Дешевая-обувь.рф

Онлайн Школа настольного тенниса братьев Ждановых. Приемы в теннисе настольном теннисе


Техника настольного тенниса от А до Я

Техника настольного тенниса крайне важна для любого уровня игроков. Ведь именно хороший технический арсенал позволяет на полную мощь использовать разнообразные тактические схемы настольного тенниса.

Если ваши элементы далеки от совершенства, то в какой-то момент вы не сможете прогрессировать и выходить на новый уровень.

На нашем сайте вы найдете видеоуроки настольного тенниса по важнейшим элементам, таким как:

  • Накат справа
  • Накат слева
  • Подрезка справа
  • Подрезка слева
  • Топ-спин справа
  • Топ-спин слева
  • Подачи

3 урока по технике настольного тенниса, которые вы можете посмотреть прямо сейчас

Видео по технике наката справа.

Это видео я в свое время разбил на 2 части для удобства изучения.

Часть 1

Из этого видео-урока вы узнаете:

  • Какую позицию нужно занимать, чтобы выполнить правильный накат справа
  • Какую необходимо соблюдать дистанцию
  • 2 секрета правильного замаха
  • Где должен находиться локоть
  • Точка на ракетке, которой нужно встречать мяч
  • Следует ли менять центр тяжести при выполнении наката

Часть 2

Вот, что конкретно вы узнаете из данного видео:

  • Какой должен быть наклон ракетки
  • В какой точке относительно стола и туловища следует встречать мяч
  • Надо ли встречать мяч в высшей точке отскока
  • Должна ли помогать движению левая рука
  • Как правильно выполняется окончание
  • Секрет профессионального ритма при обоюдной игре
  • Нюансы возврата к следующему мячу

Также предлагаю вашему вниманию один из последних видеоуроков в разделе техника настольного тенниса «Прием бокового топ-спина»

Это видео я записал по многочисленным просьбам наших подписчиков. Оказывается, многие любители настольного тенниса буквально впадают в ступор, когда на них летит топ-спин с боковым вращением.

Если такая же проблема есть и у вас, то это видео придется вам кстати.

Из этого видео вы узнаете 4 варианта приема топ-спина с боковым вращением:

  1. Прием жестким блоком слева и справа
  2. Мягкий прием с возвратом вращения слева
  3. Контр топ-спин справа в ближней зоне
  4. Перекрутка справа из средней зоны с таким же боковым вращением

Для кого важна техника настольного тенниса?

Особенно техника настольного тенниса важна для новичков.

Если новичок на первых этапах освоит правильное выполнение всех элементов и правильную работу ног, то это даст 3 неоспоримых преимущества:

1. Быстрый переход на новый уровень

Это очень важно для новичка и его мотивации в настольном теннисе. Те, кто надолго задерживаются на начальном уровне игры, часто бросают занятия настольным теннисом в течение 1-2 лет

2. Отсутствие потолка

Профессиональные тренеры знают, что хорошо поставленная техника настольного тенниса на ранних этапах позволяет в дальнейшем быстро прогрессировать на постоянной основе. Если заложена правильная техническая база, то освоение и внедрение каждого нового элемента происходит легко и безболезненно.

И наоборот, изначально неправильно поставленная техника элементов настольного тенниса тормозит освоение. Это как трогаться и ехать с поднятым ручником (кто водитель, тот поймет).

3. Полноценное использование тактики

Иногда говорят, что настольный теннис – это смесь бокса и шахмат. Динамика движений похожа на боксерскую, а думать надо также быстро, как в шахматах. Я, кстати, с этим утверждением вполне себе согласен.

Если ваша техника настольного тенниса хорошо поставлена, то вы получаете доступ к разнообразным тактическим схемам. Это, как переход в другое измерение. Когда настольный теннис из вида спорта, где вы пытаетесь выиграть одним более-менее поставленным элементом, превращается в интеллектуальную игру, где вы находитесь в постоянном поиске ходов, которые поставят соперника в тупик – это непередаваемые ощущения.

Именно поэтому те, кто начал играть и терпеливо работал над техникой настольного тенниса первые 2 года, как правило, уже никогда не уходят из настольного тенниса. Секрет тут прост – это становится настолько интересным, что любитель уже не может жить без этого.

Причем, чем дольше такие любители играют, тем лучше понимают насколько это безграничный вид спорта в плане шлифовки технических элементов и тактического построения игры.

С каких элементов начинается техника настольного тенниса?

Многие начинающие игроки задают примерно такой вопрос «Какие элементы нужно изучить в первую очередь».

За свой 25-летний опыт я пришел к следующему алгоритму освоения элементов в технике настольного тенниса.

Первым изучается накат справа, а затем слева.

Накат – это основа атакующей техники настольного тенниса, поэтому этот элемент изучается в первую очередь. Причем первым изучается более сложный накат справа. Смысл тут в том, что изучая накат слева в первую очередь есть риск, что вы начнете на первых этапах играть матчи, используя в большинстве своем именно левую сторону. Привыкнув играть левой стороной, вам в будущем будет трудно перестроиться на игру правой стороной и это помешает вашему выходу на новый уровень.

После этого осваивается подрезка слева, затем подрезка другой стороной.

Подрезка – это первый элемент техники настольного тенниса, в котором вы учитесь крутить мяч. И это очень важный момент. Настольный теннис – это игра вращений и чтобы не быть в этой игре отстающим необходимо уметь крутить мяч.

Сначала изучается подрезка слева, потому что нужно понять принцип вращения мяча. Изучая подрезку слева, сделать это проще.

Следующим элементом в технике, который нужно изучить является топ-спин справа.

Топ-спин справа – это самый острый и самый сложный элемент, он выполняется в десятках различных вариаций. Поэтому над его улучшением можно работать постоянно, на протяжении всей карьеры игрока в настольный теннис.

На первом этапе изучается базовая техника топ-спин.

Вот эти 5 элементов техники настольного тенниса на первом этапе нуждаются в качественной проработке. Если вы их освоите, то в дальнейшем прогресс будет идти намного легче и быстрее.

Успехов вам в обучении!

 

artemutochkin.ru

Советы по технике и тактике настольного тенниса

Чтобы быстрее овладеть премудростями игры в настольный теннис, необходимо знать ещё кое-что.

