Дешевая-обувь.рф

Урок литературного чтения "А.С. Пушкин "Зимнее утро"". Что значит предадимся бегу


Что значит предаться - Значения слов

Примеры употребления слова предаться в литературе.

Ожидая прихода девушек, Абд аль-Хрэниэм предался мечтам, сколько верблюдов и лошадей он сможет приобрести за найденные алмазы.

Слова слетели с уст Ромула Августула, последнего римского императора, когда он узнал, что его окружение подкуплено и готово предаться врагам.

Быть может, столь горько взирать ему стало На грешников, в ком добродетелей мало, Столь мерзостны стали и фат и бахвал, Что, лени предавшись, себя рисовал?

Француз безнаказанно предается одной литературной гастрономии, состоящей в утонченном знании яств и витийстве при заказе блюд.

Мир ваш погружается во тьму и хаос, его разъедают сомнения, он предается ложным исканиям, духовному разврату, он вял и бессилен, он уклоняется от борьбы, он развращен изобилием, доставшимся без труда, безопасностью, не требующей бдительности.

Хотя нас должен был вести устав Братства и хотя на случай, если бы группа паломников осталась без провожатого, существовали специальные предписания, с особой настоятельностью повторенные нам перед нашим выступлением в путь,-- стоило нам обнаружить, что Лео нас покинул, и вся наша группа потеряла голову и утратила веру, предалась сомнениям и бесполезным дебатам и кончила тем, что в противность самому духу Братства распалась на партии и все разошлись по своим углам.

Ах, Пепита,- сказал , Валтасар, сжимая руку жене,- слезы бешенства текли по его впалым щекам, когда он бросил в мою душу огонь этих мыслей, которые несмело нащупывал уже Лавуазье, не отваживаясь, впрочем, вполне им предаться.

Предавшись своей страсти, Валтасар, конечно, еще меньше стал считаться с интересами детей, чем считался с женой.

И все-таки, сын мой, если бы не постоянная бдительность вашего начальника, благородные варяги были бы попраны и растворились бы в общей массе армии, среди всех этих языческих когорт гуннов, скифов или предавшихся нам нечестивых турок в тюрбанах.

Но эти мечты Виолы были более чисты, более торжественны, чем те, которым предается большая часть из нас.

Молодой человек обвел своих подданных пронзительным взглядом, но едва он удалился через внутреннюю дверь, как в воздух взлетели и были ловко пойманы десять перьев, и десять молодых людей предались насмешливому ликованию, не обращая ни малейшего внимания на робкие попытки кроткого мистера Гилрея восстановить закон и порядок.

Но красота возникла здесь из двуединства, из очаровательного двоякого повторения, и я отнюдь не уверен, что образ юноши на балконе - если не говорить о жемчужинах в его манишке - хоть сколько-нибудь взбудоражил бы мои чувства, как сомневаюсь и в том, чтобы девушка без ее мужского повторения могла заставить мой дух предаться столь сладостным мечтаниям.

Во-вторых, он предался вольной импровизации в части истолкования и домысливания полученных результатов и основательно заврался.

И даже когда предавшаяся царику близкая Коломна прислала в Зарайск своих наказных, взбунтовавших посад, не дрогнул князь.

Ни один карманщик не потратит этих последних, потрясающих минут, чтобы предаться своему основному занятию.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Анализ стихотворения Пушкина "Зимнее утро" (1)

Чтение первой строфы:

Мороз и солнце; день чудесный!Ещё ты дремлешь, друг прелестный –Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!

Обратим внимание на 4-6-ю строчки. В них содержатся не только «тёмные» слова, хотя их неясность может быть не замечена, но и два ныне устаревших архаических факта грамматики. Во-первых, разве нас не удивляет словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Безусловный интерес здесь представляет причастие «сомкнуты». Краткое причастие, как известно, в предложении всегда является сказуемым. Но тогда, где то подлежащее, к которому оно относится? По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) несомненным прямым дополнением. Значит «сомкнуты» является определением к слову «взоры».

Но почему тогда сомкнуты, а не сомкнутые? Перед нами так называемое усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века.

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное «нега». Оно тоже небезынтересно. В словаре С. И. Ожегова оно толкуется: «Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге».

«Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этим следующие значения: «Состояние безмятежного покоя» и «чувственное упоение, наслаждение». Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя».

