждены значительно увеличивать объём обычных тренировочных нагрузок, чтобы получить те же самые результаты. С этой точки зрения периодические изменения программы тренировки - требование закона адаптации.

Разделение основных задач. Серьёзная тренировка в любом виде спорта характеризуется сложностью, многообразием и вариативностью; решение основных задач тренировки, связанное с развитием общих и специфических по виду спорта физических качеств, технических и тактических навыков, может требовать чрезмерных объёмов и количества повторений. Очевидно, что все эти задачи должны быть систематизированы и разделены во времени.

Общеизвестно, например, что определённые технические навыки должны базироваться на соответствующем уровне двигательных способностей. Соответственно, некоторая подготовительная работа предшествует приобретению более специфического технического мастерства; соревнование завершает объединение этих процессов и формирует тренировочные циклы. Периодическое повторение таких циклов позволяет решать вышеприведённые задачи последовательно. Таким образом, циклическое планирование тренировочного процесса - единственный возможный способ обеспечить эффективное разделение основных задач.

График соревнований. Подготовка каждого спортсмена фокусируется на определённых соревнованиях, проводимых периодически. Национальные и международные спортивные федерации, так же как и Международный олимпийский комитет, наблюдают за частотой проведения и выбором времени для соревнований. Типичный график соревнований включает внутренние и региональные испытания, национальные и международные события, такие как кубки и чемпионаты континентов и мира. Таким образом, график со всей определенностью диктует время наступления пиков в подготовке спортсменов и, следовательно, периодические изменения в программе их тренировки. Яркий пример такого влияния - Олимпийские игры: четырёхлетний цикл олимпийской подготовки рассматривается национальными олимпийскими комитетами как самый важный период в длительной подготовке спортсменов.

Всё вышесказанное показывает, что периоды в тренировочном процессе (или так называемые тренировочные циклы) должны формировать основу для планирования и анализа. Следовательно, циклическое планирование спортивной тренировки - один из специфических принципов спортивной подготовки. Периоды в тренировочном процессе были выявлены и уже использовались некоторое время назад. Одно из первых систематических представлений тренировочных циклов было сделано в середине 1960-х годов профессором Л.П. Матвеевым[11][12]. Основные принципы, обозначенные тогда, остаются уместными и полезными до сего дня. Несмотря на разнообразие видов спорта и спортивных дисциплин, деление тренировочного процесса на периодические единицы используется везде, даже несмотря на то что некоторые термины понимаются и используются некорректно.

Стоит отметить, что все тренировочные периоды имеют прямое отношение к соответствующим частям плана, в котором программа тренировки как конечный продукт процесса планирования компилируется на основе принципа цикличности.

  1. ↑ Hohmann A., Lames M., Letzelter M. Einfuhrung in die Trainingswissenschaft. Wiebelsheim: Limpert, 2007.
  2. ↑ 2,02,1 Grosser M., Starischka S. Das neue Konditionstraining fur alle Sportarten, fur Kinder, Jugendliche und Aktive. Munchen: BLV, 1998.
  3. ↑ 3,03,13,23,33,4 Weineck J. Optimales Training—Leistungsphysiologische Trainingslehre unter besonderer Berucksichtigung des Kinderund Jugendtrainings. Balingen: Spitta, 2007.
  4. ↑ 4,04,1 Martin D., Carl K., Lehnertz K. Handbuch Trainingslehre. Schorndorf: Hofmann, 2001.
  5. ↑ 5,05,1 Schollhorn W.I., Beckmann H., MichelbrinkM. System(at) ische Betrachtung von Trainingsprinzipien. In: Burger R., Augustin D., MullerN. etal. (Hrsg.). Trainings-wissenschaft—Facetten in Lehre und Forschung. Nie-dernhausen: Schors, 2005.
  6. ↑ 6,06,1 Letzelter M. Trainingsgrundlagen. Reinbek: Rowohlt, 1997.
  7. ↑ 7,07,17,2 Steinhofer D. Grundlagen des Athletiktrainings. Munster: Philippka: 2003.
  8. ↑ Zatsiorsky V.M., Kraemer W.J. Krafttraining. Praxis und Wissenschaft. Aachen: Meyer & Meyer, 2008.
  9. ↑ Mester J., Perl J. Grenzen der Anpassungs- und Leistungs-fahigkeit aus systemischer Sicht—Zeitreihenanalyse und ein informatisches Metamodell zur Untersuchung physiologischer Adaptationsprozesse. Leistungssport. 2000; 30(1): 43-51.
  10. ↑ Perl J., Mester J. Modellgestutzte Analyse und Optimierung der Wechselwirkung zwischen Belastung und Leistung. Leistungssport. 2001; 31(2): 54-62.
  11. ↑ Матвеев Л.П. (1964). Проблема периодизации спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт.
  12. ↑ Матвеев Л.П. (1981). Основы спортивной тренировки. М.: Прогресс.

sportwiki.to

Основные принципы тренировки

Прежде чем начать старательно поднимать гантели и штанги, рассмотрим некоторые аспекты тренировочного процесса. Освоив их, вы будете стабильно прогрессировать вместо того, чтобы месяцами топтаться на одном месте.

ТЕМП ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Темп выполнения упражнений является немаловажной характеристикой тренировочного процесса в целом. Казалось бы, что проще: бери штангу, начинай поднимать и опускать ее. Однако здесь очень важна скорость движений, которая является одним из краеугольных камней будущего успеха. Дело в том, что уровень нагрузки на мышцу зависит больше не от поднятого веса, а от времени ее нахождения в состоянии напряжения. То есть, если вы занимаетесь со средним весом, но при этом постоянно держите мышечную группу напряженной, то эффект будет гораздо более выраженным, чем при однократном или двукратном подъеме максимального для вас веса.

