Дешевая-обувь.рф

Артём Онищенко: Всё о лыжах ATOMIC - isxod. Все о лыжах


ЛЫЖИ | СТАТЬИ О ЛЫЖАХ

ИСТОРИЯ ЛЫЖИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЛЫЖНОГО СПОРТАЛыжи — приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150—220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки.

 

ВИДЫ ЛЫЖБЕГОВЫЕ И ГОРНЫЕ ЛЫЖИВсе беговые лыжи делятся на несколько типов по своему характеру и поверхности передвижения, предназначены они в основном для передвижения по равнине за счет использования сил лыжника. Так как катание на горных лыжах сегодня довольно распространёно, то и инвентарь для этого вида спорта представлен на современном рынке в большом ассортименте.

 

КАК ВЫБРАТЬ ЛЫЖИПРАВИЛА ПОДБОРА БЕГОВЫХ, ГОРНЫХ ЛЫЖВыбрать лыжи и палки, которые бы полностью подходили человеку, очень не просто. Особенно для тех, кто ранее с этим не сталкивался. Ведь существует множество факторов, которые влияют на выбор лыжного инвентаря: вес, рост, стиль катания и другие. Что касается параметров длины лыж, то они  должны соответствовать Вашему росту, а жесткость – весу.

 

ПОДГОТОВКА ЛЫЖПОДГОТОВКА И ХРАНЕНИЕ ГОРНЫХ ЛЫЖУ профессиональных спортсменов, подготовкой оборудования занимается целая команда, но на самом деле, эту технику может освоить каждый человек самостоятельно. Новичку в лыжном спорте сложно разобраться во всех этих инструментах, поэтому для выбора специального оборудования, необходимо отправляться в профессиональный магазин.

 

КАК КАТАТЬСЯ НА ЛЫЖАХВИДЕО УРОКИ КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХЛыжи — это замечательный зимний вид спорта, популярность которого с каждым годом только растет. Поэтому вопрос о том, как правильно кататься на лыжах, остается актуальным для многих людей. Разумеется, что лучше всего учиться кататься на лыжах с инструктором, но эта возможность есть далеко не у всех.

 

ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ЛЫЖЭКИПИРОВКА ГОРНЫХ ЛЫЖВы уже купили себе беговые лыжи и готовы встать на лыжню и покорять мировые рекорды, но у вас нет подходящей экипировки? В данной статье мы поможем решить такую проблему, и вы смело можете достичь результатов. Многих любителей, часто можно встретить на лыжах в тёплой куртке, шапке, а ведь это лишние килограммы на себе.

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Pinterest

sportsfan.ru

Все о лыжах - Старая мельница

Когда изобрели лыжи?

Как вы думаете, сколько лет тому назад люди изобрели лыжи? Сто? Двести? Триста? Ни за что не угадаете. Четыре с половиной тысячи лет! Во всяком случае, историки обнаружили остатки лыж именно такого возраста на территории современной Швеции. А племена и народности, которые населяли в древности Алтай и юг Сибири, бегали на лыжах во втором тысячелетии до нашей эры. И до сих пор, между прочим, продолжают! И где-то в Заельцовском парке Новосибирска дожидается археологов обломок лыжи редактора «Старой мельницы» тети Лены. А в Омске археологи нашли древний бронзовый нож. На рукоятке его выгравирована фигурка человека, который едет на лыжах, прицепившись к лошади вместо саней. Такой вот хитренький.

Вообще-то считается, что слово «ski», которое обозначает лыжи на пятидесяти языках, происходит от норвежского слова «скио». Это слово переводится как «расколотое пополам полено».

У древних скандинавов даже бог зимы был изображен на лыжах с загнутыми носами. А славянское слово «лыжи» впервые встретилось историкам в письме XII века. Написал его митрополит Никифор киевскому князю Владимиру Мономаху.

Что такое Телемарк

Теперь скажите, что такое – Телемарк? Ответ – «магазин телевизоров» не засчитывается, и вообще к телевизорам это слово не имеет никакого отношения. Телемарк – так называется провинция в Норвегии, там катание с гор на лыжах впервые превратилось в спорт. Телемарк заснежен большую часть года, без лыж в этой местности просто не обойтись.

Житель Телемарка по имени Сондре Норхейм 140 лет тому назад на соревнованиях показал восхищенным зрителям, как можно ездить по снежному склону горы на лыжах без палок, поворачивая змейкой между препятствиями (вы помните, это называется «слалом»?), и как летать безо всяких крыльев, только на лыжах. Сондре Норхейм спускался с горы, и вдруг склон резко оборвался вниз! Норхейм взмыл в воздух, словно птица, приземлился обратно на гору и первым пришел к финишу!

 

Горные и беговые лыжи

Современные лыжи для катания с гор не похожи на беговые. Они короче и гораздо шире, а ботинки для горных лыж похожи на маленькие скафандры. Они прикрепляются к лыжам всей стопой – не пошевелишь, например, пяткой. И отстегиваются, если лыжник падает – чтобы дальше лыжник и лыжи катились с горки по отдельности, пока не остановятся.

Но несколько лет назад в Новосибирске появились лыжи под названием «телемарк». На этих лыжах закрепляется только носок ботинка – как на  обыкновенных беговых. Техника спуска с горы на лыжах «телемарк» совсем другая, чем на привычных горных лыжах. И – вы уже, конечно, догадались – именно так ездил по склону знаменитый Сондре Норхейм.

Ну вот, теперь вы знаете многое об истории лыж, горных и беговых. Самое время выключить компьютер и пойти покататься. Или хотя бы позвонить друзьям и договориться непременно пойти на лыжах в ближайшие выходные. А то зима скоро кончится!

Все,  пока! Мы пошли на лыжах!

Даниил Хармс

Я шёл зимою вдоль болотаВ галошах, в шляпе и в очках.Вдруг по реке пронесся кто-тоНа металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,А он бегом пустился в лес,К ногам приделал две дощечки,Присел, подпрыгнул и исчез.

И долго я стоял у речки,И долго думал, сняв очки:«Какие странныеДощечкиИ непонятныеКрючки!»

Художник Михаил Паршиков

melniza.net

всё о беговых лыжах Fischer

Александр Завьялов: лыжи «Фишер» считаются наиболее универсальными
Александр Завьялов
На дворе – середина января. Снег, наконец-то, выпал везде, где его давно ждали, и форум нашего сайта, как обычно в это время, наполнен вопросами: «Как правильно и какие лучше выбрать лыжи?» Ответить на часть из этих вопросов «Лыжный спорт» попросил нашего прославленного лыжника, а ныне эксперта фирмы «Фишер» Александра Завьялова. - Александр Александрович, вы давно связаны с лыжами «Фишер»?

- Да, давно, с 1977 года, т.е. уже более 30 лет.

- Тогда, наверное, ваш опыт пригодится тем спортсменам-любителям, которые катаются много, в различных погодных условиях и при этом подбирают себе лыжи сами. Интересует вопрос предпочтительного использования лыж «Фишер» температурных диапазонов COLD и WARM в московском регионе?

- Здесь ситуация следующая. Теплые и холодные лыжи имеют, естественно, разные базы. Теплая база – 28-ая. Есть 5-ая база, но она, в основном, на воду, и у спортсменов этих лыж обычно по одной паре. В чем разница пластика? В теплых лыжах больше процент графита. Это сделано для того, чтобы не было так называемого подсоса влаги, так как больший процент графита создает большую пористость скользящей поверхности, что препятствует подсосу влаги. В московском регионе спортсменами преимущественно используются лыжи с теплой базой из-за высокой влажности и того, что трассы практически всегда мягкие, а у теплых лыж ещё и более мягкие носки с пятками. Это позволяет лыже лучше скользить по мягкой трассе. В холодных лыжах процент графита меньше, скользящая поверхность у них более гладкая и имеет слегка сероватый оттенок. Конструкция холодных лыж более жесткая, рассчитана на морозные, а, следовательно, на более жесткие трассы, и сделано это для того, чтобы лыжа под собой этот снег не собирала. В московском регионе трассы готовятся преимущественно легкой техникой – буранами, поэтому у нас стоит выбирать теплые лыжи.

