Дешевая-обувь.рф

Нейрогенез: нервные клетки восстанавливаются или нет? Восстановление нейронов головного мозга


Какое лекарство восстанавливает нейроны головного мозга? Нейроны и нервная ткань

озг, восстанови себя

Н а протяжении всей своей 100-летней истории нейронаука придерживалась догмы: мозг взрослого человека не подвержен изменениям. Считалось, что человек может терять нервные клетки, но не обретать новые. Действительно, если бы мозг был способен к структурным изменениям, как бы сохранялась ?

Кожа, печень, сердце, почки, легкие и кровь могут образовывать новые клетки для замены поврежденных. Вплоть до недавнего времени специалисты считали, что такая способность к регенерации не распространяется на центральную нервную систему, состоящую из головного и .

Однако за последние пять лет нейробиологи открыли, что мозг все же меняется в течение жизни: происходит образование новых клеток, позволяющих справиться с возникающими трудностями. Такая пластичность помогает мозгу восстанавливаться после травмы или заболевания, увеличивая свои потенциальные возможности.

Нейробиологи на протяжении десятков лет ищут способы улучшить состояние мозга. Стратегия лечения основывалась на восполнении недостатка нейромедиаторов - химических веществ, передающих сообщения нервным клеткам (нейронам). При болезни Паркинсона, например, мозг больного теряет способность вырабатывать нейромедиатор дофамин, поскольку производящие его клетки гибнут. Химический «родственник» дофамина, L-Допа, может временно облегчить состояние больного, но не излечить его. Для замены нейронов, погибающих при таких неврологических заболеваниях, как болезни Гентингтона и Паркинсона, и при травмах , нейробиологи пытаются имплантировать стволовые клетки, полученные из эмбрионов. В последнее время исследователи заинтересовались нейронами, полученными из эмбриональных стволовых клеток человека, которые при определенных условиях можно заставить образовывать в чашках Петри любые типы клеток человеческого организма.

Несмотря на то что у стволовых клеток много преимуществ, очевидно, следует развивать способности взрослой нервной системы к самовосстановлению. Для этого необходимо ввести вещества, стимулирующие мозг к образованию собственных клеток и восстановлению поврежденных нервных цепей.

Новорожденные нервные клетки

В 1960 - 70-х гг. исследователи пришли к выводу, что центральная нервная система млекопитающих способна к регенерации. Первые эксперименты показали, что основные ветви нейронов взрослого головного и - аксоны могут восстанавливаться после повреждения. Вскоре было обнаружено рождение новых нейронов в мозге взрослых птиц, обезьян и людей, т.е. нейрогенез.

Возникает вопрос: если центральная нервная система может образовывать новые , способна ли она восстанавливаться в случае болезни или травмы? Для того чтобы ответить на него, необходимо понять, как происходит нейрогенез во взрослом мозге и каким образом можно его .

Рождение новых клеток происходит постепенно. Так называемые мультипотентные стволовые клетки в мозге периодически начинают делиться, давая начало другим стволовым клеткам, которые могут вырасти в нейроны или опорные клетки, называемые . Но для созревания новорожденные клетки должны избегать влияния мультипотентных стволовых клеток, что удается лишь половине из них - остальные гибнут. Такое расточительство напоминает процесс, происходящий в организме до рождения и в раннем детстве, когда возникает больше нервных клеток, чем необходимо для образования мозга. Выживают только те из них, которые формируют действующие связи с другими.

Станет ли уцелевшая молодая клетка нейроном или глиальной клеткой, зависит от того, в каком участке мозга она окажется и какие процессы будут происходить в этот период. Новому нейрону требуется более месяца, чтобы начать полноценно функционировать. посылать и принимать информацию. Таким образом. нейрогенез представляет собой не одномоментное событие. а процесс. который регулируется веществами. называемыми факторами роста. Например, фактор, названный «звуковой еж» (sonic hedgehog), обнаруженный впервые у насекомых, регулирует способность незрелых нейронов к пролиферации. Фактор notch и класс молекул. названных морфогенетическими протеинами кости, видимо, определяют, станет ли новая клетка глиальной или нервной. Как только это произойдет. другие факторы роста. такие как мозговой нейротрофический фактор (BDNF). нейротрофины и инсулинподобный фактор роста (IGF), начинают поддерживать жизнедеятельность клетки, стимулируя ее созревание.

Место действия

Новые нейроны возникают во взрослом мозге млекопитающих не случайно и. по всей видимости. образуются только в заполненных жидкостью пустотах в переднем мозге - в желудочках, а также в гиппокампе - структуре, спрятанной глубоко в мозге. имеющей форму морского конька. Нейробиологи доказали, что клетки, которым суждено стать нейронами. перемещаются из желудочков в обонятельные луковицы. которые получают информацию от клеток, расположенных в слизистой носа и чувствительных к . Никто точно не знает, почему обонятельной луковице требуется столько новых нейронов. Легче предположить, зачем они нужны гиппокампу: поскольку эта структура важна для запоминания новой информации, дополнительные нейроны, вероятно. способствуют упрочению связей между нервными клетками, повышая способность мозга обрабатывать и хранить сведения.

Процессы нейрогенеза также обнаружены за пределами гиппокампа и обонятельной луковицы, например, в префронтальной коре - обители интеллекта и логики. а также в других областях взрослого головного и спинного мозга. Последнее время появляются все новые подробности о молекулярных механизмах, управляющих нейрогенезом, и о химических стимулах, регулирующих его. и мы вправе надеяться. что со временем можно будет искусственно стимулировать нейрогенез в любой части мозга. Зная, как факторы роста и локальное микроокружение управляют нейрогенезом, исследователи рассчитывают создать методы лечения, позволяющие восстановить больной или поврежденный мозг.

С помощью стимулирования нейрогенеза можно улучшить состояние пациента при некоторых неврологических заболеваниях. Например. причина - закупорка сосудов головного мозга, в результате чего из-за недостатка кислорода гибнут нейроны. После инсульта в гиппокампе начинает развиваться нейрогенез, стремящийся «вылечить» поврежденную ткань мозга с помощью новых нейронов. Большинство новорожденных клеток гибнет, однако некоторые успешно мигрируют к поврежденному участку и превращаются в полноценные нейроны. Несмотря на то что для компенсации повреждений при тяжелом инсульте этого недостаточно. нейрогенез может помочь мозгу после микроинсультов,которые часто проходят незамеченными. Сейчас нейробиологи пытаютс

doctormo.ru

Восстанавливаются ли клетки(нейроны) головного мозга

Нервная система является самой сложной и мало изученной частью нашего организма. Она состоит из 100 миллиардов клеток – нейронов, и глиальных клеток, которых примерно в 30 раз больше. К нашему времени ученым удалось изучить только 5% нервных клеток. Все остальные пока загадка, которую медики стараются разгадать любыми методами.

Нейрон: строение и функции

Нейрон – главный структурный элемент нервной системы, эволюционировавший с нейроефекторных клеток. Функция нервных клеток заключается в ответе на раздражители сокращением. Это клетки, которые способны передавать информацию с помощью электрического импульса, химическим и механическим путями.

За исполняющими функциями нейроны бывают двигательными, чувствительными и промежуточными. Чувствительные нервные клетки передают информацию от рецепторов в головной мозг, двигательные – к мышечным тканям. Промежуточные нейроны способны выполнять и ту, и другую функции.

Анатомически нейроны состоят из тела и двух типов отростков – аксонов и дендритов. Дендритов зачастую есть несколько, их функция в улавливании сигнала от других нейронов и создании связей между нейронами. Аксоны предназначены для передачи того самого сигнала на другие нервные клетки. Снаружи нейроны покрыты специальной оболочкой, из специального белка – миелина. Он склонен к самообновлению на протяжении всей человеческой жизни.

Как же выглядит передача того самого нервного импульса? Представим, что Вы взялись рукой за горячую ручку сковороды. В тот момент реагируют рецепторы, находящиеся в мышечной ткани пальцев рук. С помощью импульсов, они посылают  информацию в главный мозг. Там информация «переваривается» и формируется ответ, который отправляется обратно к мышцам, субъективно проявляясь чувством жжения.