Конечно, темп выполнения упражнения во многом зависит от того, какие цели преследуются на данном этапе тренировочного процесса. В самом начале тренировок (в течение первого года) темп упражнений в подавляющем большинстве случаев должен подчиняться «магическому» сочетанию цифр 4-0-2-0. Что оно означает?

*4 — время в секундах, затрачиваемое на опускание штанги.

*0 — время задержки в нижней точке.

*2 — время в секундах, затрачиваемое на подъем штанги.

*0 — время задержки в верхней точке. Таким образом, время, затрачиваемое на опускание снаряда, должно быть ровно в два раза больше, чем время его подъема. Данный принцип лег в основу некоторых методик, которые основаны на медленном опускании тренировочного снаряда.

При выполнении упражнений с отягощениями следует строго выдерживать данные временные рамки, поскольку негативная фаза движения намного эффективнее в плане нагрузки на мышцы, чем фаза подъема.

В нижней и верхней фазе задержка отсутствует по той причине, что при удержании штанги в крайних точках мускулатура расслабляется, в результате чего снимается напряжение с мышечной группы. А это, как вы уже знаете, нежелательно.

Итак, выполняя упражнение по описанной выше схеме, в 8 повторениях вы удерживаете мышечную группу под напряжением 48 секунд, этого более чем достаточно для ее эффективной стимуляции.

Таблица 1. Темп упражнений и тренируемые параметры

Темп выполнения упражнения

Тренируемый параметр

1-0-1-0

Взрывная сила

2-0-1-0

Максимальная сила

3-1-3-0 или 4-0-4-0

Максимальная мышечная гипертрофия

8-0-4-0

Максимальная мышечная гипертрофия при работе с небольшим весом

К сожалению, часто приходится видеть, как начинающие—да и отдельные продвинутые атлеты — игнорируют правильный темп выполнения упражнений, буквально бросая снаряд вверх-вниз с головокружительной скоростью. Выглядит эффектно, но польза для набора качественной мышечной массы от таких тренировок минимальна.

ОТДЫХ МЕЖДУ ПОДХОДАМИ

Время отдыха между подходами также является очень важной составляющей тренинга. В этом вопросе многое опять-таки зависит от цели тренировочного процесса. Если атлет тренируется для достижения максимальной силы, то перерывы между подходами могут длиться 5-10 минут, а иногда и более получаса. Однако в нашем случае это, конечно, неприемлемо. Чисто силовые тренировки — удел представителей других видов спорта: тяжелой атлетики и пауэрлифтинга. Если вы не ставите целью добиться максимального роста мышц и коррекции телосложения, то работа с предельными весами является не целью, а только вспомогательным инструментом для достижения ваших задач. Рассмотрим, как время отдыха соотносится с физиологическими процессами (табл. 2).

Таблица 2. Соотношение времени отдыха с восстановлением организма

Время отдыха

Что восстанавливается

0-30 секунд

Метаболизм происходит на 50%

30-120 секунд

Метаболизм происходит на 90%

2-3 минуты

Метаболизм происходит практически полностью

3-5 минут

Нервная система восстанавливается почти полностью

5-10 минут

Полное восстановление

Итак, чтобы заставить мускулатуру расти, необходимо отдыхать не менее одной, но и не более двух минут. Именно такой темп позволит настроиться на выполнение следующего подхода и сделать его качественно.

В начале тренировок отдых должен быть более продолжительным, однако со временем его длительность следует уменьшать. В идеале она должна быть равна одной минуте.

Некоторые начинающие атлеты задаются вопросом: «Почему необходимо уменьшать время отдыха?» Ответ прост: чтобы включать в работу все новые и новые волокна из тренируемой группы мышц. В противном случае вы будете попросту терять время.

ПОДБОР ВЕСА ОТЯГОЩЕНИЯ

Новичку очень трудно подобрать правильный вес для выполнения того или иного упражнения. Если опытный атлет четко представляет себе, что нужно делать для получения ожидаемого эффекта, то начинающий бодибилдер, как правило, не имеет об этом ни малейшего представления.

Как уже говорилось выше, вес в процессе набора мышечной массы имеет второстепенное значение по сравнению с техникой выполнения упражнений. Однако это не значит, что вы должны взять самые легкие гантели. Ни в коем случае! Старайтесь подобрать вес таким образом, чтобы последние повторения в подходе давались с ощутимым напряжением.

Чтобы научиться этой премудрости, начинать свои тренировки рекомендуется с небольших весов и постепенно увеличивать их. Так вы опытным путем выйдете на отягощения, способные заставить вас попотеть. При этом, конечно, нельзя забывать и о технике выполнения упражнений.

Выбор веса отягощения, так же как и темп тренировки, играет большую роль, оказывая важное воздействие на тот или иной параметр. Все рекомендации представлены в табл. 3.

Таблица 3. Соотношение количества повторений и тренируемых параметров

Количество

повторений

Тренируемый параметр

1-3

Максимальная сила

4-6

Мощностная сила, гипертрофия мышц

7-12

Максимальная гипертрофия мышц

13-20

Силовая выносливость

Более 21

Выносливость

Оттого, с каким весом вы тренируетесь и какое количество повторений выполняете, зависит воздействие на один из двух типов мышечных волокон, присутствующих в нашем теле: на быстрые или на медленные. Быстрые волокна отвечают за максимальную и взрывную силу, медленные — за выносливость. Представим эту закономерность в виде табл. 4.

Таблица 4. Тип мышечных волокон и количество повторений

Количество повторений

Тип преобладающих волокон

Рабочий диапазон повторений

65-75% от  максимума

80-95% от максимума

2-4

Очень быстрые

6-8

3-4

5-10

Быстрые

9-12

5-8

11-15

Преимущественно медленные

16-18

10-12

15-20

Медленные

18-25

14-16

www.5lb.ru

Тренировки. Часть 1. Основные принципы

Основные принципы тренировок

Физическая активность сама по себе не дает здоровья, если ею пользоваться неправильно. Теория и практика физкультуры и спорта определили ряд принципов, соблюдение которых гарантирует успехи при занятиях физическими упражнениями и ограждает от нежелательных последствий. Главные из них: постепенность и последовательность, повторность, посильность или индивидуализация, систематичность и регулярность тренировок.