1.Любой противник, не прощающий ни одной вашей ошибки - лучший учитель. 2.Учитесь у всех. Самое лучшее, что есть у ваших соперников, делайте своим достоянием. 3.Не становитесь в позу всезнающего мастера - это остановит рост вашего мастерства. 4.Упорно боритесь за каждое очко. Не спешите проигрывать. Помните: пока мяч в игре - он не проигран. 5.Играя с заведомо сильным соперником, ставьте себе реальную задачу, постарайтесь набрать максимальное количество очков. 6.Если вы не в состоянии занять первое место, то боритесь за второе, не удаётся - за десятое, сражайтесь за одиннадцатое, как за призовое! 7.Составляйте для себя план встречи - как, когда, что делать, чего избегать: - план ваш стройте одновременно на недостатках техники, тактики, физической и психической подготовки соперника. Меняйте тактику в зависимости от хода игры; -тактика ваша должна опираться на физические возможности: если вы медлительны - не торопитесь с подачами, сбивайте темп, не злоупотребляйте сильными ударами, если вы невыносливы - играйте предельно экономно; -используйте недостатки соперника: малоподвижного гоняйте по всему столу и площадке, невыносливого заставляйте долго разыгрывать очко, игрока с замедленной реакцией сбивайте с игры разнообразным вращением мяча и подачами, играйте в высоком темпе; -учитывайте особенности характера соперника, его психологию: с легковозбудимым игроком старайтесь быть предельно спокойным, пусть даже внешне. С уравновешенным и спокойным играйте с большим подъёмом. 8. Умейте расслабляться и собираться. Умелое расслабление между розыгрышем очка, особенно при вашей подаче, заменяет отдых и восстанавливает растраченные силы. 9. С первого мяча включившись в борьбу, подчиняйте противника своей игре. 10. Помните - не каждое очко равноценно. Самые важные очки - перед сменой подачи, и особенно в конце партий. Приберегайте на этот момент свою лучшую подачу или удар. Этими "козырями" не злоупотребляйте, а пользуйтесь только в решающие моменты партии или встречи. 11. Следите за счётом. Счёт вносит свои коррективы в игру. 12. Чтобы догнать в счёте, не дрожите за каждое проигранное очко, сохраняйте хладнокровие. 13. Не спешите отыграться за проигранный мяч, а, поведя в счёте, не расслабляйтесь. 14. Если вы выиграли подряд несколько очков, играйте в этом же темпе, не давайте сопернику времени проанализировать свои ошибки. 15. Проигрывая, не торопитесь. Повысьте точность и эффективность ударов. 16. Между игрой на соревнованиях и тренировкой есть нечто общее: если на тренировке стараетесь играть как на соревнованиях, то во время встречи необходимо играть так же уверенно и спокойно, как на тренировке. 17. Не подражайте слепо чемпионам. Ищите свой путь, почерк, стиль. Опирайтесь на свои природные данные. 18. Прежде, чем победить другого, научитесь владеть собой. Победите свои слабости и недостатки. 19. Помните - играют руками, а выигрывают головой. 20. Действуйте в игре быстро, но не быстрее, чем это необходимо, то есть без суеты. 21. Осваивайте новую технику и технические приёмы. Это обогатит вашу тактику и создаст психологическое преимущество. 22. Если нет таланта, не опускайте руки - это означает лишь то, что надо работать ещё больше и усерднее. 23. На тренировках совершенствуйте сильные стороны, укрепляйте слабые места. На соревнованиях максимально используйте первые и маскируйте вторые. 24. Соблюдайте режим сна и питание, особенно в дни сорев нований. 25. В каждом турнире ставьте себе конкретную цель и разрешимую задачу. 26. Перед каждой встречей обязательно разомнитесь. 27. Выходите к столу с твёрдым намерением бороться за каждое очко, используя натренированные технические приёмы и тактические комбинации. Матч - это прежде всего поединок между вами и мячом. 28. Умейте выигрывать, умейте и проигрывать. 29. Выиграли - подбодрите соперника. Проиграли - искренне поздравьте его. 30. Причину поражения легче искать в ракетке, столе, мяче и любых случайностях, но лучше проанализировать свою игру объективно и строго, вспомните действия в особых ситуациях, критических моментах. 31. Не прекращайте тренировок во время соревнований, ликвидируя погрешности в технике, снимая скопившуюся напряжённость в движениях, приобретая былую уверенность, свойственную тренировочному периоду.

Советы по передвижению у стола

-Прежде чем выполнить удар, примите правильное удобное исходное положение. От этого зависит не только качество удара, но и быстрота передвижений. -При перемещениях сохраняйте основную стойку теннисиста или же принимайте её в момент перед приземлением ног. -При использовании различных способов передвижений в различных направлениях следите, чтобы центр тяжести приходился на носки и переносился в направлении удара. -После выполнения каждого удара кратчайшим путём возвращайтесь к середине стола и готовьтесь к отражению следующего удара. -Передвигаясь у стола, не суетитесь, двигайтесь легко, избегайте лишних движений, не делайте двух шагов, если можно сделать один. Лишние движения отнимают драгоценное время, мешают правильной подготовке к удару. -Постоянно совершенствуйте специальные физические качества - скорость, гибкость, ловкость, выносливость, координацию движений. -Для освоения и закрепления правильной техники передвижений используйте имитационные упражнения, а в тренировке на столе - простые упражнения по заданиям, когда известно, куда и какой мяч прилетит.

Советы по технике выполнения подрезки

-При замахе не поднимайте руку выше плеча, а при подрезке справа не прижимайте ракетку к правому плечу, а локоть к туловищу. -Выпрямляя руку с ракеткой до конца, делайте движение плавно, но с ускорением. Наибольшей скорости ракетка должна достигать в момент удара. -Удар по мячу выполняйте в высшей точке отскока перед собой - сбоку. -Окончание движения при подрезке не в сторону, а вперёд -вниз к сетке. -В зависимости от направления и силы вращения возвращающегося мяча меняйте угол наклона ракетки. Чем сильнее нижнее вращение, тем меньше угол наклона ракетки (ракетка отклонена назад) . -Во время выполнения подрезки основное значение имеет активная работа предплечья и особенно кисти, которая способствует приданию мячу сильного нижнего вращения.

Советы по технике выполнения наката

-Рука с ракеткой при замахе согнута в локте под углом 100-110 градусов как для наката справа, так и слева. Переразгибание руки в локтевом суставе затруднит быстрое и точное выполнение удара. А слишком маленький угол сократит амплитуду движения. -Особое внимание обратите на движение в локтевом суставе. Локоть должен по возможности остаться на месте, движения выполняются вокруг локтя. -При замахе (накат справа) ракетка чуть опущена и находится на уровне поверхности стола или немного ниже. После окончания удара ракетка поднята вверх и доходит до уровня левого уха. -Удар накатом надо выполнять по восходящему мячу или в высшей точке отскока перед собой. Движение выполняйте плавно, с постепенным ускорением. Наивысшая скорость должна быть достигнута в момент удара по мячу. '" -Для увеличения поступательной скорости в момент удара переносите вес тела с одной ноги на другую: при накате слева - с левой ноги на правую, а при накате справа - с правой ноги на левую.

Советы по технике выполнения подачи

-На каждой тренировке уделяйте не менее 20 минут совершенствованию подач и их отражению. -При выполнении подач старайтесь по возможности расслабить кисть руки с ракеткой и выполнить движение с максимальным ускорением. -Перед началом подачи старайтесь принять правильное исходное положение. Это поможет не только качественно выполнить подачу, но быть готовым к следующему удару. -Внимательно следите за углом наклона ракетки во время взаимодействия с мячом. От этого зависит скорость вращения и точность попадания мяча на стол.

Советы по технике выполнения топ-спина

-При выполнении топ-спина справа замах необходимо выполнять из правосторонней стойки с большим разворотом плеч и отведением выпрямленной руки чуть назад. Это позволит вложить в движение больше энергии. -Для создания большего замаха при выполнении топ-спина слева руку с ракеткой чуть выпрямите и опустите до левого бедра, а плечи разверните так, чтобы оказаться правым боком к столу. Ноги расставлены немного шире обычного и согнуты в коленях. Такое положение при замахе позволяет использовать силу руки, туловища и ног. -Для придания мячу большего вращательного и поступательного движения перед началом удара (справа или слева) ноги согнуть больше чем при накате, как бы подсев под мяч, а в момент удара активно их разогнуть с одновременным переносом тела вперёд с одной ноги на другую. -Чтобы придать наибольшую скорость руке с ракеткой, в момент взаимодействия с мячом активнее работайте кистью и предплечь ем. -Ударяйте по мячу при выполнении топ-спина по касательной. Чем тоньше сцепление мяча с ракеткой, тем лучше контролировать по звуку и характеру отскока мяча на стороне соперника. Удар должен быть почти беззвучным, с лёгким шуршанием, а отскок быстрым и невысоким, -Чтобы придать мячу нужную траекторию и направление полёта, рука с ракеткой должна обогнать мяч. При этом туловище и рука могут по инерции уходить далеко в сторону. Резкая остановка руки сразу после удара снижает точность управления полётом мяча. -Для обучения технике топ-спина рекомендуется использовать велоколесо, которое, кроме того, позволяет совершенствовать такие важные качества, как быстроту движений, взрывную силу, скоростную выносливость.

