Дешевая-обувь.рф

Принципы развития практики туйшоу. Ушу туйшоу


Тайцзицюань — Туйшоу видео разных мастеров тайцзицюань — Сибирский шаолинь

Туйшоу (кит. 推手 [tuī shǒu],рус. Толкающие руки) — комплекс парных упражнений китайского ушу, характеризующийся постоянным взаимодействием партнеров через точку контакта. Включает в себя различные формы толчков, надавливаний, потягов и методов их нейтрализации. В основном как тренировочный метод используется в Тайцзицюань и Вин-Чуне. В наши дни также является соревновательным видом включенным как правило в соревнования по тайцзицюань и другим видам внутренних боевых искусств.

Чэнь Гу’ань(отрывок из книги «Синьцзя уши тайцзицюань»)

перевод на русский — Е.Турышев

  Туйшоу раньше называли «бьющие руки» (дашоу), позднее переименовали в «слушание цзинь» (тин цзинь). Так называемое «слушание цзинь» — это когда два человека во время туйшоу обеими руками обматывают руки друг друга, наступая вперёд и отступая назад, оглядываясь влево и вправо, и удерживая корпус прямым и центрированным. Применение движений заключается в том что, тот и другой ищут цзинь, пытаются узнать величину цзинь- ли противника, пустая она или полная, твёрдая или мягкая, лёгкая или погруженная, быстрая или медленная, добиваясь следования за спиной противника. Твёрдое и мягкое взаимно поддерживаются, имеется и лёгкое и погруженное, изменения сплетены в живой, подвижный клубок без застоев. В изобилии упругая и эластичная нэйцзинь – квинтэссенция вовлечения (инь), преобразования (хуа), выпуска (фа), отпускания (фан). Во время выполнения туйшоу, очень часто оба партнёра скрывают в сердце азартное стремление к победе, и не имеют дружеских мыслей, тем более не советуются друг с другом. Тонкость тайцзи в том, что ценится ловкость и не ценится грубая сила, как написано в анналах «исследуй фразу: четыре ляна одолевают тысячу цзиней, и уяснишь, как побеждать без силы», также говорится: «используй волю, не используй силу». Если сохранять грубую силу, то будет застой, это пойдёт вразрез с искусством применения и изучения тайцзицюань. При занятиях туйшоу тем более нельзя высмеивать партнёра, нужно учиться друг у друга, брать лучшее, и избегать недостатков, способствовать взаимному росту. За исходный принцип должен быть взят дух дружеского объединения, нельзя препираться из-за побед и поражений, тем более зависть порождает только зависть.

  С точки зрения упражнения туйшоу, в тайцзицюань настоятельно требуется тщательно изучить работу рук, глаз, тела, приёмы (фа — методы) и шаги, а также заботиться о трёх передних (саньцянь), следить за семью звёздами (цисин), восьмью методами (бафа), пятью стихиями (усин). То, что называется руки, глаза, тело, приёмы и шаги связано с внешними пятью стихиями, важнейшим ключевым фактором ушу.

Правила для рук (шоу фа)

 Методы рук должны быть быстрыми, точными, связанными (должны следовать), безжалостными. Поэтому руки обладают умением захватывать (ба) и вращать (чжуань) и возможностью контролировать (кунчжи). В анналах кулака Чэней говорится: «Передняя рука уходит, задняя – следует (гэнь), одна рука возвращается, другая – преследует (суй), обе вращаются винтообразно», обе руки контролируют три сочленения противника, не давая ему живо измениться. В туйшоу школы У тайцзицюань искусно применяется техника контроля. Когда контактируешь с противником, корпус, руки, ноги взаимно следуют сверху-донизу. Осаживание конечного сочленение, проведение корневого сочленения, блокирование среднего сочленения – это метод контроля верхних конечностей. Контролировать конечное сочленение, подавлять среднее сочленение, обвивать нижнее – это метод контроля рук, ног и корпуса противника сверху донизу, он не только не может живо измениться, но и всюду связан и ограничен. Заставляю его оказаться в позиции спиной, сам нахожусь в продольной позиции (шуньши), пользуясь случаем выпускаю. Противник неожиданно подвергается угрозе наклона и падения. Это – искусное применение техники рук.

Правила для глаз (яньфа)

  Взгляд (яньшэнь – глазной дух) в ушу крайне важен, независимо от того используются кулаки, ноги или оружие, в каждой школе цюаньфа взгляд – это главное. Тот, кто отдаёт приказы, находится в сердце (синь), тот, кто передаёт приказы находится во взгляде, поэтому мастерство всецело зависит от взгляда. Рассматривание поз, изучение форм, различение цветов – всё опирается на возможности зрения. Поэтому, взгляд должен быть острым.

Правила для корпуса (шэньфа)

  В тайцзицюань, независимо от того выполняется форма или туйшоу, к действиям корпуса предъявляются следующие требования: спрятать грудь, выставить спину; расслабить плечи и погрузить локти; поднять макушку, свесить пах; завернуть пах, защитить пупок; тело стоит прямо и центрировано; не склоняться ни в одну сторону, ни в другую; ци погружена в даньтянь.

   Такие принципы как: спрятать грудь, выставить спину; расслабить плечи и погрузить локти; поднять макушку, свесить пах – способствуют подъёму духа. Принципы: завернуть пах, защитить пупок; тело стоит прямо и центрировано; не склоняться ни в одну сторону, ни в другую; ци погружена в даньтянь – способствуют укреплению достижений в круговращении. Сможешь поднять дух – избежишь опасности замедленной тяжести, достигнешь успеха в круговращении – только тогда сможешь подвижно изменяться. Если добьёшься выполнения этих требований, то действия опустошения-наполнения (сюй ши), раскрытия-закрытия (кай-хэ), поднимания-опускания (ци-ло), вращения (сюань-чжуань) и принятие позиций станут естественными, движение-преобразование живым и подвижным, будто беспричинно вращаются, не зная остановки. В применении рук, глаз, корпуса, приёмов (фа – метод) и шагов, приклеившись всюду движешься, одно движется, нет ничего, что не двигалось бы, одно покоится – нет ничего, что не находилось бы в покое, движение подобно покою, покой подобен движению, движение и покой не различаются, принцип этого –прямое и центрированное положение корпуса. Корпус стоит прямо и центрировано – можешь опереться на восемь сторон, также можешь и изменяться на восемь сторон. Когда превращения пустого и полного будут управляться поясницей, будет приклеивание- прилипание-присоединение-следование (чжань нен лянь суй), дух собран и сконцентрирован, неизменно прилипая, сможешь живо следовать, только тогда будет достигнуто искусство «опускания в пустоту (ло кун)». В движениях туда и обратно должно быть разделение инь-ян, в наступлении и отступлении должен быть поворот к соединению. Случай для выпуска выбираю сам, силу занимаю у противника, в фацзинь верх и низ друг другу следуют, тело разрушает руку [здесь и кое-где далее вместо иероглифа «цуй – погонять, торопить» используется похожий иероглиф «цуй – разрушать», возможно, опечатка, в других текстах использован первый иероглиф], в движении я пустой и подвижный, необходима естественность, тело выполняет то, что хранит сердце, добиваюсь утончённости, тысячи изменений переплетены разнообразно, в конце концов, будет подвижность тела. Если тело будет заторможено, не сможешь свободно наступать и отступать, поэтому тело должно быть подвижным.

Приёмы (фачжэ)

  Упражняя кулак , изучая искусство (цзи), в качестве основы берут приёмы (фа – методы) и техники (шу – искусство). Прежде всего, необходимо уяснить каждый метод и каждую технику. Упражняем позиции в качестве приёмов, движения – в качестве техник. В том, что называют ушу, У (воинственность) – это сущность (ти), шу (искусство, техника) – это функция (юн – применение). Поэтому, упражняем кулак (т.е. формы) как развитие сущности, выполняем туйшоу как применение, только соединение сущности и функции и будет ушу. Всё это поясняет, что кулак (т.е. выполнение форм) – это приёмы (фа), а техники (шу) – это применение (юн). Каждая техника в искусстве ударов (в рукопашном бое) порождается из приёмов кулака. Упражняясь в воинственном (у), снаружи делают упор на руки, глаза, корпус, приёмы и шаги, а внутри овладевают сердцем (синь), духом (шэнь), волей (и), мыслью (нянь) и ногами (цзу).