Принципы просты, но интерпретируются они зачастую очень вольно. Например, больной, который выполнил сразу 100 приседаний и с обострением болезни пришел к врачу, уверял, что он намеревался постепенно увеличивать нагрузку; он ведь и не пытался в первый же день выполнить все 1000 запланированных упражнений! В данном случае был нарушен не только принцип постепенности, но и посильности, так как для хорошо тренированных суставов данная нагрузка не оказалась бы чрезмерной, но для неподготовленных, да еще «задетых» болезнью она, конечно, же, непосильна. Надо было начинать хотя бы с десяти приседаний, а то и вовсе уберечь больные суставы от нагрузки, выполнив другие упражнения.

Принцип постепенности предполагает последовательное увеличение нагрузок.

Во-первых, последовательность в осуществлении каждого разового занятия. Приступая к нему, вначале выполняют упражнения для небольших групп мышц, например рук, потом ног, затем туловища. Также последовательно должна нарастать интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений, сила и скорость или скорость бега и т.д. Затем постепенно увеличивается время тренировочных занятий.

Во-вторых, последовательное увеличение нагрузок повторных занятиях. Не обязательно увеличивать нагрузку на следующей же тренировке (весьма распространенная ошибка!). Объем и интенсивность нагрузки может сохраняться на одном уровне в течение определенного цикла: 3-7-дневного, а может быть, и в течение месяца. Все зависит от степени подготовленности человека, возраста, здоровья, индивидуальных особенностей организма. Существует мнение, что для полного освоения комплекса упражнений, например гимнастических, после чего они уже не дают дальнейшего тренирующего эффекта требуется в среднем около 4 нед. Но, повторяем, индивидуальные варианты очень многообразны. Правы те, «поспешает медленно», особенно, если занятия проводятся только в оздоровительных целях.

В-третьих, постепенное расширение двигательной активности. К примеру, если вы только приобщились к культуре и начали бегать, то уже не следует заниматься и гантельной гимнастикой, и спортивными играми велосипедом, т.е. не надо одновременно тренировать выносливость, и силу, и ловкость. Организму нужно привыкнуть к одному виду двигательной активности, чтобы выработался и закрепился необходимый динамический стереотип — прочно закрепленная функциональная взаимосвязь между определенными нервными центрами и мышечными группами, обеспечивающая строгую последовательность и координированность двигательного акта. С одновременным же действием упражнений разной направленности нетренированный организм может не справиться: отсюда медленный рост общей тренированности, повышенная утомляемость, большая вероятность получения травмы. В дальнейшем, когда тренированность повысится, такое разнообразие спортивной деятельности будет только на пользу. Определяющим должен оставаться принцип: от простого — к сложному, от легкого — к трудному.

Если начинать сразу с больших физических нагрузок, то ответной реакцией организма на них может стать перенапряжение внутренних органов и нервной системы, далеко выходящее за рамки нормального, физиологического. Это может причинять вред здоровью. Но, достигнув определенного уровня тренированности, нагрузку можно увеличивать. Только так происходит дальнейшее раскрытие резервов. Правда, резервы не могут быть беспредельными, и если цель занятий — укрепление здоровья и повышение работоспособности, то, достигнув оптимального для себя уровня тренированности, нужно в дальнейшем только поддерживать его. В большом спорте требования другие. Там необходимо максимальное раскрытие резервов, приближение к предельным возможностям человека в конкретном виде спорта.

Принцип повторности необходим для того, чтобы изменения, произошедшие в организме в результате занятий физическими упражнениями, закрепились и упрочились.

В основе этого принципа лежит физиологическая закономерность, заключающаяся в том, что для возникновения постоянных условнорефлекторных связей в нервной системе необходимы неоднократные воздействия раздражителей (в данном случае физических упражнений) на организм. При повторно возникающих изменениях функций различных систем происходит сначала количественный, а затем качественный сдвиг в деятельности организма в целом.

Приведем пример. Выполняя какое-либо гимнастическое упражнение, мы первые движения выполняем с большими погрешностями, чем последующие. Так, если это наклоны туловища вперед с касаниями руками пола, то касание пола при первом — втором выполнении происходит только кончиками пальцев, а уже при пятом — шестом повторении — всей ладонью.

От упражнения к упражнению растет возбудимость нервных центров коры головного мозга под действием импульсов из мышц. Достигнув определенного уровня возбуждения, нервная система налаживает более эффективное управление движениями, которые затем и закрепляются в более совершенном виде.

Разумеется, повторность должна соблюдаться только в увеличении количества выполняемых упражнений, но и в осуществлении одних и тех же комплексов упражнений в течение недели, месяца и т.д.

Показателем достаточной освоенности данного комплекса физических упражнений является ощущение того, что выполняются они с большей легкостью, быстро, без особых усилий. Тогда следует усложнить комплекс, увеличив его объем, интенсивность выполнения и продолжительность занятий. Так будет соблюден и принцип постепенности.

Повторные нагрузки следуют через определенный интервал времени — секунды или минуты, если интервал между упражнениями в процессе одного занятия, часы и дни, если это повторные тренировки. Промежуток между занятиями можно назвать активным отдыхом. Этот период очень важен. Именно тогда происходит восстановление сил, затраченных в процессе тренировок. Длительность отдыха должна обусловливаться величиной нагрузки. Так, после тренировки умеренной мощности основные процессы восстановления завершаются через 10-24 ч, а после больших максимальных нагрузок для восстановления нужно 2-3 с и более. Исходя из этого, назначается и время следующих занятий.