Нейроны, восстанавливаются ли они?

Еще в детстве нам мама говорила: береги нервную систему, клетки не восстанавливаются. Тогда такая фраза звучала как то пугающе. Если клетки не восстанавливаются, что же делать? Как уберечься от их гибели? На такие вопросы должна бы ответить современная наука. В общей сложности не все так плохо и страшно. Весь организм имеет большие возможности восстановления, почему же нервные клетки не могут. Ведь после черепно-мозговых травм, инсультов, когда идет существенное повреждения тканей мозга, он как то возвращает себе утраченные функции. Соответственно в нервных клетках, что-то происходит.

Еще при зачатии в организме «программируется» отмирание нервных клеток. Некоторые исследования  говорят о гибели 1% нейронов в год. В таком случае лет за 20, мозг износился бы вплоть до невозможности человеком выполнять самые простые вещи. Но так не происходит, и мозг способен полноценно функционировать к глубокой старости.

Сначала ученые проводили исследование восстановления нервных клеток у животных. После повреждения мозга у млекопитающих, оказалось, что имеющиеся нервные клетки разделились пополам, и образовалось два полноценных нейрона, в итоге функции мозга восстановились. Правда, такие способности обнаружили только в молодых животных. В старых млекопитающих увеличения клеток не произошло. В дальнейшем опыты проводили на мышах, их запускали в большой город, тем самым заставляя искать выход. И заметили интересную вещь, количество нервных клеток у подопытных мышей увеличилось, в отличие от тех, которые жили в обычных условиях.

Во всех тканях организма, восстановление происходит путем деления существующих клеток. После проведение исследований нейрона, медики твердо заявили: нервная клетка не делится. Однако это ничего не значит. Новые клетки могут образоваться путем нейрогенеза, который начинается во внутриутробном периоде и продолжается всю жизнь. Нейрогенез – это синтез новых нервных клеток с предшественников – стволовых клеток, которые в последующем мигрируют, дифференцируются и превращаются в зрелые нейроны. Впервые сообщение о таком восстановлении нервных клеток появилось еще в 1962 году. Но оно ничем не подкреплялось, соответственно не имело никакого значения.

Примерно двадцать лет назад, новые исследования показали, что нейрогенез существует в мозге. У птиц, начинавших много петь весной, количество нервных клеток возрастало вдвое. После завершения певчего периода, количество нейронов опять уменьшалось. В дальнейшем было доказано, что нейрогенез может происходить только в некоторых участках мозга. Одним из них является область вокруг желудочков. Вторым — гиппокамп, расположенный возле бокового желудочка мозга, и отвечающий за память, мышление и эмоции. Поэтому способность запоминать и размышлять, изменяются в течение жизни, вследствие воздействия разных факторов.

Как видно из вышесказанного, хоть мозг на 95% еще не изучен, имеются достаточно фактов, подтверждающих, что нервные клетки восстанавливаются.

Похожие записи

moyagolova.ru

Восстановление нейронов головного мозга

Команда ученых во главе с Афсанехом Гайллардом , в сотрудничестве с Институтом междисциплинарных исследований в области медицинской и молекулярной биологии в Брюсселе, сделала важное открытие в области клеточной терапии, а именно, доказала возможность восстановления клеток головного мозга мыши с помощью трансплантата из нейронов коры больших полушарий, полученных из эмбриональных стволовых клеток. Эти результаты были недавно опубликованы в научном журнале «Нейрон9raquo;.

Кора больших полушарий является одной из самых сложных конструкций в нашем мозге. Она состоит из около ста типов нейронов, организованных в 6 слоев, имеющих многочисленные нейроанатомические области, различающиеся по строению и функциям.

Повреждения головного мозга, вызванные травмой или дегенеративными процессами, приводят к гибели клеток и сопровождаются значительными функциональными нарушениями. В целях преодоления ограниченной возможности нейронов взрослого человека к самовосстановлению, был применен новым метод лечения - трансплантация эмбриональной ткани мозга, показавшая отличные результаты.

Основной проблемой для ученых стало получение эмбриональных нейронов из соответствующего слоя или области для восстановления нейронов в поврежденных проводящих путях в правильном порядке.

Результаты, полученные командой Афсанеха Гайлларда и Пьера Вандерхегена из Института междисциплинарных исследований в области медицинской и молекулярной биологии, впервые при исследовании на мышах показали, что плюрипотентные стволовые клетки дифференцируются в нейроны коры головного мозга и позволяют восстановить поврежденные участки нейронных цепей как анатомически, так и функционально.

Исследователи также заметили, что повреждения цепей могут быть восстановлены только с помощью нейронов того же типа, что поврежденный участок.

Данное исследование представляет собой важный шаг в развитии клеточной терапии применительно к коре головного мозга.

Новый подход в лечении все еще находится на экспериментальной стадии . Требуется еще немало исследований для клинического применения данного метода на людях. Тем не менее, по мнению исследователей «опыты в клеточной инженерии оказались успешными, эти достижения позволят нам производить нервные клетки контролируемо и в неограниченном количестве, а также пересаживать их, что стало возможным впервые. Результаты исследования открывают новые подходы для восстановления повреждений мозга, особенно после инсульта или черепно-мозговой травмы», - утверждают ученые.

Народные средства, помогающие восстановить работу мозга после инсульта

Для приготовления необходимо 7 г мумие алтайского смешать с 200 мл свежего сока алое. Принимать утром натощак и вечером перед сном по 1 ч.л. Курс лечения составляет 10 дней, затем следует сделать 4-х дневный перерыв и повторить лечение. Данный рецепт восстанавливает клетки головного мозга и рассасывает тромбы.

Одну свеклу средних размеров очистите от кожуры, нарежьте небольшими кусочками и положите в 2-х литровую банку. К свекле добавьте 120 г сахарного песка, 5 г соли, 3 кусочка ржаного хлеба и 1 ст.л. сметаны. Затем содержимое банки залейте кипятком и оставьте настаиваться в теплом месте на 3-4 дня. Готовый свекольный квас употребляйте 2-3 месяца по 4 раза в день за час до еды. Необходимо начинать лечение квасом с 1 ст.л. и увеличить до ½ стакана.

Настой из шиповника и лука

Измельчите 2 ст.л. сухих ягод шиповника и 2 ст.л. шелухи луковиц, залейте все 1 литром прохладной воды и доведите смесь до кипения. Далее оставьте смесь настаиваться в теплом месте 8-9 часов. После того, как смесь настоялась, процедите и добавьте свежевыжатый сок 1 небольшого лимона. Готовый настой пейте в течение дня маленькими порциями на протяжении 1 месяца.

Доказана способность нервных клеток к восстановлению

Широко известное выражение «нервные клетки не восстанавливаются», употребляемое в качестве призыва не беспокоиться понапрасну, оказалось не совсем верным. Согласно последним исследованиям нейрофизиологов, нейроны обладают способностью к восстановлению, по крайней мере, в отдельных участках головного мозга.

Учеными доказана регенеративная способность нейронов в гиппокампе и обонятельной луковице – участках мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие. Скорость восстановления нейронов естественным образом замедляется с возрастом, однако этот процесс возможно поддерживать до глубокой старости с помощью упражнений и диеты.

Основой диеты для восстановления нервных клеток головного мозга является пища, богатая полиненасыщенными жирными кислотами и полифенолами. Диетологи особо выделяют в качестве источника полифенолов такие продукты, как орехи, оливковое масло, пиво, чай и вино, а в качестве источника жирных кислот – рыбу, сою, а также тыквенные и подсолнечные семечки.

Эксперимент, подтверждающий возможность регенерации нервных клеток, был проведен учеными Барселонского университета над двумя группами мышей. Опытную группу животных в течение сорока дней кормили специальным кремом из сухофруктов, растительного масла и орехов, а контрольная группа получала обыкновенное питание. По прошествии полутора месяцев анализы показали значительного увеличение количества стволовых клеток и новообразованных нейронов в гиппокампе и обонятельной луковице головного мозга у мышей опытной группы.