 

Источник: ttworld

ttenis.info

Техника игры | Настольный теннис

Общие положения

Взаимосвязь техники и тактики

Все движения, выполняемые при ударе по мячу, можно разделить на стандартные и нестандартные.

Стандартными обычно называют движения, применяемые всеми спортсменами. Для них характерны соответствующее устойчивое положение в начале и в конце, стабильное направление, траектория и амплитуда, а также регулируемые в определенных пределах сила, скорость и ритм. В целом такие движения координированы, рациональны.

Движения нестандартные обычно применяют в острой ситуации. Их роль состоит в основном в том, чтобы добиться перелома в безвыходной, казалось бы, ситуации. У таких движений нет каких-то определенных критериев, и в повседневных тренировках над ними очень редко работают осознанно.

Задача данного раздела — проанализировать стандартные движения. К предмету анализа относятся все технические приемы, которые в настоящее время применяются на теннисных площадках Китая и которые находятся в процессе развития. Однако необходимо пояснить. Первое: так как развитие техники происходит непрерывно, то все технические приемы, описываемые здесь, составляют своеобразные этапы в истории развития настольного тенниса. Второе: так как любой удар характеризуется определенной силой и скоростью полета мяча, вращением и местом попадания и эти характеристики в силу различий движений при ударе могут порождать различные изменения в амплитуде, то ситуации в игре очень разнообразны. Число приемов очень велико, характер ответных ударов по мячу также различен. Третье: так как у спортсменов комплекция и рост неодинаковы, то амплитуда движения, равно как и другие параметры, могут иметь индивидуальные особенности, поэтому технические характеристики одного и того же движения для различных людей должны быть различными. Таким образом, общепринятые технические приемы, описываемые в этой части, обусловлены определенными правилами, но эти правила не могут быть шаблоном.

Техника — основа тактики, а тактика предполагает сочетание различных технических приемов. Степень развития техники определяет темпы роста мастерства спортсмена и успехи его в соревнованиях. Поэтому нужно уделять серьезное внимание технике игры, отводить много времени на то, чтобы заложить основы техники. Однако хорошая техника еще не делает игры, а потому технику нужно сочетать с тактикой. Требования, предъявляемые тактикой, могут стимулировать развитие техники. Поэтому тренировки, направленные на совершенствование техники, должны основываться на требованиях практики и проводиться в соответствии с требованиями тактики. Вместе с тем, несмотря на то, что техника является основой тактики, тренировки технического плана не могут заменить тренировки тактической направленности. Необходимы специальные занятия по тактике, чтобы научиться лучше применять технические приемы в игре. А при обучении тактике важно непрерывно укреплять и повышать уровень техники.

Необходимым условием достижения высокого спортивного мастерства является физическая подготовка. Если физическая подготовка спортсмена хорошая, он сможет выдерживать интенсивные, напряженные и продолжительные тренировки  и соревнования.

Тренировки и соревнования большой интенсивности, напряженности и продолжительности также способствуют повышению уровня специальных качеств, так как они взаимообусловлены.

О важной роли физической подготовки и тренировок подробно будет рассказано дальше. Здесь же только отметим, что совершенствование техники и тактики опирается на совершенствование физической подготовки, особенно на развитие специальных качеств, таких, как способность быстро реагировать и принимать решение, скорость движений и взрывная сила удара по мячу, способность регулировать движения и угол наклона ракетки, а также высокая координированность и умение соединять отдельные движения в непрерывные действия и т. д. Они непосредственно связаны с качеством и эффективностью движений, с уровнем техники и тактики.

Играя в настольный теннис, спортсмен ударами ракетки направляет мяч через сетку. Эти специфические действия — удары — являются техническими приемами настольного тенниса.

Техника игры неразрывно связана с тактикой. Тактические возможности спортсмена обогащаются по мере совершенствования его технических приемов, в свою очередь развитие техники игры происходит под влиянием требований, предъявляемых тактикой. Следовательно, изучение технических приемов, даже на ранней стадии обучения, должно тесно увязываться с их тактическим назначением.

Современный настольный теннис способствует развитию у занимающихся весьма ценных физических и моральных качеств, так как требует от них ловкости, согласованности движений и точного расчета, гибкости и очень быстрой реакции, большой выдержки, находчивости, незаурядных волевых качеств. Игра дает определенную физическую нагрузку организму, включая в работу значительную группу мышц тела человека. В выполнении разнообразных технических приемов настольного тенниса особенно активное участие принимают мышцы руки (кисти, предплечья), плечевого пояса, туловища; большая нагрузка ложится на мышцы ног. Есть много общего в движениях боксера, фехтовальщика и игрока в настольный теннис.

Вместе с тем игра характеризуется исключительно быстрым темпом. Сильный завершающий удар или удачно укороченный мяч оставляют игроку на отражение его доли секунды.

Эти особенности делают современный настольный теннис весьма сложным по технике видом спорта. Чтобы достичь высот спортивного мастерства, нужно настойчиво, систематически тренироваться в течение нескольких лет.

Как и во всяком другом виде спорта, играющему в настольный теннис прежде всего необходима всесторонняя физическая подготовка. Только спортсмен, хорошо развитый физически, может играть активно, разносторонне; в быстром темпе, выдерживать высокие физические нагрузки.

К изучению технических приемов настольного тенниса не следует подходить догматически, нужно учитывать, что техника игры постоянно развивается, совершенствуется под влиянием различных факторов. Все больше ускоряется темп игры, увеличивается мощность ударов, разнообразятся средства активной защиты.

Известно, например, что в процессе развития настольного тенниса неоднократно изменялась материальная база игры: менялись размеры стола, высота сетки, вес мяча, материал игровой поверхности ракетки. А так как техника игры неразрывно связана с этими факторами, то менялись каждый раз, иногда весьма существенно, и технические приемы. Так, снижение высоты сетки намного облегчило выполнение сильных атакующих ударов и вызвало к жизни целый ряд новых технических приемов как в нападении, так и в защите. В результате малотехничная перекидка прежнего пинг-понга перестала себя оправдывать во встречах с сильными нападающими игроками и уступила место значительно более богатой технике современного настольного тенниса.

В поисках новых технических возможностей игроки стали наклеивать на игровую поверхность ракетки наждачную бумагу, пробку, бархат, замшу, резину, губку. Игрок, впервые наклеивший на свою ракетку шероховатую резину, сначала был совершенно недосягаем для противников: настолько мощным оружием оказалось сильное вращение мяча, которое обеспечивала шероховатая резина.

Совсем недавно появилась ракетка с упругой игровой поверхностью из легкой микропористой губчатой резины. Она быстро получает повсеместное распространение, так как открывает перед игроками новые технические возможности. Эти возможности пока что еще мало изучены и желающим экспериментировать предоставляется широкое поле для творческой деятельности.

