Дешевая-обувь.рф

Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания». Психология поток


Поток (психология) - это... Что такое Поток (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Поток.

Поток, потоковое состояние (англ. flow), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.

Черты потока

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

  • Ясные цели (различимые ожидания и правила).
  • Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
  • Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
  • Искажённое восприятие времени.
  • Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
  • Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
  • Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
  • Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Этимология

Рассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи, несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».

Потоковое состояние группы

Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:

  • Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
  • Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
  • Совместный организованный труд.
  • Фокус на целевой аудитории
  • Продвижение существующей (прототипирование)
  • Визуализация, повышающая эффективность.
  • Разнообразие участников.

Пересекающиеся сферы

Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.

В течение более чем двух с половиной тысячелетий практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.

В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».

См. также

Литература

  • Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco, 1975.
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper and Row. ISBN 0-06-092043-2
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1996). Creativity : Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York: Harper Perennial. ISBN 0-06-092820-4
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1998). Finding Flow: The Psychology of Engagement With Everyday Life. Basic Books. ISBN 0-465-02411-4 (a popular exposition emphasizing technique)
  • Gardner, Howard, Csikszentmihalyi, Mihaly, and Damon, William (2002). Good Work: When Excellence and Ethics Meet. New York, Basic Books.
  • Geirland, John (1996). «Go With The Flow». Wired magazine, September, Issue 4.09.

Ссылки

На английском языке

dic.academic.ru

17 важных выводов из книги Михай Чиксентмихайи Поток. Психология оптимального переживания

 

       Это подробный обзор только самых важных мыслей из книги Михай Чиксентмихайи Поток, которые я выразила своими словами. Но вы же понимаете, что прочитав одну и ту же книгу каждый выделит главное для себя. Возможно то, что актуально для вас не актуально для меня, поэтому этого и нет в тезисах. Но, тем не менее, делюсь самым важным из прочитанного для меня и советую прочитать книгу Михай Чиксентмихайи Поток каждому.

1. Счастье — это состояние, которое каждый может вырастить и хранить внутри себя. Научившись контролировать свои эмоции и переживания каждый сможет влиять на качество жизни.

2. В процессе достижения цели, на пути к ней в какой-то момент человек перестает получать удовольствие от процесса. Мы сосредотачиваемся на своих целях, которые расположены в будущем, и перестаем жить здесь и сейчас и получать удовольствие сегодня.

3. Все проблемы из детства. Вот и Михай Чиксентмихайи пишет, что иррациональные поступки взрослых чаще всего становятся результатом проблем в детстве. Так, чтобы преодолеть тревожность, свойственную многим взрослым, необходимо стать независимым от социального окружения. Мышление в терминах социальных вознаграждений и наказаний приводит к возникновению зависимости от чужого мнения и стереотипов. Для обретения состояния счастья человеку необходимо научиться формировать и поддерживать вознаграждения внутри себя, развивать способность испытывать радость независимо от окружающих обстоятельств. Чтобы перестать зависеть от целей общества достаточно выстроить свою собственную систему целей, независимую от мнения большинства или навязанного из вне с определенными, чуждыми человеку, целями. Все, чему нужно научиться для обретения счастья это научиться наслаждаться и увидеть смысл жизни в самой течении жизни как таковой. Тогда никто не сможет ни управлять, ни навязывать ценности и приоритеты.

4. Человек, который не способен устоять перед такими искушениями как вкусная еда, секс, выпивка теряет способность управлять своей психической энергией. К примеру, алкоголики, объясняя свою тягу к спиртному оправдывают свои действия голосом природы, физической тягой, безысходным окружением. Тогда как объяснение тяги очень простое — желание избежать ответственности за свою жизнь.

5. Просто знание того, как избавиться от влияния окружающих мнений и суждений ничего не изменит, решительность и сила воли влияют здесь играют определяющую роль. Если знание применяется с целью изменить наши привычки и знания, то движение вперед становится медленным и болезненным.

6. На вопрос что может спасти от тревог и страха, автор книги отвечает просто: необходимо установить контроль над сознанием, позволяющим управлять качеством своего переживания.