Принцип посильности или индивидуализации кажется наиболее простым и понятным: нагрузки должны соответствовать физическим возможностям конкретного человека. Ясно, что у юношей и девушек больше потенциальных возможностей, чем у пожилых, физически пассивных и нередко перенесших различные болезни людей. Но эта очевидная истина нередко забывается.

Бывает, когда, поддавшись спортивному азарту, пожилые или мало тренированные физкультурники пытаются угнаться за молодыми, например, в беге. Тогда перегружается сердце, а это грозит уже более тяжелыми последствиями. Таким образом, принцип индивидуализации предусматривает строгое соответствие физических нагрузок возможностям человека. Только при соблюдении этого правила тренировки принесут оздоровление или спортивные успехи.

Принцип систематичности и регулярности, думается, не требует особых разъяснений. Когда говорят, что спортсмен в отличной спортивной форме, подразумевают, что он находится в состоянии хорошей тренированности, достиг высшей степени работоспособности и показывает лучшие спортивные результаты. Поддержание спортивной формы — это способность длительное время удерживать такое состояние. В оздоровительной физкультуре под выражением «хорошая форма» понимают возможность долгое время удерживать состояние оптимальной работоспособности, бодрости, здоровья.

Как и в спортивной практике, достичь этого можно только регулярными тренировками: систематическим выполнением физических упражнений на протяжении многих месяцев и лет. Люди, приходящие в группы здоровья, после первых же занятий ощутимо чувствуют накопление сил и выносливости. В спортивной литературе приводятся примеры, когда 10-20 тренировочных занятий с отягощениями было достаточно, чтобы увеличить мышечную силу на 30-50%. А здоровые мужчины после 10-20 тренировок в беге уверенно преодолевают 10-километровую дистанцию. В последующем эти темпы замедляются, поскольку дальнейшая перестройка организма идет уже на более сложном уровне.

При прекращении занятий происходит утрата обретенных навыков. Падает выносливость, уменьшается сила, возникает атрофия мышц и внутренних органов. Бывает, что недавний спортсмен, субъективно сохранивший прекрасное самочувствие, в привычном темпе «взлетает» на 4-5-й этаж, а затем долго усмиряет дыхание, недоумевая: куда что подевалось?

Таков закон природы: тренировка развивает резервы, а бездеятельность разрушает их.

Тренировать функциональные системы организма необходимо регулярно, систематически, подвергая их нагрузкам. В этом заключается принцип регулярности. Внешне он сходен с принципом повторности. В обоих случаях главным является многократность повторений нагрузок. Но если принцип повторности диктует необходимость выполнять однотипные упражнения в комплексе (цикл), то регулярность означает повторение физических нагрузок (в том числе различных по характеру) на протяжении более длительного времени: месяцев, либо всей жизни! Цель же единая: накопление тренированности, развитие и укрепление резервов. Только при многолетних занятиях эти резервы становятся мощнее, прочнее, надежнее.

Первые признаки тренированности, как мы уже знаем, появляются довольно рано, после 10-20 занятий, однако, полная, глубинная, если так можно сказать, перестройка органов и тканей на клеточном уровне, с изменением биохимических процессов, образованием новых белковых структур, происходит значительно позже.

Установлено, например, что формирование нового уровня энергетического обмена происходит только через 2 года регулярных тренировок. Обязательно регулярных! Кроме того, регулярное воздействие тренировок на организм создает особый ритм его деятельности, и очень важно.

Ныне хорошо известна роль ритмов в жизни биологических объектов. Человек тоже создавался под влиянием ритмических процессов: чередования дня и ночи, времени года, солнечной активности и т.д. Эти ритмы органично вошли в его жизнедеятельность. Биоритмы — периодические колебания жизненных функций — являются формой существования живой материи от клетки до целостного организма. Наиболее ярким их проявлением является работа сердца, органов дыхания и выделения, нервной системы (бодрствование — сон) и т.д. Ритмическая деятельность других систем не столь заметна: например, изменение состава крови в разное время суток, усиление иммунных свойств организма в одно время года и ослабление в другое и т.д.

Всякое нарушение ритма переносится человеком тяжело И наоборот, сохранение ритма облегчает течение физиологических процессов, в том числе и перестройку различных функций под влиянием физических нагрузок. Регулярные, повторяющиеся с определенным ритмом физические нагрузки помогают организму суммировать и накапливать те благотворные изменения, которые они вызывают. И всякая последующая нагрузка будет усиливать эффект накопления физических качеств, здоровья, заложенных накануне, как усиливаются колебания качелей, когда их раскачивают в такт движениям!

Оглавление

zdorova-narod.ru

Что такое принципы тренировок? Самые продуктивные методы.

Главная страница » НУЖНО ЗНАТЬ » Что такое принципы тренировок?

Система Джо Вейдера, принципы тренировок и прогрессивных нагрузок.

Из поста вы узнаете:

Общие понятия о тренировочных циклах.

Понимая, что такое принципы тренировок, всегда можно правильно выстроить процесс для достижения желаемого результата. Важный момент для построения тренировочного цикла, понимание его общих принципов. Первый следует из названия – цикл или круг. Это обозначает, что тренировки идут не просто по восходящей, прогрессируя в весах и количестве подходов.

Они имеют волнообразную траекторию, начиная с малых весов, потом пик, потом снова уменьшение нагрузки, затем отдых и новый круг, теперь уже с небольшим увеличением веса. Циклы можно делать разной длины, все зависит от того, какую программу и какие цели вы вкладываете в конкретный круг тренировок.

Циклические тренировки – это продвинутый уровень атлета. Основная суть их также в названии цикл или круг. Но тут круг идет в течение одной тренировки. Используются несколько упражнений, чаще всего базовых, так, чтобы во время одного круга прорабатывались все группы мышц.

И делают эти упражнения последовательно, отдыхая двадцать секунд между ними. Между кругами перерыв – пять минут. Кругов, в зависимости от подготовки спортсмена может быть столько, сколько он выдержит, но чаще всего их бывает от трех до шести.

