Дешевая-обувь.рф

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша. Вахмин степан триатлон


Степан Вахмин – из каждой мелочи складывается результат — Triskirun

С разрешения автора публикую интересное интервью со Степаном Вахминым. Думаю сам атлет также не будет против, ведь больше людей смогут узнать о людях, которые любят триатлон, пропагандируют его. Поражает профессиональный подход к своему делу, даже в мелочах. Просто фанат триатлона.

Одержав несколько громких побед, Степан Вахмин бесспорно является одним из сильнейших триатлетов России среди любителей. Однажды вечером Степан нашел время, чтобы ответить на несколько наших вопросов.

 — С чего и когда началась твоя спортивная жизнь?

— В 5 лет мама привела меня в секцию плавания. Но мне что-то не понравилось и я перестал заниматься. Спустя год, уже бабушка проявила настойчивость, после чего я по-настоящему втянулся и прозанимался уже много лет до окончания школы.

 — Как произошло твое знакомство с триатлоном?

— В 2006 году я ездил в Ирландию и там, плавая в бассейне, познакомился с одним парнем, который рассказал, что зарабатывает деньги триатлоном. Мне стало интересно, как это и что это за вид спорта такой. К тому же, как мне казалось, я неплохо ездил на велосипеде и поэтому решил попробовать.

 — Твой первый старт и опыт в триатлоне?

— Первый старт — спринтерская дистанция в «Бережках» в 2008 году. Стартового опыта не было и поэтому было очень тяжело. Проплыл я понятно хорошо, вылез из воды в первой пачке, но на велосипеде просто задохнулся, не рассчитав темп и дистанцию, поэтому бежать уже не мог, а просто шел пешком. После подробного анализа пытался понять, что сделал не так. Первые 3 года я занимался только короткими дистанциями в силу своих спринтерских особенностей. Года два показывал скромные результаты. Вскоре начал понимать, что мне очень не хватает нормального бега и начал плотно заниматься с тренером по бегу. Первые два года просто ходил пешком. Тренировки заключались в часе быстрой ходьбы. Дело в том, что у пловцов формирование косно — суставного аппарата совсем другое чем у бегуна или велосипедиста. Стопы у бегуна должны быть жесткими, а у пловца они мягкие. А если есть излишки веса, например, у меня как у спринтера, то это еще сложней. Поэтому нужно было «закостенеть», подготовить суставы и сделать их более жесткими. Этот процесс длился у меня долго и я побежал только на третий год. В итоге, только последние два года из 8-ми лет занятий триатлоном я начал нормально бегать для своего уровня. На мой взгляд, я еще могу прилично прогрессировать в беге. В первую очередь, за счет снижения веса, который имеет очень большое значение для бега на длинные дистанции. Например велосипедист Крисс Фрум снижает свой вес с 75 до 68 кг и при той же мощности начинает просто лететь в гору.

— Есть ли в триатлоне такое понятие как основной, главный вид за счет которого можно выиграть?

— Нет. В триатлоне все три вида имеют значение. Нельзя за счет чего то одного выигрывать. Все дисциплины должны быть на хорошем уровне и подготовкой каждого вида надо серьезно заниматься. Бесспорно, что сильнейшими триатлетами становятся велосипедисты или бегуны, но плавание так же имеет огромное значение. В воде можно проиграть очень много и потом будет очень сложно догонять. Хороший велосипедист, проплыв со всеми вместе может уехать так, что его потом за счет бега не догонят. Хороший бегун проплывет и проедет со всеми, а потом убежит.

К тому же очень сильно все зависит от уровня и длины дистанции. Например, в «олимпийке» или спринте стоит проиграть 30 секунд в плавании и тогда в призы попасть уже не реально.

В «половинке» все зависит от уровня подготовки и ситуации на дистанции. Например в Турции, любители стартовали через 5 минут после профиков. Я знал, что смогу догнать многих в воде, чтобы на велосипеде ехать уже с профессионалами. В нашем виде спорта, часто бывает, что плохой пловец как правило хороший велосипедист. У меня получилось добрать слабых пловцов и ехать уже с сильными велосипедистами. В слаженной работе с другими участниками соревнований у меня получилось создать 8 минут преимущества от следующего любителя. Получилось так, что за счет сильной связки плавание-велосипед мне удалось одержать уверенную победу при том, что бег у меня был на среднем уровне.

Также большое значение имеет характеристика трассы, которая в Турции мне идеально подошла. На место старта я приехал за 10 дней до начала соревнований и успел хорошо изучить все особенности дистанции.

— Сколько раз в неделю в тренировках ты используешь велосипед?

—  Три раза в неделю. Две тренировки на станке, одна из которых на разделочном велосипеде с интервальной работой. На мой взгляд, это правильно и безопасно. К тому же найти на шоссе отрезок достаточной продолжительности в условиях города крайне сложно.

Плюс 1 тренировка на треке или шоссе, где хорошо отрабатывать отрезки. В зимнее время провести на полотне 3 часа довольно сложно — здесь все зависит от расписания и прочих нюансов, поэтому иногда, когда зимой на улице хорошая погода, я стараюсь использовать маунтинбайк.  Кстати, байку я начал уделять больше внимания и есть желание попробовать себя еще и в этом виде.

Всю велосипедную работу я разделяю по времени: 60% времени подготовки я провожу на классическом шоссенике, 30% на разделочном, включая все старты, кроме олимпийских и спринтов, плюс 10% — байк или фикс – велотрек.

— Используешь ли пауэрметер?

— Считаю, что датчик измерителя мощности — это крайне необходимая вещь в подготовительном процессе, поэтому интервальные отрезки отрабатываю по мощности. Я знаю на трассе в «крыле» на каких отрезках какие показатели я демонстрировал год назад и как я еду теперь, при наборе определенных упражнений. Я четко понимаю, что нужно делать дальше чтобы показатели росли. Именно в этом заключается наличие всех этих инструментов для демонстрации наглядных прогрессов. В любом случае все параметры пульса, каденса и мощности — это все хорошо для анализа и подготовительной части. Ориентироваться на это во время гонки можно, но с определенной поправкой на ситуацию.

Для себя я смог сделать вывод и хорошо понять ситуацию с цифрами, которые мне помогают. Я четко знаю все свои показатели в каждом виде на разных этапах подготовки и стараюсь работать в соответствии с их значениями. Когда я вижу эту единую картину, то это помогает мне все четко понимать и контролировать.

Во время гонок практически не смотрю на мощность, но контролирую сколько времени проехал и сколько осталось и при этом опираюсь на собственные ощущения и самочувствие. Самое главное — это внутренние ощущения организма. В последнее время рекомендация одна: должно быть свободно и легко при максимальной мощности и скорости.

 — Как ты относишься к процедуре выставления посадки у начинающих?

— Для первых тренировок можно выставлять параметры на глаз, но спустя некоторое время, я рекомендую своим клиентам пройти полноценный тест на посадку. Во — первых фит удобен мотивацией и комфортом, которые дают понять человеку, что все серьезно и нужно сделать все, чтобы было максимально удобно в зависимости от индивидуальных особенностей строения тела. Во вторых, — это так называемое понятие — ноль, от которого необходимо начинать отчет. Покатавшись месяц спина растягивается и начинаются подвижки руля, седла и пр. Проведя очередной тест можно точно понять, что стало лучше, возросла ли мощность. Третий момент позволяет вовлекать человека в процесс работы над собой, а, соответственно, больше тренироваться и стремиться к улучшению результата. К тому же, часто бывает, что отправляясь куда-то люди заказывают там велосипед в аренду. Они заранее отсылают свои параметры в контору и, приехав туда, получают готовый, подходящий по размерам и настройкам велосипед.

На сегодняшний день существует несколько систем: Body geometry fit, Retul, Guru и другие. К тому же есть немецкая, французская, британская и русская школа. В основном они все пересекаются, но есть некоторые нюансы в зависимости от комплекции. Поэтому при одинаковом росте и длине рук и ног таких людей нужно сажать по разному. Обязательно надо учитывать определенные особенности строения тела.

 — Какую систему ты рекомендуешь своим клиентам?

— Как основу, я предпочитаю Retul, но потом делаю свои корректировки, основанные на разных особенностях и моем опыте.

— Твое отношение к маленьким «лежакам» которые устанавливают триатлеты на обычный шоссейник?

— Да, такое бывает часто и не только среди начинающих. Если сравнивать с разделочным велосипедом, то шоссейный велосипед имеет другие углы и геометрию, рассчитанную на данный вид приложения усилий.  Считаю, что в случае, когда хотят разместиться на обычном шоссейнике с помощью маленького лежачка, как на разделочном велосипеде — это неправильно. Хотя в российском триатлоне есть достаточно сильные спортсмены, которые на таких «лежачках» выигрывают крупные соревнования. В данной теме есть разные мнения, поэтому я много времени посвятил этому вопросу и пришел к выводу, что есть одно правильное решение. Главное — должен быть определенный баланс, который у каждого свой. А как ты его достигнешь, это уже дело техники, технологий или собственных ощущений. Нужно использовать свой вес. На велосипеде надо учиться ездить правильно — с техникой педалирования и использованием туловища. Это большая школа.

