Дешевая-обувь.рф

НПБ 173-98* Каски пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний (с Изменениями и дополнениями). В конструкции шлема должны входить


Каски пожарные. Общие технические требования и методы испытаний

IV. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

19. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

19.1. В конструкцию каски должны входить:

а) корпус;

б) лицевой щиток;

в) внутренняя оснастка;

г) подбородочный ремень;

д) пелерина.

Конструктивное исполнение каски должно предусматривать возможность ношения утепляющего подшлемника.

Конструкция каски должна предусматривать замену вышеуказанных составных частей.

19.2. Масса каски (без дополнительного оборудования) должна:

а) равномерно распределяться по поверхности головы;

б) быть не более 1500 г.

19.3. Конструкция внутренней оснастки должна обеспечивать регулировку по размеру головы в пределах от 54 до 62 размера.

19.4. В нерабочем положении лицевой щиток должен убираться внутрь каски или помещаться снаружи ее корпуса, при этом он должен переводиться из одного фиксированного положения в другое одной рукой без снятия каски с головы (в случае расположения лицевого щитка снаружи корпуса каски он должен сниматься без применения каких-либо приспособлений).

19.5. Крепление лицевого щитка к каске должно обеспечивать надежную его фиксацию в рабочем и нерабочем положении. Усилие фиксирования щитка должно быть не менее 3 Н.

19.6. Толщина лицевого щитка по всей поверхности не должна отличаться более чем на 1 мм.

19.7. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, иметь ширину в пределах от 15 до 20 мм.

19.8. Ширина несущих лент внутренней оснастки должна быть не менее 15 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

19.9. Горизонтальный кольцевой зазор должен быть не менее 5 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

19.10. Края корпуса каски и лицевого щитка не должны иметь острых кромок и заусенцев.

Наружные элементы корпуса каски, изготовляемые из токопроводящего материала, не должны иметь контакта с кожей человека или должны быть защищены слоем электроизолирующего материала.

19.11. Для повышения безопасности работы личного состава в условиях плохой видимости, а также в темное время суток на корпус каски могут наноситься сигнальные элементы или покрытия, изготовленные из флюоресцентного либо люминесцентного материала.

19.12. Каска при опущенном в рабочее положение лицевом щитке и прикрепленной пелерине не должна допускать протекания воды во внутреннее пространство боевой одежды пожарного (при орошении водой сверху).

19.13. Конструкция каски должна обеспечивать возможность ее использования со средствами индивидуальной защиты органов дыхания, средствами связи, а также со всеми видами специальной защитной одежды пожарных, допущенными к применению ГУГПС МВД России.

19.14. Конструкция каски не должна препятствовать пожарному выполнять при тушении пожаров все виды работ, в том числе первоочередные аварийно-спасательные.

20. ТРЕБОВАНИЯ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

20.1. Каска должна выдерживать вертикальный удар тупого предмета с энергией 80 Дж (механическая прочность).

20.2. При вертикальном ударе тупым предметом с энергией 50 Дж усилие (амортизация), переданное каской на муляж головы, не должно превышать 5 кН.

20.3. При вертикальном ударе острым предметом с энергией 30 Дж должно исключаться его касание поверхности муляжа головы.

20.4. Лицевой щиток должен выдерживать одиночные удары груза с энергией 1,2 Дж с сохранением работоспособности поворотно-фиксирующего устройства.

20.5. Деформация каски при действии на нее статической нагрузки 465 Н, направленной вдоль продольной или поперечной оси, должна быть не более 40 мм. Остаточная деформация не должна превышать 15 мм.

20.6. Подбородочный ремень должен выдерживать статическую нагрузку 500 Н, при этом удлинение ремня не должно превышать 25 мм.

20.7. Соединение деталей внутренней оснастки с корпусом каски в каждой точке прикрепления должно выдерживать нагрузку 80 Н (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

20.8. Каска должна сохранять защитные свойства (удовлетворять требованиям пп. 20.2, 20.3) при воздействии температуры окружающей среды 150 ° С в течение не менее 30 мин.

20.9. Продолжительность остаточного горения и тления материала корпуса каски не должна превышать 5 с после воздействия на него открытого пламени в течение 15 с.

20.10. Продолжительность остаточного горения и тления материала лицевого щитка не должна превышать 5 с после воздействия на него открытого пламени в течение 10 с.

20.11. Каска должна обладать устойчивостью к воздействию температуры окружающей среды 200 ° С в течение не менее 3 мин.

20.12. Каска должна обладать устойчивостью к воздействию теплового потока мощностью 5 кВт/м2 (40 кВт/м2) в течение не менее 4 мин (5 c), при этом температура на поверхности муляжа головы не должна превышать 50 ° С.

20.13. При соприкосновении с токоведущими деталями корпус каски должен защищать от поражения электрическим током напряжением 400 В. Утечка тока через корпус при напряжении 1200 В не должна превышать 0,5 мА.

20.14. Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию п. 20.3) после воздействия на каску воды в течение не менее 4 ч.

20.15. Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию п. 20.3) после воздействия на него в течение не менее 24 ч следующих агрессивных сред:

а) серной кислоты плотностью 1,21 г/см3 по ГОСТ 4204 или ГОСТ 2184;

б) натрия едкого по ГОСТ 2263 или гидроокиси натрия по ГОСТ 432 плотностью 1,25 г/см3;

в) масла трансформаторного или другого минерального масла плотностью от 0,875 до 0,905 г/см3;

г) пенообразователя по ТУ 0258-147-05744685-96 - 6 % рабочего раствора.

...

netnado.ru

Нормы пожарной безопасности НПБ 173-98* "Каски пожарные....

Действующий

Дата введения 1 октября 1998 г.

Вводятся впервые

1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) определяют общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества касок пожарных, а также материалов, применяемых для их изготовления.

2. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые, вновь разработанные и приобретенные за рубежом каски, предназначенные для оснащения подразделений ГУГПС МВД России, и могут применяться при сертификационных испытаниях в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

3. Каска пожарная (шлем пожарный) - индивидуальное средство, предназначенное для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.

4. Корпус каски - внешняя прочная оболочка каски, определяющая ее общую форму.

5. Внутренняя оснастка - комплекс элементов, фиксирующих каску на голове и обеспечивающих совместно с корпусом каски распределение нагрузки и поглощение кинетической энергии удара, а также защиту от повышенных тепловых воздействий.

6. Лицевой щиток (забрало) - конструктивный элемент, предназначенный для защиты лица, органов зрения и дыхания от механических и термических воздействий, агрессивных сред, ПАВ, воды и неблагоприятных климатических воздействий.

7. Пелерина - конструктивный элемент каски, закрепленный в затылочной области, защищающий шею и затылок от теплового излучения, открытого пламени, падающих искр и воды.

8. Утепляющий подшлемник - комплектующее изделие, предназначенное для защиты головы от неблагоприятных климатических воздействий в зимнее время.

9. Горизонтальный кольцевой зазор - минимальное горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью корпуса каски или любым выступом внутренней поверхности корпуса и несущей лентой.

10. Несущая лента - часть внутренней оснастки, охватывающая голову и удерживающая каску от боковых смещений.

11. Поворотно-фиксирующее устройство - конструктивный элемент лицевого щитка, обеспечивающий возможность приведения щитка в рабочее положение и его фиксацию.

12. Оплавление - искажение поверхности материала в виде провалов, натеков, пузырей, образующихся в результате размягчения и последующего плавления материала под действием тепла.

