Спортивная тренировка - это процесс всестороннего воспитания спортсмена, который обеспечивает равномерное развитие его физических, спортивно-технических, моральных и волевых качеств и содействует его интеллектуальному развитию и культурному росту.
Принцип единства всесторонней и специальной направленности выражается в сочетании общей и специальной физической подготовки спортсмена.
Добиться высоких результатов в спорте можно только при условии специализации, которая предусматривает преимущественное совершенствование навыков, умений и психологической подготовки, характерных для избранного упражнения.
Это осуществляется многолетними регулярными занятиями, настойчивым овладением спортивным мастерством, подбором средств и методов общей физической подготовки.
Спортивное совершенствование, кроме того, зависит от общего развития спортсмена и специальных знаний, которые нужно постоянно пополнять.
В современных условиях высоких спортивных результатов можно добиться лишь на основе непрерывной и круглогодичной тренировки.
Непрерывность процесса спортивной тренировки представляет собой не только методическую, но и физиологическую необходимость Но в то же время принцип непрерывности тренировки должен предусматривать и отдых от напряженной специализированной работы.
Перерывы в специализированной подготовке не должны отрицательно сказываться на спортивном мастерстве.
Сложность правильного построения тренировочной работы заключается в том, что в отличие от физического нервное утомление может накапливаться незаметно и проявляться уже тогда, когда наступило переутомление. Само по себе утомление не является вредным для здорового организма. Напротив, чередование утомления и отдыха - необходимое условие совершенствования функциональных свойств организма. В результате многократного чередования утомления с последующим отдыхом неуклонно совершенствуются функции организма, повышается его работоспособность и выносливость.
Следует иметь в виду, что не отдохнувший организм не в состоянии полноценно воспринимать последующую тренировку. Каждый тренер должен постоянно помнить, что правильная дозировка тренировочных нагрузок находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, от его самочувствия, от уровня тренированности в данный момент, поэтому давать одинаковый объем нагрузки всем стрелкам команды на всех этапах тренировки неправильно. Дифференцированно надо подходить и к определению интенсивности тренировки.
Нагрузка на организм при максимальных физических и нервных напряжениях закономерно вызывает определенные сдвиги в организме. На определенных этапах спортивной тренировки, когда стрелок приобретает определенные навыки, максимальные нагрузки становятся обязательными.
Максимальные нагрузки, которые превышают соревновательные нагрузки в полтора-два раза, нужно давать строго индивидуально. Каждый тренер должен соблюдать методические требования к применению принципа постепенного повышения нагрузок и использования максимальных нагрузок в тренировке.
Третьим обязательным условием применения максимальных нагрузок является предварительная подготовка спортсменов к этим нагрузкам с учетом индивидуальных возможностей спортсменов.
Одним из требований спортивной тренировки является повторение тренировочного цикла через определенные промежутки времени на более высоком уровне. В стрелково-стендовом спорте постоянно встречаются с понятиями годичного, месячного и недельного циклов тренировки.
Годичный цикл спортивной тренировки состоит из трех фаз: приобретения спортивной формы, относительной стабилизации спортивной формы и временной утраты спортивной формы.
Фазы эти ежегодно воспроизводятся, но каждый раз на более высокой основе.
Тренировочный цикл включает в себя три периода:
подготовительный, обеспечивающий приобретение спортивной формы;
основной, или период ответственных соревнований, обеспечивающий сохранение и совершенствование подготовленности спортсмена;
переходный, создающий предпосылки для нового цикла тренировок за счет использования различных видов активного отдыха.
Отрезки времени в 7-10 дней называются малыми тренировочными циклами. Они могут иметь различную направленность и продолжительность. Необходимость в них диктуется повторностью применения средств тренировки и необходимостью соблюдать меру нагрузки, но, как правило, в каждом последующем цикле тренировки (например, в недельном) предусматривается определенное нарастание этих нагрузок как по объему тренировки, так и по ее интенсивности. Малые циклы применяются и в подготовке к соревнованиям среднего масштаба.