- Так как же все-таки с помощью лыж «Фишер» решать проблемы разных погодных условий в течение зимы, а ведь вы упомянули ещё и про лыжи «на воду» с 5-ой базой. Что можете здесь посоветовать?

- Здесь ситуация следующая: если мы берем «теплые» лыжи - с 28 базой (не каждый спортсмен-любитель может позволить себе одновременно иметь лыжи и «теплые», и «холодные», и «супертеплые»), то с помощью накаток и создания соответствующей структуры можно решить проблему на разные температурные условия. Очень желательно, конечно, чтобы накатки были давящими, а не режущими. Результат работы накатки пропадает через две три обработки (нанесение-снятие парафина), и опять остается заводской штайншлифт. На «холодных» лыжах Фишер лежит холодный шлифт, на «теплых» - универсальный. Лыжи Фишер считаются универсальными – можно без проблем одной-двумя парами закрыть весь сезон при использовании накаток. Лыжи других фирм, например, «Мадшус», тоже очень неплохие, но у них более узкотемпературный штайншлифт. Спортсмены сборных могут себе позволить иметь большое количество разнообразных пар лыж, для любителей с их ограниченными финансовыми возможностями это сложно.

Норвежка Марит Бьорген с большим и спринтерским хрустальными глобусами Кубка мира 2004/2005 и медалями чемпионата мира по лыжным видам спорта в Оберстдорфе-2005, фото Fischer
Великолепный и непревзойдённый Пер Элофссон, закончивший выступления в большом спорте, получил от Fischer подарок именные лыжи Elofsson. На снимке Пер с членами сборной Швеции по лыжным гонкам Бьорном Линдом, Тобиасом Фредрикссоном, Андерсом Сёдергреном и Юханом Улссоном, фото Fischer
Итальянка Арианна Фоллис с бронзовой медалью чемпионата мира по лыжным видам спорта в Оберстдорфе-2005 за третье место в эстафете, фото Fischer
Евгений Дементьев после победы на Олимпийских играх в Турине-2006, фото Ивана Исаева
Евгения Медведева только что завоевала серебряную медаль в гонке на 30 км на чемпионате мира по лыжным гонкам в Либереце-2009, фото Ивана Исаева
Тройка призеров в гонке на 30 км на чемпионате мира по лыжным гонкам в Либереце-2009: Евгения Медведева, Юстина Ковальчик, Валентина Шевченко, фото Ивана Исаева
Норвежец Петтер Нуртуг с тремя золотыми медалями чемпионата мира по лыжным видам спорта в Либереце-2009, фото Ивана Исаева
Андрей Кондрашов с двукратной чемпионкой мира Юстиной Ковальчик из Польши, выступающей на лыжах Fischer, и её тренером Александром Веретельным, фото Ивана Исаева

- Три года назад, когда в Москве случились сильные морозы, при которых пластиковые лыжи практически не скользят, я обратил внимание на то, что те, кто был на классике Фишер при температуре ниже минус 30 градусов все равно очень неплохо ехали. Есть ли у фирмы «Фишер» и у вас, как у практика, какие-либо рекомендации как готовить лыжи на такой мороз?

- Здесь все зависит от структуры лыжи – «холодная» лыжа должна быть практически гладкой. В сильный мороз снег сухой, и если мы нанесем на лыжу небольшую структуру, то снежный порошок будет заполнять эту структуру, и получиться так называемый подсос из-за забития структуры снежным порошком. Если взять гладкую лыжу и при этом еще покрыть её холодным, «стеклянным» парафином, например, ранее выпускавшимися зелеными SWIX или STAR, а затем грамотно лыжу обработать, то парафин закроет всю структуру и никакого подсоса из-за снежного порошка не будет. В этом случае можно даже использовать и «теплые» лыжи, но они должны быть без структуры. Если не закрыть структуру, то снежный порошок забивает структуру и лыжа начинает тормозить, как будто едет по песку.

- Из разговоров со спортсменами создается впечатление, что для конькового хода лыжи фирмы «Фишер» надо выбирать немного длиннее, чем это предлагается стандартными рекомендациями. Это особенности их конструкции?

- Нет, никаких особенностей конструкции в плане выбора длины у лыж «Фишер» нет. Новые размеры лыж как бы несут на себе несколько меньший размер, т.е. к ростовке 177 см нужно прибавлять еще 3 сантиметра. Раньше были ростовки 180, 185, 190см. Сейчас самая большая длина коньковых лыж «Фишер» 192см. Выбор длины лыж должен определяться ростом спортсмена и его квалификацией. Если спортсмен хорошо координирован, то он выбирает лыжи длиннее. Сейчас коньковый ход разделился на спринтерский и дистанционный. Спринтеры выбирают более короткие лыжи. Это необходимо для того, чтобы «не запутаться» на дистанции при очень большой частоте шагов, на которую положительное влияние оказывает короткий инвентарь. Если человек бегает дистанционные гонки, у него хорошая координация, мощный толчок, то он выбирает лыжи более длинные. Если координация недостаточная, а это можно отнести, например, к ветеранам, то в этом случае лыжи надо выбирать более короткие. При выборе длины лыж на коньковый ход значение оказывают и параметры трассы. Сейчас трассы готовятся хорошо, но там где этого нет, где лыжня узкая, там и лыжи должны быть более короткими. Поэтому, повторю, все идет от того, как спортсмен подготовлен, как подготовлена трасса и какие это соревнования.

- Расскажите, пожалуйста, о новой модели лыж «Софт трек»?

- Под маркой «Софт трек» «Фишер» начал выпуск классических лыж на теплую погоду при большом количестве снега на лыжне. У нас в стране подобные лыжи часто называют «бракованными» - когда появились первые такие лыжи, у них носки и пятки расходились при сдавливании. Это 902 модель, которая, как и 812 модель различается на «теплую» и «холодную». Лыжи модели 902 как правило жестче, чем обычные. Когда на лыжне много снега, то в момент отталкивания носок лыжи поднимается, и лыжа этот снег не собирает. Лыжа обычной конструкции в таких условиях снег перед собой немного собирает и за счет этого притормаживается. В сезоне 09/10 такая же модель «Софт трек» появится среди коньковых лыж.

- С прошлого сезона «Фишер» устанавливает на своих лыжах верхнего уровня платформу NNN. Многие любители продолжают использовать обувь с подошвой SNS и устанавливают соответствующие крепления поверх платформы NNN. Как, по-вашему, нужно учитывать в этом случае увеличение общей жесткости лыжи?

- Когда на лыжу наклеивается платформа NNN, то жесткость лыжи увеличивается минимально. Когда мы устанавливаем на шурупах платформу SNS, то итоговая жесткость лыжи при этом увеличивается, и мне в моей практике это неоднократно приходилось учитывать, но, подчеркну, эта разница касается именно наклеенной платформы NNN.

- Спасибо за ответы!