Спустимся строчкой ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает саму утреннюю зарю. Во-вторых, его грамматическая форма. Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма. Ранее предлог навстречу требовал после себя существительного в форме родительного падежа. Для Пушкина и его современников это была норма.

Скажем несколько слов о словосочетании «Звездою севера явись». Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

Вторая строфа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела –А нынче… погляди в окно:

Здесь мы обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении «густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее».

Третья строфа

Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.

Третья строфа стихотворения отличается языковой прозрачностью. В ней нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

4 и 5 строфы

Вся комната янтарным блескомОзарена. Весёлым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.

Здесь есть языковые «особинки». Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки».

Анализ непонятных слов и выражений

Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Понятно ли вам это предложение? Оказывается, нет. Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать. Во времена Пушкина та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма «запречь» появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.

В заключительной строчке последней, пятой строфы есть слово берег. Здесь оно употребляется не в основном, прямом, номинативном значении «край земли около воды», а в значении «местность около реки». Около какой? Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого Уезда Тверской губернии, находящегося недалеко от нашей великой реки.

liricon.ru

Конспект урока по литературе в 5 классе "А.С. Пушкин. Зимнее утро"

Тема урока: Стихотворение «Зимнее утро.» А. С. Пушкин.   5 класс.

Цель: Познакомиться со стихотворением и проследить, как меняется настроение в стихотворении.

Задачи:

Обучающие: обучать умению делить текст на части,  учить  понимать смысл стихотворения и настроение героя;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение интонацией передавать настроение, анализировать лирический текст; соотносить картины природы с настроением героя;

Воспитывающие: прививать любовь к природе.

                                           Ход урока.

1. Орг.момент.

2.Подготовительная работа.

–Ребята, вы любите зиму?

–Что больше всего вам нравится в зиме?

–Какой вы представляете себе зиму?( Холодной, снежной, морозной, волшебной, вьюжной.)

–Послушайте музыку и попытайтесь представить себе зимней пейзаж. (Звучит музыка Чайковского «Зима».)

–Что вы себе представили? Какую картину вы представили?

–Вы рассказали о своих зимних впечатлениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?

– Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

3.Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие.

–Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением Пушкина «Зимнее утро».

Чтение стихотворения учителем.

–Понравилось тебе стихотворение?

–Какое же настроение хотел передать поэт? ( Мнения расходятся, поскольку в стихотворении выражено много переживаний и настроений.)

–Мнения ваши  различны.

4.Постановка учебной задачи.

– Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе и подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

5.Анализ стихотворения.

На доске и у каждого ребёнка заготовлена таблица, которая заполняется в течение урока.

1 строфа.

Утренняя радость, ликующее____________

«день чудесный!»,

«пора, красавица, проснись…»,

«звездою севера явись!»

2 строфа

Тоскливое,_______________________

«вьюга злилась…»,

«на ______________ небе»,

«тучи ___________ »,

«И ты  __________ ....»

3 строфа

Восхищённое, ________________

«____________ коврами»,

« ___________ на солнце»,

« _____________ лес».

4 строфа

____________________,

_______________________.

« ___________ блеском»,

« ____________ треском»,

« ___________ думать…»

5 строфа

______________________,

_______________________.

«… предадимся _________

______________ коня»,

« поля ____________».

Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.

–Как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении?

–Прочитайте про себя первую строфу. Подчеркните слова, при помощи которых герой обращается к своей собеседнице. («друг прелестный», «красавица», «звезда севера».)

–Как герой относится к красавице? (Герой восхищается ей, сравнивает её с утренней зарёй, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью.)

–Что означает слово Аврора? (Богиня зари в римской мифологии, Утренняя звезда.)

–Что такое утро? (пробуждение ото сна ).

–Какие слова говорят об этом?(ты дремлешь, сомкнуты негой взоры ).

– « Сомкнуты негой…».  Нега-блаженство.

–Подберите синоним к слову сомкнуты? (Закрыты.)

–Как вы думаете, почему автор не использовал глагол закрыты? ( Исчезла бы загадочность, таинственность.)

–Что поразило поэта? ( солнце, мороз! – день чудесный ).

–С каким цветом ассоциируется эта строка? (Яркий, солнечный, золотистый.)

–Каким настроением окрашена первая строфа? (Радость, восторг, восхищение).

–Обратите внимание на первое и последнее предложение этой строфы. Какие они по интонации? (Восклицательные.)

–Как будем читать первую строфу?

–Прочитайте первую строфу выразительно.

6.Физминутка.

–Прочитайте про себя вторую строфу.