 — Из велосипедных брендов, что удалось протестировать и что понравилось больше?

— Шоссейных велосипедов у меня было довольно много.  Начинал я с «Мериды». Это был тяжелый велосипед с алюминиевой рамой и простым оборудованием, туфли мтб, шлем обычный дешевый. Потом было много разных моделей велосипедов. Несколько лет откатал на Wilier Cento1AIR, достаточно комфортный и послушный велосипед . В этом году пересел на  Scott Foil. На данный момент, это лучший аппарат в моей жизни. Очень хорошее сочетание веса, жесткости, аэродинамики и комфорта.

Мой первый разделочный велосипед был Argon 18, который очень мне нравился тем, что в нем было очень много разных возможностей настройки под триатлон. Но минус был в том, что именно все эти настройки делали его конструкцию мягкой. Предыдущий сезон проехал на Wilier Twin Blade, который был хорош своей жесткостью, но ее сложно было прочувствовать и научиться правильно этим пользоваться. К тому же, я так и не смог на него «хорошо сесть», ввиду особенностей конструкции рамы размера М и моего телосложения. В одно время мне безумно нравился разделочный Bolid от Pinarello. Это чисто разделочный аппарат для короткой индивидуальной гонки, для триатлона он не так хорош, как для шоссе. В конце сезона 2015 удалось покатать на Scott Plasma 5, который, при наличии достаточно жесткой конструкции, показал себя как очень комфортный велосипед. Первый раз сев на него, я сразу понял — это то, что нужно. Нет необходимости еще что-то менять и подгонять. Все регулируется легко и просто, благодаря интегрированной фирменной конструкции выноса и руля, которые идеально сочетаются с рамой. При этом, Scott в этой модели пошли на пару лет вперед и многие пользователи тогда еще этого не поняли. Главной особенностью новинки являлась интеграция резервуара для воды с сохранением аэродинамики велосипеда. Таким образом, получилась чисто модель для триатлона. Specialized делал подобную конструкцию, но там резервуар находился в раме велосипеда и высасывать воду было проблематично т.к. вода находится на уровне каретки. И, вдобавок, они «поломали» жесткий треугольник, который на мой взгляд мне необходим.

В «Плазме» швейцарцам удалось все продумать до мелочей и собрать воедино все нюансы, необходимые в триатлоне. Даже в случае переезда получается легко и  быстро разобрать велосипед для упаковки в бокс. Для триатлона я взял размер L и считаю, что это идеальный для моего телосложения вариант, но если брать его под гонки для раздельного старта, то выбрал бы ростовку М. Я бы сел более агрессивно, опустив руль ниже.

 — Какой фирмы ты используешь туфли и почему?

— В плане тренировочной обуви у  меня SiDi, я пробовал Mavic — мне они показались мягковаты. Я люблю жесткую подошву и SiDi в этом плане меня вполне устраивают. К тому же, я использую специальные стельки, немецкой компании Solestar изготовленные из карбона. В итоге получается очень жесткий вариант. Сейчас начал тестировать пару Scott Road RC у них очень интересная фирменная конструкция стелек, посмотрим как это работает.

Как стартовую обувь и для интервальной работы я использую Bont, в которые я еще вставляю карбоновые стельки. Туфли Bont отличаются хорошей аэродинамикой и мне нравится ощущение жесткости, которое они обеспечивают.

— Модель туфель специальная для триатлона?

— Нет, я использую модели для шоссейных гонок. Я много времени посвятил исследованию разных факторов, таких как: длина шатунов, соотношение передач, различные варианты седел и различные типы обуви и др. Я считаю, что это такие маленькие нюансы из которых потом складывается общий результат. Туфли для триатлона хороши только в том случае, если нужно сэкономить 10 секунд в транзитной зоне и успеть сесть в пачку. На уровне олимпийского резерва это очень важно. В длинных гонках,  я предпочитаю чисто гоночные шоссейные туфли. Обувь должна быть максимально удобная и комфортная. Это позволит сберечь стопы для бега и показать лучший результат.

— Какие еще тонкости используешь?

— Очень много времени я потратил на всевозможные нюансы, тонкости по настройке и подбору компонентов. Все аспекты, которые в этой сфере есть, я попробовал и многое из этого применяю. В зимнее время года я использую короткие шатуны, летом — длиннее. Долгое время я экспериментировал с овальными звездами. Очень интересные результаты.

Очень важное значение имеют ширина покрышек и высота обода.  Просто необходимо подбирать их в зависимости от профиля гонки. Также, много экспериментов было со шлемами и седлами. Я использовал закрытые шлемы от Rudy project и Giro в прохладную погоду, но последний сезон я отъездил в Casco RS, который, как мне кажется, нисколько не уступает  по аэродинамике закрытому шлему, а в некоторых ситуациях даже удобней. К тому же я плохо переношу жару и для меня важно чтобы хорошо отходил пот с головы и была вентиляция, поэтому в последнее время на стартах я начал использовать Casco. В качестве тренировочного шлема, я использую легкий шлем Scott Vanish и начинаю тестировать закрытый Scott Split. Для меня нет мелочей. Если появляется что-то новое, я стараюсь сразу это попробовать и, если это дает некоторое преимущество или обеспечивает достаточный комфорт — я это использую. Единственное, что пока не получается воплотить в реальность — это проживание и тренировки на высоте.

 — Какие нюансы есть в беговой экипировке?

— Да, здесь также есть свои «заморочки». В первую очередь — ноги должны быть готовы к определенному типу обуви. Я очень люблю марафонки, и в силу своих особенностей я понимаю, что если будет обувь недостаточно жесткая, то я не смогу быстро бежать. У меня были эксперименты с разными более мягкими типами пены и я понял, что просто «вязну» в них. К тому же, есть такая особенность — во время бега триатлонисты часто обливаются водой и тогда может происходить размокание некоторых типов кроссовок, т.к. вода оказывается внутри обуви. Если обувь слишком пористая то после воды в ней становится просто ужасно.

Я начинал бегать в Adidas потом перешел на Brooks, был не совсем удачный эксперимент с Mizuno. Сейчас я опять вернулся к Adidas Takumi Ren и считаю что для меня это оптимальный вариант, где не слишком тонко и не слишком толсто. Они правильно работают и хорошо выполняют свою функцию.

Например, для темповых тренировок должны быть одни модели обуви, а для долгого бега или соревнований — совершенно другие. Для снега или грязи — третьи и они так же могут еще различаться. Арсенал беговой обуви должен быть большой – на все случаи жизни.

— Твое отношение к специальным стелькам в беге?

— Считаю, что здесь нужно подходить очень осторожно. В моей практике был случай, когда с помощью стелек человек решил поменять технику бега, но очень скоро получил серьезную травму связок. Обычно стельки рекомендуют для спокойной ходьбы, но в ситуации с бегом работа связочного аппарата стопы меняется. Получается, что под каждую скорость бега должна быть разная стелька, потому что в зависимости от скорости бега меняется подъем стопы и проявляются другие особенности ее работы. Что делает стелька? Она просто не позволяет стопе проваливаться, и при этом не укрепляет ее. А для бега стопа должна быть сильная, поэтому основная задача — усилить ее жесткость. Существует много упражнений, которые позволяют подготовить стопы к правильному и быстрому бегу.

— Что значит правильный бег?

— Правильный бег — это когда после долгого и быстрого бега не возникает каких-либо болевых ощущений. Неважно как человек бежит — с пятки или с носка, на стопе или еще как-то. Есть очень много разных техник бега, суть которых сводятся к похожим вещам. Нужно работать над стопой, работать с движением и моторикой. Главное, чтобы нравилось бегать и не было травм.

— Какими электронные приборы в твоем арсенале?

— Для бега и плавания я использую Garmin Forerunner 920, а на велосипеде стоит Edge 510. Пробовал ставить Edge 1000, но он показался мне очень большим и громоздким. Считаю, что для триатлона нет лучшего решения чем Garmin. Он надежный, имеет удобный интерфейс, отлично работает с велосипедом, легко и быстро скидывает информацию в сеть и многое другое. Отдельная тема — это педали Vector, которые позволяют детально анализировать технику педалирования и многие другие настройки и нюансы тренировочного процесса, включая завалы шипов. На стартовом велосипеде у меня стоит SRM.

— А что со спортивным питанием?

— Я перепробовал практически всех производителей и понял, что у каждого бренда есть свои плюсы и минусы. В последнее время удалось попробовать моделированное питание, которое делают в зависимости от твоих особенностей и требований. Но и здесь есть нюанс — нужно заказывать партиями и долго ждать. В итоге, остановил свой выбор на питании от английского производителя SIS. Мне очень нравится вкус, по составу оно правильно сбалансировано и приближенно к моим предпочтениям. К тому же, этот высокотехнологичный продукт использует один из лидеров Про-Тур команда SKY, а, насколько мне известно, они очень сильно заморочены на правильном питании и имеют возможность выбора.