13. Расслаивание - физическое ослабление или потеря связи между слоями материала, при котором происходит разделение сложного по структуре материала по плоскости слоев.

14. Технические параметры касок пожарных и материалов, применяемых для их изготовления, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящих нормах.

15*(1). Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные ГОСТ 15.001, ГОСТ 2.103, все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство, согласованной с государственным заказчиком пожарно-технической продукции.

Продукция, импортируемая российским потребителям, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям государственного заказчика.

Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.

16*(1). Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры "А". Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена государственным заказчиком пожарно-технической продукции. 17. Перечень использованных в настоящих нормах стандартов, технических условий и других нормативных документов приведен в приложении 1. 18. Каски должны изготавливаться в климатическом исполнении УХЛ для категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

19.1. В конструкцию каски должны входить:

б) лицевой щиток;

в) внутренняя оснастка;

г) подбородочный ремень;

Конструктивное исполнение каски должно предусматривать возможность ношения утепляющего подшлемника.

Конструкция каски должна предусматривать замену вышеуказанных составных частей.

19.2. Масса каски (без дополнительного оборудования) должна:

а) равномерно распределяться по поверхности головы;

б) быть не более 1500 г.

19.3. Конструкция внутренней оснастки должна обеспечивать регулировку по размеру головы в пределах от 54 до 62 размера.

19.4. В нерабочем положении лицевой щиток должен убираться внутрь каски или помещаться снаружи ее корпуса, при этом он должен переводиться из одного фиксированного положения в другое одной рукой без снятия каски с головы (в случае расположения лицевого щитка снаружи корпуса каски он должен сниматься без применения каких-либо приспособлений).

19.5. Крепление лицевого щитка к каске должно обеспечивать надежную его фиксацию в рабочем и нерабочем положении. Усилие фиксирования щитка должно быть не менее 3 Н.

19.6. Толщина лицевого щитка по всей поверхности не должна отличаться более чем на 1 мм.

19.7. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, иметь ширину в пределах от 15 до 20 мм.

19.8. Ширина несущих лент внутренней оснастки должна быть не менее 15 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

19.9. Горизонтальный кольцевой зазор должен быть не менее 5 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

19.10. Края корпуса каски и лицевого щитка не должны иметь острых кромок и заусенцев.

dokipedia.ru

НПБ 173-98* Каски пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний (с Изменениями и дополнениями), НПБ от 10 июля *1998 года №173-98

НПБ 173-98*

КАСКИ ПОЖАРНЫЕ.ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

HELMETS FOR FIREFIGHTERS.GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.TEST METHODS

Дата введения 1998-10-01

РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУ ВНИИПО МВД России) (Н.П.Копылов, В.И.Логинов, М.А.Мотин, С.Ю.Семенов, С.М.Ртищев).ВНЕСЕНЫ отделом 2.4 ФГУ ВНИИПО МВД России.ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (А.И.Жук, Д.П.Игнатьев).УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 10 июля 1998 г. N 52.ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ.Подготовлены с учетом изменений, утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 25 декабря 1999 г. N 101.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) определяют общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества касок пожарных, а также материалов, применяемых для их изготовления.

2. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые, вновь разработанные и приобретенные за рубежом каски, предназначенные для оснащения подразделений ГУГПС МВД России, и могут применяться при сертификационных испытаниях в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. Каска пожарная (шлем пожарный) - индивидуальное средство, предназначенное для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.

4. Корпус каски - внешняя прочная оболочка каски, определяющая ее общую форму.

5. Внутренняя оснастка - комплекс элементов, фиксирующих каску на голове и обеспечивающих совместно с корпусом каски распределение нагрузки и поглощение кинетической энергии удара, а также защиту от повышенных тепловых воздействий.

6. Лицевой щиток (забрало) - конструктивный элемент, предназначенный для защиты лица, органов зрения и дыхания от механических и термических воздействий, агрессивных сред, ПАВ, воды и неблагоприятных климатических воздействий.

7. Пелерина - конструктивный элемент каски, закрепленный в затылочной области, защищающий шею и затылок от теплового излучения, открытого пламени, падающих искр и воды.

8. Утепляющий подшлемник - комплектующее изделие, предназначенное для защиты головы от неблагоприятных климатических воздействий в зимнее время.

9. Горизонтальный кольцевой зазор - минимальное горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью корпуса каски или любым выступом внутренней поверхности корпуса и несущей лентой.

10. Несущая лента - часть внутренней оснастки, охватывающая голову и удерживающая каску от боковых смещений.

11. Поворотно-фиксирующее устройство - конструктивный элемент лицевого щитка, обеспечивающий возможность приведения щитка в рабочее положение и его фиксацию.

12. Оплавление - искажение поверхности материала в виде провалов, натеков, пузырей, образующихся в результате размягчения и последующего плавления материала под действием тепла.

13. Расслаивание - физическое ослабление или потеря связи между слоями материала, при котором происходит разделение сложного по структуре материала по плоскости слоев.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

14. Технические параметры касок пожарных и материалов, применяемых для их изготовления, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящих нормах.15*. Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные ГОСТ 15.001, ГОСТ 2.103, все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство, согласованной с государственным заказчиком пожарно-технической продукции.________________* Звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения, утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 25 декабря 1999 г. N 101.Продукция, импортируемая российским потребителям, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям государственного заказчика.Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.16*. Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры "А".Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена государственным заказчиком пожарно-технической продукции.

17. Перечень использованных в настоящих нормах стандартов, технических условий и других нормативных документов приведен в приложении 1.

18. Каски должны изготавливаться в климатическом исполнении УХЛ для категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

IV. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

19.1. В конструкцию каски должны входить:

а) корпус;

б) лицевой щиток;

в) внутренняя оснастка;

г) подбородочный ремень;

д) пелерина.Конструктивное исполнение каски должно предусматривать возможность ношения утепляющего подшлемника.Конструкция каски должна предусматривать замену вышеуказанных составных частей.

19.2. Масса каски (без дополнительного оборудования) должна:

а) равномерно распределяться по поверхности головы;

б) быть не более 1500 г.

19.3. Конструкция внутренней оснастки должна обеспечивать регулировку по размеру головы в пределах от 54 до 62 размера.

19.4. В нерабочем положении лицевой щиток должен убираться внутрь каски или помещаться снаружи ее корпуса, при этом он должен переводиться из одного фиксированного положения в другое одной рукой без снятия каски с головы (в случае расположения лицевого щитка снаружи корпуса каски он должен сниматься без применения каких-либо приспособлений).

19.5. Крепление лицевого щитка к каске должно обеспечивать надежную его фиксацию в рабочем и нерабочем положении. Усилие фиксирования щитка должно быть не менее 3 Н.

19.6. Толщина лицевого щитка по всей поверхности не должна отличаться более чем на 1 мм.

19.7. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, иметь ширину в пределах от 15 до 20 мм.

19.8. Ширина несущих лент внутренней оснастки должна быть не менее 15 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

19.9. Горизонтальный кольцевой зазор должен быть не менее 5 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

19.10. Края корпуса каски и лицевого щитка не должны иметь острых кромок и заусенцев.Наружные элементы корпуса каски, изготовляемые из токопроводящего материала, не должны иметь контакта с кожей человека или должны быть защищены слоем электроизолирующего материала.

19.11. Для повышения безопасности работы личного состава в условиях плохой видимости, а также в темное время суток на корпус каски могут наноситься сигнальные элементы или покрытия, изготовленные из флюоресцентного либо люминесцентного материала.

