Дешевая-обувь.рф

Воспитываем здорового ребенка: физкультура в детском саду. Дети на физкультуре


Почему на физкультуре массово умирают дети

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили, прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

«Креативная» физкультура

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

КСТАТИ

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

versia.ru

Физкультура для детей 4 лет: комплексы упражнений, рекомендации

Казалось бы, для чего занимать физкультурой и без того подвижных детей. Тем не менее, большинство спортивных школ начинают набор детей в возрасте 4-5 лет.

В это время ребенок уже полностью владеет своим телом, пропорции его практически соответствуют параметрам взрослого человека. Именно с 3 до 5 лет дети переживают новую фазу активного роста, когда растут с такой же скоростью, как и дети до 12 месяцев.

Важность и необходимость физкультуры для детей

Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:

  1. Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
  2. Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
  3. Сформировать осанку.
  4. Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
  5. Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.

У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.

Важно! Вредно и даже опасно ограничивать двигательную активность детей в этом возрасте.

Малоподвижный образ жизни малыша может вызвать:

  1. Дисфункцию и заболевания желез внутренней секреции. Это спровоцирует гормональные проблемы в подростковом возрасте и взрослой жизни. Привычка к режиму дня и подвижности «уравновешивает» выработку гормонов роста, гормонов половых желез.
  2. Нарушение формирования костей скелета. Приводит к плоскостопию, изменению осанки, сколиозу.
  3. Замедление физического развития.

Правила организации детской физкультуры

Из-за быстрого роста и высокого расхода энергии малыш в возрасте 3-5 лет быстро теряет свой младенческий жирок и приобретает «взрослые» пропорции. Прежде чем вводить физические упражнения, необходимо установить четкий распорядок дня. Малыш должен питаться часто и небольшими порциями. Ложиться спать в хорошо проветренном помещении, засыпать и вставать примерно в одно и то же время. В возрасте 3-5 лет маленькому человеку все ещё нужен дневной сон продолжительностью около 2 часов.

За время прогулки дети должны проходить пешком 15-20 минут подряд, после чего нужно делать перерывы на отдых.

Внимание! Малыш быстрее привыкнет к занятиям физкультурой, если будет видеть пример близких – бабушек, родителей, тем более что дети стремятся подражать во всем.

В этот период дети ещё не могут долго удерживать внимание. Сосредоточиться на упражнениях могут не более 10-15 минут. После такого непродолжительного занятия обязательно должна быть пауза на активные игры, требующие много движений. Нагрузку требуется увеличивать не чаще, чем один раз в каждые 2-3 месяца.

По возможности следует добавить к занятиям плавание.

На время болезни все занятия физкультурой прекращаются. Вернуться к ним можно только: спустя 7-14 дней после перенесенной ОРВИ, спустя 3 недели после аденовирусной инфекции или тяжелого инфекционного заболевания; и в целом следует опираться на мнение педиатра в том, когда возвращаться к гимнастике. Восстанавливать нагрузку постепенно.

Виды комплексов упражнений

Физкультура для детей 4 лет должна быть веселой и интересной, чтобы удерживать внимание и не отвращать от спортивных упражнений.

Простой комплекс упражнений для семейных занятий:

  1. Простая ходьба по кругу – прогулка.
  2. Руки на поясе. Повороты головы из стороны в сторону: да-да и нет-нет.
  3. Руки на поясе. Наклоны головы в стороны.
  4. Руки подняты. Наклоны туловища в стороны – «деревья в лесу качаются».
  5. Руки на поясе. Вытягивать руки и делать хлопок – «ловить бабочек» в ладошки.
  6. Чередовать приседания и наклоны – «собирать» грибы, ягоды, цветы.
  7. «Потягушки» – встать на цыпочки, высоко над головой поднять руки, растопырить пальцы.
  8. Ходьба по кругу: прогулка закончилась, «идем домой».

Во время бега малышу может понадобиться перерыв, допустимо передохнуть 2-5 минут.

Важно! Все упражнения доделывать до конца, даже если делали перерыв; приучать заканчивать все занятия.

Комплекс для занятий на улице или детской площадке:

  1. Бег на 200-300 метров, не спеша и делая короткие перерывы, если это необходимо.
  2. Ходьба попеременно на носочках и на пятках.
  3. Руки вытянуты в стороны, ноги на ширине плеч. Махи обоими руками по часовой и против часовой стрелки.
  4. Прыжки на одной ножке. По 10 прыжков на каждую ногу.
  5. В зависимости от детской площадки: висы на лесенке, лазанье.

Простой домашний комплекс упражнений:

  1. Ходить по кругу для разогрева, можно поочередно проходить обычный круг и затем делать круг прыжками.
  2. «Часики тикают». Выполнять упражнение стоя, руки свободно свисают, расслаблены. Руки раскачивать из такого положения вперед и назад 4-5 раз.
  3. Сидя на стуле, поворачивать голову влево и вправо. Шея немного вытянута вперед, руки лежат на коленях.
  4. Прыжки по кругу, поочередно с ходьбой, 3-4 минуты.