— Какие планы на предстоящий сезон 2016?

— В России планирую участвовать в A1 Triathlon 113, Чемпионат России в Санкт-Петербурге; Титан 113 в Бронницах; Ironstar олимпийка в Сочи и пр., а так же международные старты: Ironman 70.3 в германии и Эстонии, чемпионат мира в Австралии и Ironman Malaysia.

triskirun.ru

Чемпионат мира IRONMAN 70.3

07:11, 4 Сентября 2015

2015-09-04T07:11:37+03:00 2015-09-04T07:11:37+03:00 В любительском триатлоне общепринято, что верхом мастерства спортсмена-любителя является отбор и участие в Чемпионате мира в Коне или на «худой конец» в Ironman 70.3 (половинка). В этом году Чемпионат мира на половинке впервые проводился за пределами США в Австрии, Zee am See. Поэтому для нас, Русских))))…. было очень удобно. Всего несколько часов лету и один час разница во времени. Быстро, надежно и не дешево!

Для участия в Чемпионате мира нужно всего лишь получить слот на участие и оплатить стартовый взнос. Ничего сложного. Попадаешь в призы на IRONMAN/IRONMAN 70.3 (лучше 1-2 место, так как 3 место не всегда гарантирует получение слота) и вперед на старт! Существуют и другие варианты, например roll down. На Ironman 70.3 Vietnam мне посчастливилось отобраться на Чемпионат мира с пятого места.

Как показал мой опыт, на такое увеселительное мероприятие как Чемпионат мира Ironman 70.3 попадают все «сливки» этого вида спорта. Со всего мира приезжают на дивных велосипедах, шикарных колесах и нереальной красоты стартовых костюмах)))…… не люди, а марсиане кругом.

Гонка

Не привыкший к борьбе в воде, уже на первых метрах получил несколько раз по голове. Кто то постоянно, все 1800м цеплялся за ноги, и бил меня с боку. На минуточку, темп ~ 1.15-1.20 сек/100 м. Один раз обернувшись назад, сразу понял что лучше уж здесь. Другими словами, все плавание прошло в жутком напряжении.

Выйдя из воды 11-ым, на вело сразу оказался 2-ым. Какое же это приятное чувство))))….. никто не мешает, ты сам решаешь с каким темпом ехать. Через 20 км так и добрались до горочки - 13 км, местами до 17%….. удивление растет по мере обгоняющий тебя гонщиков, мои 350-400W казались детскими игрушками! Ребята не так жестко, вы здесь все Фрумы и Кантадоры?)))…. К концу подъема нас собралось примерно 10-12 человек, все в поле видимости. Еще 2 км 17%, и вот ОНО долгожданный спуск.

Никогда не испытывал проблем на спусках, скорость 80м/ч в ушах ветер - летим. Обгоняю одного, другого - готов как никогда. Скорее бы уже равнина и там можно по-настоящему включиться. «А что этот маршал на меня так подозрительно смотрит?)))» Правила соревнований гласит: запрещен выезд на встречную полосу и пересекать сплошную линию. Красная карта - дисквалификация!

«Тут же вся трасса перекрыта и мы всегда повороты режем на спусках, нас так итальянцы учили))))…так безопаснее и быстрее!»

OUT of THE RACE

Что это за хрень такая? Я же еще даже не начал работать! - это были мои мысли. После остановки меня маршалом и вручения мне красной карты, вся гонка стала не моей. Как не старался доказать, что пересечение линии на повороте 180/360 градусов и скорости больше 70км/ч было мерой безопастности, все напрасно.  Этот маршал и на велосипеде скорее не сидел в свои 18 лет….. короче, он так преданно смотрел и казалось колебался, но был непреклонен на все мои мольбы. Так после 2х мин, я по русски послал его ко всем чертям и поехал дальше.

Сначала были мысли опротестовать решение, но по факту это практически бесполезно. Тем более, что за две минуты простоя я был уже далеко позади всех…… Так началась моя тренировка на Чемпионате мира. Опыт полученный в такого рода стартах бесценен и конечно, когда ты расслаблен, то смотреть на все это изнутри еще прекраснее. По факту, вся гонка очень напоминает старты ITU: сильное плавание, групповая гонка и у кого сильный бег, тот и чемпион. Сразу после спуска ~ 56 км, «вываливаю» все что есть, через 15-20 мин обнаруживаю, что на мне прекрасно висит группа из 6 человек, думаю - ну уроды! Маршалы-ламаршалы, все как-то смотрят сквозь пальцы. Вероятная причина, узкие дороги и огромное кол-во участников. Примерно, за 25 км до окончания вело этапа, нас накрывает группа. Нет не группа, а пилотон из 30-40 человек. Вот это было весело! Все на дисках, заряжены….. маршалы догоняют и раздают карты всем подряд. Как же без завала! На повороте, один гонщик не справляется с управлением, падает. Другой въезжает в него на полном ходу. От удара велосипед подпрыгивает метра на 3-4 вверх и с грохотом приземляется. Дальше не видел, только слышал страшные звуки сломанного карбона и страшные крики. Жуть!

Транзит 2

Настроение на нуле, бежать не хочется да и еще жара по 40 градусов…. но надо. Медаль финишера нужна! По-любому финишну))))…..Как же важна помощь болельщиков, после нескольких печальных километров услышав знакомый голос (но не увидев лица) понимаешь, что надо бежать. Тут помог опыт товарищей, «бегу, но только до пит стопа, там пешком!» так и добежал. Здоровенная медаль, фотки. Все как надо любителю айронменов поиздеваться над собой…… даже понимая, что результат аннулируют через несколько часов, все-равно  доволен собой)))… Огромное спасибо всем русско-говорящим болельщикам и друзьям, а также нашим ребятам на трассе. Видя как они страдали, то сходить совсем не хотелось.

Выводов и итогов огромное множество. Один из основных - each second counts! И конечно же, приятно осознавать, что НАШИХ становиться все больше и больше на таких стартах. Придет время и мы обязательно будем на пьедестале!

ps: для любителей статистики гармин - 209 место по итого вело сегментаhttps://connect.garmin.com/modern/activity/884083488

www.trilife.ru

Степан Вахмин: Мой спорт - это отдых — TITAN Race

Из чего сделаны “железные” люди? Те самые, которые бросают себе вызов и выходят на старт легендарного Ironman, чтобы проплыть почти 4 км, проехать на велосипеде 180 км и пробежать 42,2 км. Что скрывается за мускулами и амбициями, за планами тренировок и несгибаемой волей? Чтобы узнать это, мы побеседовали со Степаном Вахминым, одним из лучших российских триатлетов, который в этом году поставил себе цель установить новый рекорд на “железной” дистанции Ironman и финишировать с результатом 8 часов 40 минут. Но говорили мы не только о спорте.

Степан, твой девиз: "Делай хорошо или не делай совсем". Это касается только спорта?

СВ: Нет, конечно. Это даже больше кредо по жизни. Просто не люблю делать, то что заранее не готов делать хорошо. «Хорошо» также можно отнести к «законченности» дела. Крайне не люблю бросать дело на полпути.

И все-таки признайся, в какие-то моменты ты можешь позволить дать себе слабину? Наверняка они есть, ведь ты живой человек!

СВ: Конечно! Вот пример. Понедельник, день тяжелый, утром - плавание, вечером - вело. Но чувствую себя крайне уставшим. Настроение - “забить” на тренировку, устал ведь! Пишу тренеру с надеждой, что он меня поддержит (обычно всегда поддерживает и говорит: “Отдыхай!”), а он: “Иди и крути!”. Хорошо, что есть люди и обстоятельства, которые не дают сильно расслабляться.

А по правде говоря, если что-то наметил, то стараюсь себя не обманывать. Но если действительно не идет, то стараюсь закончить начатое дело, если это возможно. Но если нет, то просто откладываю в сторону. Завтра будет новый день и новые задачи!

 

До прихода в спорт ты попробовал разные профессии. Что тебе дал этот опыт?

СВ: У меня не было другого выбора, кроме как идти в спорт. Точнее, выбор был, но спорт на тот момент был лучшим вариантом. Это долгая история. Скажу, что я много что делал. Попробовал много разных специальностей. Каждый из периодов был полезен, и я очень рад, что имел возможность учиться.

Если коротко, то, когда целый день забиваешь кувалдой сваи или носишь кирпичи и месишь цемент, любой спорт - это отдых. Поэтому вся моя работа и весь мой спорт, даже в самый тяжелый момент, - это все еще отдых!

Несколько лет мне удалось проработать в серьезной иностранной консалтинговой компании. Это дало понимание любого процесса со стороны бизнеса. Четкость и последовательность действий, подчиненных одной цели. Думаю, что в этот момент мне удалось развить логику, а также работу с огромными массивами информации, научиться принимать, изучать и выбирать только то, что действительно нужно, делать верные выводы.