–Что означает слово вечор? (Вечер.)

–Заполним таблицу. (Дети вписывают недостающие слова во втором столбике.)

–Найдите олицетворения в этой строфе? («вьюга злилась». «мгла носилась».)

–Какую роль играют олицетворения в этой строфе?  (Природа будто оживает.)

–Какое сравнение использует автор? («как бледное пятно».)

–Какие краски преобладают в этой строфе? («на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета))

–Какое настроение вызывают такие цвета? (тоскливое, печальное,  грустное.).

–Заполните первую часть таблицы.

–Что изменится в интонации по сравнению с первой строфой?

–Как будем читать эту часть стихотворения?

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте про себя третью строфу.

–О чем хочет сказать поэт? (Нет повода для грусти. То, что было, уже прошло, посмотри в окно…” )

–Герой любуется красотой природы, солнечным днём, глядя в окно. Что же увидел он в окне?

–Обратим внимание на точность слов, использованных поэтом. Почему лес “прозрачный” и “чернеет”?

–В этой строфе есть скрытое сравнение: “снег лежит” “великолепными коврами”.

Почему возникает такое сравнение?

–Какие цвета преобладают в этой части стихотворения? («под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).

–Заполним таблицу.

–Какие чувства испытывает поэт в этой строфе? (Восторженное, восхищённое, противоположное настроению второй строфы.)

 –Да. Вы правы. Настроение третьей строфы противоположно, противопоставлено настроению второй строфы. Как  будем читать эту строфу?

–Прочитайте выразительно третью строфу.

–Прочитайте про себя четвёртую строфу. Куда переносятся действия? (В дом).

–Куда обращён взгляд героя, какое у него настроение?

–На какие слова, передающие настроение героя, вы обратили внимание?

–Вновь обратим внимание на мастерство поэта. Одной фразой он рисует целую картину: “вся комната янтарным блеском озарена”. Что вы представили? Почему “блеск” и “янтарный”?

–Найдите эпитет? («весёлый треск»,«янтарным блеском».)

–Какие цвета преобладают в этих строчках? («янтарным блеском» (теплый желтый цвет).

 –О чем говорят строки: “Приятно думать у лежанки, но знаешь…” (стремление к движению сохраняется; автор готов променять уют на движение )

–Какое настроение присутствует в этом описании? Заполним таблицу.

–Прочитайте последнюю строфу.

–Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”?

Конь – символ устремленности вперед (стремление ).

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? ( Они проникнуты воспоминаниями).

–Как будем читать?

–Прочитайте последнюю строфу.

–Посмотрите на таблицу. Почему подобраны именно эти слова? (Отражают настроение.)

–Какое же настроение пытался передать поэт в стихотворении?

–Как передать все это многообразие в своем чтении?

–С каким чувством нужно читать такое стихотворение?

–Кому может быть посвящено стихотворение? ( женщине )

–Как поэт называет ее? («друг прелестный», «красавица», «друг милый».) Какую строфу будем читать особенно выразительно? Почему?

–Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент “Ноябрь. Тройка.” П.И.Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой.

–Прочитайте всё стихотворение под музыку.

7.Обобщение.

–Мы посмотрели, как в стихотворении меняется настроение героя от строфы к строфе.

Назовите эти картины-настроения.

  1. смотрит в окно и радуется морозному дню;

  2. вспоминает с печалью вчерашний вечер;

  3. снова смотрит в окно и любуется видом за окном;

  4. смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту;

  5. мечтает навестить поля, лес и берег.

–Сейчас вы прослушаете 5 музыкальных отрывков. Ваша задача озаглавить строкой из стихотворения каждый отрывок. (Звучат фрагменты из альбома « Времена года» Чайковского. Дети озаглавливают каждый отрывок.)

Идеальный вариант:

1.«Мороз и солнце; день чудесный!».

2.«И ты печальная сидела-».

3.«Блестя на солнце, снег лежит» или «И речка подо льдом блестит».

4.«Весёлым треском трещит затопленная печь».

5.Любая из 3 последних строчек.

–Посмотрите внимательно на выбранные строки. Как вы думаете, что они отражают? (Настроение героя в каждой части.)

8.Итог урока.

9. Домашнее задание.

Выучить  стихотворение наизусть по желанию.

Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

infourok.ru

Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Зимнее утро" Стихотворения 1823-1836 Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Зимнее утро"

    Мороз и солнце; день чудесный!     Еще ты дремлешь, друг прелестный —     Пора, красавица, проснись:     Открой сомкнуты негой взоры     Навстречу северной Авроры,     Звездою севера явись!