[email protected] 124460, г. Москва, г. Зеленоград, 4-й Западный проезд, дом 3, строение 1

143442, Московская обл. Красногорский район, дер. Ангелово, завод по производству инфузионных растворов и кровезаменителей «Алиум9raquo;

Придерживаясь принципа неприкосновенности частной жизни, АО «Биннофарм9raquo; обеспечивает защиту персональных данных, находящихся в ее распоряжении, в соответствии с действующим законодательством и политикой в данной области.

Восстановление коры головного мозга собственными стволовыми клетками

Исследования ученых позволяют надеяться на возможность использования потенциала стволовых клеток для восстановления коры головного мозга. Пока эксперименты по восстановлению коры головного мозга и нейронов с помощью активизации собственных стволовых клеток проводятся на животных. Так Джеффри Маклису из медицинской школы Гарварда удалось добиться самовосстановления участков коры головного мозга у мышей. Маклис и его коллеги хотели выяснить, каким образом в мозге запускается процесс восстановления нейронов, когда имеющиеся там стволовые клетки активируются, превращаются в нейроны и даже занимают нужное положение в коре.

Биохимики вводили в мозг специальные молекулы, которые активировались светом определённой длины волны. Эти молекулы выборочно убивали часть кортикоспинальных моторных нейронов. Вскоре в поджелудочковой зоне мозга появились незрелые нейроны, которые мигрировали в кору, в её повреждённую область, заняли место погибших нейронов и дозревали до полноценных моторных нейронов. При этом некоторые из них даже успешно подключались к спинному мозгу. Авторы ведут работу по идентификации сигнальных молекул, отвечающих за запуск и управление процессом регенерации.

Тогда на основе этих веществ можно было бы создать лекарства, и лечить ими людей с рядом нейрозаболеваний. При этом не было бы никаких проблем, как в случае с похожей по действию терапией, в которой предлагается использовать внедрение в мозг стволовых клеток от эмбрионов.

Мозг способен восстанавливаться после повреждений. Но происходит это довольно медленно, и человеческой жизни может просто не хватить. Профессор Сиддхартха Чандра занимается регенеративной неврологией и утверждает, что близок день, когда пациентов с такими диагнозами, как рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и болезнь двигательных нейронов, наконец-то можно будет стабильно и эффективно лечить. Об этом он рассказал в лекции на платформе TED, а Slon публикует сокращенную версию ее перевода.

Я рад, что могу рассказать о возможностях восстановления тканей мозга после повреждений, и для меня как невролога это особенно важно, потому что мы можем дать надежду на выздоровление пациентам, чьи состояния сегодня считаются неизлечимыми. Проблема вот в чем. Сравните фото здорового головного мозга с фотографией мозга пациента, страдающего болезнью Альцгеймера. Красным отмечены видимые повреждения: атрофия, рубцы.

Я мог бы показать изображения мозга больных с другими диагнозами – рассеянным склерозом, болезнью двигательных нейронов, болезнью Паркинсона, синдромом Хантингтона, – везде похожая история. Эти недуги представляют серьезную угрозу, возможно, самую серьезную в наше время. Статистические данные просто пугают. Сейчас около 35 миллионов человек живут с одним из перечисленных выше диагнозов, и это обходится человечеству в 700 миллионов долларов в год. И ситуация только ухудшается, потому что заболевания эти тесно связаны с возрастными изменениями, а население, как мы знаем, стареет. Вопрос: почему мы до сих пор не знаем способа эффективно лечить больных, страдающих от таких недугов?

Чтобы было проще разобраться во всем этом, возьму на себя смелость прочитать сильно ускоренный курс по высшей нервной деятельности. Придется вкратце пересказать все, чему я учился в медицинском институте! На деле мозг устроен просто: когда нейроны и глиальные клетки здоровы и работают, вместе они создают целую симфонию электрических импульсов, лежащих в основе нашей мыслительной деятельности, способности думать, запоминать, учиться, нашей способности переживать и чувствовать, нашей двигательной активности, наконец. Но любое повреждение одного из звеньев цепи приводит к нарушениям работы системы, а нарушение дает о себе знать в форме заболевания.

Я проиллюстрирую свое повествование видеопримером. Это Джон, мой пациент, он пришел ко мне в клинику на прошлой неделе. У Джона болезнь двигательных нейронов. Джон был так любезен, что согласился рассказать, как и почему ему был поставлен такой диагноз, как болезнь проявилась.

Джон: Я узнал, что у меня болезнь двигательных нейронов, в октябре 2011-го. Меня беспокоило затрудненное дыхание. Сейчас проблемы с дыханием усугубились, плюс у меня появилась слабость в руках и ногах, большую часть времени мне приходится проводить в инвалидной коляске.

Суть в том, что за восемнадцать месяцев здоровый мужчина оказался в инвалидной коляске, дышать ему помогает кислородная маска. И такое может случиться с кем угодно, с вами, вашим отцом, братом, другом. Вот что происходит, когда погибают двигательные нейроны. А когда поражается миелиновая оболочка нервных волокон, возникает рассеянный склероз.

Я знаю, о чем вы думаете. Вы недоумеваете: этот парень влез на сцену и обещал обнадежить, а вместо этого рассказывает ужасные вещи, беспросветные, вгоняющие в депрессию. Да, я сказал, что эти заболевания очень тяжелы, они кого хочешь выбьют из колеи, да и лечения, по сути, пока нет. И на что же тут надеяться?

Знаете, полагаю, надежда есть. И вот она: картина мозга пациента с рассеянным склерозом. И она демонстрирует способность мозга к регенерации. Да, мозг на это способен, просто делает он это недостаточно быстро и эффективно.

Так почему же, спросите вы, до сих пор нет эффективной терапии? Ведь не только что же все это выяснилось. Отвечу: все дело в том, что разработка лекарственных препаратов – невероятно сложный и полный рисков процесс, ставки здесь высоки, а шансы на успех невелики. Надо отбросить 10 тысяч неподходящих вариантов, чтобы найти один работающий и безопасный. Можно потратить пятнадцать лет и более миллиарда долларов, но так и не добиться успеха.

Но как делать это быстрее, как изменить правила игры? Для этого потребуется понять, где же процесс стопорится. Одна из таких стадий – длительные опыты на животных. Но познать самого себя человек может, только изучая себя, то есть именно человека (несколько перефразирую Александра Поупа). Так реально ли исследовать все эти процессы на непосредственно человеческом материале? Да. У нас есть возможность использовать стволовые клетки, уникальные в своем роде: они способны к саморегенерации, плюс из них можно создавать клетки для починки разных органов, будь то печень или костная ткань, и даже, возможно, двигательные нейроны или миелиновую оболочку нервных волокон. Действительно ли это дает нам шанс на революцию в лечении неврологических пациентов?

Полагаю, да. Моя уверенность базируется на открытиях последних двадцати лет. Мы помним о первой клонированной из клетки взрослой особи овечке Долли, здесь, в Эдинбурге, но куда важнее другое научное открытие. Его совершил японский ученый Синъя Яманака, нобелевский лауреат, впервые получивший индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Он продемонстрировал, что нужно всего 4 компонента, чтобы абсолютно любую клетку преобразовать в стволовую. Трудно преувеличить значение этого события в науке, потому что оно означает, что каждый из числа сидящих в этой аудитории – сам себе набор запчастей. Возьмите клетку, скажем, кожи, преобразуйте ее в стволовую, и ее можно будет использовать там, где она нужна для лечения. Когда я учился на врача, над этим тезисом все мы просто посмеялись бы, а сегодня это самая настоящая реальность. И вот он – источник надежды.