Победный финиш Андруса Веерпалу на пятнашке классикой в Турине-2006, фото В. Белоусова
Бронзовые призёры Олимпийских игр в Турине-2006 в спринтерской эстафете Иван Алыпов и Василий Рочев, фото В. Белоусова
Тройка призёров в женской гонке на 30 км на Олимпийских играх в Турине-2006: Юлия Чепалова, Катерина Нойманнова, Юстина Ковальчик, фото В. Белоусова
Победный финиш норвежца Петтера Нуртуга в эстафете 4х10 км на чемпионате мира в Саппоро-2007, фото Fischer
Триумфальный финиш канадки Чандры Кроуфорд в спринте на Олимпийских играх в Турине-2006, фото В. Белоусова
Олимпийский чемпион Турина-2006 в спринте швед Бьорн Линд, фото В. Белоусова
Тройка призёров в мужской гонке на 15 км на Олимпийских играх в Турине-2006: Лукаш Бауэр, Андрус Веерпалу и Тобиас Ангерер, фото Fischer
Норвежка Астрид Якобсен после победы в спринте на ЧМ-2007 в Саппоро, фото Fischer
Победитель Тур де Ски-2008 чех Лукаш Бауэр перед финишем Последнего Подъёма, фото Fischer
Украинка Валентина Шевченко в красной майке лидера дистанционного зачета Кубка мира по лыжным гонкам, фото Fischer
Украинка Валентина Шевченко на чемпионате мира в Саппоро-2007, фото Fischer
Норвежец Петтер Нуртуг только что принёс победу своей сборной в эстафете на чемпионате мира в Саппоро и теперь он на руках своих товарищей по команде, фото Ивана Исаева
Норвежка Марит Бьорген, фото Fischer
Норвежки Марит Бьорген и Астрид Якобсен с бронзовыми медалями за спринтерскую эстафету на ЧМ в Саппоро-2007, фото Alpina

Обсуждение статьи

Рекомендуем почитать:

Елена Родина: «Всё о лыжах, ботинках и лыжных палках Fischer»Беговые лыжи Фишер: на вопросы читателей журнала "Лыжный спорт" отвечает руководитель отдела по разработке гоночных лыж компании "Fischer" Ханс Хубингер С. Бирюков Тестируем лыжные палки верхних уровней сезонов 2009-2010 и 2010-2011 С. Коновалов Артём Яровиков: всё о лыжах Madshus А. Вертышев Как выбрать лыжи? Курс немолодого бойца. И. Исаев Как намазать лыжи? И. Кузьмин Выбираем детские лыжиЛыжи Atomic: советует Atomic экспертГде купить беговые лыжи, лыжные палки и лыжные ботинки Где купить лыжную одежду и аксессуары

www.skisport.ru

О лыжах хороших и очень хороших

Прежде всего хочу сказать, что лыжи бывают только хорошие и очень хорошие. Но чтобы следовать этой истине необходимо, чтобы лыжи соответствовали своему целевому предназначению. Иначе говоря, мягкие лыжи для начинающих не подойдут эксперту, более длинные и жесткие спортивные лыжи не подойдут даже среднему лыжнику. Абсолютно универсальных лыж нет и наверное никогда не будет, так как в целом тенденция идет в сторону узкой специализации. Кроме того, если бы существовала возможность производства абсолютно универсальной лыжи, какая-нибудь из фирм ею бы давно воспользовалась и осталась на рынке в гордом одиночестве. Компаниям не удается создать “совершенную лыжу на все случаи” и поэтому они заинтересованы в том, чтобы катающиеся даже средние лыжники были вынуждены покупать две, а то и три пары лыж. У спортсменов — профессионалов их может быть до двадцати пар.

Основные типы лыж бывают новой и классической геометрии (ни в Европе, ни в Штатах в магазинах уже не найдете). А также лыжи можно очень грубо разделить по назначению:

а. любительские

б. спортивные

Внутри каждого класса есть еще очень много самых разнообразных подразделений. Основное различие между типами “а” и “б” это жесткость, внутри классов — форма и “жесткость — мягко⪓ть”.

Многие годы считалось, что французские лыжи — Rossignol, Salomon, Dynastar более мягкие, игривые и приятные в обращении, а австрийские — Atomic, Fischer, Blizzard — более требовательные и жесткие. Сейчас эти различия едва ощутимы. В большинстве своем, лыжи стали намного мягче в продольном плане, при этом лучшие модели сохраняют (если не превосходят) торсионную жесткость своих предшественников. Этого достичь технологически не просто, так как современные лыжи с узкой талией и расширенным носком и пяткой легко скручиваются подобно бантику. Такое “скручивание” не позволяет чисто резать повороты на льду или жестком покрытии. Эта особенность присуща в основном любительским, дешевым лыжам. Для любителей высокого уровня и экспертов нужны лыжи весьма мягкие в продольном плане, но жесткие на скручивание. Думаю, что все без исключения компании работают именно в этом направлении, многие знают как достичь цели и могут это сделать, но ищут пути как это сделать дешево, чтобы держать и так очень высокие цены на доступном уровне. Настоящие спортивные лыжи — те, которые используются спортсменами на соревнованиях, — “race stock”, в данный момент вышеуказанными недостатками не страдают: они достаточно упруги, и на изгиб и на скручивание. Это и понятно, так как данные модели предназначены для резаных поворотов — для перехода из одной резанной дуги в другую, с минимумом проскальзывания. К сожалению, спортивные лыжи, продающиеся в магазинах и имеющие маркировку SL или GS racing id весьма сильно отличаются от “race stock”. Правильнее сказать — у них вообще мало общего: обязательно окраска (верх и рисунок на скользящей поверхности), форма бокового выреза, да и то — не всегда. Начинка же у “магазинных” лыж совершенно другая и сделана она из более дешевых материалов. То же распространяется и на лыжи для могула.

Две фирмы с похожими названиями — Volkl i Stockli утверждают, что все их лыжи идут с одного конвейера и качество любительских лыж от лыж спортивных, в плане используемых технологических процессов и материалов, не отличается. Полагаю, что с Volkl это уже не совсем так — компания разрослась, продукция с этой маркой довольна популярна и обеспечивать такую совместимость уже не представляется возможным, но высокую цену лыж Volkl отчасти базирует на этом. Stoсkli по-прежнему делают каждую пару лыж вручную, их GS и SL модели фактически не отличаются от кубковых, правда и цена у них — более 800$ за пару.

Что работает, а что нет или миф о легком карвинговом пути

.

Многих любителей интересует вопрос: что же работает, а что нет? Что для чего лучше подходит? Из выше сказанного можно сделать вывод, что карвинговые любительские лыжи очень мягкие в продольном и поперечном направлении и так популярные во всем мире, имеют достаточно узкую сферу деятельности: они хороши для средних по крутизне, укатанных, не очень жестких склонов.

Задаваясь вопросом что же такое “карвинговые лыжи”, я бы сказал, что все новые лыжи можно отнести к этой категории, так как они имеют ярко выраженный боковой вырез. Как они работают и действительно ли, встав на них можно сразу резать повороты? На мой взгляд, это миф. Резанные повороты — это искусство, которому нужно учиться. Оно существовало многие годы до появления лыж с карвинговой геометрией. Лыжа сгибалась в дугу, кант находился в режущем соприкосновении со склоном и имел такую же форму, как и боковой вырез современных лыж. Лыжи “новой геометрии” якобы имеют заложенный в них радиус поворота. Это верно только в том случае, если лыжник ставит лыжу на кант с минимальным давлением, стоит на ней и ждет пока она опишет поворот радиуса заданного боковым вырезом лыжи. В моем понимании это еще далеко не резанный поворот, так как в нем отсутствует динамика, энергия и контроль. При настоящем резанном повороте лыжник гнет лыжу, таким образом меняя радиус поворота. Это динамичный процесс, овладеть которым весьма не просто. Во всем мире процент любителей, владеющих этим приемом весьма невелик, думаю — меньше 2%. Почему же тогда так популярны современные карвинговые лыжи, почему они чуть ли не с первой минуты нравятся любителям, особенно с низким уровнем техники? Я полагаю, что секрет этого феномена ведет нас во Францию начала 70 -х годов. Именно там появился и использовался GLM (gradual length method) — метод постепенного наращивания длины лыж в процессе обучения. Суть этого метода заключалась в том, что в курсе обучения начинающего ставили на лыжи длиной 130- 140 см и с каждым днем увеличивали длину лыж на 3 — 5 см. К концу двухнедельного курса лыжник оказывался на лыжах нормальной для его роста и веса длины и с набором хорошо усвоенных навыков. Основное чему тогда учили во всем мире были повороты проскальзыванием, целью обучаемых были “ведельн” и “годиль” — быстрые, связанные, как гирлянда, короткие повороты, в которых закантовка служила лишь для контроля скорости, а не для увеличения ее, как в современном катании высокого уровня. GLM был новаторским, в то время, когда спортсмены катались на лыжах длиной 212 — 215, а любители на 203 — 205 см. Когда 7 — 8 лет назад появились лыжи новой геометрии (в спорте они появились раньше), большинство начинающих и средних по уровню любителей решило попробовать “новую геометрию”. Однако, прошло несколько лет, но подавляющее большинство любителей и в настоящее время выполняют поворот или плугом с проскальзыванием или просто боковым проскальзыванием. Естественно, что делать это на более мягких, “живых”, а главное — значительно более коротких лыжах намного проще: человек может неожиданно перейти от плуга к поворотам на более или менее параллельных лыжах, катающийся на параллельных делает это более уверенно и с меньшим усилием на “карвах”. Проще говоря, короткую, карвинговую лыжу легче “пихать” боком или вращать вокруг своей оси — просто меньше сопротивления. При этом никакие карвинговые свойства этих лыж не используются, просто потому, что лыжник не использует в полной мере кантов лыж. Работают ли карвы? Да, но для большинства далеко не благодаря их форме и свойствам. Отсюда ответ на вопрос: что же нужно начинающему и продолжающему лыжнику? — не слишком жесткие лыжи удобной длины.