Или:

  1. Ноги стоят чуть шире плеч. Руки опустить перед собой. Приподнять руки на уровень глаз, ладонями вверх, через секунду опустить. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Наклоны туловища вперед. Руки на поясе, ноги всегда держать выпрямленными.
  3. Упражнение «велосипед». Выполняется лежа на спине. Поднимать и сгибать ноги, «едем на велосипеде». Повторить 3-4 раза.
  4. Шаги по комнате с высоко поднятыми коленями, можно поочередно выполнять прыжки и приседания.

Комплекс посложнее, подходящий для детей 4-5 лет:

  1. Исходное положение стоя, руки вытянуты вдоль тела. Затем руки разводятся в стороны, как для объятья. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  2. Из такого же исходного положения делать повороты туловища в стороны, широко разводить руки. Повторить 4-5 раз на каждую сторону.
  3. Стоя, стопы находятся параллельно друг другу. Делать полуприседания, руки подняты и согнуты в локтях.

Занятия будут эффективнее в утреннее время, желательно не менять часто программу упражнений, чтобы малыш выполнял те упражнения, которые уже знает. Утренняя разминка бодрит и улучшает прилив крови к тканям.

Занятия во второй половине дня желательно разнообразить предметами и игрушками: взять в руки кубики, применять гимнастический мяч. В это время можно разучивать новые упражнения или выйти на свежий воздух. Как правило, когда дети перерастают грудной возраст, родители неохотно, намного реже гуляют с ними на улице, тогда как детям нужен свежий воздух в любом возрасте.

Взрослые должны поощрять участие детей в упражнениях, расспрашивать, какие упражнения нравятся, и какие они хотят выполнять.

Любые упражнения можно комбинировать, выполнять под веселую музыку. Цели таких занятий – не накачать мышцы. Выполнять следует посильно, стремясь получить больше положительных эмоций и энергии. Эти простые комплексы послужат укреплению физического здоровья и умственного развития.

Проведение совместных тренировок родителей и детей

Детей сложно чему-либо научить, не подавая личного примера. Только наблюдая за взрослыми, повторяя за ними, малыши учатся культуре спорта, питания, общения.

Активный отдых – один из наиболее интересных способов проведения семейного досуга. Во время общих для семьи занятий гимнастикой дети получают положительные эмоции, копят приятные воспоминания о времени, проведенном в кругу близких.

Специалисты, которые занимаются с детьми физкультурой, тоже, безусловно, важны. Их участие необходимо, когда уже появились проблемы, требующие лечебной физкультуры или кинезиотерапии. При помощи физических упражнений специалист может устранить нарушения осанки, остеохондроз, плоскостопие, некоторые патологии центральной и периферической нервной системы.

Занятия с детскими тренерами проходят не ежедневно, а со специалистами ЛФК – только по показаниям и курсом. Физическая культура детей и родителей – это ежедневная привычка, которая послужит для профилактики большинства заболеваний.

Кроме того, дети больше доверяют своим близким и в таких занятиях будут более расслаблены, сосредоточены на движениях и положительно настроены.

В возрасте 4-5 лет показано посещение детского садика. Там малыш учится одиночным и групповым играм, получает основы физического и социального развития.

fiziotera.ru

Почему дети умирают на уроке физкультуры?

В начале февраля в Минске на уроке физкультуры умер 10-классник. А до этого был 16-летний баскетболист, четыре года назад - первокурсник Лингвистического университета, которому стало плохо на физкультуре. А еще лицеист из Ивацевичей, солдат из Слуцкого района… И ведь никто из парней не жаловался на здоровье! Отчего же они погибли?

«Предотвратить сердечную смерть практически невозможно»

Мы попробовали разобраться в причинах таких внезапных смертей с профессором 2-й кафедры внутренних болезней Белорусского государственного медицинского университета Евгенией Трисветовой.

- Проблем с сердечно-сосудистой системой, от которых люди могут умереть в молодом возрасте, великое множество, - комментирует доктор медицинских наук Евгения Леонидовна. - Бывают случаи, в которых ничего невозможно сделать: некоторые изменения можно обнаружить только под микроскопом. Бывают редкие изменения: например, аномалии проводящей системы сердца, не выявляемые обычными инструментальными методами исследования. Как предотвратить внезапную сердечную смерть? Она не называлась бы внезапной, если бы это было возможно! Например, человек cо стабильным течением ишемической болезни сердца может спокойно жить, принимая рекомендованные препараты, а потом вдруг моментально умереть. Спровоцировать нестабильность миокарда может любая причина - начиная от безобидной на первый взгляд активности на солнце.

НА ЗАМЕТКУ

Что могут сделать родители, чтобы обезопасить своих детей?