Есть два пути применения стволовых клеток в регенеративной неврологии. Первый – использование их в разработке лекарственных средств. Можно взять клетку кожи, сделать из нее плюрипотентную стволовую и запустить ее в работу как двигательный нейрон. Да, вот так просто, плюрипотентные стволовые клетки это действительно могут. Но главное, что таким образом мы можем наблюдать за клеткой, сравнивать ее поведение с поведением здоровых и зараженных нейронов в конкретном организме. У нас даже есть возможность трансформировать клетку таким образом, чтобы она светилась, так нам удобнее будет наблюдать за ней. Используя этот трюк, мы провели исследование и выявили, что поврежденные нейроны гибнут в 2,5 раза чаще здоровых. Это потрясающий метод для ведения фармакологических разработок, раньше такого и представить себе было нельзя.

Предоставлю слово Джону.

Джон: Надеюсь, когда-нибудь ваши исследования помогут таким людям, как я, вернуться к нормальной полноценной жизни, ребята.

Я хотел бы поблагодарить Джона за то, что он принял участие в нашей беседе, и одновременно сказать ему и другим людям с таким или похожими диагнозами: я вижу перспективу. Думаю, день, когда мы по-настоящему сможем помогать вам, ближе, чем кажется. Спасибо!

Slon.ru

© 2009 — 2018. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.

Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-36570. Выдано Роскомнадзором 11 июня 2009 года. 16+

Информационный дизайн сайта — Monographic .

С возрастом нам становится все труднее сосредотачиваться на новой информации. Нетренированная память ослабевает и дает сбои. Как сделать так, чтобы мозг не подводил и позволял понимать даже самые сложные вещи до старости?

Ученые не перестают напоминать: умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь. И если раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, то сейчас появилось новое утверждение. Клетки головного мозга, а также нервные клетки можно восстановить с помощью регулярных умственных тренировок.

1. Мозгу нужно хорошее питание!

Нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме витаминов, которые препятствуют быстрой утомляемости, отвечают за скорость реакции, позволяют сохранить память острой, сосредоточиться. Такие витамины в больших количествах содержатся в постном красном мясе, говяжьей печени, вареном картофеле, ржаном хлебе, бананах, йогурте, овсянке, гречке, яблоках, жирной рыбе и грецких орехах.

2. Делай ежедневную гимнастику.

Для начала освой упражнение «Движение глазами». Оно мгновенно улучшает память и приводит голову в рабочее состояние. В течение 30 секунд одновременно двигай зрачками из стороны в сторону. Улучшится координация полушарий мозга, а зоны, отвечающие за память активизируются.

Теперь глубоко подыши через нос. Во время глубокого дыхания организм расслабляется, а к мозгу поступает больше кислорода.

Сядь прямо и закрой рот. Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируй: сначала реши в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем — выпрямившись, с закрытым ртом. Ты быстро почувствуешь разницу.

Для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь, достаточно регулярно делать небольшую зарядку. Ты можешь делать приседания или гулять в парке по 30 минут. Такая легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность.

Чтобы сохранить хорошую память на долгие годы, необходимо регулярно играть в шахматы, карты, лото, разгадывать кроссворды и судоку. Словом, тренировать мозг напрямую. Твоя главная задача - развить внимания. Ведь именно оно — главная составляющая хорошей памяти.

Старайся каждый день что-то запоминать. Новое слово на английском языке, короткий стишок, скороговорку. Используй зрительные образы, чтобы запомнить материал надолго. Не стыдись и обыкновенной «зубрежки».

Чтобы лучше запоминать, тебе необходимо вникнуть в суть предмета, представить его образно, используя простые ассоциации. Например, чтобы запомнить номер телефона, разложи его цифры на номера известных тебе квартир и дни рождания людей. В этом номере может быть зашифрован твой вес, возраст, длина волос и даже количество браков.

4. Нагружай свой мозг новой информацией.

Старайся каждый день одевать новые вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды меняются не только ощущения человека, но и образ мыслей. Поменяй руку, которой обычно чистишь зубы — это заставит тебя встряхнуться. Откажись от стереотипов. Отвечай нестандартно на привычные вопросы, вроде «Как дела?», «Ты уже покушала?». Попробуй «увидеть» свою квартиру с закрытыми глазами. Походи по комнатам, вспомни, где и как стоят разные предметы, какого они цвета, как они выглядят утром и вечером. С закрытыми глазами у тебя резко активизируются другие органы чувств. Пойди в магазин или на работу новой дорогой, пусть она будет длиннее прежней. Это положительно скажется на работе мозга. Прочти книгу, которую не читала раньше, например, экономическую теорию или законы рекламы. Отключите звук телевизора и, глядя на изображение, пытайся представить, о чем говорят герои сериала.

5. Учись удерживать внимание!

Посмотри на любой предмет, который находится в поле твоего зрения. Постарайся думать о нем столько, сколько сможешь. Если это дерево, думай только о том, что это — дерево. Через некоторое время ты заметишь, что думаешь о чем-то другом, но не об этом предмете. Причем, поток твоих «убежавших» мыслей будет представлять из себя логическую цепочку: какое это дерево, что из него делают, я видела такую вещь у подружки. У каждого человека будет своя логическая цепочка, но мысль непременно «убежит». Поймав этот поток, попытайся по ступенькам вернуться назад к «дереву», вспоминая каждое звено мысленной цепи. Затем повтори тоже самое с другим предметом. Упражнение нужно делать ежедневно.

Великий математик каждое утро прокручивал все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей. Помимо этого он давал оценку собственным поступкам, задавая себе вопросы:"Что я сделал сегодня? Что не сделал полезного? Какие поступки заслуживают осуждения, а какие - похвалы?"

Эта техника получила впоследствии название «Экзамен сознания». Начав постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера и позавчера, ты превратишь свой мозг в мощный компьютер. Через месяц-другой после регулярного выполнения «Экзамена сознания», ты привыкнешь держать внимание постоянно включенным. сможешь мгновенно восстанавливать события любого периода своей жизни вплоть до рождения, будешь легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, гаммы цветов. "

Будьте в курсе наших последних новостей!

Любая перепечатка материалов сайта возможна только при наличии прямой индексируемой гиперссылки.

cornelia62.info

Нервные клетки восстанавливаются, стимуляция нейрогенеза

Нейроны головного мозга формируются в период пренатального развития. Происходит это за счет разрастания определенного вида клеток, их передвижений, а затем дифференцирования, во время которого они меняют свою форму, размер и функции. Большая часть нейронов гибнет еще во время внутриутробного развития, многие продолжают это делать после рождения и на протяжении всей жизни человека, что заложено генетически. Но вместе с этим явлением происходит и другое – восстановление нейронов в некоторых мозговых отделах.

Процесс, при котором происходит формирование нервной клетки (как в пренатальном периоде, так и жизненном), носит название «нейрогенез».

Широко известное утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются когда-то сделал в 1928 году Сантьяго Рамон-И-Халем – испанский ученый-нейрогистолог. Это положение просуществовало до конца прошлого века пока не появилась научная статья Э. Гоулд и Ч. Кросса, в которой приводились факты, доказывающие продуцирование новых клеток головного мозга, хотя еще в 60–80-х гг. некоторые ученые пытались донести до научного мира это открытие.

Где восстанавливаются клетки

В настоящее время «взрослый» нейрогенез изучен на том уровне, который позволяет сделать вывод о том, где он происходит. Существуют две таких области.

  1. Субвентрикулярная зона (находится вокруг мозговых желудочков). Процесс регенерации нейронов в этом отделе совершается непрерывно и обладает некоторыми особенностями. У животных происходит миграция стволовых клеток (так называемых предшественниц) в обонятельную луковицу после их деления и превращения в нейробласты, где они продолжают свою трансформацию в полноценные нейроны. В отделе человеческого головного мозга происходит тот же самый процесс за исключением миграции – что, скорее всего, связано с тем, что для человека функция обоняния не так жизненно необходима, в отличие от животных.
  2. Гиппокамп. Это парный отдел головного мозга, который является ответственным за ориентацию в пространстве, закрепление запоминаний и формирование эмоций. Нейрогенез в этом отделе особенно активен – в сутки здесь появляется около 700 нервных клеток.

