Дешевая-обувь.рф

Сравнение петель из нейлона и Дайнимы. Стропа нейлоновая


Dyneema. Так ли страшен черт, как его малюют? — Risk.ru

Про дайнему и кевлар, получающие все большее распространение в альпинистской практике, на Риске сказано уже немало слов, зачастую – скептических. Бесспорно, недостатки у этих материалов есть, но не слишком ли они преувеличены на практике? Думаю, поклонникам стиля «фаст и лайт» или, как говорится, любителям «легкой жизни» бальзам на душу прольют ответы на вопросы о применении в альпинизме новейших материалов главы комиссии по безопасности DAV Криса Земмеля.

Источник - журнал bergundsteigen №3/2012 перевод - VGr

Снова и снова на альпинистских курсах задаются одни и те же вопросы: «а можно ли завязывать узлы на петлях из дайнемы?». «Какой узел лучше на них применять?». «Порвется ли петля из дайнемы, если использовать ее для самостраховки и сорваться на нее?». «Будет ли работать схватывающий узел из дайнемовой петли и не расплавится ли он?»…… Итак, - по порядку:

Нейлон, дайнема, кевлар.

Все эти названия – ставшие нарицательными торговые марки разных полимерных волокон имеющие отличающиеся друг от друга свойства.Нейлон (и его ближайшие родственники: капрон, перлон) – полиамидное волокно (PA), давно применяемое при изготовлении веревок и строп. В представлении не нуждается.«Дайнема» (Dyneema®) – торговый знак фирмы DSM – волокно из высокомолекулярного полиэтилена (HPPE). Аналог из того же материала с другим названием – «Спектра» (Spectra®). Волокна очень скользкие, намного прочнее нейлона, но менее упругие, более легкоплавкие. Дайнема белого цвета и практически не может окрашиваться.Кевлар и его многочисленные аналоги – технора (Technora ®), номекс (Nomex ®), тварон (Twaron ®), СВМ, Армос, Русар – арамидные волокна (Aramid). Также много прочнее нейлона. Главная особенность этих волокон – высокая температура плавления. Тоже очень плохо окрашивается, типичный цвет волокон - светло-бежевый.

(Для полноты картины, можно упомянуть еще два вида волокон:полипропилен (РР). Веревки из этого волокна довольно распространены в водных видах спорта, но в горах их использование не рекомендуется из-за низкой устойчивости к ультрафиолету, сравнительно малой прочности и легкости перерезания острыми кромками скал. Полиэстер (PET) – полиэфирное волокно. Торговые марки – лавсан, дакрон, терилен, тезил, тергаль… По сравнению с нейлоном, более стоек к УФ излучению и износу. Прочность и температура плавления примерно такая же, как у нейлона, эластичность – намного меньше. В альпинистских веревках и шнурах некоторых фирм применяется для изготовления оплетки – прим. переводчика).

Применение дайнемы и кевлара в альпинистском снаряжении.

Дайнема широко применяется при изготовлении строп, оттяжек и петель. В розницу на метры не продается, так сказать «во избежание…» - материал очень скользкий и не должен связываться узлом в петлю, а может только сшиваться. Более широко распространен так называемый «меланжевый» материал - из смеси дайнемы с нейлоном. (нейлоновые нити, как правило, окрашены в яркие цвета) – Рис 1 Рис 1. Внешний вид петель: из дайнемы (слева), меланжевой ткани (дайнема+нейлон) (в центре) и чистого нейлона (справа).

Кроме строп, дайнема и кевлар используется и в репшнурах. В альпинистских шнурах оплетка, тем не менее, делается из обычного нейлона - для некоторой защиты от ультрафиолета, увеличения надежности завязанных узлов и исключения расплавленияя (для репшнуров с сердцевиной из дайнемы). – Рис. 2.

Рис. 2. Репшнуры с сердцевиной из кевлара (слева) и дайнемы (справа). Оплетка обоих шнуров – из нейлона.