Многие современные лыжи имеют виброгасители на передней и задней части лыжи, а также, встроенные платформы в зоне установки креплений, в середине лыж. Лыжи таких особенностей не имеющие не обязательно хуже — большинство спортивных лыж, креплений и ботинок предельно просты по конструкции. Уверен, что то, что не нужно спортсменам — не нужно и любителям. Ведь именно на Кубке мира проверяется качество инвентаря в экстремальных условиях.

По мнению многих специалистов, если фирма не в состоянии сделать “кубковую” модель, то и качество их любительских “серий” не будет таким уж высоким. Аналогию можно провести с соревнованиями “Формула — 1”. Именно те моторы, которые лучше всего себя проявляют в гонках люди с деньгами хотят видеть на своих машинах. В Европе лыж продается значительно меньше, чем в Штатах: у людей меньше денег, они лучше катаются и не верят в чудеса. Там можно увидеть много прилично катающихся людей на старом оборудовании…

Учитывая все вышесказанное, хочу добавить для любителей фразу, которую я уже многие годы говорю спортсменам, когда они обвиняют свои лыжи (или человека, готовившего эти лыжи) в плохих результатах: “Не лыжи красят человека, а человек лыжи”.

Безусловно, я далек от того, чтобы отрицать важность подготовки (смазки, заточки и так далее) даже юниорских лыж, но во всем всегда есть исключения. Об одном из таких исключений я бы и хотел рассказать.

В бытность мою студентом одного из ленинградских институтов я помогал тренеру сборной института в подготовке к первенству ВУЗ-ов города, проводившемуся тогда в Карабицыно. Тренер уже заканчивал собрание, когда в дверь тихо постучали и через пару секунд в аудиторию протиснулся щупленький, сутуловатый парнишка.

— Слышал, у вас тут завтра соревнования, так вот, решил выступить, институту помочь.

Все слегка прибалдели от такого заявления, учитывая то, что институт у нас был серьезный в плане спорта и в команде было несколько кандидатов и пара мастеров спорта — ребят из Кировска, с Камчатки и Алма-Аты. Только я знал, что этот парнишка в свое время поездил по Европе в составе сборной, говорили, что был очень талантлив и даже “привозил” на тренировках самого Андреева. Изрядно поломавшись он пошел в военное училище, из которого его почти сразу выгнали за полное отсутствие дисциплины. Так же случайно он перевелся к нам. Фамилии его умышленно не называю, да это и не важно.

Всего этого никто из сидящих не знал и тренер кривясь спросил:

— А оборудование у тебя есть?

— Думал, вы мне что-нибудь выдадите, — последовал наивный ответ, вызвавший громкий смех среди членов команды.

Тренер посмотрел на меня и видимо что-то интуитивно почувствовав сказал:

— Черт с тобой, приходи. Если кто не явится, поставим тебя на какое-нибудь старье, проедешь для зачета…

Он появился на старте также неожиданно, как и за день до того в аудитории: в потертых джинсах, без перчаток и с сигаретой во рту. Нам как раз не хватало человека и все даже обрадовались, что вроде вот и стартующий есть и посмеяться над чем будет. Тут же выдали ему пару лыж с палками, перчатки и ботинки. Скажу только о лыжах, хотя и кожаные ботинки с поломанными клипсами, в то время были уже полным анахронизмом. Теперь о лыжах, если их еще так можно было бы назвать. Это были “Polsport Metall”. Носок правой лыжи просто расклеился и просил каши, с недовольным звуком шмякая по снегу. Канты этих лыж не точились тоже довольно давно и приняли весьма округлую форму. Не вынимая сигарету парнишка влез в ботинки, потрогал кант одной из лыж на ощупь, что-то хмыкнул и сказал: “Сойдет…”

Надо отметить, что стартовал он в сотых номерах и почти голый, натечный лед на трассе к моменту его старта таковым и оставался. Можно было сказать, что соревнования проходили в честных и равных для всех условиях, но только не с его лыжами…

После первой попытки он был четвертым, подошел к нам и не вынимая изо рта сигарету виновато сказал: “Что-то у меня не очень получилось, во второй попытке прибавлю”.

Заметьте, он ни словом не обмолвился о лыжах… Вторую попытку он выиграл с большим отрывом и стал победителем первенства ВУЗ-ов.

Как он это делал на тупых лыжах я до сих пор не могу понять. Объясняю это лишь совершенно фантастическим чувством снега (в том случае — льда, в общем, того, что было под лыжей) и неимоверной кошачьей цепкостью. Что-то подобное я видел потом у Стенмарка, Жирарделли и Фон Грюнигена.

Вот такая история про лыжи, а паренек этот из института тоже вылетел, постепенно спился и уехал в свой родной Белорецк, а я в Австрию и больше о нем ничего не слышал. Вспоминаю о нем и рассказываю спортсменам когда они неуважительно отзываются о лыжах. Они то ведь бывают только “хорошие и очень хорошие”. Настоящего лыжника они украшают, а не настоящий их перед всеми позорит. Вот так вот…

Эта статья вылилась из переписки по и-нету с разными людьми, спрашивающими меня о достоинствах и недостатках тех или иных лыж. Я как правило отвечал “эти лыжи хорошие , а эти очень хорошие…” . В результате, собрав эти ответы вместе и слегка подредактировав я сделал из них статью, которая была опубликована журналом “Лыжный спорт” (весенний номер за 2001 год)

youcanski.com

Лыжи - это... Что такое Лыжи?

Лы́жи — приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150—220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

История

Наскальные рисунки в России и Скандинавии свидетельствуют о том, что за тысячи лет до нашей эры лыжи уже использовались живущими там народами[2]. Интересен рисунок, найденный на берегу Залавруга (пересохший приток реки Выг) в России. Созданный 2000—1500 лет до н. э., он изображает сцену охоты лыжников, где рядом со следами лыж идут круглые точки, которые, как предполагают, являются следами лыжных палок.[1] В Невельском районе Псковской области на берегу озера Сенница расположена деревня Дубокрай, известная древнейшими археологическими находками. На дне озера рядом с деревней в 1982 году А. М. Микляевым и другими ленинградскими археологами была найдена древнейшая лыжа, дата изготовления которой была оценена в 2620—2160 лет до н. э., сделана из вяза.[3][4]

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Oснователь Норвегии легендарный Нор пришел к фиордам по «хорошей лыжне»[5].

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы — приспособления, увеличивающие площадь стопы и тем самым облегчающие передвижение по снегу. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Eпископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека»[5].

Второй возможный вариант возникновения лыж — их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению — для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п. Это и определяло их тогдашние пропорции — они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX — начале XX века появился лыжный спорт — вид досуга, заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега — 170—220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Материалы и технологии

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX—XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж — не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным — индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази.