Спорт стал для тебя работой, а какие у тебя увлечения?

СВ: Кино, книги, путешествия. Люблю гулять с семьей.

В одном из интервью ты сказал, что цели типа больше двух Ironman в год не стоят того, чтобы жертвовать временем, которое можно провести с семьей, с близкими. У тебя есть собственные лимиты на спорт?

СВ: Да, но с этим очень сложно. Каждый человек, занимающийся триатлоном, становится немного фанатиком этого вида спорта. Оставаться в рамках мне помогает тренер. Стараюсь не делать больше, чем он планирует. Кроме того, семья всегда знает, какой у меня период подготовки. И если я на “больших” неделях, то стараются не трогать по пустякам. 

У вас с супругой есть совместный спорт? Случаются пробежки вдвоем, например?

СВ: Иногда можем выйти на прогулку - я бегом, супруга на велосипеде. Но не более того. Спорт и семья в моей жизни существуют раздельно. У меня есть правило: ничего в доме не должно напоминать о спорте. Я имею в виду кубки, медали или грамоты. Мой спорт - это моя работа, а работа не должна мешаться с семьей. Я так думаю.

Представь, что у тебя выдался свободный день без спорта. Чем займешься?

СВ: Это довольно часто случается. В такие дни, как правило, находятся отложенные дела. Но могу позволить себе просто отдых. Ничего не делать и читать книгу тоже надо уметь! Однажды я понял, что многие из моих учеников просто не умеют отдыхать. Они настолько занятые люди, что просто так потратить день на то, чтобы, скажем, смотреть в окно для них немыслимо. Пришлось учить!

Какие книги читает Степан Вахмин, если находит на это время?

СВ: Разные. Много спортивной литературы. Много классики и современной литературы. Из последнего очень понравилась “Hygge. Секрет датского счастья”. Очень рекомендую. Сейчас читаю “Утешительная партия игры в петанк” Анны Гавальды.

Знаем, что ты любишь вкусно поесть после активной тренировки и хорошо готовишь сам. Поделись рецептом фирменного блюда, пожалуйста!

СВ: Фирменное блюдо - вареная говядина! Варишь 2-3 часа и все…Очень вкусно! Я вообще мясоед. Баранина, говядина в духовке - это то, что я люблю. Не надо усложнять массой приправ или соусов. Все просто: соль, перец, оливковое масло - и в духовку. Люблю овощи на гриле, и так же в духовке. Есть отличная книга The Grand Tour Cookbook - вот там огромное количество рецептов для любителей поесть!

Для восстановления после спорта, помимо еды, ты прибегаешь к собакотерапии. У тебя чудесный пес Винни. Эта любовь к собакам - с детства?

СВ: Да, собаки у меня были с детства. Я люблю их, а они - меня. Когда с супругой приняли решение завести собаку, то долго не могли понять, какой вариант нам больше подходит. Очень рады, что в итоге у нас появился Винни. Его порода - малая английская борзая (Wippet). Я беру его на легкие кроссы. Особенно здорово с ним бегать в лесу. Винни - идеальный спортсмен. Его повадкам полезно поучиться! Например, после тяжелой для него тренировки он не встает с кровати несколько часов и очень много спит. Знает, что нужно его организму.   

Винни не отстает от спортсмена-хозяина! А у нас для него еще один вопрос в заключение этой интересной беседы. Есть ли еще профессия или вид спорта, которые ты хотел бы попробовать?

СВ: Меня все устраивает в моей жизни. Спорт, работа, как я живу и что делаю.

Если помечтать, то можно что-то придумать, но я не люблю это делать. Жизнь - это цепочка событий, которая несет тебя, как река. Остается только грести изо всех сил, и тогда ты куда нибудь выплывешь.

hellosport.ru

: Триатлон ТИТАН в Бронницах 2 августа 2015г :: 3sport.live

Общее время Время сектора Время отсечки Время прохода Темп Скорость
Плавание 1,9 км 00:27:03.89 - - 2015-08-02 09:57:03.89 01:25 на 100 м 1.2 м/с
Т1 00:28:20.46 00:01:16.56 00:01:16.56 2015-08-02 09:58:20.46
Вело этап круг №1 00:57:02.65 00:28:42.19 - 2015-08-02 10:27:02.65
Вело этап круг №2 01:24:11.01 00:27:08.35 - 2015-08-02 10:54:11.01
Вело этап круг №3 01:51:30.41 00:27:19.39 - 2015-08-02 11:21:30.41
Вело этап круг №4 02:19:07.11 00:27:36.70 - 2015-08-02 11:49:07.11
Вело этап круг №5 02:46:28.02 00:27:20.91 - 2015-08-02 12:16:28.02
Велоэтап 90 км 02:49:58.29 00:03:30.27 02:21:37.83 2015-08-02 12:19:58.29
Т2 02:50:58.86 00:01:00.56 00:01:00.56 2015-08-02 12:20:58.86
Бег 21,1 км 04:15:26.76 01:24:27.89 01:24:27.89 2015-08-02 13:45:26.76 04:00 на 1 км 15.0 км/ч

old.results.zone

Степан Вахмин – из каждой мелочи складывается результат — Triskirun

С разрешения автора публикую интересное интервью со Степаном Вахминым. Думаю сам атлет также не будет против, ведь больше людей смогут узнать о людях, которые любят триатлон, пропагандируют его. Поражает профессиональный подход к своему делу, даже в мелочах. Просто фанат триатлона.

Одержав несколько громких побед, Степан Вахмин бесспорно является одним из сильнейших триатлетов России среди любителей. Однажды вечером Степан нашел время, чтобы ответить на несколько наших вопросов.

 — С чего и когда началась твоя спортивная жизнь?

XCHARX В 5 лет мама привела меня в секцию плавания. Но мне что-то не понравилось и я перестал заниматься. Спустя год, уже бабушка проявила настойчивость, после чего я по-настоящему втянулся и прозанимался уже много лет до окончания школы.

 — Как произошло твое знакомство с триатлоном?

XCHARX В 2006 году я ездил в Ирландию и там, плавая в бассейне, познакомился с одним парнем, который рассказал, что зарабатывает деньги триатлоном. Мне стало интересно, как это и что это за вид спорта такой. К тому же, как мне казалось, я неплохо ездил на велосипеде и поэтому решил попробовать.

 — Твой первый старт и опыт в триатлоне?

XCHARX Первый старт XCHARX спринтерская дистанция в «Бережках» в 2008 году. Стартового опыта не было и поэтому было очень тяжело. Проплыл я понятно хорошо, вылез из воды в первой пачке, но на велосипеде просто задохнулся, не рассчитав темп и дистанцию, поэтому бежать уже не мог, а просто шел пешком. После подробного анализа пытался понять, что сделал не так. Первые 3 года я занимался только короткими дистанциями в силу своих спринтерских особенностей. Года два показывал скромные результаты. Вскоре начал понимать, что мне очень не хватает нормального бега и начал плотно заниматься с тренером по бегу. Первые два года просто ходил пешком. Тренировки заключались в часе быстрой ходьбы. Дело в том, что у пловцов формирование косно XCHARX суставного аппарата совсем другое чем у бегуна или велосипедиста. Стопы у бегуна должны быть жесткими, а у пловца они мягкие. А если есть излишки веса, например, у меня как у спринтера, то это еще сложней. Поэтому нужно было «закостенеть», подготовить суставы и сделать их более жесткими. Этот процесс длился у меня долго и я побежал только на третий год. В итоге, только последние два года из 8-ми лет занятий триатлоном я начал нормально бегать для своего уровня. На мой взгляд, я еще могу прилично прогрессировать в беге. В первую очередь, за счет снижения веса, который имеет очень большое значение для бега на длинные дистанции. Например велосипедист Крисс Фрум снижает свой вес с 75 до 68 кг и при той же мощности начинает просто лететь в гору.

— Есть ли в триатлоне такое понятие как основной, главный вид за счет которого можно выиграть?

— Нет. В триатлоне все три вида имеют значение. Нельзя за счет чего то одного выигрывать. Все дисциплины должны быть на хорошем уровне и подготовкой каждого вида надо серьезно заниматься. Бесспорно, что сильнейшими триатлетами становятся велосипедисты или бегуны, но плавание так же имеет огромное значение. В воде можно проиграть очень много и потом будет очень сложно догонять. Хороший велосипедист, проплыв со всеми вместе может уехать так, что его потом за счет бега не догонят. Хороший бегун проплывет и проедет со всеми, а потом убежит.

К тому же очень сильно все зависит от уровня и длины дистанции. Например, в «олимпийке» или спринте стоит проиграть 30 секунд в плавании и тогда в призы попасть уже не реально.