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,     На мутном небе мгла носилась;     Луна, как бледное пятно,     Сквозь тучи мрачные желтела,     И ты печальная сидела —     А нынче... погляди в окно:

    Под голубыми небесами     Великолепными коврами,     Блестя на солнце, снег лежит;     Прозрачный лес один чернеет,     И ель сквозь иней зеленеет,     И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском     Озарена. Веселым треском     Трещит затопленная печь.     Приятно думать у лежанки.     Но знаешь: не велеть ли в санки     Кобылку бурую запречь?

    Скользя по утреннему снегу,     Друг милый, предадимся бегу     Нетерпеливого коня     И навестим поля пустые,     Леса, недавно столь густые,     И берег, милый для меня.

    Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.     Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.     Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.     Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.     И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?     Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).     В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.     Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!     До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:     Вся комната янтарным блеском     Озарена. Весёлым треском     Трещит затопленная печь.     Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.     Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.     «... предадимся бегу нетерпеливого коня».     Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!     А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».     Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.     У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Добавил: MrYava

110479 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Зимнее утро"

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Предадимся бегу нетерпеливого коня! - Вечерняя Москва

Скольких ипподром сделал счастливыми, скольких несчастными — не сосчитать. Но и для тех, кто проводил тут время, и для тех, кто ни разу не переступил порога ипподрома, он — еще и один из архитектурных символов города. Мы прошлись по арене вместе с работниками и насчитали как минимум четыре причины такого крепкого иммунитета против болезней времени. Но начнем по порядку: с чего вообще начались скачки в нашей стране?

Звучит почти как анекдот, но начался наш ипподром... с лошади! Точнее, со специально выведенной породы орловского рысака, о которой упоминает Александр Иванович Куприн в своем «Рассказе старого наездника»: «Поглядите на чистопородного орловца. Что и говорить, писаный красавец! Рост огромный, сам серый в темных яблоках, голова — загляденье, глаз огненный, белый хвост до земли. Словом, картина, пряник! А как он бежит: шея круто собрана, передние ноги на ходу он выбрасывает круто вверх, чуть не до морды, да еще вышвыривает их от колен в бока. Восторг!»

Московский ипподром Фото: Анна Иванцова, "Вечерняя Москва"

Именно для разведения этого рысака и был в 1834 году создан ипподром. Ведь, как объясняет куратор музея ипподрома Елена Евгеньевна Петерсон, иметь собственную породу лошадей для страны в XIX веке было таким же вопросом престижа, как в веке нынешнем иметь, к примеру, собственную марку автомобиля или самолета.

Поэтому с тех самых пор и до настоящего ­момента ипподром является испытательным полигоном и опытной базой коневодства. Орловскому рысаку ипподром обязан рождением и ему же — своим существованием вплоть до середины 60-х годов прошлого века. В то время машин в России еще на всех не хватало, поэтому тренированные лошади с главной московской арены часто заменяли собой недостающие автомобили.

Скачки проходят только три летних месяца, бега — круглый год Фото: PHOTOXPRESS

Крепыш

Самым известным рысаком ипподрома стала лошадь по кличке Крепыш, о которой снято немало фильмов. Крепыш родился в 1904 году на конном заводе купца Афанасьева, который по русскому обычаю продавал полутора­леток всей ставкой. Но из-за Крепыша, которого в детстве называли Караморой, его сестер и братьев тоже не могли ­продать.

— Слишком страшненьким был Крепыш, — рассказывает Елена Евгеньевна. — Неуклюжий, коротенькое тельце на длинных кривых ножках, казалось, говорило о том, что ему уготована дорога не на ипподром, а на колбасный завод!

К счастью, колбасы из Крепыша так и не получилось из-за того, что необычный жеребец привлек внимание коневладельца Михаила Михайловича Шапшала, который купил только его одного. Сразу после этого Афанасьеву удалось продать осиротевшую без Крепыша ставку. А Шапшал сразу приступил к лечению жеребенка: возил ему специальную грязь из Одессы, надевал на слабые ножки чулки после тренировок. Лечение принесло ошеломительные результаты: если в два года Крепыш практически не бегал, то в три он установил свой первый рекорд: стал первой орловской лошадью, которая пробежала американскую милю в 1600 метров быстрее чем за 2 минуты и 10 секунд.