1. Проверить наличие врожденных патологий

- Родители 90% детей не приводят их на профилактическое обследование. Нужно хотя бы раз в год делать электрокардиограмму и эхокардиограмму. Если нет никаких изменений, аномалий и жалоб, можно спокойно жить. Если есть, стоит сделать суточное холтеровское мониторирование: повесить приборчик, который отследит все изменения ритма.

У детей может обнаружиться наследственная патология сердца - гипертрофическая кардиомиопатия (утолщение стенок сердца), протекающая без патологических симптомов. Может быть аномалия коронарных сосудов, которую просто так не распознаешь: для этого нужно искать, целенаправленно контрастировать сосуд. Может быть аневризма (расширение) аорты, которая приводит к разрыву сосуда. Выявить патологию без специальных методов практически невозможно.

Разрыв аорты может случиться даже в 9 лет. Впрочем, есть способы его предупредить: существуют особые признаки, которые может распознать доктор. Ребенок, у которого есть такая проблема, не должен бесконтрольно заниматься спортом. Существует также проблема незаращения овального окна, за которой нужно следить. Встречается пролапс митрального клапана. Эти аномалии могут протекать безобидно, но в период роста ребенка необходимо контролировать изменения, в том числе с помощью УЗИ.

2. Опасаться резких ударов в грудную клетку

- Столкновение и удар в прекардиальную область может вызвать внезапную смерть. Резкий удар в грудную клетку может провоцировать развитие инфаркта миокарда или смертельное нарушение ритма сердца. Такое возможно и во время занятий физкультурой (дети могут баловаться и сильно ударить тяжелым мячом), во время занятий контактными видами спорта (футбол, хоккей, регби).

3. Не позволять детям вести сидячий образ жизни

- В мире, в котором гаджеты и компьютерные игры вытеснили физические нагрузки, даже обычные уроки физкультуры могут быть опасны. В 13 - 15 лет при быстром росте часто встречается несоответствие кровоснабжения органов их размерам: сосуды не успевают расти и полноценно снабжать органы - в нашем случае мозг и сердце - должным образом. У нетренированных подростков небольшие нагрузки могут вызвать значительные изменения кровоснабжения органа, нередко именно сердца. А вот постоянные дозированные физические нагрузки позволяют пережить благополучно пубертатный период.

4. Проверять сердце после простуды

- Справку об освобождении от физических нагрузок на две недели в школе дают не для того, чтобы ребенок снова не простудился. После 3 - 4 дней бактериальной или вирусной инфекции может развиться воспалительный процесс в сердце - миокардит. Его симптомы: астенизация, утомляемость, ощущения в области сердца... Иная мама может и отмахнуться. Но нужно быть внимательным. Поражение сердца может протекать малосимптомно: ребенок неактивный, у него субфебрильная температура тела (около 37 градусов), плохой аппетит. Поизмеряйте температуру, проанализируйте его состояние, прислушайтесь к жалобам ребенка. Не нужно пренебрегать признаками: обратитесь к врачу, сходите в поликлинику! Через две недели после выздоровления нужно обязательно сделать ЭКГ и сдать анализ крови.

СПРАВКА «КП»

Евгения Леонидовна Трисветова – доктор медицинских наук, профессор. Стаж работы – 42 года. Автор более 300 печатных работ. Член Белорусского общества кардиологов, Российского общества кардиологов и Европейского общества кардиологов.Об этом после недавней трагедии в минской школе мы поговорили с учителем физкультуры с 18-летним стажем Павлом Воюшем.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Учителю позволено сделать только искусственное дыхание»

- Почему учитель не имел права оказывать медицинскую помощь умирающему ребенку?

- Нам это по инструкции не положено, чтоб не нанести дополнительный вред. Единственное, что может учитель, если беда случилась, это сделать искусственное дыхание захлебнувшемуся ребенку, когда занятие проходит в бассейне или на речке во время отдыха в летнем лагере. Или вот растирать детей на морозе во время лыжной подготовки тоже нельзя.

- Все так жестко контролируется?

- А как же! Учитель не врач, и помогать на авось - это по меньшей мере безответственно. Допустим, тьфу-тьфу-тьфу, ребенок споткнулся, упал и заработал перелом. Если его неправильно поднять или попытаться вправить сустав, могут быть тяжелые последствия.

- В каких тогда случаях необходима помощь учителя?

- Как я уже говорил, искусственное дыхание, потому что оно не терпит отлагательств и этому обучены все инструкторы. Также был случай у меня в работе с мальчиком, который страдал эпилепсией. Когда у него случился припадок, естественно, вызвали медсестру. Ребенку оказали помощь. На будущее она сказала, что если ее не будет на месте, ребенку нужно разжать челюсть, между зубов вставить какую-нибудь деревяшку или ложку, чтобы он не задохнулся. Но потом все равно вызвать "скорую".

«Несчастных случаев с сердцем на других уроках больше, чем на физкультуре»

- Как в школах следят за здоровьем детей?