Пластиковые материалы

В первых пластиковых лыжах применялся легко истираемый и плохо держащий смазку АБС-пластик, который практически полностью вытеснен, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE. Материал, его создание и производство, главным образом связано с швейцарским концерном CPS Austria Group (прежний IMS Plastics). Пластик имеет торговое наименование P-tex. Материал подразделяется в соответствии с молекулярной массой и наполнителям для разных погодных условий. Обычно для мокрой лыжни (часто бесцветный) — P-tex 4000, для мороза — P-Tex 2000 Electra. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза добавляется 5-15 % наполнителя — частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики, а также графита и фтороуглеродных соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжу чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость. Соединения галлия добавляют пластику теплопроводности, то же свойство у нитрида бора, эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.

Процесс скольжения и смазка

Лыжная мазь «Висти» советского производства в фирменной упаковке с инструкцией по применению

На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно именять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что в свою очередь влияет на толщину водяной плёнки.

Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 оС. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 N/m, у обычных парафиновых мазей 0,029 N/m, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 N/m, — эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи — при нескольких градусах мороза (0-4 оС). Скольжение в этих условиях — больше гидродинамика, чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе — акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается — сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 оС эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, — вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще — она должна быть твёрже снега.

Нанесение смазки — процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» — больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, — при этом удаляется до 99 % мази, а эффект доступен только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов и полностью отсутствует на морозе. К тому же, профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются).

Простой способ оценить качество скольжения — съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи — объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

Горные лыжи

Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

Сначала для спортивного спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями. Прекрасный пример этого можно увидеть в фильме «Серенада солнечной долины». Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка — снизу по краям к лыже прикрепляли заподлицо узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это во-первых препятствовало стачиванию дерева лыж об фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а во-вторых позволяло уверенней управлять лыжами.

В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.

Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи в настоящее время — высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.

Беговые лыжи

Топовые (верхние) модели беговых лыж пяти ведущих производителей этого вида спортивного снаряжения в мире. Слева направо: Rossignol, Madshus, Salomon, Fischer, Atomic.

Беговые лыжи делятся на два больших класса: пластиковые и деревянные. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса: лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса — предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге и его движения похожи на движения конькобежца.

Пластиковые лыжи с насечкой

Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса, но профессиональными спортсменами-лыжниками практически не применяются. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах — это лыжи с насечкой.

Достоинства

Лыжи с насечкой практически не требуют мази держания, в связи с чем очень удобны для неопытных лыжников, встающих на лыжи лишь эпизодически, и не владеющих техникой нанесения лыжных мазей. Тем не менее — в сложных условиях скольжения (плюсовая погода, обледеневшая лыжня, и т. п.) насечки с отдачей не справляются, и мазь держания становится необходимой даже на этих лыжах.

Недостатки

Насечки ухудшают скольжение не только назад, но и, хотя и в меньшей степени — вперед. Поэтому, при прочих равных условиях, лыжник на лыжах с насечками будет двигаться медленнее, чем на гладких лыжах. Именно поэтому лыжи с насечками не применяются в лыжном спорте.

Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью)

Для классического стиля передвижения

Такие лыжи имеют в средней части лыжи (то есть под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх банок лыжной мази, пластикового скребка и пробки-растирки.

Для конькового стиля передвижения

Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения — он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15 — 20 см.

Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону.

Лыжные крепления

Лыжи могут крепиться к ботинкам с помощью различных приспособлений разной степени сложности, которые называются креплениями. Всё многообразие креплений можно разделить на несколько видов:

  1. простые
  2. мягкие
  3. полужёсткие
  4. жёсткие
  5. горные

Простые крепления — первые появившиеся, их можно встретить на охотничьих лыжах. Представляют из себя простую кожаную или матерчатую петлю, в которую легко вставить ногу в валенке.

Мягкие крепления — развитие простых. К петле добавился ещё один ремень, охватывающий ногу сзади, над пяткой, и не дающий лыже соскользнуть с ноги. В настоящее время такие крепления часто ставят на детские лыжи.

Полужёсткие крепления — кожаная петля заменена на металлические щёчки, в которые упирается ботинок, сверху удерживаемый стропой. Вместо ремня используется трос — металлическая пружина. Трос натягивается с помощью небольшого рычажка, который крепится перед щёчками.

Все три перечисленных вида креплений не требуют специальной обуви, надёжны и просты в эксплуатации. Полужёсткие крепления долгое время состояли на вооружении в армиях различных стран. Также полужёсткие крепления использовались в горнолыжном и прыжковом спорте на ранних этапах, до появления современных горнолыжных креплений и ботинок.

Жёсткие крепления — при их использовании ботинок «намертво» соединён носком с лыжами, что позволяет лучше их контролировать. Именно жёсткие крепления сейчас повсеместно используются. В настоящее время выпускается три системы креплений — Nordic 75 (всем знакомая в СССР), SNS, NNN и её новая версия NIS.

Горнолыжные крепления — эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений — способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

  1. Горнолыжные крепления телемарк — похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк.
  2. Крепления skitour — промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
  3. Прыжковые крепления — модификация креплений для прыжкового спорта.

См. также

Примечания

Литература

  • Лыжи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Why is ice and snow slippery? The Tribo-physics of skiing, L. Karlöf, L. Torgersen Axell, D. Slotfeldt-Ellingsen
  • Sliding Friction of Polyethylene on Snow and Ice, L. Bäaurle, Swiss Federal Institute of Technology, Zurich
  • Friction characteristics between ski base and ice — fundamental lab scale tests and practical implications, P. Sturesson, Uppsala Universitet
  • Performance Skiing: Training and Techniques to Make You a Better Alpine Skier, G. Thomas, ISBN 0811730263
  • Teflon® Paraffin Low Friction Wax for All Snow Conditions, DuPont Technology
  • The complete quide to cross-country ski preparation, N. Brown, ISBN 0-89886-600-6

Ссылки

  • «Родителям подрастающих лыжников». Заслуженный мастер спорта России Иван Кузьмин рассказывает родителям, как правильно выбрать лыжи, лыжные ботинки и лыжные палки для ребенка
  • Как намазать беговые лыжи? Главный редактор журнала «Лыжный спорт», мастер спорта СССР по лыжным гонкам Иван Исаев рассказывает о простых и дешёвых способах смазки беговых лыж лыжной мазью.

Источники

dic.academic.ru

Артём Онищенко: Всё о лыжах ATOMIC

 Особенности элитных лыж «Атомик» в том, что это – самые элитные из всех наиэлитнейших лыж ;)). Ну, так вот. «Атомик» относится к категории так называемых сотовых лыж. Но! Соты «Атомика» очень сильно отличаются от, например, сот «Фишера». Отличие как в химическом составе материала сот (полиакриловые у «Атомика» против не знаю точно, но, похоже, что целлюлозных у «Фишера» (производители «Фишера» меня поправят, если сочтут нужным), так и в геометрии сот. Именно за счет «другого» сотового клина лыжи «Атомик» заметно легче всех остальных гоночных лыж (по официальным данным производителей). Еще одно отличие у различных производителей лыж – материал боковины. У «Атомика» в топовых лыжах на данный момент существует два варианта: модель WorldCap HT с боковиной из дерева для большей жесткости на холодной трассе и WorldCap ST с боковиной из легкого синтетического пенистого материала. Кроме того, Atomic WorldCap ST заметно отличается от остальных лыж по своей геометрии.

Лицевая поверхность лыжи имеет 3D-профиль (называемый WorldCup-speed-profile). Он, по мнению фирмы, позволяет получить более оптимальное распределение нагрузки под лыжей и обеспечивает носку и пятке достаточную жёсткость и стабильность для быстрого скольжения в условиях как мягкой, так и жёсткой лыжни. От остальных элитных лыж «Атомик» отличается также заметно более выступающим кантом скользящей поверхности. Понятно, что для того, чтобы лыжи правильно и хорошо кантовались, одного выступающего канта недостаточно, но при прочих равных условиях это – полезная функция.