 Орловский рысак Крепыш. Художник Сергей Ворошилов. 19 век Фото: Википедия

Вскоре после этого начались и другие рекорды, которых в сумме у него было больше двадцати, что давало историкам все основания окрестить Крепыша лошадью столетия. Рысак стал кумиром светской публики девятнадцатого века. Каждое его выступление на ипподроме становилось событием. Все знали, что Крепыш ест только антоновские яблоки и «Семеренко», которые надо было сначала почистить и вырезать сердцевинку, иначе он отказывался от угощения.

К слову, кровь победоносной «лошади девятнадцатого столетия» до сих пор течет в орловской породе. На ипподроме сейчас живет рысак по кличке Интервал — праправнук одной из дочерей Крепыша. Интервал унаследовал боевой характер деда: к своим четырем годам — а по лошадиным меркам это совсем юный возраст — Интервал стал победителем орловского дерби 2013 года под управлением мастера-наездника Александра Плессера.

Рассказывает пресс-секретарь Московского ипподрома Юлия Гареева:

— Интервал — новая звезда ипподрома. В 2011 году у него было шесть стартов, из которых он два раза был вторым и два раза ­четвертым, в 2012 году — из 10 стартов 10 побед! — с гордостью перечисляет Юлия достижения Интервала. — Приз Ковбоя, Иппика, Кипра — практически все главные орловские призы были собраны им! Сейчас Интервал отдыхает от своих побед и готовится к новому сезону. Посмотрим, как покажет себя наш серый красавец в 2014 году…

Крепыш стал первым символом ипподрома, его фотография до сих пор хранится в музее, заведует которым Елена Евгеньевна Петерсон.

Музей и Елена Петерсон

Вторым символом ипподрома стал музей, переделанный в 1955 году из бывшей комнаты отдыха императора Николая II и его семьи, который был большим любителем скачек и главным фанатом Крепыша. Из любимых предметов мебели государя в музее сохранились пузатый шкаф красного дерева, этажерка и два стола.

Остальные экспонаты свозились сюда в разные годы, отслужив свой порой слишком недолгий срок одной эпохе и став поэтому быстро неугодными другой, сжигающей за собой все приметы прошлого.

Поэтому в бывшую комнату отдыха, как в кладовку на даче, отправлялись скульптуры XIX века, фотографии и форма XX века, значки, флажки и ат­рибутика разных лет… Кажется, что времена здесь смешаны в коктейль в совершенно невероятных пропорциях рукой нетрезвого бармена. Разобраться в сложной рецептуре этого коктейля может только один человек — хранительница музея Елена Петерсон, которая и рассказывала о Крепыше.

Елена Евгеньевна оперирует огромным количеством дат и имен и так виртуозно ими жонглирует, что через несколько минут мне начинает казаться, что моя голова превратится в некое подобие того странного архива, где мы находимся.

Если остановить Елену Евгеньевну на каком-то моменте, отвлечь на что-то, она, обстоятельно ответив на заданный вопрос, вернется ровно к тому месту, с которого начала, на зависть современным персональным компьютерам, многие из которых ей и в подметки не годятся в плане оптимизации данных. Именно она своей энциклопедической логикой превращает разместившийся в архиве временной хаос в четкую музейную структуру.

Благодаря Елене Евгеньевне можно заглянуть в музей мимоходом с утра, а выйти — ближе к вечеру с горячим желанием если и не посвятить всю оставшуюся жизнь лошадям, то по крайней мере научиться более-менее держаться в седле, причем начать уже с завтрашнего дня.

На Московском ипподроме Елена Петерсон появилась много лет назад, заглянув туда в качестве сотрудника Института коневодства. Молодой зоо­техник до дрожи в коленках боялась подойти к лошади ближе чем на пять метров. В этом факте изначально было заложено противоречие, которое не укладывалось в четкую логическую структуру мышления научной сотрудницы.

В результате противоречие было искоренено месяцами упорных физических и психологических тренировок, а Елена Евгеньевна научилась к лошадям не только подходить, но и прекрасно ездить верхом!

Окончательно сменила науку на ипподром Елена Евгеньевна три года назад, и с этих пор экспонаты музея заговорили ее чуть надтреснутым голосом.