Некоторые ученые утверждают, что в человеческом мозге регенерация нейронов может происходить и в других структурах – например, коре больших полушарий.

Современные представления о том, что образование нервных клеток присутствует во взрослом периоде жизни человека, открывает огромные возможности в изобретении методов лечения дегенеративных болезней головного мозга – Паркинсона, Альцгеймера и подобных, последствий черепно-мозговых травм, инсультов.

Ученые в настоящее время пытаются выяснить, что именно способствует восстановлению нейронов. Так, установлено, что астроциты (особые нейроглиальные клетки), которые являются самыми устойчивыми после клеточного повреждения, производят вещества, стимулирующие нейрогенез. Также предполагают, что один из факторов роста – активин А – в сочетании с другими химическими соединениями дает возможность нервным клеткам подавлять воспаление. Это, в свою очередь, способствует их регенерации. Особенности обоих процессов еще недостаточно изучены.

Влияние внешних факторов на процесс восстановления

Нейрогенез – это постоянный процесс, на который периодически могут негативно воздействовать различные факторы. В современной нейробиологии известны некоторые из них.

  1. Химиотерапия и лучевая терапия, применяющиеся в лечении раковых заболеваний. Клетки-предшественницы испытывают на себе влияние этих процессов и перестают делиться.
  2. Хронический стресс и депрессия. Количество клеток мозга, которые находятся в стадии деления, резко уменьшается в тот период, когда человек испытывает негативные эмоциональные чувства.
  3. Возраст. Интенсивность процесса формирования новых нейронов уменьшается к старости, что сказывается на процессах внимания и памяти.  
  4. Этанол. Установлено, что алкоголь повреждает астроциты, которые участвуют в производстве новых клеток гиппокампа.

Положительное воздействие на нейроны

Перед учеными стоит задача – изучить как можно полнее эффекты воздействия внешних факторов на нейрогенез с целью того, чтобы понять, как зарождаются те или иные болезни и что может способствовать их излечению.

Исследование формирования нейронов мозга, которое проводилось на мышах, показало, что физические нагрузки напрямую влияли на деление клеток. Бегающие в колесе животные давали положительные результаты по сравнению с теми, кто сидел без дела. Этот же фактор положительно сказался в том числе и на тех грызунах, которые имели «пожилой» возраст. Кроме того, нейрогенез усиливали умственные нагрузки – решение задач в лабиринтах.

В настоящее время интенсивно проводятся эксперименты, которые ставят своей целью поиск веществ или других терапевтических воздействий, способствующих формированию нейронов. Так, в научном мире известно о некоторых из них.

  1. Стимуляция процесса нейрогенеза с помощью биоразлагаемых гидрогелей показала положительный результат на культурах стволовых клеток.
  2. Антидепрессанты не только позволяют справиться с клинической депрессией, но и влияют на восстановление нейронов у страдающих этим заболеванием. В связи с тем, что исчезновение симптомов депрессии при лекарственной терапии происходит примерно за один месяц, а процесс регенерации клеток занимает столько же, ученые выдвинули предположение, что появление этой болезни напрямую зависит от того, что нейрогенез в гиппокампе замедляется.
  3. В исследованиях, направленных на изучение поиска способов восстановления тканей после ишемического инсульта, было установлено, что периферийная стимуляция головного мозга и физиотерапия усиливали нейрогенез.
  4. Регулярное воздействие агонистами дофаминовых рецепторов стимулирует восстановление клеток после их поражения (например, при болезни Паркинсона). Важным для этого процесса является различная комбинация лекарственных средств.
  5. Введение тенасцина-С – белка межклеточного матрикса – воздействует на клеточные рецепторы и повышает регенерацию аксонов (отростков нейронов).

Применение стволовых клеток

Отдельно необходимо сказать о стимуляции нейрогенеза посредством введения стволовых клеток, которые являются предшественниками нейронов. Этот метод является потенциально действенным в качестве лечения дегенеративных болезней головного мозга. В настоящее время он проводился только на животных.

Для этих целей используются первичные клетки зрелого мозга, сохранившиеся еще со времен эмбрионального развития и способные к делению. После деления и трансплантации они приживаются и превращаются в нейроны в тех самых отделах, уже известных как места, в которых осуществляется нейрогенез – субвентрикулярной зоне и гиппокампе. В других областях они образуют глиальные клетки, но не нейроны. 

После того, как ученые поняли, что нервные клетки восстанавливаются из нейрональных стволовых, они предположили, возможность стимуляции нейрогенеза посредством других стволовых клеток – кровяных. Правда оказалась в том, что они проникают в мозг, но образуют двуядерные клетки, сливаясь с существующими уже нейронами.

Основная проблема метода заключается в незрелости «взрослых» стволовых клеток головного мозга, поэтому существует риск того, что после пересадки они могут не дифференцироваться или погибнуть. Задача исследователей состоит в том, чтобы определить, что конкретно заставляет стволовую клетку перейти в нейрон. Это знание позволит после забора «дать» ей нужный биохимический сигнал для начала трансформации.

Еще одно серьезное затруднение, встречающееся на пути внедрения этого метода в качестве терапии, – бурное деление стволовых клеток после их трансплантации, что в трети случаев приводит к образованию раковых опухолей.

Итак, в современном научном мире вопрос о том, происходит ли формирование нейронов, не стоит: уже не только известно, что нейроны могут восстанавливаться, но и, в некоторой степени, определено, какие факторы могут влиять на этот процесс. Хотя основные исследовательские открытия в этой сфере еще впереди.

Оцените эту статью:

Всего голосов: 219

3 219

mozgius.ru

Мозг, восстанови себя. Научные статьи. Мозг и сознание. Альманах. SCIENTIFIC AMERICAN. Нейробиология XXI века.

озг, восстанови себя

На протяжении всей своей 100-летней истории нейронаука придерживалась догмы: мозг взрослого человека не подвержен изменениям. Считалось, что человек может терять нервные клетки, но не обретать новые. Действительно, если бы мозг был способен к структурным изменениям, как бы сохранялась память?

Кожа, печень, сердце, почки, легкие и кровь могут образовывать новые клетки для замены поврежденных. Вплоть до недавнего времени специалисты считали, что такая способность к регенерации не распространяется на центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга.

Однако за последние пять лет нейробиологи открыли, что мозг все же меняется в течение жизни: происходит образование новых клеток, позволяющих справиться с возникающими трудностями. Такая пластичность помогает мозгу восстанавливаться после травмы или заболевания, увеличивая свои потенциальные возможности.

Нейробиологи на протяжении десятков лет ищут способы улучшить состояние мозга. Стратегия лечения основывалась на восполнении недостатка нейромедиаторов — химических веществ, передающих сообщения нервным клеткам (нейронам). При болезни Паркинсона, например, мозг больного теряет способность вырабатывать нейромедиатор дофамин, поскольку производящие его клетки гибнут. Химический «родственник» дофамина, L-Допа, может временно облегчить состояние больного, но не излечить его. Для замены нейронов, погибающих при таких неврологических заболеваниях, как болезни Гентингтона и Паркинсона, и при травмах спинного мозга, нейробиологи пытаются имплантировать стволовые клетки, полученные из эмбрионов. В последнее время исследователи заинтересовались нейронами, полученными из эмбриональных стволовых клеток человека, которые при определенных условиях можно заставить образовывать в чашках Петри любые типы клеток человеческого организма.

Несмотря на то что у стволовых клеток много преимуществ, очевидно, следует развивать способности взрослой нервной системы к самовосстановлению. Для этого необходимо ввести вещества, стимулирующие мозг к образованию собственных клеток и восстановлению поврежденных нервных цепей.

Новорожденные нервные клетки

В 1960 — 70-х гг. исследователи пришли к выводу, что центральная нервная система млекопитающих способна к регенерации. Первые эксперименты показали, что основные ветви нейронов взрослого головного и спинного мозга — аксоны могут восстанавливаться после повреждения. Вскоре было обнаружено рождение новых нейронов в мозге взрослых птиц, обезьян и людей, т.е. нейрогенез.