7. Внешние события существуют для нас только в том случае, если мы их осознаем, сознание означает субъективно переживаемую реальность.

8. Чтобы научиться получать удовольствие и радость от созерцания картин, природы, обыденных предметов необходимо вложить немало психической энергии. Но без постоянной работы по совершенствованию умений и навыков невозможно достичь истинного наслаждения процессом. То же касается и музыки. Музыку важно не слушать, а слышать. Высокая концентрация позволяет получать удовольствие даже от тишины. Любое удовольствие: еда, музыка, секс, визуальные созерцания способны приносить радость только если человек контролирует процесс и вовлечен в него безоговорочно и полностью. Очень напоминает состояние осознанности.

9. Если заниматься и уделять внимание какой-либо задачи против своей воле, то психическая энергия будет тратиться понапрасну. Это касается как навязанного действия (попросили), так и к нелюбимой работы.

10. Для возникновения состояния потока у семьи должна быть общая целей, ценностей и приоритетов. Кроме долгосрочных целей должен быть сформулированный комплекс задач. Если цели в семье разные, то достичь потокового состояния практически невозможно.

11. Способность находить в неприятностях и откровенных несчастьях позитивную сторону — талант и редкий дар. Это касается и обычных неприятностей, связанных с потерей денег, друзей,работы и т. д. И глобальных событий, связанных с потерей здоровья. Таких людей Михай Чиксентмихайи называет аутотелическими личностями.

12. Аутотелические личности преобразует переживания, влекущие энтропию, в состояние потока. Такие люди придерживаются следующих правил: ставят цели, полностью погружаются в деятельность, уделяют внимание происходящему вокруг, учится радоваться сиюминутным переживаниям.

13. Внутренний конфликт у человека может возникнуть из-за того, что за психическую энергию борются много противоречащих желаний и целей. Прекратить конфликт можно только оделив важные цели от второстепенных и построить иерархию приоритетов между ними. Достичь этого можно двумя способами: vita activa — жизнь в действии или vita contemplativa — путь размышлений. Посредством vita activa человек постигает состояния потока через полное погружение в решение конкретных внешних задач.

14. Прежде чем вложить существенную часть психической энергии в какое-либо дело или цель спросите себя: действительно ли я хочу этим заниматься? Доставляет ли это мне истинное удовольствие? Смогу ли я в будущем наслаждаться достижением цели или результатом достигнутой цели? Стоит ли это дело цены, которую придется заплатить за достижение цели? Смогу ли я жить в мире с собой когда цель уже будет достигнута?

15. При условии, что цель выбрана правильно и есть решимость не сдаваться при первых трудностях, высокая сосредоточенность на своих действиях и событиях вокруг себя, времени на то, чтобы быть несчастным просто не останется.

16. Животные не могут сами себе причинить страдание, как это делает человек, находя причины извне быть несчастным. Психика животных не настолько развита, чтобы чувствовать отчаяние и негодование даже тогда, когда все их потребности полностью удовлетворены. Человек испытывает психическую энтропию именно потому, что способен видеть в том числе цели, которые он не способен достичь. Разум человека способен осознавать не только актуальное положение вещей, но и потенциально возможное. В условиях множества задач человек впадает в тревогу, а при их отсутствии начинает скучать.

17. Чтобы в страданиях обрести цель нужно увидеть в них задачу себе по целям. Например, если человек сирота, которую обделяли в детском доме или не выдали полагающуюся недвижимость, то он может обозлиться или использовать полученный негативный опыт и стать, например, адвокатом, защищающим права сирот. К такому исходу сложностей и проблем в жизни следует стремиться каждому!

Вам так же будет интересно

positive-emotion.ru

Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»

Основные идеи

  • Поток – состояние оптимального переживания человека, полное слияние со своим делом. Приносит чувство воодушевления и особую радость.
  • Невзирая на различие культурных уровней, все люди описывают состояние радости примерно одинаково.
  • Люди, научившиеся контролировать свои переживания, могут сами влиять на качество своей жизни.