   Сердце [синь] должно быть успокоено, иначе невозможно сосредоточиться на одном. Дух должен быть нетороплив (расслаблен), тогда тело успокоится. Ци – сильна, дух – сияет. Если дух сияет, то тело здорово, так можно изгонять болезни и продлевать годы. Лаоцзы сказал: «Дух человека очищен, но сердце озабочено. Сердце человека успокоено, но он захвачен желаниями. Если можешь отбросить желания, то сердце само успокоится. Очистишь сердце – дух сам прояснится». Этот отрывок поясняет, что при упражнении кулака и изучении искусства, нужно стремиться успокоить сердце и сконцентрироваться, необходимо исключить произвольные мысли. Отбросив произвольные мысли сможешь сконцентрировать дух, ци будет проникать всюду, достигаешь состояние собранности ци и духа.

  «Воля» [и] означает применять волю и не использовать грубую силу. «Сердце – то что чувствует, воля – направляет движения». Приёмы (фа) – это внешнее по отношению к воле (и), воля находится в середине приёма. Приёмы (фа) и техники (шу) используют друг друга, действия нанизываются одно за другим, позы продолжают одна другую, поднимание- принятие-вращение-закрытие [ци, чэн, чжуань, хэ – термины школы У], чем больше упражняешься, тем действуешь тоньше, искусство заключено в пустоте и подвижности (сюй лин).

  «Мысль» [нен]- то что даёт возможность нащупать смысл. Если, упражняясь в кулаке, не проделать долгий путь поисков, а просто упражнять жёсткое гунфу, то хотя и в гунфу будут некоторые достижения (лишь в упражнениях цзинь), но с точки зрения искусства, будут выработаны недостатки. Пословица говорит: «Нельзя ходить лишь на одной ноге». Необходимо соединить сущность и функцию, поэтому, нужно и упражняться и находиться в постоянном поиске. Таким образом, только и можно достичь чистого мастерства и тонкого искусства.

   Ноги являются источником фацзинь. В трактатах о кулаке школы У говорится: «Цзинь начинается в пятках, выпускается ногами, управляется поясницей, оформляется в пальцах рук». В пустом и полном, открывании и закрывании, поднимании и опускании, вращении – всюду ноги движутся вместе с руками, округло вращаясь соответственно духу (шэнь). Поэтому, в изучении кулака и упражнениях, самое важное заключается в накоплении цзин (дух) и собирании ци, концентрации шэнь и упрочнении ци, сосредоточении цзинь и собирании жидкостей. Таким образом, цзиншэнь (дух) естественно станет мощным, вернётся к изначальному, укрепятся мышцы и кости, тело станет здоровее и увеличатся жизненные силы, оздоровится вся нервная система, ещё и интеллект усилится, это искусство превращает слабость в силу. Если изучающий сможет проделать долгий путь закаливания, настойчиво и без лени, результатом будет расцветание ци и оздоровление тела.

Правила для шага (буфа)

  Хотя гунфу кулачного искусства и заключено в руках, однако, если шаг непрочен, то не будет крепкой основы, только двинешься сразу зашатаешься, верх тяжелый, низ лёгкий, это похоже на ветер и вату, на ряску и ручей, совершенно отсутствуют корни. Ноги – корневое сочленение тела человека, если шаг непрочен, то противник легко заставит тебя двигаться. Если ноги стоят непрочно противник сможет войти, воспользовавшись случаем. Если шаг будет прочен, а ци погружена, то не только избежишь всплывания крови и ци вверх и порока сдавленного дыхания, но и сможешь опустить вниз всплывающую силу, возникнет эффект утяжеления погруженной силы. В тайцзицюань повсюду пустое и полное являются основой, поэтому во всех сочленениях тела верхнем, среднем и нижнем, в движении и покое, всюду нужно ясно различать пустое и полное. В упражнениях с подвижными шагами особенно требуется лёгкая живость, в ногах нужно различать пустое и полное, в пустом есть полное, а полном – пустое. Рука пустая – нога также пустая, рука полная – нога также полная, пустое и полное используют друг друга, только так изменения станут живыми. Разделяя пустое и полное в ногах, нужно уделять особое внимание вытягиванию-перемене поясницы и ног, бёдра и поясница скручиваются и ёстественно оформляются в сложенную форму. В «Рассуждении о тайцзицюань» говорится: «Туда и обратно – должно быть складывание, в отступлении и наступлении требуется перемена» — это принципиально. Сможешь вытягивать поясницу и скручивать бёдра, тогда движения естественным образом станут живыми. В рассуждениях о кулаке семьи У сказано: «Если не можешь использовать случай и позицию, а тело в хаосе и не имеет силы, причину этой болезни нужно искать в ногах и пояснице». Эта фраза в полной мере поясняет важность работы ног и поясницы. Поэтому, выполняя комплексы и упражняясь, нужно чтобы перемены пустого и полного в трёх сочленениях тела, верхнем, среднем и нижнем, быль пронизаны единым ци. Руки должны быть живыми, «живые» — значит проворные. Тело должно быть подвижным, подвижное – тогда пустое. Шаг должен быть прочным, но при этом ловким. Ноги, одновременно, лёгкие как лебединый пух, и тяжёлые как Тайшань, быстрота подобна взлёту вспугнутого лебедя, прочность подобна спокойствию каменной скалы. Если в трёх сочленениях приёмы будут нанизываться друг за другом, а позы – вытекать одна из другой, то естественно достигнешь уровня чистой работы и тонкого искусства. Во время туйшоу контактируя с противником, конечные сочленения отражают-подпирают наружу со взаимным обматыванием, это соответствует отражению кистями рук по восьми триграммами, грудь мягкая, поясница живая, действия среднего сочленения подобны вращению Тайцзи. Ноги шагают по пяти стихиям (усин): наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо и стабильная позиция закаливают нижние конечности. Поднимают, опускают, вращают и поворачивают (ци, ло, сюань, чжуань), выполняют перемены пустого и полного, наступают и ускользают обматывая цикл за циклом, используют пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као, а также чжань (приклеивание), инь (вовлечение), тин (слушание), хуа (преобразование), захваты (нафа) и другие виды цзинь в качестве приёмов боя. Ключ заключён в том, чтобы «следить за тремя передовыми» и «наблюдать за семью звёздами». То, что называют «тремя передовыми» — это опережение глазами, опережение кистями, опережение ногами. «Семь звёзд» — это голова, ноги, плечи, локти, запястья, бёдра, колени. Контактируя с противником, каждое мгновение нужно обращать внимание на указанные три передовых вверху, в середине и внизу. Семь звёзд: голова, ноги, плечи, локти, запястья, бёдра, колени изменяются в каждом движении, как только возникает в сердце, сразу должно реализоваться. Это говорит о важности «трёх передовых» и «семи звёзд».

   В туйшоу, кроме принципов «заботиться о трёх передовых» и «следить за семью звёздами», также важным является контроль трёх сочленений (сань цзе) противника. Контролируя конечное сочленение, обманывая среднее и обвивая нижнее методом прилипания и следования без отрыва, приводишь к тому, что противник не может живо изменяться. Чем плотнее прилипание, тем труднее противнику вращаться. Среди способов шагов в первую очередь нужно овладеть пронизывающим (гуань), застёгивающим (коу) и втыкающим (ча) способами. Пронизывающий способ – это фацзинь, застёгивающий – это хэцзинь (закрывающая цзинь), втыкающий – это цзуньцзинь (буравящая цзинь). Сможешь понять эти способы цзинь – узнаешь смысл наступления и отступления. Чжуан Цзы (?) некогда говорил: «Достигать дыхания из пяток в тайцзицюань означает, что дыхание углубляется и удлиняется, так что вверху достигает макушки, а внизу пяток», поэтому его корень перемещается в ступни. Хотя наступление – это наступление, однако, внутри содержится отступление. Отступление также есть наступление, в отступлении скрыт механизм наступления. Намереваясь начать действия, ногами нужно выполнить скрытое наступление, пять стихий превращаются, три угла (сань цзяо) берутся в качестве метода, шаги топчут по трём углам, живость и подвижность без застоя, привлекая цзинь (инь цзинь) начинаешь действия, точка приложения силы собранная, а воля (и) идёт впереди.        