19.12. Каска при опущенном в рабочее положение лицевом щитке и прикрепленной пелерине не должна допускать протекания воды во внутреннее пространство боевой одежды пожарного (при орошении водой сверху).

19.13. Конструкция каски должна обеспечивать возможность ее использования со средствами индивидуальной защиты органов дыхания, средствами связи, а также со всеми видами специальной защитной одежды пожарных, допущенными к применению ГУГПС МВД России.

19.14. Конструкция каски не должна препятствовать пожарному выполнять при тушении пожаров все виды работ, в том числе первоочередные аварийно-спасательные.

20.1. Каска должна выдерживать вертикальный удар тупого предмета с энергией 80 Дж (механическая прочность).

20.2. При вертикальном ударе тупым предметом с энергией 50 Дж усилие (амортизация), переданное каской на муляж головы, не должно превышать 5 кН.

20.3. При вертикальном ударе острым предметом с энергией 30 Дж должно исключаться его касание поверхности муляжа головы.

20.4. Лицевой щиток должен выдерживать одиночные удары груза с энергией 1,2 Дж с сохранением работоспособности поворотно-фиксирующего устройства.

20.5. Деформация каски при действии на нее статической нагрузки 465 Н, направленной вдоль продольной или поперечной оси, должна быть не более 40 мм. Остаточная деформация не должна превышать 15 мм.

20.6. Подбородочный ремень должен выдерживать статическую нагрузку 500 Н, при этом удлинение ремня не должно превышать 25 мм.

20.7. Соединение деталей внутренней оснастки с корпусом каски в каждой точке прикрепления должно выдерживать нагрузку 80 Н (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

20.8. Каска должна сохранять защитные свойства (удовлетворять требованиям пп.20.2, 20.3) при воздействии температуры окружающей среды 150 °С в течение не менее 30 мин.

20.9. Продолжительность остаточного горения и тления материала корпуса каски не должна превышать 5 с после воздействия на него открытого пламени в течение 15 с.

20.10. Продолжительность остаточного горения и тления материала лицевого щитка не должна превышать 5 с после воздействия на него открытого пламени в течение 10 с.

20.11. Каска должна обладать устойчивостью к воздействию температуры окружающей среды 200 °С в течение не менее 3 мин.

20.12. Каска должна обладать устойчивостью к воздействию теплового потока мощностью 5 кВт/м (40 кВт/м) в течение не менее 4 мин (5 с), при этом температура на поверхности муляжа головы не должна превышать 50 °С.

20.13. При соприкосновении с токоведущими деталями корпус каски должен защищать от поражения электрическим током напряжением 400 В. Утечка тока через корпус при напряжении 1200 В не должна превышать 0,5 мА.

20.14. Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию п.20.3) после воздействия на каску воды в течение не менее 4 ч.

20.15. Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию п.20.3) после воздействия на него в течение не менее 24 ч следующих агрессивных сред:

а) серной кислоты плотностью 1,21 г/см по ГОСТ 4204 или ГОСТ 2184;

б) натрия едкого по ГОСТ 2263 или гидроокиси натрия по ГОСТ 432 плотностью 1,25 г/см;

в) масла трансформаторного или другого минерального масла плотностью от 0,875 до 0,905 г/см;

г) пенообразователя по ТУ 0258-147-05744685-96 - 6% рабочего раствора.

21.1. Наработка на отказ поворотно-фиксирующего устройства должна быть не менее 7500 циклов.

21.2. Гарантийный срок эксплуатации каски должен быть не менее двух лет и исчисляться со дня ввода ее в эксплуатацию.

21.3. Срок хранения - не менее двух лет с даты изготовления.

22.1. Материалы, непосредственно контактирующие с кожей человека, не должны оказывать раздражающего действия и изменять своих свойств при воздействии на них воды, пота, моющих и дезинфицирующих веществ.

22.2. Все материалы, используемые для изготовления деталей и сборочных единиц каски, должны соответствовать нормативным документам на них и подтверждаться сертификатами предприятий-изготовителей, а при их отсутствии - результатами испытаний и анализа.

22.3. Защитные свойства материала пелерины должны быть не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд.4, п.4.5).

23.1. В комплект поставки должны входить*:________________* Допускается комплектовать каску дополнительным оборудованием: средствами связи, контроля за параметрами окружающей среды, индивидуальным фонарем, а также утепляющим подшлемником, выпускаемыми по нормативной документации и имеющими сертификат соответствия.

а) каска в сборе;

б) техническое описание, инструкция по эксплуатации, паспорт;

в) индивидуальная упаковка.

23.2. Каждая каска должна иметь маркировку. Маркировка наносится с внутренней стороны корпуса в доступном для осмотра месте. В маркировку должны входить:

а) наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

б) размер;

в) дата изготовления (месяц, год).Маркировка должна быть четкой и сохраняться в течение всего срока эксплуатации.

23.3*. Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке.

V. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Технические показатели касок и методы их испытаний приведены в табл.1.

Таблица 1

Номенклатура видов испытаний

Пункты настоящих норм

Техническое требование

Метод испытаний

Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

19.1, 19.10, 19.11, 23

25

Проверка размера каски

19.3

26

Проверка толщины лицевого щитка

19.6

27

Проверка линейных размеров

19.7, 19.8

28

Проверка горизонтального кольцевого зазора

19.9

29

Проверка массы

19.2 б)

30

Проверка механической прочности

20.1

31

Проверка амортизационных свойств при воздействии температуры окружающей среды 50 °С

18, 20.2

32

Проверка сопротивления проколу при воздействии температуры окружающей среды 50 °С

18, 20.3

33

Проверка амортизационных свойств при воздействии температуры окружающей среды минус 60 °С*

18, 20.2

34

Проверка сопротивления проколу при воздействии температуры окружающей среды минус 60 °С*

18, 20.3

35

Проверка амортизационных свойств при воздействии температуры окружающей среды 150 °С

20.2, 20.8

36

Проверка сопротивления проколу при воздействии температуры окружающей среды 150 °С

20.3, 20.8

37

Проверка надежности поворотно-фиксирующего устройства лицевого щитка

19.5, 21.1

38

Проверка механической прочности лицевого щитка

20.4

39

Проверка жесткости каски (деформации)

20.5

40

Проверка прочности подбородочного ремня

20.6

41

Проверка прочности соединения деталей внутренней оснастки с корпусом каски

20.7

42

Проверка огнестойкости каски

20.9

43

Проверка огнестойкости лицевого щитка

20.10

44

Проверка устойчивости каски к воздействию температуры окружающей среды 200 °С

20.11

45

Проверка устойчивости каски к воздействию теплового потока мощностью 5 кВт/м

20.12

46

docs.cntd.ru

ГОСТ Р 53269-2009 «Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

российской

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

53269-

2009

Техника пожарная

КАСКИ ПОЖАРНЫЕ

Общие технические требования.

Методы испытаний

Москва

Стандартинформ

2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. № 40-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Содержание

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Техника пожарная

КАСКИ ПОЖАРНЫЕ

Общие технические требования.

Методы испытаний

Fire equipment. Helmets for firefighters. General technical requirements. Test methods

Дата введения - 2010-01-01с правом досрочного применения

Настоящий стандарт распространяется на выпускаемые, вновь разработанные и приобретенные за рубежом каски пожарные, предназначенные для оснащения пожарно-спасательных подразделений МЧС России, и может применяться при сертификационных испытаниях.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.4.128-83* Каски защитные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75* Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2184-77* Кислота серная техническая. Технические условия

ГОСТ 2263-79* Натрий едкий технический. Технические условия

ГОСТ 4204-77* Реактивы. Кислота серная. Технические условия

ГОСТ 4328-77 Реактивы. Натрия гидроокись. Технические условия

ГОСТ 4543-71* Сталь легированная конструкционная. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 15150-69* Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ИСО 6941-2003*Ткани. Характеристики горения. Определение способности к распространению пламени на вертикально ориентированных образцах

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 каска пожарная (шлем пожарный): Каска, предназначенная для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.