Кто такой Джо Вейдер?

Уроженец Канады, родившийся 29 ноября 1919 года в Монреале. Общеизвестен как отец современного бодибилдинга и тренер чемпионов.

Начал он тренироваться еще совсем юным, используя минимальный набор инвентаря, сделанный своими руками.  Результаты не заставили себя ждать. Через какое-то время Джо выступил на местных соревнованиях по поднятию тяжестей, где одержал победу.

После этого его засыпали вопросами окружающие, спрашивали, как он добился таких результатов. Джо был прагматик, он выпускает свою первую брошюру под названием «Your Physique», тем самым отвечая на вопросы окружающих.

Через какое-то время Джо понимает, что результат достигается, как упорным трудом, так и четко построенной системой тренинга. Он выпускает новую книгу под названием «Система построения тела по Джо Вейдеру», где описал все основные принципы тренировок. Впоследствии эта книга стала Библией культуризма.

Умер Джо Вейдер от сердечной недостаточности 23 марта 2013 года в Лос-Анжелесе, США.

Вечная ему память.

Принципы тренировки Джо Вейдера.

Основные идеи, которые обеспечивают рост мышц, Джо Вейдер изложил в своей книге. Ниже я опишу несколько, на мой взгляд, самых рабочих и популярных принципов тренировок, из которых состоит система Вейдера:

Принципы тренировки для начинающих.
  1. Принцип прогрессивной нагрузки. Этот принцип основывается на том, что Вы должны прогрессивно перегружать свои мышцы, не только увеличением веса отягощений, но должны также увеличивать число подходов и повторении в своих тренировках.
  2. Система подходов. Принцип базируется на том, чтоб на каждой тренировке выполнять несколько подходов на определенную мышцу или группу мышц, для того, чтобы полностью утомить и стимулировать их максимальное развитие.
  3. Принцип изоляции. Старайтесь изолировать работающую мышцу, чтоб обеспечить максимальный прилив крови в нее. Например, сгибание рук на скамье «Скотта», тем самым Вы изолируете брахиалис (мышца из числа сгибателей). Вот пост на тему «Что такое изолирующие упражнения?»
  4. Принцип шокирования мышц. Полная адаптация организма, не когда не давайте Вашим мышцам привыкнуть к однообразию. Постоянно давайте им стресс, только так мышцы будут расти. Удивляйте Ваши мышцы, меняйте углы воздействия на них, подходы и повторения и сами упражнения.
Принципы тренировки для продвинутых атлетов.
  1. Принцип приоритета. Начинайте каждую тренировку с отстающих в развитии мышц, пока ваша энергия находится на самом высоком уровне.
  2. Принцип «пирамиды». Довольно популярный принцип в кругах бодибилдинга. Начинайте тренировку с весом в 60% от максимального, за тем увеличьте вес и сделайте меньше повторений. В следующем подходе еще накиньте вес, и сделайте подход с еще меньшим числом повторений и так далее.
  3. Принцип суперсерий. Это наиболее известный принцип. Выполняются сразу два упражнения на мышцы антагонисты. На пример делается сгибания рук со штангой, на бицепс и сразу после этого выполняется французский жим лежа, на трицепс.
  4. Принцип объединенных подходов. Это такие же суперсерии, но делаются они, в отличие от предыдущего, на одну мышцу. На пример Вы выполняете жим штанги лежа и сразу после этого делаете разводку с гантелями на наклонной скамье.
  5. Принцип построения тренировочных циклов. Этот принцип заключается в том, что Вы делаете определенный промежуток времени на циклы. На пример берем год и делим его на три части, скажем, 5-5-2 месяца. Первые пять месяцев у Вас будут тяжелые базовые тренировки, затем 5 месяцев со средними весами включая изолированные упражнения и два месяца с легкими весами и минимальным отдыхом между повторениями.
  6. Принцип изометрического напряжения. Этот принцип основывается на работе без веса, путем простого напряжения мышц и удержании этого напряжения в течении 5-10 секунд. Как позируют на сцене атлеты профи.
Тренировочные принципы для матерых качков.

Тут вкратце, опытные сами знают все без меня.

  1. Принцип «читинг». В основном «читинг» применяется после того, как наступит отказ в работе на определенную мышечную группу. На пример, Вы делаете сгибания рук со штангой стоя в 10 повторениях, после того, как наступает отказ и мышца не в состоянии поднять вес еще раз, Вы начинаете помогать себе всем телом, закидывая вес к груди, и делаете еще 2-3 таких повторения.
  2. Принцип трисетов. Выполнения трех упражнений на одну мышечную группу. На пример, Вы должны проработать плечи. Сначала Вы выполняете жим штанги из-за головы, потом без отдыха начинаете делать подъем гантелей перед собой и в заключении делаете подъем гантелей через стороны в наклоне. Трисеты атакуют мышцы под разными углами, способствуют развитию выносливости и венозности мышц.
  3. Принцип гигантского подхода. Гигантский подход включает в себя 4-6 упражнений с минимальным отдыхом между ними. На пример, у Вас по плану тренировка груди. Первым идет жим лежа, отдых 30 секунд, затем жим на наклонной скамье головой в верх отдых 30 сек., потом отжимания на брусьях и опять 30 секунд отдых и в завершении «пуловер». Это и будет гигантский подход.
  4. Принцип форсированных повторений. Этот метод выполняется с помощью партнера. На пример Вы делаете жим лежа. После отказа к Вам на помощь приходит партнер и помогает поднять штангу, за тем еще пару таких повторений. Это убойный принцип, который позволяет работать мышце на пределе.
  5. Принцип «отдых-пауза». Это еще один убойный метод позволяющий работать за гранью. Грузим вес 90% от максимального, делаем 2-3 повторения, отдых 45 секунд и снова 2-3 повтора, и так можно догнать количество повторений до 8-10. Не забывайте про страховку партнера.