  Тонкость искусства туйшоу заключается в чувствительности как у усиков насекомых, тело, руки и ноги следуют направлению действий противника и его превращениям, изменения спиральной цзинь разнообразны, внутри круга новый круг, слой за слоем изменяются. Это самое ценное в туйшоу, искусное применение тайцзи.

  В туйшоу тайцзицюань У есть динбу туйшоу (на месте), хобу туйшоу (в движении) ещё называемое «четыре прямых», а также сысе далюй (большое проведение по четырём косым), ещё называемое «четыре угловых» и др. способы. Есть также чаньшоу (обматывание рук), оно имеет много способов и форм. Туйшоу на месте (динбу) разделяют на шуньбу (продольный шаг) и хэбу (закрытый шаг). Большинство применяет способ хэбу. Независимо от метода: хэбу или шуньбу, вначале нужно проанализировать четыре действия: пэн, люй, цзи, ань до полной ясности, понять что есть каждое действие и их назначение, и натренировать их до совершенства. Только на этой основе можно продвинуться до изучения туйшоу с шагами. В хобу туйшоу особое внимание нужно уделить тонкой чувствительности, это базовая работа для изучения стратегии и тактики реального боя.

1.Объяснения восьми позиций туйшоу на месте

Пэнши

А (с белыми волосами) и Б (с чёрными волосами) выставляют вперёд правую ногу на один уровень, только так можно, соединив запястья вытянутых рук, стоять прямо, центрировано, комфортно и расслабленно. Нужно погрузиться в покой и расслабление, быть лёгким, расслабленным, округлым и подвижным, нельзя использовать грубую силу. Выполняя подпирание в форме пэн, необходимо, чтобы мысль пронизывала цзинь, плечи и локти должны быть расслабленно отпущены (фансун). Б соединяет обе ладони с рукой А, которая выполняет пэн, и нажимает (ань) на неё. А расслабляет поясницу и бёдра, сгибает левую ногу и на неё оседает, правой рукой подпирает, направляя по косой перед лицом Б, ладонь обращена к своему лицу, пальцы скручены вверх, левой ладонью блокирует среднее сочленение правой рукой Б.

Основные моменты: Приклеиваясь в форме пэн, дух должен быть сосредоточен, погруженное расслабление и покой, движение пребывает в покое, снаружи мягкое, внутри твёрдое, подобно накоплению цзинь при натягивании лука, позиция ожидания момента отпускания.

Люйши

  Когда А ведёт свою руку с отражением по косой перед лицом Б, Б правой [а не левой?] рукой смягчает-поддерживает-преобразует (жоу то хуа) движение правого локтя А. А быстро оттягивает поясницу и бёдра складывает локоть, и левой кистью принимает и осаживает (цзе та) левое запястье Б, правая ладонь в соответствии с ситуацией делает движение «втыкать цветок», выныривая из-под левой подмышки Б и скручивая руку и запястье внутрь, заворачивает (гуо) и сопровождает (люй) плечо Б. Левая ладонь осаживает верхушечный сустав, правое запястье сопровождает корневой сустав, локтем выполняется замок плеча и локтя Б, это приводит к тому, что корпус Б наклоняется вперёд и он теряет равновесие [абзац содержит много опечаток, перевод сделан в соответствии со следующим разделом, где его содержание повторяется].

  Основные моменты: Движения люйши лёгкие, расслабленные и естественные, стойка (шаг) подвижная и живая, приклеивание и соединение (нен лянь) непрерывны, живая подвижность и прочность цзинь.

Цзиши

  А выполняет люйши как описано выше [не повторяю перевод], Б, не получив сильной позиции, намерен оттянуть тело и руку назад. Тогда А, пользуясь случаем занять силу, погружает правый локоть вниз, поворачивая правую ладонь к выполнению цзи в грудь Б, центр ладони направлен к лицу, левой ладонью помогает нажимая (ань) на выполняющую цзи правую ладонь около запястья. Тогда тело Б будет изломано назад и он потеряет равновесие.

 Основные моменты: Цзиши жёсткая и яростная, выпуск силы (фали) подобен отпусканию стрелы, преобразование (хуа) и выпуск (фа) свободные, дух (шэнь) быстр, подвижен и искусен.

Аньши

Когда А пытается согнуть назад тело Б посредством цзиши, тот использует правую ладонь, чтобы блокировать выполняющую цзи ладонь А. Вместе с тем, Б быстро оттягивает бёдра влево, обводит левую ладонь снизу вверх складывая её, намереваясь преобразовать (хуа) цзиши со стороны А. А, пользуясь случаем, двумя ладонями нажимает (ань) на обе руки Б, одна из них нажимает на правое плечо Б, другая – опускает с нажиманием его предплечье, образуется скрещенная позиция. Аньшицзинь имеет цельную опускающуюся цзинь, противнику не легко избегнуть.

  Основные моменты: Пэн, люй, цзи, ань прилипают-следуют (нен лянь) так, что не освободиться, соединены компактно, центр тяжести стоит прочно, в обе стороны складываются, циркуляция без перерыва. Выпуская силу (фали) в аньши атакуют поясницей, втягивание и выплёвывание (туна) превращаются, всё пронизано единым ци.

Цайши

  Метод цай является одним из угловых приёмов. А и Б стоят друг против друга прилипнув обеими скрещенными руками, в соответствии с приёмами пэн, люй, цзи, ань, выполняют три круга взаимного обматывания. Затем, А отступает правой ногой назад-вправо на полшага, левая нога следом отводится, оттягивает поясницу влево и сгибает бёдра в приседе. Левая рука выполняет подъём, ввинчивание, опускание , опрокидывание (ци, цзуань, ло, фань) и захватывает левое запястье Б, правая ладонь, следуя ситуации, сопровождает и срывает (люй цай) правую руку приседая вниз. В цайши цзинь погружается, сила цельна. Б, атакованный цай, оказывается в позиции спиной и теряет равновесие, наклоняясь вперёд.

  Основные моменты: Цай – в десяти пальцах, ци и поза связаны, твёрдость и прочность, имеется сила. В первую очередь, должны быть быстрыми ввинчивание-опрокидывание и подъём-опускание, погружение решительное, изменений множество.

Лецзинь

 Когда Б теряет позицию под действием цай, он подтягивает левую ногу и вставляет её к паху А, намереваясь войти с као и ударить правой ладонью в лицо А. А быстро прячет грудь, использует люй против правой руки Б из-под подмышки скручивая вверх, правая ладонь выполняет ле против правого плеча Б, а левая ладонь нажимает (ань) на бедро Б. Б под действием ле оказывается в положении [снопа] хвороста.

  Основные моменты: Метод ле очень смел, двигаешь предплечьем, вращаешь ладонь, входишь с ле. Цзинь и ли полностью упорядочены, живая подвижность приводит к ловкости.

Чжоуши

  Когда Б теряет позицию под действием ле, он пользуется моментом когда А находится на грани выпуска- отпускания (фа-фан), быстро расслабляет плечо, правую руку скручивает вверх, поясницу и бёдра оттягивает вправо, следуя возвращению цзинь блокирует средний сустав [руки] А. А, следуя ситуации, складывает руку, сжимает запястье обрушиванием движением вниз, наносит удар локтём в грудь Б.

Основные моменты: Локоть в согнутом положении, движения решительные, быстрые, смелые, мощно теснишь противника, изменяешься живо.

Каоши

Когда Б подвергается атаке локтем со стороны А, он прячет грудь, и вращательным перекатывающимся движением левой ладони вправо преобразует атаку А. А следуя ситуации вставляет правую ногу в средние ворота Б, одновременно складывает правую руку и выполняет пронизывание (чуан) вверх, нанося прислоняющийся (као) удар в грудь и плечо Б. Вместе с тем, левая ладонь А наносит нажимающий (ань) удар в область живота Б. Б, атакованный методом као, будет изломан назад, и потеряет равновесие.