К ответственным соревнованиям подготовка проводится, как правило, на сборах продолжительностью 15-30 дней и более. Каждый такой сбор имеет свой цикл, он планируется с учетом тренировки спортсменов. По объему и интенсивности нагрузки тренировочный цикл сбора для каждого спортсмена должен быть строго индивидуальным.
studfiles.net
Содержание
1. Понятие о спортивной тренировке
2. Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая
3. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена
4. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная
5. Средства ОФП
6. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость
7. Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность
8. Пульс покоя и после нагрузки
9. Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании»
10. Роль разминки в учебно-тренировочном занятии
11. Понятия: состояние боевой готовности, стартовая апатия, стартовая лихорадка
12. Литература
1. Понятие о спортивной тренировке.
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться Максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.
2. Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.
1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.
Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.
2. Системно вводить дополнительные трудности.
Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.
3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена (табл. 5.4), а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.
3. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена.
В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
· метод регламентированного упражнения;
· игровой метод;
· соревновательный метод;
· словесные и сенсорные методы.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.
4. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная.
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
• достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
• приобрести общую выносливость;
• повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
• увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
• улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
• научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.
Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
mirznanii.com
Каждый человек знает, что утренние пробежки полезны для здоровья. С их помощью можно привести своё тело в поря...
Занимаясь даже по самой лучшей, грамотно подобранной фитнес-программе, со временем вы заметите, что эффект ее ...
Со времен школы нам знакомы уроки физкультуры. Нас заставляли бегать, сдавать нормативы, участвовать в зарница...
Многие посетители тренажёрного зала не раз задавались вопросом тренировок пресса, один из которых – в быстром ...
Кто из нас не скакал на скакалке, когда был маленьким? С подскоком, с поворотами, на одной ноге, перекрестно? ...
Подтянутый пресс в домашних условиях – совсем не проблема. Ни для кого, конечно, не секрет, что не всем по кар...
В этой статье будет рассказано о том, как накачать мышцы в домашних условиях, без посещения спортзала, совмеща...
Результативность силового спорта зависит от многих факторов, однако без оптимизации тренировочного процесса пр...
Данный комплекс упражнений уже имеет высокий рейтинг эффективности среди людей, потому у многие стали задавать...
Каждый спортсмен должен быть сильным. С этим утверждением не поспорить. Сильные спортсмены гораздо быстрее раз...
menside.ru
Спортивная тренировка - целенаправленный процесс, в котором спортсмены в соответствии со своими желаниями и амбициями стремятся достичь свои цели и решить свои задачи. Тем не менее, соревновательные виды спорта имеют одну общую специфическую цель - достижение совершенства в избранном виде спорта. Эта уникальная особенность тренировки на высокий результат отличает её от другой спортивной деятельности типа общего фитнеса, школьной физкультуры или профессионально ориентированной физической подготовки военных, полицейских и т.д. Эта общая цель может быть обозначена более конкретно в пределах определённого сезона подготовки или нескольких лет подготовки. В видах спорта, где скорости, дистанции, усилия и другие показатели регистрируются, она может быть выражена в определённом результате, для достижения которого тренируются спортсмены; в других видах спорта это может быть положение в мировом рейтинге и т.д.
Иерархия целей в подготовке спортсменовИерархия этих целей может быть представлена как пирамида, в которой вершина выражает общую задачу достижения спортивного совершенства (рис.).
Очевидно, что главные цели определяют долгосрочную мотивацию спортсменов, образ их жизни, привычки и поведение. Средний уровень пирамиды показывает цели тренировки: развитие физических качеств, технического мастерства, знание тактики и стратегии, поддержание здоровья, приобретение специфических по виду спорта знаний. Конечно, каждый вид спорта требует собственного набора целей, которые должны быть адаптированы к его конкретным условиям. Общеизвестно, что содержание и особенности тактических навыков в игровых видах спорта значительно отличаются от таковых в видах спорта на выносливость или силовых.
Основание пирамиды целей сформировано целями тренировки, которые соответствуют конкретным задачам отдельных тренировок или упражнений. Например, целью жима лежа с субмаксимальным весом является развитие максимальной силы мышц верхней части тела. Другими словами, цели тренировки - это самые простые и ясные задачи, влияющие на содержание и величину нагрузки в конкретных тренировках. Цели тренировки касаются развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости), технических навыков или их элементов, тактических способностей и/или познавательных процессов. Обычно для одной тренировки выбирают не более двух или трёх целей.