— Мы должны хранить орловца так, как храним Третьяковскую галерею или наш балет, ведь это гордость страны! — вещает она, а может, и не она вовсе, а газетная вырезка 1905 года, висящая на стене... Я ухожу в архивы с головой и понимаю только, что очень горжусь тем, что в 1806 году нашим селекционерам Орлову и Шикину удалось вывести новую универсальную породу лошадей, конкурирующую с лучшими представителями американских и французских рысаков…

Без Елены Петерсон музея ипподрома нет: она — его душа, в отсутствие которой музей превращается в кладовку. А ее ценность, даже учитывая старинный шкаф и эта­­жерку с двумя столами, весьма сомнительна.

Наездник-легенда

Анатолий Козлов — самый старший мастер-наездник. Говорят, он владеет тайным лошадиным языком, благодаря которому самые норовистые рысаки становятся послушнее дрессированных овчарок. Вероятно, именно благодаря этому знанию он собрал все возможные призы за скачки — в России и мире. В международном рейтинге победителей традиционных призов Анатолий Сергеевич занимает шестое место!

Мы застали его за работой: Анатолий Сергеевич в своей небольшой комнатке, вмещающей только диван, стол, шкаф и чайник, кормил трех толстых котов. Коты недовольно осмотрели нас с фотографом, словно предупреждая, что завладеть вниманием хозяина без битвы не удастся. Впрочем, сам хозяин решил дело до поединка не доводить и раздал мне и фотографу Ирине Сапрыкиной по коту, которые тут же, сменив гнев на милость, свернулись в клубок на коленях и заурчали.

— Это наши дети полка, — добродушно засмеялся наездник. — Ходят со мной лошадей кормить, лошади их любят.

— Анатолий Сергеевич, а вас лошади любят? — спрашиваю я.

— Любят, конечно! А разве у них есть выбор?!

…Козлов пришел на ипподром в 1964 году, продолжив семейную династию.

— Мой дед был конником до революции, отец работал конником при советской власти, — рассказывает он. — Как-то после революции отца заставили всех лошадей сдать государству — ну время такое было, все сдавали.

Он сдал лошадей, уехал в командировку, а мама и другие женщины не могли понять, как это — взять и своих лошадей отдать!

Они пришли в совхоз, взяли каждая свою лошадь и обратно по домам увели. Отец приехал, в ярости был: «Ты что ­наделала? Немедленно веди назад!»

В детстве Толя школу прогуливал в конюшне, затем подрос, вернулся из армии и отправился в школу наездников, в которой первый курс сдал экстерном — слишком просто ему там учиться оказалось. Затем его направили на Первый конный завод помощником наездника.

— А потом заболел знаменитый наездник Щельцин, — вспоминает он. — И меня директор вызвал и сказал, что надо ехать — принимать отделение. А я даже года к тому времени еще не отработал. Ну и что делать? Я поехал, принял отделение в 22 головы. С тех пор начал работать на ипподроме. Мое первое выступление было удачным — выиграл дистанцию на 2400 метров!

С этих самых пор Анатолий Козлов практически не проигрывал. Обнаружив такой талант у молодого наездника, руководство стало посылать его на соревнования за границу.

— В первый раз поехал в ГДР с жеребцом Лелем, — рассказывает Анатолий. — Очень капризный был, я долго с ним возился, пока он на ноги не встал. А приехали — взяли сразу все награды! Так и пошла моя карьера в гору — куда бы ни ездил, всегда возвращался с выигрышем.

Через несколько лет после первой победы Анатолию Козлову -  единственному в Союзе присвоили звание мастера-наездника международного класса.

— Анатолий Сергеевич, а от чего выигрыш зависит: от умения наездника или лошади? — спрашиваю я.

Кот, видимо, устав слушать мои вопросы, спрыг­нул с колен и отправился допивать молоко.

— Все должно быть в комплексе, — отвечает он. — Если лошадь и тренер друг друга не поняли — ничего не будет! Если тренер жестко обращается с лошадью — лошадь будет так же жестока и к нему. Вообще, чем ласковей с лошадью обращаться — тем больше она отдаст взамен: и на финишной прямой, и со старта. У меня не было ни одной лошади, с которой возникло бы непонимание. Если лошадь ломается, то с ней надо общаться: сегодня поломалась, завтра поломалась, глядишь — через месяц ручная будет. Лошадь — единственное животное, которое умеет плакать, поэтому обращаться с ней нужно только бережно.

Вот, оказывается, в чем заключается особый метод наездника Козлова: со всеми живыми существами — котами, лошадьми и людьми — он разговаривает на универсальном языке любви — том самом эсперанто, который в свое время сам Бог предложил для общения.