Возникает вопрос: если центральная нервная система может образовывать новые нейроны, способна ли она восстанавливаться в случае болезни или травмы? Для того чтобы ответить на него, необходимо понять, как происходит нейрогенез во взрослом мозге и каким образом можно его стимулировать.

Рождение новых клеток происходит постепенно. Так называемые мультипотентные стволовые клетки в мозге периодически начинают делиться, давая начало другим стволовым клеткам, которые могут вырасти в нейроны или опорные клетки, называемые глией. Но для созревания новорожденные клетки должны избегать влияния мультипотентных стволовых клеток, что удается лишь половине из них — остальные гибнут. Такое расточительство напоминает процесс, происходящий в организме до рождения и в раннем детстве, когда возникает больше нервных клеток, чем необходимо для образования мозга. Выживают только те из них, которые формируют действующие связи с другими.

Станет ли уцелевшая молодая клетка нейроном или глиальной клеткой, зависит от того, в каком участке мозга она окажется и какие процессы будут происходить в этот период. Новому нейрону требуется более месяца, чтобы начать полноценно функционировать. посылать и принимать информацию. Таким образом. нейрогенез представляет собой не одномоментное событие. а процесс. который регулируется веществами. называемыми факторами роста. Например, фактор, названный «звуковой еж» (sonic hedgehog), обнаруженный впервые у насекомых, регулирует способность незрелых нейронов к пролиферации. Фактор notch и класс молекул. названных морфогенетическими протеинами кости, видимо, определяют, станет ли новая клетка глиальной или нервной. Как только это произойдет. другие факторы роста. такие как мозговой нейротрофический фактор (BDNF). нейротрофины и инсулинподобный фактор роста (IGF), начинают поддерживать жизнедеятельность клетки, стимулируя ее созревание.

Место действия

Новые нейроны возникают во взрослом мозге млекопитающих не случайно и. по всей видимости. образуются только в заполненных жидкостью пустотах в переднем мозге — в желудочках, а также в гиппокампе — структуре, спрятанной глубоко в мозге. имеющей форму морского конька. Нейробиологи доказали, что клетки, которым суждено стать нейронами. перемещаются из желудочков в обонятельные луковицы. которые получают информацию от клеток, расположенных в слизистой носа и чувствительных к запаху. Никто точно не знает, почему обонятельной луковице требуется столько новых нейронов. Легче предположить, зачем они нужны гиппокампу: поскольку эта структура важна для запоминания новой информации, дополнительные нейроны, вероятно. способствуют упрочению связей между нервными клетками, повышая способность мозга обрабатывать и хранить сведения.

Процессы нейрогенеза также обнаружены за пределами гиппокампа и обонятельной луковицы, например, в префронтальной коре — обители интеллекта и логики. а также в других областях взрослого головного и спинного мозга. Последнее время появляются все новые подробности о молекулярных механизмах, управляющих нейрогенезом, и о химических стимулах, регулирующих его. и мы вправе надеяться. что со временем можно будет искусственно стимулировать нейрогенез в любой части мозга. Зная, как факторы роста и локальное микроокружение управляют нейрогенезом, исследователи рассчитывают создать методы лечения, позволяющие восстановить больной или поврежденный мозг.

С помощью стимулирования нейрогенеза можно улучшить состояние пациента при некоторых неврологических заболеваниях. Например. причина инсульта — закупорка сосудов головного мозга, в результате чего из-за недостатка кислорода гибнут нейроны. После инсульта в гиппокампе начинает развиваться нейрогенез, стремящийся «вылечить» поврежденную ткань мозга с помощью новых нейронов. Большинство новорожденных клеток гибнет, однако некоторые успешно мигрируют к поврежденному участку и превращаются в полноценные нейроны. Несмотря на то что для компенсации повреждений при тяжелом инсульте этого недостаточно. нейрогенез может помочь мозгу после микроинсультов,которые часто проходят незамеченными. Сейчас нейробиологи пытаются применять васкуло-эпидермальный фактор роста (VEGF) и фактор роста фибробластов (FGF) для усиления естественного восстановления.

Оба вещества представляют собой крупные молекулы, которые с трудом преодолевают гематоэнцефалический барьер, т.е. сеть тесно переплетенных клеток, выстилающих кровеносные сосуды мозга. В 1999 г. биотехнологическая компания Wyeth-Ayerst Laboratories and Scios из Калифорнии приостановила клинические испытания FGF применяемого для лечения инсульта. поскольку его молекулы не попадали в мозг. Некоторые исследователи пытались решить эту задачу, соединяя молекулу FGF с другой, которая вводила клетку в заблуждение и заставляла ее захватывать весь комплекс молекул и переносить его в ткань мозга. Другие ученые методами генной инженерии создавали клетки, вырабатывающие FGF. и трансплантировали их в мозг. Пока подобные эксперименты проводились лишь на животных.

Стимулирование нейрогенеза может оказаться действенным при лечении депрессии. главной причиной которой (помимо генетической предрасположенности) считается хронический стресс. ограничивающий, как известно. количество нейронов в гиппокампе. Многие из выпускаемых лекарственных средств. показанных при депрессии. в том числе прозак. усиливают нейрогенез у животных. Интересно, что для снятия депрессивного синдрома с помощью этого препарата требуется один месяц — столько же. сколько и для осуществления нейрогенеза. Возможно. депрессия отчасти вызвана замедлением данного процесса в гиппокампе. Последние клинические исследования с применением методов визуализации нервной системы подтвердили. что у пациентов с хронической депрессией гиппокамп меньше, чем у здоровых людей. Длительное применение антидепрессантов. похоже. подстегивает нейрогенез: у грызунов. которым давали эти препараты на протяжении нескольких месяцев. в гиппокампе возникали новые нейроны.

Как мозг создает новые нейроны

Нейрональные стволовые клетки дают начало новым клеткам мозга. Они периодически делятся в двух основных областях: в желудочках (фиолетовый цвет), которые заполнены спинномозговой жидкостью, питающей центральную нервную систему, и в гиппокампе (голубой цвет) — структуре, необходимой для обучения и памяти. При пролиферации стволовых клеток (внизу) образуются новые ствоповые клетки и клетки-предшественники, которые могут превратиться либо в нейроны, либо в поддерживающие клетки, называемые глиальными (астроциты и дендроциты). Однако дифференцировка новорожденных нервных клеток может произойти только после того, как они уйдут прочь от своих предков (красные стрелки), что удается в среднем лишь половине из них, а остальные гибнут. Во взрослом мозге новые нейроны были обнаружены в гиппокампе и обонятельных луковицах, необходимых для восприятия запахов. Ученые надеются заставить взрослый мозг восстанавливаться, вызывая деление и развитие нейрональных стволовых клеток или клеток-предшественников там и тогда, где и когда это необходимо.

Как мозг создает новые нейроны

Стволовые клетки как метод лечения

Потенциальным средством для восстановления поврежденного мозга исследователи считают два типа стволовых клеток. Во-первых, нейрональные стволовые клетки взрослого мозга: редкие первичные клетки, сохранившиеся от ранних стадий эмбрионального развития, обнаруженные как минимум в двух областях мозга. Они могут делиться на протяжении всей жизни, давая начало новым нейронам и поддерживающим клеткам, называемым глией. Ко второму типу относятся человеческие эмбриональные стволовые клетки, выделенные из зародышей на очень ранней стадии развития, когда весь эмбрион состоит примерно из ста клеток. Такие эмбриональные стволовые клетки могут давать начало любым клеткам организма.

В большинстве исследований производится наблюдение за ростом нейрональных стволовых клеток в культуральных чашках. Они могут там делиться, их можно генетически пометить и затем трансплантировать назад в нервную систему взрослого индивидуума. В экспериментах, которые пока проводились только на животных, клетки хорошо приживаются и могут дифференцироваться в зрелые нейроны в двух областях мозга, где образование новых нейронов происходит и в норме, — в гиппокампе и в обонятельных луковицах. Однако в других областях нейрональные стволовые клетки, взятые из взрослого мозга, не торопятся становиться нейронами, хотя могут стать глией.