Заметим, что в этом разделе рассматривается главным образом техника и тактика игры обычной ракеткой. Технические приемы игры толстой упругой поверхностью, конечно, несколько отличаются от приемов игры шероховатой резиной.

Не меньшее значение на технику игры оказывают колебания в весе мяча: удар, который возможен при мяче весом 2,5 г, может быть не осуществим, если мяч весит 3 г.

Отсюда следуют некоторые важные практические выводы. Нужно рекомендовать начинающему возможно быстрее обзавестись собственной ракеткой. Если тренироваться различными ракетками, то тренировка не принесет пользы. Ведь одной из целей тренировки является закрепление двигательных навыков. Если же ракетка будет сильно разниться от той, которой игрок пользуется обычно, никакого закрепления навыка не получится. Поэтому не рекомендуется также играть комбинированными ракетками, у которых одна сторона, например, оклеена пробкой, другая — резиной. Такие ракетки обычно осложняют собственную игру в гораздо большей степени, чем игру противника. Занимающиеся не должны играть кривыми мячами (со стенками различной упругости) или мячами нестандартного веса.

Очень важно с самого начала усвоить правильную постановку игры, которая с наименьшей затратой сил и времени позволит овладеть всеми основными техническими приемами. Только хорошая техника дает возможность спортсмену играть точно, в быстром темпе, применяя разнообразные, неожиданные для противника, удары как в нападении, так и в защите.

Вместе с тем инструктор-общественник и тренер должны способствовать формированию индивидуального стиля у каждого игрока. Надо закреплять такие особенности выполнения того или иного удара, которые, не нарушая общей правильности стиля, наиболее соответствуют природным данным обучающегося.

Здесь уместно отметить, что инструктор должен сам хорошо владеть техникой игры, так как всем начинающим присуще стремление подражать своему учителю, и недостатки техники тренера в значительной степени передаются его ученикам. Особенно важно это при обучении детей, наиболее легко усваивающих зрительно и хорошие и плохие образцы выполнения технических приемов.

В заключение приведем наиболее важные термины и определения, относящиеся к технике игры, о которых шла речь в этой главе:

1. Хватка ракетки — способ держания ракетки
2. Закрытая хватка — способ держания ракетки, при котором плоскость ракетки параллельна плоскости ладони
3. Открытая хватка — способ держания ракетки, при котором плоскость ракетки образует с плоскостью ладони некоторый угол
4. Перехватывание ракетки — изменение положения ракетки в руке между ударами
5. Ладонная сторона ракетки — сторона ракетки, являющаяся продолжением ладони
6. Тыльная сторона ракетки — сторона ракетки, являющаяся продолжением тыльной стороны кисти
7. Контакт — соприкосновение ракетки и мяча при ударе
8. Сопровождение — движение ракетки с соприкасающимся мячом во время контакта
9. Верхнее вращение — вращение, которое получает мяч, если ракетка во время контакта двигается вверх
10. Нижнее вращение — вращение, которое получает мяч, если ракетка во время контакта двигается вниз
11. Боковое вращение — вращение, которое получает мяч, если ракетка во время контакта двигается вбок
12. Плоский удар — удар, при котором мячу не сообщается никакого преднамеренного вращения
13. Крученый удар — удар с верхним вращением мяча
14. Резаный удар — удар с нижним вращением мяча
15. Удар справа — удар ладонной стороной ракетки
16. Удар слева — удар тыльной стороной ракетки
17. Удар в высшей точке — удар по мячу на максимальной высоте после отскока
18. Удар по восходящему мячу — удар по мячу, не достигшему еще высшей точки после отскока
19. Удар с полулёта — удар по мячу сразу же после отскока, когда мяч поднялся над столом менее чем на половину диаметра ракетки
20. Удар по снижающемуся мячу — удар по мячу, прошедшему высшую точку после отскока
21. Игровая зона — площадь около стола, в которой  игрок преимущественно ведет игру, отражает большую часть ударов, противника
22. Позиция — место в игровой зоне, с которого игрок производит удар
23. Исходное положение — такое положение тела игрока, которое обеспечивает ему возможность начать непосредственную подготовку к любому заранее не известному удару. Короткий момент между ударами, характеризующийся минимумом действий игрока, положение готовности к действиям
24. Положение для удара — такое положение тела игрока, которое обеспечивает ему возможность выполнения определенного удара. Положение готовности к определенному удару
25. Петлеобразное движение замаха (петля замаха) — имеет место в тех случаях, когда удар осуществляется непрерывным криволинейным движением руки
26. Маятниковое, челночное движение замаха (замах «челноком») — имеет место в тех случаях, когда, удар осуществляется возвратно-поступательным движением руки с паузой в конце замаха.

www.offsport.ru

Техника настольного тенниса. Основные элементы.

Подрезка закрытой ракеткой (слева).

 

 

 

Исходная стойка типична для игры слева: правая нога немного впереди, туловище чуть повернуто влево. Движение руки, сильно согнутой в локте и отведенной налево-вверх-назад для замаха, происходит сначала вперед-вниз, причем на этом этапе рука в локте не разгибается. В процессе движения туловище немного поворачивается и центр тяжести переносится на правую ногу.

 

 

 

 

 

 

 

Подрезка открытой ракеткой (справа).

 

Чтобы подрезать, нужно во время контакта с мячом вести ракетку сверху вниз. После подрезки мяч поднимается вверх, поэтому чем сильнее вы закрутите мяч, тем дальше он будет улетать. Подрезка считается оборонительным ударом. С подрезанного мяча сложнее атаковать. Выполнение удара. Висходном положении игрок стоит почти лицом к столу, слегка выставив вперед левую ногу, рука делает замах назад-вверх и затем идет вперед-вниз. В момент удара мяча о ракетку, которая обращена открытой стороной вверх, рука слегка согнута. После удара ракетка немного сопровождает мяч и затем уходит влево-вперед вниз. Сила удара при подрезке существенно зависит от встречной скорости мяча и расстояния от стола, на котором его принимают

 

 

 

 

 

 

 

Накат закрытой ракеткой (слева). Топ-спин слева.

 

Движение мяча в основном такое же, как при накате справа. Необходимое вращение придается мячу при движении вверх-вперед. Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, чуть согнуты, левая чуть выдвинута вперед, центр тяжести равномерно распределен на обе ноги. Рука на уровне пояса согнута в локте и отведена влево-назад, предплечье параллельно поверхности стола. При ударе предплечье резко идет вперед, ракетка как бы обкатывает мяч сверху, после чего рука свободно уходит вправо-вверх. Центр тяжести смещается на правую ногу, рука возвращается в исходное положение.

Практикуется гораздо реже, чем справа. Классический левый топ-спин не выполняется, это объясняется необходимостью увеличить замах при ударе, что обычно приводит к возникновению помимо верхнего вращения мяча еще и бокового.

 

 

 

 

 

 

Накат открытой ракеткой (справа). Топ-спин справа.

Накат справа - это один из основных атакующих ударов. Ракетка при этом движется вверх и вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча. Вот последовательность выполнения удара. Ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях. Левая нога чуть выдвинута вперед. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Туловище слегка наклонено влево к столу, рука с ракеткой отведена назад вправо для замаха. Она начинает движение, когда ноги, ракетка и приближающийся мяч образуют как бы равносторонний треугольник. Удар наносится в высшей точке отскока мяча, после чего руку отводят влево-вверх. В момент контакта ракетки с мячом предплечье как бы обгоняет мяч. Ракетка движется по дуге, постепенно меняя угол наклона, в результате получается как бы обкатывание мяча сверху. Кисть при накате резким движением придает мячу вращение. При ударе тяжесть тела перемещается на левую ногу. После выполнения наката следует немедленно занять исходное положение.

Назначение этого атакующего приема - придать мячу сверхсильное верхнее вращение. Скорость его намного больше, чем при накате, что очень усложняет сопернику ответные действия. Во-первых, самым неожиданным бывает отскок мяча от стола. Во вторых, даже уже принятый ракеткой мяч остается непослушным, и направить его по задуманному направлению очень и очень не просто. Хорош топ-спин и потому, что сильно закрученный мяч высоко пролетает над сеткой и это придает смелости атакующему. Считается, что применять топ-спин можно всегда, но практика показывает, что это не так. Для топ-спина характерен большой замах, как правило вытянутой рукой. Выпрямление ее в начале движения позволяет увеличить и сам замах, и скорость ракетки с помощью усилия предплечья и кисти. Движение руки при топ-спине в отличие от удара накатом почти полностью направлено вверх, а удар по мячу носит скользящий характер. Исходная стойка: левая нога чуть выдвинута вперед, правая рука выпрямлена и отведена за спину вправо-назад. Туловище развернуто в правую сторону, чтобы увеличить замах. Ноги согнуты в коленях, все тело расслаблено. Топ-спин начинается с активного поворота в направлении удара. Правая рука идет вперед-влево-вверх. Вес тела переносят с правой ноги на левую. По инерции туловище и рука могут даже уходить далеко влево. В момент соприкосновения с мячом ракетка должна как бы скользнуть по нему. При этом сила прямого удара мяча о ракетку минимальна. Однако кисть придает ему заключительное ускорение. Есть еще вариант топ-спина справа, который называют боковым. Разница в выполнении прямого топ-спина и бокового заключается в том, что руку с ракеткой заводят к мячу сбоку, кисть опущена чуть больше.

Предлагаем Вашему вниманию также посмотреть раздел  Видео:  техника Настольного тенниса

Автор: TTSPORT

Источник: TTSPORT

Поделитесь статьей в соцсетях:

www.ttsport.ru

► Уроки настольного тенниса. От наката до топспина

Привет друзья!  С вами Жданов Иван — тренер по настольному теннису. Данный урок настольного тенниса я хочу посвятить описанию основных видов ударов: накату справа, накату слева и переходу от них к топспину. Статья сформирована так, что позволит вам быстро получить ответы на распространенные вопросы по технике исполнения, основным ошибкам и фишкам.

Статья состоит из 4 уроков по всем основным ударам в настольном теннисе:

Урок настольного тенниса №1. Накат справа

Урок настольного тенниса №2. Накат слева

Урок по механике удара в настольном теннисе

Урок настольного тенниса для продвинутых. Зоны игры

Все удары можно разделить на два больших класса вида в зависимости от типа вращения: верхнее вращение и нижнее вращение. Мы будем рассматривать удары с верхним вращением, потому что они наиболее популярны и важны для создания атакующего стиля у игрока.

 

Урок настольного тенниса №1. Накат справа

Накат справа – это, как правило, первый удар, которые начинают изучать игроки в настольный теннис. Этот удар формирует основу для многих других ударов. К примеру, если сократить движение удара справа и сделать его больше параллельно столу, то получится подставка. Если движение удлиняется в траектории, то получается сильный топспин, а если мяч подлетает высоко над столом, то удар справа уже трансформируется в смэш. О механике перехода от различных видов удара мы поговорим чуть позже.

Первое что необходимо сделать для выполнения наката справа – это правильно занять стойку или позицию. Ноги располагаются под углом 30 градусов к столу, правая нога чуть дальше левойльно заряженном положении тела. Вес тела находится посередине или немного перемещен на правую ногу за счет небольшого наклона корпуса в правую сторону. Угол между предплечьем и плечом составляет 90 градусов, локоть находится близко к корпусу или даже может быть прижат. Мяч принимается на ракетку, имеющую угол в 30 градусов и этот угол почти не меняется на протяжении всего движения.

 

 

Во время движения ракетки корпус поворачивается вокруг своей оси, создавая силу удара. Вес тела перемещается с правой ноги на левую, но незначительно, потому что основную работу выполняет корпус. Ноги здесь выполняют больше опорную функцию и отвечают за мобильность перемещения у стола. Свободная левая рука (если вы правша) поворачивается вместе с корпусом, чтобы не мешать целостности движения.

Сила удара формируется за счет удара корпуса, поэтому важно, чтобы правое плечо было отведено назад, то есть наш корпус повернут. Если корпус находился параллельно столу, это случается когда игрок «залипает» к столу (касается стола), то удар будет только за счет руки и силой обладать он не будет. К тому же мышцы спины и корпуса намного более сильные, нежели рука, поэтому могут долго делать сильный удар. Мяч принимается на высоте уровня сетки в самой высшей его точки.

Завершающая фаза удара состоит из разворота корпуса, при этом ракетка не должна выходит за левую половину тела. Накат справа выполняется в средней зоне у стола, на расстоянии 0,5-1 метр от края.

Накат справа в настольном теннисе

Типовые ошибки при накате справа

Рассмотрим основные ошибки у учеников, которые очень часто встречаются на уроках настольного тенниса.

  1. Корпус располагается параллельно столу и не задействован в выполнении удара. Разворот корпуса за счет отведения правого плеча назад позволяет накату придать силу.
  2. Ракетка находится под прямым углом к столу. Это приводит к тому, что мяч подбрасывается вверх.
  3. Ноги расположены параллельно столу, в результате этого трудно задействовать как ноги, так и корпус для проведения удара.
  4. Игрок касается стола и пытается сразу сыграть мяч со стола. В результате мяч попадает в сетку. Это добавляет лишнюю суетливость во время приема мяча.
  5. При ударе рука с ракеткой уходит выше уровня головы или  левого плеча.

Где играть накатом справа?

Современный настольный теннис имеет ярко выраженную атакующую тенденцию. Это делает удар справа ключевым ударом в ходе всей игры. Поэтому важно играть накатом справа не только в правом квадрате, но и даже в левом. На рисунке ниже показано область игры накатом справа, которая составляет до 75% стола.

В левом углу стола тоже играют накатом справа, но реже, случается это тогда, когда необходимо ударить по «свечке» – это мяч, имеющий высокую траекторию полета. Длительное время полета, позволяет занять удобную позицию ногами для сильной атаки накатом справа даже из левого угла.

 

Урок настольного тенниса №2. Накат слева

Накат слева носит в большей степени защитную или сдерживающую функцию, это объясняется тем, что с левой стороны трудно совершить сильный удар. Накат слева также как и справа является базовым ударом, модификация которого позволяет уже делать более сложный удар такой как топспин.

Стартовая позиция для удобного приема мяча находится в промежутке между центром туловища и левым бедром. Ноги согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед, это позволяет создать максимальную устойчивость и мобильность при совершении удара и передвижении. Левое плечо развернуто по направлению полета мяча.

Ноги располагаются параллельно столу на расстоянии чуть шире, чем плечи. Мяч на ракетку принимается тыльной стороной под небольшим углом к столу чуть. На ракетку принимаем мяч в области селезенки, локоть согнут под углом 90 градусов. Четкий прием слева это уже половина успеха при накате.

Основную скорость при накате слева формирует предплечье, которое совершает вращательное движение вокруг локтевого сустава и кистевое движение. Развернутый немного корпус, создает дополнительную силу удара, но это уже вторично.  Движение заканчивается, когда правое предплечье (для правшей) и голова ракетки указывают вперед.

Накат слева в настольном теннисе

Чтобы совершить качественно накат слева, необходимо сначала мяч принять на ракетку под углом меньше 30 градусов, а потом уже поднять его с помощью движения  кисти и предплечья. Если мячу не будет дана сила, то мяч будет попадать часто в сетку. Такая ошибка часто встречается у начинающих игроков, когда силы удара не хватает чтобы отправить мяч на другую половину стола.

Отработка техники наката слева в настольном теннисе

Для отработки техника наката слева в своей практике я составил алгоритм, как последовательно поставить себе первоклассный удар. Накат слева отличается от наката справа тем, что выполняется в более неудобном положении, когда рука имеет меньший простор для принятия и обработки мяча. Ниже я расписал комплекс упражнений для последовательного развития наката слева:

  1. Отработка плоского приема мяча. Тренер набрасывает мячи на высоте значительно выше сетки, задача спортсмена прием мяча плоской подставкой. В данном упражнении отрабатывается способность придать мячу скорость полета и попасть на стол. Удар по мячу может быть отработан в дополнительном упражнении на столе в 90 градусов.
  2. Отработка подъема мяча за счет предплечья.  Игрок уже обучен придавать скорость полета по высокому мячу, сейчас задача стоит брать мячи на высоте уровня сетки. Для того чтобы мяч не попал в сетку необходимо помимо удара придать ему еще и вращение. Это делается в этом упражнении только за счет вращательного движения предплечья вокруг локтевого сустава. Движение предплечье отлично отрабатывается на таком вспомогательном упражнении как «колесо».
  3. Отработка движения кисти в ударе. Кисть во время движения расслабляется и отводится немного назад. Во время контакта с мячом происходит щелчок кистью. Движение кисти имеет траекторию движения в 45 градусов. Кисть выполняет две функции как ударную, так и вращательную.
  4. Совмещение при накате слева как кисти, так и предплечья. Комплексное выполнение удара с двумя звеньями: кистью и предплечьем.
  5. Подключение дополнительно корпуса в накате слева. В точке приема мяча, корпус делает небольшой уклон в левую сторону под левую ногу, это позволяет добавить мощи корпуса для большей силы удара.

При детальной тренировке наката слева следует уделить внимание поэтапной работе. Элемент сложный, и чтобы его выучить следует четко отработать по очереди все элементы, участвующие в ударе.

Типовые ошибки при накате слева

Мы составили список типовых ошибок при накате слева, которые наиболее часто совершаются спортсменами на уроках.

  1. Прямые ноги при приеме мяча. Это самая распространенная ошибка! При приеме мяча ноги должны быть согнуты в коленях, потому что, распрямляя ноги, мы тем самым «поднимаем» мяч и придаем ему баллистическую траекторию. Отсутствие работы ног при накате слева приведет к тому, что мяч будет попадать часто в сетку или за стол, так как траектория его будет более пологая (прямая). Разгибание ног во время приема мяча позволяет придать мячу подъемную силу и за счет работы предплечья создается баллистическая траектория у мяча.
  2. Прием мяча за левым бедром или у правого бедра. Оптимальный диапазон приема находится между левым бедром и центром тела под грудью. Это позиция позволяет максимально задействовать предплечье для наката. В других точках рука либо слишком вытянута, либо зажата, что отключает предплечье из удара.
  3. Слишком острый угол у ракетки по отношению к столу при приеме мяча приводит к попаданию мяча в сетку.
  4. Ракетка в завершающей фазе находится далеко от тела. Это затрудняет проведение следующих ударов. Локоть при накате не отходит далеко от корпуса. Удар предплечьем совершается за счет вращения вокруг локтя.
  5. Прием мяча ракеткой с углом в 45 и больше градусов. В результате мяч сваливается в сетку.

Удар справа/слева можно разделить на два типа, первый это накат, а второе это топспин. Многие зарубежные тренеры вообще не используют такого понятия как накат, а все удары справа называют топспинами. У нас же повелось делить накат и топспин, хотя по сути это один и тот же удар, имеющий небольшие различия в технике исполнения.

 

Урок по механике удара в настольном теннисе. Различие между накатом и топспином

В формировании удара в настольном теннисе лежит простой принцип балансирования между вращением и силой.  Поэтому удар формируется за счет траектории ракетки. Как мы будем ее вести и будет определять, какой вид удара будет произведен.

Не следует думать, что траектория ракетки определяется только движением руки, в создании траектории участвует все тело. Основная нагрузка в движении ракеткой ложится на три группы мышц: ноги, корпус (спина, грудь, пресс) и плечи (рука, предплечье, кисть). Включение всех трех групп мышц позволяет сделать удар максимально технично и сильно.

 

 

На рисунке ниже показано различные углы траектории ракетки, и какой удар при этом формируется. Так если мы делает удар справа вертикально вверх, то мячу сообщается максимальное вращение, но в тоже время придается слабая сила и скорость полета. Такой удар называется «классическим топспином», и был очень распространен в 80-е годы двадцатого века.

Если траектория имеет горизонтальное движение, то мячу сообщается максимальное ускорение и сила, вращение здесь как таковое отсутствует. Такой удар называется – подставкой.

На рисунке ниже я показал, различные удары в зависимости от траектории движения ракетки. Как мы видим помимо наката и топспина существуют еще другие разновидности. Каждый из ударом имеет свою цель и задачу.

Механика выполнения различных ударов в настольном теннисе

Подставка – это защитно-атакующий элемент для быстрого перевода мяча в различные точки стола.

Накат – это классический удар по мячу без вращения на уровне высоты сетки. Выполняется в средней и ближней зоне стола.

Топспин – удар по мячу с нижним вращением в ближней или средней зоне стола.

Скрутка – удар на столе по мячу с нижним вращением.

Классический топспин – удар по мячу с нижним вращением у самого края стола.

 

Урок настольного тенниса для продвинутых. Зоны игры

Рост игрока ускоряется тогда, когда он может четко варьировать между различными ударами во время игры. Место взятия мяча четко определяет вид элемента и движения. Для лучшего понимания я нарисовал картинку по зонам игры ударами с верхним вращением. Как видно, удары справой стороны преобладают и занимают большую часть.

Также следует отметить, что в различных зонах выполняется различные элементы. Так в зоне на столе (ближней зоне) выполняется скрутка справа/слева; в средней зоне (0,5-1,5 м от стола) уже преобладает накат, а в дальней зоне (более 1,5 м от стола) стола уже играют с помощью топспина.

Зоны игры и вариация ударов

При выполнении ударов также работают различные группы мышц, так в зоне на столе задействовано предплечье и плечо, в средней зоне помимо мышц плечевого пояса, также подключается корпус, а в дальней зоне стола дополняется усиленной работой ног. Чем мы дальше играем от стола, тем шире становится движение.

Четкое понимание зон игры позволяет отработать удары в каждой из зон. Если игрок хорошо играет в ближней зоне, но плохо в средней, то ему будет сложно справиться со скоростным игроком.

Резюме урока

В данном уроке я рассказал про базовый элемент настольного тенниса – накат справа и слева. Для его четкого выполнения важно правильно принимать мяч, занимать позицию ногами и совершать движение. Для правильного удара сначала необходимо правильно занять позицию ногами, а после уже выполнить движение. Ноги являются основой для успешного удара. Накат справа играется на большей половине стола, из-за того что он обладает большей  силой и мощью. В ударе справа (топспине) задействуют как плечо, так и корпус и ноги, это создает высокую скорость мяча.

Преимуществами игры слева в настольном теннисе является маневренность и способность производить разброс по всему столу. Это происходит из-за того, что движение слева делается, как правило, за счет кисти и предплечья. В результате игрок может из левого угла производить быстрый разброс в неудобные точки для противника. К тому же выполнять скрутку (удар по подрезке на столе) слева проще за счет движения кистью, нежели у скрутки справа.

Таким образом, удары справа с большей степени предназначены для разрушения обороны противника, а удары слева для создания тактического преимущества во время розыгрышей.

Модификация траектории ракетки позволяет перейти уже от наката – удара с малым верхним вращением к топспину. Варьирование траектории позволяет производить различные тактические элементы, такие, к примеру, как скрутка или подставка. Важно понимать какое движение следует делать в различных зонах стола.

Я выделяю три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю в зависимости от расстояния от стола. В каждой зоне накат трансформируется в другие элементы. В ближней зоне в подставку или скрутку, в средней зоне выполняется сам накат, а в дальней топспин.

Если еще остались вопросы по выполнению наката слева/справа, вы можете задать вопрос мне в письме или в контакте.

С вами был Иван Жданов.

  Успехов в тренировках и больших побед!

Загрузка замка…

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

expert-tennis.ru

Техника игры в настольный теннис

Настольный теннис — один из самых зрелищных видов спорта. Подкупает все- искрометная реакция, и стойка, и красивые силовые атаки игроков. При внешней простоте движений у тенниса есть свои хитрости и секреты.

Предлагаем посмотреть учебный фильм «Техника игры в настольный теннис». Он поможет и тренерам, и тем, кто и только мечтает освоить его приемы. Игра — это импровизация и фильм поможет обогатить ее известными, а, кто-то, может быть, придумает свои приемы.

Видео-урок «Техника игры в настольный теннис»

Инвентарь

Игра в пинг понг очень демократична. «Гонять» мячик на столе можно везде, где он есть, а также- небольшое пространство возле него для приема и отражения ударов по мячу со стороны соперника:

  • столы для игры в теннис встречаются даже в некоторых дворах на игровых площадках;
  • мячи для игры бывают трех категорий, обозначенные соответствующим количеством звездочек на них: три, значит наиболее прочные, ровные и прямые;
  • ракетка для начинающих лучше с обычной жесткостью, т.е. без губчатой прослойки поверхности. Кстати, ее можно изготовить самостоятельно.

Обучение на старте

Если из всех возможных предложений или желаний выбран настольный теннис, прежде всего, нужно правильно держать ракетку. Большой палец захватывает ее с одной стороны, а указательный — с обратной. Остальные пальцы держат ручку ракетки так, как удобно спортсмену.

Далее нужно потренироваться отбивать мяч. Сначала, как чаще бывает при игре, стоя. В упражнения входят:

  • набивание мяча, после его отскока от пола;
  • удары по мячу поочередно обеими сторонами после отскока от пола;
  • повторяем приемы сидя на полу.

Следующий комплекс упражнений выполняется, приседая и поднимаясь вверх:

  • жонглирование мячом, вставая и садясь на пол;
  • дополнительное условие: в положении сидя, нужно выпрямить ноги, а затем все проделать в обратной последовательности и снова встать, не прекращая подбивать мячик;
  • повторить упражнение, ударяя другой стороной ракетки;
  • далее выполнить упражнение, ударяя мяч с разной силой удара;
  • поменять сторону ракетки;
  • объединить два последних приема;
  • отбить мяч несколько раз вверх и поймать его так, чтобы он остался и не отскочил от ракетки;
  • подбить мяч сначала плоской стороной ракетки, а на втором подскоке — ребром.

Стойка теннисиста

Раскачиваясь вверх-вниз, замрите в положении на половину присев. Тяжесть тела должна равномерно распределиться на все точки опоры.

Для уверенного закрепления позиции можно поиграть мячом, ударяя о стену после отскока от пола.

Удары по мячу

«Накат справа»- удары, которые наиболее часто применяют спортсмены. Они же помогают освоить прием мяча после удара соперником. При отработке техники удара особое внимание уделяют расположению ракетки и локтя в момент удара по мячу. При этом руку не нужно сильно сгибать.

В этом положении, чем сильнее удар по мячу, тем шире стойка спортсмена, наносящего удар, и, тем шире опора тела теннисиста.

«Топ спин справа»- основной элемент в современном теннисе. При ударе рука с ракеткой набирает максимально возможную скорость, от чего мяч получает сильное вращение через верх.

Другие удары напоминают удар «при накате справа», с одной лишь разницей: при замахе рука с ракеткой опускается чуть ниже. Удар мягче, а ноги «садятся» глубже под мяч и выполняется со большей скоростью, и сопровождается , соответственно, быстрым перемещением перед столом.

Разумеется, до начала тренировок нужно хорошо выучить правила игры и специфическую терминологию.

Работа над собой и постоянные тренировки станут хорошими спутниками к спортивным вершинам.

obvi.ru

Способ держания ракетки | Техника игры в настольный теннис

Первым шагом в изучении технических приемов настольного тенниса является изучение способа держания ракетки.

Далеко не безразлично, как игрок держит ракетку. Способ держания ракетки — «хватка» — один из важных элементов техники игры.

Неправильная хватка ракетки иногда настолько уродует игру, что делает невозможным выполнение даже основных ударов.

На технику игры, и в частности на способ держания ракетки, определенное влияние оказывают рост, сила, подвижность, быстрота реакции, размеры руки и пальцев, сила и гибкость кисти игрока. Поэтому нельзя требовать от новичков слепого копирования того или иного способа держания ракетки, необходимо считаться с индивидуальными особенностями играющего. Вместе с тем очень важно, чтобы начинающий сразу же прочно усвоил принципиально правильную хватку, иначе ему впоследствии будет трудно переучиваться.

Правильный способ держания ракетки обеспечивает простое и естественное выполнение всех основных ударов: справа и слева, крученых и резаных, нападающих и защитных; вместе с тем игрок может осуществить эти удары на различной высоте и на различном расстоянии от стола.

Правильная хватка ракетки изображена на рис. 1 и 2. Показывая новичку, как держать ракетку, инструктор должен рекомендовать именно эту хватку. Ракетка держится за шейку указательным и большим пальцами, остальные пальцы без напряжения охватывают ручку ракетки.

Рис. 1. Правильный способ держания ракетки. Вид с ладонной стороны. Пунктиром показано положение большого пальца при игре с перехватыванием ракетки

Рис. 2. Правильный способ держания ракетки. Вид с тыльной стороны

Чтобы взять ракетку правильным способом без помощи инструктора, можно рекомендовать следующий простой прием. Возьмите ракетку левой рукой за лопасть и вложите ее в правую руку так, чтобы основание ручки пришлось в вершину угла между большим и указательным пальцами. Теперь только остается сжать пальцы, и ракетка окажется взятой правильной хваткой.

Выполняя этот прием, вы берете ракетку за шейку почти так же, как берут руку, когда здороваются.

В таком положении ракетка является как бы продолжением руки, и все основные удары как справа, так и слева осуществляются легко, естественно. Удары справа выполняются той стороной ракетки, на которой расположен большой палец, удары слева — противоположной стороной. Указательный палец является опорным и контролирующим при ударах справа, большой палец выполняет те же функции при ударах слева. Условимся, что сторону ракетки, на которой расположен большой палец, мы будем называть ладонной стороной, а противоположную сторону с указательным пальцем — тыльной.

Поверхность ракетки может быть параллельна плоскости ладони или же образовывать с ней некоторый угол. Изменение этого угла достигается перемещением большого и указательного пальцев на ракетке (рис. 1, пунктиром). Хватки первого типа, когда поверхность ракетки параллельна плоскости ладони, будем называть закрытыми хватками. Такие хватки более удобны для ударов справа, так как способствуют лучшему накрыванию мяча при сильных ударах. Хватки второго типа, при которых поверхность ракетки образует с плоскостью ладони некоторый угол, будем называть открытыми хватками. Эти хватки делают более легким выполнение атакующих крученых ударов слева, но слишком открытый угол встречи с мячом при ударах справа затрудняет выполнение последних.

Таким образом, одни хватки более удобны для ударов справа, другие — для ударов слева. Способа держания ракетки, который обеспечивал бы одинаково успешное выполнение всех, без исключения, ударов, не существует. Наилучшей в этом отношении является хватка, изображенная на рис. 1 и 2. Являясь промежуточной между закрытой и открытой хватками, она обеспечивает наиболее широкие технические возможности. Начинающему, по крайней мере в течение всего первого периода обучения, следует остановиться именно на таком способе держания ракетки.

Подавляющее большинство игроков применяет эту хватку в чистом виде или же вносит в нее некоторые индивидуальные изменения. Наиболее часто встречается следующий вариант. При ударах справа на тыльную поверхность ракетки кладется не один, а два пальца — указательный и средний. Такое видоизменение хватки делает удары справа, особенно по высоко отскочившему мячу, более уверенными и точными. Недостатком хватки с двумя пальцами является то, что довольно большая часть тыльной поверхности ракетки оказывается закрытой пальцами, поэтому у игроков с такой хваткой наблюдаются более частые ошибки при ударах слева из-за попадания мяча на пальцы. Кроме того, закрепленное положение ракетки, выгодное для сильных ударов справа, ограничивает гибкость кисти при ударах слева и затрудняет их выполнение.

Встает вопрос: а нельзя ли непосредственно в процессе игры менять хватку ракетки так, чтобы каждый удар производить наиболее подходящей для него хваткой? Например, крученые удары слева выполнять, пользуясь более открытой хваткой, а для проведения сильных завершающих ударов справа применять закрытую хватку.

Действительно, есть немало сильных игроков, которые часто меняют хватку ракетки между ударами, играют с перехватыванием ракетки. Под перехватыванием мы будем понимать любое, даже самое незначительное, изменение хватки: вынос или снятие второго (среднего) пальца с тыльной поверхности ракетки, изменение угла наклона   плоскости ракетки путем перемещения пальцев и т. п.

Техника перехватывания основана на хорошо натренированном расслаблении после удара мышц кисти руки, держащей ракетку.

Однако следует помнить, что хотя при игре с перехватыванием технические возможности игрока расширяются, зато труднее достичь точности в ударах, так как при быстром темпе не всегда можно успеть правильно перехватить ракетку и количество возможных ошибок повышается.

Наоборот, при игре с фиксированным положением ракетки легче добиться точности в игре, но зато не все удары можно выполнять наилучшим способом.

Описанная выше общепризнанная классическая хватка ракетки считается наилучшей, так как обеспечивает игроку простые и естественные движения при выполнении любых ударов. На практике применяются и другие способы держания ракетки. Однако их нельзя рекомендовать: они обедняют технику игры, приводят порой к неуклюжим движениям, к игре одной стороной ракетки, к ударам с неестественно согнутой рукой и т. п.

Необходимо все же сказать несколько слов об этих хватках, иначе будет непонятно, почему же до сих пор еще встречаются игроки с неправильной хваткой ракетки.

Можно указать на несколько причин.

Начинающие игроки часто во всем слепо подражают какому-либо местному мастеру настольного тенниса и перенимают у своего невольного учителя неправильную хватку, хотя, взяв ракетку правильным способом, они, несомненно, достигли бы гораздо больших успехов и в более короткие сроки. Это, так сказать, «случайные жертвы» неправильной хватки.

Но есть и убежденные сторонники своей неправильной хватки. Дело в том, что каждая, даже самая противоестественная, хватка ракетки иногда оказывается очень удобной для выполнения какого-либо одного удара. Строя свою игру почти исключительно на применении этого удара (в ущерб всем остальным техническим приемам), игрок путем систематической тренировки может достичь неплохих практических результатов в игре на соревнованиях, особенно во встречах с противниками, не знакомыми с его манерой игры.

Так, например, есть игроки, которые стремятся все мячи отбивать ударом справа ладонной стороной ракетки и почти не применяют ударов слева тыльной стороной. При этом на тыльную сторону ракетки они кладут не один или два пальца, а всю ладонь, достигая очень точного контроля и высокой степени совершенства в выполнении удара справа, который по существу становится их единственным игровым техническим приемом.

Встречается и обратное: некоторые игроки, зажав ручку ракетки в кулаке, все мячи, в том числе и с правой стороны стола, отражают тыльной стороной ракетки. Они не способны произвести наводящий или сильный завершающий удар справа ладонной стороной ракетки. Даже,  высокий, очень удобный для завершающего удара мяч они нелепо толкают перед собой.

Рис. 3. Хватка «пером». Вид с передней, игровой стороны

В странах восточной Азии (Японии, Китайской Народной Республике) широко распространена хватка «пером», когда ракетка держится, как ручка с пером, между большим, указательным и средним пальцами, а ручка ракетки обращена вверх (рис. 3). Хватку пером применяют отдельные игроки и в других, в том числе и европейских, странах.

При этой хватке все удары выполняются одной и той же обращенной вперед стороной ракетки. Хватка пером создает некоторые преимущества для выполнения крученых ударов справа и для мячей с боковым вращением, зато отражение мячей слева является для игроков, применяющих эту хватку, трудной задачей.

Высокий класс игры и успехи спортсменов Японии и Китайской Народной Республики в настольном теннисе обусловливаются отнюдь не хваткой, а их исключительно быстрой реакцией и подвижностью. Быстрота перемещения около стола позволяет им неизменно занимать наивыгоднейшую позицию для удара и почти каждый мяч отбивать одинаковым по технике выполнения, хорошо натренированным активным ударом, прочно удерживая инициативу в своих руках и не давая возможности противнику использовать слабые стороны хватки пером.

Тем не менее равный по силе игрок, обладающий разносторонней техникой, как правило, всегда сумеет доказать порочность системы игры, построенной на применении лишь одного удара, и использовать слабые стороны хватки пером. Ограниченные технические возможности и тактическую примитивность игры японских спортсменов убедительно вскрыл сильнейший игрок Чехословакии Андреадис: в финальном матче командного первенства мира на «Кубок Свайтлинга» между командами Чехословакии и Японии он обыграл всех 3 игроков японской команды (см. стр. 179). Однообразной тактике японских спортсменов, построенной почти исключительно на применении крученого удара справа, Андреадис противопоставил более высокий темп своих атак. Неожиданные короткие и косые атакующие удары Андреадиса, направляемые им то вправо, то влево, хотя и не были столь сокрушительными по силе, как у японцев, но зато были гораздо более действенными и почти всегда достигали цели. Используя слабые стороны хватки пером, он умело находил уязвимые места в позиции противника и ставил перед ним не выполнимые для его хватки задачи. Основной недостаток хватки пером — отсутствие удара слева — особенно наглядно выявляется в парных встречах с их высоким темпом и повышенными требованиями к разносторонности техники.

www.offsport.ru