Ещё одно отличие – материал скользящей поверхности. Ни один производитель беговых лыж не использует скользящие поверхности со столь большим процентным содержанием графита. На «верхней» модели, содержание графита достигает 25%.Все остальные особенности конструкции примерно такие же, как и у остальных производителей элитных лыж. Это: несколько слоев углеволокна (над клином и под скользячкой), ламинат сверху и высокомолекулярный скользящая поверхность.Кстати, по ламинату. В свое время непосредственно на фабрике я имел беседу с представителями гоночного департамента, которые убедительно объяснили, продемонстрировав на практике, что в отличие, скажем, от «Фишера», «Атомик» обладает действительно Сар-конструкцией. Это выражается в том, что на «Фишере» мы имеем просто аккуратно наклеенный сверху ламинат, в то время, как на «Атомике» это сложный технологический процесс.

В общих чертах, процесс происходит примерно так. Специфический материал ламината (это не просто плёнка) под высокотемпературным воздействием (в процессе «спекания» лыжи) трансформируется в «пластикоподобный» материал с высокой несущей способностью и при этом работает с внутренним клином как единая конструкция.

В результате мы имеем настоящую конструкцию Сар (чашу), а не сэндвич, заклеенный сверху ламинатом.

- Чем новейшая модель лыж отличается от моделей прошлых лет?

- В этом году Атомик обновил свой модельный ряд коньковых лыж. Я говорю, именно, модельный ряд, потому что с этого года коньковых топовых моделей будет две. Идя в струе времени, Атомик решил увеличить специализацию коньковых лыж. И вот теперь мы имеем модель для мягких трасс Soft Track (ST) и модель для твёрдых, хорошо подготовленных или жестких трасс Нard Track (НТ).

Начну с модели Soft Track. Эта модель по сравнению с ST претерпела минимальные изменения, касающиеся в основном дизайна. Те же ростовки, та же геометрия и скользящий пластик (универсально тёплый BI5000), тот же 3D профиль, Такая же конструкция и материалы срединного клина, следствие отличных показателей скольжения этой конструкции как раз на мягкой трассе.

А вот модель Нard Track, очень серьёзно отличается от предыдущей модели.Ростовка стала на 1см больше, нежели у аналогичных у ST (191,185,179,173 см)Геометрия – у ST небольшой карвинг (центральная часть чуть уже носка и пятки) 43,5 - 42 - 44 мм, у НТ прямые с расширением к пятке 43,5 - 43,5 – 45 мм.

Профиль лыжи – прямой (не 3D).

Срединный клин – боковые стенки выполнены из деревянного массива (вместо пенного материала на ST).

Скользящая поверхность – почти такая же (универсально холодная BI5000), но с двумя желобками.

Распределение давления под лыжей НТ сильно отличается от ST и характеризуется существенно более длинной зоной контакта.

Носки и пятки лыж обладают повышенной жёсткость на изгиб и скручивание.Весовой прогиб в разгруженном состоянии заметно меньше, чем у ST – лыжи. При этом остаточная жесткость (последняя фаза задавливания) более жесткая, чем на ST.

Из вышесказанного напрашивается следующий вывод: лыжи ST мало чем отличаются от предыдущих моделей, в том числе и по работе лыж. Модель же НТ заметно отличается как скольжением, так и работой от предыдущей модели и, соответственно, от модели ST.

Теперь по классике. В этом году модельный ряд классических лыж не меняется и остается таким же, как и в прошлом году. Если сравнивать нынешнюю модель с моделью прошлой (2009-10), то есть некоторые отличия. Последние лыжи имеют более эластичные носок и пятку (жесткость на скручивание и изгиб). Совсем чуть-чуть изменилась конструкция срединного клина, немного по-другому расположены слои углеволокна в районе колодки.

Ну, и наконец, - поменялась система тестирования классических лыж. Под тестированием имеется в виду отнесение принадлежности конкретной пары лыж к определенному весовому диапазону. Я, если не возражаете, в подробности вдаваться не буду. В общих чертах, это касается изменения величины тестовых нагрузок и мест их (нагрузок) приложения к лыже.

3. Какие температурные диапазоны есть у лыж АТОМИК? Чем они обусловлены: пластиком, штайншлифтом или и тем и другим?

- Официально на «Атомике» ставится два варианта пластика: теплый с диапазоном от приблизительно -6-40 и далее в теплую сторону и холодный от -2-40 и далее в холод.Это то, что обуславливается пластиком.По структурам ситуация такова. На коммерческие лыжи наносятся две универсальные структуры: структура М 11 (универсальная тёплая) и М 10 (универсальная холодная). С классическими лыжами всё ясно. Там есть разделение на холодные, где стоит холодный пластик и М10 и теплые, где пластик теплый и М11. К слову говоря, классические лыжи, помимо пластика и структуры еще отличаются работой колодки. На теплых, клистирных, колодка более короткая и жесткая. На холодных – более длинная и мягкая.

А вот для конька в этом году «Атомик» выдвинул новую идею. Лыжи ST считаются более подходящими для теплых погодных условий, и поэтому на них ставится теплый пластик с соответствующей структурой М11. Лыжи НТ позиционируются как лыжи для более холодных условий. Пластик на них ставится холодный, структура М10.

На «спортцеховые» лыжи наносится множество структур (на разные погоды) под конкретные требования заказчика. Естественно, что можно встретить НТ с теплыми структурами, и ST с холодными.

4. Какие есть модели верхних лыж АТОМИК (мягкая лыжня, твердая лыжня, терки, насечки и т.д.)? Чем эти лыжи отличаются? (геометрия, пластик и т.д.).

- По большей части я уже ответил на этот вопрос. Осталось только, наверное, упомянуть о классической модели WORLD CUP MULTI. Это, видимо, то, что Вы называете терками. Колодка этих лыж выполнена из смеси резины и пробки. Эти лыжи рассчитаны на работу в сложных погодных условиях около 00, без применения держащих мазей. Кстати, по сравнению с прошлой моделью MULTI диапазон работы этой колодки, по уверению фирмы, расширен до -4-60 , что доказывают первые отзывы спортсменов в этом году.

5. Маркировка лыж, как в ней разобраться? Что пишут на табличках лыж АТОМИК?Для всех моделей 11-12 года принята единая трёх строчечная принтерная маркировка, которая наносится на центральную часть (колодка) лицевой поверхности лыж (рис. 1)

Первая строка цифр содержит в себе следующую информацию: первая цифра – год выпуска, следующие три цифры – порядковый номер дня выпуска, последние четыре цифры – индивидуальный номер лыжи. Вторая строка обозначает рекомендованный весовой диапазон в килограммах. Третья строка – то же самое, но в фунтах.

На всех моделях 11-12 года на лицевой стороне, чуть ниже колодки приклеена прозрачная плёнка, на которой указан артикул, по которому, собственно, можно определить какой породы этот зверь (если есть информация по артикулам).На «верхней», Atomic WorldCap модели присутствуют дополнительные бумажные наклейки. Они бывают двух видов. На рис.2 представлена наклейка, которая встречается и на коньковых и на классических лыжах, На рис.3 представлена наклейка, которая иногда встречается на классических лыжах. Для особо любопытствующих на рисунках и под ними даю расшифровку букво-цифер в ознакомительном режиме, серьёзно обсуждать эти цифры вряд ли возможно, так как рамки интервью не позволяют это сделать. Замечу, что для тех, кто хочет подобрать под свой вес лыжи более точно, чем по данным второй строки рис.1, имеет смысл обратить внимание на MF (midflex).

Формула определения необходимого MF выглядит следующим образом:Для Atomic WorldCap skate hard track – половинный вес лыжника +25 (-+5) для лыж длинной 191, 185 см., и +15 (-+5) для 179, 173 см.

Для Atomic WorldCap skate soft track - половинный вес лыжника +20 (-+5) для 190, 184 см, и +15 (-+5) для 178, 172 см.

Для Atomic WorldCap classic cold – половинный вес +5 (-+5)Для Atomic WorldCap classic warm - половинный вес +10 (-+5)

Пример: лыжнику весом 70 кг желателен WorldCap skate soft track с MF= 35+20(-+5)= 55 (от 50 до 60), при этом рекомендуется для лыжников с хорошей физической подготовкой рассматривать верхнюю часть диапазона т.е. 55-60.

Рис.2

Рис.3

MF, L1, L2, L3, VSP – смотреть рис. 2P1– длинна весового (в см) прогиба от BP (Balance Point) до носка лыжи высотой более 0,2 мм при приложении расчетного веса лыжника (в данном примере 95 кг).P2- то же, что и Р1 но к пятке.

h5 - Высота весового (в мм) прогиба в точке баланса при приложении половины расчетного веса (в данном примере 48 кг).

h5.4 – высота (в мм) прогиба лыжи в точке баланса при приложении расчетного веса лыжника (в данном примере 95 кг).

L3.3 – расположение самой высокой точки прогиба под расчётным весом (в данном примере 95 кг), относительно ВР.

Длина от BP в сторону носка лыжи обозначается отрицательными значениями, а от BP в сторону пятки – положительными.

На спортцеховых лыжах присутствует дополнительная наклейка.

GRIND - Маркировка нанесенной на лыжу структурыимя, вес, страна и т.д. заказчика.

Пожалуй, по маркировке всё.

6. Какие модели и температуры лыж АТОМИК вы порекомендуете для москвичей, для жителей других регионов, если где были?

Относительно топовой модели World-cap могу сказать следующее.Для коньковых лыж в официальных документах фирмы «Атомик» более универсальными считаются лыжи ST. Однако, по нашим наблюдениям, многочисленным откаткам, отзывам сервисменов национальных команд, НТ тоже достаточно универсальны. Негативные моменты у них появляются только на очень (!) рыхлых трассах.Ну, а рекомендовать я могу, вне зависимости от прописки покупателя, для хороших культурных в лыжном отношении регионов (наличие хорошо подготовленных трасс) предпочтительнее лыжи НТ. Во всех других регионах (трассы плохо подготовлены), естественно, предпочтительнее лыжи ST.

Как идеальный вариант, хорошо бы иметь и то, и другое.:)) И как можно больше (помните таблетки от жадности?).

Для классических лыж. Более универсальными являются холодные лыжи. Поэтому, если возможностей иметь разные пары нет, то следует остановить свой выбор на холодных лыжах, как наиболее часто применяемых.

Должен заметить, что эти рекомендации касаются в основном коммерческих лыж. Так называемые «спорцеховые» лыжи имеют большое разнообразие структур, которые рассчитаны на самые различные погодные условия. Соответственно, лыжи нужно выбирать по этому параметру конкретно под те погодные условия, которые для Вас актуальны.

Что касается не верхних моделей, то среди них температурных градаций нет.Поэтому вопрос о выборе лыж в зависимости от региона для них не стоит.Что касается моего личного опыта, трудно отдать предпочтение какой-либо разновидности World-cap в каком-либо регионе, то есть всё зависит от рабочих параметров модели в разрези имеющихся в регионе трасс и индивидуальных предпочтений лыжника, что так же не мало важно.

7. Есть ли в АТОМИКе спец-цех? Если есть, то как достать лыжи из спец-цеха, чем они отличаются от остальных?

- Да, у «Атомика» есть спортцех.Заказать лыжи? Да, в общем-то, теоретически это не проблема. Для этого надо в начале весны (до мая месяца, так как начало весны – время формирования заказов) обратиться к официальным дилерам (магазинам) Атомика. На каких условиях магазин согласиться принять Ваш заказ, сказать не могу (у разных дилеров разная политика), но у ВСЕХ у них есть гарантируемая возможность заказа спортцеховых лыж. Как пример – этой весной т.д. Лыжный Мир (так же наш официальный дилер) на страницах Вашего уважаемого сайта давал объявление о возможности заказа с-ц лыж, и насколько я знаю, многие любители лыжных гонок воспользовались этой возможностью. В случае сложности с размещения конкретного заказа, всегда можно подобрать наиболее подходящие пары из имеющихся в магазине под конкретного лыжника.

Отличия «спортцеховых» лыж следующие.1. «Спортцеховые» лыжи клеятся/формуются/спекаются (не знаю, какой здесь употребить правильный технический термин) на отдельном прессе, который отличается возможностью более тонких настроек.2. «Спортцеховые» лыжи более тщательно тестируются и подбираются в пару.3. В этом сезоне на обычные (коммерческие) лыжи наносятся универсальные структуры. М10, М11, в то время как на «спортцеховые» лыжи возможно нанесение около 8 различных типов структур.4. Для лучшей сохранности при транспортировке «спортцеховые» лыжи обрабатываются парафином в заводских условиях.Хотел бы отметить очень важную вещь. Все материалы, используемые при изготовлении топовых лыж (как коммерческих, так и «спортцеховых»), абсолютно одинаковые.То есть, ни по химическому составу материалов, ни по внутреннему строению лыжи, ни по внешнему оформлению (кроме наклейки-стикера KG SKI, где указан тип структуры и фамилия заказчика) никаких отличий нет.Мой собственный опыт и опыт ряда лыжников-профессионалов говорит о том, что среди обычных коммерческих лыж также встречаются очень удачные.

8. Какие элитные спортсмены стоят на лыжах АТОМИК в России и за рубежом? Что они говорят о работе, скольжении лыж?

- Ну что ж, теперь по элитным спортсменам.Те фамилии, которые приходят на ум сразу же:Андреас Окланд (Норвегия), Франц Гёринг (Германия), Торд Гьёрдален (Норвегия), Анна Хааг (Швеция), Мартин Кукал (Чехия), Йенс Арне Свартедал (Норвегия), Фроде Андерсен (Норвегия), Тобиас Эберхард, Кристоф Зуман, Доминик Ландертингер, Фриц Пинтер (Австрия), Кристьян Де Лоренци (Италия), Иван Батори (Словакия), Николай Чеботько (Казахстан).

Из наших - Елена Бурухина, Ольга Завьялова, Наталья Зернова, Наталья Гусева, Яна Романова, из молодых, подающих надежды – Алина Кашина, Андрей Феллер, Анатолий Волков, Артём Ушаков, Алексей Трусов, Крюков Иван, Виролайнин Дарья, Алыпов Вячеслав, Чурилов Андрей, из немолодых, не элитных и никогда не подававших надежды Артём Онищенко.

Простите, может быть кого-то (в том числе из не элитных и не подававших надежды) пропустил. В любом случае, читатели форума могут посмотреть команду «Атомик» на официальном сайте, на который легко зайти из раздела «Форум», кликнув по рекламному баннеру «Атомик» .

Кристоф Зуман, Наталья Сорокина (Гусева), Марте Кристофферсен

О работе и скольжении лыж ВСЕ эти спортсмены, естественно, отзываются САМЫМ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ .

9. Какие новинки ждать от АТОМИКа в ближайшее время?

- В следующем сезоне топовые коньковые лыжи останутся без изменений. Классика будет новой. Фирма очень много колдует над работой колодочной части классических лыж (над держанием), и в следующем году ожидается очень сложная и интересная конструкция колодки (центральной части лыжи). И, кроме того, более чем наполовину поменяется и новая линейка нетоповых лыж.В новом сезоне обновляется и модельный ряд ботинок.

Ожидается обновление беговых палок. Изменения будут носить отнюдь не декоративный характер. Меняется фабрика-производитель палок. Как очевидное следствие, ожидается существенное улучшение ТТХ палок «Атомик».

10. Среди поклонников лыжного спорта, помимо гонщиков, есть любители семейных прогулок на свежем воздухе, в том числе прогулок по бездорожью. Что Вы посоветуете поклонникам не гоночных лыж, а фитнеса и туризма?

- «Атомик» производит лыжи, рассчитанные на разные виды проведения досуга.

Для Бек-кантри выпускаются следующие модели, отличающиеся шириной лыж, наличием металлического канта, наличием/отсутствием насечки: Mountain BC Wax, Mountain BC Grip, Rainer Posigrip.

Эта группа лыж предназначена в основном для экстремальных туристических походов, в том числе и при полном отсутствии лыжни и дорог.