3.2 корпус каски: Внешняя прочная оболочка каски, определяющая ее общую форму.

3.3 внутренняя оснастка: Комплекс элементов, фиксирующих каску на голове и обеспечивающих совместно с корпусом каски распределение нагрузки и поглощение кинетической энергии удара, а также защиту от повышенных тепловых воздействий.

3.4 подбородочный ремень: Конструктивный элемент внутренней оснастки, предназначенный для обеспечения прочной фиксации и подгонки каски на голове и закрепляемый на подбородке.

3.5 лицевой щиток (забрало): Конструктивный элемент, предназначенный для защиты лица, органов зрения и дыхания от механических и термических воздействий, агрессивных сред, ПАВ, воды и неблагоприятных климатических воздействий.

3.6 пелерина: Конструктивный элемент каски, закрепленный в затылочной области, защищающий шею и затылок от теплового излучения, открытого пламени, падающих искр и воды.

3.7 боевая одежда пожарного: Комплект многослойной специальной защитной одежды пожарного общего назначения, состоящий из куртки, брюк (полукомбинезона), подшлемника, средств защиты рук и предназначенный для защиты пожарного от опасных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.

3.8 подшлемник пожарного: Подшлемник из термостойкого трикотажного полотна, используемый в комплекте с боевой одеждой пожарного и предназначенный для дополнительной защиты головы пожарного от тепловых и климатических воздействий.

3.9 горизонтальный кольцевой зазор: Минимальное горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью корпуса каски или любым выступом внутренней поверхности корпуса и несущей лентой.

3.10 несущая лента: Часть внутренней оснастки, охватывающая голову и удерживающая каску от боковых смещений.

3.11 поворотно-фиксирующее устройство: Конструктивный элемент лицевого щитка, обеспечивающий возможность приведения щитка в рабочее положение и его фиксацию.

3.12 оплавление: Искажение поверхности материала в виде провалов, натеков, пузырей, образующихся в результате размягчения и последующего плавления материала под действием тепла.

3.13 расслаивание: Физическое ослабление или потеря связи между слоями материала, при котором происходит разделение сложного по структуре материала по плоскости слоев.

4.1 Требования к климатическому исполнению

Каски пожарные должны изготовлять в климатическом исполнении для значений температуры эксплуатации от минус 40°С до 50°С.

4.2 Требования к конструкции

4.2.1 В конструкцию каски пожарной должны входить:

а) корпус;

б) лицевой щиток;

в) внутренняя оснастка;

г) подбородочный ремень;

д) пелерина.

Конструктивное исполнение каски пожарной должно предусматривать возможность ношения подшлемника пожарного.

4.2.2 Масса каски пожарной (без дополнительного оборудования) должна быть не более 1800 г.

4.2.3 Конструкция внутренней оснастки должна обеспечивать регулировку по размеру головы в пределах от 54 до 62 размеров.

4.2.4 В нерабочем положении лицевой щиток должен убираться внутрь каски или помещаться снаружи ее корпуса, при этом он должен переводиться из одного фиксированного положения в другое одной рукой без снятия каски с головы (в случае расположения лицевого щитка снаружи корпуса каски он должен сниматься без применения каких-либо приспособлений).

4.2.5 Крепление лицевого щитка к каске должно обеспечивать надежную его фиксацию в рабочем и нерабочем положении. Усилие фиксирования лицевого щитка должно быть не менее 3 Н.

4.2.6 Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, иметь ширину в пределах от 15 до 20 мм.

4.2.7 Ширина несущих лент внутренней оснастки должна быть не менее 15 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

4.2.8 Горизонтальный кольцевой зазор должен быть не менее 5 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).

4.2.9 Края корпуса каски пожарной и лицевого щитка не должны иметь острых кромок и заусенцев.

Наружные элементы корпуса каски, изготовляемые из токопроводящего материала, не должны иметь контакта с кожей человека или должны быть защищены слоем электроизолирующего материала.

4.2.10 Для повышения безопасности работы личного состава в условиях плохой видимости и в темное время суток на корпус каски пожарной следует наносить сигнальные элементы или покрытия, изготовленные из флюоресцентного либо люминесцентного материала.

4.3 Требования стойкости к внешним воздействиям

4.3.1 Каска пожарная должна выдерживать вертикальный удар тупого предмета энергией (80 ± 3) Дж (механическая прочность).

4.3.2 При вертикальном ударе тупым предметом энергией (50 ± 2) Дж усилие (амортизация), переданное каской на муляж головы, не должно быть более 5 кН.

4.3.3 При вертикальном ударе острым предметом энергией (30 ± 1,2) Дж должно быть исключено его касание поверхности муляжа головы.

4.3.4 Лицевой щиток должен выдерживать одиночные удары груза энергией (1,20 ± 0,05) Дж с сохранением работоспособности поворотно-фиксирующего устройства.

4.3.5 Деформация каски при действии на нее статической нагрузки (465 ± 20) Н, направленной вдоль продольной или поперечной оси, не должна быть более 40 мм. Остаточная деформация не должна превышать 15 мм.

4.3.6 Подбородочный ремень должен выдерживать статическую нагрузку (500 ± 5) Н, при этом удлинение ремня не должно быть более 25 мм.

4.3.7 Каска должна сохранять защитные свойства (удовлетворять требованиям 4.3.2 и 4.3.3) при воздействии температуры окружающей среды (150 ± 5)°С в течение не менее 30 мин.

4.3.8 Продолжительность остаточного горения и тления каски при испытании на стенде «Термоманекен» не должна быть более 3 с после воздействия на него открытого пламени в течение 5 с.

4.3.9 Каска должна обладать устойчивостью к воздействию температуры окружающей среды (200 ± 5)°С в течение не менее 3 мин.

4.3.10 Каска должна обладать устойчивостью к воздействию теплового потока мощностью 5 кВт/м2 (40 кВт/м2) в течение не менее 4 мин (5 с), при этом температура на поверхности муляжа головы не должна быть более 50°С.

4.3.11 При соприкосновении с токоведущими деталями корпус каски должен защищать от поражения электрическим током напряжением 400 В. Утечка тока через корпус при напряжении 1200 В не должна быть более 0,5 мА.

4.3.12 Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию 4.3.3) после воздействия на каску воды в течение не менее 4 ч.

4.3.13 Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию 4.3.3) после воздействия на него в течение не менее 4 ч следующих агрессивных сред:

а) серной кислоты плотностью 1,21 г/см3 в соответствии с ГОСТ 4204 или ГОСТ 2184;

б) натрия едкого в соответствии с ГОСТ 2263 или натрия гидроокиси плотностью 1,25 г/см3 в соответствии с ГОСТ 4328;

в) масла трансформаторного или другого минерального масла плотностью от 0,875 г/см3 до 0,905 г/см3.

4.3.14 Водонепроницаемость пелерины должна быть не менее 1 мин при давлении 1000 мм вод. ст.

4.4 Требования надежности

4.4.1 Наработка на отказ поворотно-фиксирующего устройства лицевого щитка должна быть не менее 7500 циклов.

4.4.2 Срок хранения - не менее 2 лет с даты изготовления.

4.5 Требования к комплектности и маркировке

4.5.1 В комплект поставки должны входить:*

а) каска пожарная в сборе;

б) техническое описание, паспорт, инструкция по эксплуатации в соответствии с ГОСТ 2.601;

в) индивидуальная упаковка.

4.5.2 Каждая каска пожарная должна иметь маркировку. Маркировку наносят с внутренней стороны корпуса в доступном для осмотра месте.

Маркировка должна содержать:

а) товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

б) размер;

в) дату изготовления (месяц, год).

Маркировка должна быть четкой и сохраняться в течение всего срока эксплуатации.

*Примечание - Допускается комплектовать каску пожарную дополнительным оборудованием: средствами связи, контроля за параметрами окружающей среды, индивидуальным фонарем, а также подшлемником пожарного, выпускаемыми по нормативной документации (НД) и имеющими сертификат соответствия.

5.1 Для контроля качества касок в процессе разработки и производства проводят следующие испытания:

- приемо-сдаточные;

- приемочные;

- квалификационные;

- периодические;

- типовые;

- сертификационные.

Приемо-сдаточные и периодические испытания проводят в соответствии с ГОСТ Р 15.309.

Приемочные и квалификационные испытания проводят в соответствии с ГОСТ Р 15.201.

Типовые испытания проводят при изменении конструкции, материалов или технологии изготовления каски. Типовые испытания проводят по специально разработанной программе.

5.2 Технические показатели и номера пунктов (подпунктов), в которых изложены технические требования и методы испытаний касок, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Вид проверки технического показателя

Пункты (подпункты) настоящего стандарта

технические требования

методы испытаний

Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

4.2.1, 4.2.4, 4.2.9, 4.2.10

6.2

Проверка размера каски пожарной

4.5, 4.2.3

6.3

Проверка ширины подбородочного ремня и несущих лент внутренней оснастки

4.2.6, 4.2.7

6.4

Проверка горизонтального кольцевого зазора

4.2.8

6.5

Проверка массы

4.2.2

6.6

Проверка механической прочности

4.3.1

6.7

Проверка амортизационных свойств после воздействия температуры окружающей среды 50°С

files.stroyinf.ru

Зарубежные боевые шлемы: aleks070565

Разработчики боевых шлемов постоянно ведут битву с весом, стараясь при этом максимально повысить параметры безопасности, надежности и комфортности своих изделий. Это очень важно при установке на них в качестве легких аксессуаров таких современных систем, как например, очки ночного видения и камеры.

Шлемы военного назначения должны поддерживать установку множества аксессуаров и подсистем и в тоже время сохранять свой вес на минимально возможном уровне. По словам представителей отрасли, в последние годы произошел резкий скачок в развитии материалов и конструкции шлемов, и нет ни единого признака, указывающего на застой в этой сфере. Возможно, ключевые изменения в конструкции шлема связаны с внедрением новых материалов, из которых они изготовлены.

Концепция тактического головного убора Thor Tactical Headgear System заключается в интеграции всех жизненно необходимых возможностей в шлем, включая сенсоры и средства связи

Во многих странах произошел переход от конструкций на основе арамидного волокна к шлемам из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ).

В подтверждение этой тенденции можно привести пару известных примеров: улучшенный боевой шлем Enhanced Combat Helmet для американских военных производства компании ЗМ Ceradyne и шлем Batlskin Cobra Plus Helmet, который компания Revision Military поставляет британской армии.

Тяжеловесная проблема

«Основным стимулом этого перехода является снижение массы, которое дает применение полиэтилена», — заметил вице-президент компании Revision Алекс Хупер. СВМПЭ может обеспечить такую же защиту, что и арамидное волокно при значительном снижении массы, или более высокий уровень защиты при той же массе, это делает его более гибким решением. Масса — это «один из фундаментальных стимулов технологии», военные ведомства многих стран ищут пути снижения нагрузки на своих военнослужащих. И поэтому технологии, позволяющие снизить вес солдатской экипировки, привлекают к себе пристальное внимание военных и промышленности.

Исходя из опыта Афганистана и Ирака, столкнувшись с самодельными взрывными устройствами (СВУ) и другими серьезными угрозами, некоторые вооруженные силы «начали двигаться к усиленной защите, но они не были готовы обменять ее на повышение массы. Поэтому полиэтилен стал хорошим вариантом», — сказал Хупер.

Впрочем, переход от арамидного волокна к СВМПЭ никоим образом не абсолютен. Такие компании, как например Revision, до сих пор производят для ряда заказчиков изделия на основе арамидных волокон. В то время как военные стран НАТО и Запада в целом находятся в процессе перехода к полиэтилен-композитным шлемам, другие страны продолжают использовать арамидное волокно за исключением, пожалуй, некоторых специальных подразделений. Однако, по мнению Хупера, в ближайшие годы тенденция продолжится при соответствующем снижении стоимости. Этот переход будет схож с переходом от стальных шлемов к арамидным.

«Я думаю, большая часть Европы перейдет на полиэтилен, и в следующие десять-пятнадцать лет остальной мир начнет движение в этом направлении». СВМПЭ не является новым продуктом, но «поставщики исходных материалов (сырья) постоянно улучшают характеристики этих материалов», — отметил Крис Дэйвис, технический директор в компании Morgan Advanced Materials. «Производители систем защиты постоянно повышают характеристики готовых изделий, с целью оптимизации характеристик прорабатывая различные сочетания исходных базовых материалов, включая улучшенные процесс обработки и гибридизации с другими материалами, например углеродным волокном, что позволяет повысить жесткость готовых изделий», — добавил он.

Компания Honeywell является крупным поставщиком материалов, используемых для изготовления шлемов. Американская компания имеет в своем портфолио изделия под общим брендом Spectra Shield, которые базируются на СВМПЭ. Она также предлагает изделия под общим именем Gold Shield, которые базируются на арамидном волокне.

«Если семейство Gold Shield демонстрирует хорошие результаты, то полиэтилен является оптимальным выбором для решений с минимальной массой, — сказала коммерческий директор компании Honeywell Лори Вагнер. — Он имеет высочайшие характеристики энергопоглощения из всех доступных на данный момент современных высокотехнологичных материалов». «Это прекрасный материал для легких решений с хорошим энергопоглощением, будь то шлем или бронежилет… Если взять изделия с одинаковой массой, то характеристики энергопоглощения полиэтилена значительно выше тех, которые вы можете достичь с арамидом».

Шлем Thor поставляется в финские вооруженные силы по программе модернизации «Солдат 2020»

Реакция на удар

«Впрочем, существуют проблемы, которые сопровождают работу с композиционными материалами, предназначенными для систем с улучшенной защитой», — заметила она. Поглощение энергии волокном Spectra зависит от его способности реагировать на воздействие (ударную нагрузку). Впрочем, для того чтобы придать полиэтилену необходимую стабильность, он должен быть соединен с полимерным связующим. Это может ограничить его возможности реагировать на воздействие.«Когда вы соединяете волокно с прочным полимером, вы ограничиваете эти возможности, — пояснила Вагнер. Одним из самых сложных компромиссов, на который мы должны пойти, — найти правильную полимерную систему с целью обеспечить все характеристики, которые необходимы для создания хорошего шлема, и при этом задействовать весь потенциал волокна с тем, чтобы среагировать и поглотить всю энергию той или иной угрозы».

Об этом не следует забывать на протяжении всего процесса производства. «В то время как мы технологически совершенствуемся касательно волокна Spectra, его прочности и эксплуатационных характеристик, мы также должны двигаться и по пути совершенствования технологий полимерных связующих, которые мы используем в наших изделиях, поскольку можем испортить всё, чего добились при совершенствовании волокна, применив неправильную полимерную основу в конструкции шлема», — заметила она.

Композиционные материалы компании Honeywell используются производителями для изготовления шлемов нескольких моделей. Например, эта американская фирма объявила осенью прошлого года о том, что заключила контракт с ArmorSource на поставку баллистических композиционных материалов Spectra Shield для изделий последней. Вагнер сообщила, что требования заказчика касательно снижения веса зачастую связаны с желанием интегрировать со шлемом возможно большее количество устройств и аксессуаров.

«Постоянно на переднем плане стоит снижение веса, поскольку все хотят включать больше систем в конечные изделия… Например, кроме баллистической защиты мы имеем средства связи, встраиваемые в сам шлем, когда антенны заформованы (запрессованы) в материал шлема».

По ее словам, ключевой акцент делается на производстве материалов, которые могли бы позволить подобные усовершенствования. Будучи легкими насколько это возможно, они при этом соответствуют таким же или более высоким стандартам защиты, соотношение зависит от точных потребностей заказчика.

«У нас есть клиенты, которые до сих пор желают иметь защиту от осколков, но у нас есть и другие клиенты, которые ищут защиту от стрелкового оружия. Но в этом случае повышается масса с тем, чтобы противостоять пулям с большей энергией, то есть мы должны выполнять расширенные требования заказчиков, желающих получить свой уровень защиты, и предоставить требуемую комбинацию ‘высокие эксплуатационные характеристики/вес изделия’».

Вагнер отметила, что имеется потребность в более высоких уровнях защиты тех частей головы, которые не защищены традиционными шлемами. «Мы видим происходящие изменения, связанные с повышением уровней защиты головы, и это целый набор необходимых для решения стоящих задач материалов. Потому что это не просто шлем, это система. Например, вам также необходимо защитить челюсти и шею».

Кроме того, ведется разработка конструкций, которые могли бы без труда адаптироваться конечным пользователем. «Некоторые разработки, ведущиеся в настоящее время, относятся к адаптируемым типам, когда вы можете добавить дополнительную защиту. Заказчики, с которыми мы работаем, творят чудеса со своими шлемами… Наша задача — предоставить такие изделия линейки Spectra Shield, которые могли бы соответствовать различным требованиям касательно интеграции компонентов в шлем».

Одно из новейших изделий в портфолио компании Morgan — сверхлегкий пуленепробиваемый боевой шлем со срезанной тульей LASA AC915

Повышенные потребности

Интеграция лежит в основе концепции тактического головного убора Thor Tactical Headgear System, разработанного компанией Savox Communications. По данным финской компании, Thor интегрирует в единую систему все жизненно необходимые возможности, включая датчики, систему ситуационной осведомленности и средства связи.

По словам технический директор компании Savox Микаэля Вестерлунда, существует повышенный спрос на нашлемные системы. К ним относится всё, начиная от дисплеев и кончая системами ночного видения.

«Все они должны быть специализированными устройствами и желательно интегрироваться в баллистическую защиту, которую вы носите на своей голове. Это то направление, на котором сосредоточена компания Savox, стремящаяся предоставить общую платформу для всех типов продвинутых возможностей, которые необходимо интегрировать или адаптировать к вашему головному убору».

Потребность в интеграции определялась рядом факторов, включая необходимость использования современными солдатами информации от множества сенсоров. Здесь в качестве очевидного решения напрашивается дисплей, «один из самых простых способов — установить дисплей перед собой, чтобы не было необходимости опускать взгляд и отрывать глаза от цели».

Кроме того, желание повышать уровень ситуационной осведомленности заставляет пользователей искать лучшие способы обмена информацией, не только голосом, но также, например, за счет возможностей типа чата (обмена сообщениями). «Это означает, что вы должны быть способы получать эти сообщения, вы должны их читать и так далее, — заметил Вестерлунд. — Все эти факторы определяют развитие в направлении систем с большим уровнем интеграции».

По словам Вестерлунда, важно то, что система Thor адаптируема и способна принять новые технологии в будущем. Одна из основных задач системы — быть модульной и открытой для новых возможностей. «Это один из фундаментальных моментов этой концепции… она действительно модульная и эффективно справится с теми возможностями, которые вы сможете добавить к ней».

Идея состояла в том, чтобы система могла адаптироваться к разным задачам, от очень легкого решения и до тяжелой баллистической защиты, тем более всё, что находится между ними. Она адаптируется под требования конкретной группы конечных пользователей. «Поскольку система интегрирует ряд различных возможностей, она зачастую считается излишне тяжелой по сравнению с обычным шлемом, — заметил Вестерлунд. — Однако, когда такие устройства, как системы ночного видения, средства связи и так далее, добавляются к обычному шлему, интегрированное решение в итоге оказывается гораздо легче».

Thor закупается финскими вооруженными силами в рамках программы модернизации «Солдат 2020». Компания Savox также предлагает свой шлем на экспорт. Силы специальных операций нескольких стран оценивают и испытывают наше изделие», — отметил Вестерлунд.

Господин Хупер сказал, что его компания Revision также отмечает тенденцию, направленную на повышение уровня интеграции. Интегрированные солдатские системы обсуждались десятилетиями, но, тем не менее, различные устройства для шлемов приобретались независимо друг от друга, от очков до прицелов.

На данный момент даже в относительно небольшой области головы «вы должны разместить имеющиеся устройства связи, слухозащитные приспособления, маски и даже очки ночного видения. Впрочем, многие из них могли бы быть скомпонованы и интегрированы со шлемом с самого начала».

«Они не должны размещаться в передней части шлема, поскольку это довольно внушительный вес. Вы могли бы разместить их где-то еще. Вы могли бы лучше их скомпоновать, лучше распределить вес на шлеме. Вы также можете лучше интегрировать средства связи и слуховые приборы внутри шлема».

Он также отметил потенциал интеграции систем энергоснабжения и хранения данных в шлемах. «Все говорят о преимуществах, размещения подобных систем на солдате, чтобы он мог снабжать энергией свои коммуникационные устройства и тому подобное, — сказал он. — И почему бы вам не установить источник энергоснабжения и устройства хранения данных на шлеме? Это означает, что владелец может запросто подключить камеру, фонарь, нашлемный дисплей и т.д.»

Шлем Batlskin Viper P2 Mid Cut со средней тульей на основе СВМПЭ производства компании Revision Military

Желаемое изделие

Основными заказчиками компании Revision являются Дания, Норвегия и Великобритания и плюс еще несколько менее крупных клиентов. Компания также является одним из поставщиков боевых шлемов нынешнего поколения Advanced Combat Helmet (ACH) для американской армии; также она поставляет арамидные шлемы в ряд стран Азии и Ближнего Востока.Что касается возможных будущих контрактов, то контракт на шлем АСН Generation II является самым крупным по объему и стоимости. Впрочем, Хупер отметил также программу по семейству тактических боевых шлемов Tactical Headborne System для сил специальных операций США, на которую Revision подала заявку. Компания по некоторым данным конкурирует здесь с фирмами ЗМ Ceradyne и Gentex.

Хупер отметил, что какой бы шлем не выиграл в этом проекте, он будет рассматриваться как «желаемое изделие» для специальных сил любой страны. Следовательно, это контракт очень важен «в смысле рыночной привлекательности и рыночной узнаваемости».

Глядя на рыночные тенденции в среднесрочной перспективе, Хупер видит здесь растущие потребности в гибких интегрированных системах. «Гибкость, адаптируемость, возможность модернизации, интеграция и больше возможностей — вот пути развития, которым мы будем следовать в следующие пять лет».

Со своей стороны Дейвис отметил прогресс в материалах и уровнях интеграции. «Очевидно, что поставщики материалов разрабатывают новые марки, поэтому в этой связи произойдет некое «невиданное ранее развитие систем защиты». Несомненно, будут появляться новые сорта СВМПЭ, новые сорта полимерного связующего и тому подобное. В этой области всегда будет непрерывное развитие. Следующим большим изменением, возможно, станет интеграция источника энергии и устройства хранения данных в базовую композитную конструкцию».

Компания Morgan имеет в своем портфолио два основных шлема новейшего поколения: LASA AC914, сверхлегкий шлем без тульи для боевых операций, и LASA АС915, сверхлегкий шлем со срезанной тульей с противопульной защитой. Компания получила контракт в конце 2015 года на бронешлем СМ735 Combat Helmet для канадской армии и намерена в предстоящие годы участвовать в борьбе за ряд контрактов для стран НАТО.

Morgan также имеет опыт создания и производства защитных костюмов для работ по обезвреживанию взрывных устройств. Ее линейка Silverback состоит из трех вариантов: защитный костюм Silverback 4020 Elite, обеспечивающий высочайшие уровни защиты; облегченный вариант Silverback 3020 Elite Search Suit, позволяющий выполнять продолжительные задачи в условиях повышенной опасности; костюм для разминирования Silverback 2010.

Оператор в костюме Silverback 4020 Elite осматривает подозрительный автомобиль

«Нами созданы несколько различных шлемов для разных задач обезвреживания взрывоопасных предметов, в зависимости от того, какие изделия мы используем, — сказал Дейвис. — Начиная с линейки для разминирования, затем к линейке изделий для поиска и обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов и взрывоопасных предметов и, наконец, к системам комплексного обезвреживания. Каждой из этих трех задач необходимы разные шлемные системы, позволяющие повысить уровень защиты при повышении уровня угроз».

Иной акцент

«Хотя масса является одним из основных факторов для этих шлемов и важно, чтобы они не были чересчур тяжелыми, но, тем не менее, она имеет здесь более низкий приоритет, чем это есть для боевых шлемов», — выразил своей мнение господин Дейвис.

«Акцент делается на повышение уровня защиты при определенных жертвах в пользу массы и стоимости, поскольку таких шлемов необходимого гораздо меньше и носят их меньше времени. Вы можете себе позволить несколько более дорогой и возможно несколько более тяжелый шлем».

К этим шлемам предъявляются уникальные требования. «Взрывные устройства могут располагаться в сложных или труднодоступных местах. При этом, чтобы добраться до опасного устройства от оператора потребуется выполнение таких действий, как например, ползание или перелезание через препятствие».

«Чтобы снизить утомляемость и расширить поле зрения владельца композитный шлем костюма Silverback 4020 Elite имеет встроенную систему охлаждения с питанием от аккумулятора, обдувающую прохладный воздух вокруг лица владельца, — сообщил Дейвис. — Мощный обогреваемый смотровой щиток используется, когда необходимо предотвратить запотевание. Всё это примеры технологического развития, способствующие удовлетворению особых эксплуатационных требований большинства сложнейших задач».

В перспективе необходимость поиска правильного соотношения требований к интеграции, весу и защите будет способствовать развитию рынка боевых шлемов во многих странах мира. Было бы интересно оценить мировые потребности в шлемах на основе СВМПЭ и взглянуть на процесс завоевания ими признания у военных разных стран, поскольку те хотят покупать готовые изделия с хорошим уровнем защиты, которые также соответствуют требованиям по весу.

с

aleks070565.livejournal.com

Вопрос 5. Из чего состоят системы обеспечения безопасности работ на высоте?

а) Анкерные устройства.

б) Привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для положения сидя).

в) Соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).

 

Вопрос 6. Какие требования предъявляются к защитным каскам для работников, выполняющие работы на высоте?

а) Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть несъемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски.

б) Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски.

в) Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, способ крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения и не допускать самопроизвольного падения или смещения каски с головы работающего.

г) Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, должен быть жестко прикреплен к каске, чтобы не допускать самопроизвольного падения или смещения каски с головы работающего.

 

Вопрос 7. При каких условиях выполняются работы с использованием системы канатного доступа на высоте?

а) Выполняются по наряду-допуску.

б) Требуют разработки плана спасательных мероприятий.

в) Требуют разработки ППР на высоте.

 

Вопрос 8. При перемещении лестницы двумя работниками ее необходимо

а) Нести наконечниками назад, предупреждая встречных об опасности.

б) Нести наконечниками вперед, предупреждая встречных об опасности.

в) Нести наконечниками вниз, предупреждая встречных об опасности.

г) Нести наконечниками вверх, предупреждая встречных об опасности.

 

Вопрос 9. Какие мероприятия необходимо проводить при использовании в работе грузоподъемных машин, механизмов и устройств?

а) Периодический осмотр и техническое обследование.

б) Соответствующий надзор и контроль.

в) Техническое обслуживание.

г) Установление и соблюдение регламентных сроков непрерывной работы на объекте.

 

Вопрос 10. Без чего не допускается опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки?

а) Без нахождения на площадке ответственного руководителя работ.

б) Без проверки прочности несущих конструкций.

в) Без ППР на высоте.

 

Билет № 4

 

Вопрос 1. Кто вправе устанавливать дополнительные нормы безопасности при работе на высоте, не противоречащие требованиям Правил охраны труда при работе на высоте?

а) Представители Государственной инспекции по труду.

б) Работодатели совместно с профсоюзными организациями.

в) Работодатели и их объединения.

г) Все ответы правильные.

 

Вопрос 2. Какие документы должен иметь работник, выполняющий работы на высоте, подтверждающие его квалификацию?

а) документ о среднем образовании

б) документ о профессиональном образовании (обучении)

в) документ о квалификации

 

Вопрос 3. Что входит в обязанности работодателя по обеспечению безопасности работ, проводимых на высоте в отношении СИЗ?

а) Правильный выбор и использование средств защиты.

б) Соблюдение указаний маркировки средств защиты.

в) Обслуживание и периодические проверки средств защиты, указанных в эксплуатационной документации производителя.

г) Направление рекомендаций производителю по модернизации СИЗ с учетом их эксплуатации.

 

Вопрос 4. При совмещении работ по одной вертикали нижерасположенные места должны быть оборудованы соответствующими защитными устройствами (настилами, сетками, козырьками), установленными на расстоянии?

а) Не более 3 м по вертикали от нижерасположенного рабочего места.

б) Не более 6 м по вертикали от нижерасположенного рабочего места.

в) Не более 9 м по вертикали от нижерасположенного рабочего места.

Вопрос 5. На какие виды делятся системы обеспечения безопасности работ на высоте? Укажите правильные варианты ответов.

а) Удерживающие системы.

б) Системы позиционирования. в) Страховочные системы.

г) Системы спасения и эвакуации.

 

Вопрос 6. Из чего должен быть изготовлен строп страховочной системы для электрогазосварщиков и других работников, выполняющих огневые работы?

а) Должен быть изготовлен из полимерного материала с использованием армированных вставок.

б) Должен быть изготовлен из стального каната, цепи или специальных огнестойких материалов.

в) Должен быть покрыт специальным раствором против воспламенения.

 

cyberpedia.su

Защитные каски: где и кому их нужно носить. Жук А.

Защитные каски: где и кому их нужно носить

 

Опасность получить травму головы существует на всех видах производств. Скользкий от нефти или нефтепродуктов пол, падающие строительные материалы или предметы, находящиеся вблизи работающего механизма и оборудования, – лишь малый перечень того, что может стать причиной потери здоровья и соответственно трудоспособности. Правильно выбранное и применяемое средство защиты головы, постоянно или временно используемое в течение рабочего дня, – простой и надежный способ решения подобной проблемы.

 

Опасные производственные факторы

 

Основными производственными факторами являются:

– механические воздействия;

– механические воздействия в сочетании с тепловыми;

– механические воздействия в сочетании с химическими факторами.

 

Справочно:

самым распространенным средством защиты головы являются защитные каски, особенно при строительно-монтажных работах и в промышленности.

 

Основные виды травм при ударе по незащищенной голове

 

Основными видами травм головы считаются:

– разрушение костей черепа;

– повреждение шейных позвонков;

– сотрясение головного мозга.

Эти травмы относятся к разряду тяжелых со всеми вытекающими последствиями.

 

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

 

Наниматели независимо от форм собственности при наличии на рабочих местах вредных и опасных производственных факторов на основании Перечня СИЗ разрабатывают и утверждают (по согласованию с профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом) свой перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда работников организации (постановление № 145).

 

Для защиты головы работника от механических повреждений падающими сверху предметами или при соударении с конструктивными и другими элементами, для защиты от воды, поражения электрическим током при работах на высоте, выполнении ремонтных, наладочных и других работ должны применяться каски по ГОСТ 12.4.087-84 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Каски строительные. Технические условия», утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10 мая 1984 г. № 73 (далее – ГОСТ 12.4.087-84).

Однако, как показывает практика, на многих предприятиях довольно остро стоит вопрос о том, где, когда и кому нужно носить защитные каски.

 

Докумен:

постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 145 «Об установлении перечня средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, и о признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 19 апреля 2000 № 65» (далее – постановление № 145).

 

Справочно:

Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 145 (далее – Перечень СИЗ).

 

Справочно:

каждый работник имеет право на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (п. 6 ст. 222 ТК).

 

Справочно:

Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (п. 6 ст. 222 ТК).

 

Применение касок в строительстве

 

Справочно:

ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) и «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство» утвержден приказом Минстройархитектуры РБ от 27.11.2006 № 334 (далее – ТКП 45-1.03-40-2006).

 

Вопрос применения касок защитных в строительстве определен довольно четко и регламентирован п. 5.12 ТКП 45-1.03-40-2006: все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски по ГОСТ 12.4.087-84, застегнутые на подбородочные ремни. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются. На предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов применение защитных касок регламентируется приказом нанимателя.

То есть все лица, находящиеся на строительной площадке, должны носить каску. При этом строительные площадки, площадки производства работ, расположенные вне огороженной территории, ограждаются для предотвращения несанкционированного входа посторонних лиц.

Вход посторонних лиц на такие площадки разрешается в сопровождении работника организации и в защитной каске.

 

Применение касок при работе на высоте

 

Документ:

постановление Минтруда РБ от 28.04.2001 № 52 «Об утверждении правил охраны труда при работе на высоте» (далее – Правила работы на высоте).

 

Работники при выполнении работ на высоте или находящиеся в опасной зоне падения с высоты или падения на них предметов сверху, должны быть в защитных касках (п. 617 Правил работы на высоте).

Кроме того, продолжает действовать ГОСТ 12.4.087-84: для защиты головы работника от механических повреждений падающими сверху предметами или при соударении с конструктивными и другими элементами, для защиты от воды, поражения электрическим током при работах на высоте по строительству, монтажу, демонтажу, выполнении ремонтных, наладочных и других работ должны применяться каски защитные.

 

Каска – защита от бокового удара

 

Защитные каски в обязательном порядке должны применяться повсеместно, где есть вероятность падения предметов на голову. Но каски обеспечивают защиту не только от случайного падения предметов, механических повреждений, поражений электрическим током, вредных излучений и брызг расплавленного металла. Необходимо иметь в виду, что до 30 % несчастных случаев на производстве происходит не при вертикальном, а при боковом ударе, например, при столкновении рабочего с твердыми предметами.

Перечень профессий, где это случается, велик. Чаще всего риску получить боковой удар подвергаются рабочие по ремонту автомобилей, тракторов, локомотивов и вагонов (особенно выполняющие работы в осмотровых канавах), авиатехники и авиамеханики, грузчики, персонал по монтажу и ремонту различного оборудования на предприятиях, рабочие в сельском хозяйстве, специалисты, выполняющие отделочные работы в помещениях, и т.д. В известной степени опасность представляют работы с крупногабаритным оборудованием, наличием большого числа выступающих частей, постоянным перемещением тела и сменой его положения при выполнении операций. А поэтому риск получения ударов, ушибов, падений велик и необходимость в защите головы, в т.ч. от боковых ударов, вполне обоснованна. И правильно сделанный выбор защитной каски играет, порой, жизненно важную роль для человека.

         

Каска при выполнении работ по нескольким профессиям

 

Кроме того, работник, допустим электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик, может выполнять в течение рабочей смены работу по другой профессии, например работу машиниста (оператора) крана, управляемого с пола, или стропальщика для перемещения заготовок к месту выполнения работы по основной профессии. Такое совмещение профессий характерно для большинства предприятий. Работникам, совмещающим несколько профессий, необходимо выдать защитные каски, если дополнительная работа предусматривает их применение.  

 

Применение касок в цехах и производствах

 

Необходимость применения касок в цехах, производствах, где используются мостовые краны, кран-балки, краны-штабелеры, электрические тали и другие грузоподъемные механизмы, определяется приказом нанимателя по цеху, корпусу и т.д.

Поскольку эти грузоподъемные механизмы могут использоваться не весь рабочий день, а также не охватывать всю территорию цеха, то при составлении такого приказа следует досконально проанализировать работу цеха, определить опасные зоны, при нахождении в которых возможно падение предметов, а также вероятность появления в этих зонах людей. Все выявленные в ходе анализа опасные зоны указать в приказе, а после его издания ознакомить всех работников цеха с ним под роспись.

После этого в местах, где наличие каски обязательно, на входах в цех, в опасные зоны необходимо вывесить знаки «Работать в защитной каске». В случае если каска необходима только при выполнении определенного вида работ, нужно определить перечень этих работ в приказе.

Кроме того, в приказ дополнительно нужно внести пункт о том, что работники организации в ходе выполнения своих функциональных обязанностей или по поручению руководства посещающие объекты, на которых производятся работы с применением грузоподъемных механизмов (кранов) или ведутся строительные работы и возникает возможность падения груза с высоты, обязаны носить каски при посещении таких объектов.

В зависимости от частоты посещения объекта каска (одна или несколько) может быть выдана непосредственно работнику или на отдел, сектор, бюро (если эти посещения эпизодичны), а начальник отдела назначается ответственным за соблюдением правил охраны труда при посещении таких объектов.

Безусловно, подготовка приказа, регламентирующего применение защитных касок, потребует значительных усилий. Однако эта работа даст положительный результат с точки зрения обеспечения безопасности работающих и позволит предотвратить получение травм головы работниками.

                       

Александр Жук, специалист по охране труда

 

www.espot.by