- В начале каждого учебного года учитель видит в классном журнале, какая группа здоровья у каждого ребенка. Решение, с какими нагрузками должен заниматься физкультурой ученик, принимают доктора. Причем если раньше обследовались поточно все вместе в начале года, то теперь каждый индивидуально проходит медобследование перед своим днем рождения.

- Мальчик, который умер, накануне падал в обморок. Не должна была ли эта ситуация стать предупреждением учителям, что нужно снизить нагрузки?

- Упал в обморок он не в школе, даже не на тренировке, а на соревнованиях - это важно отметить. А уже последствия проявились на физкультуре. Я бы советовал в случае потери сознания проследить, чтобы сын или дочь прошли углубленный медицинский осмотр. Нет времени - хотя бы написать записку для классного руководителя или учителя. Недавно я был на лекции, на которой было сказано, что 80% сердечных заболеваний - врожденные и скрыты при поверхностном осмотре. Для меня было неожиданным узнать, что на других уроках несчастных случаев с сердечниками бывает больше, чем на физкультуре. Там различные переживания: поставили двойку, опозорился перед классом, поссорился с друзьями и так далее. А тут - в основном движение, позитивный стресс.

- Учителя не могли как-то предугадать, заметить, что с мальчиком что-то не так?

- Опытный учитель обычно видит, если с ребенком что-то не так. Будь то высокое давление или прихрамывающая походка. Часто по внешнему виду можно определить, какой пульс у подопечного. И если видно, что ученик не в порядке, наполовину снижает нагрузку или вовсе отменяет упражнение для него. Но если серьезных проявлений не увидел даже специалист на личном медосмотре, то требовать от учителя предвидеть их в спортзале с полусотней человек... При всем желании это сложно.

«Все накинулись на учителя, потому что ребенок умер на физкультуре»

- Если бы ученик занимался, допустим, плаванием, а не каратэ, нагрузка на организм была бы меньше?

- Ну что значит меньше? В спортшколах одни нагрузки, у тех, кто ходит просто поплавать вечером - другие. В школьном бассейне или зале нет задачи подготовить спортсменов.

Если ребенок занимается спортом профессионально, то ему и дают соответствующие нагрузки. На уроке в любом случае подобной интенсивности достичь невозможно: другие, неподготовленные, дети ее просто не потянут. Мы на физкультуре не куём рекордсменов - мы оздоравливаем и развиваем детей. По опыту знаю, что не пропускающие уроки дети даже гриппом болеют реже и поправляются скорее.

- Как бы вы советовали вести себя родителям школьников, чтобы предотвратить подобную трагедию?

- В первую очередь, со вниманием и заботой относиться к здоровью своих детей. Потом объяснить сыну или дочери: если что-то заболело, появились непривычные ощущения - это не стыдно, это не значит, что ты слабак. Это значит, что нужно не стесняться и предупредить взрослого, который находится рядом.

Как-то ко мне на урок семиклассница пришла с синяком. Спрашиваю, мол, откуда. Отвечает, что ничего страшного - в обморок упала. Нагружать ее не стал, посадил на лавку… А если бы не спросил? Понимаете, дети тоже должны понимать особенности своего организма и говорить учителю, если что-то не так. Поверьте, никому не хочется, чтобы произошло ЧП. Сами понимаете, что к детям, которых учишь по несколько лет, прикипаешь как к своим. Иногда поблажку даешь, даже когда у них просто настроение плохое, не говоря уже о самочувствии, ведь физкультура - это удовольствие от движения, игр, неформального общения в классе, а не работа на рекорд.

www.ural.kp.ru

физкультура в детском саду :: SYL.ru

Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все родители хотят видеть своего малыша активным, здоровым и жизнерадостным. Для того чтобы он всегда оставался таким, основы необходимо заложить еще с детства. И поэтому в детском саду особое внимание уделяют развитию всех групп мышц детей, ловкости, выносливости и силы. Для обеспечения здоровья ребенка проводятся обязательные занятия физкультурой в детском саду.

Значение физического воспитания

Фундамент здоровья закладывается с дошкольного возраста. Именно в это время активно развиваются все органы и системы организма. Комплексный подход к физическому развитию позволяет воспитать здорового ребенка. Поэтому в дошкольном учреждении проводят весь комплекс оздоровительных мер.

Это сбалансированное питание, прогулки на воздухе, рациональный режим, выработка привычек к личной гигиене, хороший сон, профилактика различных заболеваний, закаливание, а также проводится физкультура в детском саду. Комплекс упражнений, выполняемый на занятиях, ориентирован на определенный возраст.

Физкультура в детском саду способствует повышению устойчивости детей к различным заболеваниям, активизации иммунитета и защитных сил организма, повышению действия лейкоцитов. А также происходит всестороннее развитие умственных способностей, внимания, мышления, восприятия, временных и пространственных представлений. Физическая культура помогает улучшить питание тканей организма, участвует в формировании скелета и его крепости, правильной осанки. Можно сказать, что движение, физкультура в детском саду и здоровый образ жизни является залогом здоровья детей.