Три десятилетия назад в психологии родился и быстро завоевал популярность термин, который вызывает ассоциации с чем угодно, только не с академической наукой, – «поток» (flow). Это состояние оптимального переживания человека – полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…

Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил его, исследуя жизнь творческих личностей, но «поток» – не исключительное достояние каких-то особых людей. «Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. А состояние «потока» – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

Господство над судьбой

Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.

Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.

Это, однако, происходит не только, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба.

Счастье

Счастье – это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от того, как мы их интерпретируем.

Счастье – это состояние, к которому каждый должен готовиться, выращивать его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Оптимальное переживание

Вопреки распространенному мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного восприятия. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в усилии добиться чего-то трудного и ценного.

Как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов

Мы сами порождаем оптимальное переживание: когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.

Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, через которые можно раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости – и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.

Любимое дело

Первой неожиданностью была высокая схожесть ощущений, испытываемых людьми во время того, когда они занимались своим любимым делом и у них это хорошо получалось. Так, пловец, пересекающий пролив Ла-Манш, испытывал чувства, очень похожие на те, которые переживал шахматист во время напряженного турнира, или на те, что испытывал альпинист, преодолевающий трудный участок скалы на пути к вершине.

О подобных впечатлениях рассказывал и музыкант, работающий над сложным музыкальным пассажем, и чернокожий подросток из бедных кварталов Нью-Йорка, участвующий в финале баскетбольного первенства, и многие, многие другие.

Невзирая на различие культурных уровней, степень экономического благосостояния, люди описывали состояние радости одинаково

Второй неожиданностью было то, что, невзирая на различие культурных уровней, степени экономического благосостояния, социальной принадлежности, пола, возраста этих людей, все они описывали состояние радости примерно одинаково. Их занятия при этом весьма различались: пожилой кореец медитировал, молодой японец носился на мотоцикле с бандой рокеров, жительница альпийской деревни ухаживала за животными, но описание переживаний почти совпадало.

Более того, объясняя, почему это занятие приносит им радость, люди указывали на сходные причины. Можно с уверенностью сказать: как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов.

Радость в повседневности

В ходе развития человечества каждая культура вырабатывала определенные защитные механизмы, облегчающие человеку его существование. Сюда относятся и религия, и искусство, и философия. Одной из их задач было помочь человеку справиться с разрушающим воздействием вселенского хаоса, помочь поверить, что человек может контролировать то, что с ним происходит, помочь почувствовать удовлетворение жизнью и судьбой.

Однако подобные механизмы обеспечивают только временную защиту. Со временем устоявшиеся религиозные верования «изнашиваются», утрачивая способность обеспечивать необходимое нам душевное спокойствие.

Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления

Лишенные духовной опоры, люди часто находят решение проблемы удовлетворенности жизнью в коллекционировании всевозможных удовольствий и развлечений, основанных на генетических программах или определяемых обществом. Многие сегодня идут по жизни, руководствуясь жаждой богатства, власти или секса.

Однако качество жизни нельзя повысить таким способом. Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности.

Придать смысл

Для того чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание, недостаточно просто научиться контролировать содержание своего сознания в каждый данный момент. Необходимо также иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.

Если просто переключаться с одного вида потоковой деятельности на другой без всякой связи между ними и без всяких глобальных перспектив, то очень вероятно, что, оглянувшись назад на прожитую жизнь, вы не обнаружите в ней смысла. Задача теории «потока» – научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях.

Цели – в себе

«Аутотелической личностью» мы называем человека, способного превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи. Это человек, который никогда не скучает, редко тревожится, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а взявшись за какое-либо дело, легко увлекается им, входя при этом в состояние потока.

Сам термин «аутотелическая личность» обозначает «личность, цели которой находятся в ней самой», он отражает самодостаточность, автономность личности, ее способность самостоятельно ставить цели. Для большинства людей цели, как правило, задаются биологическими инстинктами или формируются обществом, то есть источники целей находятся «вовне».

У аутотелической личности большая часть целей вытекает из сознательной оценки своих переживаний и отражает ee истинные потребности. Аутотелическая личность способна трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока».