Основные моменты: Као заключается в ударе плечом, грудью, бедром и коленом, правая [левая?] рука бьёт в живот – действие не впустую. Смелая, решительная, быстрая атака – трудно защититься, живость и подвижность доходит до тонкой иллюзорной изменчивости.

2.Пояснения к туйшоу с подвижными ногами

  Движения рук в туйшоу на месте и в туйшоу с подвижными ногами одинаковы, отличаются лишь шаги ногами.

  А и Б стоят друг против друга, А выставляет правую ногу к внешней стороне левой ноги Б, Б вставляет левую ногу в срединные ворота А. Одновременно, правая нога А шагает вперёд, Б отступает правой ногой назад. А пользуется отступлением правой ноги Б, сразу шагает левой ногой к правой стороне Б [что это?] застёгивающим (коу) шагом, Б намерен отступить, А пользуясь случаем, входит, правая нога входит в срединные ворота Б.

[ Очевидно, в тексте есть опечатки, я не вижу смысла в этом абзаце.]

  Основные моменты: Наступление и отступление туда и обратно выполняются на три шага, застёгивание (коу) и втыкание (ча) используются для атаки. В «Трактате о кулаке» господина Ван Цзунюэ сказано: «Наступает – нужно ещё удлинить, отступает – нужно ещё стеснить». Верхние конечности расслабленные, лёгкие, мягкие, важно складываться туда и обратно, использовать волю, не использовать силу. Отступление и наступление ногами имеет меру, следуя противнику, пользуясь случаем, входишь, пустое и полное ясно различаются, всё гармонично связано.

источник 

Мастер тайцзицюань стиля У и синъицюань — демонстрация свободное туйшоу ( соединения ударной техники рук и туйшоу)

Разъяснения основных сил тайцзи а также работа суставов и мышц , практическое применения элементов формы

 

Туйшоу и синъицюань как единое целое

«Выход» из толкающих рук на ударную технику

Синъицюаньи тайцзицюань в едином порыве 

Тайцзицюань стиль Чень -толкающие руки и применение формы . Можно заметить в применение отличие от стиля У , очень много спиральных усилий , больше «внешних» круговых движений , более широкие позиции 

 

Чжао бао -Тайцзицюань , мощная бросковая техника

часть 1

часть 2

часть 3

Соревнования по свободному туйшоу (быстрота, натиск, упорства) 

И наш опыт в этом сложном искусстве 

Средний рейтинг0 из 5 звезд. 0 голосов.

sibkungfu.ru

Туйшоу и силовая работа / Ушу / Кемпо

В настоящее время соревнования по туйшоу — очень обсуждаемый вопрос в среде занимающихся тайцзицюань. Это хорошее дело, поскольку соревнования по туйшоу оказывают хорошую службу в деле распространения тайцзицюань в нашей стране. Однако нужно уточнить, что есть туйшоу традиционное и есть соревновательное, что не одно и то же.

Соревновательное туйшоу сильно отличается от старого туйшоу, другое его название «гэшоу» или «дашоу». В гэшоу и дашоу были разрешены броски (шуай), болевые контроли (на), выбрасывания (чжи) и удары (да), и они были похожи па то, что мы сейчас называем свободным поединком (саньда). Современное же туйшоу — это тренировочный! метод, что-то среднее между свободным слушания, нейтрализации, выброса, т. е. понимание усилий.

Можно сказать, что это тренировочный метод для рук. Если говорить, что форма является основой тайцзицюань, то туйшоу — это проверка правильности поз в форме. Вне всяких сомнений — туйшоу прекрасный вид физического воспитания. Однако если ставить этот тренировочный метод в рамки соревнований, то тут возникает очень много вопросов. Я считаю, что в соревновательном тайшоу есть, как минимум, три проблемы: во-первых, правила; во-вторых, уровень технической подготовки; в-третьих, уровень силовой подготовки. Правила должны быть более свободными. Есть запреты па удары, и это правильно, поскольку велика доля травматизма.

Однако методы контроля, не ведущие к травмам суставов, а также запрещенные обхват за туловище двумя руками и подбивы ногами следует разрешить. Как же насчет высказывания: «верх и низ следуют противнику, отчего ему трудно нападать»? На самом деле, если у вас хорошая «столбовая работа», подвижные изменения пустого и полного, тело владеет мягкими методами освобождения от захватов, не следует бояться бросков, не нужно опасаться контролей.

Основная проблема — эго технический арсенал и силовая подготовка спортсменов. Сначала о технике. Нельзя даже и рядом ставить технику старых мастеров с техникой современных спортсменов — это слишком очевидно и понятно, я даже не буду этого касаться. Хочу лишь озвучить свою точку зрения и практический подход к силовой тренировке.

Тренировка форм, туйшоу, даньши, несомненно, повышают силовые качества. Формальные последовательности — это основа тайцзицюань. Однако человеку, практикующему тайцзицюань, не следует также отказываться и от работы с предметами, которые повышают его силовые характеристики (это — физическая сила, скорость, выносливость, адекватная реакция, присущая тайцзицюань спиральная упругая сила). Здесь нет единого мнения. Некоторые через печать утверждают, что в тайцзицюань никогда не было вспомогательной работы с предметами. А господин Чжан Чжосин, например, полагает, что работа с железной палкой, мешком с песком очень хороши для базовой подготовки для туйшоу (см. «Ушу и здоровье», вып. 2,1992 г.). Я полностью разделяю его точку зрения. В старину мастера уделяли огромное значение силовой работе.

Например, такие известные мастера стиля У (й^), как Ли Ишэ и Хао Вэйчжэн, тренировали силу рук 40-килограммовой железной палкой. Исследователь пэйгупцюань господин Чжан Найци также пишет: «Мешок с песком, как и другие предметы, также хороши для вспомогательной работы» («Научный иэйгуньцюань», ст. 66). Мой учитель, выдающийся мастер тайцзицюань стиля Чэнь, господин Чэнь Чжаокуй также уделял большое внимание силовой тренировке. Он всегда придавал большое значение и технике, и силе. Его мастерство, искусство циньна, толчки были па высшем уровне. Он имел свой взгляд на взаимосвязь техники и силы. Он часто говорил, что мягкая спиральная нейтрализация, использование силы противника для удара, искусство «четырьмя ляпами сдвигать тысячу цзиней» — все это специфическая техника тайцзицюань, но техника основывается на силе.

Он говорил: «В туйшоу техника составляет 30%, сила 70%. Нет силы как основы — техника тоже не работает», т. е. сила является решающим фактором. Еще он наставлял: «Некоторые боевые техники тайцзицюань не стоит пробовать на людях, в туйшоу их не использовать, только на вспомогательных предметах». Поэтому он нам передал не только первую и вторую формы тайцзицюань семьи Чэнь, туйшоу, цьньна, даньши, по и методы вспомогательной работы. В их числе: встряхивание длинного шеста, скручивание короткой палки, упражнения с тяжелым мячом, столбовая работа и др. Также он делал акцент па тренировках с железной палкой, ударах по мешку с песком. Учителю Чэню самому нравилось поднимать тяжести, у него дома в Пекине стояла каменная штанга. Он также показывал нам работу на мешке (она совсем не такая, как в боксе).

В последние годы я и мои ученики тренировались по переданной нам учителем Чэнь Чжаокуем методике силовой работы и ощутили ее эффективность. На Все китайских соревнованиях по туйшоу в 1991 году трое из пяти моих учеников стали чемпионами. Они серьезно подходили к работе с предметами, по один выступил неудачно, так как много внимания уделял технике, был в неплохой физической форме, по не уделял внимания вспомогательной работе. Поэтому при встрече в поединке с другим учеником, который занимался силовой работой, он проиграл. Из этого я сделал вывод, что человек, практикующий тайцзицюань, особенно если это молодой человек, имеющий интерес к исследованию боевого применения, должен практиковать и силовую работу, и тренировать технику, позволяющую «четырьмя ляпами сдвинуть тысячу цзинет. Однако он не должен отходить от характерных принципов тайцзицюань и сохранять стилистические особенности тайцзицюань.