Возвращаясь к практике, отвечаем на частые вопросы:

1. Если использовать для самостраховки на станции петлю из дайнемы не порвется ли она при падении на нее? - На испытаниях падающей стальной 80-кг болванкой, при достаточной высоте падения – ДА, порвется! Причем, при таких условиях порваться может и нейлоновая стропа – см. известную информацию от фирмы DMM. На практических испытаниях учебной группы DAV и курсов гидов VdBS, при использовании падающего груза в виде наполненной песком автопокрышки (более точно имитирующей человеческое тело), при падении с фактором 2(!) 120-см петли с тремя узлами (стремя в карабине, «удавка» на грузе и «дубовый» узел для укорочения петли) не рвались. Ни нейлоновые, ни смешанные (РА/РЕ), ни дайнемовые! Полная глубина падения при этом составляла 2,1 м. При увеличении глубины падения до 4м, рвались петли из всех материалов.Вывод: в любом случае, падение на самостраховку из стропы или репшнура опасно. Даже если самостраховка выдержит, благодаря упругости человеческого тела, возникающие при этом перегрузка близка к предельно допустимой для организма. Считать, что лучше не использовать самостраховку вообще, чем использовать для этого петли из дайнемы тоже неправильно. Лучше сформулировать так: ни в коем случае нельзя срываться на дайнемовые или нейлоновые петли самостраховки с большой высоты.

2. Можно ли завязывать узлы на петлях из дайнемы? - Да, вполне можно. Поскольку этот скользкий материал продается в виде сшитых петель, применя для связывания концов узлы, проскальзывающие при малой нагрузке, нет необходимости. Статическая прочность дайнемовой петли с узлом проводника – 11кН, с восьмеркой – 17 кН, с двойным булинем – 24 кН. Можете завязывать проводник на сшитой петле. Для большей надежности выбирайте двойной булинь. Его легче развязать при необходимости. Кстати, из-за старения или динамичного нагружения, действительная прочность может оказаться на 30-50% ниже измеренной при статической нагрузке, так что в центральном пункте станции лучше использовать именно двойной булинь, завязав его на станционной петле раз и навсегда.

Способ завязывания двойного булиня для для этого описан здесь.

Рис. 3. Последовательность завязывания петли двойным булинем.

3. Если все же произошло падение на станцию, узел в центральном пункте сильно затягивается. Не возможно ли при этом расплавления дайнемы в узле? - Поверхностное оплавления при этом образуются, подобно тем, что можно видеть на оплетке обычной веревки при слишком быстром спуске партнера на скалодроме. Но такое же легкое оплавление появится и на нейлоновой стропе. Полное переплавление петель в этой ситуации невозможно, поскольку, как и при работе узла УИАА, трение происходит не в единственном локальном месте.

Конечно, пропускать связочную веревку в петлю и спускать через нее партнера (будущего «бывшего» партнера :-)) – катастрофическая ошибка. Поведение в этой ситуации нейлона и дайнемы, испытывалось на курсах швейцарских горных гидов. Мы рассуждали так: Петли из дайнемы имеют меньшее поперечное сечение, а их температура плавления ниже, чем у нейлона. С другой стороны, дайнема более скользкая, трение меньше, поэтому ее поверхность меньше нагревается. Не компенсируют ли эти факторы друг друга? Так оно и оказалось на практике. При спуске добровольца через петлю (при одинаковой скорости), 16мм нейлоновая петля пережигалась веревкой через 4,8 м спуска, а 8мм дайнемовая – через 4,2 метра. Точнее, петли не расплавлялись в буквальном смысле, а перетирались из-за комбинированного действия повышенной температуры и механического «перепиливания» сравнительно грубой оплеткой веревки. Опасение, что дайнема опасна для блокировочных петель станции из-за ее низкой температуры плавления не подтвердились. Кстати, петли из кевларового репшнура на этих испытаниях перетереть вообще не удалось.

4. Можно ли использовать схватывающие узлы из дайнемовых репшнуров или петель? Держат ли они вообще? Не перегорит ли прусик при спуске? Можно ли использовать дубовый узел в петле для прусика, или петлю надо связывать пакетным узлом или грейпвайном? - Сначала – о репшнурах с сердечником из дайнемы и оплеткой из нейлона. Тут ответ однозначен – ДА! Такой репшнур толщиной 5,5мм пригоден для всего – для прусиков, блокировок станций, даже для удлинительных петель на промежуточных точках страховки. Об узлах так же можно не беспокоиться. Поскольку при срывах пиковая нагрузка длится короткое время (0,2…0,5 секунд), даже дубовый узел (предварительно затянутый и с достаточно длинными, не менее 5 см, свободными концами) просто не успеет развязаться или проскользнуть на репшнурах из дайнемы с нейлоновой оплеткой. То же относится и к репшнурам с кевларовой сердцевиной. Конечно чем больше изгибов веревки в узле, тем больше трение и тем больше нагрузка при которой этот узел начнет развязываться или проскальзывать. Если вы хотите максимальной надежности – используйте для связывания репшнура в петлю простой или усиленный грейпвайн или, как компромисс – пакетный узел – рис. 4.