Ну, я думаю, на этом хватит. Если Вы захотите узнать обо всех принципах, то легко можно скачать книгу «Система строительства тела» Джо Вейдера и ознакомиться с ними.

В заключении о конкурсе мистер Олимпия.

Мероприятие, созданное Джо Вейдером, как продолжение конкурса Мистер Вселенная. Изначально идеей этого мероприятия было позволить людям, достигшим высот в создании собственного тела, продолжать карьеру, получить известность и зарабатывать деньги. Постепенно он стал очень популярен, и от него отпочковался женский конкурс – Мисс Олимпия.

В нынешнее время победитель данного мероприятия почитается на уровне чемпиона мира по бодибилдингу, таким образом, конкурс Мистер Олимпия стал культовым, дав прекрасный старт для карьеры множества людей, серьезно занимающихся созданием совершенного тела.

Судейство на конкурсе субъективно, так как оценивается именно красота и пропорциональность развития тел претендентов на это престижное ныне звание.

И так, используя эти исчерпывающие знания, и понимая, что такое принципы тренировок, можно достичь желаемого с большим эффектом. Главное подойти к тренировкам, используя вышеперечисленные принципы и методы создания качественного и красивого тела с полной отдачей. И результат не заставит себя ждать.

Меня зовут Алекс, я автор этого сайта, занимаюсь любительским культуризмом с 1992 года. Любому желающему дам БЕСПЛАТНУЮ консультацию, составлю грамотную индивидуальную программу тренировок с учетом вашего типа телосложения, как начинающего, так и среднего уровня спортсмена. Написать мне можно на этой странице.

Смотрите видео на тему, легендарный Джо Вейдер.

voskresinfo.ru

Принципы тренировки

Система физических тренировок, как и всякая система, должна в первую очередь подчиняться неким общим принципам. Этим принципам должен соответствовать тренировочный процесс в целом, независимо от используемых методик и программ, с тем чтобы цели и задачи, которые ставятся перед занимающимся, были максимально реализованы. Было бы некорректным спорить о преимуществах той или иной методики или той или иной тренировочной программы; эффективность тренировочного процесса зависит в первую очередь от того, насколько добросовестно выполняются принципы тренировки.

1. Принцип индивидуальных различий

Согласно принципу индивидуальных различий, следует разрабатывать тренировочные программы и использовать тренировочные методики, сообразуясь с конкретными индивидуальными особенностями каждого клиента, обусловленными значительными анатомическими и физиологическими различиями организма у разных людей. Речь идет о различиях в композиции мышечных волокон, активности тех или иных ферментов, в уровне метаболизма, эффективности функционирования нервно-мышечной, эндокринной, сердечно-

10

Часть 1. Теория фитнес-тренировки

сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем организма, биомеханических различиях,обусловленных анатомическими особенностями, различиях, связанных с полом, возрастом и т. д. Нет абсолютно правильных или неправильных тренировочных методик. КАЖДАЯ ПРОГРАММА СООТВЕТСТВУЕТ КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ НА КОНКРЕТНОМ УРОВНЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ОРГАНИЗМА И БУДЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ В ТЕЧЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ.

2. Принцип сверхкомпенсации

Принцип сверхкомпенсации отражает такое основополагающее для всех биологических существ явление, обеспечивающее их выживание и эволюцию, как адаптация.

В условиях, когда воздействие на организм приобретает стрессовый характер, т. е. превышает некий обычный для данного индивидуума уровень, наблюдается т. н. эффект сверхкомпенсации. Он заключается в том, что уровень тех функций или ресурсов, которые подверглись воздействию в результате конкретной специфической нагрузки, в период восстановления после нее выходит на новый, превышающий первоначальный, уровень (рис. 2). При т. н. кумулятивной адаптации, когда стрессовое воздействие на организм имеет периодически повторяющийся в течение достаточно продолжительного периода характер, имеет место суммирование и закрепление отдельных адаптационных эффектов.

Тренировка

Фаза восстановления

Фаза суперкомпенсации

Фаза утраченной суперкомпенсации

Время

Рис.2

Если раздражители, вызывающие запуск адаптационных механизмов, в течение определенного периода времени не повторяются, организм вступает в фазу т. н. утраченной суперкомпенсации, когда повышенный уровень функций и ресурсов, приобретенный в результате их суперкомпенсации, постепенно возвращается к исходному состоянию.

Те или иные изменения, происходящие с организмом человека (и, как следствие, с его внешним видом) в результате фитнес-тренировок, являются частным проявлением механизма адаптации. Нагрузки, применяемые в процессе тренировки, являются тем самым раздражителем, возбуждающим приспособительные изменения в организме. Зачастую развитие качеств, которое служило главной задачей тренирующегося, является лишь видимым проявлением целого комплекса сложнейших и многообразных изменений, произошедших в его организме.

Данный принцип важен для понимания тренировочного эффекта в целом, а также для расчета величины тренировочной нагрузки и длительности периода отдыха между отдельными занятиями.

11

Теория и методика фитнес-тренировки

Величина нагрузки

Зависимость, определяющая соотношение между величиной нагрузки и приростом тренируемой функции называется зависимостью «доза-эффект» (рис. 3). Н.И. Волков в учебнике «Биохимия мышечной деятельности» (2000) пишет:

Когда величина применяемой нагрузки превысит пороговое значение, любое ее изменение в довольно широком диапазоне будет сопровождаться пропорциональным увеличением тренируемой функции. В этом диапазоне эффективных нагрузок становится возможным достаточно точное управление состоянием спортсменов. Однако возможности увеличения общего объема выполняемых нагрузок и непрерывного роста тренируемых функций не безграничны. В каждом конкретном случае существует индиви­дуальный предел адаптации в отношении данной функции или организма в целом. По мере приближения к этому пределу темпы прироста ведущей функции постепенно замедляются и при определенной величине нагрузки прекращаются совсем. При задании величины нагрузки свыше этого предельного уровня возникает парадоксальная реакция: с увеличением степени воздействия нагрузки ответная реакция организма снижается (рис. 3). Такая реакция характерна для срыва адаптации, т. е. для развития состояния перетренированности. Предельные нагрузки, как правило, имеют место на соревнованиях и контрольных тренировках, но они не могут использоваться часто, поскольку быстро приводят к истощению доминантных систем, ответственных за адаптацию.