Ма Хуна о туйшоу из перевода Р.Романова

kempo.ru

Путь воина: ушу - Рукопашный бой и единоборства

кл. слова: ушу, спортивное ушу, ушу-таолу, ушу-саньда, туйшоу, дуаньбин

 Искусство остановить войну

Само значение слова «ушу» (в переводе с китайского - воинское искусство, или искусство остановить войну) будет определять дух этого раздела. На сём закончим вступление.

Ушу - «воинское искусство» - уникальное наследие и достояние китайской цивилизации. Формируясь в течение тысячелетий, ушу развивалось, обрастало легендами, преследовалось и возвеличивалось императорами, но всегда бережно сохранялось в народе, в поколениях мастеров.

Название «ушу» было принято сравнительно недавно, после 1911 года. До этого времени боевые искусства назывались иначе, и названий было много. Последователи всех традиционных школ ушу, существующих в Китае, собранные Ассоциацией, разработали систему т.н. "Спортивного ушу". Были проведены физиологические исследования по влиянию ушу на здоровье человека, и созданы правила соревнований и технические нормативы.

Ушу - это, прежде всего, путь к самосовершенствованию личности через освоение гимнастических комплексов, дыхания, психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большое оздоровительное значение и дают положительное психофизическое воздействие.

Спортивное ушу развивает человека, прежде всего физически, а участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей, перешагнуть через "не могу" и выработать тем самым целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремлённость, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т.п.

Спортивное ушу делится на два основных вида: ушу-таолу и ушу-саньда (или более традиционное название -саныноу), кроме этого существуют ещё два, менее известных вида ушу, которые мы опишем ниже.

Ушу-таолу (бой с тенью) включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке. Все эти технические действия сведены в комплекс движений имитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без. В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приёмы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чанцюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др.

Ушу-саньда (свободный бой) как спортивное единоборство было возрождено лишь в конце 80-х годов нашего века, хотя различные формы поединков существовали в Китае с глубокой древности. Современное саньда это динамичный вид контактных поединков с жёсткими правилами, недопускающими лишнего травматизма. Саньда включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей ушу.

Туйшоу (толкающие руки) - вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань.

Дуаньбин, чанбин - свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. Этот вид контактных поединков в старом Китае также назывался лэйтай. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты, и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу.

ruk-boi.livejournal.com

Принципы развития практики туйшоу

Принципы развития практики туйшоу

 

 

Вот уже лет десять, как искусство туйшоу появилось в России. Существуют не менее десятка вариантов правил и соревновательных форматов по этому виду ушу. Предлагаю познакомиться со своим подходом, который сложился в результате длительных самостоятельных занятий, контактов с российскими и китайскими мастерами, и знакомства с ситуацией в спортивном ушу.

Прежде всего, небольшой экскурс в историю. Все виды боевых искусств зарождались именно как боевые, и имели целью нанести жестокое поражение сопернику. С течением времени они эволюционировали в системы подготовки духа и тела. Превращаясь в системы подготовки, они переносили акцент на выработку правильных реакций и необходимых физических и психологических качеств у занимающихся. Популярность всех боевых искусств взрывообразно возрастала, когда появлялся соревновательный формат, исключающий тяжелые повреждения у соперников. Такой взрыв популярности произошел, когда дзю-дзюцу преобразовалось в дзю-до, окинавское каратэ в японское каратэ-до. То же произошло в момент формирования практики туйшоу взамен кулачных поединков. И все подобные взлеты популярности заканчивались одинаково. Искусство превращалось в спорт. В спорте не важен личный духовный рост, постепенный прогресс. В спорте

самое главное – яркий внешний эффект, видимый результат. И именно это требование к немедленному результату очень быстро отсекает от спорта всех. для кого важен длительный гарантированный рост. Если человеку важен длительный процесс и гарантированный результат – то у него стратегическое мышление, он будет заниматься “до”. Если человеку важна быстрая победа при не гарантированном результате – то это игрок. Спорт собирает игроков и отсекает людей со стратегическим мышлением. Так превращение “до” в спорт убивает популярность, уничтожает возможность длительного постепенного роста, уничтожает духовную составляющую искусства. Спорт уже похоронил дзю-до, каратэ-до, сейчас он дотянулся и до тайцзицюань.

В нашей секции мы практикуем несколько другой подход. Цель его – в постепенном совершенствовании техники, развитии принципов “внутреннего направления”.

Мы используем следующие варианты туйшоу:

Отработка традиционных техник. Это горизонтальные и вертикальные круги одной рукой – пэн – люй. Это пэн – люй – цзи – ань – четыре движения: отражение, пропускание, теснение и толкание. Мы делаем их как на месте, так и в движении. Эти же техники мы используем как начальную соревновательную практику. В случае использовании например, горизонтального круга одной рукой в движении, без захватов (иногда и с захватом запястья) мы работаем со сменяющимися партнерами, без судейства и определения победителя. Каждый сам убеждается в качестве своей техники. Причем мы соревнуемся только в движении. Если начать соревноваться в статических позициях, начинается либо избыточная силовая работа, либо этюды на тему равновесия, не имеющие отношения к боевому искусству.

Отработка продвинутых техник. Параллельно с совершенствованием классических парных форм, мы практикуем варианты с отработкой “сферы безопасности”. Один партнер уводит атаки соперника, второй – старается пройти сквозь защиту, и дотронуться до головы и туловища. Мы практикуем эти техники только двумя руками, только в движении, без захватов, со сменой ролей. Иногда защищающийся работает с закрытыми глазами. В этих вариантах мы отрабатываем прилипание, проникновение, отражение, и пропускание.

Отработка жестких техник. Мы отрабатываем иногда цхай – ле – чжоу – као (срывание, разделение, локоть и опирание). Только обусловленные действия, в не соревновательном формате.

Техника ног. Также в не соревновательном формате отрабатываются техники защит и атак ногами, защиты руками и ногами от ударов ногами. По мере сил следим за стилевой работой, соблюдением принципов тайцзи.

 Практические применения и цинна. Только не соревновательный формат. Четкое соблюдение принципов тайцзи – обязательный критерий. Этот раздел самое слабое место китайских, и большинства отечественных наставников тайцзицюань. Китайцы в затруднительных случаях бьют ногой в пах, наши иногда вставляют элементы бокса или каратэ-до. На мою личную технику несомненно наложил отпечаток опыт айки-до. Вообще, имеет смысл обменяться информацией более подробно, возможно устроить совместный семинар или выпустить компакт-диск. Если у кого есть подобное желание, пожалуйста, пишите на сайт daofanshu.narod.ru будет интересно узнать Ваше мнение.

Свободная работа. Соревновательный формат, исключающий жесткие техники и удары ногами. Предлагаю всем ознакомиться именно с этим форматом, поскольку он исключает травматизм, и может служить основой для массовых занятий, соревнований, фестивалей и марафонов тайцзи-туйшоу. Мне представляется наиболее перспективными две формы. Фестивальная – где каждый работает с каждым, с ограниченным временем работы, без судейства

, с перерывами на восстановление. Марафон – постоянная смена партнеров, без судейства, без перерывов на восстановление, с выбыванием утомившихся. Это будет гораздо более интересно, чем спортивные состязания с ранжировкой по весовым категориям.

 

Принципы свободной работы

1

Туйшоу - это боевое искусство. Отличие боевого искусства от спорта – в том, что целью является не выявление сильнейшего, а развитие необходимых качеств и навыков.

2

Целью практики туйшоу является построение “сферы безопасности” вокруг человека, куда не может проникнуть враждебная энергия соперника.

3

Критерием правильности техники является недопущение контакта ударных частей тела противника с корпусом и головой.

Пояснение

: Без этого критерия не имеет смысла говорить о какой либо боевой эффективности “внутреннего искусства”. Именно это требование должно быть первичным, войти в плоть и кровь. Построение “сферы безопасности” позволяет оценить уровень владения “иньским” аспектом внутреннего усилия. Не имеет смысла проверять сферу безопасности, нанося серии ударов. В этом случае мы придем к полу контактному каратэ. Но и недопустима ситуация, когда один из соперников позволяет класть руки себе на корпус, выставляет вперед незащищенную голову, обхватывает соперника, и т. д. Такое поведение нельзя расценивать как поражение, это просто неумение.

4

Критерием превосходства является возможность отбросить соперника от себя, сохраняя при этом стабильное положение.

Пояснение

: Это единственный критерий, отражающий активное проявление “внутренней энергии”. Его и имеет смысл практиковать. Выброс энергии (фа цзинь) – “визитная карточка” боевых искусств внутреннего направления. При длительной (больше десяти минут подряд) работе – это единственно возможный способ проявить силу. При этом не имеет смысла разделять, каким аспектом выброса владеет человек – не нужно разделять на стили Ян, Чэнь, Сунь, Синъи, или Багуа. Единственный критерий правильности – отсутствие удара.

5

Выталкивание за пределы условных границ не является критерием победы и целью единоборства.

Пояснение

: При принятии выталкивания в качестве критерия победы, мы придем к практике борьбы сумо, со всеми вытекающими из этого стилевыми особенностями. Отбор отсеет легковесов, и останутся только жирные мужики с короткими ногами.

6

Разрешаются захваты запястий соперника.

Пояснение

: Захват запястья – довольно стандартная ситуация в боевых единоборствах, а в школах дзю-дзюцу вообще ключевой элемент техники. Вполне реально совмещение захватов запястья с техникой каратэ-до и других ударных школ. В то же время захват запястий не мешает стилевой работе в тайцзи – туйшоу. Техника от этого не только не страдает, но даже становится более строгой. При захвате запястий на первое место выходит не чисто силовой аспект, а умение сохранять правильную структуру, экономить усилия. Впрочем, при смешанных соревнованиях, когда соревнуются разные весовые категории, мужчины и женщины, дети и взрослые, от захватов можно совершенно спокойно отказаться.

7

Не разрешаются другие виды захватов.

Пояснение

: При использовании других захватов мы получим ситуацию борьбы. Борьба вырабатывает совершенно особые качества, развивать которые не входит в задачу туйшоу. Переход к технике борьбы – это борьба, и не надо называть такие соревнования соревнованиями по ушу. Есть вольная борьба, есть дзю-до, есть самбо. Там другие принципы, там настилаются ковры, там другие требования к технике. В частности, борцов не заботит отсутствие “сферы безопасности”, они спокойно допускают контакт корпуса и головы с руками соперника. Мы не желаем так же использовать в соревнованиях жесткие нокаутирующие удары, чтобы противостоять технике борьбы.

8

Разрешаются воздействия ладонями в корпус соперника.

Пояснение

: Без ограничения по силе и скорости, но с ограничением жесткости. Не удар, а приложение силы для выведения из равновесия и отбрасывания. Противник должен отбрасываться без повреждения внутренних структур, иначе отсев будет катастрофическим.

9

Не разрешаются воздействия выше груди и ниже пояса.

Пояснение

: Если не вводить этого ограничения, то мы получим ситуацию не контактного каратэ – в лучшем случае. В худшем – прибавим работы травматологам.

10

Исключения из пунктов 7, 8 и 9, – то есть борцовские захваты, удары всеми частями тела, (в том числе в голову и ниже пояса) обязательно отрабатываются в не соревновательном формате.

 

Практикуя туйшоу на таких принципах, я заметил следующие эффекты:

Мои ученики хорошо овладевают стилевыми особенностями тайцзицюань, и применяют их в туйшоу и самозащите. Все дети совершенно спокойно противостоят атакам в стиле каратэ-до и бокса, легко уходят от захватов дзю-дзюцу. Честно признаюсь, против классической борьбы они вынуждены применять технику жестких ударов.

Взрослые быстро осваивают внутренние принципы, выстраивают полноценную сферу безопасности. Соревнования в свободном туйшоу, без судейства, доставляет им большое удовольствие. Вообще, три любимых элемента тренировки – это растяжки (упражнения на гибкость), свободное туйшоу, и выполнение комплекса. Мы, кстати практикуем 42 движения (смешанную форму, современный соревновательный стандарт Мэн Хуэй Фэна) и 24 движения стиля Ян.

 Алексей Кузьмин. daofanshu.narod.ru

Сайт создан в системе uCoz

daofanshu.narod.ru

Туйшоу

Туйшоу или "толкающие руки" — это специальная практика работы в паре, которая позволяет осознать закономерности взаимодействия с напарником и готовит к ведению открытого боя.

Система туйшоу была разработана в XVII в. Чэнь Вантином основателем тайцзицюань, на базе воинских систем подготовки генерала Ци Цзигуана, основывалась она на идее "прилипания" к телу противника. Использовалось тут специфическое "усилие слушания" и "усилие понимания", позволявшие  не только держать под контролем движения соперника, но и как бы проникать своим сознанием в его мысли, предсказывать его движения еще до начала их реализации, чтобы правильно реагировать на них.

"Усилие слушания" (тинцзин) — это чувствование кожей и внутреннее чувство, которое разрешает осознать сильные и слабые стороны противника, его отрицательные и положительные качества, ощутить направление его движения. Для того чтобы наработать это умение в себе надо отказаться  в первую очередь от употребления грубой силы, ослабить поясницу и ноги, сконцентрироваться и уйти от посторонних мыслей  на ощущении противника.

"Усилие понимания" (дунцзин) достигается на более высоком уровне владения техникой.

В технике туйшоу находит реализацию теория инь — ян, когда для обороны нужно расслабляться и двигаться на позицию лучше, и при этом не отступать и не уступать своего места.

В основе практики туйшоу лежат вращательные круговые движения, выполняются они не в состоянии полного расслабления, но не в состоянии полного напряжения. Шаг вперед должен содержать потенциальное отступление, а шаг назад есть начало подготовки атаки.

 

 

 

wushu-donetsk.com

Путь Воина: Алхимия туйшоу

Тайцзи рождается из небытия и дает начало инь и ян. В покое инь и ян становятся одним; в движении они разделяются.

Ван Цзунюэ «Рассуждения о тайцзи»

 

Внутренняя основа боевых искусств

Все больше людей осознает, что воинское искусство – это не «драки направо и налево», а в первую очередь дисциплина, стратегия и тактика, внутренняя работа. Туйшоу (tui shou, толкающие руки, кит.), изначально известное как цзешоу (jie shou) или дашоу (da shou), – практика, получившая наибольшее развитие благодаря китайскому искусству тайцзи-цюань. Но по своей сути туйшоу намного глубже и шире, чем просто набор упражнений или прикладная техника тайцзи-цюань, как порой его воспринимают.

Это искусство объединяет внешние техники боевых искусств и внутренние законы даосской алхимии. Человек, практикующий туйшоу, работает прежде всего с состоянием собственной жизненной энергии ци, и особое значение в этой работе имеет внутренняя, алхимическая, основа практики. Система туйшоу способствует трансформации энергии ци, учит эффективному взаимодействию с внешними энергиями и контролю собственного эмоционального состояния, способствует развитию мышечно-сухожильной и костной систем тела, а также обучает человека биомеханике и принципам построения движений.Все эти навыки, в свою очередь, в той или иной степени проявляются не только в практике в туйшоу и тайцзи-цюань, но и во многих других боевых искусствах Китая и традициях народов Востока (окинавское карате, японское айкидо, корейское сонмудо и др.).

Тайцзи-цюань (taiji quan, кулак беспредельного, кит.) – внутреннее искусство взращивания силы, оформившееся в самостоятельную систему знаний в эпоху неоконфуцианства в XII–XIII веках. До этого периода было частью даосских алхимический знаний. Создателем тайцзи-цюань принято считать Чжан Саньфэна (Zhang Sanfeng, 1247–1464 (?)), хотя правильнее относить происхождение данного искусства ко всей системе даосских знаний. Наряду с багуа-чжан (bagua zhang, ладонь восьми триграмм, кит.) и син'и-цюань (xingyi quan, кулак направленной воли, кит.) является внутренним боевым искусством, направленным прежде всего на саморазвитие человека. Это отличает его от боевых искусств, которые работают с внешними условиями и не дают возможности для внутренней реализации. В тайцзи-цюань искусством становится сам принцип ведения боя, а не техническая подготовка.

Энергия ци (qi, субстанция, кит.) – ключевая сила, определяющая физический ресурс человека, его физиологические возможности, а также способность к внутренним преобразованиям.

Ритм – основа туйшоу

Можно сказать, что само по себе воинское искусство – это ритм. И именно понятие ритма развивает искусство «толкающих рук» в первую очередь. Без осознания ритма невозможно прийти к правильному дыханию, достичь концентрации, выстроить тело, «развить силы». Именно ощущение ритма движения в постижении искусства туйшоу играет одно из первостепенных значений. Японский самурай Миямото Мусаси (Miyamoto Musasi, 1584–1645) писал в своем трактате Горин-но cе (Gorin-no syo): «Ритм – основа жизни воина, он определяет его успехи и неудачи. Он учит развиваться правильно, упражняться верно, определять сильные и слабые стороны воина. Ритм помогает найти ближайший путь к самому себе и удерживать дистанцию со всем, что окружает человека. Ритм определяет тактику и стратегию воина, без него воин не может развить силу, и в момент опасности в нем будет не хватать уверенности». 

Работа трех центров даньтянь и достижение баланса

Человек, качественно практикующий туйшоу, способен достичь такой степени чувствительности и осознания своего внутреннего мира, что все, находящееся за его пределами, просто становится продолжением внутренней реальности. Это происходит благодаря действиям в соответствии с внешней ситуацией без потери внутреннего баланса, а также из-за способности осознанно и гибко реагировать на каждую конкретную ситуацию. Именно поэтому практика туйшоу является важным инструментом на пути внутреннего развития. И в этом смысле именно туйшоу как практику, направленную на достижение осознания, можно назвать внутренней культурой всех боевых искусств.

Достижение баланса энергии в теле связано с трансформацией энергии в трех энергетических центрах, обычно называемых «даньтянь». Если вы только начинаете практиковать внутренние боевые искусства, следует в большей степени концентрировать внимание на нижней части живота, где расположен «Океан ци», нижний даньтянь. Со временем практикующие вырабатывают способность контролировать, накапливать и направлять свою энергию посредством всех трех центров даньтянь. Вначале физическое выстраивание тела является условием для структурирования энергии, то есть оптимизации движения энергии в теле и наполнения ею центров даньтянь. Для поддержания физической структуры, все тело должно быть наполнено энергией. Ведь «основа», или структурная целостность тела, может быть создана только после наполнения энергетических сосудов тела и установления правильной циркуляции между ними. В результате тело становится целостным: оно «связано» как физически, так и энергетически.

Даньтянь (dantian, единый центр, киноварное поле, кит.) – энергетический центр человека. Нижний даньтянь, «Океан ци», считается источником энергии. К нему «стекается» изначальная ци, заложенная природой. Если не работает нижний даньтянь, то человек находится в полной зависимости от природной силы ци и внешних энергий ци. В этом случае он не способен контролировать свои внутренние энергетические процессы и не находится в процессе внутреннего развития. Средний даньтянь расположен в области солнечного сплетения. Это центр энергии, преобразованной из энергии нижнего даньтянь. Верхний даньтянь, в котором накапливается энергия, преобразованная средним и нижним даньтянь, расположен в центре головы и связан с понятием духа (энергия шэнь).

Когда и как начать?

Прежде всего важно достичь понимания, в какой момент и как лучше начать практику туйшоу. Каждый учитель, конечно же, имеет свое мнение на этот счет. А если взглянуть на целостную систему даосских алхимических техник, то мы обнаружим глубинную систему знаний. Законы даосской философии, основанные на принципе «естественности», указывают на то, что не существует определенного момента для начала практики. Всем известно, что не стоит засевать поля в начале зимы, лучше дождаться теплых весенних дней. Другими словами, иногда все усилия не приносят никаких результатов, а иногда все, что мы совершаем, приходится к месту. В этом случае мы чувствуем гармонию и порядок, частью которого являемся и сами. Чтобы получить богатый урожай, нужно подготовить почву перед посевом. Практика туйшоу является видом внутреннего боевого искусства без соревнования и соперничества. Поняв это, вы сделаете первый шаг к тому, чтобы начать вовремя. 

Искусство слушать – работа с партнером

Если вы новичок в туйшоу, то лучше всего часть времени заниматься без партнера. Так легче выработать навык слушания. Целью слушания является осознание. Слушание – это основа любого искусства, тем более, если мы говорим о практике, основанной на работе со своим телом, энергией и сознанием. Работая самостоятельно, слушая себя, вы учитесь осознавать себя. Работая с партнером, слушая себя и партнера, вы учитесь осознавать как свое, так и общее движение в паре. По мере роста мастерства осознание возрастает настолько, что вы обретаете способность чувствовать и взаимодействовать с энергией даже на расстоянии.

Подобно тому, как двигательные техники выросли из медитативных и алхимических практик управления и трансформации энергии, так и парная работа сформировалась в недрах двигательных практик, а использование партнера стало ценным инструментом для преобразования собственной энергии. Именно поэтому при правильном понимании туйшоу является для практикующего целостной алхимической системой культивирования и применения энергии.

Большая часть практики туйшоу связана с работой в чутком физическом контакте с партнером. При любом движении очень важно не терять контроля над движениями противника. Данный принцип во многом позволяет развивать навыки слушания, что повышает чувствительность к любым мельчайшим движениям партнера и способность предугадывать его намерения.

Работа в паре осуществляется в соответствии с принципом у цзи (небытия или сохранения естественности). Она начинается с одиночной работы в «пустоте» и заканчивается также «пустотой», когда практикующий обретает способность регулировать любые ситуации без непосредственного физического вмешательства. Сначала занимающийся должен улучшить свои физические и энергетические возможности посредством одиночной работы, затем научиться конструировать себя в рамках, заданных взаимодействием с партнером. Параллельно с усилением тела и энергии практикующий развивает интуицию и учится гармонично взаимодействовать со всем, что его окружает.

Нас побеждает не противник, а мы сами. Основной противник для мастера – это сам мастер. Именно победа над собой лежит в основе любого серьезного обучения. Важно понимать, что цель настоящего боевого искусства – достижение внутренней гармонии, а не жажда крови.

Принцип у цзи (wu ji, вакуум, пустота, беспредельное, кит.) – основополагающий принцип даосской философии, означающий изначальное небытие, состояние равновесия всех энергий мира. Мир возникает вследствие нарушения этого естественного равновесия. Из него исходят все жизненные энергии, в него же они должны вернуться.

История развития туйшоу

Если принять за основу принцип, что умение контролировать себя, а затем и противника определяет подлинное искусство мастера, можно утверждать, что практика «толкающих рук», или «слушающих рук», развивалась в той или иной форме во всех боевых искусствах и при этом была их основой. Принципы, лежащие в основе туйшоу, актуальны и востребованы сегодня в самых популярных практиках (как, например, в айкидо, вышедшем из стиля Дайто-рю айкидзюцу (Daito-ryu aikijutsu) и берущем начало в одной из буддистских сект).

История, связанная с возникновением туйшоу, уходит корнями во времена императора Ю Ди. Считается, что именно в период его правления сформировались принципы, которые позже легли в основу туйшоу. Историкам известно, что в годы правления императора Ю Ди существовала борьба шуай-цзяо (shuai jiao, дословно – совместное бросание, или просто – борьба, кит.), в которой впервые воплотились принципы туйшоу. Эта борьба предполагала приведение противника в безвыходное положение без использования ударов. Также традиция упоминает военачальника и литератора Гань Бао (Gan Bao, III в.), который привнес в систему прикладного искусства работу с внутренними энергиями.

Ю Ди (Yu Di – Воинственный, 147–80(?) годы до н.э.) – император западной династии Хань, положивший конец длительному военному противостоянию аристократии и императоров Китая и объединивший государство под знаком сильной императорской власти. Период его правления сопровождался расцветом китайских искусств и наук. Конфуцианство при Ю Ди стало официальной государственной идеологией. По преданию, император повелел воздвигнуть в центре своей столицы «Золотой столб с чашей», в которой собиралась Небесная роса, эссенция Небесной реки. Ю Ди пил из этой чаши, и это дарило ему силу, здоровье и долголетие. В даосской традиции считается, что он владел эликсиром бессмертия. Это ставит его в один ряд с великими даосскими мастерами.(По материалам работы: Н.И. Конрад. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1972)

В эпоху раннего средневековья в Китае изменились приоритеты развития боевых искусств. Они были поставлены на службу государству, что создало предпосылки к разделению боевых искусств на внутренние (nei jia, внутренняя семья, кит.) и внешние (wai jia, внешняя семья, кит.). В результате такого разделения изменился весь уклад жизни, ведь помимо интересов внутреннего развития человека во главу угла начали возводиться и общественные, государственные интересы.

В эпоху правления династии Мин (XIV–XVII века) продолжилось разделение боевых искусств на внутренние и внешние. Основной причиной этого разделения является общее доминирование «внутреннего» над «внешним» в китайской культуре. Подобное разграничение наблюдается и в китайской живописи, каллиграфии, литературе. Вторая причина этого разделения лежит в том, что к XVII веку многие философские категории (инь – ян, движение – покой, пять первостихий и т.д.) обрели соответствие в технических действиях. До той поры ни один крупный трактат по боевым искусствам не указывал на внутренние принципы движения энергий. Также формированию школ и стилей боевых искусств способствовала традиция проведения народных фестивалей в XIV–XV веках, на которых собирались представители самых разных течений.

В стенах шаолиньского монастыря к XIII–ХIV векам сложился стиль шаолинь-цюань (shaolin quan), сыгравший важную роль в развитии многих боевых искусств. Вокруг этого стиля в наше время возникло немало спекуляций, и в современном виде он существенно отличается от своего первоначального варианта.

Шаолиньский монастырь был построен в 495 году. В 527 году в нем поселился монах Бодхидхарма. Считается, что он является создателем секты шаолиньского чань, в основу которой легла буддийская философия и алхимические практики внутренней трансформации. Техники, разработанные Бодхидхармой, включали в себя особую работу с дыханием, развивали тело и сознание. Впоследствии монахи постоянно дополняли эти техники, включая в них традиционные китайские знания.

В XVI–XIX веках – период активного становления внутренних стилей – под влиянием буддизма и даосизма происходило осознание важности внутреннего развития, возникла необходимость в соответствующей воинской философии. Внутренние стили формировались на базе уже реально существующих внешних приемов. Мастера и даосские монахи создали новую философию, основанную на слиянии доминировавших внешних техник и внутреннего развития. В результате возникли такие направления, как тайцзи-цюань, багуа-чжан и син'и-цюань. Этот период в истории принято обозначать как «уданский». Именно тогда возникли стили, в том или ином виде дошедшие до наших дней. Самым выдающимся представителем уданской школы считается Чжан Саньфэн.

Чжан Саньфэн – полулегендарный мастер. Сведения о времени его жизни и свершениях в разных традициях расходятся. Считается, что он был даосским алхимиком, изготовившим пилюлю бессмертия. Установлено, что Чжан Саньфэн родился в 1247 году в эпоху династии Сун. Согласно одним источникам, он умер в 1464 году, прожив более 200 лет, другие указывают на значительно больший срок жизни (так, ученый Ван Янлин упоминает о встрече с ним в 1723 году, когда Чжан Саньфэну могло быть уже 476 лет!). В молодости он был чиновником и служил уездным главой. Посещая монастыри, Чжан Саньфэн увлекся даосизмом и поселился в горах со своими учениками. С долгожителем и мудрецом пытались встретиться правители XIV–XV веков, но немногие удостоились такой чести. Ответив однажды согласием на приглашение правителя из царства Вэй, Чжан Саньфэн тронулся в путь, но дорога оказалась непроходимой из-за местных бандитов. По преданию, в ту же ночь во сне он получил откровение от Изначального Владыки, даосского божества, передавшего ему знания о тайцзи-цюань.

Как уже говорилось, многие современные боевые искусства практически выросли из корней того, что мы сегодня называем туйшоу – тайцзи-цюань, багуа чжан, син'и-цюань, вин-чунь, шаолинское кунгфу, айкидо и др. В сегодняшнем виде практика туйшоу опирается на традицию семьи Чэнь, а ее создание приписывается знаменитому мастеру Чэнь Вантину.

Чэнь Вантин (Chen Wangting), второе имя Чэнь Цзоутин (Chen Zouting) (1600–1680) – офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин в Китае. Ему приписывается создание стиля «Кулак Чэнь» (Chen Fist), а также практики с широким мечом (меч дао) и техники работы с копьем. В провинциях Хэнань и Шандун Чэнь Вантин был известен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам. В преданиях говорится, что днем он отрабатывал свое боевое мастерство, а ночью погружался в изучение китайской литературы.

Для понимания тонкостей тайцзи-цюань очень важно осознание стиля семьи Чэнь, старейшего из существующих стилей тайцзи-цюань. Из него выросли все современные стили, в частности стиль Ян (Yan), созданный Ян Лучанем (Yang Luсhan, 1779–1872), учеником Чэнь Чансина (Chen Chanxing, 1771–1853), потомка Чэнь Вантина в пятом поколении. Ян Лучань преподавал знания о внутренней силе и его боевых приложениях придворным последнего китайского монарха – императрицы Цы Си (Ci Xi, 1835–1908).

Источник:

putvoina.blogspot.com

Туйшоу — ОФУ

Туйшоу – это одна из прикладных техник всемирно известного внутреннего стиля ушу Тайцзицюань, неотъемлемая его часть. Данная техника используется для лучшего понимания сути движений Тайцзицюань, а также для отработки этих движений с напарником. Это позволяет учиться использовать или совершенствовать свои навыки по использованию движений. Тайцзицюань в поединке, на практике.

В Туйшоу действуют принципы Тайцзицюань… Если в теории и в формах Тайцзицюань постоянно происходит смена противоположностей, то Туйшоу позволяет ощутить это на практике, почувствовать на себе. Один мастер сказал: «Напрягаясь, будь готов расслабиться. А расслабляясь, приготовься к напряжению». Понять это в одиночку сложно, но во время работы с партнером всё становится понятно. И тогда движения во время выполнения форм Тайцзицюань обретают несколько другой смысл.

В Тайцзицюань есть такое понятие, как мягкость и податливость. Говорят: «Будь мягким и податливым, когда твой соперник напряжен». Чтобы понять эту мысль так, как хотел донести её автор, а не буквально, нужно заниматься Туйшоу. Туйшоу помогает понять – как использовать силу соперника против него самого.

Данная техника не является ударной. Во время саньшоу, свободного поединка, Туйшоу выглядит как некий вид борьбы с бросками, толчками, опрокидываниями. Отличительной чертой Туйшоу является отсутствие грубых захватов пальцами, работа открытой ладонью. Также воздействие на соперника может осуществляться предплечьем, локтем, плечом, бедром. Практически любой частью тела. При этом важной задачей остается удержание равновесия и нахождение в позиции стоя.

За последние 10-15 лет Туйшоу получило большое развитие в мире и в России. На основе этой техники стали проводить официальные соревнования со своими правилами. Конечно, наличие правил явно ограничивает возможности данной техники. И, тем не менее, на соревнованиях порой бывают зрелищные поединки. Да и, как и в любом другом виде спорта соревнования помогают обрести ценнейший опыт парной работы во время высокой степени сосредоточенности, так как цель любого спортсмена – победить.

Но не стоит забывать, что Туйшоу – это не вид борьбы, который существует сам по себе, отдельно от философии Тайцзицюань. Туйшоу следует изучать как одну из составляющих частей Тайцзицюань.

wushuorel.ru