В «половинке» все зависит от уровня подготовки и ситуации на дистанции. Например в Турции, любители стартовали через 5 минут после профиков. Я знал, что смогу догнать многих в воде, чтобы на велосипеде ехать уже с профессионалами. В нашем виде спорта, часто бывает, что плохой пловец как правило хороший велосипедист. У меня получилось добрать слабых пловцов и ехать уже с сильными велосипедистами. В слаженной работе с другими участниками соревнований у меня получилось создать 8 минут преимущества от следующего любителя. Получилось так, что за счет сильной связки плавание-велосипед мне удалось одержать уверенную победу при том, что бег у меня был на среднем уровне.

Также большое значение имеет характеристика трассы, которая в Турции мне идеально подошла. На место старта я приехал за 10 дней до начала соревнований и успел хорошо изучить все особенности дистанции.

— Сколько раз в неделю в тренировках ты используешь велосипед?

—  Три раза в неделю. Две тренировки на станке, одна из которых на разделочном велосипеде с интервальной работой. На мой взгляд, это правильно и безопасно. К тому же найти на шоссе отрезок достаточной продолжительности в условиях города крайне сложно.

Плюс 1 тренировка на треке или шоссе, где хорошо отрабатывать отрезки. В зимнее время провести на полотне 3 часа довольно сложно XCHARX здесь все зависит от расписания и прочих нюансов, поэтому иногда, когда зимой на улице хорошая погода, я стараюсь использовать маунтинбайк.  Кстати, байку я начал уделять больше внимания и есть желание попробовать себя еще и в этом виде.

Всю велосипедную работу я разделяю по времени: 60% времени подготовки я провожу на классическом шоссенике, 30% на разделочном, включая все старты, кроме олимпийских и спринтов, плюс 10% XCHARX байк или фикс – велотрек.

— Используешь ли пауэрметер?

— Считаю, что датчик измерителя мощности — это крайне необходимая вещь в подготовительном процессе, поэтому интервальные отрезки отрабатываю по мощности. Я знаю на трассе в «крыле» на каких отрезках какие показатели я демонстрировал год назад и как я еду теперь, при наборе определенных упражнений. Я четко понимаю, что нужно делать дальше чтобы показатели росли. Именно в этом заключается наличие всех этих инструментов для демонстрации наглядных прогрессов. В любом случае все параметры пульса, каденса и мощности — это все хорошо для анализа и подготовительной части. Ориентироваться на это во время гонки можно, но с определенной поправкой на ситуацию.

Для себя я смог сделать вывод и хорошо понять ситуацию с цифрами, которые мне помогают. Я четко знаю все свои показатели в каждом виде на разных этапах подготовки и стараюсь работать в соответствии с их значениями. Когда я вижу эту единую картину, то это помогает мне все четко понимать и контролировать.

Во время гонок практически не смотрю на мощность, но контролирую сколько времени проехал и сколько осталось и при этом опираюсь на собственные ощущения и самочувствие. Самое главное — это внутренние ощущения организма. В последнее время рекомендация одна: должно быть свободно и легко при максимальной мощности и скорости.

 — Как ты относишься к процедуре выставления посадки у начинающих?

— Для первых тренировок можно выставлять параметры на глаз, но спустя некоторое время, я рекомендую своим клиентам пройти полноценный тест на посадку. Во — первых фит удобен мотивацией и комфортом, которые дают понять человеку, что все серьезно и нужно сделать все, чтобы было максимально удобно в зависимости от индивидуальных особенностей строения тела. Во вторых, — это так называемое понятие — ноль, от которого необходимо начинать отчет. Покатавшись месяц спина растягивается и начинаются подвижки руля, седла и пр. Проведя очередной тест можно точно понять, что стало лучше, возросла ли мощность. Третий момент позволяет вовлекать человека в процесс работы над собой, а, соответственно, больше тренироваться и стремиться к улучшению результата. К тому же, часто бывает, что отправляясь куда-то люди заказывают там велосипед в аренду. Они заранее отсылают свои параметры в контору и, приехав туда, получают готовый, подходящий по размерам и настройкам велосипед.

На сегодняшний день существует несколько систем: Body geometry fit, Retul, Guru и другие. К тому же есть немецкая, французская, британская и русская школа. В основном они все пересекаются, но есть некоторые нюансы в зависимости от комплекции. Поэтому при одинаковом росте и длине рук и ног таких людей нужно сажать по разному. Обязательно надо учитывать определенные особенности строения тела.

 — Какую систему ты рекомендуешь своим клиентам?

— Как основу, я предпочитаю Retul, но потом делаю свои корректировки, основанные на разных особенностях и моем опыте.

— Твое отношение к маленьким «лежакам» которые устанавливают триатлеты на обычный шоссейник?

— Да, такое бывает часто и не только среди начинающих. Если сравнивать с разделочным велосипедом, то шоссейный велосипед имеет другие углы и геометрию, рассчитанную на данный вид приложения усилий.  Считаю, что в случае, когда хотят разместиться на обычном шоссейнике с помощью маленького лежачка, как на разделочном велосипеде — это неправильно. Хотя в российском триатлоне есть достаточно сильные спортсмены, которые на таких «лежачках» выигрывают крупные соревнования. В данной теме есть разные мнения, поэтому я много времени посвятил этому вопросу и пришел к выводу, что есть одно правильное решение. Главное — должен быть определенный баланс, который у каждого свой. А как ты его достигнешь, это уже дело техники, технологий или собственных ощущений. Нужно использовать свой вес. На велосипеде надо учиться ездить правильно — с техникой педалирования и использованием туловища. Это большая школа.

 — Из велосипедных брендов, что удалось протестировать и что понравилось больше?

XCHARX Шоссейных велосипедов у меня было довольно много.  Начинал я с «Мериды». Это был тяжелый велосипед с алюминиевой рамой и простым оборудованием, туфли мтб, шлем обычный дешевый. Потом было много разных моделей велосипедов. Несколько лет откатал на Wilier Cento1AIR, достаточно комфортный и послушный велосипед . В этом году пересел на  Scott Foil. На данный момент, это лучший аппарат в моей жизни. Очень хорошее сочетание веса, жесткости, аэродинамики и комфорта.

Мой первый разделочный велосипед был Argon 18, который очень мне нравился тем, что в нем было очень много разных возможностей настройки под триатлон. Но минус был в том, что именно все эти настройки делали его конструкцию мягкой. Предыдущий сезон проехал на Wilier Twin Blade, который был хорош своей жесткостью, но ее сложно было прочувствовать и научиться правильно этим пользоваться. К тому же, я так и не смог на него «хорошо сесть», ввиду особенностей конструкции рамы размера М и моего телосложения. В одно время мне безумно нравился разделочный Bolid от Pinarello. Это чисто разделочный аппарат для короткой индивидуальной гонки, для триатлона он не так хорош, как для шоссе. В конце сезона 2015 удалось покатать на Scott Plasma 5, который, при наличии достаточно жесткой конструкции, показал себя как очень комфортный велосипед. Первый раз сев на него, я сразу понял XCHARX это то, что нужно. Нет необходимости еще что-то менять и подгонять. Все регулируется легко и просто, благодаря интегрированной фирменной конструкции выноса и руля, которые идеально сочетаются с рамой. При этом, Scott в этой модели пошли на пару лет вперед и многие пользователи тогда еще этого не поняли. Главной особенностью новинки являлась интеграция резервуара для воды с сохранением аэродинамики велосипеда. Таким образом, получилась чисто модель для триатлона. Specialized делал подобную конструкцию, но там резервуар находился в раме велосипеда и высасывать воду было проблематично т.к. вода находится на уровне каретки. И, вдобавок, они «поломали» жесткий треугольник, который на мой взгляд мне необходим.

В «Плазме» швейцарцам удалось все продумать до мелочей и собрать воедино все нюансы, необходимые в триатлоне. Даже в случае переезда получается легко и  быстро разобрать велосипед для упаковки в бокс. Для триатлона я взял размер L и считаю, что это идеальный для моего телосложения вариант, но если брать его под гонки для раздельного старта, то выбрал бы ростовку М. Я бы сел более агрессивно, опустив руль ниже.

 — Какой фирмы ты используешь туфли и почему?

— В плане тренировочной обуви у  меня SiDi, я пробовал Mavic — мне они показались мягковаты. Я люблю жесткую подошву и SiDi в этом плане меня вполне устраивают. К тому же, я использую специальные стельки, немецкой компании Solestar изготовленные из карбона. В итоге получается очень жесткий вариант. Сейчас начал тестировать пару Scott Road RC у них очень интересная фирменная конструкция стелек, посмотрим как это работает.

Как стартовую обувь и для интервальной работы я использую Bont, в которые я еще вставляю карбоновые стельки. Туфли Bont отличаются хорошей аэродинамикой и мне нравится ощущение жесткости, которое они обеспечивают.

— Модель туфель специальная для триатлона?

XCHARX Нет, я использую модели для шоссейных гонок. Я много времени посвятил исследованию разных факторов, таких как: длина шатунов, соотношение передач, различные варианты седел и различные типы обуви и др. Я считаю, что это такие маленькие нюансы из которых потом складывается общий результат. Туфли для триатлона хороши только в том случае, если нужно сэкономить 10 секунд в транзитной зоне и успеть сесть в пачку. На уровне олимпийского резерва это очень важно. В длинных гонках,  я предпочитаю чисто гоночные шоссейные туфли. Обувь должна быть максимально удобная и комфортная. Это позволит сберечь стопы для бега и показать лучший результат.

— Какие еще тонкости используешь?

— Очень много времени я потратил на всевозможные нюансы, тонкости по настройке и подбору компонентов. Все аспекты, которые в этой сфере есть, я попробовал и многое из этого применяю. В зимнее время года я использую короткие шатуны, летом — длиннее. Долгое время я экспериментировал с овальными звездами. Очень интересные результаты.

Очень важное значение имеют ширина покрышек и высота обода.  Просто необходимо подбирать их в зависимости от профиля гонки. Также, много экспериментов было со шлемами и седлами. Я использовал закрытые шлемы от Rudy project и Giro в прохладную погоду, но последний сезон я отъездил в Casco RS, который, как мне кажется, нисколько не уступает  по аэродинамике закрытому шлему, а в некоторых ситуациях даже удобней. К тому же я плохо переношу жару и для меня важно чтобы хорошо отходил пот с головы и была вентиляция, поэтому в последнее время на стартах я начал использовать Casco. В качестве тренировочного шлема, я использую легкий шлем Scott Vanish и начинаю тестировать закрытый Scott Split. Для меня нет мелочей. Если появляется что-то новое, я стараюсь сразу это попробовать и, если это дает некоторое преимущество или обеспечивает достаточный комфорт — я это использую. Единственное, что пока не получается воплотить в реальность — это проживание и тренировки на высоте.

 — Какие нюансы есть в беговой экипировке?

— Да, здесь также есть свои «заморочки». В первую очередь — ноги должны быть готовы к определенному типу обуви. Я очень люблю марафонки, и в силу своих особенностей я понимаю, что если будет обувь недостаточно жесткая, то я не смогу быстро бежать. У меня были эксперименты с разными более мягкими типами пены и я понял, что просто «вязну» в них. К тому же, есть такая особенность — во время бега триатлонисты часто обливаются водой и тогда может происходить размокание некоторых типов кроссовок, т.к. вода оказывается внутри обуви. Если обувь слишком пористая то после воды в ней становится просто ужасно.

Я начинал бегать в Adidas потом перешел на Brooks, был не совсем удачный эксперимент с Mizuno. Сейчас я опять вернулся к Adidas Takumi Ren и считаю что для меня это оптимальный вариант, где не слишком тонко и не слишком толсто. Они правильно работают и хорошо выполняют свою функцию.

Например, для темповых тренировок должны быть одни модели обуви, а для долгого бега или соревнований — совершенно другие. Для снега или грязи — третьи и они так же могут еще различаться. Арсенал беговой обуви должен быть большой – на все случаи жизни.

— Твое отношение к специальным стелькам в беге?

— Считаю, что здесь нужно подходить очень осторожно. В моей практике был случай, когда с помощью стелек человек решил поменять технику бега, но очень скоро получил серьезную травму связок. Обычно стельки рекомендуют для спокойной ходьбы, но в ситуации с бегом работа связочного аппарата стопы меняется. Получается, что под каждую скорость бега должна быть разная стелька, потому что в зависимости от скорости бега меняется подъем стопы и проявляются другие особенности ее работы. Что делает стелька? Она просто не позволяет стопе проваливаться, и при этом не укрепляет ее. А для бега стопа должна быть сильная, поэтому основная задача — усилить ее жесткость. Существует много упражнений, которые позволяют подготовить стопы к правильному и быстрому бегу.

— Что значит правильный бег?

— Правильный бег — это когда после долгого и быстрого бега не возникает каких-либо болевых ощущений. Неважно как человек бежит — с пятки или с носка, на стопе или еще как-то. Есть очень много разных техник бега, суть которых сводятся к похожим вещам. Нужно работать над стопой, работать с движением и моторикой. Главное, чтобы нравилось бегать и не было травм.

— Какими электронные приборы в твоем арсенале?

XCHARX Для бега и плавания я использую Garmin Forerunner 920, а на велосипеде стоит Edge 510. Пробовал ставить Edge 1000, но он показался мне очень большим и громоздким. Считаю, что для триатлона нет лучшего решения чем Garmin. Он надежный, имеет удобный интерфейс, отлично работает с велосипедом, легко и быстро скидывает информацию в сеть и многое другое. Отдельная тема XCHARX это педали Vector, которые позволяют детально анализировать технику педалирования и многие другие настройки и нюансы тренировочного процесса, включая завалы шипов. На стартовом велосипеде у меня стоит SRM.

— А что со спортивным питанием?

— Я перепробовал практически всех производителей и понял, что у каждого бренда есть свои плюсы и минусы. В последнее время удалось попробовать моделированное питание, которое делают в зависимости от твоих особенностей и требований. Но и здесь есть нюанс — нужно заказывать партиями и долго ждать. В итоге, остановил свой выбор на питании от английского производителя SIS. Мне очень нравится вкус, по составу оно правильно сбалансировано и приближенно к моим предпочтениям. К тому же, этот высокотехнологичный продукт использует один из лидеров Про-Тур команда SKY, а, насколько мне известно, они очень сильно заморочены на правильном питании и имеют возможность выбора.

XCHARX Какие планы на предстоящий сезон 2016?

XCHARX В России планирую участвовать в A1 Triathlon 113, Чемпионат России в Санкт-Петербурге; Титан 113 в Бронницах; Ironstar олимпийка в Сочи и пр., а так же международные старты: Ironman 70.3 в германии и Эстонии, чемпионат мира в Австралии и Ironman Malaysia.

no.triskirun.ru

Всякий раз во время гонки, я спрашиваю себя-парень, зачем тебе это?

Степан Вахмин — тренер и триатлет-любитель — поставил перед собой амбициозную задачу.Он хочет сделать IRONMAN за 8 часов 40 минут и тем самым установить рекорд России среди любителей. Зачем ему это нужно, можно ли подготовиться к «железной» гонке самостоятельно и чему может научить триатлон, рассказывает сам Степан.

Степан Вахмин

— Я занимаюсь спортом с шести лет, и первой дисциплиной, которую я освоил, было плавание. Наверное, это был даже не спорт — просто родители хотели, чтобы я научился плавать. А настоящий спорт начался позже. В триатлон я попал случайно. Впервые узнал о нём в Ирландии, где учил английский язык — атлет, плавающий со мной на одной дорожке, рассказал мне, что есть такой вид спорта. Я тогда ещё подумал — а что? Я неплохо катаюсь на велике, а с бегом как-нибудь разберусь. Придя домой, я рассказал свою идею другу и объявил, что хочу принять участие в триатлонной гонке. Чуть позже мы познакомились ещё c одним триатлетом, который пообещал мне дать шоссейный велосипед (у меня на тот момент был только туристический велик с маленькими колёсами). Но к сожалению, мой первый запланированный старт так и не состоялся — все слоты были выкуплены. Однако несмотря на эту неудачу от своей идеи я не отказался.

Мне всегда нравилось выступать на соревнованиях, но за двадцать лет тренировок плавание немного поднадоело. Хотелось попробовать что-то новое.Фото: из личного архива Степана Вахмина

Для меня триатлон — это хобби, работа, фитнес, образ жизни и ещё много-много всего. Он неотделим от моей жизни (ещё как минимум десять лет точно). Триатлон в целом и подготовка к IRONMAN в частности отнимает всё свободное время, поэтому выступать ещё где-то не всегда получается. Хотя, конечно, хочется попробовать себя и в «приключенческих» гонках, и в трейле, но, увы, прогрессировать в «длинном» триатлоне и одновременно усиленно готовиться к другим соревнованиям практически невозможно. Но иногда — в качестве развлечения — я участвую в беговых, велосипедных и плавательных стартах (для меня это как дополнительная тренировка). В этом году, например, я принял участие в лыжных гонках. Правда, занял там последнюю строчку и сильно из-за этого расстроился.

У меня за плечами не так много стартов, как может показаться на первый взгляд: 5 полных IRONMAN, 15 «полужелезных» дистанций 70.3 IRONMAN и много «коротких» гонок.Фото: из личного архива Степана Вахмина

Триатлон и подготовка к гонкам сильно меня изменили — я бросил курить, начал тщательнее следить за тем, что ем. Кроме того, думаю, я стал менее социальным человеком. Сами посудите, невозможно отдыхать всю ночь в пятницу и потом на выходных делать длинные тренировки. Плюс я научился чётко контролировать своё время и строго следовать расписанию. Но наверное, главный урок, который мне преподал триатлон (хотя я всё ещё учусь) — это доверять себе и следовать выбранной цели. Верить в то, что ты знаешь, и обращать внимание на факты, а не на догадки. Точно могу сказать, что не всё так, как кажется на первый взгляд или как об этом говорят.

Я хочу пройти IRONMAN в Австрии за 8 часов 40 минут, так как моя цель — сделать то, что никто в России прежде не делал. Стать лучше, сильнее и быстрее и своим примером дать надежду многим начинающим атлетам. Возможно, когда-нибудь мы увидим победителем чемпионата мира по IRONMAN триатлета, который «заразился» этим видом спорта благодаря мне. Сейчас рекорд России среди любителей составляет 8 часов 42 минуты, и я чувствую в себе силы преодолеть эту дистанцию быстрее.Фото: из личного архива Степана Вахмина

Для меня триатлон — это прежде всего история про процесс, а не про результат. Я получаю удовольствие от гонки. Хотя справедливости ради стоит сказать, что особенное удовольствие я получаю, когда стою на пьедестале. В этот момент я понимаю, что все старания были не зря.

Но всякий раз во время гонки, когда мне особенно тяжело, я задаю себе один и тот же вопрос — парень, зачем тебе это?

Думаю, что постановка цели — это главный стимул, а здоровый образ жизни — главная цель. Будешь здоров, будет и результат. Всё взаимосвязано. Конечно, можно заниматься спортом и не быть нацеленным на результат, но, мне кажется, так неинтересно — сохранять достаточную концентрацию во время занятий точно не удастся. При этом необязательно ставить перед собой глобальные цели. Например, пробежать пять километров с друзьями на соревнованиях тоже отличная идея.

Но лично мне всегда нужна цель. Я болен спортом и по-другому уже не могу.Фото: из личного архива Степана Вахмина

Конечно, IRONMAN можно пройти и без тренера, но вот подготовиться и показать свой максимум будет сложно. Так что, на мой взгляд, тренер в этом виде спорта необходим. Никто об этом не пишет, но случаев, когда после участия в гонке или в процессе подготовки люди становятся инвалидами, разрушая своё здоровье (иногда, к сожалению, даже имея тренера), очень много. Я думаю, что прежде чем подвергать себя серьёзным нагрузкам, человек должен быть на 100% уверен в своих силах. Я считаю, IRONMAN не стоит того, чтобы провести остаток жизни в попытках восстановить утраченное здоровье. Всё должно быть в меру. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что две самые распространённые ошибки, которые допускают 99% новичков — это нехватка сна и отдыха и слишком большие тренировочные объёмы, которые впоследствии приводят к травмам.

Однажды мой знакомый сказал: «Знаешь, IRONMAN — это довольно сложная штука, которая зависит только от тебя. Это невозможно купить ни за какие деньги». Да, триатлону сложно конкурировать с бегом, но эмоции и сам процесс преодоления превосходят все ожидания. Кроме того, триатлон, на мой взгляд, — лучший вид фитнеса.

krastriathlon.ru

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Вначале была качалка — чтобы груда мышц. Потом йога — чтобы перестала болеть спина. После йоги все занялись бегом. Устав бегать, открыли для себя кроссфит. И вот апофеоз фитнеса — Ironman. Никто уже не ходит в зал просто так — все готовятся к мазохистскому фестивалю, в ходе которого надо куда-то плыть, ехать и бежать. Но если уж все куда-то плывут, едут и бегут, то и мы попробуем! Попробуем разобраться!

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Задание (оно же слоган) триатлона Ironman — простое и понятное: «Сумей проплыть 3,8 километра, проехать — 180, пробежать — 42. Гордись всю оставшуюся жизнь». Рекорд — меньше 8 часов, уложиться нужно в 17. Несмот­ря на длину дистанции (даже на автомобиле лень ехать), каждый год на старт мировой серии Ironman Triathlon выходят 400 тысяч атлетов разной степени подготовленности. Вчерашние гедонисты и топ-менеджеры забросили удочки, футбол и ночные клубы, вкалывают полгода как проклятые, чтобы однажды улететь далеко-далеко, пережить страшные мучения и что-то кому-то доказать. Масштабы и стиль этого сумасшествия таковы, что Ironman называют новым гольфом. Действительно, на старт, не считая профессионалов, выходят совсем не юноши, а экипировка, подготовка и участие стоят десяток-другой тысяч долларов.

Зачем? На этот вопрос мы попросили ответить постоянного участника Ironman — тренера и топового атлета-любителя Степана Вахмина, 37 лет (4-е место в рейтинге российского сайта Tristats.ru).

«Есть несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, избыток свободного времени. Например, у меня несколько человек пришли после окончания MBA и искали новую точку приложения сил. Во-вторых, конечно, приходят за здоровьем, но чтобы не просто заниматься в зале, а была цель. В-третьих, это модно. Можно найти много новых полезных знакомых. На модных тусовках сейчас обсуждают не ночные клубы, а марафоны и триатлоны. Кому-то просто нужно сбежать от семьи на пару часов в день. Ну и просто сумасшедшие!» Сумасшедшие или просто азартные. Вот бегал человек по скверу, потом принял участие в городском забеге. Результат не понравился, впереди финишировало значительно больше людей, чем за спиной, — задело, стал искать тренера. В следующий раз пробежал десятку намного лучше, появился азарт, задумался о марафоне. А осилив марафон, потом второй, третий, такой любитель задается вопросом: «Если я это выдержал, то где мой предел?» Здесь и появляется Ironman.

«Есть определенная точка, к которой ты стремишься, — объясняет превосходство триатлона над качалкой Степан. — Если ты решил накачать бицепс, то совершенно непонятно, насколько большим он должен стать. А тут у тебя есть дата, и к ней ты должен быть готов. Упражнения, режим, тренировки — все должно сойтись в одной точке. Это как покорить вершину».

Слово потерпевшим

Мы попросили постоянных участников Ironman рассказать, зачем они так с собой обращаются.

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Виктор Виторганов, 34 года (менеджер интернет-проектов)

Ironman — это такой отличный способ дать себе хорошего пинка под зад. Вообще-то такой марафон для тех, кому некуда девать свою дур­ь. Формат вызова себе — как физического, так и морального, поскольку тело может не сдаваться и двигаться, пока не помрет, а вот моральная выдержка может дать задний ход гораздо раньше.

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Сергей Лисневский, 41 год (топ-менеджер)

Интересно решать невыполнимые задачи. Это чисто менеджерский драйв: разбиваешь нереальную задачу на этапы, планируешь время, ресурсы и добиваешься реализации. Среди моих друзей-триатлетов большинство — семейные люди, и это гораздо лучше слов мотивирует детей заниматься спортом. А самое главное — не надо это рассматривать как трату времени, это инвестиция в собственное здоровье и активное долголетие.

Плыть, крутить педали и бежать в таком режиме стоит недешево, поэтому триатлон популярен у успешных людей, владельцев бизнесов, финансистов, вышедших в 35 лет на пенсию. Появившееся вместе с пассивным доходом время они решили коротать не в сигарных клубах и не на поле для гольфа, по которому даже 100 метров до следующей лунки едут на электромобиле. Они выбрали нагрузку, похожую на марш-бросок коммандос. В Великобритании, по данным газеты The Guardian, клюшку на велосипед за последние десять лет сменили около 700 тысяч атлетов-любителей.

В общем, ничего нового. Старый добрый поиск смысла жизни, упоение процессом достижения довольно условной цели. А на выходе — чувство превосходства, победа над собой, приобщение к элитному сообществу, и все это в сопровождении ощущения чего-то глубоко здорового и правильного.

Железный человек. Начало

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

В 1977 году на Гавайях разгорелся нешуточный спор. На финише любительского забега Oahu Perimeter Relay обсуждали, кто же самый выносливый — бегун, пловец или велосипедист. Большинство собравшихся оказались морскими пехотинцами, поэтому вместо мордобоя и поножовщины решили защитить честь любимого вида спорта в гонке, сложив длинные дистанции каждого в одну непрерывную.

18 февраля 1978 года состоялась первая официальная гонка. На дистанцию вышли 15 человек, закончили ее — 12, а выиграл марафон военный в отставке, работавший на тот момент таксистом. Его результат — 11 часов 46 минут 58 секунд.

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Праздник жизни решили повторять каждый год, и уже в 1980-м на старт вышли 106 мужчин и две женщины, а рекорд улучшился до 9 часов 24 минут: в соревнования начали стягиваться профессиональные атлеты. В этом же году телекомпания ABC устроила трансляцию, и об Ironman узнала половина населения США.

Железный не значит сильный

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша «Штангист — сильный, спринтер — быстрый, а Ironman-триатлет… Первое, что приходит на ум, – это, конечно, выносливый. Но, наверное, можно подобрать более уместный термин: умеющий терпеть», – раскладывает по полочкам спортсменов Алексей Немцов, вице-чемпион России по кроссфиту, тренер профессиональной группы в CrossFit Idol.

Он утверждает, что, несмот­ря на чудовищные нагрузки, триатлон — это не путь к силе или мускулистому телосложению. Даже если атлет уделяет большое внимание развитию базовых силовых показателей между соревнованиями (так настоятельно рекомендует Джо Фрил в книге «Биб­лия триатлета»), то по мере приближения к этапу гонки все эти упражнения выводятся из тренировок. «Ironman — очень длинная гонка. Это значит, что такую дистанцию никто не проходит на высокопороговых мышечных волокнах. А общепринятое восприятие силы или мощности — это работа, совершенная за очень короткое время», — резюмирует Алексей. Ведь незадействованные мышцы — это еще и лишний вес, поэтому организм будет старательно от них избавляться. Как, впрочем, и от всех остальных лишних фракций. Аэробные циклические виды спорта все еще остаются самыми эффективными для сжигания жира.

Дальше — как по учебнику по маркетингу. В 1990 году бренд покупает триатлет Джилл Гилс, основывает федерацию и управляющую брендом компанию World Triathlon Corporation. Ironman начинает развиваться как популярный любительский бренд, на дистанции выезжают колясочники, появляются укороченные дистанции — Ironman 70.3 (половина) и Ironman 5150 (аналог олимпийской). Ожидается, что по итогам 2017 года на дистанции всех гонок под эгидой WTF выйдет не менее миллиона атлетов.

К концу 2000-х Ironman Triathlon превратился в успешную франшизу, продукт которой больше всего заинтересовал мэрии небольших городов. Соревнование в большом городе, скорее, редкость — нужно перекрыть на сутки дорогу в 100 километров. А для небольших прибрежных городов по всему миру проведение такого соревнования оказалось золотой жилой. Пока атлеты потеют на дистанции, городок переживает некое подобие карнавала: вдоль трассы устраивают точки увеселения, рестораны работают на выезде, играют десятки оркестров, зрители подбадривают участников. Те, как правило, люди состоятельные, путешествуют с друзьями и семьями, а некоторые и с целой свитой из тренеров, физиологов и массажистов.

Городок Сент-Джордж в штате Юта отрапортовал, что принял на гонку 12 тысяч гостей и заработал 7 миллионов долларов. Городок Стаффордшир в Англии хвастается налогоплательщикам цифрой в 3 миллиона фунтов стерлингов, сравнивая триатлон с регулярными турнирами по гольфу, популярными в Северной Англии и Шотландии.

В 2015 году бренд Ironman за 650 миллионов долларов купил китайский инвестиционный холдинг Dalian Wanda Group, занимавшийся до этого в основном недвижимостью. За последние четыре года он последовательно скупал брендированные марафоны, заплывы и велогонки и с большим успехом запускал их в континентальном Китае. Можно ожидать, что в ближайшие годы к любителям целый день плыть, ехать и бежать присоединятся несколько миллионов китайцев и количество международных стартов увеличится еще в несколько раз.

Как стать железным без железа

Триатлон, как уже было отмечено, стоит изрядных капиталовложений. Для фитнеса он аномально дорогой. Большинство сверхпопулярных видов спорта вырастают из доступности, особенно для детей: бег — это кроссовки и длинная дорога; футбол — мяч, небольшая площадка и дюжина друзей; бокс – всего один друг, который больше не друг. Для триатлона, в особенности Ironman, экипировки понадобится много, и она дорогая.

Новичков пугают стоимостью велосипеда, называя цифру около 10 тысяч евро. Хотя средние бренды дешевле, а цена подержанного велосипеда меньше в несколько раз. К велосипеду еще нужны туфли и периодическое обслуживание. Но это только один из трех видов спорта, нужна еще экипировка для бега и плавания. Кроме того, раскошелиться придется на периодические осмотры врача, анализы крови, визиты в тренажерный зал, бассейн, гонорар тренеру, литературу. Суммарно это на порядок дороже абонемента в самую премиально-эксклюзивную качалку.

СМЕТА

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Минимальные физические требования к новичку просты: нужно уметь ходить, плавать и крутить педали. Технику этих видов активности тренер все равно будет сильно корректировать.

«Сначала определим, здоров человек или нет. И делать это буду не я, а врач», — занимает строгую позицию Степан. Вначале нужно будет сдать расширенный скрининг крови, а в процессе периодически проходить фитнес-тестирование, проверку газов крови и лактата. При этом не бывает настолько плохих результатов, чтобы полностью отказаться от идеи. Степан рассказывает про атлета, который не прекращал тренировки во время химиотерапии рака. По словам лечащих врачей, даже минимальная физическая нагрузка позволяла ему лучше справляться с тяжелой терапией.

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Следующий шаг — наметить текущие результаты и поставить задачи на ближайшее будущее. Подготовка к триатлону не похожа на тренировки в тренажерном зале. Атлет может не видеть тренера месяцами, а весь обмен данными происходит через сервисы Garmin или Strava.

Отличия любителя от профессионала в среде триатлетов формализованы. Профессионалы стартуют в отдельной группе, для них строже правила, и от результата зависит не количество лайков под фоткой в «Инстаграме», а продление атлету спонсорского контракта. В тренировках различия скорее понятийные: профессионал тренируется сколько нужно, любитель — сколько сможет. Если новичок ставит целью завершить Ironman за отведенные 17 часов, то это возможно даже при 2–3 тренировках в неделю.

Подготовиться можно и в городских условиях. Плавать придется в бассейне, бегать — в парке или на дорожке, а ехать — на велостанке. Тренеры советуют за весь тренировочный цикл пару раз выбраться на природу и попробовать свои силы в максимально близких к гонке условиях. Но и среди профессиональных атлетов есть такие, которые в силу обстоятельств готовятся не выезжая из города. Проходить целый Ironman в первый год тренировок лучше не стоит. Начать лучше с олимпийской дистанции или с половины полного Ironman. Издан десяток книг-мемуаров о нелегком пути новичка к полной дистанции. В каждой есть рассказ о психологическом угнетении атлета, находящегося в гонке много часов. 10–12 часов нагрузки — это еще невероятный стресс для нейроэндокринной системы и обмена веществ. Пройдя Ironman без длительной подготовки, можно обнаружить у себя сюрпризы типа аутоиммунной реакции или диабета второго типа, предупреждает Степан.

Ешь, молись, плыви, крути, беги

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Гонка — это хоть и маленькая, но совсем другая жизнь, со своей культурой, ритуалами и законами. Некоторые атлеты бреют тело для лучшей аэродинамики (на этом можно выиграть около минуты), удабривают чувствительные зоны (пах и соски) вазелином — сила трения в этой жизни совсем не так нежна, как в обычной. Перед стартом можно и нужно зарядиться углеводами: в рацион входят огромные тарелки спагетти. Последний медосмотр, регистрация...

«Это смесь адреналина и страха. Даже руки трясутся. Такой мандраж, наверное, больше нигде не получить. И он продолжается до стартового свистка», — делится ощущениями Степан. Гонки начинаются ранним утром, спортсмены стартуют, находясь по шею в воде. Раньше практиковался масс-старт, когда тысячи атлетов одновременно забегали в воду, но сейчас во избежание травм и давки чаще используют роллинг-старт (по 4–5 человек с интервалом 5–6 секунд). После заплыва участники сбрасывают гидрокостюмы и прыгают в седло. С собой на велоэтап берут энергетические батончики, воду и изотоники. (Редкие, но статистически неизбежные смерти на марафонах происходят не только от перегрузки сердечной мышцы, но и от вымывания соли в ходе обильного употребления обычной воды.) Уже на второй половине велоэтапа, когда организм неспособен усваивать твердую пищу, в ход идут гели. На беговом этапе по дистанции установлены пункты питания с водой, колой и бананами, а также туалеты. Хотя иногда в пылу схватки становится не до них...

«Это тот вид спорта, где боль и даже кровь неминуемы», — настраивает на гонку Степан. — Но если ты знаешь, что будет больно, то уже не так страшно». Если ты все сделал правильно, то боль должна появиться во второй половине бегового марафона. А такие пустяки, как кровавые мозоли, обычно и вовсе обнаруживаются после финиша. Правилами официально запрещено пользоваться любыми электронными устройствами, поэтому скрасить десяток часов в пути дискографией группы «Любэ» не получится. Хотя опытные спортсмены уверяют, что спустя сотни часов тренировок сама гонка – это наименее скучное из событий в твоей жизни.

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Этап плавания нужно завершить за два часа, велоэтап — за восемь, гонку целиком — за семнадцать. Если получится уложиться в эти отсечки, то медаль и статус ты получишь в любом случае. На финише комментатор громко объявляет твою фамилию и заявляет, что отныне ты — Железный Человек.

Есть ли что-то сложнее Ironman?

Железный, марш! Триатлон «Железный человек» от А до финиша

Финишируют на Ironman с улыбками, иногда прыгают от радости. Последние 200–300 метров триатлеты называют «волшебным ковром»: полностью исчезают боль, усталость, тяжесть в ногах. А потом душ, массаж, вожделенный глоток пива — все это входит в пакет участника. Слезы, объятия с семьей и тренером и заслуженный ужин с медалью на шее среди таких же героев города, который назавтра опустеет.

ФОТО GETTY IMAGES

www.maximonline.ru