Таким образом, для каждого индивидуума существует оптимальный уровень нагрузки (рис. 4). Задача персонального тренера состоит, в том числе в том, чтобы, обеспечив высокий уровень нагрузок, не допускать превышения его пороговой величины, когда нагрузка повлечет снижение тренировочного эффекта, замедлит скорость восстановительных процессов, приведет к возникновению опасности перенапряжения и срыва адаптационных механизмов.

Нагрузка

Оптимальный период отдыха между тренировками

Рис.4

12

Рис. 3

studfiles.net

8. Принципы спортивной тренировки

В тренировочном процессе действуют различные закономерности, которые следует учитывать и использовать (биологические, педаго­гические, психические, логико-познавательные и др.). Отсюда и формируются определенные принципы спортивной тренировки. Принципы нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Ведь принципы распространяются на все стороны и задачи тренировочного процесса, они определяют содержание, средства, методы и организацию. Для тренера выполнение принципов тренировки - это обязательное руководство к действию, поскольку они относятся к сознательному и комплексному использованию закономерностей единого процесса образования и воспитания. В них обобщен опыт передовой практики.

Рассмотрим принципы более подробно.

Принцип возрастания нагрузки. Согласно этому принципу наг­рузка должна всегда находиться в определенной зависимости от уровня работоспособности спортсмена, его способности переносить ее. Стандартные нагрузки постепенно теряют свой тренировочный эф­фект, пока совеем не перестают способствовать развитию физических кондиций спортсмена и его работоспособности. Застой в нагрузке приводит к застою в развитии работоспособности. Это действительно не только для начинающих, но и дня спортсменов опытных, высокого класса.

В видах спорта с преимущественным проявлением технико-такти­ческих качеств нагрузку повышают, предъявляя более высокие требо­вания к координации движений (изменение темпа движений, внешних условий, комбинаций различных элементов упражнения, разучивание более сложных движений и в целом упражнений).

Для направленного развития выносливости, силы, быстроты и комплексных физических способностей необходимо изменять опреде­ленные компоненты нагрузки: повышать частоту тренировок, доведя их по возможности до ежедневных, а в некоторых случаях при подго­товке к достижениям высоких результатов - и до двух раз в день; повышать объем нагрузки в тренировочных занятиях при одинаковой плотности их; повышать плотность нагрузки и др. Все это не удаст­ся осуществить одновременно. Сначала надо стремиться к достижению оптимальной частоты тренировок, а затем решать следующие задачи.

Принцип круглогодичности (непрерывности) тренировки. Этот принцип требует от спортсмена, чтобы он тренировался без перерывов в течение круглого года, всегда стремился к достижению опти­мального выполнения нагрузки, обеспечивая непрерывное развитие тренированности. В основе этого требования лежат закономерные связи между нагрузкой и адаптацией организма к ее воздействию (закон единства окружающей среды и организма). Исходным пунктом для построения круглогодичной тренировки служат известные законо­мерности развития тренированности. Первостепенную роль в них играют два последующих положения:

  1. Высокие результаты в избранном виде спорта могут быть достигнуты лишь в том случае, если повышается общий уровень тре­нированности, включая все компоненты, определяющие достижение вы­соких результатов.

  2. В свою очередь, повышение уровня отдельных компонентов тренированности ведет уже у начинающего спортсмена к более высокие результатам в избранном виде спорта. Но для дальнейшего его роста этого будет недостаточно. Необходимо связать отдельные компоненты тренированности в единый комплекс с учетом требований соревнований. Для этого используют специфические тренировочные и соревновательные нагрузки при подготовке спортсменов высокого класса. Однако если такие нагрузки применять в больших объемах, то они могут относительно быстро привести к исчерпанию физических и нервных возможностей спортсмена.

Принцип периодизации и цикличности. Тренировочный цикл, как правило, планируется на год или на полугодие и включает в себя взаимосвязанные между собой подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период подразделяется в основном на два этапа. В течение более длительного первого этапа повышается спо­собность спортсмена переносить нагрузки за счет постепенного по­вышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивнос­ти, которая ниже, чем на последующих этапах. Это позволяет соз­дать необходимую базу и, следовательно, подвести спортсмена к вы­полнению более высоких по интенсивности нагрузок на последующих этапах.

На втором этапе подготовительного периода, непосредственно переходящего в соревновательный период, необходимо гармонически сочетать отдельные компоненты состояния тренированности и таким путем гарантировать достижение более высоких результатов на со­ревнованиях. Тренировка приобретает более специфический характер. Сокращается объем общеразвивающих упражнений в пользу специаль­но-вспомогательных, повышается роль специфической соревнователь­ной нагрузки. В то время как общий объем нагрузки приблизительно сохраняется, интенсивность ее специальных и соревновательных упражнений нарастает значительно быстрее, чем на первом этапе цик­ла. Нужно ориентировать спортсмена, чтобы он к концу второго эта­па подготовительного периода сумел достичь более высокого уровня результатов л соревновательных упражнениях уже к началу соревновательного периода. Так, подрастающим спортсменам - более высоких результатов по сравнению с прошлым спортивным сезоном, а ведущим - но меньшей мере свои лучшие результаты прошлого сезона. При этом выполнение объемов и интенсивности нагрузок должно гаранти­ровать возможность дальнейшего повышения достижений путем увели­чения интенсивности в соревновательных упражнениях и особенно участия в соревнованиях.