Проблема со взрослыми нейрональными стволовыми клетками состоит в том, что они пока еще незрелые. Если взрослый мозг, в который их пересадили, не будет вырабатывать сигналы, необходимые для стимуляции их развития в определенный тип нейронов — например в гиппокампальный нейрон, — они либо погибнут, либо станут глиальной клеткой, либо так и останутся недифференцированной стволовой клеткой. Для решения этого вопроса необходимо определить, какие биохимические сигналы заставляют нейрональную стволовую клетку стать нейроном данного типа, и затем направить развитие клетки по такому пути прямо в культуральной чашке. Ожидается, что после трансплантации в заданный участок мозга эти клетки останутся нейронами того же типа, сформируют связи и начнут функционировать.

Устанавливая важные связи

Поскольку проходит около месяца с момента деления нейрональной стволовой клетки до тех пор, пока ее потомок не включится в функциональные цепи мозга, роль этих новых нейронов в поведении, вероятно, определяется не столько родословной клетки, сколько тем, как новые и уже существующие клетки соединяются друг с другом (образуя синапсы) и с существующими нейронами, формируя нервные цепи. В процессе синаптогенеза так называемые шипики на боковых отростках, или дендритах, одного нейрона соединяются с основной ветвью, или аксоном, другого нейрона.

Как показывают недавние исследования, дендритные шипики (внизу) могут менять свою форму в течение нескольких минут. Это свидетельствует о том, что синаптогенез может лежать в основе обучения и памяти. Одноцветные микро-фотографии мозга живой мыши (красная, желтая, зеленая и голубая) были сделаны с интервалом в одни сутки. Многоцветное изображение (крайнее справа) представляет собой те же фотографии, наложенные друг на друга. Участки, не претерпевшие изменений, выглядят практически белыми.

Микрофотографии мозга живой мыши

Помоги мозгу

Еще одно заболевание, провоцирующее нейрогенез, — болезнь Альцгеймера. Как показали недавние исследования, в органах мыши. которой были введены гены человека, пораженные болезнью Альцгеймера. обнаружены различные отклонения нейрогенеза от нормы. В результате такого вмешательства у животного в избытке вырабатывается мутантная форма предшественника человеческого амилоидного пептида, и уровень нейронов в гиппокампе падает. А гиппокамп мышей с мутантным геном человека. кодирующим белок пресенилин. обладал малым количеством делящихся клеток и. соответственно. меньшим числом выживших нейронов. Введение FGF непосредственно в мозг животных ослабляло тенденцию; следовательно. факторы роста могут стать хорошим средством лечения этого разрушительного заболевания.

Следующий этап исследований — факторы роста, управляющие различными стадиями нейрогенеза (т.е. рождением новых клеток, миграцией и созреванием молодых клеток), а также факторы, тормозящие каждый этап. Для лечения таких заболеваний, как депрессия, при которой снижается количество делящихся клеток, необходимо найти фармакологические вещества или другие методы воздействия. усиливающие пролиферацию клеток. При эпилепсии, видимо. новые клетки рождаются. но затем мигрируют в ложном направлении, и нужно понять. как направить «заблудшие» нейроны по правильному пути. При злокачественной глиоме мозга глиальные клетки пролиферируют и образуют смертельно опасные разрастающиеся опухоли. Хотя причины возникновения глиомы еще не ясны. некоторые полагают. что она возникает в результате неконтролируемого разрастания стволовых клеток мозга. Лечить глиому можно с помощью природных соединений. регулирующих деление таких стволовых клеток.

Для лечения инсульта важно выяснить. какие факторы роста обеспечивают выживание нейронов и стимулируют превращение незрелых клеток в здоровые нейроны. При таких заболеваниях. как болезнь Гентингтона. амиотрофический боковой склероз (АЛС) и болезнь Паркинсона (когда гибнут совершенно конкретные типы клеток, что ведет к развитию специфических когнитивных или моторных симптомов). данный процесс происходит наиболее часто, поскольку клетки. с которыми связаны эти болезни, располагаются в ограниченных областях.

Возникает вопрос: как управлять процессом нейрогенеза при том или ином типе воздействия, чтобы контролировать количество нейронов, поскольку их избыток также представляет опасность? Например, при некоторых формах эпилепсии нейрональные стволовые клетки продолжают делиться даже после того, как новые нейроны уже утрачивают способность устанавливать полезные связи. Нейробиологи предполагают, что «неправильные» клетки остаются недозрелыми и оказываются в ненужном месте. формируя т.н. фикальные корковые дисплазии (ФКД), генерирующие эпилептиформные разряды и вызывая эпилептические припадки. Не исключено, что введение факторов роста при инсульте. болезни Паркинсона и других заболеваниях может заставить нейрональные стволовые клетки делиться чересчур быстро и привести к сходным симптомам. Поэтому исследователи должны сначала изучить применение факторов роста для индукции рождения, миграции и созревания нейронов.

При лечении травм спинного мозга, АЛС или рассеянного склероза необходимо заставить стволовые клетки производить олигодендроциты, одну из разновидностей глиальных клеток. Они необходимы для коммуникации нейронов друг с другом. поскольку изолируют длинные аксоны, проходящие от одного нейрона к другому. предотвращая рассеяние проходящего по аксону электрического сигнала. Известно, что стволовые клетки в спинном мозге обладают способностью время от времени производить олигодендроциты. Исследователи применили факторы роста для стимулирования данного процесса у животных с травмой спинного мозга и получили положительные результаты.

Зарядка для мозга

Одна из важных особенностей нейрогенеза в гиппокампе состоит в том, что персональный опыт индивидуума может влиять на скорость деления клеток, количество выживших молодых нейронов и их способность встраиваться в нервную сеть. Например. когда взрослых мышей переселяют из обычных и тесных клеток в более удобные и просторные. у них происходит значительное усиление нейрогенеза. Исследователи обнаружили, что тренировки мышей в колесе для бега достаточно для того, чтобы удвоить количество делящихся клеток в гиппокампе, что ведет к резкому увеличению числа новых нейронов. Интересно, что регулярная физическая нагрузка может снять депрессию у людей. Возможно. это происходит благодаря активации нейрогенеза.

Если ученые научатся управлять нейрогенезом, то наши представления о заболеваниях и травмах мозга кардинально изменятся. Для лечения можно будет использовать вещества, избирательно стимулирующие определенные этапы нейрогенеза. Фармакологическое воздействие будет сочетаться с физиотерапией, усиливающей нейрогенез и стимулирующей определенные области мозга к встраиванию в них новых клеток. Учет взаимосвязей между нейрогенезом и умственной и физической нагрузками позволит снизить риск возникновения неврологических заболеваний и усилить природные репаративные процессы в мозге.

Путем стимуляции роста нейронов в мозге здоровые люди получат возможность улучшить состояние своего организма. Однако вряд ли им понравятся инъекции факторов роста, с трудом проникающих сквозь гематоэнцефалический барьер после введения в кровоток. Поэтому специалисты ищут препараты. которые можно было бы выпускать в виде таблеток. Подобное лекарство позволит стимулировать работу генов, кодирующих факторы роста, непосредственно в мозге человека.

Улучшить деятельность мозга возможно также путем генной терапии и трансплантации клеток: искусственно выращенные клетки, производящие конкретные факторы роста. можно имплантировать в определенные области мозга человека. Также предлагается вводить в организм человека гены, кодирующие производство различных факторов роста, и вирусы. способные доставить эти гены до нужных клеток мозга.

Пока не ясно. какой из методов окажется наиболее перспективным. Исследования, проведенные на животных, показывают. что применение факторов роста может нарушить нормальное функционирование мозга. Процессы роста могут вызвать образование опухолей, а трансплантированные клетки — выйти из под контроля и спровоцировать развитие рака. Такой риск может быть оправдан только при тяжелых формах болезни Гентингтона. Альцгеймера или Паркинсона.