Задачи физического воспитания

  • укрепление и охрана здоровья детей;
  • формирование необходимых навыков и умений ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни;
  • создание условий, при которых реализуются потребности детей в движении;
  • развитие физических качеств;
  • обеспечение психического и физического благополучия.

Организация занятий

Физкультура в детском саду должна способствовать развитию моторики у детей, создавать у них положительную мотивацию, но прежде всего - радовать их. Чтобы достичь этого, инструктор при организации занятий должен ориентироваться на интересы и способности детей, на актуальные потребности, а также на имеющиеся помещения и их оснащение инвентарем. При всем этом необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Программа физической культуры должна содержать в себе большое число разнообразных подвижных упражнений и игр, также нужно предоставлять достаточное количество времени для выполнения каждого упражнения.
  2. Занятия должны соответствовать развитию детей, то есть необходимо исключить завышенные или заниженные требования.
  3. Детям нужно предоставить достаточно возможностей для совершенствования и развития способностей и навыков, а также для тренировок самостоятельно.
  4. Инструктор физкультуры в детском саду реализует индивидуальный подход по отношению к каждому ребенку: создаются подгруппы детей исходя из состояния здоровья и их темпов физического развития; на занятиях ведется наблюдение за самочувствием детей; меняется содержание и нагрузка занятий в соответствии с особенностями каждого из детей.
  5. Следует помнить, что лучшего результата можно достичь с помощью многократных повторений, но самый лучший способ обучения – это личный пример.
  6. Желательно пытаться избегать упражнений, когда дети соревнуются индивидуально. Лучше организовать командные состязания.

Варианты организации занятий физической культурой

  • Набор индивидуальных упражнений. При этом каждому ребенку дается собственное задание. Выполняя его, он улучшает свои результаты.
  • Групповые занятия (от 4 до 6 человек в группе). При такой организации каждая группа получает свое задание, тренируется, а по истечению заданного времени переходит к следующему упражнению.
  • Коллективное занятие. Во время него все дети должны выполнять одно и то же упражнение. Чтобы добиться участия всех детей, задания нужно давать простые, те, которые не требуют особых навыков. Это могут быть подвижные игры.

Упражнения, используемые на занятиях

Физические упражнения должны быть разработаны для того, чтобы дети могли освоить различные формы и возможности движения, развивать и совершенствовать требуемые для этого навыки. Все занятия должны проводиться в игровой форме.

Можно использовать упражнения, при которых ребята учатся лазать, целенаправленно ловить и бросать, прыгать, ритмично двигаться, быстро бегать, выполнять задания парами, пользоваться инвентарем (мячи, скакалки, веревки, маты).

При разработке занятий не нужно забывать, что большой плюс – это музыка. Физкультура в детском саду с использованием музыкального сопровождения помогает развить чувство такта и ритма. Да и просто улучшает настроение. Упражнения, которые выполняются под любимые звуки детских песен, доставляют большое удовольствие детям. Ведь они могут подпевать и ассоциировать себя с любимым персонажем.

www.syl.ru

Трагедия на уроке физкультуры: как обезопасить ребенка

Трагедия на уроке физкультуры. Кто виноват, как это случилось, кто будет отвечать? Так ли необходима физкультура в школе? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

В последнее время такая тема как «Смерть на уроках физкультуры» набирает огромные обороты. Конечно, возникает немало вопросов. Кто виноват, как это случилось, кто будет отвечать и еще много других, так и оставшихся без ответа.

Самое неприятное, что взрослые все время стараются найти крайнего, и перекладывают вину друг на друга. Врачи, учителя, родители. Кто готов взять ответственность за детей, и кто же все-таки должен это сделать? Так ли необходима физкультура в школе? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Масштаб проблемы

Статистика вещь упрямая. По ее данным за последние годы внезапные смерти детей и подростков на уроках увеличиваются. За один год ушли из жизни 211 российских детей. Все происходит быстро и неожиданно. На физкультуре школьник бегает, прыгает, потом резко падает и не может встать. Приехавшая через какое-то время «Скорая», к сожалению, уже бессильна. Все факты говорят о том, что пора бить тревогу и принимать особые действия для решения этой проблемы.

Медосмотры для галочки

Во время ежегодного медицинского осмотра возможно определить состояние здоровья школьника. И здесь необходимо быть ответственным всем: и родителям, и врачам. К сожалению, не все вовремя это понимают. Есть родители, которые просто закрывают глаза на важность диспансеризации. Ведь, для того, чтобы ее пройти нужно потратить целый день, иногда и гораздо больше. Кто-то просто считает, что если ребенок ни на что не жалуется, значит, он здоров. Соответственно и медосмотр не нужен. И сегодня по закону родитель имеет право написать отказ от диспансеризации своего ребенка.