Определение цели имеет огромное значение для подготовки спортсменов высокой квалификации и требует особого внимания и компетентности тренера. Как уже было отмечено, лучшим вариантом здесь является максимально точная (насколько это возможно) постановка главной задачи. Это означает, что тренер должен проанализировать имеющиеся возможности спортсмена и сделать реалистичный прогноз на будущее. Этот прогноз может меняться на основании двух факторов: достигнутых спортсменом результатов и темпа, с которым он прогрессирует. Очень важно, чтобы основные цели были амбициозными, хорошо обоснованными и признанными спортсменом как чрезвычайно важные и достижимые.
Всё вышеизложенное годится и для определения целей тренировки. Очень желательно проецировать эти цели на количественные показатели при решении двигательных, технических и тактических задач, а также, если возможно, и на антропометрические характеристики. Такой количественный подход к решению этих задач ведёт к созданию «персональной модели» оптимального состояния спортсмена.
Постановка целей - обязательная часть планирования тренировки. Обычно постановка целей тренировки редко создаёт трудности; они могут начаться при составлении соответствующей тренировочной программы.
Цели тренировки касаются в основном определенных аспектов спортивной работоспособности, однако в профилактической медицине или реабилитации они частично относятся к повседневной работоспособности. На рис. представлены наиболее важные факторы спортивной работоспособности.
Дополнительно следует упомянуть такие факторы, как условия окружающей среды (температуру воздуха, высоту над уровнем моря), питание спортсмена и другие аспекты, которые могут значительно влиять на работоспособность.
В связи с факторами, влияющими на работоспособность, при планировании выделяют различают двигательные, когнитивные и эмоциональные цели тренировки (Letzelter, 1997).
Если в процессе тренировки необходимо развить двигательные навыки, то на основе поставленных задач должны быть правильно определены объемы нагрузки.
Величина нагрузки, которую также называют параметрами тренировки, нормативами или компонентами нагрузки, определяет внешнюю нагрузку на спортсмена при тренировке. В зависимости от индивидуальных возможностей спортсмена она может быть различной. Если тренированный атлет должен выжать 80 кг в положении лежа, то, вероятно, им не будет это восприниматься как особо высокая нагрузка. Человеку нетренированному такая задача покажется практически невыполнимой и будет восприниматься им как слишком высокая нагрузка. Хотя речь идет в обоих случаях об одной и той же (внешней) нагрузке, она будет связана с совершенно разной степенью усилия, необходимого в каждом отдельном случае.
Использование тренировочных нагрузок преследует различные цели.
От нормативов нагрузки зависит структура нагрузки, т. е. «в каком объеме, насколько интенсивно и часто, в течение какого времени и с какими интервалами выполняется тот или иной вид упражнений» (Martin et al., 2001). Таким образом, нормативы дают важные сведения о длительности, плотности, об интенсивности, а также объеме раздражения.
Когда необходимо более точно охарактеризовать выполнение упражнения, также принимают во внимание и качество выполнения движений как дополнительный показатель величины нагрузки (Schnabel et al, 2005). Таким образом, сложность раздражения может рассматриваться и как величина нагрузки. При этом воздействие комбинации различных видов раздражения иногда значительно отличается от воздействия отдельно взятых видов. Это показывает, например, эксцентрическо-концентрическая силовая тренировка, при которой комплексный эффект различных видов раздражения отличается от результатов воздействия каждого вида в отдельности (Weineck, 2007).
Особое значение имеет правильный выбор интенсивности раздражения. Она является решающим критерием в процессе достижения запланированного эффекта. Однако часто бывает так, что абсолютно одинаковая интенсивность в процессе одной тренировки не позволяет достичь определенного эффекта. Решается эта задача при учете индивидуальных характеристик спортсмена и в зависимости от них определении пределов интенсивности тренировки. В табл. дан пример диапазона интенсивности, разделенного на категории: малая, умеренная, средняя, субмаксимальная, максимальная. Указанная область частоты сердечных сокращений основана на данных, полученных в результате тренировки взрослых спортсменов в возрасте 20-30 лет.
Запомните: Нормативы нагрузки — это взаимосвязанные и взаимодействующие аспекты управления тренировочной нагрузкой. На практике не всегда легко разграничить их друг от друга.