Жить «вопреки»

Примеры того, как люди находят в жизни «поток», несмотря на выпавшие им несчастья, собрал и обработал профессор Миланского университета Фаусто Массимини. В одну из изучаемых им групп входили молодые люди, в результате травм или несчастных случаев получившие паралич конечностей. Одним из самых неожиданных результатов его исследований было то, что даже спустя годы после происшедшего с ними несчастья эти люди неоднозначно оценивали трагический случай, изменивший их жизнь.

С одной стороны, это была трагедия. Но с другой, именно она открыла для них неведомый, намного более совершенный мир – мир «ограниченного выбора». Те пациенты, которые смогли справиться с новыми задачами и проблемами, возникшими вследствие их увечья, говорили о появлении у них ясных и отчетливых целей в жизни, которых не было раньше. При этом молодые люди испытывали настоящую гордость от того, что научились жить не «благодаря», а «вопреки».

Восемь компонентов «потока»

Когда люди описывают свои переживания в моменты радости, они упоминают как минимум один из следующих компонентов (а нередко и все восемь):

  • Выполнимость деятельности, достижимость цели, решаемость задачи.
  • Возможность сконцентрироваться на том, что человек делает.
  • Четкие цели.
  • Четкая и немедленная обратная связь для корректировки движения к цели.
  • Полная поглощенность проблемой, освобождение сознания от забот и тревог повседневной жизни.
  • Ощущение полного контроля за происходящим.
  • Отсутствие у человека в потоке мыслей о себе самом (однако после того, как человек побывал в «потоке», его индивидуальность становится более сильной, более яркой).
  • Ощущение течения времени в процессе «потока» может варьировать в широких пределах: секунды тянутся как часы, часы пролетают как секунды.

Комбинация всех этих условий вызывает то чувство глубокой радости, ради которого испытавшие его люди готовы снова и снова затрачивать невероятное количество усилий и времени.

Об эксперте

Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) – автор термина и теории «потока», один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира. Профессор Клермонтского колледжа, автор полутора десятков книг, в числе которых и знаменитая «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).

Читайте также

www.psychologies.ru

Жить в состоянии потока… | Сайт психолога Светланы Пилюгиной

Жить в состоянии потока…

Тридцать лет назад в психологии родился новый термин – «поток» (flow): состояние оптимального переживания человека, полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь ни времени, ни самого себя, когда вместо усталости постоянно чувствуешь прилив энергии…

Американский психолог Михай Чиксентмихайи, один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира, обнаружил это состояние, исследуя жизнь творческих людей. Но «поток» не является исключительным достоянием особенных личностей. Состояние «потока» может испытывать любой человек, и это одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

«Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Согласно Чиксентмихайи, переживанию потокового состояния способствуют:

• Ясные цели (различимые ожидания и правила).

• Высокая степень концентрации внимания на ограниченной сфере  (человек концентрируется на деятельности, глубоко в неё погружается).

• Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.

• Искажённое восприятие времени.

• Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).

• Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта ни слишком лёгкой, ни слишком сложной).

• Ощущение полного контроля над ситуацией и деятельностью.

• Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Рассматриваемое состояние получило название потока, потому что во время интервьюирования испытуемые описывали свои переживания, используя метафору несущего их потока.

Нейробиолог Джон Лерер, опираясь на современные исследования, объясняет, как «поток» связан с работой мозга. Когда мы сосредоточены на проблеме, у нас активно левое полушарие, ответственное за логическое мышление. Но когда отвлекаемся, в правом полушарии происходит всплеск гамма-волн (диапазон частот 38 – 70 Гц, в некоторых источниках 38 – 100 Гц). Мозг переключается и вместо простого перебора вариантов начинает искать неочевидные совпадения — и видит ответ: «Эврика!»

Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.

В течение более чем двух с половиной тысячелений практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного, от кендо до икебаны). Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.

Вы, наверное, уже поняли, что «поток» – это попросту говоря ВДОХНОВЕНИЕ…

М.Ч.: «Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.

Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода.

Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера.

Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.

Это, однако, происходит не только когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба».

Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) – профессор Клермонтского колледжа, автор книг, в числе которых – знаменитая книга «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).

 

piliugina.ru

Поток (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Поток.

Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.

Абрахам Г. Маслоу называл потоковые состояния пиковыми переживаниями.[1]

Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека. [источник не указан 981 день]

Черты потока

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

  • Ясные цели (различимые ожидания и правила).
  • Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
  • Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
  • Искажённое восприятие времени.
  • Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
  • Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
  • Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
  • Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Видео по теме

Происхождение термина

Рассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».

Потоковое состояние группы

Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:

  • Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
  • Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
  • Совместный организованный труд.
  • Фокус на целевой аудитории.
  • Продвижение существующей (прототипирование).
  • Визуализация, повышающая эффективность.
  • Разнообразие участников.

Пересекающиеся сферы

Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.

В течение более чем двух с половиной тысячелетий практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.

В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».

Примечания

  1. ↑ Абрахам Г. Маслоу. Пиковые переживания. В кн.: Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: АСТ:Астрель, 2009. - 704с. -(Хрестоматия по психологии).- 374 - 382 с. ISBN 978-5-17-058328-7 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-23290-9 (ООО «Издательство Астрель»)

См. также

Литература

  • Чикесентмихайи Михай (2013) Эволюция личности. Москва. Альпина нон-фикшн. ISBN 978-5-91671-129-5
  • Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco, 1975.
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper and Row. ISBN 0-06-092043-2
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1996). Creativity : Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York: Harper Perennial. ISBN 0-06-092820-4
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1998). Finding Flow: The Psychology of Engagement With Everyday Life. Basic Books. ISBN 0-465-02411-4 (a popular exposition emphasizing technique)
  • Gardner, Howard, Csikszentmihalyi, Mihaly, and Damon, William (2002). Good Work: When Excellence and Ethics Meet. New York, Basic Books.
  • Geirland, John (1996). «Go With The Flow». Wired magazine, September, Issue 4.09.
  • Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. Переживание потока. В кн.: Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: АСТ:Астрель, 2009. - 704с. -(Хрестоматия по психологии).- 383 - 387 с. ISBN 978-5-17-058328-7 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-23290-9 (ООО «Издательство Астрель»)

Ссылки

На английском языке

www.wikipedia.green

Поток (психология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Поток.

Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.

Абрахам Г. Маслоу называл потоковые состояния пиковыми переживаниями.[1]

Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека. [источник не указан 988 дней]

Черты потока

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

  • Ясные цели (различимые ожидания и правила).
  • Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
  • Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
  • Искажённое восприятие времени.
  • Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
  • Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
  • Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
  • Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Происхождение термина

Рассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».

Потоковое состояние группы

Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:

  • Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
  • Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
  • Совместный организованный труд.
  • Фокус на целевой аудитории.
  • Продвижение существующей (прототипирование).
  • Визуализация, повышающая эффективность.
  • Разнообразие участников.

Пересекающиеся сферы

Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.

В течение более чем двух с половиной тысячелетий практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.

В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».

Примечания

  1. ↑ Абрахам Г. Маслоу. Пиковые переживания. В кн.: Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: АСТ:Астрель, 2009. - 704с. -(Хрестоматия по психологии).- 374 - 382 с. ISBN 978-5-17-058328-7 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-23290-9 (ООО «Издательство Астрель»)

См. также

Литература

  • Чикесентмихайи Михай (2013) Эволюция личности. Москва. Альпина нон-фикшн. ISBN 978-5-91671-129-5
  • Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco, 1975.
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper and Row. ISBN 0-06-092043-2
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1996). Creativity : Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York: Harper Perennial. ISBN 0-06-092820-4
  • Csikszentmihalyi, Mihaly (1998). Finding Flow: The Psychology of Engagement With Everyday Life. Basic Books. ISBN 0-465-02411-4 (a popular exposition emphasizing technique)
  • Gardner, Howard, Csikszentmihalyi, Mihaly, and Damon, William (2002). Good Work: When Excellence and Ethics Meet. New York, Basic Books.
  • Geirland, John (1996). «Go With The Flow». Wired magazine, September, Issue 4.09.
  • Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. Переживание потока. В кн.: Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: АСТ:Астрель, 2009. - 704с. -(Хрестоматия по психологии).- 383 - 387 с. ISBN 978-5-17-058328-7 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-23290-9 (ООО «Издательство Астрель»)

Ссылки

На английском языке

wiki.sc

Поток. Психология оптимального переживания. Краткое содержание.: gornik

Я, наконец, дозрел до того, что бы делать конспекты прочитанного. Как раз закончил читать давно ждавший меня Поток. Важнейшая книга, особенно для тех, кто переживает кризис среднего возраста или просто несчастлив. По степени воздействия могу ее сравнить только с Семь навыков высокоэффективных людей, которую я обязательно тоже законспектирую.

Таким образом, открываю новую рубрику в моем ЖЖ: книги.

Основной жизненный вопрос после удовлетворения элементарных потребностей - "и что, это всё?". Это экзистенциальный кризис. Кризис среднего возраста.

Причина неудовлетворенности, беспокойства - отсутствие упорядоченности, понимания что делается и зачем. Культура и религия - лишь суррогаты, призванные дать шаблоны упорядоченности, которые далеко не факт что подходят каждому. И далеко не факт что хороши в каждой отдельно взятой ситуации.

Сознание - это целесообразно упорядоченная информация. Намерения (интенции) - упорядочивают информацию в сознании. Это факт желания, без пояснения причины желания.

«Я» - это иерархия мотивов, по сути, набор приоритетов, через которые фильтруется входящая информация. «Я» является совокупностью сознания, т.е. сознание определяет «Я» и наоборот, это система с положительной обратной связью.

Удовольствие - это удовлетворенное намерение, желание.

Радость содержит в себе что-то новое, некоторый рост, открытие. Радость возникает только как результат концентрации внимания, развития. Радость развивает «Я» и, таким образом, сознание.

Радость возникает в результате работы в состоянии «потока». Как результат личностного роста.

Что бы быть счастливым нужно научиться всё время быть в состоянии потока, при любых занятиях.

Признаки состояния потока потока:— сложная деятельность, требующая умения— полная концентрация, потеря осознания себя (Я) в процессе, «поток»— отсутствие вопроса "зачем я это делаю?"— отсутствие рефлексии, изменение чувства времени— ясные цели и обратная связь— ощущение контроля над ситуацией— смысл занятия в самом занятии (аутотеличность)

Типы потоковых занятий:— соревнования— альтернативная реальность (театр и прочее)— случайные игры (азарт)— изменение сознания (аттракционы, прыжки с парашютом)

Аутотелическая личностьАутотелическая личность это личность чьи цели находятся в ней самой.

— она ставит конкретные и выполнимые цели и декомпозирует их на задачи. — она сосредоточена на действии, на процессе выполнения задач, полностью погружается в процесс— она уделяет внимание происходящему вокруг и является частью мира, жизни, вкладывает силы в систему, в которую включена, ради процесса, а не ради результата. Открыта для внешнего, а не сконцентрирована на себе— умеет радоваться сиюминутным переживаниям

Нельзя быть слишком эгоцентричным (сосредоточенным на своих личных целях) или застенчивым (погруженным в себя), нужно уметь отдаться делу целиком, слиться с окружающей реальностью.

Но и плохо когда нет правил, принципов, не понятно как поступать (что хорошо а что плохо), плохо когда возникает отчуждение, когда принуждают слишком много заниматься бессмысленным. Оно же - нарушение внимания (фрагментирование внимания, отсутствие цели) и излишнее сосредоточение на себе. Оно же причина тревоги и скуки.

СемьяСемья требует переосмысления целей и приоритетов, смены целей, прежде всего от мужчины. Семья, как и дружба - требуют постоянного вложения психических сил и энергии. Дружба обычно характеризуется общими интересами, исследованиями, тогда как семья предоставляет эмоциональный базис и защиту. Хотя могут быть и совмещены.