И со стороны медработников бывают пробелы. Если врач относится серьезно к своей работе, он понимает, что от того, насколько будет внимательным осмотр, зависит здоровье ребенка. Такой специалист никогда не работает для галочки. И помните, нет справки у ребенка о заболеваниях, значит он автоматически годен для любых физических нагрузок.

Медицинские кабинеты в школе

Они действительно имеются в каждой школе. Однако, медицинские работники появляются там либо несколько раз в неделю, либо приходят на какое-то время. И это при том, что дети учатся по 5-6 часов, а иногда остаются после уроков на внешкольные мероприятия. К сожалению, пустые медицинские кабинеты во время занятий и нехватка необходимых лекарственных препаратов, приводят к тому, что помощь оказать ребенку некому.

Урок физкультуры в расписании

Нерешенный вопрос. Каким уроком должна стоять физкультуры? Первым, последним, между математикой и другим предметом? С утра когда организм ребенка еще не проснулся, а он уже должен активно бегать, прыгать через козла, забивать мячи в корзину. Или после пятого урока? Силы на исходе. А школьник обязан сдавать бег на длинные дистанции, гонять мяч по полю. В середине расписания? Вспотевшие, возбужденные школьники идут на историю или алгебру. Где она, золотая середина?

Как проходят уроки физкультуры

Все-таки надо признать тот факт, что последнее время дети физически стали менее развиты. Экология, питание, компьютеры и гаджеты играют в этом немаловажную роль. Поэтому, несомненно, физкультура детям нужна. Но какая? Почему дети стараются прогулять этот урок? Причин можно найти много.

  • Остались прежние нормативы, еще с советских времен, рассчитанные на детей более здоровых. Не всем школьникам удается сдать нормы ГТО. И во избежание насмешек, им проще вообще не посещать этот предмет.
  • Учителя физкультуры проводят свои уроки не всегда на профессиональном уровне. А ведь им доверяют здоровье и жизнь детей.
  • На сегодняшний день многие школы не имеют оборудованных спортзалов. Не хватает хорошего инвентаря, спортивной площадки.
  • Отсутствие душевых приводит к тому, что дети, особенно подростки, отказываются посещать уроки физкультуры.

Рассказывает Воропаева Ирина Петровна, учитель начальных классов:

«Не смотря ни на что, у большинства детей физкультура является одним из любимых предметов. Главное правильно и интересно построить урок. Иногда родители считают, что после физической нагрузки такие предметы как математика, русский, физика или химия даются детям сложнее. Мы провели с ребятами эксперимент. И оказалось, что после физкультуры мозговая деятельность даже возрастает. Очень хорошо, что уроки физкультуры можно проводить не только в зале, но и на свежем воздухе. Осенью и весной это подвижные игры, бег, прыжки. В зимнее время года, к сожалению, из-за отсутствия лыж и коньков многие ребятишки остаются не готовыми к уроку. А приобрести самостоятельно инвентарь родители не всегда имеют возможность. Я, как педагог, считаю, что физкультура нашим детям просто необходима. Для того чтобы потратить запасы накопившейся энергии, подвигаться, научиться работать в команде».

Причины смерти на уроке физкультуры

Невозможно однозначно утверждать, что на физкультуре ребенок умер именно от упражнений. Причин может быть много. Бывает такое, что родители умалчивают о каких-то заболеваниях ребенка. Хотят, чтобы он был таким, как все, и вместе с остальными учениками занимался и развивался. В этом случае остается напомнить, что никто не знает, как отреагирует организм на физические нагрузки. И такие родители в первую очередь должны думать о том, что для них важнее: жизнь собственного ребенка или «быть как все».

Иногда после перенесенного заболевания, могут возникнуть осложнения. На ранней стадии, их сложно распознать, особенно если ребенок ни на что не жалуется. Однако если организм физически слабый, любые нагрузки могут спровоцировать ухудшение состояния здоровья.

Современное поколение — это дети, которые большую часть времени проводят за компьютером и ведут сидячий образ жизни. Даже выходя на улицу, ребята собираются вместе, обсуждая телефоны и социальные сети. Движения нет. А ведь от природы в детях заложена огромная энергия. Конечно, физические нагрузки на организм в таком случае будут колоссальными, и никто не знает, как он на них отреагирует.

Профессор Юрий Бузиашвили дает совет: «Во время подросткового периода, необходимо особенно следить за состоянием здоровья ребенка. Гормональную перестройку организма все переносят по-разному. Есть быстрорастущие дети. За год их рост может увеличиться на 20 сантиметров. И чтобы быть уверенным в том, что все органы успевают адаптироваться к такой резкой перестройке, нужно регулярно проходить медосмотры».