В процессе силовой тренировки взаимодействие нормативов нагрузки особенно очевидно. Высокая и предельная интенсивность не может сочетаться с большим количеством упражнений. Высокая интенсивность имеет «обратное» влияние на объем тренировки. Продолжительность нагрузки вместе с объемом нагрузки (длиной дистанции) при тренировке на выносливость определяет подобным образом уже и интенсивность бега как объективно измеряемую величину «внешней» нагрузки. Поэтому в данном случае нет необходимости помимо объема и продолжительности нагрузки дополнительно указывать еще и интенсивность.
Диапазоны интенсивности нагрузки в зависимости от задач по развитию физической формы и координации
Интенсивность | Сила, % от максимальной силы | Взрывная сила, % от максимального импульса | Скорость, % от максимальной скорости движения | Выносливость, % от максимального потребления кислорода |
Незначительная | 30-50 | 30-50 (ЧСС130-140) | ||
Легкая | 50-70 | 50-60 (ЧСС 140-150) | ||
Средняя | 70-80 | 60-75 (ЧСС 150-165) | ||
Субмаксимальная | 80-90 | <90 | 85-95 | 75-85 (ЧСС 165-185) |
Максимальная | 90-100 | 90-100 | 95-100 | 85-100 (ЧСС >180) |
Интенсивность нагрузки — это категория, которая в качестве поставленной задачи воспринимается спортсменами по-разному. Установление величины нагрузки и, соответственно, программа тренировки основаны на способности достижения поставленной цели. Тем не менее помимо этого существует ряд общих аспектов, учет которых в той или иной степени дает уверенность в правильности планирования. Их обычно называют принципами тренировки.
sportwiki.to
К основным средствам спортивной тренировки относятся физические упражнения и реабилитационные мероприятия, способствующие интенсифицированию восстановительных процессов в организме спортсмена. Частично мы уже касались этих вопросов в наших предыдущих обзорах. И, поскольку основные средства восстановления атлетов мы уже подробнейшим образом рассмотрели в соответствующей статье нашего сайта, сейчас детально разберем именно физические упражнения. Причем речь сегодня пойдет не столько о бодибилдинге или фитнесе, - а о спорте в целом. Описанные ниже принципы характерны для практически любой разновидности спорта, кроме шахмат и шашек, конечно же..
Физические упражнения делятся на упражнения общего и специального воздействия, а также на основные упражнения, составляющие содержание соревновательной деятельности того или иного вида спорта (смотрите рисунок).
Упражнения общего воздействия призваны решать задачи, связанные с общим развитием основных физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты, гибкости, а также с повышением функциональных возможностей внутренних органов и систем организма спортсмена.
Упражнения специального воздействия делятся на три основных группы: подготовительные, подводящие и собственно специальные:
Говоря о физических упражнениях, нужно иметь в виду не изолированное их воздействие на организм спортсмена (хотя и это не исключено), а диалектическую логическую связь и взаимодействие в последовательном решении поставленных педагогических задач в ходе обучения и спортивной тренировки. Такое взаимодействие имеет место как при сочетании отдельных упражнений в тренировочном занятии в целом, так и в отдельном микроцикле, этапе и периоде спортивной тренировки.
Постепенное увеличение длительности и интенсивности выполняемых упражнений способствует трансформации количественных накоплений в ходе тренировочного процесса в прогрессирующих показателях результата. Вместе с тем не все упражнения и не всегда могут оказывать положительное воздействие на спортивную подготовленность и результат спортсмена. Например, чрезмерное увлечение упражнениями с отягощениями, гипертрофируя мышечную ткань, не способствует повышению относительной силы, необходимой для спортсменов в большинстве видов спорта. Поэтому в настоящий момент речь уже идет не только о специализированном развитии физических качеств в конкретном подвиде спорта, но и о специфике средства скоростно-силовой подготовки в связи с типологическими особенностями спортсмена в одном и том же виде спорта.
Таким образом, со всей очевидностью наметилась тенденция дифференцированно-специализированной физической подготовки атлета не только в выбранной разновидности спорта, но и в связи с спецификой его тактико-технического мастерства и конституциональными особенностями организма.
Возвращаясь с учетом вышеизложенного к вопросу о взаимосвязи упражнений различного направления, следует подчеркнуть, что эффект их тренирующего воздействия зачастую зависит от целого ряда условий и всевозможных факторов.