Следующая группа – так называемые фитнес-лыжи. Вот эти модели: Xcruise 53, Xcruise 55, Xcruise 59, Xcruise Alea 53, Xcruise Alea 55. Лыжи рассчитаны на людей, занимающихся оздоровительно-спортивным катанием на более-менее подготовленных трассах. Лыжи этой группы отличаются заметно укороченной ростовкой, и, как следствие, невысоким весом. В пределах своей группы лыжи отличаются разной шириной, разным типом пластика и различной конструкцией срединного клина. На всех лыжах этой группы присутствуют насечки. Это «безмазевой» (no-wax) вариант.

Цифры в названии модели включает указание на наибольшую ширину лыжи (лыжи эти карвинговые, зауженные в центральной части).

Еще одна группа – лыжи для проведения досуга (Leisure-ski). Это – лыжи для прогулок на природе, по подготовленным, плохо подготовленным или вовсе не подготовленным трассам. Представляют собой классические лыжи средней ширины, относительно недорогие, не требующие тщательного ухода. В рамках этой группы модели также делятся по ширине, типу пластика, типу срединного клина, наличию/отсутствию насечки. Это - Mover 48 Posigrip, Mover 52 Posigrip, Motion 46 Wax, Motion 52 Wax, Motion 59 Grip, Ashera 52.

Группа лыж под названием Sport и Performance для людей которые регулярно тренируются и участвуют в любительских стартах, но которые еще не окончательно сошли с ума:). Перечислю данные лыжи по степени навороченности и дороговизны, начиная от самых крутых: Vasa Race skate, Vasa Race classic, Race skate, Race classic, Team skate, Team classic, Team classic Posigrip, Aina skate, Pro skate, Pro combi, Pro classic Wax, Pro classic Grip, Aina Pro classic. Самые простые лыжи в этой группе - Motion skate, Motion classic Wax, Motion classic Grip.Также как и в предыдущей группе, модели также делятся по ширине, типу пластика, типу срединного клина, наличию/отсутствию насечки.

Особенно можно отметить модели Pro combi\skate и Motion skate, как самые доступные в данном сегменте, но лыжи, которые подойдут как любителям, так и спортсменам для тренировок и на первый снег, т.к. сильно выделяются из всего многообразия моделей в этой ценовой нише, представленного на рынке по нескольким параметрам:

1. Лыжи существенно легче аналогичных предложений конкурентов.2. Лыжи сделаны по аналогичным технологиям, как выполнены верхние лыжи, но с использованием более простых материалов, что позволяет добиться аналогичной динамическое работы лыжи при гораздо более доступной цене.3. Лыжи гораздо более долговечные, т.к. не имеют дерево в основе, и не треряют рабочих характеристик с течением времени.

11. Есть ли какие-то сенсационные решения у Atomic этом сезоне?Да, Atomic преподнёс сразу несколько сюрпризов в этом сезоне. Все бренды работают над простой, комфортной, быстрой и не требующей обслуживания лыжей для любителей и спортсменов-любителей, но как правило дело не выходит за пределы предложения лыж в варианте с резаной насечкой. Atomic так же давно работает над этой проблемой, и как выясняется, идёт на несколько шагов впереди конкурентов.Atomic так же использует наиболее распространённую в прогулочном и начальном спортивном сегменте классическую насечку, в Atomic называется (G2 Syncro) - отличается более гладкими краями насечки и более агрессивной серединой.

Помимо классической насечки, которая сильно тормозит, издаёт звуки и многое другое, в коллекции присутствуют модели с плавленой насечкой (Posigrip), которая существенно более скользкая, но технологически крайне сложная в производстве, что видимо и отпугивает других производителей.

А на модели, которая произвела РЕВОЛЮЦИЮ, не побоюсь этого слова, в классических лыжах, да ещё, не требующих смазки ни при каких температур

xod777.livejournal.com

Что нужно знать о лыжах с насечкой?

Особенности беговых лыж с насечкой.

   Для начала дадим краткую характеристику вышеупомянутым лыжам. Они принадлежат к начальному классу беговых лыж.  При их производстве используется простой (дешевый) пластик со всеми вытекающими обстоятельствами. Конструкция у них также самая простая. Именно поэтому основное их предназначение – это лишь прогулочные катания с небольшой скоростью. И ожидать от лыж с насечкой отличного скольжения было бы нелогично. К этому добавляется насечка, которая также препятствует скольжению.    Теперь же, когда мы немного разобрались с данным примером, следует прояснить ситуацию в целом – а именно несколько самых важных особенностей, которые помогут новичкам сделать правильный выбор.

Лыжи с насечкой

   Очень важно осознавать, что данный тип лыж предназначен для того, чтобы облегчить жизнь начинающим спортсменам. Перед катанием на лыжах с насечкой не нужно пользоваться мазями, что привлекает огромное количество лыжников. Но значительным минусом такой конструкции является скорость скольжения – по этому параметру они проигрывают лыжам без насечек. Также лыжи с перестают цепляться и отталкиваться на заледенелом снегу, например, после оттепели. Поэтому перед покупкой сравните две стороны медали – спокойное катание без особого ухода за лыжами и быстрая езда, которая требует регулярного применения специальных мазей. Дальше решите, что вам больше по душе и отталкивайтесь от этого при покупке.

Виды пластика для поверхности скольжения

   Все изготовители лыж используют два вида пластмассы для поверхности скольжения: низкомолекулярную и высокомолекулярную. Для начала достаточно просто запомнить – второй тип (высокомолекулярный) по характеристикам скольжения выигрывает у первого. Естественно этот факт не может не отразиться на стоимости пластика. Высокомолекулярный пластик хорошо поддаётся воздействию – хороший эффект будут иметь  шлифовка, циклевание, обработка парафинами и ускорителями. В то же время проводить подобные процедуры с низкомолекулярным пластиком противопоказано – это может негативно на него повлиять.

Основная классификация лыж

   Беговые лыжи имеют 2 подкласса: спортивные и прогулочные. В реальности таких подклассов больше, но для начинающих лыжников важно уяснить различия между основными двумя. Подавляющее большинство прогулочных лыж изготавливаются из низкомолекулярного пластика. Цены на такие лыжи стартуют с самых минимальных отметок ( от 1500 р.). Ситуация со спортивными лыжами состоит с точностью до наоборот – 90% таких лыж делают из более качественного пластика.

Граничный диапазон

   При покупке вы должны понимать, что самые дешевые спортивные лыжи попадают примерно в один и тот же ценовой диапазон с самыми дорогими прогулочными лыжами. И вот на этом моменте стоит остановиться подробнее и сравнить их, раз уж они могут иметь одинаковую стоимость. Дело в том, что каждый тип лыж имеет свою собственную конструкцию. Прогулочные лыжи делаются для новичков и поэтому они имеют увеличенный запас прочности и большую ширину для лучшей устойчивости катающегося. Не стоит забывать, что увеличенная ширина лыжи позволяет лыжнику не предъявлять особые требования к лыжной трассе и кататься даже по свежему снегу в лесу. Как всегда не обходится и без побочных эффектов – вес этого класса лыж выше, чем у спортивных моделей. Поэтому в граничном ценовом диапазоне вы сможете приобрести прогулочные лыжи с хорошим пластиком (большой шириной, устойчивостью, надежностью и весом) либо же спортивные с низкомолекулярным пластиком (легкие, манёвренные, требовательные к качеству лыжной трассы, быстрые, но менее прочные).

Итоговый выбор

   Ещё раз повторим главную истину, которой нужно руководствоваться при выборе лыж: не хотите смазывать – покупайте с насечкой, но помните, что езда на них будет менее комфортной. В придачу к этому не забывайте, что абсолютно все отечественные лыжи эконом сегмента производятся  на заводе STC и не имеет значение под какой маркой они произведены - качество одинаковое для всех лыж этой фабрики.   Если вы сделали выбор на улучшенном скольжении, то не забывайте, что вам нужно будет смазывать лыжи под колодкой (часть лыжи, которая располагается под обувью). Обязательно проконсультируйтесь у менеджера какой вид мазей использовать.   И последняя рекомендация. Весной в нашем интернет-магазине устраиваются грандиозная распродажа и в это время можно приобрести лыжи по очень привлекательным ценам.

ski-store.ru