Как предотвратить трагедию

Родителям необходимо:

  • Обследовать ребенка на врожденные патологии. Не пренебрегать медосмотрами. Есть наследственные заболевания, которые внешне никак не проявляются, их можно выявить только при обследовании. Рекомендуется ежегодно проводить обследования сердца, делать электрокардиограмму. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее кардиологи смогут оказать ребенку медицинскую помощь.
  • Проверять сердце после простуды. Мало кто знает, зачем дают освобождение именно от физкультуры после перенесенного заболевания. Ни от математики или физики, или вообще от посещения самой школы, а конкретно от физических нагрузок. Через несколько дней после простуды возможно развитие миокардита. Это воспалительный процесс в сердце. Если ребенок плохо ест, быстро устает, жалуется на неприятные ощущения в области сердца, обратитесь в поликлинику.
  • Опасаться резких ударов в грудную клетку. Конечно, дети играют и балуются, а иногда и дерутся. Нужно им объяснить, последствия таких ударов и возможность летального исхода.
  • Не позволять детям вести сидячий образ жизни. В первую очередь, родителям надо понимать, что современный век интернета, хорош в меру. Если с малых лет приучать ребенка к элементарным физическим упражнениям, то в будущем он привыкнет к нагрузкам. Даже при наличии какой-либо патологии, можно подобрать необходимый комплекс упражнений.

Подводим итог

Можно еще много говорить о том, кто же все-таки виноват в смерти детей на уроках физкультуры. Однако в первую очередь ответственность ложится на родителей. Обязательно раз в год рекомендуется посещать кардиолога, сдавать необходимые анализы. Постоянные стрессы, переживания, ссоры с одноклассниками и сложная школьная программа не приводят к хорошим результатам.

Дети нуждаются в родительской любви и заботе. Правильное питание, здоровый образ жизни, совместные прогулки на свежем воздухе помогут вырастить здоровых и счастливых детей.

rebenokvsporte.ru

Внезапная смерть – на физкультуре. Из-за чего на уроках умирают дети? | Здоровье ребенка | Здоровье

Рассказывает врач выс­шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами – как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца 

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет­ским садом) и 6–7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования – эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование – суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем – 3–5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант – взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания 

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу – состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема – особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд­це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно – сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Какое давление у детей – норма?

Возраст (лет) 6-9 10-12 13-15 16-18
Нижнее 100–122 110–126 110–136 100–120
Верхнее 60–78 70–82 70–86 70–80
Пульс 88 80 75 70

Давление нужно измерять в спокойной обстановке через час после еды и физических нагрузок. 

Что должно насторожить родителей

  1. Посинение носо­губного треугольника и области вокруг глаз – это признак ухудшения венозного оттока и недостаточного насыщения крови кислородом.
  2. Боли в области сердца, лопатки, в левой руке.
  3. Стойкая гипотермия – пониженная температура тела.
  4. Одышка, которая возникает из-за застоя крови и кислородного голодания.
  5. Холодные ладони и стопы.
  6. Усталость после физической нагрузки – ребёнок присаживается, вздыхает, жалуется на сердцебиение.
  7. Обмороки.

Рассказывает профессор, доктор медицинских наук, заведующая отделением детской кардиологии Детской городской клинической больницы им. Башляевой Инна Трунина:

– С каждым годом становится всё больше детей-гипертоников. В группе риска находятся подростки, у которых родители страдают артериальной гипертензией, и дети с болезнями почек и эндокринными заболеваниями, при которых происходит выброс адреналина, повышающего давление. Повышенное давление также чаще отмечается у тревожных, ответственных детей. Среди прочих факторов риска – алкоголь и курение (в РФ курят 40% юношей и 7% девушек).

Нужно помнить, что гипертония редко протекает бессимптомно. Дети жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, пелену или мушки перед глазами. У детей-гипертоников часто резко снижается зрение. Очень важно не списывать эти жалобы на переутомление, а вовремя обратиться к врачу. Начальные формы детской гипертонии выправляются немедикаментозно. Результатов можно добиться, если нормализовать вес ребёнка, режим дня (школьнику нужно высыпаться, он не должен уставать, перевозбуждаться) и питание. Очень важно подобрать подходящие физические нагрузки. Самые хорошие результаты дают кардиотренировки (быстрая ходьба – ежедневно 30–40 минут, плавание, равнинные лыжи, велосипед).

А вот силовые тренировки детям с гипертонией абсолютно противопоказаны. Если эти меры не дают результатов – назначаются препараты, дозы которых подбираются индивидуально, а отменяются только врачом.