Например, рассмотрим подход построения специальных упражнений для развития прыгучести и в целом совершенствованием навыков атакующего удара волейболиста. В данном варианте, при постановке такой цели возникает целый ряд частных подзадач:
Сперва, выполняются сеты прыжковых упражнений, родственных по координационной структуре к изучаемому или совершенствуемому приему, которые проводятся с усложняющимися поддействиями в каждой попытке и от связки попыток к другой связке. К примеру, тренирующиеся спортсмены в прыжках толчком ног одновременно с маховыми движениями рук в последовательных сериях перепрыгивают через заранее подготовленный ряд гимнастических лавок. В последующих попытках первоначальные два препятствия остаются теми же, а очередные две или три скамьи постепенно возвышают.
Вышеуказанный подход требует от учеников постепенного увеличения усилий, которые при таком продолжении этого метода доводятся до максимума. В паузах между подходами тренирующиеся выполняют легкий бег «трусцой» с расслаблением мышц руки и туловища, что будет способствовать их активному отдыху и качественному протеканию процессов восстановления «работающих» мышц.
Причем, только на этом решение общей целевой задачи не завершается, тренирующиеся приступают к выполнению либо подводящих упражнений, либо к специальным упражнениям, делая серии атакующих ударов через сетку, - фактически выполняют уже специальные упражнения. Специфика и технология их выполнения также может быть различной. В случае, если происходит становление навыков в технике атакующего удара, то после каждого подхода или ряда их инструктор делает ученикам соответствующие замечания, для исправления недочетов и внесения коррекций в те или иные их движения. В вариации же спортивного совершенствования, где нужны уже высокоинтенсивные нагрузки, собственно специальное упражнение проводится с большой плотностью, подходы следуют один за другим с паузой всего 10-15 секунд, что достигается при помощи специального тренажера - «наклоненной мишени». Далее следует активный отдых и затем серии попыток повторяются.
Таким образом, реализуется взаимосвязь между упражнениями общего и специального воздействия для решения поставленной педагогической задачи.
Аналогичный принцип состоит в поэтапном постепенном повышении сложности тренировочного воздействия, что может быть достигнуто сменой темпа выполнения упражнений, изменением исходных положений, использованием дополнительного оборудования и тренажерных устройств.
Переходя дальше к изучению методики задействования собственно специальных упражнений, нужно подчеркнуть, что в настоящий момент в связи с необходимостью контроля и управления тренировочным процессом всё четче намечается тенденция двуединого применения специальных упражнений, используемых как с целью оказания тренирующего воздействия, так и тестирования, которое позволяет получать информацию о физическом состоянии спортсменов и их спортивном результате.
Подобный подход имеет свою давнюю историю в легкой атлетике, плавании, но в настоящее время осуществляется на более высоком уровне с помощью использования радиотелеметрических систем связи, позволяющих получать срочную информацию о изменениях ЧСС спортсмена непосредственно в ходе выполнения специальных упражнений. Так, в качестве наглядного примера можно привести экспериментальные данные В. А. Терещенко, проводившего собственно специальные «упражнения- тесты» у пловцов при проплывании 50-метровых отрезков в режиме одной минуты.
Для управления процессом тренировки используются также пульсотахометры и автокардиолидеры, которые способствуют выполнению собственно специальных упражнений в определенной зоне мощности физической работы по показателям ЧСС.
Такой подход выгоден тем, что, с одной стороны, дает возможность следить за физическим состоянием спортсмена непосредственно в ходе тренировки, а с другой - не требует дополнительного тестирования, вызывающего определенные (иногда значительные) энергозатраты спортсменов.
В качестве количественных характеристик выполняемых упражнений (их объема) могут служить: число повторений, длительность выполнения упражнений, суммарный метраж и километраж проделанной работы.
Качественные показатели (интенсивность) выражаются в количестве повторений в единицу времени и в трудности тренировочных заданий (например, число повторных максимумов в тренировке тяжелоатлетов).
Диалектически же нельзя отрывать количественные показатели выполняемых упражнений от их качественных характеристик - они всегда находятся в тесной связи и взаимозависимости. Чем интенсивнее и труднее производимая работа, тем меньше ее длительность (зоны мощности работы по В. С. Фарфелю). Необходимо подчеркнуть, что собственно специальные упражнения могут иметь различную направленность в тренировке спортсмена. С одной стороны, они могут служить для многократного совершенствования спортивной техники (например, броски в корзину с точек в баскетболе), с другой - для «оттачивания» тактического взаимодействия между партнерами по команде (например, совершенствование отдельных тактических комбинаций и систем игры в футболе, хоккее и других спортивных играх).