Оптимальный способ стимулирования деятельности мозга — интенсивная интеллектуальная деятельность в сочетании со здоровым образом жизни: физическая нагрузка. хорошее питание и полноценный отдых. Экспериментально подтверждается и то. что на связи в мозге влияет окружающая среда. Возможно. когда-нибудь в жилых домах и офисах люди будут создавать и поддерживать специально обогащенную среду для улучшения функционирования мозга.

Если науке удастся понять механизмы самовосстановления нервной системы, то в скором будущем исследователи овладеют методами. позволяющими использовать собственные ресурсы мозга для его восстановления и совершенствования.

Фред Гейдж

(В мире пауки, № 12, 2003)

www.braintools.ru

5 способов восстановить клетки головного мозга

С возрастом нам становится все труднее сосредотачиваться на новой информации. Нетренированная память ослабевает и дает сбои. Как сделать так, чтобы мозг не подводил и позволял понимать даже самые сложные вещи до старости?Ученые не перестают напоминать: умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь. И если раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, то сейчас появилось новое утверждение. Клетки головного мозга, а также нервные клетки можно восстановить с помощью регулярных умственных тренировок.

Голова будет лучше соображать, если есть постное красное мясое, печень, вареный картофель, бананы, овсянку, гречку, рыбу ...

1. Мозгу нужно хорошее питание!Нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме витаминов, которые препятствуют быстрой утомляемости, отвечают за скорость реакции, позволяют сохранить память острой, сосредоточиться... Такие витамины в больших количествах содержатся в постном красном мясе, говяжьей печени, вареном картофеле, ржаном хлебе, бананах, йогурте, овсянке, гречке, яблоках, жирной рыбе и грецких орехах. 2. Делай ежедневную гимнастику.

Легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность

Для начала освой упражнение «Движение глазами». Оно мгновенно улучшает память и приводит голову в рабочее состояние. В течение 30 секунд одновременно двигай зрачками из стороны в сторону. Улучшится координация полушарий мозга, а зоны, отвечающие за память  активизируются. Теперь глубоко подыши через нос. Во время глубокого дыхания организм расслабляется, а к мозгу поступает больше кислорода. Сядь прямо и закрой рот. Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируй: сначала реши в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем — выпрямившись, с закрытым ртом. Ты быстро почувствуешь разницу.Для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь, достаточно регулярно делать небольшую зарядку. Ты можешь делать приседания или гулять в парке по 30 минут... Такая легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность. 3. Решай! Играй! Запоминай!

Внимание - главная составляющая хорошей памяти

Чтобы сохранить хорошую память на долгие годы, необходимо регулярно играть в шахматы, карты, лото, разгадывать кроссворды и судоку. Словом, тренировать мозг напрямую. Твоя главная задача - развить внимания. Ведь именно оно — главная составляющая хорошей памяти.Старайся каждый день что-то запоминать. Новое слово на английском языке, короткий стишок, скороговорку... Используй зрительные образы, чтобы запомнить материал надолго. Не стыдись и обыкновенной «зубрежки». Чтобы лучше запоминать, тебе необходимо вникнуть в суть предмета, представить его образно, используя простые ассоциации. Например, чтобы запомнить номер телефона, разложи его цифры на номера известных тебе квартир и дни рождания людей. В этом номере может быть зашифрован твой вес, возраст, длина волос и даже количество браков. 4. Нагружай свой мозг новой информацией.

Цвет одежды меняет образ мыслей

Старайся каждый день одевать новые вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды  меняются не только ощущения человека, но и образ мыслей. Поменяй руку, которой обычно чистишь зубы — это заставит тебя встряхнуться. Откажись от стереотипов. Отвечай нестандартно на привычные вопросы, вроде «Как дела?», «Ты уже покушала?». Попробуй «увидеть» свою квартиру с закрытыми глазами. Походи по комнатам, вспомни, где и как стоят разные предметы, какого они цвета, как они выглядят утром и вечером. С закрытыми глазами у тебя резко активизируются другие органы чувств. Пойди в магазин или на работу новой дорогой, пусть она будет длиннее прежней. Это положительно скажется на работе мозга. Прочти книгу, которую не читала раньше, например, экономическую теорию или законы рекламы. Отключите звук телевизора и, глядя на изображение, пытайся представить, о чем говорят герои сериала.5. Учись удерживать внимание!

Сфокусируйся на "дереве", даже если мысли начнут разбегаться

Посмотри на любой предмет, который находится в поле твоего зрения. Постарайся думать о нем столько, сколько сможешь. Если это дерево, думай только о том, что это — дерево. Через некоторое время ты заметишь, что думаешь о чем-то другом, но не об этом предмете. Причем, поток твоих «убежавших» мыслей будет представлять из себя логическую цепочку: какое это дерево, что из него делают, я видела такую вещь у подружки... У каждого человека будет своя логическая цепочка, но мысль непременно «убежит». Поймав этот поток, попытайся по ступенькам вернуться назад к «дереву», вспоминая каждое звено мысленной цепи. Затем повтори тоже самое с другим предметом. Упражнение нужно делать ежедневно.

А как делал Пифагор?

В конце каждого дня Пифагор задавал вопросы самому себе

Великий математик каждое утро прокручивал все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей. Помимо этого он давал оценку собственным поступкам, задавая себе вопросы:"Что я сделал сегодня? Что не сделал полезного? Какие поступки заслуживают осуждения, а какие - похвалы?"Эта техника получила впоследствии название «Экзамен сознания». Начав постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера и позавчера, ты превратишь свой мозг в мощный компьютер. Через месяц-другой после регулярного выполнения «Экзамена сознания», ты привыкнешь держать внимание постоянно включенным... сможешь мгновенно восстанавливать события любого периода своей жизни вплоть до рождения, будешь легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, гаммы цветов..."

bestwom.ru

ЗдоровьеВыживут только нейроны: Как восстановить нервные клетки

Как восстановить нервные клетки — Wonderzine

Обучение и наслаждение

Учёные сходятся в мнении, что мозгу вредят те же процессы, что не приносят пользы остальному организму: депрессия, хроническое переутомление, недосыпание, несбалансированное питание, слишком большое количество алкоголя. Эти факторы, скорее всего, препятствуют и образованию новых. Логично, что обратный эффект должны нести занятия, которые полезны в целом — а в идеале ещё и приятны. 

Образование новых нейронов и их встраивание сильно зависит от микроокружения, в том числе от нейромедиаторов — специальных веществ, помогающим клеткам передавать друг другу сигналы; эти сигналы могут быть и возбуждающими, и тормозящими. Нейромедиаторов множество, и к ним относятся, например, всем известные дофамин и серотонин — они положительно влияют на формирование нервных связей. Деятельность, которая способствует выбросу дофамина или серотонина, может способствовать нейрогенезу; к ней относится всё приятное или полезное для выживания и продолжения рода: еда, смех, любовь, секс, а также получение новых знаний.

Захаров уточняет, что пока сложно выделить конкретный нейромедиатор, гарантированно влияющий на нейрогенез, но можно точно сказать, что получение свежей информации играет положительную роль. Познавательные процессы и опыт не только способствуют возникновению новых нейронов, но и «помогают» им выжить — обучение вовлекает клетки в создание новых цепочек.

Кроме этого, на нейрогенезе хорошо сказывается и так называемая обогащённая окружающая среда. У мышей, которые жили в клетках со своими собратьями, а также множеством занимательных предметов — от бегового колеса, игрушек и лабиринтов до самой разнообразной еды, — количество новых нейронов было больше, чем у грызунов, одиноко обитавших в пустых клетках. В мире людей под богатой окружающей средой подразумевают «человеческую» версию всего того, что было у мышей: нам нужны социальные контакты, развлечения, решения различных задач, физическая активность, богатый рацион и совершение открытий.

www.wonderzine.com