Наиболее часто повышение артериального давления беспокоит детей в подростковом возрасте (13–16 лет). Нормы давления у детей варьируются в зависимости от возраста, веса (у полных детей давление выше), роста (у невысоких детей давление ниже) и пола (у мальчиков давление выше, чем у девочек). У детей до 14 лет в среднем давление не должно превышать 120/80 мм рт. ст., у более старших – 135/85 мм рт. ст.

www.aif.ru

Физкультура в школе: 12 вещей, которые бесят

С недавних пор в школах ввели третий урок физкультуры, но дети почему-то вмиг не стали здоровее и спортивнее. Мастер спорта России по художественной гимнастике Анастасия Пешкова рассказывает, почему проще принести освобождение на целую четверть и как разнообразить физкультурную рутину, чтобы хоть как-то заинтересовать школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Отсутствие шкафчиков для личных вещей

Урок физкультуры для школьников — это не счастливая возможность побегать и получить моральную разрядку. Это в первую очередь лишний пакет одежды и мешок с кроссовками, которые ученик вынужден таскать с собой несколько уроков. А если в этот день по расписанию ещё труд и английский, то впору собирать целый чемодан. Сцены из голливудских фильмов, где у каждого школьника есть собственный шкафчик, кажутся идеалистическими и какими-то нереальными в российских условиях. В наших школах действует иной принцип: всё своё ношу с собой.

2. Занятия физкультурой у нескольких классов одновременно

Частенько расписание составляют таким образом, что в спортивном зале в одно время оказываются два или даже три класса, а это ни много ни мало 50-60 человек. Урок с таким внушительным количеством учеников постоянно сводится к контролю дисциплины, в редких случаях удаётся провести подвижные игры или эстафету. В целом же рациональность проведения таких занятий вызывает немало вопросов.

3. Раздевалка? Фу! Пойду переоденусь в туалет!

Обычно школьные раздевалки по размеру не превышают двух-трёх квадратных метров и плохо проветриваются. Поэтому чаще всего ученики заходят туда, зажав нос. А некоторые и вовсе в качестве альтернативы предпочитают переодеваться в туалете.

4. Принять душ? Не, не слышали

Во-первых, не во всех школах вообще есть душевые. А там, где есть, не функционируют, либо работают только во время визита комиссии. Во-вторых, пропускная способность школьных душевых изначально низка. А в-третьих, 15-минутной школьной перемены вряд ли хватит на то, чтобы спокойно принять душ, высушить волосы и привести себя в порядок.

5. Нормативы? Опять?

Из года в год на протяжении 11 лет школьники сдают одни и те же нормативы: прыжок в длину, бег на 30 и 60 метров, метание мяча, челночный бег. И в первом классе, и в пятом, и в 11-м. А раз в год все классы бегут кросс длиной в 1,5 километра. Обязательное условие — без подготовки. Итог: половина учеников переходит на медленный шаг после первой трети дистанции.

6. Контрольная работа по алгебре после кросса

А это абсолютная вершина айсберга ненависти всех без исключения школьников. Когда после физкультуры ты, разгорячённый, взмокший и немытый, идёшь на математику, физику, химию, где тебя ждёт важная контрольная работа или тестирование. Как правило, учителя навстречу в таких ситуациях не идут и не освобождают ни от кросса, ни от контрольной.

7. Мама, купи мне лыжи!

Зимой вместо уроков в спортзале во многих школах устраивают занятия на лыжах. Вот только самих лыж в большинстве школ нет. Ученикам и их родителям предлагают купить за собственный счёт лыжи, ботинки к ним и прочую амуницию. Конечно, на 11 лет одной пары лыж не хватает, ребёнок-то растёт.

8. Проблемы с инвентарём

Как показывает практика, в школах отсутствует не только лыжный инвентарь, но и не всегда имеется достаточное количество баскетбольных и теннисных мячей. В футбол частенько играют мячом волейбольным, матов для всех тоже не хватает, шведская стенка висит на соплях, а канат покрылся вековой пылью. Как-то не до рекордов, да?

9. Оставил лыжи в школе — можешь о них забыть

А это отдельный пунктик для хейтеров физкультуры. Таскать с собой лыжи раз или два в неделю в школу и обратно — удовольствие крайне сомнительное. Но что остаётся делать, если администрация не несёт ответственности за оставленные в школе вещи.

10. Третий урок физкультуры: лишний или необходимый?

Изначально планировалось, что третий урок физкультуры будет отличаться от первых двух и приобретёт некую специализацию. Например, девочки будут ходить на шейпинг и аэробику, а мальчики в это время будут играть в футбол или заниматься в тренажерном зале. На деле же третий урок проходит так же, как и первый, и второй.

11. Спорт физкультуре рознь

Ребятам, серьёзно занимающимся спортом, задания на уроке — на раз плюнуть. А неспортивным школьникам приходится тяжко уже на разминке. Из-за такого разнородного состава учащихся проводить по-настоящему увлекательные уроки довольно трудно.

12. Физкультурник в трениках

Плохой учитель описывает, хороший — объясняет, отличный — показывает, а великий — вдохновляет. От учителя физкультуры мы ждём инициативности, предприимчивости и любви к физической деятельности. А на деле в школах нередко встретишь физкультурника, который в потёртых тренировочных штанах все 45 минут не отрывает пятую точку от стула, и уже давно позабыл, что такое здоровый образ жизни.

mel.fm