Тотализатор

Один из главных тотемов ипподрома. В царские времена он привлекал на ипподром светскую публику. Дамы с удовольствием ходили на ипподром демонстрировать новые наряды и мужчин, а мужчины азартно делали ставки, сменив игральные карты на фотокарточки популярных рысаков. Ну и демонстрировали своих женщин, конечно. А тотализатор, благодаря такой любви публики, приносил гос­казне неплохие деньги.

Затем началась революция, вслед за которой пришел Советский Союз, забравший себе и лошадей отца наездника Козлова, сам ипподром и его тотализатор. Но, как ни странно, несмотря на то что все азартные игры в нашей стране тогда были запрещены, тотализатор на ипподроме почему-то разрешили. Новому государству, впрочем, он служил с таким же усердием, как и старому. Люди, лишенные буржуазных развлечений, с удовольствием делали ставки на ипподроме. Анатолий Сергеевич те времена вспоминает с ностальгией:

— Когда тотализатор принадлежал ипподрому, что зарабатывали, то и распределяли, добавляя к окладу на всех работников. В итоге каждый работник получал приличную зарплату, да и государство в обиде не оставалось. Руководство тотализатора тогда на те деньги призы хорошие наездникам выдавало: часы золотые, вазы хрустальные… Раньше нельзя было хрусталя достать, а у меня вся квартира заставлена!

Благодаря тотализатору и удалось продержаться ипподрому до нового времени. А потом тотализатор купили…

Фото: Павел Головкин, "Вечерняя Москва"

— Когда тотализатор в частные руки перешел — все потихоньку разваливаться стало, — с горечью рассказывает Анатолий Сергеевич. — Оклады маленькие остались, а тех доплат уже нет, призы мизерные, для того чтобы приз получить, надо запи­сываться заранее и аванс вносить. Поэтому и работают тут только энтузиасты вроде меня и девчонок молодых, которые приходят, в лошадей влюбляются и остаются почти на добровольных началах помогать нам. Ну и азиаты у нас в большом количестве появились.

— Они вам не нравятся? — уточняю я.

— Мне они очень нравятся, когда им есть где жить и детей кормить, — как-то сразу помрачнел он. — А когда они на конюшню устраиваются вместе с родственниками и обедают чуть ли не в одном помещении с лошадьми — это же непорядок какой-то получается!

Сейчас руководство добивается от государства разрешения на возвращение тотализатора в ведомство ипподрома, туда, где, по мнению Анатолия, ему и положено находиться. Анатолий Сергеевич уверен, что этот вопрос может решить только один ­человек.

— Чиновники занимаются только отписками, — уверяет он. — Я вот Путину письмо написал — он человек деятельный, быстрый, так что уверен, что он нам в этом поможет, и на ипподроме наконец начнется новая эпоха!

Ухожу с ипподрома. В Москве — август, поэтому воздух уже чуть слышно пахнет яблоками. Так пахнет иногда на старых дачах, которые из просто домов становятся символами — времени, лет, эпох. Так пахнет и тут, в уди­вительном микромире в самом центре Москвы. Побывать в котором — почти как оказаться в сказке.

vm.ru

Помогите найти метафоры и сравнения в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее Утро")))

метафоры: открой сомкнуты негой взоры, звездою севера явись, вьюга злилась, мгла носилась, великолепными коврами снег лежит, трещит затопленная печь. сравнения: луна, как бледное пятно;

метафоры: вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет, печь трещит и т. п. сравнение: луна, как бледное пятно

На самом деле вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет, печь трещит - это не метафора, а олицетворение. Метафора в этом произведение нет. И велеколепными коврами, снег лежит- это сравнение! Метафора -скрытое сравнение, где есть с чем сравнивают, Но нет что сравнивают

Метафора: вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет. Эпитет: День чудесный, друг прелестный, северной Авроре, на мутном небе, тучи мрачные, ты печальная, под голубыми небесами, великолепными коврами, прозрачный лес, янтарным блеском, веселым треском, затопленная печь, кобылку бурую, по утреннему снегу, друг милый, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые, берег милый. Сравнение: Луна, как бледное пятно

лет назад чудесный (день) прелестный (друг) северной (Авроре) мутном (небе) мрачные (тучи) печальная (ты) голубыми (небесами) великолепными (коврами) прозрачный (лес) янтарным (блеском) веселым (треском) затопленная (печь) бурую (кобылу) утреннему (снегу) милый (друг) нетерпеливого (коня) пустые (поля) густые (леса) милый (берег) всёёё

На самом деле вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет, печь трещит - это не метафора, а олицетворение. Метафора в этом произведение нет. И велеколепными коврами, снег лежит- это сравнение! Метафора -скрытое сравнение, где есть с чем сравнивают, Но нет что сравнивают Вы поняли это правельный ответ

touch.otvet.mail.ru

Урок литературного чтения "А.С. Пушкин "Зимнее утро""

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Повторить изученный материал о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
  2. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро".
  3. Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.