Рис. 4. связывание концов репшнура пакетным узлом. Рис. 5. Схема связывания концов шнура усиленным грейпвайном.

Что касается использования коротких сшитых петель из дайнемы для прусиков, пережигание петель при самостраховке на спуске не представляет большой опасности. Как было описано выше, из-за меньшего трения меньше и нагрев материала петли. Но из-за меньшего трения меньше и сила схватывания прусика, что является важным при подъемах из трещин или использовании в полиспастах. Так что, в этом случае приходится делать в схватывающих узлах побольше витков – в прусиках – не менее 3-х, в автоблоке или клемхейсте – не менее 4-х.

5. Не безумие ли – нагружать тонкие петли из дайнемы через острые скальные ребра? - опасность нагрузки на острой кромке лучше рассматривать как сопротивление материала разрезанию. Конечно, при маятниковом движении, любая петля может быть перерезана острой скальной кромкой. Но дипломные работы Петера Риша и Михаэля Бюкерса из Мюнхенского технического университета наглядно показали преимущества в этом отношении дайнемы над нейлоном. При поперечном разрезе дайнема в 6…7 раз устойчивее нейлона. Так что можно быть спокойным! 5,5 мм репшнур из дайнемы с нейлоновой оплеткой перерезать не легче, чем обычную нейлоновую веревку диаметром 9,2 мм. Устойчивость кевлара к разрезу при таких условиях меньше, но все же вдвое превосходит нейлон. Так что можно с чистой совестью накидывать дайнемовые и кевларовые петли и шнуры на острые скальные блоки, продевать через «песочные часы» и использовать репшнуры из этих материалов для верхней страховки.

6. Не слишком ли чувствительны петли из дайнемы и кевлара к УФ излучению? Боится ли кевлар нагрузки на изгиб? Намного ли меньше срок службы этих материалов по сравнению с нейлоном? - Устойчивость к УФ лучам постоянно обсуждается на интернет-форумах и на альпинистских курсах. Потеря прочности при действии солнечных лучей важна тогда, когда материал постоянно находится под открытым небом. Это актуально для «общественных» спусковых петель или стационарных оттяжек на скалах. «Личные» петли и шнуры страдают лишь из-за легко распознаваемого механического износа.

Устойчивость материалов к УФ лучам исследовал Стефан Дюррбек в центре полимеров г. Вюрцбурга. Оказалось, что материалы с одной стороны, имеют разную степень потери прочности из-за УФ излучения, но с другой – УФ лучи проникают в разных материалах на разную глубину – рис. 6.

Рис. 6. Действие УФ излучения на материалы – глубина проникновения лучей и степень потери прочности. Желтый цвет обозначает незначительную потерю прочности, зеленый - более сильную.

Таким образом, можно сделать выводы: - Глубина проникновения УФ лучей в нейлон и арамид незначительна. Все материалы с нейлоновой оплеткой стареют только снаружи, Сердцевина, несущая основную нагрузку оказывается надежно защищенной от излучения оплеткой. - Глубина проникновения УФ лучей в полиэтиленовые волокна очень велика. Хотя относительная потеря прочности дайнемы при этом меньше, чем у нейлона, общий ущерб прочности оказывается сильнее. Дайнема, не защищенная нейлоновой оплеткой существенно теряет прочность под действием солнечного излучения. - В арамидное волокно УФ лучи проникают неглубоко, а относительная потеря прочности под действием излучения меньше, чем у нейлона.

К старым спусковым петлям из дайнемы надо относиться гораздо осторожнее. Но кто же оставляет такие петли на спуске? В основном, старые спусковые петли из строп без оплетки опаснее, чем сделанные из репшнура. Для личных петель, при обычном использовании, старение на солнце не представляет большой угрозы. Списывать в утиль такие материалы надо при отчетливых следах механического износа или после официально допускаемых 10 лет эксплуатации. Даже и после этого срока петли и шнуры, скорее всего, сохранят достаточную прочность, но гарантия производителя уже потеряет юридическую силу.

Наконец, о чувствительности кевлара к изгибающим нагрузкам. Эта опасность актуальна при нескольких десятках тысяч циклов изгиба в локальном месте и не представляет на практике большой угрозы.

Резюме.

И у меня первоначально были сомнения. Висение над пропастью на тонкой ниточке сильно давит на психику. Но этот страх нерационален. Если вы привыкнете к тонким дайнемовым петлям, вы уже не захотите отказаться от них. Кроме малого веса и толщины, такие петли обладают следующими преимуществами:

· Компактно размещаются в рюкзаке или на беседке. · Удобны для продевания в «песочные часы» или в накидывания на крючья с помощью удавки. · Благодаря низкому трению и малой растяжимости, очень удобны для полиспастов, · В крайнем случае, могут использоваться для схватывающих узлов – можно не носить специально для этой цели нейлоновые петли.

Шнуры из дайнемы с нейлоновой оплеткой имеют следующие достоинства: · Благодаря большей прочности по сравнению с чисто нейлоновыми (того же диаметра), они более универсальны – подходят для организации станций, в качестве удлинителей и т.д.) · Идеальны при использования в схватывающих узлах. При использовании репшнура вместо сшитой петли, можно сэкономить карабин. · По сравнению с петлей, переносимой через плечо, репшнур можно в любой момент снять (не снимая рюкзака) и использовать на полную длину.

По сути, петли из дайнемы длиной 240 см – это убирающееся в кулаке универсальное оружие, подходящее для накидывания на большие блоки, блокировки точек на станциях и для спасательных работ.

www.risk.ru

Ошейник для собаки своими руками: пошаговая инструкция

Как оказалось, сделать ошейник для собаки своими руками совсем не сложно, если знать основной принцип сборки всех деталей. Вам потребуется подыскать лишь необходимую фурнитуру и оригинальную ленту, которая будет служить основой ошейника.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию по изготовлению самого важного аксессуара для вашего четвероногого друга. Вы узнаете, как сшить ошейник из нейлоновой стропы.

к оглавлению ↑

С чего следует начать

Первое, с чего следует начать — это измерить обхват шеи собачонка. Если под рукой нет метра, можно ориентироваться по старому ошейнику.

Для того, чтобы ошейник можно было регулировать, обязательно не забываем добавить несколько сантиметров на швы и крепления.

Чтобы определить, какой длины необходимо взять стропу с учётом всех креплений, необходимо измерить обхват шеи животного и полученную цифру умножить на 1,7.

Например, обхват шеи моего Джека составляет 32 см. Для возможности дальнейшей регулировки ошейника и для учёта припусков на швы, я помножила 32 на 1,7, и получила 54,4 см. Вот такую длину стропы я и использовала.

Далее, необходимо определиться не только с длиной, но и с шириной нейлоновой стропы. Выбор стропы будет полностью зависеть от размера, породы и возраста четвероногого. Если взять слишком тонкую, то ошейник будет больно врезаться в шею. Если же стропа будет слишком широкая, то собаке будет тяжело дышать. Для щенков подойдёт стропа шириной примерно 1,5 см. Размеры материалов, которые я использовала в своём мастер-классе, подойдут собакам мелких и средних пород.

к оглавлению ↑

Материалы и фурнитура

Итак, вот что нам понадобится для работы:

  • Нейлоновая стропа шириной 2,5 см.
  • Пластиковая застежка «фастекс» (2,5 см).
  • Пластиковая двухщелевая пряжка (2,5 см).
  • Полукольцо (2,5 см). Полукольцо должно быть изготовлено из прочного металла, чтобы при рывке оно не разогнулось, и собачка не убежала. Ведь именно к этому полукольцу и будет пристёгиваться поводок.
  • Для синего ошейника в белый горошек (как на фото в самом конце этого поста), помимо стропы вам понадобится лента с рисунком. Вот только её лучше брать немного меньше по ширине (2 см), чтобы края ленты не торчали.

Размер фастекса, пряжки и полукольца 2,5 см измеряется по ширине отверстий, в которые будет продеваться стропа.

к оглавлению ↑

Шьём ошейник

Берём застежку «фастекс», расстёгиваем её и продеваем стропу в одну из частей застёжки.

Загибаем конец продетой стропы на 5 см и пришиваем его к основной стропе, как можно ближе к фастексу. Для того, чтобы шов был крепким и надёжным, делаем несколько рядов строчки.

Далее, через свободный длинный конец стропы продеваем металлическое полукольцо. Стараемся сдвинуть его как можно ближе к проделанному шву.

Прострачиваем ещё один шов параллельно первому, чтобы закрепить полукольцо. И точно также, для прочности изделия, делаем несколько рядов строчки.

Ну вот, полукольцо надёжно вшито в ошейник.

И опять берём свободный длинный конец стропы и продеваем через него пластиковую двухщелевую пряжку. На какое расстояние по стропе вы продвинете пряжку, не имеет значения (примерно посередине всей длины).

Следом за пряжкой, на стропу надеваем вторую половину застёжки «фастекса». Это выглядит так.

Далее нам необходимо свободный край стропы снова продеть через двухщелевую пряжку, только уже под продетой ранее частью стропы. Чтобы это было легче сделать, первую часть стропы нужно немного расслабить, чтобы между пряжкой и стропой образовалась небольшая петля.

Посмотрите, на фото я всё подробно показываю.

Теперь берём свободный конец стропы, продетый через пряжку, и отгибаем его в противоположную сторону на 3,5-4 см.

Дальше точно также, как мы крепили первую половину фастекса и полукольцо, для надёжности прошиваем несколько строчек.

Вот и всё, двухщелевая пряжка надёжно зафиксирована.

Чтобы повысить надёжность крепления полукольца, можно прошить не один шов, а сделать несколько аккуратных строчек крест-накрест (ка показано в варианте с ошейником в горох).

Ну вот и всё, мы с вами самостоятельно изготовили великолепный ошейник и теперь ваш любимчик будет щеголять в оригинальной обновке!

Если вы не обладаете навыками шитья или у вас нет необходимых материалов для изготовления ошейника, можете заказать на нашем сайте, в ДРТ-shop, недорогой и красивый ошйник, в котором ваш питомец будет щеголять всем собакам на зависть!

Кстати, Джек контролировал процесс изготовления каждого ошейника!

к оглавлению ↑

Видео-инструкция

Надеюсь, с помощью этого видео вам будет легче сделать ошейник!

Удачи вам! Берегите своих питомцев!

drtclub.ru

Петли из Нейлона и Дайнимы — Альплагерь Туюк-Су · Альплагерь Туюк-Су

Таблица с результатами тестов в конце статьи — [таблица]

В горы мы забиваем крючья и вкручиваем ледобуры. К напарнику мы привязываемся верёвкой. Верёвку со скалой мы соединяем оттяжками и петлями. Поговорим о прочности последних.

Петли делают из нейлона, Дайнимы и Спектры (Dyneema® / Spectra®). Спектра и Дайнима это разные названия одного материала, поэтому для удобства будем подразумевать оба, а говорить о Дайниме.

Дайнима на разрыв прочнее, чем стальной прут того же сечения. В сравнении с нейлоном она меньше впитывает влагу, плохо поддаётся химическому воздействию, не портится на солнце и медленно перетирается. Ширина такой стропы 8–10 мм. Прелесть, а не материал.

Нейлоновые стропы шире (16–26 мм) и тяжелее, но имеют одно преимущество — они тянутся. Ну… как тянутся. Совсем чуть-чуть. Источники в интернете указывают цифры от 5 до 30%, но никто не даёт ссылок на конкретные исследования.

Тянутся и ладно, скажете вы. Но не торопитесь. В альпинизме очень важно как материал поглощает энергию рывка. От этого зависит какая нагрузка достанется точкам страховки и станции, которая держит нас на горе́.

Павел Грязнов уверен в динамических свойствах верёвки на стене Замин-Карора

Простой пример. Представьте у себя в руках два ботинка. Один вы держите за шнурок, а другой за привязанную к нему резинку. Уроните ботинки, не отпуская шнурка и резинки. Какой дёрнет вас сильнее? Тот, который вы держали за шнурок. Так получилось потому, что почти вся энергия которую выработал первый ботинок, передалась вам, а второй потратил энергию чтобы растянуть резинку.

Стропа из Дайнимы в сравнении с нейлоновой как тот шнурок, в сравнении с резинкой. Она не тянется. Если человек весом 80 кг встанет на самостраховку из Дайнимы длиной 60 см и упадёт на эти же 60 см, то он создаст нагрузку в 16,7 кН. Этого хватит чтобы разлетелся тросик на закладке. Самая большая закладка в наборе BD Stoppers держит 10 КН, а Rock Empire — 12 кН. Но вы ведь не встаёте на самостраховку в одну точку, верно?Если стропа нейлоновая, то при прочих равных условиях нагрузка на точку будет 11,6 кН. Закладка выдержит! Если вы хорошо её положили.

Фактор рывка формируется из отношения глубины падения к длине верёвки в страховочной системе.Пример: вы отошли от станции на 3 метра не положив ни одной закладки и сорвались. Вы пролетите 6 метров — 3 до станции, и 3 ниже неё. Свободной верёвки у вас 3 метра. В итоге получится фактор рывка 2 (6 метров полёта / 3 метра верёвки = 2). Это очень плохо. Зато фактор 2 — это предел. Больше не сможете. Впрочем, может уже и не придётся.Вот хорошая статья на Википедии — [фактор рывка].

Компания DMM провела исследование, сделала ролик (он в начале статьи), а все данные записала в табличку (она в конце). В нём показали, что узел на стропе из Дайнимы ослабляет её вдвое и она рвётся при факторе рывка 1. Вот и Black Diamond в паспорте к петлям пишет, что не нужно вязать на них узлов.В то же время узел на стропе из нейлона служит амортизатором. Затягиваясь он поглощает часть энергии. Но потом стропа всё равно рвётся по узлу, не обольщайтесь.

— Зря пугаешь, я не вяжу узлов на стропах!А как обычно крепят петлю к обвязке? Правильно, полусхватывающим узлом. Согласно книжке Climbing Self Resue (Tyson & Loomis) узел «проводник», который использовали в опытах ДММ ослабляет стропу на 32–42%. По данным той же книги «полусхватывающий» узел съедает 30–60% прочности. Можно спастись пристёгивая стропу карабином.

Постойте, не выбрасывайте красивые тонкие петли. Отдайте нам. Всё не так плохо. Если вы используете их как оттяжки и нагрузка приходит к ним через динамическую верёвку, если на них нет узлов и они «ещё ничего», то пользуйтесь смело. Однако в ситуациях, когда рывок придётся непосредственно на петлю, лучше используйте нейлоновые аналоги или верёвку.

Обязательно посмотрите видео в начале статьи. Оно заставляет задуматься о том, из чего можно делать самостраховки, а из чего нет. В таблице цифрами (22,4 и подобными) обозначена нагрузка, которая досталась точке закрепления стропы.

Результаты испытаний
  Стропа Верёвка
Спектра Нейлон Статика Динамика
Фактор рывка Длина петли Глубина падения 8 мм 11 мм 16 мм 26 мм 11 мм 10 мм
ФР 1 120 см 120 см 22,4 12,8
ФР 1 + узел 120 см 120 см 11,1 11
ФР 2 120 см 240 см 21,2 17,6
ФР 2 + узел 120 см 240 см 11,7 14,3
ФР 1 60 см 60 см 17,8 16,7 11,6 11,8 7,3 5,7
ФР 1 + узел 60 см 60 см 10,2
ФР 2 60 см 120 см 22,5 25,1 15,4 16,3 10,3 7,4
ФР 1 30 см 30 см 14,8 16,4 10,6 11
ФР 2 30 см 60 см 22,6 18,7 14.0

Розовым —  …  — выделена нагрузка, при которой стропа порвалась.

Если вы прокрутили страницу не читая текст, то вот главная идея:

Не используйте петли из Спектры и Дайнимы для самостраховки!Используйте верёвку.

Если сильно хочется, используйте нейлоновые, а ещё лучше сделайте самостраховку из верёвки. О самостраховках читайте в статье о самостраховках.

alplager.kz

Сравнение петель из нейлона и Дайнимы

Главная / Статьи / Сравнение петель из нейлона и Дайнимы

 

Таблица с результатами тестов в конце статьи.

В горы мы забиваем крючья и вкручиваем ледобуры. К напарнику мы привязываемся верёвкой. Верёвку со скалой мы соединяем оттяжками и петлями. Поговорим о прочности последних.

Петли делают из нейлона, Дайнимы и Спектры (Dyneema® / Spectra®). Спектра и Дайнима это разные названия одного материала, поэтому для удобства будем подразумевать оба, а говорить о Дайниме.

Дайнима на разрыв прочнее, чем стальной прут того же сечения. В сравнении с нейлоном она меньше впитывает влагу, плохо поддаётся химическому воздействию, не портится на солнце и медленно перетирается. Ширина такой стропы 8–10 мм. Прелесть, а не материал.

Нейлоновые стропы шире (16–26 мм) и тяжелее, но имеют одно преимущество — они тянутся. Ну… как тянутся. Совсем чуть-чуть. Источники в интернете указывают цифры от 5 до 30%, но никто не даёт ссылок на конкретные исследования.

Тянутся и ладно, скажете вы. Но не торопитесь. В альпинизме очень важно как материал поглощает энергию рывка. От этого зависит какая нагрузка достанется точкам страховки и станции, которая держит нас на горе?.

Павел Грязнов уверен в динамических свойствах верёвки на стене Замин-Карора

Простой пример. Представьте у себя в руках два ботинка. Один вы держите за шнурок, а другой за привязанную к нему резинку. Уроните ботинки, не отпуская шнурка и резинки. Какой дёрнет вас сильнее? Тот, который вы держали за шнурок. Так получилось потому, что почти вся энергия которую выработал первый ботинок, передалась вам, а второй потратил энергию чтобы растянуть резинку.

Стропа из Дайнимы в сравнении с нейлоновой как тот шнурок, в сравнении с резинкой. Она не тянется. Если человек весом 80 кг встанет на самостраховку из Дайнимы длиной 60 см и упадёт на эти же 60 см, то он создаст нагрузку в 16,7 кН. Этого хватит чтобы разлетелся тросик на закладке. Самая большая закладка в набореBD Stoppers держит 10 КН, а Rock Empire — 12 кН. Но вы ведь не встаёте на самостраховку в одну точку, верно? Если стропа нейлоновая, то при прочих равных условиях нагрузка на точку будет 11,6 кН. Закладка выдержит! Если вы хорошо её положили.

Фактор рывка формируется из отношения глубины падения к длине верёвки в страховочной системе. Пример: вы отошли от станции на 3 метра не положив ни одной закладки и сорвались. Вы пролетите 6 метров — 3 до станции, и 3 ниже неё. Свободной верёвки у вас 3 метра. В итоге получится фактор рывка 2 (6 метров полёта / 3 метра верёвки = 2). Это очень плохо. Зато фактор 2 — это предел. Больше не сможете. Впрочем, может уже и не придётся. Вот хорошая статья на Википедии — [фактор рывка].

Компания DMM провела исследование, сделала ролик (он в начале статьи), а все данные записала в табличку (она в конце). В нём показали, что узел на стропе из Дайнимы ослабляет её вдвое и она рвётся при факторе рывка 1. Вот и Black Diamond впаспорте к петлям пишет, что не нужно вязать на них узлов. В то же время узел на стропе из нейлона служит амортизатором. Затягиваясь он поглощает часть энергии. Но потом стропа всё равно рвётся по узлу, не обольщайтесь.

Зря пугаете, я не вяжу узлов на стропах! А как обычно крепят петлю к обвязке? Правильно, полусхватывающим узлом. Согласно книжке Climbing Self Resue (Tyson & Loomis) узел «проводник», который использовали в опытах ДММ ослабляет стропу на 32–42%. По данным той же книги«полусхватывающий» узел съедает 30–60% прочности. Можно спастись пристёгивая стропу карабином.

Постойте, не выбрасывайте красивые тонкие петли. Отдайте нам. Всё не так плохо. Если вы используете их как оттяжки и нагрузка приходит к ним через динамическуюверёвку, если на них нет узлов и они «ещё ничего», то пользуйтесь смело. Однако в ситуациях, когда рывок придётся непосредственно на петлю, лучше используйте нейлоновые аналоги или верёвку.

Обязательно посмотрите видео в начале статьи. Оно заставляет задуматься о том, из чего можно делать самостраховки, а из чего нет. В таблице цифрами (22,4 и подобными) обозначена нагрузка, которая досталась точке закрепления стропы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
  Стропа Верёвка
Спектра Нейлон Статика Динамика
Фактор рывка Длина петли Глубина падения 8 мм 11 мм 16 мм 26 мм 11 мм 10 мм
ФР 1 120 см 120 см 22,4 12,8
ФР 1 + узел 120 см 120 см 11,1 11
ФР 2 120 см 240 см 21,2 17,6
ФР 2 + узел 120 см 240 см 11,7 14,3
ФР 1 60 см 60 см 17,8 16,7 11,6 11,8 7,3 5,7
ФР 1 + узел 60 см 60 см 10,2
ФР 2 60 см 120 см 22,5 25,1 15,4 16,3 10,3 7,4
ФР 1 30 см 30 см 14,8 16,4 10,6 11
ФР 2 30 см 60 см 22,6 18,7 14.0

Розовым —  …  — выделена нагрузка, при которой стропа порвалась.

Если вы прокрутили страницу не читая текст, то вот главная идея:

Не используйте петли из Спектры и Дайнимы для самостраховки!

Используйте верёвку.

 

 

 

 

©2016

x-26.ru

Лента текстильная для строп

Лента текстильная является изделием, которое производится из синтетического волокна высокого качества и предназначается для изготовления разных строп, а также съемных специальных конструкций, используемых для поднятия и транспортировки множества грузов. Она простая и безопасная в использовании, а также отличается универсальностью.

Производство и параметры ленты текстильной

При изготовлении продукции используются передовые технологии, благодаря которым создаются очень прочные изделия. Лента изготавливается тканым методом из полиэстера и может иметь разную ширину. Модели окрашиваются в соответствующий цвет согласно государственному стандарту. Лента текстильная выпускается двухслойной или однослойной. Приемлемый уровень жесткости позволяет использовать для пошива строп, практически любое швейное оборудование.

  • Изделия характеризуются следующими параметрами:
  • Шириной – от 25 до 75 мм, но может быть до 300 мм.
  • Грузоподъемностью – от 0,5 до 15 тонн.
  • Разрывной нагрузкой - 1200 - 5000 кгс.
  • Строительной длиной в рулонах (бобинах) – 50, 70, 100 метров.

Текстильные стропы подразделяются на несколько типов. Они могут изготавливаться:

  • петлевыми;
  • кольцевыми;
  • ветвевыми.

В первом варианте текстильная лента для строп по краям оборудуется петлей. Для моделей кольцевого типа применяются ленты сплошного типа, которая сшита в виде кольца. Такой вариант рекомендуется использовать для поднятия и опускания тяжелых, а также легко повреждающихся грузов. Ветвевые стропы оснащаются грузовыми приспособлениями в виде крюков или скоб. Применяются также комбинированные варианты с петлей и крюком.

Востребованные также стропы, имеющие несколько ветвей с разной шириной и длиной. Для увеличения срока эксплуатации изделия в районе петли дополнительно вставляется плотная ткань или надевается специальный кожух. Стропы могут быть изготовлены из однослойной или двухслойной ленты.

Какими преимуществами обладает текстильная лента для строп

Широкое применение текстильной ленты обусловлено множеством положительных качеств, делающих изделие практичным в эксплуатации. Она востребована благодаря:

  • высокой прочности и хорошей эластичности;
  • небольшим растяжением;
  • небольшой массе;
  • высокому качеству волокон, из которых производится текстильная лента для строп;
  • стойкости против ультрафиолетового излучения;
  • продолжительному периоду использования;
  • наличию защиты от воздействия агрессивной среды;
  • отсутствию специальных требований для хранения;
  • удобству и полной безопасности в эксплуатации.

За весь период эксплуатации изделие не меняет свои линейные размеры и насыщенность цвета. Не причиняет повреждений самому хрупкому грузу, а также не оставляет вмятин и даже мелких царапин, поэтому применение текстильной ленты является экономным, наиболее безвредным и удобным способом для захвата груза. Она является хорошей альтернативой стропам канатного типа, так как отличается меньшим весом и большей надежностью. К недостаткам изделия можно отнести вероятность образования шероховатости или заострения краев в процессе эксплуатации.

Сфера применения текстильной ленты

Область использования изделия очень широкая. Стропы из текстильного материала нашли свое применение:

  • на строительстве;
  • во многих отраслях легкой промышленности;
  • у компаний, занимающихся грузоперевозками;
  • в сфере торговли.

На строительных площадках из них изготавливаются грузозахватные приспособления, с помощью которых обеспечивается упаковка, подъем и перемещение разных грузов, таких как пиломатериалы, трубная продукция, разные предметы, бетонные плиты и много других.

В легкой промышленности лента текстильная применяется в качестве окантовочного материала при пошиве прочных сумок, рюкзаков и прочих изделий. Используется для изготовления парашютных строп и другой продукции, к которой предъявляются особые требования по прочности и безопасности.

На транспорте активно используются ленточные эластичные модели в качестве тросов для буксировки. Для этой цели они оборудуются на концах крюками и такелажными скобами. Для легковых автомобилей рекомендуется применять ленточный трос, имеющий длину до шести метров и рассчитанный на нагрузку в 3 тонны.

В торговле применение текстильной ленты оправданно для выполнения погрузки и разгрузки хрупкого или такого деликатного товара как автомобили, катера и пр. При монтаже разных моделей изоляционных труб производитель рекомендует использовать только текстильные ленточные изделия

Лента текстильная в ассортименте

Текстильная лента для строп представлена на сайте в широком ассортименте. В зависимости от сферы использования, можно выбрать модель необходимой длины (50 или 100 м), рассчитанную на определенную разрывную нагрузку. Доступная на выбор также ширина изделия (25 – 75 мм) и разная цветовая окраска.

kanaty-verevki.ru