Подготовительные упражнения, предназначенные для специализированной физической подготовки, также могут носить локальный, региональный или глобальный характер. Например, на основании модельных показателей динамографического профиля топографии мышечной силы можно выяснить, что тот или иной спортсмен отстает в развитии силы определенной группы мышц, несущих большую нагрузку при выполнении основного двигательного навыка. В этом случае с помощью специально подобранных подготовительных упражнений, соответствующих биомеханической структуре основного двигательного навыка, осуществляется локальное или региональное воздействие на данную группу мышц и периодически проводятся замеры силы этих мышц с помощью методики Б.Рыбалко.
При недостаточном уровне выносливости, как правило, выполняются упражнения глобального характера, оказывающие влияние на весь организм в целом.
Подводящие упражнения преимущественно связаны с локальным или региональным воздействием на формирование отдельных движений или фаз двигательного действия в сложно-координационных двигательных навыках.
Таким образом, необходимо заметить, что использование специальных упражнений различной направленности находится в тесной логической связи и обусловлено уровнем физической и технико-тактической подготовленности спортсмена. Основной целью их применения является доведение двигательного потенциала спортсмена до модельных показателей ведущих мастеров спорта.
www.fitness-bodybuilding.ru
Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и мышцы начнут расти сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.
Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.
Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.
Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.
Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.
Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.
Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.
Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.
И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.
Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.
Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.
Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.
Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.
В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.
Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.
Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.
Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.
Введение такого метода в свой тренировочный график на этапе сушки позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. Для круговой тренировки характерны строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.
Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.
Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.
При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.
Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен развивает не только физические, но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.
А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!
Вконтакте
Google+
Одноклассники
fit-ness24.ru
Женская тренировка подразделяется на два типа, оба из которых основаны на одних и тех же принципах, но, тем ни менее, немного различаются между собой. Что же касается программы тренировок для женщин и программы...
Читать далее 09 Фев 2017 692 0Тренировка пресса – это проработка мышечных волокон и избавление от лишнего веса. Пресс представляет со- бой цельную мышцу, сквозь которую проходит ряд сухожилий, которые и создают впечатление кубиков. Кубики пресса ...
Читать далее 09 Фев 2017 701 0Синергисты груди Прежде, чем описывать суть тренировки синергистов, я скажу, что такое вообще “мышцы-синергисты”. Итак, по характеру своего действия мышцы делятся на 3 типа: агонисты, антагонисты и синергисты. Агонист...
Читать далее 09 Фев 2017 1829 1Тренировка на фитболе предполагает использование ряда специализированных упражнений, которые помогают достигнуть желаемой цели. Чаще всего, занимаясь фитнесом, женщины желают похудеть. Использовать фитбол для...
Читать далее 09 Фев 2017 748 1Силовая тренировка для женщин все равно будет специфичной. Дело в том, что у женщин недостаточно тестостерона, что бы использовать классические программы тренировок на силу. Мужчина, выполняя базовое упражнение в...
Читать далее 09 Фев 2017 851 1Правильная мотивация Без мотивации толком ничего не добиться – это все понимают, а вот как делать это эффективно знают не все. Использовать чужой пример для самомотивации не всегда эффективно (подробнее об этом...
Читать далее 09 Фев 2017 596 0Рельефный пресс Красивый, рельефный пресс – мечта многих. Для некоторых эта мечта кажется несбыточной, но на самом деле реально всё! И выраженный рельеф прямой и косых мышц живота вполне реальная цель, а не просто...
Читать далее 09 Фев 2017 492 0Выпады Ягодицы… Это ли не самая интересная зона для активной работы над ней?.. =) Особенно для девушек, готовящихся к летнему сезону. И, как это бывает, тренировочных программ на ягодицы в женских и фитнес-журналах...
Читать далее 09 Фев 2017 542 0План тренировок в тренажёрке Приобретая абонемент в фитнес-клуб, клиенты часто задумываются, а как, собственно, начать заниматься? Сколько раз в неделю ходить, какие зоны прорабатывать и как их компоновать, что...
Читать далее 09 Фев 2017 1750 2pro-sport-info.ru