Семейные порядки, которые воспитывают умение быть счастливым

— ясность в отношениях и четкая обратная связь— интерес родителя к ребенку и его текущему состоянию (а не будущему)— возможность выбора у ребенка, поступать, так как он хочет, и отвечать за последствия— общность и доверие в семье, что бы ребенок не тратил время на защиту— наличие посильных задач для ребенка возрастающей сложности для постоянного личностного роста

Тело и потокЙога и восточные единоборства как экстрим контроля тела и потока. Нирвана, потеря собственного «Я» - лишь далекая цель, возможно нереальная, а остальные стадии полностью соответствуют определению потока. Спорт, простое движение, еда, секс, музыка, созерцание - все это можно переживать как поток (а можно и не переживать) и совершенствовать. Важно не скатиться в простое вожделение простых удовольствий (прелюбодеяние и чревоугодие), а пытаться всё время открывать новое и воспринимать это занятие как искусство.

Мозг и потокТренировка памяти важна, т.к. только человек с хорошей памятью может быть самодостаточным и находить источники потока внутри себя. Другим требуются внешние стимулы: пустое общение, телевизор, чтение, наркотики. Развить память очень просто - надо выбрать интересную область и начать запоминать ключевые интересующие моменты.

Искусство говорить и общаться как поток. Сочинять и творить.

Потоку в работе чаще всего мешают: однообразие задач, конфликты с подчиненными, перегрузка.

СтрессИногда всё равно приходится тяжело, плохие вещи случаются. Как бороться со стрессом?

— неэгоистичная самоуверенность, уверенность, что всё будет хорошо: «что бы не делалось, то к лучшему»— сконцентрированность на внешнем мире, а не на себе и не на проблеме: что мне мешает, и какие могут быть решения. Без паники.— умение открывать новые решения, открытость к своим реальным ощущениям, а не навязанным стереотипам

Смысл жизниДаже если человек умеет входить в поток в работе и с друзьями и с семьей это не значит что он хороший или даже просто целостный.

В конце концов, работа, друзья, всё это может внезапно закончиться и что тогда? Нужна общая цель, смысл жизни. Такая, из которой можно делать конкретные осмысленные шаги. Смысл жизни в том, что бы придать ей смысл.

Цели могут быть принятыми (из вне) или открытыми. И то и то может быть хорошо, но принятое рискует быть плохим, если система, которая его породила (например общество) само больно. Возьмем фашистов, которые в состоянии потока убивали людей в лагерях. А открытые цели могут сильно противоречить обществу и даже быть опасными, казаться всем ненормальными.

Свобода - это выбор. Наша культура дает нам свободу выбора, которая позволяет нам увидеть множество возможностей и захотеть их. Поэтому требуется прикладывать усилия к постановке целей и самопознанию. Свобода - это вызов. Мы уже откусили от плода познания и животное счастье в неведении нам недоступно.

Единственный способ преодолеть внутренний конфликт множества целей и желаний - упорядочить их, расставить приоритеты. Сделать это можно двумя способами - действиями и размышлениями (рефлексией). Действие позволяет упорядочить сознание не смотря ни на что, но есть опасность в какой-то момент осознать, что поставленной цели недостаточно, что бы придать смысл всей жизни. А рефлексия без действия бессильна. Опять же, нужен баланс.

Культуры можно разделить на три грубых типа: чувственные (простые удовольствия, общество потребления), идеалистические (идея: фашизм, коммунизм) и идеациональные (правильный баланс). Так и личность ищет баланс между дифференциацией и интеграцией.

В простейшей модели личность проходит три этапа развития: достижение минимального необходимого личного физического комфорта, интеграция с обществом (семья, компания, государство), осознание своих границ и интеграция с общей идеей, идеалом, философией.

Не все проходят все этапы и не обязательно в этом порядке, есть модели, где этапов больше. Большинство останавливается на втором, после интеграции. Немногие доходят до конца третьего.

Жизнь это игра с собственными целями и правилами, достижение независимости, уверенности в собственных силах, осознание своей уникальности и ограниченности своих возможностей, понимание и приспособление к силам за пределом нашей индивидуальности. Это - путь контроля над сознанием. Никто не заставляет этим заниматься, но если этого не делать, мы можем упустить свой шанс и в конце горько об этом пожалеть, поняв, что жизнь прожита зря.

-------------------------------------Я в: Facebook, Twitter, ВКонтакте

gornik.livejournal.com