Соревновательный период. Главной задачей этого периода явля­ется оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений. Нагрузка при этом интенсифицируется, а ее общий объем значительно сокращается. Однако в видах спорта на выносливость это снижение не долж­но быть существенным. Общеразвивающие упражнения в этом периоде предназначаются преимущественно для активного отдыха.

Переходный период. Значительный расход физических и психи­ческих сил приводит к тому, что после окончания соревновательного периода нельзя сразу же переходить к подготовительному, так как ему должен предшествовать активный отдых - переходный период. Он относительно короток (не более 4-х недель). Его главная задача заключается, в первую очередь, в полном физическом и психическом постановлении спортсмена. Это важнейшая необходимая предпосылка для дальнейшего перехода в новом подготовительном периоде к более высоким тренировочным нагрузкам.

Принцип сознательности. В этом принципе заложены свои корни и закономерности рациональной ступени познания: "Чем глубже и ши­ре сознание, тем успешнее практические действии" (Х. Опитц, 1966). Принцип сознательности исходит из того, что творческая инициатива и самостоятельность спортсменов является единство ве­дущей роли тренера и сознательного сотрудничества спортсменов, а также их собственной ответственности в действиях.

Основные правила, вытекающие из данного принципа:

  1. Планируй тренировочный процесс и особенно ее нагрузку совместно со спортсменом. При этом спортсмену должно стать из­вестно не только то, чего он может достигнуть в ближайшем буду­щем, но и то, какой от него потребуется "вклад" для достижения поставленной цели и в перспективе.

  2. Привлекай спортсмена к анализу и оценке тренировки.

  3. Регулярно проводи контрольно-проверочные испытания.

  4. Воспитывай у спортсмена способность к совместному обдумы­ванию и самоконтролю.

  5. Задавай практические и теоретические задания на решение дома.

Принцип систематичности. Под систематичностью в тренировоч­ном процессе понимается логически последовательное развитие тре­нированности с учетом закономерностей функционирования организма, распределение всех мероприятий с целью эффективного достижения результатов в избранном виде спорта. Проводить тренировку в соот­ветствии с принципом систематичности - это значит выбирать более экономные пути достижения цели тренировки, выбирая оптимальные методики, приобретать современные знания и умения в области спор­та и их упрочивать.

Практически воплощать правила систематичности достаточно просто:

  1. Уделяй самое пристальное внимание порядку распределения тренировочных упражнений с учетом закономерностей развития физи­ческих качеств (координация, быстрота, сила и затем выносли­вость).

  2. В каждом тренировочном занятии следует ставить основную задачу и готовить спортсмена на ее выполнение.

  3. Необходимо непрерывно следить за развитием тренированнос­ти спортсмена и вовремя вносить необходимые коррективы.

  4. Строить тренировку нужно так, чтобы у спортсмена была четкость в ее восприятии.

Принцип наглядности. Этот принцип нацеливает на конкретное и ясное восприятия явлений и па создание необходимых для двигатель­ных действий представлений. Осуществление этого принципа в трени­ровочном процессе требует функционального восприятия возможно большего числа органов чувств - "комплексный двигательный анализа­тор" (А.Ц. Пуни). Такой подход к реализации принципа наглядности предполагает применение разнообразных средств наглядного воздействия, которые способству­ют созданию полных и хорошо воспроизводимых представлений об изу­чаемых движениях и тактических действиях, а также о существенных компонентах тренировки.

Предлагаются следующие правила применения принципа нагляд­ности в практической работе тренера:

Создавай правильное представление о структуре изучаемого движения.

Применяй различные средства наглядности.

При планировании и оценке i рокировки применяй графические изображения.

Воспитательные задачи решим с наглядными примерами.

Обеспечивай наглядность с учетом возрастных особенностей.

Шире применяй современные средства наглядности при обсуж­дении результатов соревнований и тренировки.

Принцип доступности. Принцип доступности исходит из того, что человек развивается и благодаря ей, любая деятельность человека, в том числе и его двигательная деятельность, может выпол­няться только через мобилизацию резервов организма, т.е. ценой значительных физических и нервных напряжений. Отсюда принцип доступности означает необходимость обеспечения правильного соотношения между способностью организма и его готовностью к выполнению двигательных действий, с одной стороны, и педагогическими требованиями - с другой. При решении задач тренировки следует применять такие стимулы и ориентиры, которые бы не выходили зa верхнюю границу работоспособности человека.

Правила практического воплощения принципа доступности:

  1. Основательно анализируй уровень работоспособности и развитие личности спортсмена. Вот несколько фактов, влияющих на индивидуальную нагрузку: календарный, паспортный и тренировочный возраст спортсмена, способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья и уровень тренированности, общая нагрузка и отдых от нее, тип конституции и нервной деятельности, специфи­ческие и половые различия.

  2. Приспособляй внешнюю нагрузку к индивидуальной работоспособности спортсменов, не существует неизменных норм, тренировочных нагрузок ни в смысле максимума, ни в смысле минимума. Система нагрузок зависит также и от новейших сведений о способности человека переносить нагрузки, полученные в экспериментальных и естественных условиях.

  3. Учитывай особенности женского организма.

Принцип прочности. Осуществлять данный принцип в тренировочном процессе - это значит тренировать атлета так, чтобы приобретенные им способности, навыки и знания стали стабильными, что обеспечит быстрый рост результатов без ущерба для здоровья спорт­смена.

Правила практического воплощения принципа прочности:

  1. Избегай перерыва в тренировке.

  2. Обращай внимание на степень закрепленности усвоенного материала.

  3. Постоянно наблюдай за воздействием нагрузок на спортсменов.

Регулярно закрепляй и проверяй знания, и умения. Повторе­ния и проверки, если они проходят систематично, служат не только стабилизации, но и углублению знаний, одновременно являясь основой для выявления новых аспектов совершенствования. Поэтому реко­мендуется повторно включать в тренировку самые разнообразные уп­ражнения из программы базовой подготовки по данному виду спорта.

studfiles.net