Задачи:

  1. Учить учащихся через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть зиму как часть окружающего мира, слышать, чувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через видеофильмы.
  2. Расширять представления о средствах создания художественного образа в лирическом произведении.
  3. Развивать умение анализировать отдельные особенности содержания и формы стихотворения «Зимнее утро», обогащать словарь учащихся.
  4. Способствовать личностному, индивидуальному восприятию зимы.
  5. Воспитывать любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.

Учебные материалы:

  1. Учебник "Литературное чтение". Часть 1. Чуракова Н.А.
  2. Словарь Ожегова.
  3. Презентация. ("Пушкин. Зимнее утро")
  4. Приложение 1 (Видеофайл "Стихотворение. Зимнее утро")
  5. Приложение 2 (Видеофайл "Песня. Зимнее утро")

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро», но сначала вспомним основные сведения об авторе и его творчестве. (Слайд1, слайд2)

Вопросы небольшой викторины:

– Кому посвящены такие строки Пушкина (слайд3):

"Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила, И меж пелён оставила свирель, Которую сама заворожила"

– Кто из женщин, кроме няни, прививал любовь к родному языку? (слайд 4)

– В каком учебном заведении обучался поэт? (слайд 5)

– Как звали жену поэта? (слайд 6)

– Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете? (слайд 7.Анимированная сорбонка. Управление щелчком мыши на элемент дважды)

– Как погиб поэт? (слайд 8)

– Где похоронен поэт? (слайд 9)

III. Вступительное слово учителя.

Подготовка к первичному восприятию. (слайд 10, слайд 11)

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным и дорогим его сердцу местам?

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии. В Тверскую губернию к своим знакомым Пушкин заехал (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

Обратимся к языку стихотворения. "Зимнее утро" – при всей своей простоте – не такое уж простое.

IV. Первичное восприятие.

Просмотр ролика «Стихотворение. Зимнее утро»

V. Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро".

(слайд 12)

Чтение первой строфы:

Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Обратим внимание на 4-6-ю строчки. Во-первых, нас может удивить словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Интерес здесь представляет слово сомкнуты(закрыты). Сегодня оно могло бы означать – закрыты.

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге".

На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное "состояние безмятежного покоя".

Спустимся строчкой ниже. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самоё утреннюю зарю. По современным правилам должно быть Навстречу северной Авроре. А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая форма. Для Пушкина и его современников это была норма.

Скажем несколько слов о словосочетании Звездою севера явись. Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

Вторая строфа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно:

Здесь мы обратим внимание на слова вечор, мгла, нынче. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее". Слово нынче означает сегодня.

Третья строфа

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

В третьей нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

Четвёртая и пятая строфы

Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".

– Понятно ли вам это предложение?

Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать.

Во времена Пушкина та и другая форма существовала, и форма запречь появилась у Пушкина для рифмовки со стоящим выше словом печь.

Фраза «Предадимся бегу» означает помчимся.

VI. Чтение стихотворения "Зимнее утро".

(слайд 13, по щелчку открывается запись, указывающая, как читать строфу)

– Давайте обратимся к прочтению стихотворения. Прочитайте про себя первую строфу.

– Как, с каким настроением надо её читать?

1 строфа – восторженность, призыв.

(Аналогично работаем с остальными строфами-абзацами).

2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.

3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.

4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.

5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

VII. Вывод.

Наше знакомство с произведением "Зимнее утро" подходит к концу. Это стихотворение настолько вдохновляет своими образами, что многих воодушевляет на написание музыки. Послушайте одну из таких композиций. (слайд 14, слайд 15)

Сколько зимних "утр" сменилось весенними днями, летними вечерами, осенними ночами, а "летучих дум небрежные созданья", как шутя, называл свои произведения Пушкин, до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.

VIII. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть (обязательно).
  2. Сделать рисунок к стихотворению (по желанию).

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai